Юридические исследования - Неравное положение сторон в потребительском договоре. -

На главную >>>

Гражданское право: Неравное положение сторон в потребительском договоре.



    Неравные пункты в договоре, заключённом с потребителем, особенно, если это договор присоединения, являются не редкостью в современной коммерческой практике - данная практика не отвечает требованиям добросовестности и приводит к значительному дисбалансу между правами и обязанностями продавца или поставщика и потребителя.


    Неравное положение сторон в потребительском договоре.


    Неравные пункты в договоре, заключённом с потребителем, особенно, если это договор присоединения, являются не редкостью в современной коммерческой практике заключения договоров - данная практика не отвечает требованиям добросовестности и приводит к значительному дисбалансу между правами и обязанностями продавца или поставщика и потребителя.

    Существуют следующие основные самые распространённые неравные положения, которые встречаются в потребительских договорах:

    1. Освобождение от ответственности или ограничение ответственности производителя, продавца или поставщика, вытекающей из закона, в случае смерти потребителя или телесных повреждений, причинённых потребителю, в результате действия или бездействия со стороны продавца или поставщика;
    2. Исключение или ограничение прав потребителей, вытекающих из закона, в отношении продавца или поставщика или другого лица, когда полное или частичное невыполнение или неправильное выполнение договорных обязательств, исключает возможность переноса дальнейших невыполненных обязательств на иного продавца или поставщика и расторжения договора с предыдущим поставщиком или продавцом;
    3. Пункты, ставящие исполнение своих обязательств продавца или поставщика в зависимости от условий, которые зависят исключительно от его воли;
    4. Пункты, наделяющие продавца или поставщика правом удержания оплаченных потребителем сумм, а в случае, если последний откажется заключить дополнительные соглашения по договору или выполнить договор, исключающие право потребителя получить компенсацию по договору, в том числе и при частичном неисполнении договора со стороны продавца или поставщика;
    5. Пункты, обязывающие потребителя при невыполнении своих обязательств платить необоснованно высокую компенсацию;
    6. Пункты, позволяющие продавцу или поставщику, освободить себя от определённых обязательств по контракту по собственному усмотрению, в то же время без предоставления такой возможности потребителю, в том числе удерживать длительно суммы, выплаченные потребителем, до полного расторжения договора;
    7. Пункты, позволяющие продавцу или поставщику прекращать действие бессрочного договора без предварительного уведомления потребителя, за исключением случаев, когда есть серьезные основания для этого;
    8. Пункты, предоставляющие необоснованно короткий срок для автоматического продления договора;
    9. Пункты, требующие от потребителя принятие положений, с которыми он не имел возможности ознакомиться до заключения договора;
    10. Пункты, позволяющие продавцу или поставщику изменять в одностороннем порядке условия договора, без существенных на то обстоятельств;
    11. Пункты, позволяющие продавцу или поставщику изменять в одностороннем порядке без существенного основания характеристики товаров или услуг;
    12. Пункты, дающие право поставщику, либо продавцу менять цены на товары и услуги в одностороннем порядке без обсуждения с потребителями, в данном случае потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать компенсации;
    13. Пункты, дающие исключительное право продавцу или поставщику определять, являются ли товары или услуги удовлетворяющими указанным в договоре условиям или предоставляющие ему исключительное право толковать положения договора;
    14. Пункты, обязывающие потребителя выполнить свои обязательства, даже если продавец или поставщик не выполнит своих;
    15. Пункты, предоставляющие возможность продавцу или поставщику, без согласия потребителя, передать свои права и обязанности по договору другому лицу, даже если это может привести к снижению гарантий должного выполнения договора для потребителя;
    16. Пункты, исключающие или препятствующие право предъявления иска или использования других средств со стороны потребителя для решения спора, как, например, обязанность потребителя обратиться исключительно в указанный арбитражный суд, который не предусмотрен законом, необоснованное ограничение средств для сбора доказательств, возложение бремя доказывания на потребителя, когда, в соответствии с законом, данное бремя должно быть возложено на другую сторону договора;
    17. Пункты, ограничивающие ответственность продавца или поставщика, ввиду выполнения ими своих обязательств через представителя, а так же ставящие выполнение своих обязательств в зависимости от соблюдения определенного условия третьим лицом;
    18. Иные подобные условия.

    Важным в защите прав потребителей является юридическая поддержка заключения договоров, верным решением для потребителей будет обращение за правовой помощью к юристам на основе юридического аутсорсинга. Данный способ получения юридической консультации и защиты сократит возможность рисков при заключении договора, а так же исключит возможность потребителей понести материальные потери.
    При правовом анализе неравных пунктов (неравных положений, неравных условий) в потребительском договоре, заключённом с потребителем, принимаются во внимание: тип товаров или услуг, предмет договора, все обстоятельства, связанные с его выполнением на момент заключения договора, а также все другие условия договора или другого договора, от которых он зависит. Неравные положения в потребительском договоре не могут включать в себя цену (завышенная цена), а так же качество товара или услуги (низкое качество), при условии, что эти положения договора являются четкими и понятными.
    Неравные условия договора являются недействительными, если прямо противоречат закону, не отменяя при этом силу самого договора.
    Чаще всего именно индивидуально согласованные положения, которые были подготовлены заранее, и, следовательно, потребитель не имел возможности влиять на их содержание, особенно в случаях договора присоединения, являются неравными. Положения договоров, предлагаемых потребителю, должны быть составлены таким образом, чтобы они были предельно ясны и составлены недвусмысленным образом. При наличии неравных условий, завуалированных неясным образом, и носящих двусмысленный характер, потребитель вправе требовать от поставщика или продавца толкования договора в свою пользу.

    Комиссии по торговле и защите прав потребителей в своей деятельности защищают потребителей от неравных условий:
    • подготавливают руководящие принципы или рекомендации в связи с конкретными неравными условиями контрактов, заключающихся массово с потребителями, используемые в определенных отраслях (секторах) сферы услуг населению;
    • подготавливают рекомендации по использованию определенных оговорок в контрактах, используемых в конкретных сферах предпринимательской деятельности;
    • ведут переговоры с представителями ассоциаций предпринимателей о подготовке типовых контрактов, применимых для определенных отраслей предпринимательской деятельности.