Юридические исследования - Развитие правовых информационных услуг в мире и в странах Европейского Союза. -

На главную >>>

Административное право: Развитие правовых информационных услуг в мире и в странах Европейского Союза.


    Развитие правовых информационных услуг обусловлено двумя основными факторами: во-первых, развитие современного информационного общества, что явилось результатом изменений, вызванных использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Во-вторых, развитие самихправовых информационных услуг, обусловленое непрекращающимся повышением количества и качества правовой информации, а так же необходимость координации международных и национальных правовых актов.


    Развитие правовых информационных услуг в мире и в странах Европейского Союза.

    1. Развитие правовых информационных услуг в мире.


    Развитие правовых информационных услуг обусловлено двумя основными факторами: во-первых, развитие современного информационного общества, что явилось результатом изменений, вызванных использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Во-вторых, развитие самихправовых информационных услуг, обусловленое непрекращающимся повышением количества и качества правовой информации, а так же необходимость координации международных и национальных правовых актов.
    Основной тенденцией, которая наблюдается при развитии современных правовых информационных услуг является её центрированность и тесная взаимосвязь с развитием компьютерных технологий и сети Интернет.
    Можно сказать, что основными характеристиками современных правовых информационных услуг являются:
    - использование информационных и коммуникационных технологий;
    - сегментация рынка, ориентация на различных пользователей правовой информации;
    - непрерывный процесс динамики развития правовой информации;
    - связь правовой информации и глобализации.
    Развитие правовых информационных услуг явилось следствием и следующих изменений в обществе: в последние годы в развитых в технологическом отношении странах - США, странах Европейского союза и др. приняты стратегии и программы перехода к информационному обществу. Такие документы были разработаны и практически действуютво всех странах Центральной и Восточной Европы (Румыния, Эстония, Венгрия, Словения, Латвия, Литва и др.). Эти акты определяют комплексную основу для информационного общества и охватывают ключевые области, такие как телекоммуникации, научные исследования и разработки, инновации, практическое их приминение в деятельности малых и средних предприятий, продвижение экономической и социальной сплоченности в обществе, защиту интеллектуальной собственности, защиту данных, регулирование электронной торговли, международных связей и культурного обмена, в том числе и обмен внутренних правовых актов между государствами.

    Правовое регулирование для развития правовых информационных услуг по созданию единой системы правил включает в себя:
    - доступ к информации;
    - телекоммуникации;
    - электронные средства массовой информации;
    - развитие Интернета как глобальной коммуникационной среды;
    - услуги для информационного общества;
    - электронные подписи;
    - безопасность информационного обмена и защита данных;
    - защита интеллектуальной собственности;
    - защита от компьютерных преступлений.

    Развитие информационных правовых услуг отразилось так же и на бизнесе, так стало возможным, с помощью сети Интернет, вступать в самые разнообразные коммерческие правоотношения. Так, в последнее время, стало очень популярно оформление кредита он-лайн, к примеру, автозалог Войковская. В данном случае дебитор может получить всю информацию от кредитора он-лайн в автоматическом режиме, и заключить сделку удалённо с менеджером, после чего остаётся лишь подписать договор.
     
    2. Развитие правовых информационных услуг в ЕС.

    Правовые информационные услуги в ЕС развиваются параллельно с развитием электронного правительства в ЕС.
    Развитие электронного правительства и правовых информационных услуг является одним из элементов инициативы e-Europe, проект которой был начат в 2000 г. Эта инициатива является частью Лиссабонской стратегии ЕС, чья деятельность имеет своей целью сделать Европейский Союз самой конкурентоспособной и динамичной экономикой в мире. Эта экономика должна быть основана на знаниях, а так же характеризоваться устойчивым развитием экономического роста, все более и более качественными рабочими местами, а так же способствовать большей социальной сплоченности в странах ЕС. Деятельность в области "Электронного правительства ЕС", чьей нормативной базой является "План действий e-Europe 2002" (принят в июне 2000 г.) и "План действий e-Europe 2005" (принят в июне 2002 г.), активно реализуется в странах ЕС.
    Некоторыми из основных целей e-Europe, касающиеся инициатив в области правовых информационных услуг, являются:
    • стимулирование предоставления электронной информации в Интернет;
    • упрощение электронных административных процедур, например, при регистрации новой компании;
    • разработка электронных административных услуг;
    • поддержка обмена данными между администрациями;
    • улучшение взаимодействия администрации с гражданами и предприятиями с использованием новейших технологий;
    • стимулирование электронных закупок;
    • стимулирование использования электронных подписей в области государственной администрации.
    В начале 2001 года каждая страна член ЕС представила свое видение того, какие 25 наиболее используемых правовых услуг, должны быть включены в план действия e-Europe. На основе предложений был разработан и утвержден список из 20 базисных административных услуг, которые были приняты в качестве основных индикаторов для оценки электронного правительства в ЕС. Эти 20 услуг делятся на две группы: 12 административных правовых услуг для граждан и 8-административных правовых услуг для бизнеса.
    Прогресс в области правовых информационных услуг, с точки зрения развития электронного правительства в странах ЕС, оценивается посредством базовой услуги и через четыре возможные степени их развития. Эти степени были организованы в рамках восходящей градации по их сложности:
    - Уровень 1: Предоставление он-лайн информации для административного обслуживания в Интернет - является самой обычной формой электронного правительства;
    - Уровень 2: Одностороннее взаимодействие - возможность электронной загрузки различных форм и документов с веб-сайтов;
    - Уровень 3: Двустороннее взаимодействие - возможность электронной отправки в административные ведомства документов и запрсов от лиц, посредством заполнения стандартных форм;
    -Уровень 4: Комплексные электронные операции через Интернет-системы - в том числе доставка и оплата услуг.