Юридические исследования - Использование социологических исследований при бизнес планировании. -

На главную >>>

Право и бизнес: Использование социологических исследований при бизнес планировании.


    Всё чаще и чаще в последнее время компании заказывают социологические исследования, помогающие им определить, какова ситуация на рынке, предоставляемых ими услуг или товаров и каковыми являются ожидания их основных клиентов и покупателей. Социологичесские исследования служат надёжным источником информации для бизнес планирования деятельности предприятия.


    Использование социологических исследований при бизнес планировании.

    Источники сбора первичной эмпирической информации:

    - информация о познании предмета через технологию вопросов (устно  при интервью или в письменной форме - опрос).
    - информация о поведении - с помощью технологии наблюдения за исследуемым человеком.
    - информация о исследуемом человеке или предмете - через документальный метод.

    Основное средство (способ) для регистрации первичной эмпирической информации – это анкета, которая обеспечивает  ответы, отличающиеся обоснованностью,  точностью и правдивостью информации.

    Основные требования к анкете.

    Технические требования к анкете:


    - формат анкеты должен соответствовать объекту исследования;
    - вопросы должны быть точно разграничены с пояснениями к ним;
    - анкета должна содержать обращение к опрошенным лицам, с целью проинформировать их о цели исследования; анкета должна содержать инструкции, как будет использована информация; анкета должна содержать заверения в анонимности опроса, благодарность к человеку за его помощь и т.д.;
    - анкета должна начинаться с вводных вопросов, а затем лишь содержать основные вопросы исследования, а заканчивается идентификационными вопросами;
    - лицо заполняющее анкету должен быть в курсе о времени, которое ему потребуется на заполнение анкеты.
    - целесообразно оставить достаточно места для ответов на открытые и полуоткрытые вопросы;
    - анкета должна быть напечатана качественно и иметь хороший эстетический вид.

    Требования к содержанию анкеты:

    - наименование учреждения, организации, занимающейся данным исследованием;
    - строго заданная тема исследования;
    - следует избегать двояких и неясных вопросов;
    - следует избегать сложных вопросов, вопросы должны быть понятными для всех лиц, независимо от их образования;
    - вопросы должны быть логически последовательными;
    - анкета не должна содержать вопросы, могущие оскорбить человека;
    - вопросы не должны быть сложными по структуре (несколько вопросов в одном);
    - вопросы должны иметь нейтральную форму.

    Классификация типов вопросов.

    В соответствии с исследуемой областью:

    Фактологические – отражают конкретные факты и связанны с объективно существующими во времени и пространстве фактами (напр. Сколько раз в неделю вы покупаете в данном магазине?)
    Оценочные - связаны с оценками и желаниями респондентов (напр. Довольны ли вы услугами, предоставляемыми данной компанией?)

    Согласно формулировке ответов:

    Закрытые вопросы - на них предварительно сформулированы варианты ответов. Исследуемый человек может выбрать один или несколько ответов (согласно инструкции). Особой формой являются альтернативные вопросы - „да - нет”, „могу-не могу”.
    Открытые вопросы – в них не разработаны варианты ответов, а лицо свободно ответить своими словами.
    Полуоткрытые вопросы – в них заранее сформулированы готовые ответы, но остаётся и возможность для выражения собственного мнения респондентов, участвующих в социологическом опросе.

    Согласно формулировке вопросов:

    Обычные – которые задаются как вопросительные предложения. Они бывают прямые и косвенные. Являются наиболее распространёнными при проведении социологических опросов.
    Наглядные - подходят для детей или людей с низкой общей культурой и образованием.
    Вопросы - ситуации - описывают конкретную ситуацию или событие, и спрашивают об отношении к событию, оценке события или способе действия со стороны анкетируемого.
    Вопросы - диалоги - на основе диалога спрашивают отношение, мнение или оценку предмета исследования.
    Ассоциативные вопросы - от респондентов требуется описать, какие ассоциации вызывает определенное слово или понятие (напр. Магазин «Компьютерра».)

    По месту их в анкете:

    Вводные вопросы - располагаются в начале анкеты или между отдельными группами вопросов для обеспечения плавного перехода между ними с целью плавно подвести лицо к теме исследования, и подготовить его для ответов на основные вопросы.
    Фильтрующие вопросы – с помощью них опрошенные лица распределяются на группы и подгруппы для дальнейших ответов (напр. Вы курите?; Сколько сигарет в день вы курите? и т.д.).
    Основные вопросы - полно и последовательно охватывают тему исследования.
    Идентификационные вопросы - изучают характеристику опрошенных лиц по основным социально-демографическим признакам - пол, возраст, профессия и т.д.
    Контрольные вопросы - используются для раскрытия объективности, даваемой респондентами информации (Вы водите машину? Да. У вас есть права на вождение? Нет.).

    По форме ответов.


    Пяти-семи - ступенчатая шкала – пять ответов являются нейтральными, а два имеют разные степени ответов.
    Четырёх - ступенчатая шкала - (принуждение) - здесь нет нейтральных ответов, а анкетируемый выбирает один из противоположных ответов.
    Двух - ступенчатая шкала - возможны два варианта ответа - положительный или отрицательный.
    Вопросы, имеющие один возможный ответ - из группы вопросов человек выбирает только один, который наиболее точно отражает его мнение.
    Вопросы с более одним возможным ответом - респондент выбирает несколько возможных ответов.