МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН А К А Д Е М И Я С.В.АСЯМОВ Ю.С.ПУЛАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ У ч е б н о е п о с о б и е Ташкент 2001 2 Одобрено Редакционно-издательским советом Академии МВД Республики Узбекистан Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психоло- гический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учеб- ное пособие. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбеки- стан, 2000 г. – 141 с. В пособии рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции психо- логического анализа, содержание их психологической подготовки, раскрываются основные психологические закономерности по форми- рованию познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативных способностей сотрудников органов внутренних дел, определяются пути и способы их развития с помощью специально организованной системы тренировок. Предназначено для слушателей вузов МВД, практических со- трудников органов внутренних дел и других правоохранительных ор- ганов. Рецензенты: заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор психологических наук, профессор Давлетшин М.Г.; доктор психологических наук, профессор Гайнутдинов Р.З.; кандидат юридических наук, доцент Исмаилов И. © Академия МВД Республики Узбекистан, 2001 г. 3 В В Е Д Е Н И Е Деятельность работников органов внутренних дел осущест- вляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Сотрудник не только должен быть правым, ему надо добиваться понима- ния людьми справедливости и гуманности его требований, по- вышения престижа норм права и собственной деятельности. Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи, ограничиваясь их "чисто правовой" стороной, как нельзя созна- ние, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными ведомствами. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий со- трудника. Умение разобраться во всей гамме психологических оттен- ков и зависимостей своей работы характеризуют уровень про- фессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел. Однако подготовка сотрудника к преодолению психологиче- ских трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника вы- ступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности. Когда сотрудник беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступ- ков и отношений (а на него давит груз ответственности за реше- ние стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, под- талкивающую его к использованию силовых методов: домога- тельства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие должной профессионально-психологической подготовленности - одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувствен- ности, неиссякаемый источник черствости, формализма, ги- пертрофированной властности, нарушений законности и серьез- ных профессиональных просчетов. Есть еще два обстоятельства, активизирующих и обост- ряющих проблему улучшения профессионально-психологиче- ской подготовки сотрудников органов внутренних дел. С од- ной стороны, процессы построения независимого демократич- ного государства, отказа от абсолютизации административно- командных методов и поворота к человеку, происходящие в нашей республике, повышают наряду с экономическими и роль 4 социально-психологических методов, особенно в деятельности работников государственных органов. Тот, кто не владеет этими методами и не может успешно вести правоприменительную дея- тельность в условиях построения правового государства, тот уже сегодня является отстающим от динамизма жизни обще- ства. "Сама жизнь убедительно доказывает, что только образо- ванное, просвещенное общество оценивает все преимущества демократического развития, и наоборот, малообразованные, не- вежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитар- ную систему"1. С другой стороны, обобщение передового опыта и уровень развития юридической психологии уже сегодня позволяет пре- дупредить это отставание, качественно повысить уровень про- фессионализма в работе сотрудников органов внутренних дел путем повсеместного осуществления профессионально- психологической подготовки. Сегодня ясно, что профессионально-психологическая под- готовленность сотрудника - не просто желательная добавка к его мастерству, но обязательная составная часть профессио- нального мастерства. Профессиональное мастерство сотрудни- ка органов внутренних дел, как человека искушенного в юриди- ческих делах, органически включающих в себя человека и его психологию, складывается не только из специальной юридиче- ской обученности, но и профессионально-психологической подготовленности. Если у него нет такой подготовленности, нет и подлинного мастерства. В этой связи очень важно, чтобы сотрудники могли овла- деть методами, которые позволяют развить необходимые про- фессионально важные качества, обеспечивающие эффектив- ность их профессиональной деятельности, обучиться психоло- гическим приемам, повышающим надежность их деятельности, позволяющим грамотно работать с людьми. Поэтому большой интерес представляет организация профессионально- психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел - весьма перспективного направления профессионально- психологической подготовки. 1 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т., 1997. - С.143.
Рекомендуемая литература Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасно- сти, условия и гарантии прогресса.- Т., 1997. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Нижний Новгород, 1994. Асямов С.В. Психологический анализ оперативно-розыскной си- туации и тактики действий оперативного работника. - Т.,1995. Волков А.А. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел и ее практическое значение в повышении их про- фессионального мастерства. - М., 1986. Гарибян С.А. Школа памяти. - М.,1992. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно- воспитательном процессе. - М., 1990. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. - М., 1994. Как предупредить стресс и его последствия. - Т.,1993. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на лю- дей. - Т., 1997. Коломеец В.К. Вопросы специальной психологической подготов- ки работников милиции. - М., 1979. Леви В. Искусство быть собой. - М., 1995. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М., 1996. Линдеман Х. Система психофизического саморегулирования. - Т., 1996. Методика проведения занятий по профессионально- психологической подготовке милиционеров, обучающихся в системе первоначальной подготовки.- М., 1989. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. - М., 1996. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М.,1992. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1993. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. - М., 1988. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.,1988. 141 С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава I. Профессионально-психологический тренинг и его роль в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел 1. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 2. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Глава II. Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел 1. Особенности познавательной сферы личности сотрудников органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2. Тренинг памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 3. Тренинг внимания и наблюдательности. . . . . . . . . . . . . . . . . 32 4. Развитие интеллектуальных качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Глава III. Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел 1. Значение эмоционально-волевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 2. Простейшие методы саморегуляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3. Аутогенная тренировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Глава IV. Коммуникативная подготовка сотрудников органов внутренних дел 1. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 2. Средства общения и способы коммуникативного воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 3. Развитие навыков профессионального общения . . . . . . . . . . 76 Приложение 1. Психодиагностические материалы . . . . . . . . . . . 82 Приложение 2. Задачи для тренинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 241 Асямов Сергей Владимирович Пулатов Юрий Сафиевич ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ У ч е б н о е п о с о б и е Редактор И.Солохина Подписано в печать 2001 г. Объем 9,0 уч.-изд. л. Тираж Заказ Цена договорная. Академия МВД Республики Узбекистан 700197, г.Ташкент, ул.Интизор,68
| |