Юридические исследования - КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ НЕЗАВИСИМОЙ РЕСПУБЛИКИ САН-МАРИНО. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ НЕЗАВИСИМОЙ РЕСПУБЛИКИ САН-МАРИНО. Г. С. ГУРВИЧ.


    Независимая республика Сан-Марино расположена в средней Италии, окружена ее провинциями и тесно связана с ней в экономическом и других отношениях (общее таможенное и почтовое управление, итальянское денежное обращение, договор о дружбе и добром сосед­стве, заключенный в 1897 г., возобновленный в 1953 г.).

    Территория — 61 кв. км, население—13 тыс. человек (по данным 1956 г.). Язык — итальянский. Основное за­нятие населения — скотоводство и виноделие; довольно значительные каменоломни (в средние века Сан-Ма­рино была известна как «республика каменотесов»).


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Независимая республика Сан-Марино расположена в средней Италии, окружена ее провинциями и тесно связана с ней в экономическом и других отношениях (общее таможенное и почтовое управление, итальянское денежное обращение, договор о дружбе и добром сосед­стве, заключенный в 1897 г., возобновленный в 1953 г.).

    Территория — 61 кв. км, население—13 тыс. человек (по данным 1956 г.). Язык — итальянский. Основное за­нятие населения — скотоводство и виноделие; довольно значительные каменоломни (в средние века Сан-Ма­рино была известна как «республика каменотесов»).

    Писаной конституции не имеется. Государственную власть осуществляют выбираемый населением на 6 лет Большой совет (60 членов) как орган законодательный и Малый совет —исполнительная власть — в составе должностных лиц по назначению Большого совета: два капитана-регента и 10 комиссаров или секретарей (юсти­ции, внешних дел, внутренних дел, суда и др.). Во главе управления — упомянутые «капитаны», избирае­мые лишь на 6 месяцев, после чего они в течение трех лет уже не могут избираться на ту же должность.

    Имеется Верховный суд из 12 членов.

    Вооруженные силы государства состоят из 180 чело­век.

    В течение последних десяти лет коалиция коммунисти­ческой и социалистической партий Сан-Марино имела в Большом совете большинство. Так, на выборах Боль­шого совета в 1955 г. из 60 мандатов 19 получили комму­нисты, 16 — социалисты, 23 — христианские демократы и 2 — демократы-социалисты. В результате одним из двух капитанов-регентов оказался коммунист.

    Правительство республики предприняло успешные меры по ликвидации безработицы, оздоровлению населе­ния, увеличению числа школ.

    В конце 1957 г. члены Большого совета христианские демократы нарушили традиционные законы республики

    и,    выйдя из состава Большого совета, создали вместе с социал-демократами «временное» правительство, кото­рое немедленно получило признание итальянского прави­тельства. Вслед за этим в пределы Сан-Марино были введены итальянские полицейские силы. Законное прави­тельство Сан-Марино вынуждено было уступить насилию и сложить свои полномочия.

    Приводимый ниже законодательный акт 1926 г. ре­гулирует выборы Большого совета. Он избирается гла­вами семей (вследствие чего женщины не имеют изби­рательного права). Для избрания требуется грамот­ность. Оживленная борьба политических партий обу­словила очень подробную регламентацию подготовки и хода выборов (избирательные комиссии, избирательные списки, бюллетени, подсчет голосов, распределение ман­датов и пр.). По списку, собравшему большинство голо­сов, 46 кандидатов считаются избранными. Остальные 12 мест Большого совета (капитаны-регенты входят в Совет по должности) резервируются для распределе­ния между списками большинства и меньшинства по пропорциональной системе.

    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН САН-МАРИНО 18 ноября 1926 г.

    Глава I СОСТАВ СОВЕТА

    Статья 1. Большой Генеральный Совет Респуб­лики образуется на собрании глав семейств. Он состоит из шестидесяти членов, в том числе двух по собствен­ному праву и пятидесяти восьми выборных.

    Статья 2. Лица, являющиеся к моменту заседания избирательных комиссий капитанами-регентами, принад­лежат по собственному праву к составу вновь избранного Большого Генерального Совета, с соблюдением постано­влений статьи 14.

    Статья 3. Кандидатуры пятидесяти восьми выбор­ных членов выдвигаются собранием глав семейств в из­бирательных комиссиях, а частично замещаются также в особом порядке Советом путем кооптирования таким способом и с такими формальностями, которые уста­новлены нижеследующими статьями.

    Г л а в а II ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    Статья 4. В соответствии со Статутом и решением общего собрания глав семейств 25 марта 1906 г. главы семейств Сан-Марино являются избирателями либо по происхождению, либо в силу натурализации.

    Лицо, проживающее в доме старшего возрастом род­ственника, обладающего избирательным правом, не считается главой семейства, хотя и является совершен­нолетним.

    Однако нижеследующие лица имеют право быть из­бирателями, несмотря на совместное жительство с гла­вой семейства и при условии достижения совершенно­
    летия: 1) получившие высшее образование; 2) члены милиции; 3) внесенные поименно в список плательщи­ков подоходного налога в сумме не ниже 150 лир в год.

    Статья 5. Нижеследующие лица исключаются из числа избирателей: а) женщины; Ь) отлученные от церкви, а также недееспособные по причине слабоумия;

    с)      постоянно или временно лишенные судом полной юридической дееспособности; присужденные к уголовным наказаниям за преступления или за коррупцию при вы­борах, а также объявленные судом несостоятельными должниками или не пришедшие к соглашению со своими кредиторами.

    Если избирательное право утрачено главой семейства по одной из вышеприведенных причин, оно переходит к старейшему по возрасту члену семейства, проживаю­щему совместно с семейством и обладающему избира­тельным правом.

    Статья 6. Избиратель может осуществлять свое право лишь в том приходе, в котором он имеет граж­данский домицилий.

    Если он перенес свой домицилий в другой приход, он имеет право быть внесенным в список избирателей этого прихода на основании своего заявления, пред­ставляемого в отдел актов гражданского состояния не ранее 1 января и не позднее 16 февраля того же года.

    Если он перенес свое фактическое местожительство за пределы Республики, он должен осуществлять свои политические права в том приходе, в котором имел последний домицилий, или фактическое местожительство; если он не может представить доказательство своего последнего домицилия, или фактического местожитель­ства, он вправе выбрать приход, в списки избирателей ко­торого он желает быть внесенным, при условии, что хода­тайство об этом будет заявлено отделу актов гражданско­го состояния в сроки, указанные в предыдущем абзаце.

    Статья 7. Списки избирателей, по одному на каж­дую общину, составляются в официальном порядке. Они включают всех обладающих необходимой для избира­теля квалификацией в порядке имен и фамилий и с ука­занием имени отца.

    Списки составляются комиссией, в которую входят Секретарь по внутренним делам в качестве председа­теля, должностное лицо отдела актов гражданского со­стояния, секретарь суда и три члена по назначению Совета.

    Комиссия должна проверять, дополнять и публико­вать списки ежегодно до 31 января путем представле­ния их в отдел актов гражданского состояния и выве­шивания в каждом избирательном приходе.

    Статья 8. В течение пятнадцати дней по опубли­ковании списка все граждане, даже непосредственно не заинтересованные, могут заявить должностному лицу отдела актов гражданского состояния письменный или устный протест против избирательного списка.

    Решение по протестам, без права обжалования, должно быть вынесено в течение февраля комиссаром юстиции. С. момента объявления списков окончательными в них не могут вноситься никакие изменения впредь до про­верки следующего года; в выборах, проводимых в лю­бое время текущего года, могут принять участие только избиратели, внесенные в окончательные списки.

    Статья 9. Однако в списки могут быть внесены изменения, вызванные смертью какого-либо избирателя или внезапной утратой каким-либо лицом одного из качеств, предусмотренных статьями 4 и 5.

    Статья 10. Списки избирателей должны быть до­ступны для всех в отделе актов гражданского состояния, где они должны храниться.

    Глава III

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ. — ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В ПЕРИОД ЛЕГИСЛАТУРЫ.—

    СОЗЫВ КОМИТЕТОВ

    Статья 11. Состав членов Большого Совета возоб­новляется каждые шесть лет, а также в случаях, если вследствие отказа от должности или по другой причине состав Совета уменьшится на половину плюс один.

    Статья 12. Выборы вышеуказанных членов Совета производятся с соблюдением правил статей 13—38 од- ной-единственной коллегией по списку большинством го­
    лосов и с применением правил пропорционального пред­ставительства для меньшинств.

    Статья 13. Места выборных членов, освободив­шиеся по какой-либо причине в течение легислатуры, замещаются Советом путем кооптирования.

    Выдвижение кандидатов производится баллотиров­кой из числа предлагаемых членами Совета путем жре­бия, причем число кандидатов должно быть вдвое больше числа освободившихся мест. После того как кандидаты объявлены, каждый член Совета может при­бавить еще одного, с тем, однако, чтобы общее число кандидатов превышало число освободившихся мест не более чем в три раза.

    Выдвижение может производиться также бюллете­нями, содержащими столько имен, сколько надлежит выбрать членов Совета, при условии, что такой порядок предложен не менее чем десятью членами Совета и одоб­рен Регентом.

    Для действительности выдвижения гребутся боль­шинство голосов избирателей.

    Статья 14. Собрание для проведения общих вы­боров Совета созывается по решению Регента, опубли­кованному не менее чем за пятнадцать дней до дня, на который назначены 'выборы. Однако в марте и сентябре собрание может быть созвано лишь день спустя после назначения новых капитанов-регентов. Этим последним (а не тем, которые должны сложить свои полномочия) принадлежит предусмотренное статьей 2 собственное право быть членами Совета.

    Статья 15. Не менее чем за десять дней до дня,- назначенного для выборов, избирательная комиссия должна вывесить в каждом приходе список избирателей секции, к которой отнесен данный приход; это вывешива­ние является приглашением на выборы и заменяет удо­стоверение о внесении в список.

    Глава IV ПОДГОТОВКА ГОЛОСОВАНИЯ

    Статья 16. Список кандидатов за подписью не ме­нее тридцати избирателей должен быть представлен не
    позднее полудня шестого дня перед голосованием в Се­кретариат по внутренним делам, который выдает распи­ску в получении.

    Подписи избирателей на одном или нескольких доку­ментах должны быть засвидетельствованы государствен­ным нотариусом или Секретарем по внутренним делам. Для неграмотных избирателей заявление должностного лица, ведающего засвидетельствованием документов, за­меняет подпись.

    Ни один избиратель не может подписать более одного списка кандидатов под страхом уплаты штрафа размером до ста лир.

    Заявление о представлении списка кандидатов дол­жно также содержать указание на доверенное лицо и на его заместителя, уполномоченных принимать участие в действиях центрального органа, и указание до двенад­цати часов дня, предшествующего дню голосования, на действующего доверенного из состава списка и его заме­стителя в бюро каждого избирательного округа.

    Статья 17. Каждый список может включать любое число кандидатов, при условии, что оно не превысит число подлежащих избранию членов Совета; в списке указы­ваются имя, фамилия каждого кандидата и имя его отца.

    Списки, содержащие менее сорока шести кандидатов, не допускаются к соисканию мест, резервированных для большинства; это соответствует постановлениям статьи 38.

    Ни один кандидат не может быть внесен более чем в один список.

    Принятие кандидатуры оформляется путем заявления, подписанного кандидатом и засвидетельствованного госу­дарственным нотариусом или Секретарем по внутренним делам; это заявление должно быть представлено в тече­ние срока, указанного в первом абзаце предыдущей статьи.

    Статья 18. В течение четырех дней, предшествую­щих голосованию, предусмотренная статьей 8 избира­тельная комиссия должна проверить список кандидатов; принять к сведению засвидетельствование подписей; ис­ключить из списка лиц, не представивших предусмотрен­ного заявления о принятии кандидатуры; отстранить спи­
    ски, не подписанные надлежащим числом избирателей или представленные не по установленной законом форме; сообщить отдельным актом через судебного пристава доверенному, который представил список, о замечен­ных неправильностях, с предоставлением окончатель­ного срока в сорок восемь часов со времени передачи для приведения списка в соответствие с предписаниями закона. )

    Статья 19. В течение двадцати четырех часов по представлении предусмотренного статьей 16 списка Сек­ретариат по внутренним делам выдает избирательные бюллетени доверенному каждой комиссии.

    Бюллетени должны изготовляться из хорошей, белой бумаги. Одна сторона бюллетеня должна быть контр­ассигнирована членами комиссии.

    Статья 20. Каждая комиссия до двенадцати часов дня, предшествующего дню голосования, должна пред­ставить в Секретариат по внутренним делам десять экземпляров форм бюллетеня, которые избирательная комиссия должна в дальнейшем вручить всем председа­телем избирательных бюро.

    Глава V

    УСЛОВИЯ ИЗБИРАЕМОСТИ

    Статья 21. Для права быть избранным членом Совета необходимо, кроме соответствия общим требова­ниям избирательного закона, предусмотренным стать­ями 4 и 5:

    1)     уметь читать и писать;

    2)      не занимать никакой церковной должности;

    3)      иметь домицилий в Республике.

    Глава VI

    ПОРЯДОК ОБЩИХ ВЫБОРОВ

    Статья 22. Избирательные бюро находятся в сле­дующих избирательных округах: Читта, Борго, Серра-
    валле, Киезануова, Доманьяно, Фаэтано, Фиорентино, Монтеджардино.

    Избирательные комиссии могут в остальном изменять избирательные секции с согласия Регента.

    Статья 23. Комиссия, предусмотренная статьей 7, обязана составлять ежегодно и опубликовывать не позд­нее 31 января путем представления в отдел актов гра­жданского состояния и вывешивания во всех избиратель­ных округах списки граждан, которые будут в текущем году председателями избирательных бюро.

    Комиссия выбирает председателей указанных бюро из следующих категорий граждан Сан-Марино, являю­щихся избирателями и обладающими домицилием, или фактически проживающих на территории Республики:

    a)     имеющих высшее образование или ученые степени;

    b)      имеющих свидетельства об окончании тех­нических учебных заведений или гимназий;

    c)     занимавших ранее должности председателей бюро на предыдущих выборах.

    В указанные списки не включаются: секретари по внутренним и по внешним делам, должностное лицо отдела актов гражданского состояния, секретарь суда, три члена, выбираемые избирательными комиссиями, и члены избирательного бюро.

    [О сроке обжалования списков см. ст. 8.]

    Комиссия в заседании незадолго до созыва комите­тов производит назначения председателей всех избира­тельных бюро; в случае непринятия назначения она про­водит необходимые мероприятия.

    Статья 24. Утром дня, назначенного для выборов, председатели избирательных бюро являются во дворец Правительства и получают от избирательной комиссии все необходимые для голосования материалы вместе с конвертами, в которые должны быть вложены бланки бюллетеней и списки выдвинутых кандидатов.

    Конверты выдаются в количестве, равном числу вне­сенных в списки избирателей, увеличенному на одну треть; все конверты без исключения должны быть снаб­жены печатью избирательной комиссии.

    Статья 25. [Состав избирательного бюро.]

    Статья 26. [Назначение двух секретарей.] Статья 27. Представители различных списков имеют право присутствовать при всех действиях избира­тельных бюро. Этим представителям разрешается вручать избирателям перед входом в кабину бюллетень со списком [кандидатов], но они обязаны воздерживаться от всякой пропаганды и уговоров. Председатель бюро имеет право удалить представителя, оказывающего давление на из­бирателей или нарушающего порядок голосования.

    Статья 28. Председатель бюро, представители списков, а также избиратели, сопровождающие предсе­дателя при исполнении им его обязанностей (водители транспорта и солдаты), голосуют в том бюро, где они осуществляют свои функции.

    Статья 29. [Заседание бюро.]

    Статья 30. [Компетенция бюро рассматривать в первой инстанции протесты против неправильных дей­ствий.]

    Статья 31. [Закрытие помещения для неизбирате- лей и отстранения их от голосования.]

    Статья 32. [Вывешивание в процессе подготови­тельных действий- двух списков избирателей, проживаю­щих в округе и не проживающих, но зарегистрирован­ных.]

    Статья 33. [Процедура голосования, подача бюл­летеней, отметки на полях бюллетеней.]

    Статья 34. [Поддержание порядка, передвижение вооруженной охраны и распоряжение ею.]

    Статья 35. Бюллетень, опущенный в ящик, пред­ставляет собой один голос за один список.

    Статья 36. [Открытие и закрытие голосования.]

    Глава VII

    ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРОВ И ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ

    Статья 37. [Подсчет и опечатание бюллетеней, представление в конверте комиссару юстиции отчета и других документов, подлежащих возврату вечером дн5? голосования.]

    Статья 38. На следующий день, в 10 часов утра, в зале заседаний суда согласно статье 16 собираются пред­седатели всех бюро под председательством комиссара юстиции с доверенными всех списков для образования Центрального избирательного бюро, которое приступает к следующим действиям:

    1)     подсчет голосов, полученных каждым спи­ском во всех избирательных округах;

    2)     определение списка, собравшего большин­ство голосов и получающего право на сорок шесть мест членов Совета.

    Если собравший большинство голосов список содержит менее сорока шести кандидатов, он может конкурировать в отношении только тех мест, которые резервированы для большинства, предусмотренного нижеуказанным пунктом; все места, предназначенные большинству, переходят к тому списку, который включает сорок шесть кан­дидатов.

    Если список, собравший большинство голосов, содержит более сорока шести кандидатов, то ророк шесть кандидатов, выдвинутых первыми в порядке списка, представленного в Секретариат по внутренним делам, объявляются выбранными в соответствии со статьей 16. Остальные кандидаты могут конкурировать на получение мест, резервиро­ванных для меньшинства, как предусмотрено ниже в пункте 3;

    3)     распределение оставшейся одной пятой части (двенадцати) мест членов Совета между списком большинства и списком меньшинства.

    В случае необходимости применяется следую­щая процедура: а) общее число голосов, собран­ных списком, получившим большинство, как ука­зано в предыдущем пункте, делится последова­тельно на 47, 48, 49, 50...; общее число голосов, по­лученных другими списками, делится последова­тельно на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; Ь) из полученных таким образом частных выбираются высшие с размещением их по нисходящей шкале, начиная от 12; с) каждый список получает такое

    число мест, предназначенных для меньшинства, сколько раз он содержит частное в указанной по­следовательной шкале. В случае равенства част­ных по спискам меньшинства место предоста­вляется тому списку, который собрал наибольшее число голосов. Мандаты предоставляются канди­датам, как установлено последним абзацем преды­дущего пункта.

    Если получивший большинство голосов спи­сок содержит только сорок шесть кандидатов, места меньшинства, которые причитались бы этому списку, распределяются Большим Генеральным Советом в соответствии с правилами статьи 14.

    Если ни в одном из списков нет сорока шести кандидатов, распределение мест производится с помощью деления общего числа голосов для каждого места последовательно на 1, 2, 3, 4 и т. д., вплоть до числа подлежащих избранию членов Совета; в результате из полученных част­ных выбираются высшие числа, равные количеству (подлежащих избранию членов Совета, с располо­жением их в соответствии с нисходящей шкалой. Каждый список получит столько представителей (выбираемых в порядке их мест в списке), сколько относящееся к нему частное содержится в последовательной шкале. При равенстве частных место предоставляется списку, получившему наи­большее число голосов. Если не все выборные места заняты в таком порядке, оставшиеся заме­щаются Большим Генеральным Советом согласно постановлениям статьи 13, с тем чтобы число чле­нов Совета достигло тридцати; в противном слу­чае Регент снова созывает избирательные комис­сии;

    4)      объявление о выбранных членах Совета и о числе свободных мест (если они имеются), находящихся в распоряжении Большого Генераль­ного Совета.

    Статья 39. Центральному бюро запрещается за­трагивать и обсуждать вопросы о распределении голосов, жалобы, протесты и происшествия в пунктах голосования
    и заниматься какими-либо вопросами, кроме перечислен­ных в предыдущей статье.

    Статья 40. Центральное бюро по окончании пору­ченных ему действий передает все конверты Секрета­риату по внутренним делам, который в свою очередь передает их в отдел по выборам.

    Статья 41. Секретариат по внутренним делам в течение трех дней опубликовывает результаты голосова­ния и извещает каждого выбранного.

    Статья 42. Постоянный отдел по выборам нахо­дится под председательством Регента и состоит из пяти членов, выбираемых Советом и остающихся в этой должности в течение всего срока деятельности Со­вета.

    Статья 43. На обязанности этого отдела лежит рассмотрение всех избирательных документов, принятие в течение десяти дней после выборов жалоб избирателей по всем вопросам избираемости или избирательной про­цедуры, мероприятия по исключению не подлежавших избранию, объявление о вакантных местах согласно положениям статьи 38 и быстрое оформление всех членов Совета, которые объявлены выбранными.

    По выборам, на которые не принесено протеста, то есть в случаях, когда выбранные удовлетворяют всем условиям избираемости, требуемым настоящим законом, и когда процедура выборов проведена правильно, Совет лишь принимает к сведению заключения отдела по вы­борам.

    Однако в отдельных случаях опротестования, сомне­ния или неправильности выборов Совет ставит на голо­сование заключения отдела и принимает либо откло­няет их.

    Статья 44. Если из доклада бюро какого-либо избирательного округа усматривается, что ему в его работе мешали насильственными действиями или что бюллетени были разбросаны с явной целью помешать подсчету, Регент созывает на следующее воскресенье комитеты данного избирательного округа. В таком слу­чае действия Центрального бюро, предусмотренные статьей 38, откладываются на день после дополнитель­ного голосования.

    Статья 45. Члены Совета в течение двух месяцев по признании действительности их выборов приносят присягу. Не выполнившие это требование в течение двух месяцев лишаются мандата.

    Статья 46. [Об уголовных санкциях за каждое ограничение свободного осуществления политических прав.]