Юридические исследования - Альтернативное урегулирование споров в случае нарушения прав потребителей -

На главную >>>

Гражданское право: Альтернативное урегулирование споров в случае нарушения прав потребителей


    Альтернативное урегулирование споров между потребителями и поставщиками является эффективным способом внесудебного и досудебного решения конфликтов. Доступными формами альтернативного урегулирования споров являются: третейский суд (арбитраж), медиация, переговоры.


    Альтернативное урегулирование споров в случае нарушения прав потребителей

    Организация Объединенных Наций выделяет следующие руководящие принципы, действующие в сфере защиты прав потребителей:
    1. Право на безопасность, предполагающее защиту от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья или жизни людей.
    2. Право на информацию, то есть право получить полную и исчерпывающую информацию о товаре, либо услуге, которая поможет потребителю сделать осознанный выбор, а также быть защищенным от недобросовестной или ложной рекламы либо маркировки.
    3. Право выбора, предоставляющее возможность выбрать из ассортимента продуктов и услуг, предлагаемых по конкурентоспособным ценам с соответствующей гарантией качества.
    4. Право быть заслушанным в процессе формирования и исполнения политики государства в сфере защиты прав потребителей, а также в процессе разработки товаров и услуг.
    5. Право на удовлетворение основных, базовых потребностей, то есть потребителю должен быть обеспечен доступ к основным товарам и услугам, необходимых для жизни: достаточное питание, одежда, жилье, услуги здравоохранения, образования и санитарии.
    6. Право на возмещение ущерба, справедливое урегулирование всех претензий, в том числе компенсации за введение в заблуждение, поставку или продажу некачественных товаров или неудовлетворительное исполнение услуг.
    7. Право на потребительское образование, предполагающее приобретение знаний и навыков, необходимых для принятия обоснованных, уверенных решений о товарах и услугах, будучи в курсе основных прав и обязанностей потребителей, а также способов их реализации.
    8. Право на здоровую окружающую среду – право жить и работать в среде, которая не угрожает благополучию нынешнего и будущих поколений.
    Альтернативное урегулирование споров между потребителями и поставщиками является эффективным способом внесудебного и досудебного решения конфликтов. Доступными формами альтернативного урегулирования споров являются: третейский суд (арбитраж), медиация, переговоры.
    Альтернативное урегулирование споров должно основываться на следующих принципах, соблюдение которых ведет к принятию справедливых решений:
    - независимости;
    - прозрачности;
    - состязательности;
    - эффективности;
    - законности;
    - свободы;
    - представительства.
    Эти базовые принципы являются основополагающими для разрешения споров во внесудебном порядке, соблюдение их исключительно важно. Существующая опасность сговора стороны с арбитром (медиатором и т.п.) исключается, что отражено в принципах независимости, прозрачности, эффективности и справедливости.
    Альтернативное урегулирование споров – выгодное решение для обеих сторон, так как именно эта процедура дает возможность сторонам избежать судебных издержек, затягивания разрешения инстанциями спора, а также прийти к общему, взаимовыгодному решению. Стоит отметить, что стороны склонны идти на уступки друг другу именно вне судебного производства, которое однозначно негативно влияет на психоэмоциональное состояние участников.
    Отдельно следует отметить, что альтернативное урегулирование существенно снижает нагрузку на судебную систему.
    Во многих случаях процедура досудебного урегулирования прямо предусмотрена гражданско-правовым договором купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и т.п. Также в договоре может быть изначально определен способ разрешения возможного конфликта. Как правило, это переговоры, ведение которых в обязательном порядке должно быть задокументировано, либо арбитраж.
    Если же покупка была совершена без заключения письменного договора, к примеру, приобретен некачественный товар ежедневного пользования (продукты питания, средства гигиены), законодательство обязывает предоставить в распоряжение покупателя товара или услуги книгу жалоб. В этом документе фиксируются претензии покупателя в письменном виде, с указанием подробностей совершения покупки, обстоятельств обнаружения несоответствия качеств товара либо услуги ожидаемым. Продавец обязан изучить жалобу и известить покупателя о принятом решении, которое может заключаться в добровольном возмещении ущерба, компенсации, либо мотивированном отказе. В случае отказа, либо недостаточного, по мнению покупателя, возмещения последний имеет право обратиться в суд.
    Использованы материалы сайта http://voenkred.ru