Юридические исследования - ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С.В.АСЯМОВ Ю.С.ПУЛАТОВ -

На главную >>>

Судебная система и правоохранительные органы: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С.В.АСЯМОВ Ю.С.ПУЛАТОВ


    В  пособии  рассматриваются  особенности  профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции психологического  анализа,  содержание  их  психологической  подготовки, раскрываются  основные психологические закономерности по формированию познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных способностей  сотрудников  органов  внутренних  дел,  определяются пути и способы их развития с помощью специально организованной системы тренировок. Предназначено  для  слушателей  вузов  МВД,  практических  сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов



    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
     
    А К А Д Е М И Я
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    С.В.АСЯМОВ 
    Ю.С.ПУЛАТОВ
     
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ 
    ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ
     ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
     
     
    У ч е б н о е    п о с о б и е
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Ташкент 2001
     
     2
    Одобрено Редакционно-издательским советом
    Академии МВД Республики Узбекистан
     
     
     
     
     
    Асямов  С.В.,  Пулатов  Ю.С.  Профессионально-психоло-
    гический  тренинг  сотрудников  органов  внутренних  дел:  Учеб-
    ное  пособие. – Ташкент:  Академия  МВД  Республики  Узбеки-
    стан, 2000 г. – 141 с.
    В  пособии  рассматриваются  особенности  профессиональной
    деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции психо-
    логического  анализа,  содержание  их  психологической  подготовки,
    раскрываются  основные психологические закономерности по форми-
    рованию познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных
    способностей  сотрудников  органов  внутренних  дел,  определяются
    пути и способы их развития с помощью специально организованной
    системы тренировок.
    Предназначено  для  слушателей  вузов  МВД,  практических  со-
    трудников органов внутренних дел и других правоохранительных ор-
    ганов.
     
     
     
     
    Рецензенты: 
    заслуженный  деятель  науки  Республики  Узбекистан,  доктор
    психологических наук, профессор Давлетшин М.Г.;
    доктор психологических наук, профессор Гайнутдинов Р.З.;
    кандидат юридических наук, доцент Исмаилов И.
     
     
     
     
     
    ©  Академия МВД Республики Узбекистан, 2001 г.
     
      3
    В В Е Д Е Н И Е
     
    Деятельность работников органов внутренних дел осущест-
    вляется  в  условиях,  составным  и  важным  аспектом  которых
    объективно выступает психологическая реальность.  Сотрудник
    не  только должен быть правым, ему надо добиваться понима-
    ния людьми справедливости и гуманности его требований, по-
    вышения  престижа  норм  права  и  собственной  деятельности. 
    Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи, 
    ограничиваясь их "чисто правовой" стороной, как нельзя созна-
    ние, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными 
    ведомствами.  Игнорирование  психологического  аспекта  либо 
    его некомпетентный учет снижают эффективность действий со-
    трудника. 
    Умение разобраться во всей гамме психологических оттен-
    ков и  зависимостей  своей работы характеризуют уровень про-
    фессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел.
    Однако  подготовка  сотрудника  к  преодолению  психологиче-
    ских трудностей не  стала еще повседневным явлением. Слабая
    профессионально-психологическая  подготовка  сотрудника  вы-
    ступала  и  выступает  хронически  болезненным  изъяном  его
    профессионального мастерства и деятельности. Когда сотрудник
    беспомощен в  анализе и регулировании человеческих поступ-
    ков и отношений (а на него давит груз ответственности за реше-
    ние стоящей служебной задачи),  он попадает в ситуацию,  под-
    талкивающую его к использованию силовых методов:  домога-
    тельства,  насилия,  угроз  и других незаконных мер.  Отсутствие
    должной профессионально-психологической подготовленности -
    одна из важных причин  человеческой глухоты и  бесчувствен-
    ности,  неиссякаемый  источник  черствости,  формализма,  ги-
    пертрофированной властности, нарушений законности и серьез-
    ных профессиональных просчетов.
    Есть  еще  два  обстоятельства,  активизирующих  и  обост-
    ряющих проблему улучшения   профессионально-психологиче-
    ской   подготовки сотрудников органов внутренних дел.  С  од-
    ной  стороны,  процессы построения независимого демократич-
    ного  государства,  отказа  от  абсолютизации  административно-
    командных  методов  и  поворота  к  человеку,  происходящие  в
    нашей республике, повышают наряду с экономическими и роль
     4
                                                             
    социально-психологических  методов,  особенно  в  деятельности
    работников государственных органов. Тот, кто не владеет этими
    методами и не может успешно вести правоприменительную дея-
    тельность в  условиях  построения правового государства,  тот
    уже сегодня является  отстающим  от  динамизма жизни обще-
    ства.  "Сама жизнь убедительно доказывает, что только образо-
    ванное, просвещенное общество  оценивает  все преимущества
    демократического развития, и наоборот,  малообразованные, не-
    вежественные  люди  предпочитают  авторитаризм  и  тоталитар-
    ную систему"1.
    С другой стороны, обобщение передового опыта и уровень
    развития юридической психологии уже сегодня  позволяет  пре-
    дупредить это отставание,  качественно  повысить уровень про-
    фессионализма в работе сотрудников органов  внутренних  дел 
    путем  повсеместного  осуществления  профессионально-
    психологической подготовки.
    Сегодня ясно,  что профессионально-психологическая под-
    готовленность сотрудника  -  не  просто желательная добавка к
    его  мастерству,  но  обязательная  составная  часть  профессио-
    нального  мастерства. Профессиональное  мастерство сотрудни-
    ка органов внутренних дел, как человека искушенного в юриди-
    ческих делах, органически включающих  в себя человека и его
    психологию,  складывается не только из специальной юридиче-
    ской  обученности,  но  и  профессионально-психологической
    подготовленности.  Если  у  него нет такой подготовленности,
    нет и подлинного мастерства.
    В этой  связи  очень важно,  чтобы сотрудники могли овла-
    деть методами, которые позволяют развить  необходимые  про-
    фессионально  важные  качества,  обеспечивающие  эффектив-
    ность  их  профессиональной  деятельности,  обучиться  психоло-
    гическим приемам, повышающим надежность их деятельности, 
    позволяющим грамотно работать с людьми.  Поэтому большой
    интерес  представляет  организация  профессионально-
    психологического тренинга   сотрудников   органов внутренних
    дел - весьма  перспективного  направления  профессионально-
    психологической подготовки.
     
    1
      Каримов  И.А.  Узбекистан  на  пороге XXI века:  угрозы
    безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т., 1997. -  С.143.




    Рекомендуемая литература
     
    Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасно-
    сти, условия и гарантии прогресса.- Т., 1997.
    Айзенк Г. Узнай свой собственный  коэффициент  интеллекта. –
    Нижний Новгород, 1994.
    Асямов  С.В.  Психологический  анализ  оперативно-розыскной  си-
    туации и тактики действий оперативного работника. - Т.,1995.
    Волков  А.А.  Психологическая  подготовка  сотрудников  органов
    внутренних дел  и  ее практическое значение  в  повышении  их про-
    фессионального мастерства. - М., 1986.
    Гарибян С.А. Школа памяти. - М.,1992.
    Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
    Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-
    воспитательном процессе. - М., 1990.
    Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. - М., 1994.
    Как предупредить стресс и его последствия. - Т.,1993.
    Карнеги Д.  Как  завоевывать друзей и оказывать влияние на лю-
    дей. - Т., 1997.
    Коломеец В.К. Вопросы специальной психологической подготов-
    ки работников милиции. - М., 1979.
    Леви В. Искусство быть собой. - М., 1995.
    Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1996.
    Линдеман  Х.  Система  психофизического  саморегулирования. -
    Т., 1996.
    Методика  проведения  занятий  по  профессионально-
    психологической  подготовке милиционеров,  обучающихся в системе
    первоначальной подготовки.- М., 1989.
    Ниренберг Д., Калеро Г.  Как читать человека словно книгу. - М.,
    1996.
    Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М.,1992.
    Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1993.
    Столяренко  А.М.  Психологическая  подготовка личного состава
    органов внутренних дел. - М., 1988.
    Цзен Н.В.,  Пахомов Ю.В.  Психотренинг: игры и упражнения. -
    М.,1988.
     
      141
    С О Д Е Р Ж А Н И Е
     
     
    ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 
    Глава I. Профессионально-психологический тренинг и его 
    роль в профессиональной подготовке сотрудников 
    органов внутренних дел 
      1. Психологические особенности деятельности сотрудников 
          органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
      2. Психологическая подготовка сотрудников органов 
          внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
      3. Методы профессионально-психологического тренинга 
          сотрудников органов внутренних дел и принципы его
          организации .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
    Глава II. Профессионально-психологический тренинг 
    познавательных качеств сотрудников органов 
    внутренних дел 
      1. Особенности познавательной сферы личности сотрудников 
          органов внутренних дел  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
      2. Тренинг памяти . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
      3. Тренинг внимания и наблюдательности. . . . . . . . . . . . . . . . .  32
      4. Развитие интеллектуальных качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
    Глава III. Эмоционально-волевая саморегуляция 
    сотрудников органов внутренних дел 
      1. Значение эмоционально-волевой подготовленности 
          сотрудников органов  внутренних дел  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
      2. Простейшие методы саморегуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
      3. Аутогенная тренировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
    Глава IV. Коммуникативная подготовка сотрудников 
    органов внутренних дел 
    1. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников
        органов  внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
      2. Средства общения и способы коммуникативного 
          воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
      3. Развитие навыков профессионального общения . . . . . . . . . .  76
    Приложение 1. Психодиагностические материалы . . . . . . . . . . .  82
    Приложение 2. Задачи для тренинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
    Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
     
    241
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Асямов Сергей Владимирович
    Пулатов Юрий Сафиевич
     
     
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ 
    СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
     
     
    У ч е б н о е    п о с о б и е
     
     
     
     
     
     
     
                               Редактор  И.Солохина
     
    Подписано в печать                2001 г.   Объем  9,0 уч.-изд. л.
    Тираж                         Заказ                   Цена договорная.
     
     
    Академия МВД Республики Узбекистан
    700197, г.Ташкент, ул.Интизор,68