Юридические исследования - Цены и ценообразование Т.А. Слепнева Е.В. Яркин -

На главную >>>

Иные околоюридические дисциплины: Цены и ценообразование Т.А. Слепнева Е.В. Яркин


    В книге рассмотрены проблемы цен и ценообразования в условиях рынка.

    Освещены: понятие, сущность и роль цен в рыночной экономике, цены в условиях маркетинга, особенности ценообразования на различных типах товарных рынков, методика ценообразования, анализ влияния цен и ценообразующих факторов на результаты предпринимательской деятельности, государственная политика в области ценообразования, цены на рынке ценных бумаг, цены во внешне-экономической деятельности. Излагается зарубежная практика в области цен и ценообразования.

    Рассчитана на студентов вузов, обучающихся по широкому кругу экономических специальностей, а также на практических работников.


    ВОПРОС – ОТВЕТ

    серия основана в 2000 г.

     

     

     

    Т.А. Слепнева Е.В. Яркин

     

     

     

     

    Цены и ценообразование

     

     

    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Москва

    ИНФРА-М

    2001

     


     

    ББК 65.422я73

    УДК 338.5(075.8)

    С47

     

    С47 Слепнева Т.Л., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2001. – 200 с. – (серия «Вопрос – ответ»).

     

    ISBN 5-16-000768-7

     

    В книге рассмотрены проблемы цен и ценообразования в условиях рынка.

    Освещены: понятие, сущность и роль цен в рыночной экономике, цены в условиях маркетинга, особенности ценообразования на различных типах товарных рынков, методика ценообразования, анализ влияния цен и ценообразующих факторов на результаты предпринимательской деятельности, государственная политика в области ценообразования, цены на рынке ценных бумаг, цены во внешне-экономической деятельности. Излагается зарубежная практика в области цен и ценообразования.

    Рассчитана на студентов вузов, обучающихся по широкому кругу экономических специальностей, а также на практических работников.

     

    ББК 65.422я73

     
    ISBN 5-16-000768-7 
    © Слепнева Т.А., Яркин Е.В., 2001


     

    Корректор Э.Б. Прудникова

    Компьютерная верстка В.Г. Курочкин

    Оформление серии Е.А. Доний

     

    ЛР№ 070824 от 21.01.93

    Подписано в печать 10.08.2001 г. Формат 60x88/16.

    Усл. печ. л. 12,25 Тираж 6000 экз. Заказ 2380

     

    Издательский Дом «ИНФРА-М»

    127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

    Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-00.

    Факс:(095)485-53-18.

    E-mail: [email protected] http://www.infra-m.ru

     

    ГУП «Великолукская городская типография»

    Комитета по средствам массовой информации и связям

    с общественностью администрации Псковской области,

    182100, Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

    Тел./факс: (811-53) 3-62-95

    E-mail: [email protected]

     

    Светлой памяти

    Глушкова Николая Тимофеевича,

    бывшего Председателя Государственного

    Комитета СССР по иенам

    Посвящается

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Предисловие

     

    Глава 1. Понятие, сущность и роль цен в рыночной экономике

     

    Каковы основные понятия рынка, которые аккумулируются в ценах, составляя их сущность?

    Каков механизм приобретения товара?

    Каково понятие цены как основной категории рынка?

    Каковы основные понятия и принципы рыночной экономики?

    Какие функции выполняют цены в рыночной экономике?

    Каковы организационные формы предпринимательской деятельности на отечественном рынке?

    Каковы условия и виды рыночного ценообразования?

    Каковы роль и значение цен в предпринимательской деятельности?

    Какова роль цен в достижении сбалансированности общественной экономики?

    Каков механизм установления с помощью цен равновесия спроса и предложения товаров на рынке?

     

    Глава 2. Цены в условиях маркетинга

     

    Каково определение маркетинга?

    Какова социально-экономическая сущность маркетинга?

    Каким образом понятие маркетинга совмещает интересы общества в целом и отдельных предпринимателей?

    Как осуществляется процесс управления маркетингом?

    Каковы методы и содержание анализа рыночных возможностей?  

    Как осуществляется отбор целевых рынков?

    Каков состав комплекса маркетинга?

    Каким образом осуществляется претворение в жизнь маркетинговых мероприятий?

    Что включает система планирования маркетинга?

    Какова система организации службы маркетинга?

    Что включает система маркетингового контроля?  

    Что такое маркетинговая среда и какова ее роль в предпринимательской деятельности?

    Каковы основные факторы микросреды функционирования предприятия?

    Каков состав микросреды предприятия?

    Каковы факторы микросреды, связанные с обслуживанием деятельности предприятия?

    Каковы основные факторы макросреды функционирования предприятия?

     

    Глава 3. Особенности ценообразования на товарных рынках различных типов в зависимости от конкуренции

     

    Каковы типы рынков в зависимости от свободы конкуренции?

    В чем сущность и каковы особенности ценообразования на рынке чистой конкуренции?

    В чем сущность и каковы особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции?

    Какие сферы рыночной торговли функционируют на рынке монополистической конкуренции и почему эта деятельность является формой несовершенной конкуренции?

    Каким образом фирменная дифференциация товара определяет рынок монополистической конкуренции?

    В чем сущность и особенности ценообразования на рынке олигополистической конкуренции (олигополии)?

    Каковы особенности поведения предприятий на олигополистическом рынке?

    В чем сущность и особенности ценообразования на рынке чистой монополии?

     

    Глава 4. Методика установления рыночных цен на товары

     

    Какие этапы исследований включает методика установления цен на товары?

    Какова постановка целей и задач ценообразования?

    Как определяется спрос на товар?

    Как осуществляется оценка издержек предпринимательской деятельности?

    Для чего необходим анализ цен и товаров конкурентов?

    Каковы подходы к выбору метода ценообразования?

    Каковы экономическая сущность прибыли и ее состав?

    Каковы методы ценообразования?

    Какие соображения и условия необходимо учитывать при установлении окончательной цены на товар?

    Какова группировка новых товаров в зависимости от характера и степени новизны при установлении цен?

    Каковы методы установления цен на новые товары?

    Каковы особенности установления цен на новые товары?

    Существует ли риск в установлении цен и как он определяется?

    Каковы причины использования различных методов установления цен в зависимости от включения транспортных расходов?

    В чем сущность установления цены ФОБ в месте происхождения товара?

    В чем сущность установления единой цены с включением в нее расходов по доставке?

    В чем сущность установления зональных цен?

    В чем сущность установления цен применительно к базисному пункту?

    В каких случаях продавец берет на себя расходы по доставке?

     

    Глава 5. Анализ влияния цен и ценообразующих факторов на результаты предпринимательской деятельности

     

    Каков механизм влияния постоянных, переменных и средних издержек производства на объем выпуска продукции и цены?

    Что такое предельные (приростные) издержки (МС) и какова их роль в ценообразовании?

    Как осуществляется расчет всех видов издержек предприятия?

    Каково влияние изменения цен на доход предприятия?

    В чем сущность взаимосвязи совокупного, среднего и предельного доходов от цены спроса?

    Каково влияние изменения цен и издержек на прибыль предприятия?

    Чем определяются особенности анализа деятельности предприятий в условиях рынков различных типов?

    Каковы особенности анализа деятельности предприятий в условиях совершенной конкуренции?

    Каковы особенности анализа деятельности предприятий в условиях чистой монополии?

     

    Глава 6. Государственная политика в области ценообразования

     

    Какова роль государства в рыночной экономике?  

    Каковы точки зрения в экономической теории по поводу роли государства в рыночной экономике?

    Каковы основные посылки необходимости регулирования конкуренции и ограничения монополизма?

    В чем состоит экономический смысл и необходимость вмешательства государства в регулирование товарных рынков?

    Каковы экономические критерии монополизма и какова оценка товарных рынков по уровню конкуренции?

    Каковы методы государственного регулирования цен?

    Как осуществляется государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий?

    Какие методы и меры государственного регулирования цен используются в некоторых странах с рыночной экономикой?

    Оказывает ли государственное регулирование цен на свободу их движения?

    Какова взаимосвязь системы налогообложения и цен?

    Как влияют налоги на уровень цен и на поступления в Федеральный бюджет Российской Федерации?

    Каков механизм воздействия налоговых платежей на уровень цен?

    Какие существуют формы государственной (финансовой) поддержки цен?

    Как влияют на цены государственные субсидии к доходам потребителя?

    Каково влияние субсидий государства к ценам реализации товаров на спрос и предложение?

    Каково влияние государственного субсидирования средств производства на цены предложения?

    Каково влияние финансирования государственных программ на цены предложения?

    Какова роль государства при циклическом ценообразовании?

     

    Глава 7. Цены и рынок ценных бумаг

     

    Что такое рынок ценных бумаг?

    Что такое ценная бумага, какие их виды существуют?

    Что представляют собой акции, для чего они выпускаются и какие виды акций существуют?

    Каким образом рассчитывается стоимость акций?

    Что такое облигации, кем выпускаются и какие виды их существуют?

    Каким образом рассчитывается стоимость облигаций?

    Кто является участником рынка ценных бумаг?

    Какова роль государства в регулировании рынка ценных бумаг?

     

    Глава 8. Цены во внешнеэкономической деятельности  

     

    Каковы основные аспекты международной торговли?

    Что такое совокупный спрос и совокупное предложение товаров в международной торговле?

    Какие товары в международной торговле относятся к торгуемым и неторгуемым?

    Что такое мировой рынок и каковы его особенности?

    Каковы основные элементы международной торговли?

    Каков механизм достижения равновесия спроса и предложения товаров на мировом рынке и механизм формирования мировых цен?

    Почему один и тот же товар производится в разных странах по различным ценам?

    Какова стандартная классификация стран в международной экономике?

    Какова классификация стран в международной экономике по уровню доходов?

    Какова среда международного маркетинга?

    Что такое конкурентоспособность товара и каково понятие ценовой конкурентоспособности?

    Каковы основные аспекты государственной политики Японии в конкурентной борьбе за мировое лидерство?

    Какие цены используются в международной торговле?

    В чем суть тарифных методов регулирования международной торговли?

    Какие вопросы возникают перед фирмой при выходе на внешнеэкономическую деятельность?

    Что включает изучение среды международной торговли?

    Что определяет решение фирмы о целесообразности выхода на внешний рынок?

    Как фирма решает вопрос о выборе рынка и методов выхода на него?

    Как фирма решает вопрос о структуре комплекса маркетинга?

    Каковы формы организации управления международным маркетингом?

    Литература

     

    Предисловие

    Цена – это основная категория рынка. Все понятия, составляющие основу товарных рынков, аккумулируются в ценах на товар и составляют их сущность. Цена является характеристикой товара. В цене товара выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и совершения сделки.

    Именно поэтому эффективность продукции, выпускаемой предприятием (при любой форме предпринимательской деятельности), апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она потребителю или нет, подтверждается рынком и ценой продукции. Принятая предприятием цена на продукцию – это итог. Формирование цен зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем принять цену на продукцию, предлагаемую к реализации на рынок.

    Как известно, отечественная экономика осуществляет переход к рыночным отношениям. Именно поэтому целесообразно обратить внимание на механизм уже сложившихся рыночных отношений в странах с цивилизованными рынками.

    Маркетинг – это основной механизм рыночной экономики зарубежных стран.

    В данном учебном пособии все вопросы цен и ценообразования рассмотрены в условиях маркетинга.

    Это, прежде всего, разработка маркетинга предприятия, который предполагает принятие концепции, анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков (замеры и прогнозирование спроса, сегментирование рынка, отбор целевых сегментов рынка и другие), решение вопроса о методике ценообразования, а также решение вопроса о сбыте товара и т.д. Кроме разработки маркетинга необходим учет маркетинговой среды предприятия, т.е. учет всех факторов и условий рынка, а также нерыночных отношений, действующих вне предприятия и глубоко затрагивающих предпринимательскую деятельность.

    Таким образом, к определению цен не следует подходить изолированно как к простому расчетному показателю. Цена, находясь в определенных системе и условиях, требует учета всех факторов, которые на нее влияют – прямо или косвенно – отсутствие внимания к ним ведет к серьезным финансовым затруднениям. Это и недополучение прибыли, и невозможность рассчитаться с госбюджетом по налогам, и невозможность осуществлять расширенное воспроизводство своей предпринимательской деятельности.

    Кроме того, цена должна также рассматриваться и в другом аспекте – с точки зрения рыночного механизма страны в целом. В этом качестве она непременно сталкивается как с отдельными предпринимателями, так и затрагивает государственный рыночный механизм в целом. Рынок является одним из универсальных средств регулирования жизни общества. При нормальных товарно-денежных отношениях рынок выступает как система экономического регулирования, которая объективно отражает закономерности экономического развития. Это достигается путем стремления свободного рынка к саморегулированию – системе равновесия, в основе которой лежат определенные законы: закон спроса (отражает зависимость между ценой, и спросом) и закон предложения (отражает зависимость между ценой и предложением). Рынок как система, развиваясь по этим законам, диктует условия деятельности на нем. Поэтому, если отдельные субъекты рынка будут работать не «по правилам», то вся рыночная система страны не сможет стать регулятором экономики (нарушение указанных законов может привести к дефициту или перепроизводству товаров).

    Общий рынок страны представлен суммой рынков различных типов в зависимости от конкуренции: чистой, монополистической, олигополистической и чистой монополии. Предпринимательская деятельность на каждом из них (кроме рынка чистой конкуренции) должна учитывать особенности ценообразования в таких условиях.

    Итак, в рыночных условиях цена – это основной результативный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно-изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Это относится ко всем сторонам предпринимательской деятельности, как на отечественных рынках, так и во внешнеэкономической деятельности.

    В книге достаточно широко освещен зарубежный опыт в области цен и ценообразования. Текст иллюстрируется примерами, таблицами и графиками, что в значительной мере улучшает восприятие материала.

    Отличительной особенностью учебного пособия является то, что содержание книги раскрывается в форме вопросов и ответов на них, что дает возможность конкретизировать материал и сосредотачивать внимание на определенных проблемах.

    При написании учебного пособия учтены все требования, предъявляемые Министерством образования РФ к содержанию курса «Цены и ценообразование».

    Авторы выражают благодарность Шкурскому А.Г., Чубакову Г.Н., Сазонову Г.В., которые оказали помощь в подготовке этой книги.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

    2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. – Е.М. Пеньковой – М.: Прогресс, 1990.

    3. Киреев А. Международная экономика. Часть первая – Международная микроэкономика. – М.: Международные отношения, 1997.

    4. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования. – М.: ИНФРА-М, 1996.

    5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.,: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС,–1999.

    6. Серов В.М. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие. – М.:–ИНФРА-М, 2000.

    7. Шуляк Н.П. Ценообразование. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 1999.

    8. Слепов В.А., Галанов В.А., Быкова Е.В., Хоминиг И.П. Финансы и цены. – М.: ИД ФБК – Пресс, 1999.

    9. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, – 1995.