Юридические исследования - История экономических учений Ядгаров Я. С. -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: История экономических учений Ядгаров Я. С.


    Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в вышедших ранее двух изданиях – сначала в «Экономике» (1996) и затем в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклассово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции теоретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.

    В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой.

    Предназначен для студентов экономических специальностей вузов. Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой области.


    Я. С. Ядгаров
    ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

     

    3-е издание

    УЧЕБНИК

    Рекомендован

    Министерством общего

    и профессионального образования

    Российской Федерации

    в качестве учебника для студентов

    высших учебных заведений,

    обучающихся по экономическим

    специальностям

    Москва

    ИНФРА-М

    2000


    УДК 330. 1(075. 8)

    ББК 65-5я73

    Я 32

     

    Ядгаров Я. С.

    История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание.– М.: ИНФРА-М, 2000.– 320 с.

    ISBN5-16-000378-9

     

    Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в вышедших ранее двух изданиях – сначала в «Экономике» (1996) и затем в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклассово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции теоретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.

    В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой.

    Предназначен для студентов экономических специальностей вузов. Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой области.

     

    ББК 65-5я73

     
    ISBN 5-16-000378-9 
    © Ядгаров Я. С, 1999

    © Издательский Дом «ИНФРА-М», 1999, 2000


     

    Редактор Басырова З. А.

    Корректор Морозова Е. А.

    Компьютерная верстка Волковой Г. А.

    Оформление серии Е. А. Доний

     Подписано в печать 20. 11. 98. Формат 60x88/16

    Усл. печ. л. 9,6. Печать офсетная. Гарнитура «Таймс».

    Доп. тираж 6000 экз. Цена договорная.

    Заказ 818

    ЛР № 070824 от 21. 01. 93 г.

    Издательский Дом «ИНФРА-М» 127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

    Тел.: (095) 485-7063, 485-7177

    Факс: (095) 485-5318. Робофакс: (095) 485-5444

    E-mail: [email protected] ru

    http://www. infra-m. Ru

    Отпечатано в ОАО "Типография №9"

    109033, Москва, ул. Волочаевская, д. 40 (095) 362-89-59

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    От автора

    Тема 1. Предмет, метод и структура курса истории экономических учений

    §1. Почему изучают историю экономических учений

    §2. О структуре курса истории экономических учений

    Вопросы и задания для контроля

     

    Раздел первый

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

     

    Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья

    §1. Экономическая мысль древнего мира

    §2. Экономическая мысль средневековья

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 3. Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений

    §1. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли

    §2. Особенности раннего и позднего меркантилизма

    §3. Историческое значение меркантилизма

    Вопросы и задания для контроля

     

     

    Раздел второй

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     

    Часть первая

    КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

     

    Тема 4. Общая характеристика классической политической экономии

    §1. Что такое классическая политическая экономия

    §2. Этапы эволюции классической политической экономии

    §3. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 5. Первый этап эволюции классической политической экономии

    §1. Экономическое учение У. Петти

    §2. Экономическое учение П. Буагильбера

    §3. Ф. Кенэ – основоположник учения физиократов

    §4. Экономическое учение А. Тюрго

    Вопросы и задания для контроле

     

    Тема 6. Второй этап эволюции классической политической экономии. Учение Адама Смита

    §1. Предмет и метод изучения

    §2. Особенности теоретических разработок

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 7. Третий этап эволюции классической политической экономии

    §1. Экономическое учение Д. Рикардо

    §2. Экономическое учение Ж. Б. Сэя

    §3. Экономическое учение Т. Мальтуса

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 8. Четвертый этап эволюции классической политической экономии

    §1. Экономическое учение Дж. С. Милля

    §2. Экономическое учение К. Маркса

    Вопросы и задания для контроля

     

    Часть вторая

    ПРОТИВНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

     

    Тема 9. Концепции реформ экономистов-романтиков

    §1. Экономическое учение С. Сисмонди

    §2. Экономическое учение П. Прудона

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 10. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов

    §1. Общая характеристика утопического социализма первой половины XIX в.

    §2. Экономические воззрения Н. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 11. Историческая школа Германии

    §1. Общая характеристика немецкой исторической школы

    §2. Методологические особенности исторической школы Германии

    Вопросы и задания для контроля

     

    Часть третья

    МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

     

    Тема 12. Общая характеристика маржинализма

    §1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция»

    §2. Особенности этапов «маржинальной революции»

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной революции»

    §1. Экономическое учение К. Менгера

    §2. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера

    §3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»

    §1. Экономическое учение А. Маршалла

    §2. Экономическое учение Дж. Б. Кларка

    §3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето

    Вопросы и задания для контроля

     

    Раздел третий

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     

    Часть первая

    ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ И РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

     

    Тема 15. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли

    §1. Общая характеристика институционализма

    §2. Концепции реформ основоположников институционализма

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 16. Теории рынка с несовершенной конкуренцией

    §1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

    §2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

    Вопросы и задания для контроля

     

    Часть вторая

    ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

     

    Тема 17. Кейнсианство

    §1. Экономическое учение Дж. М. Кейнса

    §2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 18. Неолиберализм

    §1. Концепция социального рыночного хозяйства

    §2. Чикагская школа монетаризма

    Вопросы и задания для контроля

     

    Часть третья

    ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКТРИН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

     

    Тема 19. Концепция неоклассического синтеза

    §1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза»

    §2. О новых версиях концепции «неоклассического синтеза»

    Вопросы и задания для контроля

     

    Тема 20. «Олимп» современной экономической мысли: «Экономикс» П. Самуэльсона

    §1. Основные вехи научной биографии

    §2. Краткий очерк истории экономических доктрин

    §3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона

    Вопросы и задания для контроля

     

    Примечания

    Тестовые контрольные вопросы по дисциплине

    Примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу «История экономических учений»

    Важнейшие термины и понятия

     

    Моим родителям – Ядгаровым Семену Михайловичу

    и Софии Николаевне – посвящается

     

    От автора

    В данном, третьем издании учебника, как и в предыдущих двух, изложение материала осуществлено с нетрадиционных теоретико-методологических позиций. Нетрадиционных в том смысле, что в нем исключен идеологизированный принцип характеристики эволюции экономической мысли и поэтому отсутствует деление теорий экономистов на «западную», «буржуазную», «пролетарскую» и т.п. Кроме того, в структуре учебника экономические учения различных эпох, этапов и периодов классифицируются не по классово-формационному критерию, а по критерию перерастания натурально-хозяйственных отношений в рыночные экономические отношения, в том числе регулируемые государством.

    Учебник подготовлен на базе значительного числа первоисточников, в числе которых труды крупных авторитетов современности в области экономической науки, включая нобелевских лауреатов по экономике. Это, по замыслу автора, позволит читателю, с одной стороны, познакомиться с непосредственными теоретическими суждениями так называемых классиков и неоклассиков либо кейнсианцев и неолибералов, а с другой – лучше осмыслить различные оценки и интерпретации творческого наследия представителей основных школ и направлений экономической мысли.

    Из 20 тем, выделенных в учебнике, первая посвящена вопросам предмета и метода изучения истории экономических учений и особенностям структуры этой учебной дисциплины. Вторая и третья темы охватывают экономические учения дорыночной эпохи. С 4-й по 8-ю тему речь идет об эволюции классической политической экономии, а с 9-й по 11-ю – о творческом наследии противников этого направления экономической мысли. Сущность маржинализма и особенности формирования неоклассического направления экономической мысли рассматриваются с 12-й по 14-ю тему.

    Наконец, с 15-й по 20-ю тему излагается новейшая история экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании институциональных концепций социального контроля общества над экономикой, теорий рынка с несовершенной конкуренцией, а также доктрин государственного регулирования экономики и неоклассического синтеза.

    В целях обеспечения предпосылок для лучшего усвоения содержательной части учебного материала каждая тема, как и во втором издании, заканчивается вопросами и заданиями для контроля и списком рекомендуемых литературных источников. Но в отличие от второго данное издание «разгружено» от части прилагавшихся там методических материалов (как-то: программа курса и планы семинарских занятий по дисциплине), поскольку очевидно, что их разработка является все же прерогативой соответствующих вузовских подразделений.

    Одновременно с этим сохранен и заметно конкретизирован примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен (зачет), который систематизирован в форме билетов. Кроме того, принципиально новым элементом методического свойства в данном издании учебника являются прилагаемые тестовые контрольные вопросы, охватывающие всю тематику изучаемой учебной дисциплины.

    Таким образом, благодаря осуществленным уточнениям, изменениям и добавлениям третье издание учебника, надо полагать, послужит тем высоким целям и задачам, которые стоят на современном этапе перед российской системой экономического образования и экономической наукой в целом.

    Москва, январь 1999 г.