Юридические исследования - Роль и функции бизнес плана. -

На главную >>>

Право и бизнес: Роль и функции бизнес плана.


    Бизнес план является основным документом для разработки и запуска предприятия, основанного на бизнес идее. Бизнес план является документом, содержащим все основные пункты, касающиеся планирования и запуска предприятия, а так же его предполагаемых результатов и средств для достижения данных результатов, а так же возможных рисков и способов их избежать.


    Роль и функции бизнес-плана.

    Роль и функции бизнес плана в значительной степени определяются требованиями к нему. Они могут быть выделены в следующих основных направлениях:
    • бизнес-план в качестве источника информации.
    • бизнес-план, как внутренний документ планирования.
    • бизнес-план, как маркетинговый документ (инструмент).

    Сторонами в бизнес-планировании, являются:
    1. менеджеры и спонсоры проекта - бизнес-план.
    2. финансовые институты.
    3. венчур.

    1. Менеджеры и спонсоры являются наиболее часто разработчиками идеи нового проекта - соответственно и подготовка бизнес плана происходит со стороны менеджеров и спонсоров.

    а) менеджеры выполняют следующие функции при бизнес планировании:
    • выполняют организационную работу, связанную с объектом исследования.
    • проводят исследования технико-экономической обоснованности, стоящей в основе общей подготовки и формирования бизнес плана.
    • разрабатывают макет бизнес плана, содержащий:
    1. статистику по проекту.
    2. затраты и планирование ресурсов, необходимых для
    реализации проекта, в том числе материальных, кадровых, финансовых, технологических.

    б) спонсоры:
    • принимают решения и несут ответственность за разработку бизнес-плана и его общее создание.
    • наиболее часто спонсором (но не обязательно) является предприниматель или основной владелец нового бизнеса.
    • часто спонсором является основной акционер в новом предприятии.

    В бизнес-плане должны быть описаны не только основные элемента, относящиеся к продукции, производству и т.д., но и долгосрочная бизнес-стратегия, что позволит успешно реализоваться проекту, а так же схемы окупаемости вложенных средств в проект.

    Бизнес-план должен быть в состоянии ответить на следующие вопросы:
    Что у нас есть?
    Что нам нужно?
    Какие цели мы собираемся достичь?
    Каким образом мы достигнем этих целей?

    2. Финансовые институты.
    • банки.
    • инвестиционные фонды.
    Финансовые учреждения предоставляют временные финансовые средства спонсорам бизнеса при определенных условиях:
    • проект должен быть возможным по своей сути.
    • требуемая сумма не превышает возможности финансового института выделить данные средства, а так же финансовые средства будут использоваться только по назначению.
    • схема финансирования жизнеспособна и проект будет в состоянии ее соблюсти
    • наличие предоставленных гарантий.
    Для выяснения кредитной истории финансовые институты могут проверять ООО по инн или по иным параметрам, в базах данных, содержащих список должников, тем самым, финансовые институты обеспечивают себе гарантии избежать невозврата предоставляемых кредитов со стороны неплатёжеспособных контрагентов.

    3. Венчур .
    • Смешанные схемы финансирования:
    - чистый заемный капитал (краткосрочной и долгосрочной).
    - собственный капитал.
    • Венчурный капитал может быть выделен финансовым учреждением, заинтересованным в доходе от капитала, инвестированного в проект при наличии механизма, гарантирующего ликвидность вложенных средств.
    • Проект бизнес-план должен обеспечить простой механизм возможности для выхода из венчурного финансирования на определенном этапе.
    • Венчур должен составить инвестиционный проект, который должен разъяснить виды рисков и возможности для достижения ликвидности.


    Бизнес-план, как внутренний документ планирования должен быть:

    1. Быть реалистичным.
    • Должен быть основан на предположениях и гипотезах для дальнейшего развития, чтобы быть реалистичным.
    • Должен содержать прогнозы продаж, цены и т.д. чтобы быть реалистичным, и проверенным на протяжении всего периода.

    Проблема может заключаться в инфляции, скачках валютного курса и в неправильном прогнозировании.


    2. Быть составленным таким образом, чтобы была возможность его верификации.
    • Должен содержать конкретные цифры и сроки.
    • Должен быть составленным таким образом, чтобы цифры и сроки, содержащиеся в бизнес плане, было возможно обработать.

    3. Исправление и обновление.
    • Исправление и обновление бизнес-плана должно быть сопряжено с его верификацией.
    • Бизнес-план (особенно в его финансовой части) является своего рода бюджетным документом.
    • Процесс обновления бизнес плана должен быть интерактивен (должен быть составлен из свежей, актуальной информацией с возможностью последующего обновления в каждый последующий период обновления).
    • Анализ отклонений от основного курса бизнес плана - основной источник информации в начальные периоды реализации.
    • Отчетные данные должны быть отражены в схеме бюджета.


    Бизнес-план как маркетинговый документ.

    1.Содержательный аспект.
    Бизнес-план имеет своей целью привлечение потенциальных инвесторов для обеспечения капиталом бизнес плана. Он должен содержать:
    • Общее содержание: общепринятые официальные требования к содержанию бизнес плана.
    • Содержание функциональных областей, таких как маркетинг, производство, финансы
    • Цели
    • Приложения, образцы, сертификаты, буклеты и др. материалы, иллюстрирующие содержание.
    2. Формальные аспекты.
    • Не следует забывать, что бизнес план является, прежде всего, формальным документом, и в нём должны соблюдаться требования к языку и стилю.
    • В некоторых случаях уместно будет подготовить краткое представление содержания, включающего основные моменты и элементы бизнес плана.

    Основные требования к бизнес плану:
    Бизнес план должен быть реалистичным с точки зрения финансирования долгосрочных проектов,  и должен содержать следующую информацию:
    • Представление компании и ее управления - кадровые и профессиональные отчеты руководящего состава компании или лиц ответственных за реализацию проекта, а так же информацию о лицах непосредственно реализующих бизнес план, с указанием их опыта в сфере деятельности.
    • Необходимые инвестиции: собственное участие компании в области инвестиций, размер необходимых заемных средств и для каких целей он будет использоваться.
    • Подробное описание инвестиционного проекта.
    • Маркетинг и маркетинговые стратегии.
    • Сравнительный анализ предложений на поставку оборудования, сырья и т.д.
    • Прогнозируемые данные о производстве.
    • Анализ возможных рисков.
    • Финансовые прогнозы для бизнеса и его конечные экономические результаты.
    • Влияние продукта на окружающую среду.
    • Другие требования в зависимости от специфики конкретного проекта.