Юридические исследования - Основные понятия и принципы системы защиты прав потребителей. -

На главную >>>

Гражданское право: Основные понятия и принципы системы защиты прав потребителей.


    Для того, чтобы защитить потребителей от нечестных производителей и продавцов, государство призвано законодательно вмешиваться в их отношения с помощью законодательных актов о защите прав потребителей, которые направлены на обеспечение равенства между двумя сторонами гражданских правоотношений, касающихся оказания услуг, продажи товара и т.д..


    Основные понятия и принципы системы защиты прав потребителей.

    Для того, чтобы защитить потребителей от нечестных производителей и продавцов, государство призвано законодательно вмешиваться в их отношения с помощью законодательных актов о защите прав потребителей, которые направлены на обеспечение равенства между двумя сторонами гражданских правоотношений, касающихся оказания услуг, продажи товара и т.д.. Сторонами законодательства о защите прав потребителей являются: потребители - любые физические лица, которые приобретают товары или используют любые услуги, которые не предназначены для коммерческой деятельности, хозяйствующие субъекты - физические или юридические лица, которые продают товары, оказывают услуги или заключают иные контракты по поводу своей коммерческой деятельности; производители – физические или юридические лица, которые производят товары и размещают на упаковке или в документации свое имя или наименование фирмы; импортеры - лица, импортирующие товары на территорию страны, с целью распространения.


    В соответствии с общими принципами законодательства о защите прав потребителей, договора, согласно которым потребители отказывается от своих прав, предусмотренных законом, являются ничтожными. Данная норма служит для препятствования широко распространённой практике, при которой поставщики и производители заключают договоры со своими клиентами, которые лишают клиентов защиты. Одним из главных обязательств хозяйствующих субъектов является предоставление информации потребителю о покупаемом им товаре или предоставляемой ему услуги. В эту информацию должно быть включено: состав товара или услуги, цена, количество, условия использования, гарантийный срок и срок годности. Подержанные товары или товары по сниженным ценам, должны быть доступны потребителям на специально выделенных местах, указывающих на это.

    Хозяйствующий субъект, непосредственно на торговом объекте, обязан обозначить название компании, адрес лица, ответственного за объект и рабочее время, таким образом, чтобы эта информация была доступна потребителю. Этикетки на товарах должны быть представлены на государственном языке, информация о товаре на этикетке должна быть понятной, достоверной и полной. Этикетки должны содержать информацию так же и о производителе и импортере товара, включая его контактные данные.

    Товары, которые требуют специальных навыков у потребителей и соблюдения специальных требований к безопасности товаров, содержащие опасные вещества, должны быть сопровождены специальными инструкциями по их использованию. К примеру, если вы приобрели телефон, но в результате его эксплуатации, из-за недостаточной информации, предоставленной импортёром и продавцом, о его эксплуатации вы повредили экран, то обязательства по уплате ремонта экрана айфона 5 или его замены и иных моделей телефонов будут возложены на ответственное лицо.

    Законодательство о защите прав потребителей содержит запрещенные практики рекламы, которые содержат следующие категории:

    Вводящая в заблуждение реклама – такой вид рекламы, который подталкивает к определенному поведению потребителей на рынке и наносит, таким образом, вред конкуренту.

    Недобросовестная реклама – такой вид рекламы, который содержит элементы дискриминации или манипулирует человеческим достоинством, вызывает страх или ориентируется на отсутствие опыта у потребителей, обещает легкую прибыль, а так же может вызвать моральные или психические нарушения у детей, использует факты о превосходстве рекламируемых товаров и услуг, которые невозможно проверить, или использует художественные образы с элементами насилия.

    Сравнительная реклама - реклама, которая прямо или косвенно  связана со сравнением конкурента или предлагаемых им товаров и услуг, как в отрицательном, так и в положительном ключе. Сравнительная реклама разрешается только тогда, когда до потребителя не доводятся сведения о конкуренте, как прямым, так и косвенным образом.

    Законодательство о защите прав потребителей регулирует некоторые коммерческие правоотношения, которые находят все большее применение в коммерческой практике, к примеру, заключение договора на расстоянии, оказание услуг, посредством Интернет и т.д.

    Договор купли-продажи на расстоянии заключается в том случае, если поставщик доводит своё предложение до потребителя без физического контакта (интернет-магазин, интернет-аукцион и т.д.). В этом случае поставщик обязан предоставить информацию потребителю о характеристиках товара или услуги, включенные налоги и сборы, транспортные расходы, связанные с доставкой, способ оплаты, период для которого действует предложение, право потребителя отказаться от сделки, свое имя, наименование, адрес и иную информацию, требуемую законодательством.

    Органы и организации по защите прав потребителей.

    Организациями по защите потребителей, являются самостоятельные юридические лица, созданные по инициативе общественности, с компетенцией по осуществлению контроля над вводящей в заблуждение, недобросовестной и недопустимой сравнительной рекламой, так же предъявляющие претензии о коллективной защите потребителей от лица общественности, осуществляющие контроль за безопасностью товаров и услуг в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей.

    Законодательство о защите прав потребителей регулирует и обеспечивает права граждан объединяться с целью защиты своих законных прав и интересов потребителей. Организации по защите прав потребителей обязаны быть некоммерческими и действовать исключительно в интересах потребителей, являться экономически независимыми от производителей, импортеров, розничных торговцев и поставщиков, и не быть связанными с определенными политическими партиями.

    Государственный орган по защите прав потребителей может являться консультативным органом при уполномоченном министерстве. Он консультирует министерство для проведения эффективной потребительской политики, вносит предложения в соответствующие государственные органы в связи с эффективной реализацией законодательства, связанной с защитой потребителей, даёт заключения по проектам нормативных актов, касающихся прав потребителей.