Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Франция занимает территорию в 551 тыс. кв. км с на­селением в 43,8 млн. человек (1956 г.). Это — одно из крупнейших капиталистических государств Европы с вы­соко развитой тяжелой промышленностью (некоторые отрасли которой, как и некоторые банки, подверглись после второй мировой войны национализации с немалой, впрочем, выгодой для их собственников и акционеров), но со сравнительно большим удельным весом мелкой и средней промышленности. Наряду с крупными и очень крупными землевладельцами имеется значительный слой мелких крестьянских собственников.

    После революции 1789 г. Франция испытала все, казалось бы, возможные буржуазные формы правления: якобинскую диктатуру, олигархию вознесенной к власти крупной буржуазии («директория», «консульство»), мо­нархию Наполеона Бонапарта («первая империя»), кон­ституционное буржуазное королевство, вторую респуб­лику, монархию Наполеона III («вторая империя»), третью республику. В краткий период между второй империей и третьей республикой героический француз­ский пролетариат осуществил первый опыт диктатуры пролетариата — Парижскую Коммуну.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Франция занимает территорию в 551 тыс. кв. км с на­селением в 43,8 млн. человек (1956 г.). Это — одно из крупнейших капиталистических государств Европы с вы­соко развитой тяжелой промышленностью (некоторые отрасли которой, как и некоторые банки, подверглись после второй мировой войны национализации с немалой, впрочем, выгодой для их собственников и акционеров), но со сравнительно большим удельным весом мелкой и средней промышленности. Наряду с крупными и очень крупными землевладельцами имеется значительный слой мелких крестьянских собственников.

    После революции 1789 г. Франция испытала все, казалось бы, возможные буржуазные формы правления: якобинскую диктатуру, олигархию вознесенной к власти крупной буржуазии («директория», «консульство»), мо­нархию Наполеона Бонапарта («первая империя»), кон­ституционное буржуазное королевство, вторую респуб­лику, монархию Наполеона III («вторая империя»), третью республику. В краткий период между второй империей и третьей республикой героический француз­ский пролетариат осуществил первый опыт диктатуры пролетариата — Парижскую Коммуну.

    Соответственно этому переменилось много конститу­ций весьма различного типа, среди которых самой долго­вечной оказалась конституция третьей республики (1875—1946 гг.). Но это была во всех отношениях очень несовершенная конституция: фрагментарная (из трех от­дельных актов, принятых не в одно время и мало свя­занных между собой), неполная, противоречивая, с пе­чатью реакции. Она возникла в ожесточенной борьбе монархистов с республиканцами и явилась результатом
    победы первых: никакой декларации прав, никакого упо­минания о политических правах и гражданских свободах; президент республики, наделенный полномочиями мо­нарха, двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — сенат — избиралась крайне недемократическим путем, косвенными выборами, но, имея одинаковые права с нижней, «народной», палатой, служила ей надежным противовесом. Эта республиканская конституция откро­венно считалась переходом к монархической, но, против ожидания, буржуазно-республиканские течения в стране и в палате депутатов со временем укрепились, и III Рес­публика, чем далее, тем более становилась ареной господ­ства финансового капитала и. ареной тяжелой борьбы пролетариата за элементарные права трудящихся.

    Когда, в результате побед Советской Армии во вто­рой мировой войне и национального движения Сопро­тивления Франция была освобождена из-под власти не­мецких и французских фашистов, необходимость в новой конституции, которая построила бы новую, демократи­ческую, Францию, была ясна для многих патриотов и в пер­вых рядах которых боролись французские коммунисты. На референдуме 21 октября 1945 г. восстановление ста­рой конституции было отвергнуто, после чего было из­брано Учредительное собрание, на котором по инициативе коммунистической группы Собрания при сотрудничестве многих его членов — социалистов и прогрессистов — был разработан и принят проект демократической консти­туции (фиксация широких прав государства в области национализации важнейших отраслей промышленности; весьма ограниченные полномочия президента республики; однопалатный — что имело наибольшее значение — пар­ламент; реальный контроль его над правительством и т. д.). Проект этот, благодаря колебаниям или равно­душию лидеров социалистической партии и сопротивле­нию лидеров буржуазных партий, не получил утвержде­ния на втором референдуме (5 мая 1946 г.), и вследствие этого было избрано новое Учредительное собрание, утвердившее компромиссный проект конституции, кото­рый получил на референдуме 13 октября 1946 г. 53% го­лосов (против—'47%). Конституция IV Республики вошла в силу с 24 декабря 1946 г,

    Коммунистическая партия призвала избирателей го­лосовать за эту конституцию: при всех ее недостатках в ней можно было видеть исходную точку, платформу и орудие борьбы трудящихся за дальнейшие социальные и политические преобразования. Конституция откры­вается довольно обширной декларацией «священных и неотъемлемых» прав человека и ряда экономических и социальных принципов, которые нельзя рассматривать иначе как определенные обязательства, взятые на себя государством в отношении нации и гражданина. Осо­бенное внимание привлекают необычное в таких консти­туциях признание равенства прав и обязанностей мет­рополии и ее колоний, провозглашение Франции и ее заморских владений «союзом народов» для развития цивилизации и благосостояния каждого из них. В полном соответствии со всем этим находится и утверждение, что принципом Франции как республики «демократической и социальной», в которой «суверенитет принадлежит на­роду», является принцип: «правительство народа, для на­рода и через народ» (ст. 1, 2).

    Конституция строит парламент, как высшую госу­дарственную власть, как орган, через который народ осу­ществляет свой суверенитет (ст. 3). Парламент состоит из Национального собрания, избираемого всеобщим (для мужчин и женщин), прямым, равным и тайным голосо­ванием, и Совета республики, избираемого органами самоуправления, то есть косвенным голосованием. Не­которую часть Совета республики может избрать На­циональное собрание (ст. 6) в виде своего представи­тельства во второй палате. Главная роль отводится первой палате: правительство ответственно только перед Национальным собранием; только Национальному со­бранию принадлежит право законодательствовать (ст. 13). Совет республики может лишь отсрочить на сто дней превращение в закон принятого Национальным собра­нием законопроекта. И этот срок сокращается до одного месяца, если речь идет о финансовых законопроектах, и до 15 дней, если Национальное собрание объявит во­прос срочным.

    Конструкция двухпалатной системы представляет здесь известный шаг вперед по сравнению с представи­
    тельством Третьей республики. Совет республики, правда, избирается косвенными выборами, как и старый сенат, и, по-видимому, с тем же намерением — неосуществимым и фальшивым—сделать его «Советом великих общин Франции», как превыспренно выражались официозные комментаторы конституции 1875 г. На деле этим, как и раньше, достигается лишь резкая диспропорция между представительством индустриальных центров и аграр­ных захолустий в пользу вторых: сотни тысяч помещи­ков и кулаков имеют в Совете республики во много раз больше депутатов, чем миллионы промышленных рабо­чих. Реакция делает все возможное, чтобы поднять его значение: первоначальный двухмесячный срок, на кото­рый он мог затянуть принятие закона Национальным собранием, удлинен конституционной поправкой 1954 года до ста дней. И все же Совет республики по конституции (да и в действительности) отступает далеко на второй план перед Национальным собранием и, хотя он и при­своил официальной резолюцией своим членам звание «сенаторов», со старым сенатом ему не сравниться.

    Конституция не установила пропорционального пред­ставительства при выборах Национального собрания, как устанавливают многие буржуазные конституции. Этим предрешено было возвращение к практике Третьей республики, когда от пропорционального представитель­ства (с разными, впрочем, отступлениями) то и дело переходили к мажоритаризму. Так стали поступать и теперь: оба Учредительных собрания были избраны по системе пропорционального представительства, выборы в Национальное собрание 1951 года были осущест­влены по мажоритарной системе, а в 1956 году — по ме­нее демократическому ее виду. Все это, однако, не могло помешать неуклонному росту голосов, подаваемых за коммунистическую партию на выборах, как и тому, что коммунистическая группа Национального собрания ока­зывается первой по числу мандатов.

    Президент Французской республики избирается пар­ламентом (но в совместном заседании Национального собрания и Совета Республики). Он — глава государства, он один представляет государство во всех внешних и вну­тренних отношениях. Он является главой вооруженных
    сил, назначает послов и высших должностных лиц, пред­седательствует в некоторых высших государственных учреждениях — в частности, в Верховном совете Фран­цузского Союза; он выдвигает кандидатуру председателя Совета министров (ст. 45) и в случае согласия Нацио­нального собрания с этой кандидатурой назначает пред­седателя Совета министров и избранных последним ми­нистров (ст. 46). Он вправе адресовать Национальному собранию послание; он может в течение 10, а в случае срочности в течение 5 дней с момента принятия парла­ментом закона потребовать от парламента вторичного его обсуждения, но обязан обратить закон к исполнению, если парламент вновь принял закон в той же редакции; он вообще обращает законы к исполнению, публикуя их.

    Следует, однако, иметь в виду, что по глубоко укоре­нившейся во Франции традиции реальное участие прези­дента в законодательстве и управлении незначительно. Подобно английскому королю, он в своих официальных должностных актах следует совету и указанию председа­теля Совета министров. Все эти акты для своей действи­тельности нуждаются в подписи председателя Совета ми­нистров и одного из министров (ст. 38), которые и несут за них всю ответственность перед Национальным собра­нием. Президент же ответственен только за государствен­ную измену (ст. 42).

    Случаи явного и формального расхождения между президентом Республики и председателем Совета мини­стров совершенно неизвестны в IV Республике (и были большой редкостью в III Республике). В частности, своего права вето президент никогда не использует.

    Правительство же, а точнее его глава, премьер- министр, как и во всех без исключения буржуазных странах, проводит всю внешнюю и внутреннюю политику государства, осуществляет государственную власть, пра­вит всеми ее отраслями; единственным, но важным, конечно, сдерживающим фактором является то, что он должен иметь одобрение большинства Национального собрания. Оно может в любую минуту свергнуть его, и это происходит довольно часто. Кабинет во Франции никогда не опирается на однопартийное большинство па­латы; это всегда продукт сложных межфракционных
    комбинаций, собрание лидеров различных, иногда про­тивоположных политических направлений. Такой каби­нет не отличается прочностью, несмотря на видимость прочности. Бывает, что падают кабинеты, за несколько часов до падения казавшиеся очень стойкими. Консти­туция прибегает к некоторым оговоркам, смысл кото­рых— укрепить позицию кабинета по отношению к На­циональному собранию. Так, если в течение 18 месяцев имели место два министерских кризиса, Национальное собрание может быть распущено досрочно. Это, однако, не возымело желаемого результата; с 1946 по 1955 год сменилось 18 кабинетов (в Англии, например, для этого потребовалось бы около столетия). Поправка, внесен­ная в конституцию в 1954 году, пошла значительно дальше: она отменила обязательность отставки кабинета в случае резолюции недоверия и обусловила такую от­ставку резолюцией порицания (ст. 50). Но это еще мень­ше достигает цели: ни один кабинет не станет дожи­даться резолюции порицания, чтобы уйти. Слишком раз­дражать палату опасно: от резолюции порицания неда­леко и до предания министров уголовному суду за «пре­ступления и проступки, совершенные ими при исполнении обязанностей» (ст. 56), преступления и проступки, ко­торые при желании всегда можно найти.

    И тем не менее французский кабинет министров, пока он у власти, является полным хозяином положения. Он поступает во всем так, как считает нужным, — только бы в самом кабинете не было между его членами слиш­ком резкого антагонизма. Одобрение большинства па­латы, в котором кабинет нуждается для своего сущест­вования, всегда последующее, а не предварительное. Палата предпочитает не руководить действиями каби­нета, она только подвергает эти действия своему суду, когда они уже совершены. Вот почему полная полити­ческая ответственность французского кабинета перед па­латой означает в то же время его полную самостоятель­ность по отношению к ней.

    Конечно, частые смены кабинета находятся в пря­мой зависимости от многофракционного состава парла­мента. В Национальном собрании, избранном в 1956 году, представлен длинный ряд группировок: коммунистиче­
    ская партия—150 мандатов (первая партия по числу полученных голосов и мандатов), республиканский фронт (социалистическая партия, радикалы и некоторые дру­гие партии)—191 мандат, католическая партия МРП («Моиуешеп! КериЪПсат РориЫге»), различные «рес­публиканцы» и различные правые группы —192 ман­дата, остальные—крайние правые и «независимые» (всего в Национальном собрании 593 депутата).

    Конституция содержит раздел, совершенно необычный в буржуазных конституциях: это раздел, озаглавлен­ный «Французский Союз» и содержащий конституцион­ные нормы положения в государстве его внешних, так сказать, владений, обычно именуемых колониями, а здесь — заморскими департаментами и территориями и присоединившимися государствами и территориями (ст. 60). Мы уже упоминали, что Франция и ее колонии про­возглашаются союзом равноправных народов, состоящим из собственно Франции, именуемой метрополией, замор­ских департаментов (Алжир и некоторые другие), за­морских территорий (Французская Западная и Француз­ская Экваториальная Африка, Мадагаскар и другие) и присоединившихся государств (Лаос в Индо-Китае). Юридический и политический статус всех этих членов Французского Союза очень различен: для заморских де­партаментов он, по букве конституции, тот же, что и для департаментов метрополии, а для заморских и присоеди­нившихся территорий определяется особыми законами, исходящими от парламента или от правительства мет­рополии (ст. 72); отношения же между Францией и при­соединившимися государствами целиком определяются договорами и имеют международноправовой характер. Французский Союз имеет и центральные органы: это пре­зидент, Собрание и Верховный совет.

    Если сравнить многообещающие заявления преам­булы конституции, относящиеся к Французскому Союзу, с текстом главы 8, нельзя не отметить их декларативного характера. Французский Союз оказывается по существу организацией без собственных органов. Относительно президента это ясно без всяких объяснений, Верховный совет и по составу и по функциям своим — совещатель­ное учреждение при правительстве метрополии, а С<>
    брание Французского Союза — такое же совещательное учреждение при том же правительстве и при Нацио­нальном собрании (ст. 65, 71, 72). Действительные, решающие органы Французского Союза суть кабинет министров и Национальное собрание. Между тем неко­торые части нефранцузской половины Союза вовсе не посылают депутатов в парламент метрополии, депутаты же представленных частей просто теряются в массе депутатов метрополии. Что касается внутреннего управ­ления заморскими владениями, то и оно не может удов­летворять патриотов Французского Союза, будь то граж­дане метрополии или заморских владений. После дли­тельной борьбы вокруг этого вопроса перламент метро­полии принял в 1957 году законы, настолько несовер­шенные, что депутаты-коммунисты и большинство представителей заморских владений вынуждены были голосовать против них. По этим законам выборные со­брания заморских территорий, предусмотренные консти­туцией для управления местными делами, получили собственные исполнительные органы, но председатель­ство в этих органах принадлежит главе администрации, назначаемому метрополией и характеризуемому консти­туцией как «держатель власти республики» на террито­рии (ст. 76). Эти «держатели» в некоторых территориях имеют звание верховных комиссаров. Они во всех слу­чаях наделены правами почти всеобъемлющего контроля над подчиненными им территориями. На заморские тер­ритории распространено всеобщее избирательное право для выборов представителей в Национальное собрание и в территориальные собрания, но для выборов первого сохранены прежние нормы представительства, сводя­щие это представительство почти к нулю.

    Однако французское правительство не проявляет доброй воли установить в действительности, на прак­тике, во Французском Союзе те отношения дружбы и сотрудничества между народами, которые провозгла­шены в конституции. Всем известные события в Алжире, на Мадагаскаре и в других частях Французского Союза говорят об этом достаточно убедительно.






    КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    принятая Учредительным Национальным Собранием 28 сентября 1946 г., одобренная народом на референдуме

    13  октября 1946 г., измененная конституционным законом

    7   декабря 1954 г.

    ПРЕАМБУЛА

    На другой день после победы, одержанной свобод­ными народами над режимами, которые пытались пора­ботить и унизить человеческую личность, французский .народ вновь провозглашает, что всякое человеческое су­щество независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Рес­публики.

    Он провозглашает, кроме того, как особо необходи­мые в наше время, следующие экономические, полити­ческие и социальные принципы:

    Закон гарантирует женщине во всех областях рав­ные права с мужчиной.

    Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на террито­риях Республики.

    Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего проис­хождения, своих взглядов или своего вероисповедания.

    Каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадле­жать к профсоюзу по своему выбору.

    Право стачек осуществляется в рамках законов, ко­торые его регламентируют.

    Каждый трудящийся через посредство своих делега­тов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве пред­приятиями.

    Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуата­ция которого имеет или приобретает черты националь­ной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью.

    Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.

    Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, матери­альное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.

    Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из нацио­нальных бедствий.

    Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом Государ­ства.

    Французская Республика, верная своим традициям, принимает во внимание положения международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа.

    Франция соглашается на условиях взаимности с огра­ничениями суверенитета, необходимыми для организации и защиты мира.

    Франция образует с заморскими народами Союз, основанный на равенстве прав и обязанностей без ра­совых и религиозных различий.

    Французский Союз составляется из наций и народов, которые объединяют или согласуют свои. ресурсы и уси­лия для того, чтобы развивать свою цивилизацию, уве­личивать свое благосостояние и обеспечивать свою без­опасность.

    Верная своей исконной миссии, Франция намерена привести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому ведению своих собственных дел; избегая всякой системы
    колонизации, основанной на произволе, Франция обес­печивает всем свободный доступ к общественным дол­жностям и индивидуальное или коллективное пользова­ние провозглашенными или подтвержденными выше правами и свободами.

    УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

    Глава I

    СУВЕРЕНИТЕТ

    Статья 1. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой.

    Статья 2. Национальной эмблемой является трех­цветный флаг—синий, белый и красный в виде трех одинаковых по размерам вертикальных полос.

    Национальный гимн — «Марсельеза».

    Девиз Республики — «Свобода, Равенство', Братство».

    Ее принципом является: Правительство народа, для народа и через народ.

    Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит французскому народу.

    Никакая часть Нации, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление.

    Народ осуществляет его в конституционных вопросах путем голосования своих представителей и посредством референдума.

    Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальном Собрании, избранных все­общим, равным, прямым и тайным избирательным правом.

    Статья 4. В условиях, определенных законом, из­бирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и подвластные, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

    Глава II

    ПАРЛАМЕНТ

    Статья 5. Парламент состоит из Национального Собрания и Совета Республики.

    Статья 6. Длительность полномочий каждой Па­латы, способ ее избрания, условия избираемости, неиз- бираемости и несовместимости определяются законом.

    Во всяком случае, обе Палаты избираются на терри­ториальной основе. Национальное Собрание избирается всеобщим и прямым избирательным правом, Совет Рес­публики — коммунами и департаментами, всеобщим и не­прямым избирательным правом. Совет Республики обно­вляется наполовину.

    Тем не менее Национальное Собрание может само избирать по системе пропорционального представитель­ства членов Совета Республики в числе, не превышаю­щем одной шестой части общего числа его членов.

    Число членов Совета Республики не может быть меньше 250 и больше 320.

    Статья 7. Война не может быть объявлена без ре­шения Национального Собрания и предварительного заключения Совета Республики. Осадное положение объявляется в условиях, предусмотренных законом.

    Статья 8. Каждая из двух Палат судит об изби­раемости своих членов и о правильности их избрания; она одна может принимать отставку своих членов.

    Статья 9. Национальное Собрание собирается по собственному праву .на очередную сессию в первый вторник октября. Если сессия длится уже не менее семи месяцев, Председатель Совета министров может объя­вить о ее закрытии декретом, принятым в Совете ми­нистров.

    В этот семимесячный срок не включаются перерывы сессии. Перерывами сессии считаются отсрочки заседа­ний длительностью более восьми будних дней. Совет Республики заседает одновременно с Национальным Собранием.

    Примечание. Новые положения статьи 9 вступают в силу только начиная с первого вторника октября 1955 г. согласно статье 12 Закона от 7 декабря 1954 г. о пересмотре Конституции.

    Статья 10. Заседания обеих Палат являются пуб­личными. Протоколы дебатов, так же как парламент­ские документы, полностью публикуются в «Журналь офисиель».

    Каждая из двух Палат может объявить свое заседа­ние секретным.

    Статья 11. Каждая из двух Палат ежегодно, в на­чале очередной сессии, избирает свое бюро согласно условиям ее регламента. Когда обе Палаты соединяются для избрания Президента Республики, общим является бюро Национального Собрания.

    Статья 12. Когда Национальное Собрание ,не засе­дает, его бюро может созвать Парламент на чрезвычай­ную сессию; Председатель Национального Собрания обязан это сделать по требованию Председателя Совета министров или большинства членов Национального Соб­рания. Председатель Совета министров объявляет о закрытии чрезвычайной сессии согласно положениям статьи 9. Когда по требованию большинства Националь­ного Собрания или его бюро созывается чрезвычайная сессия, декрет о закрытии не может быть принят раньше, чем Парламент исчерпает ограниченную повестку дня, для рассмотрения которой он был созван.

    Статья 13. Одно только Национальное Собрание имеет право принимать законы. Оно ,не может переда­вать это право.

    Статья 14. Председатель Совета министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой. Законопроекты представляются в бюро Национального Собрания или в бюро Совета Республики. Однако зако­нопроекты, относящиеся к ратификации договоров, пре­дусмотренных в статье 27, бюджетные или финансовые законопроекты и проекты, влекущие сокращение доходов или новые расходы, должны представляться в бюро На­ционального Собрания. Законодательные предложения, сформулированные членами Парламента, представляются в бюро той Палаты, в состав которой они входят, и после принятия передаются в другую Палату. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Рес­публики, не могут быть приняты, если они имеют след­ствием уменьшение доходов или новые расходы.

    Статья 15. Национальное Собрание изучает пред­ставленные ей законопроекты и законодательные пред­ложения в комиссиях, число, состав и компетенцию кото­рых оно определяет.

    Статья 16. Национальное Собрание рассматривает проект бюджета.

    Этот закон может включать только строго финансо­вые постановления. Порядок представления бюджета будет, определен органическим законом.

    Статья 17. Депутаты Национального Собрания об­ладают правом инициативы в отношении расходов.

    Однако никакое предложение, направленное на уве­личение предусмотренных расходов или на создание но­вых расходов, не может быть представлено во время обсуждения бюджета, предварительных и дополнитель­ных кредитов.

    Статья 18. Национальное Собрание утверждает отчет о доходах и расходах Государства. В этом ему ока­зывает помощь Счетная палата.

    Национальное Собрание может поручить Счетной палате любое расследование и изучение вопроса, свя­занного с исполнением государственных доходов и рас­ходов или с деятельностью Казначейства.

    Статья 19. Амнистия может быть дарована только законом.

    Статья 20. Всякий законопроект или законодатель­ное предложение рассматривается последовательно в обеих Палатах Парламента с целью достичь принятия идентичного текста.

    Совет Республики высказывается относительно про­екта или предложения, принятого в первом чтении На­циональным Собранием, не позднее двух месяцев после передачи ему этого текста, если только он ,не рассмат­ривал его в первом чтении. Когда дело касается бюджета и финансовых законов, срок, предоставляемый Совету Республики, не должен превышать время, затраченное до этого Национальным Собранием на их рассмотрение и принятие. В случае решения Национального Собрания применить срочную процедуру этот срок удваивается по сравнению с тем, который предусмотрен для обсужде­ния в Национальном Собрании его регламентом.

    Если Совет Республики не выскажется в сроки, пред­усмотренные в предыдущих абзацах, закон может быть опубликован в том виде, в каком он был принят На­циональным Собранием.

    Если соглашение не было достигнуто, каждая из Палат продолжает рассмотрение. После двух чтений в Совете Республики каждая из Палат располагает в этих целях сроком, использованным другой Палатой во время предыдущего чтения, с тем что этот срок не может быть меньше семи дней или для законов, упомянутых в третьем абзаце, меньше одного дня. Если соглашение не будет достигнуто в стодневный срок, исчисляемый со дня передачи текста Совету Республики для второго чтения и сокращенный до одного месяца для бюджета и финансовых законов и до 15 дней в случае процедуры, применяемой к срочным вопросам, Национальное Собра­ние может вынести окончательное решение, приняв по­следний текст, утвержденный ею, или изменив его при­нятием одной или нескольких поправок, предложенных к этому тексту Советом Республики.

    Если Национальное Собрание превышает или прод­ляет сроки рассмотрения, которыми оно располагает, срок, предусмотренный для соглашения обеих Палат, увеличивается на столько же.

    Течение сроков, предусмотренных в настоящей статье, останавливается во время перерывов сессии. Они могут быть продлены решением Национального Собрания.

    Статья 21. Никто из членов Парламента не может подвергаться преследованию, следствию, аресту, задержа­нию или суду за высказанные им мнения или за голосо­вания при исполнении обязанностей.

    Статья 22. Никто из членов Парламента не может во время сессий подвергаться преследованию или аресту по уголовному делу или по делу, подлежащему исправи­тельному суду, без согласия Палаты, членом которой он состоит, кроме случаев задержания на месте преступ­ления.

    Член Парламента, арестованный не во время сессии, может голосовать путем передачи своих полномочий до тех пор, пока Палата, членом которой о,н состоит, не выскажется за лишение его парламентского иммунитета. Если она не выскажется в течение тридцати дней по­сле открытия сессии, арестованный член Парламента будет освобожден по собственному праву. Кроме случаев задержания на месте преступления, случаев разрешен­
    ного преследования или окончательного осуждения, ни один член Парламента не может быть арестован в пере­рыве сессии без разрешения бюро Палаты, членом ко­торой он состоит.

    Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если этого потребует Палата, чле­ном которой он состоит.

    Статья 23. Члены Парламента получают вознагра­ждение, устанавливаемое в соответствии с окладами должностных лиц.

    Статья 24. Никто не может одновременно принад­лежать к составу Национального Собрания и Совета Республики.

    Члены Национального Собрания не могут принадле­жать ни к составу Экономического Совета, ни к составу Собрания Французского Союза.

    Глава III ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    Статья 25. Экономический Совет, статус которого устанавливается законом, изучает для дачи заключения проекты и предложения законов, входящие в его компе­тенцию. Эти проекты передаются Совету Национальным Собранием до того, как оно их обсудит.

    Кроме того, Совет министров может запросить мне­ние Экономического Совета. Такой запрос обязателен при установлении государственного экономического пла­на, целью которого является полная занятость людей и правильное использование материальных средств.

    Глава IV ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ

    Статья 26. Дипломатические договоры, надлежа­щим образом ратифицированные и опубликованные, имеют силу закона даже в том случае, если они проти­воречат внутренним французским законам; нет необхо­димости обеспечивать их применение законодательными
    положениями, кроме тех, которые были необходимы для их ратификации.

    Статья 27. Договоры, относящиеся к международ­ной организации, мирные договоры, торговые, договоры, налагающие на Государство финансовые обязательства, договоры, относящиеся к положению личности и к правам собственности французов за границей, договоры, изме­няющие внутренние французские законы, так же как и договоры, влекущие за собой уступку, обмен или присое­динение территории, являются окончательными только после их ратификации.

    Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоеди­нение территории недействительны без согласия заин­тересованного населения.

    Статья 28. Та к как дипломатические договоры, должным образом ратифицированные и опубликованные, имеют силу, высшую чем сила внутренних законов, их положения могут быть отменены, изменены или приоста­новлены только вследствие правильной денонсации, за­явленной дипломатическим путем. Если речь идет о до­говорах, упомянутых в статье 27, денонсация должна быть разрешена Национальным Собранием, за исключе­нием торговых договоров.

    Глава V ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ

    Статья 29. Президент Республики избирается Пар­ламентом. Он избирается на 7 лет. Он может быть вновь Избран лишь один раз.

    Статья 30. Президент Республики в Совете мини­стров назначает государственных советников, Великого канцлера Почетного Легиона, послов и чрезвычайных посланников, членов Верховного совета и Комитета на­циональной обороны, ректоров университетов, префек­тов, директоров Центральных ведомств, высших офице­ров, представителей Правительства в заморских терри­ториях.

    Статья 31. Президент Республики держится в курсе международных переговоров. Он подписывает и рати­фицирует договоры.

    Президент Республики аккредитует послов и чрез­вычайных посланников при иностранных державах; ино­странные послы и чрезвычайные посланники аккреди­туются при нем.

    Статья 32. Президент Республики председатель­ствует в Совете министров. Он дает указания о составле­нии протоколов заседаний и хранит эти протоколы.

    Статья 33. С теми же полномочиями Президент Республики председательствует в Верховном совете и в Комитете национальной обороны и является Главой вооруженных сил.

    Статья 34. Президент Республики председатель­ствует в Высшем совете магистратуры.

    Статья 35. Президент Республики осуществляет право помилования в Высшем совете магистратуры.

    Статья 36. Президент Республики промульгирует законы в течение десяти дней, которые следуют за пере­дачей Правительству окончательно принятых законов. Этот срок сокращается до пяти дней в случае объявления срочности Национальным Собранием.

    В течение срока, установленного для промульга* ции, Президент Республики может мотивированным по­сланием потребовать от обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.

    Если Президент Республики не промульгирует закона в предусмотренные настоящей Конституцией сроки, это делает Председатель Национального Собрания.

    Статья 37. Президент Республики сносится с Пар­ламентом посланиями, направляемыми Национальному Собранию.

    Статья 38. Каждый из актов Президента Респуб­лики должен быть контрассигнирован Председателем Со­вета министров и одним из министров.

    Статья 39. Не более чем за тридцать дней и не менее чем за пятнадцать дней до истечения срока полно­мочий Президента Республики Парламент приступает к выборам нового Президента.

    Статья 40. Если на основании предыдущей статьи выборы должны иметь место в период, когда Собрание в соответствии со статьей 51 распущено, полномочия Пре­зидента Республики продляются до выборов нового Пре­
    зидента. Парламент приступает к выборам этого нового Президента в течение десяти дней после избрания но­вого Национального Собрания.

    В этом случае назначение нового Председателя Со­вета министров происходит в течение пятнадцати дней, следующих за избранием нового Президента Республики.

    Статья 41. В случае препятствия, должным обра­зом установленного решением Парламента, в случае вакантное™ поста Президента Республики вследствие его смерти, отставки или по другой причине обязанности Президента Республики временно осуществляет Пред­седатель Национального Собрания. В исполнении его собствеаных обязанностей его замещает вице-председа­тель.

    Новый Президент Республики избирается в течение десяти дней, кроме случая, оговоренного в предыдущей статье.

    Статья 42. Президент республики несет ответствен­ность только за государственную измену.

    Национальное Собрание может предъявить ему обви­нение и предать его Верховному суду юстиции на усло­виях, предусмотренных в статье 57.

    Статья 43. Пост Президента Республики несовме­стим с какой-либо другой выборной общественной долж­ностью.

    Статья 44. Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на пост Президента Республики.

    Глава VI СОВЕТ МИНИСТРОВ

    Статья 45. В начале деятельности каждого Нацио­нального Собрания Президент Республики после обыч­ных консультаций назначает Председателя Совета.

    Председатель Совета избирает членов своего каби­нета, доводит список их до сведения Национального Со­брания и является перед ним с целью получить его дове­рие в отношении программы и политики, которые он на­меревается проводить, за исключением случаев непрео­долимой силы, препятствующей созыву Национального

    Собрания. Решение принимается открытым голосова­нием простым большинством голосов. Это правило остается в силе на весь срок деятельности Национального Собрания в случаях вакантности поста Председателя Со­вета министров, за изъятиями, указанными в статье 52. Для применения статьи 51 не принимается во внимание никакой правительственный кризис, имеющий место в те­чение 15 дней после назначения министров.

    Статья 46. Председатель Совета и избранные им министры назначаются декретом Президента Республики.

    Статья 47. Председатель Совета министров обеспе­чивает осуществление законов.

    Он назначает на все гражданские и военные должно­сти, за исключением предусмотренных статьями 30, 46 и 84.

    Председатель Совета осуществляет руководство во­оруженными силами и координирует проведение в жизнь национальной обороны.

    Акты Председателя Совета министров, предусмотрен­ные в настоящей статье, контрассигнируются соответ­ственными заинтересованными министрами.

    Статья 48. Министры коллективно ответственны пе­ред Национальным Собранием за общую политику кабинета и индивидуально— за свою личную деятель­ность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.

    Статья 49. Вопрос о доверии может быть поста­влен только после обсуждения в Совете министров; он мо­жет быть поставлен только Председателем Совета.

    Голосование по вопросу о доверии может иметь место только 24 часа спустя после того, как он был поставлен перед Национальным Собранием. Голосование происхо­дит открыто.

    Отказ в доверии кабинету принимается абсолютным большинством депутатов Собрания.

    Статья 50. Принятие Национальным Собранием ре­золюции порицания влечет коллективную отставку ка­бинета.

    Голосование резолюции порицания имеет место в тех же условиях и в тех же формах, что и голосование во­проса о доверии.

    Резолюция порицания может быть .принята только абсолютным большинством депутатов Собрания.

    Статья 51. Если в течение одного и того же пе­риода в 18 месяцев происходит два министерских кризиса в условиях, предусмотренных статьями 49 и 50, Совет министров после заслушания мнения Председателя На­ционального Собрания может принять решение о рос­пуске Собрания. Роспуск в соответствии с этим решением провозглашается декретом Президента Республики.

    Это положение может быть применено только по исте­чении первых 18 месяцев деятельности Национального Собрания.

    Статья 52. В случае роспуска кабинет продолжает исполнять свои обязанности.

    Однако если роспуску предшествовало принятие ре­золюции порицания, то Президент Республики назначает Председателя Национального Собрания Председателем Совета министров и министрам внутренних дел.

    Общие выборы происходят не ранее двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска.

    Национальное Собрание собирается по собственному праву в третий четверг, следующий за его избранием.

    Статья 53. Министры имеют доступ в обе Палаты и их комиссии. По их требованию они должны быть выслушаны.

    Во время дискуссий в Палатах они могут иметь в ка­честве помощников комиссаров, назначаемых декретом.

    Статья 54. Председатель Совета министров может передавать свои полномочия одному из министров.

    Статья 55. Если пост Председателя Совета минист­ров становится вакантным по причине смерти или по дру­гой причине, Совет министров поручает одному из своих членов временное исполнение обязанностей Председателя Совета министров.

    Глава VII УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТРОВ

    Статья 56. Министры несут уголовную ответствен­ность за преступления и проступки, совершенные ими при исполнении обязанностей.

    Статья 57. Национальное Собрание может предъ­явить обвинение министрам и предать их Верховному суду.

    Национальное Собрание постановляет об этом тайным голосованием и абсолютным большинством всего состава его членов, за исключением тех, которые призваны уча­ствовать в предъявлении обвинения, в следствии или в суде.

    Статья 58. Верховный суд избирается Националь­ным Собранием в начале каждой легислатуры.

    Статья 59. Устройство Верховного суда и его про­цессуальные формы определяются особым законом.

    Глава VIII ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ

    раздел I Основы

    Статья 60. Французский Союз образован, с одной стороны, из Французской Республики, состоящей из Франции — метрополии, заморских департаментов и за­морских территорий, с другой стороны — из присоединив­шихся территорий и государств.

    Статья 61. Положение .во Французском Союзе при­соединившихся государств следует для каждого из них из акта, который определяет его отношения с Фран­цией.

    С т а т ь я 62. Члены Французского Союза объединяют все свои средства для обеспечения обороны всего Союза в целом. Правительство Республики берет на себя коор­динацию этих средств и руководство политикой, необхо­димой для подготовки и обеспечения этой обороны.

    РАЗДЕЛ II

    Организация

    Статья 63. Центральными органами Французского Союза являются Президент, Верховный совет и Собра­ние.

    Статья 64. Президент Французской Республики яв­ляется Президентом Французского Союза, постоянные интересы которого он представляет.

    Статья 65. Верховный Совет Французского Союза образуется под председательством Президента Союза из делегации французского Правительства и из представи­тельства, которое каждое из присоединившихся госу­дарств имеет возможность назначать при Президенте Союза.

    Функция его заключается в оказании помощи Прави­тельству при общем руководстве Союзом.

    Статья 66. Собрание Французского Союза состоит наполовину из членов, представляющих Францию — метрополию, и наполовину из членов, представляющих заморские департаменты и территории, а также присое­динившиеся государства.

    Органический закон определит, в каких условиях мо­гут быть представлены различные части населения.

    Статья 67. Члены Собрания Союза от заморских департаментов и территорий избираются территориаль­ными собраниями. Что касается Франции — метрополии, они избираются в следующем порядке: две трети — чле­нами Национального Собрания, представляющими метро­полию, и одна треть — членами Совета Республики, пред­ставляющими метрополию.

    Статья 68. Присоединившиеся государства могут назначать делегатов в Собрание Союза в рамках и усло­виях, определенных законом и внутренним актом каж­дого государства.

    Статья 69. Президент Французского Союза созы­вает Собрание Французского Союза и закрывает его сес­сии. Он должен его созвать по требованию половины его членов.

    Собрание Французского Союза не может заседать в перерывах сессии Парламента.

    Статья 70. Правила статей 8, 10, 21, 22 и 23 при­менимы к Собранию Французского Союза в тех же усло­виях, как и к Совету Республики.

    Статья 71. Собрание Французского Союза рассма­тривает проекты или предложения, представленные ему на заключение Национальным Собранием или Прави­
    тельством Французской Республики или правительствами присоединившихся государств.

    Собрание правомочно высказываться по проектам ре­золюций, предложенным ему одним из его членов, и, если примет их в соображение, может поручить своему бюро передать их Национальному Собранию. Оно может де­лать предложения Французскому Правительству и Вер­ховному совету Французского Союза.

    Для того чтобы быть приемлемыми, проекты резолю­ций, предусмотренные в предшествующем абзаце, дол­жны относиться к законодательству для заморских тер­риторий.

    Статья 72. В заморских территориях законодатель­ная власть принадлежит Парламенту в отношении уго­ловного законодательства, режима общественных свобод и политического и административного устройства. Фран­цузский закон по любому другому предмету применим в заморских территориях лишь в силу особого постанов­ления, содержащегося в этом законе, или если действие закона по заслушании заключения Собрания Союза рас­пространено декретом на заморские территории.

    Кроме того, в отступление от статьи 13 особые поло­жения для каждой территории могут быть изданы Пре­зидентом Республики в Совете министров по предвари­тельном заслушании заключения Собрания Союза.

    РАЗДЕЛ III

    Заморские территории и департаменты

    Статья 73. Законодательный режим заморских де­партаментов тот же, что и режим департаментов метро­полии, за исключениями, определенными законом.

    Статья 74. Заморские территории наделены осо­бым статусом с учетом их собственных интересов в со­вокупности интересов Республики. Этот статус и внутрен­няя организация каждой заморской территории или каж­дой группы территорий определяются законом по получе­нии заключения Собрания Французского Союза и после консультации с территориальными собраниями.

    С т а т ья 75. Статус членов Республики и Француз­ского Союза может эволюционировать.

    Изменения статуса и переход из одной категории в другую в рамках, определенных статьей 60, могут следо­вать лишь из закона, принятого Парламентом после кон­сультации с территориальными собраниями и с Собра­нием Союза.

    Статья 76. Представитель Правительства в каждой территории или группе территорий является держателем власти Республики. Он глава администрации территории.

    Он ответствен перед Правительством за свои действия.

    Статья 77. В каждой территории учреждается вы­борное собрание. Порядок выборов, состав и компетенция этого собрания определяются законом.

    Статья 78. В группах территорий заведование об­щими делами возложено на собрание, составленное из членов, избранных территориальными собраниями. Его состав и полномочия определяются законом.

    Статья 79. Заморские территории избирают пред­ставителей в Национальное Собрание и Совет Респуб­лики на условиях, предусмотренных законом.

    Статья 80. Все подвластные заморских территорий имеют звание граждан на тех же основаниях, что и гра­ждане Франции — метрополии или заморских террито­рий. Специальные законы установят условия осуществле­ния этими лицами прав граждан.

    Статья 81. Все французские граждане и все под­властные Французского Союза имеют звание граждан Французского Союза, которое им обеспечивает пользова­ние правами и свободами, гарантированными введением к настоящей Конституции.

    Статья 82. Граждане, не пользующиеся француз­ским гражданским статусом, сохраняют свой личный ста­тус, поскольку они от него не отказались. Этот статус не может ни в коем случае явиться поводом для отказа в правах и свободах или ограничения прав и свобод, при­своенных французскому гражданину.

    Глава IX ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ

    С т а т ья 83. Высший совет магистратуры составляют

    14   членов: Президент Республики — Председатель; хра­
    нитель печати — министр юстиции, заместитель Председа­теля; шесть лиц, избираемых на шесть лет Националь­ным Собранием не из его состава большинством двух третей голосов; шесть заместителей, избираемых на та­ких же основаниях.

    Шесть лиц, назначаемых следующим образом:

    четыре члена судебного ведомства, избираемые на шесть лет, представляющие каждую из категорий судеб­ных деятелей, на условиях, предусмотренных законом; че­тыре заместителя избираются на тех же условиях;

    два члена, назначаемые на шесть лет Президентом Республики не из состава Парламента и магистратуры, но из среды представителей судебных профессий; два за­местителя назначаются на тех же условиях.

    Решения Высшего совета магистратуры принимаются большинством голосов. В случае разделения голосов по­ровну голос Председателя дает перевес.

    Статья 84. Президент Республики назначает по представлению Высшего совета магистратуры членов су­дебного ведомства, за исключением прокуратуры.

    Высший совет магистратуры обеспечивает в соответ­ствии с законом дисциплину членов судебного ведомства, независимость их и управление общими судами. Судьи несменяемы.

    Глава X ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

    Статья 85. Французская Республика, единая и не­делимая, признает существование территориальных кол­лективов.

    Этими коллективами являются общины, департаменты и заморские территории.

    Статья 86. Границы, размеры, возможная перегруп­пировка и организация коммун, департаментов и замор­ских территорий устанавливаются законом.

    Статья 87. Территориальные коллективы свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосо­ванием.

    Исполнение решений этих советов обеспечивается их мэрами или их председателями.

    Статья 88. Согласование деятельности государ­ственных должностных лиц, представительство государ­ственных интересов и административный контроль над территориальными коллективами обеспечиваются в рам­ках департамента делегатами Правительства, назначае­мыми Советом министров.

    Статья 89. Органические законы расширят депар­таментские и муниципальные свободы; они смогут преду­смотреть для некоторых крупных городов правила функ­ционирования и структуру, отличные от структуры и пра­вил для небольших общин, и заключать в себе специаль­ные положения для некоторых департаментов; они опре­делят условия применения статей 86—88.

    Законы определят также условия, в которых будут функционировать местные службы центральных ведомств, с тем чтобы администрацию приблизить к управляемым.

    Глава XI ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

    Статья 90. Пересмотр Конституции совершается в следующем порядке:

    Вопрос о пересмотре должен решаться резолюцией, принятой абсолютным большинством членов всего со­става Национального Собрания.

    Резолюция уточняет предмет пересмотра.

    Не ранее чем через три месяца она подлежит вто­рому чтению, которое производится в тех же условиях, что и первое, если только Совет Республики по обраще­нию Национального Собрания не принял абсолютным большинством ту же резолюцию.

    После этого второго чтения Национальное Собрание разрабатывает проект закона, изменяющего Конституцию. Этот проект передается в Парламент и принимается тем же большинством и в том же порядке, которые преду­смотрены для обыкновенного закона.

    Проект передается на референдум, кроме случаев, когда он при вторичном чтении в Национальном Собра­нии принят большинством двух третей членов или когда каждая из Палат примет его большинством трех пятых.

    Проект промульгируется как конституционный закон Президентом Республики в течение восьми дней после принятия проекта.

    Никакой конституционный пересмотр, затрагивающий существование Совета Республики, не может состояться без согласия этого Совета или без референдума.

    Статья 91. В Конституционном комитете председа­тельствует Президент Республики.

    В него входят: Председатель Национального Собра­ния; Председатель Совета Республики; семь членов, из­бираемых Национальным Собранием в начале каждой годовой сессии, с пропорциональным представительством групп из лиц, не являющихся членами Собрания; три члена, избираемые на таких же условиях Советом Рес­публики.

    Конституционный комитет рассматривает вюпрос, не предполагают ли законы, принятые Национальным Со­бранием, пересмотра Конституции.

    Статья 92. В течение срока, установленного для промульгации, закон передается на рассмотрение Коми­тета по совместному требованию Президента Республики и Председателя Совета Республики, но при условии, что решение о его передаче будет принято абсолютным боль­шинством всего состава Совета.

    Комитет рассматривает закон, прилагает старания, чтобы осуществить соглашение между Национальным Собранием и Советом Республики, и, если это не удается, выносит свое решение в пятидневный срок со времени получения запроса. Этот промежуток в случае срочности сокращается до двух дней.

    Комитет компетентен выносить решения о возмож­ности пересмотра только первых десяти глав настоящей Конституции.

    Статья 93. Закон, который, по мнению Комитета, содержит в себе пересмотр Конституции, направляется в Национальное Собрание для нового обсуждения.

    Если Парламент поддержит свое первое решение, за­кон не может быть промульгирован раньше, чем Консти­туция будет пересмотрена в порядке, установленном статьей 90.

    Если закон считается соответствующим положениям
    первых десяти глав настоящей Конституции, он про- мульгируется в срок, предусмотренный в статье 36, но увеличенный сообразно с отсрочками, указанными в статье 92.

    Статья 94. В случае оккупации иностранными вой­сками всей или части территории метрополии никакая процедура пересмотра не может быть начата или продол­жена.

    Статья 95. Республиканская форма правления не может служить предметом предложения о пересмотре.

    Глава XII ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 96. Бюро Учредительного Национального Собрания обязано обеспечивать постоянство националь­ного представительства вплоть до собрания депутатов но­вого Национального Собрания.

    Статья 97. В случае чрезвычайных обстоятельств бюро может до срока, указанного в предыдущей статье, собрать депутатов Учредительного Национального Соб­рания либо по своей собственной инициативе, либо по требованию Правительства.

    Статья 98. Национальное Собрание соберется в силу собственного права в третий четверг после всеобщих вы­боров.

    Совет Республики соберется в третий вторник после своего избрания. Настоящая Конституция войдет в силу с этой даты.

    До собрания Совета Республики организация госу­дарственной власти будет регулироваться законом 2 ноября 1945 г. При этом Национальное Собрание поль­зуется полномочиями, которые этот закон дает Учреди­тельному Национальному Собранию.

    Статья 99. Временное правительство, созданное в соответствии со статьей 99, вручит свою отставку Пре­зиденту Республики после его избрания Парламентом в порядке, предусмотренном статьей 29.

    Статья 100. Бюро Учредительного Национального Собрания уполномочено подготовить создание собраний,
    учреждаемых настоящей Конституцией, и, в частности, обеспечить еще до сконструирования их бюро помещения и административные средства, необходимые для их дея­тельности.

    Статья 101. В течение не более года, считая со дня образования Национального Собрания, Совет Республики может принимать действительные решения, как только две трети его членов будут объявлены избранными.

    Статья 102. Первый Совет Республики будет цели­ком обновлен в течение года после обновления муници­пальных советов, что должно произойти в течение года, считая со дня опубликования Конституции.

    Статья 103. До организации Экономического совета и в течение не более трех месяцев начиная с создания Национального Собрания применение статьи 25 настоя­щей Конституции будет отсрочено.

    Статья 104. До сконструирования Собрания Фран- цу?ского Союза и в течение не более года по сконструи- ровании Национального Собрания применение статей 71 и 72 настоящей Конституции будет отсрочено.

    Статья 105. До промульгации законов, предусмот­ренных в статье 89 настоящей Конституции, и при усло­вии сохранения положений, устанавливающих статус не­которых заморских департаментов и территорий, депар­таменты и коммуны ' Французской Республики будут управляться в соответствии с существующими законами, за исключением параграфов 2 и 3 статьи 97 закона от 5 апреля 1884 года, в целях применения которых го­сударственная полиция будет передана в распоряже­ние мэра.

    Тем не менее акты, совершаемые префектом как пред­ставителем департамента, будут совершаться им под по­стоянным контролем председателя департаментского соб­рания.

    Положения предшествующего абзаца неприменимы для департамента Сены.

    Статья 106. Настоящая Конституция будет про- мульгирована Председателем Временного правительства Республики в двухдневный срок после опубликования результатов референдума и в следующей форме:

    «Учредительное Национальное Собрание приняло,


    Французский народ одобрил,

    Председатель Временного правительства Республики промульгирует Конституцию, содержание которой сле­дует».

    Настоящая Конституция, обсужденная и принятая Учредительным Национальным Собранием и одобренная французским народом, будет исполняться как государ­ственный закон.

    Совершено в Париже 27 октября 1946 года.