ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Франция занимает территорию в 551 тыс. кв. км с населением в 43,8 млн. человек (1956 г.). Это — одно из крупнейших капиталистических государств Европы с высоко развитой тяжелой промышленностью (некоторые отрасли которой, как и некоторые банки, подверглись после второй мировой войны национализации с немалой, впрочем, выгодой для их собственников и акционеров), но со сравнительно большим удельным весом мелкой и средней промышленности. Наряду с крупными и очень крупными землевладельцами имеется значительный слой мелких крестьянских собственников.
После революции 1789 г. Франция испытала все, казалось бы, возможные буржуазные формы правления: якобинскую диктатуру, олигархию вознесенной к власти крупной буржуазии («директория», «консульство»), монархию Наполеона Бонапарта («первая империя»), конституционное буржуазное королевство, вторую республику, монархию Наполеона III («вторая империя»), третью республику. В краткий период между второй империей и третьей республикой героический французский пролетариат осуществил первый опыт диктатуры пролетариата — Парижскую Коммуну.
Соответственно этому переменилось много конституций весьма различного типа, среди которых самой долговечной оказалась конституция третьей республики (1875—1946 гг.). Но это была во всех отношениях очень несовершенная конституция: фрагментарная (из трех отдельных актов, принятых не в одно время и мало связанных между собой), неполная, противоречивая, с печатью реакции. Она возникла в ожесточенной борьбе монархистов с республиканцами и явилась результатом
победы первых: никакой декларации прав, никакого упоминания о политических правах и гражданских свободах; президент республики, наделенный полномочиями монарха, двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — сенат — избиралась крайне недемократическим путем, косвенными выборами, но, имея одинаковые права с нижней, «народной», палатой, служила ей надежным противовесом. Эта республиканская конституция откровенно считалась переходом к монархической, но, против ожидания, буржуазно-республиканские течения в стране и в палате депутатов со временем укрепились, и III Республика, чем далее, тем более становилась ареной господства финансового капитала и. ареной тяжелой борьбы пролетариата за элементарные права трудящихся.
Когда, в результате побед Советской Армии во второй мировой войне и национального движения Сопротивления Франция была освобождена из-под власти немецких и французских фашистов, необходимость в новой конституции, которая построила бы новую, демократическую, Францию, была ясна для многих патриотов и в первых рядах которых боролись французские коммунисты. На референдуме 21 октября 1945 г. восстановление старой конституции было отвергнуто, после чего было избрано Учредительное собрание, на котором по инициативе коммунистической группы Собрания при сотрудничестве многих его членов — социалистов и прогрессистов — был разработан и принят проект демократической конституции (фиксация широких прав государства в области национализации важнейших отраслей промышленности; весьма ограниченные полномочия президента республики; однопалатный — что имело наибольшее значение — парламент; реальный контроль его над правительством и т. д.). Проект этот, благодаря колебаниям или равнодушию лидеров социалистической партии и сопротивлению лидеров буржуазных партий, не получил утверждения на втором референдуме (5 мая 1946 г.), и вследствие этого было избрано новое Учредительное собрание, утвердившее компромиссный проект конституции, который получил на референдуме 13 октября 1946 г. 53% голосов (против—'47%). Конституция IV Республики вошла в силу с 24 декабря 1946 г,
Коммунистическая партия призвала избирателей голосовать за эту конституцию: при всех ее недостатках в ней можно было видеть исходную точку, платформу и орудие борьбы трудящихся за дальнейшие социальные и политические преобразования. Конституция открывается довольно обширной декларацией «священных и неотъемлемых» прав человека и ряда экономических и социальных принципов, которые нельзя рассматривать иначе как определенные обязательства, взятые на себя государством в отношении нации и гражданина. Особенное внимание привлекают необычное в таких конституциях признание равенства прав и обязанностей метрополии и ее колоний, провозглашение Франции и ее заморских владений «союзом народов» для развития цивилизации и благосостояния каждого из них. В полном соответствии со всем этим находится и утверждение, что принципом Франции как республики «демократической и социальной», в которой «суверенитет принадлежит народу», является принцип: «правительство народа, для народа и через народ» (ст. 1, 2).
Конституция строит парламент, как высшую государственную власть, как орган, через который народ осуществляет свой суверенитет (ст. 3). Парламент состоит из Национального собрания, избираемого всеобщим (для мужчин и женщин), прямым, равным и тайным голосованием, и Совета республики, избираемого органами самоуправления, то есть косвенным голосованием. Некоторую часть Совета республики может избрать Национальное собрание (ст. 6) в виде своего представительства во второй палате. Главная роль отводится первой палате: правительство ответственно только перед Национальным собранием; только Национальному собранию принадлежит право законодательствовать (ст. 13). Совет республики может лишь отсрочить на сто дней превращение в закон принятого Национальным собранием законопроекта. И этот срок сокращается до одного месяца, если речь идет о финансовых законопроектах, и до 15 дней, если Национальное собрание объявит вопрос срочным.
Конструкция двухпалатной системы представляет здесь известный шаг вперед по сравнению с представи
тельством Третьей республики. Совет республики, правда, избирается косвенными выборами, как и старый сенат, и, по-видимому, с тем же намерением — неосуществимым и фальшивым—сделать его «Советом великих общин Франции», как превыспренно выражались официозные комментаторы конституции 1875 г. На деле этим, как и раньше, достигается лишь резкая диспропорция между представительством индустриальных центров и аграрных захолустий в пользу вторых: сотни тысяч помещиков и кулаков имеют в Совете республики во много раз больше депутатов, чем миллионы промышленных рабочих. Реакция делает все возможное, чтобы поднять его значение: первоначальный двухмесячный срок, на который он мог затянуть принятие закона Национальным собранием, удлинен конституционной поправкой 1954 года до ста дней. И все же Совет республики по конституции (да и в действительности) отступает далеко на второй план перед Национальным собранием и, хотя он и присвоил официальной резолюцией своим членам звание «сенаторов», со старым сенатом ему не сравниться.
Конституция не установила пропорционального представительства при выборах Национального собрания, как устанавливают многие буржуазные конституции. Этим предрешено было возвращение к практике Третьей республики, когда от пропорционального представительства (с разными, впрочем, отступлениями) то и дело переходили к мажоритаризму. Так стали поступать и теперь: оба Учредительных собрания были избраны по системе пропорционального представительства, выборы в Национальное собрание 1951 года были осуществлены по мажоритарной системе, а в 1956 году — по менее демократическому ее виду. Все это, однако, не могло помешать неуклонному росту голосов, подаваемых за коммунистическую партию на выборах, как и тому, что коммунистическая группа Национального собрания оказывается первой по числу мандатов.
Президент Французской республики избирается парламентом (но в совместном заседании Национального собрания и Совета Республики). Он — глава государства, он один представляет государство во всех внешних и внутренних отношениях. Он является главой вооруженных
сил, назначает послов и высших должностных лиц, председательствует в некоторых высших государственных учреждениях — в частности, в Верховном совете Французского Союза; он выдвигает кандидатуру председателя Совета министров (ст. 45) и в случае согласия Национального собрания с этой кандидатурой назначает председателя Совета министров и избранных последним министров (ст. 46). Он вправе адресовать Национальному собранию послание; он может в течение 10, а в случае срочности в течение 5 дней с момента принятия парламентом закона потребовать от парламента вторичного его обсуждения, но обязан обратить закон к исполнению, если парламент вновь принял закон в той же редакции; он вообще обращает законы к исполнению, публикуя их.
Следует, однако, иметь в виду, что по глубоко укоренившейся во Франции традиции реальное участие президента в законодательстве и управлении незначительно. Подобно английскому королю, он в своих официальных должностных актах следует совету и указанию председателя Совета министров. Все эти акты для своей действительности нуждаются в подписи председателя Совета министров и одного из министров (ст. 38), которые и несут за них всю ответственность перед Национальным собранием. Президент же ответственен только за государственную измену (ст. 42).
Случаи явного и формального расхождения между президентом Республики и председателем Совета министров совершенно неизвестны в IV Республике (и были большой редкостью в III Республике). В частности, своего права вето президент никогда не использует.
Правительство же, а точнее его глава, премьер- министр, как и во всех без исключения буржуазных странах, проводит всю внешнюю и внутреннюю политику государства, осуществляет государственную власть, правит всеми ее отраслями; единственным, но важным, конечно, сдерживающим фактором является то, что он должен иметь одобрение большинства Национального собрания. Оно может в любую минуту свергнуть его, и это происходит довольно часто. Кабинет во Франции никогда не опирается на однопартийное большинство палаты; это всегда продукт сложных межфракционных
комбинаций, собрание лидеров различных, иногда противоположных политических направлений. Такой кабинет не отличается прочностью, несмотря на видимость прочности. Бывает, что падают кабинеты, за несколько часов до падения казавшиеся очень стойкими. Конституция прибегает к некоторым оговоркам, смысл которых— укрепить позицию кабинета по отношению к Национальному собранию. Так, если в течение 18 месяцев имели место два министерских кризиса, Национальное собрание может быть распущено досрочно. Это, однако, не возымело желаемого результата; с 1946 по 1955 год сменилось 18 кабинетов (в Англии, например, для этого потребовалось бы около столетия). Поправка, внесенная в конституцию в 1954 году, пошла значительно дальше: она отменила обязательность отставки кабинета в случае резолюции недоверия и обусловила такую отставку резолюцией порицания (ст. 50). Но это еще меньше достигает цели: ни один кабинет не станет дожидаться резолюции порицания, чтобы уйти. Слишком раздражать палату опасно: от резолюции порицания недалеко и до предания министров уголовному суду за «преступления и проступки, совершенные ими при исполнении обязанностей» (ст. 56), преступления и проступки, которые при желании всегда можно найти.
И тем не менее французский кабинет министров, пока он у власти, является полным хозяином положения. Он поступает во всем так, как считает нужным, — только бы в самом кабинете не было между его членами слишком резкого антагонизма. Одобрение большинства палаты, в котором кабинет нуждается для своего существования, всегда последующее, а не предварительное. Палата предпочитает не руководить действиями кабинета, она только подвергает эти действия своему суду, когда они уже совершены. Вот почему полная политическая ответственность французского кабинета перед палатой означает в то же время его полную самостоятельность по отношению к ней.
Конечно, частые смены кабинета находятся в прямой зависимости от многофракционного состава парламента. В Национальном собрании, избранном в 1956 году, представлен длинный ряд группировок: коммунистиче
ская партия—150 мандатов (первая партия по числу полученных голосов и мандатов), республиканский фронт (социалистическая партия, радикалы и некоторые другие партии)—191 мандат, католическая партия МРП («Моиуешеп! КериЪПсат РориЫге»), различные «республиканцы» и различные правые группы —192 мандата, остальные—крайние правые и «независимые» (всего в Национальном собрании 593 депутата).
Конституция содержит раздел, совершенно необычный в буржуазных конституциях: это раздел, озаглавленный «Французский Союз» и содержащий конституционные нормы положения в государстве его внешних, так сказать, владений, обычно именуемых колониями, а здесь — заморскими департаментами и территориями и присоединившимися государствами и территориями (ст. 60). Мы уже упоминали, что Франция и ее колонии провозглашаются союзом равноправных народов, состоящим из собственно Франции, именуемой метрополией, заморских департаментов (Алжир и некоторые другие), заморских территорий (Французская Западная и Французская Экваториальная Африка, Мадагаскар и другие) и присоединившихся государств (Лаос в Индо-Китае). Юридический и политический статус всех этих членов Французского Союза очень различен: для заморских департаментов он, по букве конституции, тот же, что и для департаментов метрополии, а для заморских и присоединившихся территорий определяется особыми законами, исходящими от парламента или от правительства метрополии (ст. 72); отношения же между Францией и присоединившимися государствами целиком определяются договорами и имеют международноправовой характер. Французский Союз имеет и центральные органы: это президент, Собрание и Верховный совет.
Если сравнить многообещающие заявления преамбулы конституции, относящиеся к Французскому Союзу, с текстом главы 8, нельзя не отметить их декларативного характера. Французский Союз оказывается по существу организацией без собственных органов. Относительно президента это ясно без всяких объяснений, Верховный совет и по составу и по функциям своим — совещательное учреждение при правительстве метрополии, а С<>
брание Французского Союза — такое же совещательное учреждение при том же правительстве и при Национальном собрании (ст. 65, 71, 72). Действительные, решающие органы Французского Союза суть кабинет министров и Национальное собрание. Между тем некоторые части нефранцузской половины Союза вовсе не посылают депутатов в парламент метрополии, депутаты же представленных частей просто теряются в массе депутатов метрополии. Что касается внутреннего управления заморскими владениями, то и оно не может удовлетворять патриотов Французского Союза, будь то граждане метрополии или заморских владений. После длительной борьбы вокруг этого вопроса перламент метрополии принял в 1957 году законы, настолько несовершенные, что депутаты-коммунисты и большинство представителей заморских владений вынуждены были голосовать против них. По этим законам выборные собрания заморских территорий, предусмотренные конституцией для управления местными делами, получили собственные исполнительные органы, но председательство в этих органах принадлежит главе администрации, назначаемому метрополией и характеризуемому конституцией как «держатель власти республики» на территории (ст. 76). Эти «держатели» в некоторых территориях имеют звание верховных комиссаров. Они во всех случаях наделены правами почти всеобъемлющего контроля над подчиненными им территориями. На заморские территории распространено всеобщее избирательное право для выборов представителей в Национальное собрание и в территориальные собрания, но для выборов первого сохранены прежние нормы представительства, сводящие это представительство почти к нулю.
Однако французское правительство не проявляет доброй воли установить в действительности, на практике, во Французском Союзе те отношения дружбы и сотрудничества между народами, которые провозглашены в конституции. Всем известные события в Алжире, на Мадагаскаре и в других частях Французского Союза говорят об этом достаточно убедительно.
КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
принятая Учредительным Национальным Собранием 28 сентября 1946 г., одобренная народом на референдуме
13 октября 1946 г., измененная конституционным законом
7 декабря 1954 г.
ПРЕАМБУЛА
На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить и унизить человеческую личность, французский .народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо независимо от расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики.
Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время, следующие экономические, политические и социальные принципы:
Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной.
Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики.
Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания.
Каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору.
Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют.
Каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятиями.
Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии, должно стать коллективной собственностью.
Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития.
Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому или умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.
Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в отношении бремени, вытекающего из национальных бедствий.
Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, к приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом Государства.
Французская Республика, верная своим традициям, принимает во внимание положения международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа.
Франция соглашается на условиях взаимности с ограничениями суверенитета, необходимыми для организации и защиты мира.
Франция образует с заморскими народами Союз, основанный на равенстве прав и обязанностей без расовых и религиозных различий.
Французский Союз составляется из наций и народов, которые объединяют или согласуют свои. ресурсы и усилия для того, чтобы развивать свою цивилизацию, увеличивать свое благосостояние и обеспечивать свою безопасность.
Верная своей исконной миссии, Франция намерена привести народы, руководство которыми она взяла на себя, к свободному самоуправлению и демократическому ведению своих собственных дел; избегая всякой системы
колонизации, основанной на произволе, Франция обеспечивает всем свободный доступ к общественным должностям и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтвержденными выше правами и свободами.
УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
Глава I
СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 1. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой.
Статья 2. Национальной эмблемой является трехцветный флаг—синий, белый и красный в виде трех одинаковых по размерам вертикальных полос.
Национальный гимн — «Марсельеза».
Девиз Республики — «Свобода, Равенство', Братство».
Ее принципом является: Правительство народа, для народа и через народ.
Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит французскому народу.
Никакая часть Нации, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление.
Народ осуществляет его в конституционных вопросах путем голосования своих представителей и посредством референдума.
Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальном Собрании, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным избирательным правом.
Статья 4. В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и подвластные, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
Глава II
ПАРЛАМЕНТ
Статья 5. Парламент состоит из Национального Собрания и Совета Республики.
Статья 6. Длительность полномочий каждой Палаты, способ ее избрания, условия избираемости, неиз- бираемости и несовместимости определяются законом.
Во всяком случае, обе Палаты избираются на территориальной основе. Национальное Собрание избирается всеобщим и прямым избирательным правом, Совет Республики — коммунами и департаментами, всеобщим и непрямым избирательным правом. Совет Республики обновляется наполовину.
Тем не менее Национальное Собрание может само избирать по системе пропорционального представительства членов Совета Республики в числе, не превышающем одной шестой части общего числа его членов.
Число членов Совета Республики не может быть меньше 250 и больше 320.
Статья 7. Война не может быть объявлена без решения Национального Собрания и предварительного заключения Совета Республики. Осадное положение объявляется в условиях, предусмотренных законом.
Статья 8. Каждая из двух Палат судит об избираемости своих членов и о правильности их избрания; она одна может принимать отставку своих членов.
Статья 9. Национальное Собрание собирается по собственному праву .на очередную сессию в первый вторник октября. Если сессия длится уже не менее семи месяцев, Председатель Совета министров может объявить о ее закрытии декретом, принятым в Совете министров.
В этот семимесячный срок не включаются перерывы сессии. Перерывами сессии считаются отсрочки заседаний длительностью более восьми будних дней. Совет Республики заседает одновременно с Национальным Собранием.
Примечание. Новые положения статьи 9 вступают в силу только начиная с первого вторника октября 1955 г. согласно статье 12 Закона от 7 декабря 1954 г. о пересмотре Конституции.
Статья 10. Заседания обеих Палат являются публичными. Протоколы дебатов, так же как парламентские документы, полностью публикуются в «Журналь офисиель».
Каждая из двух Палат может объявить свое заседание секретным.
Статья 11. Каждая из двух Палат ежегодно, в начале очередной сессии, избирает свое бюро согласно условиям ее регламента. Когда обе Палаты соединяются для избрания Президента Республики, общим является бюро Национального Собрания.
Статья 12. Когда Национальное Собрание ,не заседает, его бюро может созвать Парламент на чрезвычайную сессию; Председатель Национального Собрания обязан это сделать по требованию Председателя Совета министров или большинства членов Национального Собрания. Председатель Совета министров объявляет о закрытии чрезвычайной сессии согласно положениям статьи 9. Когда по требованию большинства Национального Собрания или его бюро созывается чрезвычайная сессия, декрет о закрытии не может быть принят раньше, чем Парламент исчерпает ограниченную повестку дня, для рассмотрения которой он был созван.
Статья 13. Одно только Национальное Собрание имеет право принимать законы. Оно ,не может передавать это право.
Статья 14. Председатель Совета министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой. Законопроекты представляются в бюро Национального Собрания или в бюро Совета Республики. Однако законопроекты, относящиеся к ратификации договоров, предусмотренных в статье 27, бюджетные или финансовые законопроекты и проекты, влекущие сокращение доходов или новые расходы, должны представляться в бюро Национального Собрания. Законодательные предложения, сформулированные членами Парламента, представляются в бюро той Палаты, в состав которой они входят, и после принятия передаются в другую Палату. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Республики, не могут быть приняты, если они имеют следствием уменьшение доходов или новые расходы.
Статья 15. Национальное Собрание изучает представленные ей законопроекты и законодательные предложения в комиссиях, число, состав и компетенцию которых оно определяет.
Статья 16. Национальное Собрание рассматривает проект бюджета.
Этот закон может включать только строго финансовые постановления. Порядок представления бюджета будет, определен органическим законом.
Статья 17. Депутаты Национального Собрания обладают правом инициативы в отношении расходов.
Однако никакое предложение, направленное на увеличение предусмотренных расходов или на создание новых расходов, не может быть представлено во время обсуждения бюджета, предварительных и дополнительных кредитов.
Статья 18. Национальное Собрание утверждает отчет о доходах и расходах Государства. В этом ему оказывает помощь Счетная палата.
Национальное Собрание может поручить Счетной палате любое расследование и изучение вопроса, связанного с исполнением государственных доходов и расходов или с деятельностью Казначейства.
Статья 19. Амнистия может быть дарована только законом.
Статья 20. Всякий законопроект или законодательное предложение рассматривается последовательно в обеих Палатах Парламента с целью достичь принятия идентичного текста.
Совет Республики высказывается относительно проекта или предложения, принятого в первом чтении Национальным Собранием, не позднее двух месяцев после передачи ему этого текста, если только он ,не рассматривал его в первом чтении. Когда дело касается бюджета и финансовых законов, срок, предоставляемый Совету Республики, не должен превышать время, затраченное до этого Национальным Собранием на их рассмотрение и принятие. В случае решения Национального Собрания применить срочную процедуру этот срок удваивается по сравнению с тем, который предусмотрен для обсуждения в Национальном Собрании его регламентом.
Если Совет Республики не выскажется в сроки, предусмотренные в предыдущих абзацах, закон может быть опубликован в том виде, в каком он был принят Национальным Собранием.
Если соглашение не было достигнуто, каждая из Палат продолжает рассмотрение. После двух чтений в Совете Республики каждая из Палат располагает в этих целях сроком, использованным другой Палатой во время предыдущего чтения, с тем что этот срок не может быть меньше семи дней или для законов, упомянутых в третьем абзаце, меньше одного дня. Если соглашение не будет достигнуто в стодневный срок, исчисляемый со дня передачи текста Совету Республики для второго чтения и сокращенный до одного месяца для бюджета и финансовых законов и до 15 дней в случае процедуры, применяемой к срочным вопросам, Национальное Собрание может вынести окончательное решение, приняв последний текст, утвержденный ею, или изменив его принятием одной или нескольких поправок, предложенных к этому тексту Советом Республики.
Если Национальное Собрание превышает или продляет сроки рассмотрения, которыми оно располагает, срок, предусмотренный для соглашения обеих Палат, увеличивается на столько же.
Течение сроков, предусмотренных в настоящей статье, останавливается во время перерывов сессии. Они могут быть продлены решением Национального Собрания.
Статья 21. Никто из членов Парламента не может подвергаться преследованию, следствию, аресту, задержанию или суду за высказанные им мнения или за голосования при исполнении обязанностей.
Статья 22. Никто из членов Парламента не может во время сессий подвергаться преследованию или аресту по уголовному делу или по делу, подлежащему исправительному суду, без согласия Палаты, членом которой он состоит, кроме случаев задержания на месте преступления.
Член Парламента, арестованный не во время сессии, может голосовать путем передачи своих полномочий до тех пор, пока Палата, членом которой о,н состоит, не выскажется за лишение его парламентского иммунитета. Если она не выскажется в течение тридцати дней после открытия сессии, арестованный член Парламента будет освобожден по собственному праву. Кроме случаев задержания на месте преступления, случаев разрешен
ного преследования или окончательного осуждения, ни один член Парламента не может быть арестован в перерыве сессии без разрешения бюро Палаты, членом которой он состоит.
Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если этого потребует Палата, членом которой он состоит.
Статья 23. Члены Парламента получают вознаграждение, устанавливаемое в соответствии с окладами должностных лиц.
Статья 24. Никто не может одновременно принадлежать к составу Национального Собрания и Совета Республики.
Члены Национального Собрания не могут принадлежать ни к составу Экономического Совета, ни к составу Собрания Французского Союза.
Глава III ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Статья 25. Экономический Совет, статус которого устанавливается законом, изучает для дачи заключения проекты и предложения законов, входящие в его компетенцию. Эти проекты передаются Совету Национальным Собранием до того, как оно их обсудит.
Кроме того, Совет министров может запросить мнение Экономического Совета. Такой запрос обязателен при установлении государственного экономического плана, целью которого является полная занятость людей и правильное использование материальных средств.
Глава IV ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ
Статья 26. Дипломатические договоры, надлежащим образом ратифицированные и опубликованные, имеют силу закона даже в том случае, если они противоречат внутренним французским законам; нет необходимости обеспечивать их применение законодательными
положениями, кроме тех, которые были необходимы для их ратификации.
Статья 27. Договоры, относящиеся к международной организации, мирные договоры, торговые, договоры, налагающие на Государство финансовые обязательства, договоры, относящиеся к положению личности и к правам собственности французов за границей, договоры, изменяющие внутренние французские законы, так же как и договоры, влекущие за собой уступку, обмен или присоединение территории, являются окончательными только после их ратификации.
Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения.
Статья 28. Та к как дипломатические договоры, должным образом ратифицированные и опубликованные, имеют силу, высшую чем сила внутренних законов, их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только вследствие правильной денонсации, заявленной дипломатическим путем. Если речь идет о договорах, упомянутых в статье 27, денонсация должна быть разрешена Национальным Собранием, за исключением торговых договоров.
Глава V ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 29. Президент Республики избирается Парламентом. Он избирается на 7 лет. Он может быть вновь Избран лишь один раз.
Статья 30. Президент Республики в Совете министров назначает государственных советников, Великого канцлера Почетного Легиона, послов и чрезвычайных посланников, членов Верховного совета и Комитета национальной обороны, ректоров университетов, префектов, директоров Центральных ведомств, высших офицеров, представителей Правительства в заморских территориях.
Статья 31. Президент Республики держится в курсе международных переговоров. Он подписывает и ратифицирует договоры.
Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников при иностранных державах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.
Статья 32. Президент Республики председательствует в Совете министров. Он дает указания о составлении протоколов заседаний и хранит эти протоколы.
Статья 33. С теми же полномочиями Президент Республики председательствует в Верховном совете и в Комитете национальной обороны и является Главой вооруженных сил.
Статья 34. Президент Республики председательствует в Высшем совете магистратуры.
Статья 35. Президент Республики осуществляет право помилования в Высшем совете магистратуры.
Статья 36. Президент Республики промульгирует законы в течение десяти дней, которые следуют за передачей Правительству окончательно принятых законов. Этот срок сокращается до пяти дней в случае объявления срочности Национальным Собранием.
В течение срока, установленного для промульга* ции, Президент Республики может мотивированным посланием потребовать от обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не может быть отказано.
Если Президент Республики не промульгирует закона в предусмотренные настоящей Конституцией сроки, это делает Председатель Национального Собрания.
Статья 37. Президент Республики сносится с Парламентом посланиями, направляемыми Национальному Собранию.
Статья 38. Каждый из актов Президента Республики должен быть контрассигнирован Председателем Совета министров и одним из министров.
Статья 39. Не более чем за тридцать дней и не менее чем за пятнадцать дней до истечения срока полномочий Президента Республики Парламент приступает к выборам нового Президента.
Статья 40. Если на основании предыдущей статьи выборы должны иметь место в период, когда Собрание в соответствии со статьей 51 распущено, полномочия Президента Республики продляются до выборов нового Пре
зидента. Парламент приступает к выборам этого нового Президента в течение десяти дней после избрания нового Национального Собрания.
В этом случае назначение нового Председателя Совета министров происходит в течение пятнадцати дней, следующих за избранием нового Президента Республики.
Статья 41. В случае препятствия, должным образом установленного решением Парламента, в случае вакантное™ поста Президента Республики вследствие его смерти, отставки или по другой причине обязанности Президента Республики временно осуществляет Председатель Национального Собрания. В исполнении его собствеаных обязанностей его замещает вице-председатель.
Новый Президент Республики избирается в течение десяти дней, кроме случая, оговоренного в предыдущей статье.
Статья 42. Президент республики несет ответственность только за государственную измену.
Национальное Собрание может предъявить ему обвинение и предать его Верховному суду юстиции на условиях, предусмотренных в статье 57.
Статья 43. Пост Президента Республики несовместим с какой-либо другой выборной общественной должностью.
Статья 44. Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на пост Президента Республики.
Глава VI СОВЕТ МИНИСТРОВ
Статья 45. В начале деятельности каждого Национального Собрания Президент Республики после обычных консультаций назначает Председателя Совета.
Председатель Совета избирает членов своего кабинета, доводит список их до сведения Национального Собрания и является перед ним с целью получить его доверие в отношении программы и политики, которые он намеревается проводить, за исключением случаев непреодолимой силы, препятствующей созыву Национального
Собрания. Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов. Это правило остается в силе на весь срок деятельности Национального Собрания в случаях вакантности поста Председателя Совета министров, за изъятиями, указанными в статье 52. Для применения статьи 51 не принимается во внимание никакой правительственный кризис, имеющий место в течение 15 дней после назначения министров.
Статья 46. Председатель Совета и избранные им министры назначаются декретом Президента Республики.
Статья 47. Председатель Совета министров обеспечивает осуществление законов.
Он назначает на все гражданские и военные должности, за исключением предусмотренных статьями 30, 46 и 84.
Председатель Совета осуществляет руководство вооруженными силами и координирует проведение в жизнь национальной обороны.
Акты Председателя Совета министров, предусмотренные в настоящей статье, контрассигнируются соответственными заинтересованными министрами.
Статья 48. Министры коллективно ответственны перед Национальным Собранием за общую политику кабинета и индивидуально— за свою личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
Статья 49. Вопрос о доверии может быть поставлен только после обсуждения в Совете министров; он может быть поставлен только Председателем Совета.
Голосование по вопросу о доверии может иметь место только 24 часа спустя после того, как он был поставлен перед Национальным Собранием. Голосование происходит открыто.
Отказ в доверии кабинету принимается абсолютным большинством депутатов Собрания.
Статья 50. Принятие Национальным Собранием резолюции порицания влечет коллективную отставку кабинета.
Голосование резолюции порицания имеет место в тех же условиях и в тех же формах, что и голосование вопроса о доверии.
Резолюция порицания может быть .принята только абсолютным большинством депутатов Собрания.
Статья 51. Если в течение одного и того же периода в 18 месяцев происходит два министерских кризиса в условиях, предусмотренных статьями 49 и 50, Совет министров после заслушания мнения Председателя Национального Собрания может принять решение о роспуске Собрания. Роспуск в соответствии с этим решением провозглашается декретом Президента Республики.
Это положение может быть применено только по истечении первых 18 месяцев деятельности Национального Собрания.
Статья 52. В случае роспуска кабинет продолжает исполнять свои обязанности.
Однако если роспуску предшествовало принятие резолюции порицания, то Президент Республики назначает Председателя Национального Собрания Председателем Совета министров и министрам внутренних дел.
Общие выборы происходят не ранее двадцати и не позднее тридцати дней после роспуска.
Национальное Собрание собирается по собственному праву в третий четверг, следующий за его избранием.
Статья 53. Министры имеют доступ в обе Палаты и их комиссии. По их требованию они должны быть выслушаны.
Во время дискуссий в Палатах они могут иметь в качестве помощников комиссаров, назначаемых декретом.
Статья 54. Председатель Совета министров может передавать свои полномочия одному из министров.
Статья 55. Если пост Председателя Совета министров становится вакантным по причине смерти или по другой причине, Совет министров поручает одному из своих членов временное исполнение обязанностей Председателя Совета министров.
Глава VII УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТРОВ
Статья 56. Министры несут уголовную ответственность за преступления и проступки, совершенные ими при исполнении обязанностей.
Статья 57. Национальное Собрание может предъявить обвинение министрам и предать их Верховному суду.
Национальное Собрание постановляет об этом тайным голосованием и абсолютным большинством всего состава его членов, за исключением тех, которые призваны участвовать в предъявлении обвинения, в следствии или в суде.
Статья 58. Верховный суд избирается Национальным Собранием в начале каждой легислатуры.
Статья 59. Устройство Верховного суда и его процессуальные формы определяются особым законом.
Глава VIII ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ
раздел I Основы
Статья 60. Французский Союз образован, с одной стороны, из Французской Республики, состоящей из Франции — метрополии, заморских департаментов и заморских территорий, с другой стороны — из присоединившихся территорий и государств.
Статья 61. Положение .во Французском Союзе присоединившихся государств следует для каждого из них из акта, который определяет его отношения с Францией.
С т а т ь я 62. Члены Французского Союза объединяют все свои средства для обеспечения обороны всего Союза в целом. Правительство Республики берет на себя координацию этих средств и руководство политикой, необходимой для подготовки и обеспечения этой обороны.
РАЗДЕЛ II
Организация
Статья 63. Центральными органами Французского Союза являются Президент, Верховный совет и Собрание.
Статья 64. Президент Французской Республики является Президентом Французского Союза, постоянные интересы которого он представляет.
Статья 65. Верховный Совет Французского Союза образуется под председательством Президента Союза из делегации французского Правительства и из представительства, которое каждое из присоединившихся государств имеет возможность назначать при Президенте Союза.
Функция его заключается в оказании помощи Правительству при общем руководстве Союзом.
Статья 66. Собрание Французского Союза состоит наполовину из членов, представляющих Францию — метрополию, и наполовину из членов, представляющих заморские департаменты и территории, а также присоединившиеся государства.
Органический закон определит, в каких условиях могут быть представлены различные части населения.
Статья 67. Члены Собрания Союза от заморских департаментов и территорий избираются территориальными собраниями. Что касается Франции — метрополии, они избираются в следующем порядке: две трети — членами Национального Собрания, представляющими метрополию, и одна треть — членами Совета Республики, представляющими метрополию.
Статья 68. Присоединившиеся государства могут назначать делегатов в Собрание Союза в рамках и условиях, определенных законом и внутренним актом каждого государства.
Статья 69. Президент Французского Союза созывает Собрание Французского Союза и закрывает его сессии. Он должен его созвать по требованию половины его членов.
Собрание Французского Союза не может заседать в перерывах сессии Парламента.
Статья 70. Правила статей 8, 10, 21, 22 и 23 применимы к Собранию Французского Союза в тех же условиях, как и к Совету Республики.
Статья 71. Собрание Французского Союза рассматривает проекты или предложения, представленные ему на заключение Национальным Собранием или Прави
тельством Французской Республики или правительствами присоединившихся государств.
Собрание правомочно высказываться по проектам резолюций, предложенным ему одним из его членов, и, если примет их в соображение, может поручить своему бюро передать их Национальному Собранию. Оно может делать предложения Французскому Правительству и Верховному совету Французского Союза.
Для того чтобы быть приемлемыми, проекты резолюций, предусмотренные в предшествующем абзаце, должны относиться к законодательству для заморских территорий.
Статья 72. В заморских территориях законодательная власть принадлежит Парламенту в отношении уголовного законодательства, режима общественных свобод и политического и административного устройства. Французский закон по любому другому предмету применим в заморских территориях лишь в силу особого постановления, содержащегося в этом законе, или если действие закона по заслушании заключения Собрания Союза распространено декретом на заморские территории.
Кроме того, в отступление от статьи 13 особые положения для каждой территории могут быть изданы Президентом Республики в Совете министров по предварительном заслушании заключения Собрания Союза.
РАЗДЕЛ III
Заморские территории и департаменты
Статья 73. Законодательный режим заморских департаментов тот же, что и режим департаментов метрополии, за исключениями, определенными законом.
Статья 74. Заморские территории наделены особым статусом с учетом их собственных интересов в совокупности интересов Республики. Этот статус и внутренняя организация каждой заморской территории или каждой группы территорий определяются законом по получении заключения Собрания Французского Союза и после консультации с территориальными собраниями.
С т а т ья 75. Статус членов Республики и Французского Союза может эволюционировать.
Изменения статуса и переход из одной категории в другую в рамках, определенных статьей 60, могут следовать лишь из закона, принятого Парламентом после консультации с территориальными собраниями и с Собранием Союза.
Статья 76. Представитель Правительства в каждой территории или группе территорий является держателем власти Республики. Он глава администрации территории.
Он ответствен перед Правительством за свои действия.
Статья 77. В каждой территории учреждается выборное собрание. Порядок выборов, состав и компетенция этого собрания определяются законом.
Статья 78. В группах территорий заведование общими делами возложено на собрание, составленное из членов, избранных территориальными собраниями. Его состав и полномочия определяются законом.
Статья 79. Заморские территории избирают представителей в Национальное Собрание и Совет Республики на условиях, предусмотренных законом.
Статья 80. Все подвластные заморских территорий имеют звание граждан на тех же основаниях, что и граждане Франции — метрополии или заморских территорий. Специальные законы установят условия осуществления этими лицами прав граждан.
Статья 81. Все французские граждане и все подвластные Французского Союза имеют звание граждан Французского Союза, которое им обеспечивает пользование правами и свободами, гарантированными введением к настоящей Конституции.
Статья 82. Граждане, не пользующиеся французским гражданским статусом, сохраняют свой личный статус, поскольку они от него не отказались. Этот статус не может ни в коем случае явиться поводом для отказа в правах и свободах или ограничения прав и свобод, присвоенных французскому гражданину.
Глава IX ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ
С т а т ья 83. Высший совет магистратуры составляют
14 членов: Президент Республики — Председатель; хра
нитель печати — министр юстиции, заместитель Председателя; шесть лиц, избираемых на шесть лет Национальным Собранием не из его состава большинством двух третей голосов; шесть заместителей, избираемых на таких же основаниях.
Шесть лиц, назначаемых следующим образом:
четыре члена судебного ведомства, избираемые на шесть лет, представляющие каждую из категорий судебных деятелей, на условиях, предусмотренных законом; четыре заместителя избираются на тех же условиях;
два члена, назначаемые на шесть лет Президентом Республики не из состава Парламента и магистратуры, но из среды представителей судебных профессий; два заместителя назначаются на тех же условиях.
Решения Высшего совета магистратуры принимаются большинством голосов. В случае разделения голосов поровну голос Председателя дает перевес.
Статья 84. Президент Республики назначает по представлению Высшего совета магистратуры членов судебного ведомства, за исключением прокуратуры.
Высший совет магистратуры обеспечивает в соответствии с законом дисциплину членов судебного ведомства, независимость их и управление общими судами. Судьи несменяемы.
Глава X ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Статья 85. Французская Республика, единая и неделимая, признает существование территориальных коллективов.
Этими коллективами являются общины, департаменты и заморские территории.
Статья 86. Границы, размеры, возможная перегруппировка и организация коммун, департаментов и заморских территорий устанавливаются законом.
Статья 87. Территориальные коллективы свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.
Исполнение решений этих советов обеспечивается их мэрами или их председателями.
Статья 88. Согласование деятельности государственных должностных лиц, представительство государственных интересов и административный контроль над территориальными коллективами обеспечиваются в рамках департамента делегатами Правительства, назначаемыми Советом министров.
Статья 89. Органические законы расширят департаментские и муниципальные свободы; они смогут предусмотреть для некоторых крупных городов правила функционирования и структуру, отличные от структуры и правил для небольших общин, и заключать в себе специальные положения для некоторых департаментов; они определят условия применения статей 86—88.
Законы определят также условия, в которых будут функционировать местные службы центральных ведомств, с тем чтобы администрацию приблизить к управляемым.
Глава XI ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
Статья 90. Пересмотр Конституции совершается в следующем порядке:
Вопрос о пересмотре должен решаться резолюцией, принятой абсолютным большинством членов всего состава Национального Собрания.
Резолюция уточняет предмет пересмотра.
Не ранее чем через три месяца она подлежит второму чтению, которое производится в тех же условиях, что и первое, если только Совет Республики по обращению Национального Собрания не принял абсолютным большинством ту же резолюцию.
После этого второго чтения Национальное Собрание разрабатывает проект закона, изменяющего Конституцию. Этот проект передается в Парламент и принимается тем же большинством и в том же порядке, которые предусмотрены для обыкновенного закона.
Проект передается на референдум, кроме случаев, когда он при вторичном чтении в Национальном Собрании принят большинством двух третей членов или когда каждая из Палат примет его большинством трех пятых.
Проект промульгируется как конституционный закон Президентом Республики в течение восьми дней после принятия проекта.
Никакой конституционный пересмотр, затрагивающий существование Совета Республики, не может состояться без согласия этого Совета или без референдума.
Статья 91. В Конституционном комитете председательствует Президент Республики.
В него входят: Председатель Национального Собрания; Председатель Совета Республики; семь членов, избираемых Национальным Собранием в начале каждой годовой сессии, с пропорциональным представительством групп из лиц, не являющихся членами Собрания; три члена, избираемые на таких же условиях Советом Республики.
Конституционный комитет рассматривает вюпрос, не предполагают ли законы, принятые Национальным Собранием, пересмотра Конституции.
Статья 92. В течение срока, установленного для промульгации, закон передается на рассмотрение Комитета по совместному требованию Президента Республики и Председателя Совета Республики, но при условии, что решение о его передаче будет принято абсолютным большинством всего состава Совета.
Комитет рассматривает закон, прилагает старания, чтобы осуществить соглашение между Национальным Собранием и Советом Республики, и, если это не удается, выносит свое решение в пятидневный срок со времени получения запроса. Этот промежуток в случае срочности сокращается до двух дней.
Комитет компетентен выносить решения о возможности пересмотра только первых десяти глав настоящей Конституции.
Статья 93. Закон, который, по мнению Комитета, содержит в себе пересмотр Конституции, направляется в Национальное Собрание для нового обсуждения.
Если Парламент поддержит свое первое решение, закон не может быть промульгирован раньше, чем Конституция будет пересмотрена в порядке, установленном статьей 90.
Если закон считается соответствующим положениям
первых десяти глав настоящей Конституции, он про- мульгируется в срок, предусмотренный в статье 36, но увеличенный сообразно с отсрочками, указанными в статье 92.
Статья 94. В случае оккупации иностранными войсками всей или части территории метрополии никакая процедура пересмотра не может быть начата или продолжена.
Статья 95. Республиканская форма правления не может служить предметом предложения о пересмотре.
Глава XII ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 96. Бюро Учредительного Национального Собрания обязано обеспечивать постоянство национального представительства вплоть до собрания депутатов нового Национального Собрания.
Статья 97. В случае чрезвычайных обстоятельств бюро может до срока, указанного в предыдущей статье, собрать депутатов Учредительного Национального Собрания либо по своей собственной инициативе, либо по требованию Правительства.
Статья 98. Национальное Собрание соберется в силу собственного права в третий четверг после всеобщих выборов.
Совет Республики соберется в третий вторник после своего избрания. Настоящая Конституция войдет в силу с этой даты.
До собрания Совета Республики организация государственной власти будет регулироваться законом 2 ноября 1945 г. При этом Национальное Собрание пользуется полномочиями, которые этот закон дает Учредительному Национальному Собранию.
Статья 99. Временное правительство, созданное в соответствии со статьей 99, вручит свою отставку Президенту Республики после его избрания Парламентом в порядке, предусмотренном статьей 29.
Статья 100. Бюро Учредительного Национального Собрания уполномочено подготовить создание собраний,
учреждаемых настоящей Конституцией, и, в частности, обеспечить еще до сконструирования их бюро помещения и административные средства, необходимые для их деятельности.
Статья 101. В течение не более года, считая со дня образования Национального Собрания, Совет Республики может принимать действительные решения, как только две трети его членов будут объявлены избранными.
Статья 102. Первый Совет Республики будет целиком обновлен в течение года после обновления муниципальных советов, что должно произойти в течение года, считая со дня опубликования Конституции.
Статья 103. До организации Экономического совета и в течение не более трех месяцев начиная с создания Национального Собрания применение статьи 25 настоящей Конституции будет отсрочено.
Статья 104. До сконструирования Собрания Фран- цу?ского Союза и в течение не более года по сконструи- ровании Национального Собрания применение статей 71 и 72 настоящей Конституции будет отсрочено.
Статья 105. До промульгации законов, предусмотренных в статье 89 настоящей Конституции, и при условии сохранения положений, устанавливающих статус некоторых заморских департаментов и территорий, департаменты и коммуны ' Французской Республики будут управляться в соответствии с существующими законами, за исключением параграфов 2 и 3 статьи 97 закона от 5 апреля 1884 года, в целях применения которых государственная полиция будет передана в распоряжение мэра.
Тем не менее акты, совершаемые префектом как представителем департамента, будут совершаться им под постоянным контролем председателя департаментского собрания.
Положения предшествующего абзаца неприменимы для департамента Сены.
Статья 106. Настоящая Конституция будет про- мульгирована Председателем Временного правительства Республики в двухдневный срок после опубликования результатов референдума и в следующей форме:
«Учредительное Национальное Собрание приняло,