Юридические исследования - Инструменты государственного регулирования экономики. -

На главную >>>

Финансовое право: Инструменты государственного регулирования экономики.


    Вмешательство государства в экономику страны посредством различных тактических средств, определения экономических приоритетов страны, а так же установления экономических целей государства, является важным фактором стабильного развития экономики страны.


    В современной экономике наиболее важными экономическими функциями государства являются:
    - создание правовой основы функционирования экономики государства;
    - определение стабилизационной политики государства в сфере экономики;
    - составление научно обоснованных программ развития отраслей производства, влияние на распределение ресурсов и повышение эффективности их использования;
    - разработка краткосрочных и долгосрочных программ воздействие на распределение доходов и другие функции.
    Важной задачей макроэкономической политики государства является смягчение последствий цикличности развития экономики, чтобы создать условия для эффективного функционирования рыночной экономики.

    Немаловажной является так же и инвестиционная и структурная политика государства. Она выражается в трех взаимосвязанных момента:

    - определение целей;
    - определение приоритетов;
    - тактические средства для достижения цели.

    На практике инвестиционная политика может иметь следующие цели:
    - достижение определенного экономического роста в определенных областях, и, таким образом, достижение определенных целей в структуризации или реструктуризации экономики государства;
    - достижение полной занятости или перераспределение рабочей силы из одних в другие отрасли экономики или секторы;
    - организация новых структур в отношении отраслей, секторов, сфер деятельности, подразделений общественного производства, экспорта и импорта, а также национальной независимости или вовлеченности и т.д.

    Приоритеты инвестиционной и структурной политики имеют первостепенное значение для государственного регулирования. Приоритеты служат для достижения определенных целей, которым отдаётся предпочтение и выбор перед другими целями. Из-за ограниченности ресурсов ни одна страна не может позволить себе управлять экономикой, т.е. вести экономическую политику без приоритетов.

    Тактические средства инвестиционной и структурной политики также имеют важное значение.
    Проведение инвестиционной и структурной политики посредством тактических средств в отношении государственного сектора, проявляющейся непосредственно на отраслевые и территориальные, а так же производственные структуры экономики является важным условием для достижения экономических целей государства. Государство может осуществлять инвестиции целью которых является развития наиболее необходимого производства, инвестиции для развития экономической и социальной инфраструктуры, жилищного строительства. Государства осуществляет также и инвестиции в „человеческий капитал”.

    Рынок не в состоянии решить все эти проблемы самостоятельно. Всё это подчеркивает необходимость вмешательства государственных органов в работу и регулирование рыночной экономики.
    Основное назначение регулятивной деятельности государства является решение стратегических задач социально-экономического развития с учетом макроэкономических пропорций и их регулирование на пути конкретного воздействия на экономику. В этой связи государственный аппарат выполняет роль стимулирующего элемента в влиянии на рыночные силы в достижении целей в сфере экономики государства. В тех случаях, когда рынок и конкуренция не могут привести к ускорению экономического развития - государство обязано вмешаться.

    Одним из способов воздействия на экономику государства является повышение или уменьшение нормативных требований к определённым видам деятельности предприятий, а так же цены государственных услуг, он может заключаться в повышении нормативных требований и стоимости лицензии МЧС,  медицинских лицензий, лицензий министерства культуры и т.д. и иных государственных регулятивных услуг.


    Государственная собственность, а, следовательно, и государственное производство и его относительная доля оказывают значительное влияние на государственное регулирование в сфере экономики. Производственные ресурсы за счет государственного производства, могут быть направлены в такие отрасли, которые не привлекают частные инвестиции. Государственный сектор влияет непосредственно на накопление капитала, на норму прибыли, на цены и ценообразование, а так же на распределение доходов. Посредством цен на товары и услуги, которые производятся на государственных предприятиях, государство влияет на макроэкономические показатели. Кроме того, за счет государственных капиталовложений в тех или иных отраслях регулируются пропорции в экономике, а также темпы роста, соотношения между производственной и непроизводственной сферой, структура национального валового продукта и другое. Государственное производство влияет на реализацию структурной экономической политики для модернизации производства, для внедрения научно - технических достижений, а так же для решения ряда стратегических задач.

    Основным инструментом для регулирования экономики является государственный бюджет. Распределение национального дохода через государственный бюджет является важнейшим средством воздействия на современную экономику. Бюджет служит эффективным инструментом для развития производства и улучшения платёжеспособности представителей рынка. Это происходит в основном через государственные капиталовложения.

    Среди бюджетных средств основное место занимают налоги. С помощью налоговой системы создаются предпосылки для успешной предпринимательской деятельности, стимулирования экономического роста, достигается изменение отраслевых и территориальных пропорций, чтобы повлиять на ход производственного цикла. Через налоги могут создаваться льготы для частного сектора или для определенных приоритетных отраслей. Изменения в налоговых ставках оказывают влияние, как на спрос, так и на предложение.

    Важным инструментом государственного регулирования являются государственные заказы и закупки. Сюда в первую очередь включаются расходы на военно - промышленный комплекс государства. Инвестиции в сфере товаров и услуг для личных нужд являются важным элементы государственных закупок и заказов. Сюда входит также закупка электроэнергии, затраты на охрану, образование, науку, юридическое, бухгалтерское и медицинское обслуживание. Расходы на инфраструктуру носят длительный характер, и их окупаемость требует более длительного времени.

    Инструментом государственного регулирования являются и так называемые права ускоренной амортизации основного капитала. Одной из целей этой практики является стимулирование научно - технического прогресса.

    Одним из главных инструментов, который государство использует для того, чтобы влиять на деловую активность является процентная ставка. Базовая ставка во всех странах определяется центральным банком, и по ней коммерческие банки платят проценты за полученные от него кредиты. Увеличение или уменьшение этого процента центральным банком затрудняет или облегчает возможность коммерческих банков по предоставлению кредитов, и таким образом ограничивает или расширяет их возможность для предоставления кредитов предпринимателям и другим клиентам.

    Важный регулятивный эффект дает так называемая политика доходов. В своем крайнем варианте она состоит в установлении верхнего предела за определенный период цен и заработной платы, с целью не допустить снижения жизненного уровня.

    Другим нормативным способом регулирования экономики является регулирование внешней торговли с помощью вмешательства государства в неё посредством таможенных норм, заключения международных договоров, запрета на импорт, количественные ограничения, лицензии и другое.

    Значительную роль на экономику государства оказывает регулирование валютных отношений и, в основном, с помощью воздействия на валютный курс. Она проводится центральным банком для реализации политики государства, в целях поддержания официального курса национальной валюты или  его регулирования.