Юридические исследования - Жилищные проблемы населения и социальная политика государства в области жилья. -

На главную >>>

Административное право: Жилищные проблемы населения и социальная политика государства в области жилья.


    Справедливое распределение жилищного фонда среди граждан необходимое социальное благо, на которое имеет право каждый гражданин. Данный факт требует создания правовых, экономических и материальных условий, которые смогли бы гарантировать каждому гражданину право на обеспечение жильём, соответствующего его  потребностям и социальной группе.


    Жилищные проблемы населения и социальная политика государства в области жилья.

    Роль государства в проведении жилищной политики.


    1)Разработка жилищной политики с четко поставленными целями и задачами.
    2)Юридическое регулирование и контроль инструментов законодательства в области жилищного права.
    3)Стимулирование и создание различных учреждений, правительственных и неправительственных, целью которых является разрешение жилищных вопросов населения.
    4)Разработка строительных норм и правил, приведение норм внутреннего законодательства в соответствие с европейскими и общемировыми нормами.
    5)Исследование и законодательное регулирование вопросов, связанных с земельными правами населения и регистрацией права собственности на недвижимое имущество.
    6)Обеспечение и содействие исследованиям в области жилищного права, а так же распространение информации, касающейся жилищной политики государства, среди населения.
    7)Создание организационной, технической и финансовой базы, позволяющей помочь участникам рынка жилья, а так же производить консультации и экспертные выводы различных участников рынка жилья.

    Роль местной власти в проведении жилищной политики.


    1)Разработка муниципальных жилищных стратегий и программ, после изучения и прогнозирования жилищных потребностей населения.
    2)Строительство муниципального арендного жилья для семей с повышенной потребностью в жилье и низким уровнем дохода.
    3)Управление и содержание муниципального жилищного фонда.
    4)Защита домовладельцев, нанимателей и бездомных.
    5)Строительство основных элементов социальной и инженерной инфраструктуры.
    6)Предоставление земель населению под застройку.


    Местная жилищная политика.

    Основная цель местной жилищной политики - создание такой системы жилья, которая обеспечила бы доступ и возможность для жилья всему населению, живущему временно, либо постоянно на территории государства. Административный подход к этим проблемам недостаточен и неэффективен. Муниципалитет не в состоянии самостоятельно решить жилищные проблемы государства. В них отражены интересы многих лиц - граждан, строительных компаний, банков, местного бизнеса, местной власти.

    Элементами местной программы жилищного фонда могут быть:
    - прогнозирование и планирование реальных и будущих потребностей в жилье;
    - установление основных пропорций и стандартов жилищного строительства;
    - выделение прямых обязательств муниципалитета в жилом секторе;
    - создание ресурсных средств для проведения местной жилищной политики.

    Другие участники рынка жилья.

    1) Банки и финансовые учреждения
    2) Коммерческие предприятия по проектированию, строительству и поставке строительных материалов.
    3) Продавцы недвижимости и собственники жилья.
    4) Посредники в торговле недвижимостью.
    5)Неправительственные организации, действующие с некоммерческой целью, такие как: жилищные ассоциации; жилищно-строительные кооперативы; организации нанимателей жилья.
    Все они осуществляют свою деятельность на рынке жилья в соответствии с конкретными целями их организаций.

    Рынок жилой недвижимости и социально-жилищная политика государства.

    Экономической основой для решения жилищного вопроса является социально-регулируемый рынок жилой недвижимости, который выражается в естественном формировании рынка купли-продажи и аренды жилья, инвестиций в жильё, в обеспечении строительных материалов, оборудования, рабочей силы и организаций для строительства жилья и инфраструктуры.

    Немаловажным является и обеспечение законодательно-правовых и экономических условий для регулирования правоотношений участников рынка жилья, в качестве покупателей или нанимателей с одной стороны, и в качестве продавцов и наймодателей с другой стороны, включающее всех граждан, муниципалитеты, учреждения, предприятия и организации, участвующие на рынке жилья.

    Так же, к рыночному формированию цен и арендных ставок на жилую недвижимость на основе их реальных и потребительских качеств и в соответствии со спросом и предложением, должны применяться со стороны государства экономические регуляторы, способные противостоять спекулятивным, монопольным и демпинговым явлениям на рынке жилья.

    Применение экономических регуляторов социальной направленности должно обеспечить жильём именно то население, в первую очередь, которое действительно в нём нуждается, и ограничить возможность использования жилой недвижимости в качестве средства накопления богатства и капитала.

    Применение экономических регуляторов для стимулирования купли - продажи и сдачи в аренду жилой недвижимости в отдельных населенных пунктах, которые являются предметом целенаправленного социально-экономического развития населённого пункта и применение экономических регуляторов для ограничения купли-продажи и сдачи в аренду жилой недвижимости в отдельных населенных пунктах или в части из них – является важным инструментом государственного регулирования рынка жилья.

    Самым важным экономическим регулятором является использование налогообложения купли-продажи и сдачи в аренду жилой недвижимости, в качестве источника для накопления средств в бюджете для экономического регулирования жилищного рынка, а также для поддержки социально незащищённых слоёв населения для решения их жилищных проблем.

    Справедливое распределение жилищного фонда среди граждан необходимое социальное благо, на которое имеет право каждый гражданин. Данный факт требует создания правовых, экономических и материальных условий, которые смогли бы гарантировать каждому гражданину:
    - свободу самостоятельно выбирать способы и пути решения своей жилищной проблемы, в соответствии с объективными потребностями, субъективными требованиями и его реальными возможностями;
    - право получать безвозмездную финансовую помощь от государства, в случаях, когда реальные его доходы и платежеспособность находятся в определенных границах и не являются достаточными для самостоятельного приобретения собственного жилья;
    - право на найм жилища, в случаях, когда реальные его доходы и платежеспособность ниже минимума для социально-слабых групп населения.
    - право на выбор места проживания, социального окружения и соседей, размер, вид и параметры строительства жилого здания и способа его построения.

    Важным значением является обеспечение государственной защиты при решении жилищного вопроса социально уязвимых групп населения через:
    - строительство (из средств государственного и муниципального бюджетов) жилья для предоставления в аренду социально уязвимым категориям населения с низким уровнем дохода, многодетным семьям, лицам, находящимся в социально неблагополучных условиях;
    - финансирование (из государственных средств и средств страховых и других социальных фондов), программ для создания специализированного фонда жилья и общежитий для населения с особенными потребностями - немощные пожилые люди, хронически больные и инвалиды, дети инвалидов, брошенные дети и другие;
    - продвижение через обеспечение выгодными кредитами и субсидиями строительства и приобретения жилья семьями, чей доход выше указанного минимума для использования муниципального жилья, взятого в аренду, но ниже границы, позволяющей обеспечить себя собственным жильем без государственной помощи;
    - поддержка малоимущих семей дотациями, которые имеют право на муниципальное арендное жильё, но не могут воспользоваться им, из-за нехватки арендного жилья.

    Обеспечение социально уязвимых групп населения жильём является сложным процессом, как со стороны граждан, так и со стороны административных органов, ответственных за обеспечение данной группы населения жильём. Нередко это приводит к юридическим конфликтам между гражданами и административными органами и порождает жилищные споры, которые под силу для разрешения лишь опытным адвокатам в области жилищного права. Зачастую без обращения к юристу по жилищным вопросам разрешить жилищный конфликт невозможно законным путём.

    Обеспечение законодательно-правовых и экономических условий жилищного рынка государством должно регулировать возможность:
    - инвесторов быть свободными в выборе экономического пути, формирования инвестиций и в выборе партнеров для вложения своих инвестиций в строительство жилья, объектов социальной и технической инфраструктуры и строительной отрасли;
    - банков быть в состоянии самостоятельно, на конкурентной основе, создавать условия для хранения жилищно-накопительных вкладов населения и предлагать разнообразные условия финансирования и кредитования жилищного строительства;
    - строительных компаний, которым, в соответствии с требованиями рынка, необходимо иметь возможность выбирать виды и типы домов и жилых зданий, которые будут построены.

    Равное и справедливое распределение всех форм жилищной собственности в жилищном фонде, каждая из которых имеет свое определенное место и роль, является первостепенным в решении жилищного вопроса. Существуют следующие формы жилищной собственности:
    - государственная и муниципальная собственность - наиболее распространённая форма удовлетворения жилищных потребностей социально слабых групп населения, для которых другие формы домовладения труднодоступны;
    - ведомственная собственность - существует для удовлетворения жилищных потребностей востребованных государством специалистов, в том числе и социально уязвимых;
    - кооперативная собственность - наиболее подходящая форма собственности  для удовлетворения жилищных потребностей социальных групп населения, которые не имеют доступа к муниципальному арендному жилью, а так же не имеют материальных возможностей для приобретения жилья в частную собственность;
    - частная собственность - наиболее удобная форма для удовлетворения жилищных потребностей социальных групп населения, чьи материальные возможности позволяют им самостоятельно или с помощью государства, обеспечить себя жильём в частную собственность.

    Так же, необходимо обеспечение государством максимально широкого спектра способов для удовлетворения жилищных потребностей населения, с целью того, чтобы каждый гражданин, в соответствии со своими реальными и материальными возможностями, обладал способностью:
    - купить готовое жилье, которое требует отделки или реконструкции или модернизации;
    - построить жильё самостоятельно или совместно, в кооперативе;
    - арендовать жильё, по закону, согласно принадлежности к определенной социальной группе;
    - арендовать жильё на условиях трудового договора;
    - аренда жильё, находящееся в свободном арендном обороте;
    - заменить одно жильё другим;
    - приобретать жильё по наследству.

    Так же, необходимо создание условий государством для использования всех возможных источников и способов финансирования комплексного жилищного строительства, таких как:
    - источники финансирования, находящиеся у государства, муниципалитетов, бизнес-организаций, общественных организаций, различных фондов и организаций, граждан;
    - в способы финансирования должна быть включены и финансирование через различные банковские кредиты, за счет собственных средств бизнес-организаций и граждан, а также различные смешанные способы финансирования.

    Так же, необходимо создание условий государством для сосуществования и взаимного сопоставления различных строительных систем и технологий, с целью удовлетворения разнообразных конкретных требований, связанных с особенностями:

    - нового строительства, реконструкции, модернизации и поддержания жилого фонда;
    - строительства жилых зданий, объектов социальной и технической инфраструктуры;
    - реализации различных архитектурных и градостроительных концепций.