Юридические исследования - Манипулирование и инсайдерская торговля В. А. Тарачев Л.В. Азимова -

На главную >>>

Комментарии законодательства: Манипулирование и инсайдерская торговля В. А. Тарачев Л.В. Азимова


    Практика функционирования финансового рынка показывает, что нормативная правовая база нуждается в совершенствовании. По мере развития финансового рынка, расширения состава его участников и перечня финансовых инструментов увеличивается число случаев применения непредусмотренных действующим законодательством практик и методов торговли, в том числе случаев манипулирования ценами и инсайдерской торговли. Авторы полагают, что дальнейшее развитие финансового рынка должно сопровождаться соответствующей нормативной правовой базой, направленной на предотвращение недобросовестных методов торговли на финансовых рынках. Для широкого круга читателей.


    В. А. Тарачев Л.В. Азимова

     
    Манипулирование и инсайдерская торговля
     на финансовых рынках


    (обзор законодательства и тенденции регулирования)

    Москва 2002

    УДК 336.764 ББК 65.262.2 Т19

    Авторы:

    Заместитель председателя Комитета по кредитным и финансовым рынкам, Председатель подкомитета по фондовому рынку Государственной Думы РФ, доктор экономических наук, профессор Владимир Александрович Тарачев

    Советник Генерального директора Московской межбанковской валютной биржи, член Экспертного совета по законодательству о рынке ценных бумаг Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ Лариса Владимировна Азимова

    ISBN 5-8341-0043-0

    ВА Тарачев, Л.В. Азимова, 2002 г.

     

    Оглавление


    Предисловие

    Введение

    1. Российское законодательство и нормативные правовые акты, направленные на предотвращение недобросовестных рыночных практик на финансовом рынке

    2. Роль организаторов торговли в процессе предотвращения незаконной рыночной практики

    3. Международный опыт регулирования недобросовестных рыночных практик

    4. Российское нормотворчество в области регулирования недобросовестных рыночных практик

    Приложение “Виды манипулирования в соответствии с американским законодательством и практикой его применения”:

    1. Манипулирование ценами (price manipulation)

    2. Совпадающие приказы, или взаимные продажи (matched orders)

    3. Фиктивные продажи (wash sales)

    4. Воздействие на цену закрытия (marking the close)

    5. Сжимание коротких позиций (squeezing the short interest)

    6. Раскрашивание ленты (фиктивные сделки) (painting the tape, fictitious trades)

    7.Закупоривание/Фиксация/Мини-Манипулирование (capping/pegging/mini-manipulation)

    8. Циклические сделки (circular transaction)

    9. Нарушения правил коротких продаж (продаж без покрытия) (short sale violations)

    10. “Взбивание масла” (churning)

    11. Тактика “бойлерной фирмы” (boiler room tactics)

    12. “Опережение” (front-running)

    13. Короткие предложения (предложение без покрытия) (short tendering)

    14. Накопление акций (stock accumulation)

    15. Связанные правонарушения (related violations)

    16. “Парковка” (сокрытие владения акциями) (“parking”)

    17. Нарушения на рынке мелких акций (penny stock fraud)

    Тарачев В.А., Азимова Л.В.

    Т19 Манипулирование и инсайдерская торговля на финансовых рынках (обзор законодательства и тенденции регулирования). — М, 2002. -72с

    ISBN 5-8341-0043-0

    Практика функционирования финансового рынка показывает, что нормативная правовая база нуждается в совершенствовании. По мере развития финансового рынка, расширения состава его участников и перечня финансовых инструментов увеличивается число случаев применения непредусмотренных действующим законодательством практик и методов торговли, в том числе случаев манипулирования ценами и инсайдерской торговли. Авторы полагают, что дальнейшее развитие финансового рынка должно сопровождаться соответствующей нормативной правовой базой, направленной на предотвращение недобросовестных методов торговли на финансовых рынках. Для широкого круга читателей.

    УДК 336.764 ББК 65.262.2

    Научное издание 

    Владимир Александрович Тарачев, Лариса Владимировна Азимова

    Манипулирование и инсайдерская торговля на финансовых рынках (обзор законодательства и тенденции регулирования)

    Изд. лиц. № 071731 от 17.09.1998.

    Подписано в печать 1 1.01.2002.

    Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура “FrizQuaclrataC”. Усл.-печ. л. 4,9. Заказ № 786. Тираж 1000 экз.

    Отпечатано в ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа” 103009 Москва, Большой Кисловский переулок, 13

    Предисловие

    В настоящее время, когда Россия заканчивает преодоление негативных последствий финансового кризиса 1998 г., важнейшей задачей стало поддержание экономического роста, придание ему характера стабильной, долгосрочной тенденции, которая не зависит исключительно от внешнеэкономической конъюнктуры. Для этого необходимо максимально эффективное использование всех существующих механизмов привлечения инвестиций, важнейшим из которых является рынок ценных бумаг. Однако уровень развития российского фондового рынка, также как товарного и срочного рынков, в настоящее время не соответствует потребностям экономики.

    Можно выделить два комплекса проблем: внешние, связанные с недостаточно благоприятным инвестиционным климатом в России, и внутренние, связанные с функционированием самого фондового рынка.

    Сегодня российский рынок ценных бумаг лишь в отдельных случаях служит механизмом привлечения финансовых ресурсов. Рынок ценных бумаг недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по аккумуляции сбережений и превращению их в инвестиции.

    В предыдущее десятилетие абсолютное большинство акционерных обществ, в том числе возникших в результате приватизации, не использовали возможности фондового рынка для привлечения инвестиций. Активно совершаются сделки с ценными бумагами незначительного числа эмитентов, а высокий операционный риск привел к тому, что на рынке акций велика доля оффшорных сделок.

    Состояние российского фондового рынка характеризуется целым рядом недостатков, среди которых можно выделить низкий интерес населения к инвестициям в ценные бумаги, недостаточную активность эмитентов на открытом рынке капиталов, не вполне отлаженную систему взаимодействия органов государственного регулирования, а также недостаточный контроль за выполнением действующих нормативных актов.

    Поставленная Президентом Российской Федерации в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 8 июля 2000 г. задача развития финансовой инфраструктуры, когда “фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные сектора экономики”, требовала и требует активной государственной политики, основанной на проработанной стратегии развития рынка ценных бумаг.

    В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 г. Президент Российской Федерации напомнил об этой задаче, обратив внимание на недооцененность крупнейших российских предприятий, а также общую низкую капитализацию российского фондового рынка.

    По сообщению ИНТЕРФАКС-АФИ от 30 ноября 2001 г., Межведомственная комиссия по безопасности в сфере экономики при Совете безопасности РФ выступила за разработку новой концепции развития рынка ценных бумаг, которая учитывала бы интересы реального сектора экономики и экономической безопасности РФ. Согласно рекомендации комиссии, разработку новой концепции развития фондового рынка Правительство РФ должно поручить Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Минфину, Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), Банку России, а также другим заинтересованным ведомствам.

    Наряду с этим, считает комиссия, на ФКЦБ следует возложить ответственность за “разработку предложений по корректировке концепции развития рынка ценных бумаг с учетом норм и правил, действующих в этой области в странах с цивилизованной рыночной экономикой”.

    По оценке комиссии, фондовый рынок России функционирует “в основном как спекулятивный, нацеленный на интересы незначительного количества инвесторов с реальными расчетами при торговле акциями, зачастую в “оффшорных” зонах”. При этом незначительные пока объемы биржевых торгов не позволяют наладить масштабное кредитование реального сектора экономики и обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов как внутри страны, так и из-за рубежа.

    Вместе с тем, по мнению членов комиссии, “имеющиеся уже сейчас потенциальные инвестиционные ресурсы фондового рынка, такие, как часть рублевых и валютных накоплений населения, значительные временно свободные денежные средства коммерческих банков и различных фондов могли бы обеспечить поступления в реальный сектор экономики через эмиссию акций и облигаций российских компаний в объеме от 3 до 5 млрд. долларов”.

    В документе отмечается, что эффективное регулирование невозможно без расширения полномочий и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены задачи по регулированию деятельности профучастников фондового рынка.

    В то же время в документе подчеркивается, что “на эффективности регулирования фондового рынка и обеспечении прозрачности финансовых потоков неблагоприятно сказывается недостаточная координация действий между ФКЦБ, Минфином, МАП и Банком России”. “Отсутствие тесного взаимодействия между ними дает возможность криминальному бизнесу проникать в финансовую сферу и использовать фондовый рынок для легализации доходов, полученных преступным путем”, — говорится в документе.

    На инициативу государственных органов, по сообщению газеты “Время новостей” от 18 декабря 2001 г., довольно оперативно откликнулись участники российского рынка ценных бумаг. На совещании Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), Национальной фондовой ассоциации (НФА), Российского биржевого союза, Ассоциации участников вексельного рынка и Профессиональной ассоциации регистраторов, депозитариев и трансфер-агентов они приняли резолюцию, где сказано, что нынешнее состояние рынка характеризуется высокой степенью неустойчивости, а процессы стабилизации экономической жизни страны, набирающие силу последние в полтора года, не находят адекватного выражения в масштабах привлечения инвестиций через рыночные механизмы. Во многом это вызвано отсутствием соответствующей государственной политики, которая подменяется чрезмерным нормотворчеством регулирующих органов, характерными чертами которого являются отсутствие системного подхода и внутренняя противоречивость. Вносимые одна за другой на рассмотрение Государственной Думы РФ, в том числе, к сожалению, и от имени Правительства РФ, многочисленные поправки в Закон о рынке ценных бумаг превращают его в лоскутное одеяло, которое не может скрыть дефицит созидательных идей по развитию рыночной инфраструктуры. В этих условиях участники совещания считают:

    1. Необходима скорейшая разработка Программы развития рынка ценных бумаг как части национальной Стратегии развития инвестиционно-финансового рынка (далее — программа), которая обозначила бы перспективы этого важного сегмента современной экономической жизни, создала бы стимулы для привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики, зафиксировала бы естественные пределы участия государственных органов в его развитии реальной защитой прав инвесторов и экономической безопасностью страны. А главное, эта программа, по мнению участников совещания, должна обеспечить единство и последовательность государственной политики в инвестиционно-финансовой сфере.

    2. Накопив за десятилетие существования фондового рынка большой практический и интеллектуальный опыт, пройдя испытание финансовым кризисом 1998 г. и овладев международным инструментарием профессиональной деятельности, участники рынка готовы совместно с Правительством и Государственной Думой разработать указанную программу и участвовать в ее реализации.

    3. Одним из шагов на пути преодоления существующей на рынке нестабильности, привнесения в его регулирование системного подхода должна стать проводимая на постоянной основе координация деятельности саморегулируемых, общественных организаций и всех участников фондового рынка.

    После этих цитат нет необходимости доказывать важность осуществления активной государственной политики, направленной на становление емкого и эффективного рынка ценных бумаг, являющегося качественным инвестиционным механизмом. То же самое можно сказать о срочном и товарном рынках. Одним из направлений государственной политики должна быть борьба с манипулированием ценами и инсайдерской информацией.