ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА И ЦИВИЛИСТИКИ
© 2000 г. О.А. Парягина
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Право на охрану здоровья является естественным неотчуждаемым правом человека и устанавливается актами международного права и конституциями многих государств. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ.
Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социального права граждан, представляется возможным именовать законодательством о здравоохранении. Буквально слово «здравоохранение» трактуется в русском языке как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней и поддержание общественной гигиены и санитарии».
В соответствии с новой социальной стратегией развития государства и общества российское законодательство о здравоохранении претерпело за годы реформ существенные изменения. Впервые законодательно предусмотрено функционирование наряду с государственной системой здравоохранения также муниципальной и частной, использование механизма медицинского страхования граждан, представление им платных медицинских услуг за пределами программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью и на договорной основе. В законодательстве вместе с новациями содержательного характера трансформировался состав правовых источников, пересмотрены круг, компетенция и юридические связи субъектов в сфере здравоохранения.
В целях повышения научной обоснованности социально-правовой политики государства его стратегические цели и задачи в сфере здравоохранения получают концептуальное обоснование и, как правило, юридическое оформление. Во всех документах политико-правового характера весьма недвусмысленно определен социальный заказ в сфере совершенствования законодательства о здравоохранении.
Основные направления реформирования охраны здоровья населения, механизм и этапы их реализации изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, одобренной постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. В Концепции отмечается, что в последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения и рост смертности. Кризис деятельности медицинских учреждений приблизился к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Концепция нацелена на сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Основными задачами Концепции являются: увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний; сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Концепция предусматривает основные принципы развития здравоохранения, место и роль медицинского страхования граждан в решении проблем охраны здоровья населения.
Актуальным вопросам здравоохранения посвящена недавно опубликованная Концепция охраны здоровья населения на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. Здесь учтено, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением человека к собственному здоровью и здоровью окружающих. Из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, Концепция отдает приоритет тем, которые способствуют формированию у населения здорового образа жизни, повышению уровня санитарно-гигиенической культуры. Это не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Неотъемлемым элементом современной политики является разработка федеральных, региональных и территориальных программ, где формируются текущие и перспективные задачи в сфере здравоохранения и меры по их реализации. По справедливому замечанию Н.И. Матузова, спецификой смертности в России 90-х годов является рост смертей, связанных с социальными причинами. Поэтому многочисленные социальные программы конца века направлены прежде всего на борьбу с социально значимыми заболеваниями, получившими широкое распространение при переходе к рынку. Так, туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. В целях устранения угрозы начинающейся в России эпидемии туберкулеза принята Федеральная целевая программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2000 годы». Большое внимание в федеральных программах уделяется предупреждению заболеваний, обеспечению эффективного лечения больных (программы «Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года», «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года» и др.). В настоящее время принимаемые на различных уровнях социальные программы в сфере охраны здоровья населения реализуются примерно на 20 процентов. Это мотивируют, главным образом, недостаточностью финансирования, экономической несостоятельностью программ.
В развитии национального законодательства о здравоохранении прослеживаются некоторые характерные и устойчивые тенденции.
Во-первых, на основе использования все более разнообразных способов правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья населения усиливается многоотраслевой характер законодательства о здравоохранении. В новых экономических реалиях правовая база здравоохранения обогатилась в первую очередь гражданско-правовыми нормами и, в частности, регулирующими договорные отношения в медицинском страховании граждан.
Широта приемов правового регулирования предопределена многогранностью деятельности и адекватных ей общественных отношений в сфере охраны здоровья. В ст.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. охрана здоровья граждан определена как совокупность мер политического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года понятие охраны здоровья разумно увязано также с мерами экономического, правового, научного, культурного характера. Недооценены, пожалуй, лишь меры организационного характера, несмотря на возрастающую роль грамотного менеджмента в сфере здравоохранения. Организационным аспектам охраны здоровья населения обоснованное место отводится в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Согласно Концепции главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет использования единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения. В числе других подлежащих решению задач унифицировать эти подходы должен готовящийся Закон РФ о здравоохранении.
Что касается многоотраслевого характера законодательства о здравоохранении, то такая постановка вопроса далеко не нова. Еще в дореволюционный период высказывалось суждение о существовании комплексного врачебного права как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. В современных исследованиях считают возможным выделять медицинское право как комплексную отрасль законодательства или пограничную комплексную отрасль национального права России. В комплексе норм, образующих действующее законодательство о здравоохранении, ключевое значение имеют нормы конституционного, административного, финансового, гражданского законодательства и, несомненно, законодательства о социальном обеспечении граждан. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, объективируя правовую основу здравоохранения, справедливо обращает внимание на необходимость совершенствовать законодательство в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятия физической культурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий. По мнению разработчиков Концепции, в законодательстве, подчиненном охране здоровья населения, должны найти отражение вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также лиц предпенсионного возраста. Таким образом, в законодательстве о здравоохранении вполне уместны и могут сыграть серьезную профилактическую роль в охране здоровья населения нормы трудового, экологического, семейного и некоторых других отраслей законодательства.
Во-вторых, в массиве правовых источников сферы здравоохранения увеличивается удельный вес законов. В концептуальном плане усиление законодательного регулирования общественных отношений вписывается в модель правового государства, каковым Россия должна быть согласно Конституции РФ.
Но применительно к обширной сфере здравоохранения не обойтись, разумеется, и без объемного подзаконного правового материала. Методологически сложно определить, какой круг вопросов целесообразно регламентировать законами. В науке поддерживается тезис о том, что чисто «технологические» вопросы организации охраны здоровья населения и санитарно-эпидемиологической деятельности государства могут регулироваться нормативно-правовыми актами, а непосредственные права граждан в области охраны здоровья должны регулироваться законами. Если права человека, действительно, являются в России высшей ценностью, такой подход к избранию формы правового акта выглядит оправданным.
В конце 80-х годов в нашей стране начался процесс отмены большого количества ведомственных нормативных актов, связанных с охраной здоровья. В ходе реформы здравоохранения, кроме Основ, приняты несколько законов, и среди них такие значимые, как Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.), ФЗ РФ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., ФЗ РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. Но формирование законодательной базы здравоохранения не завершено. По мнению некоторых авторов, оптимальным явилось бы издание Медицинского кодекса, в комплексе регулирующего вопросы охраны здоровья населения. Надо принимать законы и более узкой предметной направленности. Таков, например, Закон РФ о правах пациентов, призванный конкретизировать и развивать общие положения Основ о правах граждан-пациентов.
В-третьих, заметным и заслуживающим объективной оценки является влияние на законодательный процесс субъектов Российской Федерации, их участие в соответствии с подп. «ж» п.1 ст.72 Конституции РФ в координации вопросов здравоохранения совместно с Российской Федерацией. По замыслу законодателя, наделение субъектов Российской Федерации определенными нормотворческими полномочиями настоятельно в условиях федерализма и рыночной экономики, поскольку поощряет их инициативу и обеспечивает относительную самостоятельность в экономике и организационной деятельности. На самом деле, участие субъектов Российской Федерации в решении указанных вопросов вызывает немало проблем и сомнений.
Со времени принятия Конституции РФ практика испытывает затруднения в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В регионах неоднозначно трактуют неясный термин «координация вопросов здравоохранения», не ограничиваясь согласованием организационно-управленческих вопросов. Тем более нетерпимо, когда в субъектах Российской Федерации допускают противоречия федеральному законодательству, вторгаются в регулирование и защиту прав человека и гражданина, составляющие согласно подп. «в» ст.71 Конституции РФ прерогативу федерального законодателя. В ст.5-7 Основ сохраняются нормы, по-разному определяющие компетенцию республик в составе Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. К ведению автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга отнесены принятие правовых актов, контроль за соблюдением федерального законодательства, законодательная инициатива в сфере охраны здоровья граждан. Республики в составе Российской Федерации имеют также право принимать законодательные акты. Различия в объеме прав российских регионов особенно неосновательны в соотношении с принципом равноправия субъектов Российской Федерации, провозглашенным в ФЗ РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 июня 1999 г.
Наиболее показательна в плане характеристики реальных возможностей законности действий субъектов Российской Федерации сфера обязательного медицинского страхования граждан. Сегодня государство лояльно к тому, что в одних регионах не создают территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а в других (и их более 20) фонды выполняют функции страховых медицинских организаций. Сотрудники фондов оспаривают целесообразность существования страховых организаций, и наоборот. Эклектика царит, несмотря на то, что единый федеральный закон не предусматривает вариаций в схеме организации обязательного медицинского страхования граждан. Конечно, установленный верховным законодателем порядок обязательного медицинского страхования нуждается в совершенствовании. В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки предлагается, например, финансирование медицинских учреждений в сельской местности и районах с малой плотностью производить через филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Но не затянулись ли своеобразные эксперименты? Почему не вносятся своевременные изменения и дополнения в Закон РФ о медицинском страховании граждан в Российской Федерации? Альтернативной, и даже более предпочтительной, формой решения указанных и других назревших вопросов обязательного медицинского страхования могло бы явиться обособленное от добровольного медицинского страхования их регулирование в рамках ФЗ РФ об обязательном медицинском страховании граждан.
Совершенствуя законодательство и его нормы о полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, необходимо создать стабильный механизм финансирования охраны здоровья населения, учитывающий интересы регионов и обеспечивающий доступность квалифицированной медицинской помощи гражданам на всей территории России.
В общей сложности, проектируемая в стране на основе использования зарубежного опыта модель здравоохранения может быть охарактеризована как бюджетно-страховая. Практика подтверждает, что медицинское страхование не должно и не может быть единственным средством финансирования нужд здравоохранения, хотя в условиях бюджетного дефицита оно превратилось в некоторых регионах в основное.
Следует заметить, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует в промежуточных моделях здравоохранения следующую пропорцию: 60 процентов – госбюджет; 30 процентов – медицинское страхование; 10 процентов – платные услуги. В России 90-х годов бюджетное финансирование здравоохранения сократилось более чем вдвое и в среднем составляло 3,5 процента госбюджета. Неудивительно, что по уровню медицинского обслуживания населения Россия занимает ныне 130 место среди 191 страны мира. Лидирующее место в этом рейтинге принадлежит Франции. Россию опережают и некоторые страны СНГ. Например, Белоруссия находится на 72 месте.
В механизме финансирования здравоохранения вызывает возражение и другое. По свидетельству председателя Комитета по охране здоровья в Государственной Думе России Н.Ф. Герасименко, 90 процентов бюджетного финансирования приходится на субъекты Федерации. В результате финансирование службы здоровья в регионах отличается зачастую на порядок. В наиболее благополучных регионах (Москва, Тюменская, Самарская области) расходы на здравоохранение на душу населения составляют до 4 тыс. руб.. В других же (прежде всего аграрных) регионах эта цифра едва достигает 400 руб. Депутат обоснованно указывает, что нигде в мире право на охрану здоровья не зависит от места проживания гражданина, и считает сложившуюся в России ситуацию грубейшим нарушением прав человека. Надо добавить, что одной из целей предоставления ассигнований из федерального бюджета является выравнивание условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, и с этим государство явно не справляется.
Очевидно, что дальнейшее распределение финансового бремени между центром и регионами детерминировано тем, какую социальную политику в сфере здравоохранения намерено проводить государство – единую или нет. Решение общенациональных задач в сфере охраны здоровья населения требует единства государственной политики и решительного увеличения общефедеральных бюджетных расходов. В этой связи в проекте Закона РФ о здравоохранении представляет интерес идея установить размер отчислений на нужды здравоохранения в твердом проценте от валового внутреннего продукта.
Единству государственной политики в сфере здравоохранения, а также обеспечению необходимого равенства в условиях реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь может способствовать утверждение на федеральном уровне минимальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами и других медико-социальных стандартов. В Иркутской области, например, нормативы подушевого финансирования здравоохранения рассчитываются правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования. В других субъектах Российской Федерации эти нормативы устанавливаются и в договорном порядке. Согласно Концепции развития здравоохранения и медицинской науки на основе федеральных медико-социальных стандартов должны разрабатываться социальные программы здравоохранения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Укрепление единства государственной политики и более полное регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения непосредственно Российской Федерацией по меньшей мере поставит под вопрос необходимость принятия многих актов субъектами Российской Федерации. Относительно материальных и процессуальных трудовых отношений В.И. Миронов убедительно и вполне определенно обосновал целесообразность передачи их правовой регламентации к исключительному ведению Российской Федерации. Подобно праву на труд, право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к основным социальным правам гражданина, и поэтому взаимосвязанные с его реализацией и защитой отношения должны регулироваться на федеральном уровне. Во избежание неоправданной дифференциации в правовых решениях субъектов Российской Федерации и для преодоления несогласованности отдельных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях, Российской Федерации предстоит и унифицировать регламентацию ряда организационных вопросов здравоохранения.
|