ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Голландия, или Нидерланды, — относительно небольшое государство в северо-западной части Европы. Ее территория 32,45 тыс. кв. км, население 10,9 млн. человек. По официальным данным, 99% населения составляют голландцы. Голландия относится к числу высокоразвитых индустриально-аграрных стран. Большую роль в ее хозяйстве играют экспорт капитала, внешняя торговля и морской транспорт. В прошлом одна из крупнейших колониальных держав, Голландия и до настоящего времени сохраняет ряд владений в Западном полушарии.
В XVIII в. Голландия представляла собой полуфеодальную республику с наследственным штатгальтером во главе, где господствовали дворянство и верхушка буржуазии. Под воздействием французской революции 1789 г. в стране была свергнута власть штатгальтера, и в 1795 г. Голландия была провозглашена «Батавской республикой». Тогда впервые в истории Голландии была принята конституция, отменявшая дворянские звания и привилегии и закреплявшая ряд реформ в интересах средних слоев населения. С приходом к власти Наполеона Бонапарта в стране были восстановлены полуфеодальные отношения, а в 1806 г. вместо республики было создано королевство во главе с Людовиком Бонапартом.
Крушение империи Наполеона повлекло за собой восстановление независимой Голландии в виде королевства с самодержавным монархом во главе. Принятая в 1815 г. конституция отличалась крайне реакционным характером. Двухпалатный представительный орган — Генеральные Штаты — наделялся столь незначительными правами, что не мог практически оказывать существеЕШое влияние на действия короля.
Королевский абсолютизм, несколько смягченный реформами 1840 г., просуществовал до революционных событий 1848 г. В 1848 г. была принята новая конституция, означавшая некоторую демократизацию государственного строя.
В 1887 г. конституция подверглась общему пересмотру (почему и датируется этим годом), не затронувшему однако основных государственных институтов. Важнейшие из них — расширение круга избирателей, увеличение численности депутатов Генеральных Штатов.
В 1917 г. под прямым влиянием роста революционных сил в стране, вызванного распространением идей Великой Октябрьской социалистической революции, было введено всеобщее избирательное право с пропорциональным представительством, а также некоторые другие изменения.
Конституция подверглась дальнейшим изменениям в период 1920—1922 гг. (порядок престолонаследия, регентства, пассивное избирательное право, общинное управление и др.).
После второй мировой войны важнейшим событием, нашедшим свое отражение в конституции, было превращение Индонезии из колонии Голландии в самостоятельную республику.
В настоящее время конституция Голландии состоит из тринадцати глав — 215 основных статей и 7 дополнительных.
Определяя состав королевства, конституция указывает, что в него входят собственно Нидерланды и колонии: Суринам, Нидерландские Антильские острова и Нидерландская Новая Гвинея. Однако следующая статья содержит типичную для колониальных держав оговорку о том, что конституция, как правило, «обязательна лишь для европейской части Королевства...» Также и все законы королевства действуют только на европейской территории, если в их тексте не указано иное. В колониях властвуют король и создаваемые им органы.
Главой государства является король, наделенный широкими полномочиями. Совместно с парламентом он осуществляет законодательную власть, при содействии Государственного Совета и ответственного перед Генераль ными Штатами правительства — исполнительную и через назначаемые им суды — судебную. Он назначает министров и судей, комиссаров в провинции и губернаторов в колонии, является главнокомандующим вооруженными силами. Конституция передает ему высшее руководство внешними сношениями и заключение соглашений с другими государствами и международными организациями, с последующим .утверждением Генеральными Штатами. Ему принадлежит право одобрить или отсрочить законопроекты, принятые Генеральными Штатами, досрочно распустить парламент, в определенных случаях объявить Голландию воюющей стороной.
При короле имеется особый совещательный орган — Государственный Совет, члены которого назначаются королем, являющимся его председателем. Деятельность Совета заключается в предварительном рассмотрении всех предложений, которые представлены королем Генеральным Штатам или Генеральными Штатами — королю, а также всех норм общегосударственного управления.
Несомненно, что в настоящее время король не играет в государственной жизни Голландии той роли, которая ему отводится конституцией. Однако за ним остаются определенная доля власти и возможность оказывать определенное влияние на политическую жизнь страны.
Генеральные Штаты состоят из двух палат. Верхняя палата состоит из 75 депутатов, нижняя — из 150. Верхняя палата избирается не непосредственно населением, а провинциальными штатами на основе пропорционального представительства. Каждые три года половина (38 или 37) депутатов первой палаты переизбирается. Нижняя палата избирается прямыми выборами. Избирательное право всеобщее, равное, тайное; возрастные цензы — 25 лет для активного и 30 лет для пассивного избирательного права. Право законодательной инициативы принадлежит королю и от имени Генеральных Штатов — второй палате. Однако, несмотря на то, что первая палата лишена права вносить законопроекты, ее роль в парламенте велика. В частности, она может отсрочить любой закон, принятый второй палатой. Исполнительная власть принадлежит правительству, политически ответственному перед парламентом.
Министры во главе с премьер-министром назначаются королем. На практике они выдвигаются партиями, составляющими большинство в парламенте.
Наиболее крупные из политических партий: Католическая народная партия представляющая интересы крупных промышленников, колониальной буржуазии и духовенства; антиреволюционная партия, имеющая аналогичный с народной католической партией социальный состав, но отличающаяся приверженностью к протестантству; партия труда, образовавшаяся взамен распавшейся после второй мировой войны социал-демократической партии. Интересы голландских трудящихся представляет все более крепнущая и растущая Коммунистическая партия Голландии. Помимо указанных, существует ряд других партий.
Мандаты в парламенте распределяются между политическими партиями после выборов 1956 г. следующим образом. Во второй палате партия труда имеет 50 мандатов, католическая народная партия—49, антиреволюционная партия—15, христианско-исторический союз — 13, народная партия борьбы за свободу и демократию— 13, коммунистическая партия—■ 7, реформистская партия — 2. Остальные партии не получили ни одного мандата. В первой палате католическая народная партия располагает 25 местами, партия труда—22, антиреволЕо- ционная партия — 8, христианско-исторический союз — 8, народная партия борьбы за свободу и демократию — 7, коммунистическая партия — 4 и реформистская партия — 1. Другие партии в первой палате не представлены.
В провинциях имеются выборные органы местного самоуправления — провинциальные штаты. Исполнительным органом провинциального штата является избираемая им Комиссия штата. Законом предусматривается право короля приостанавливать или отменять решения провинциальных штатов и их комиссий, если они, как указывается в конституции, противоречат закону или общегосударственным интересам. Провинциальные штаты и их комиссии возглавляются назначенными королем комиссарами,
Органами местного самоуправления в городских и сельских общинах являются выборные общинные советы. Советы, так же как и провинциальные штаты, подчинены центральным властям и, кроме того, провинциальным штатам. Председатель общинного совета назначается королем и не обязательно должен быть членом совета. Кроме того, конституция допускает в случае «грубого пренебрежения устроением общинных дел и их управлением» роспуск Совета и замену его иной властью.
Судом первой инстанции является единоличный кантональный судья, второй — районный суд в составе одного или трех судей. Имеется пять апелляционных судов и Верховный суд. Верховный суд является не только последней апелляционной инстанцией, но и первой (и последней) инстанцией для суда над высшими чиновниками, судьями и членами Государственного Совета.
Специальная глава конституции отводится вопросам, связанным с религией. Церковь, несмотря на некоторую утерю своих позиций в последние десятилетия, еще оказывает серьезное влияние на политическую жизнь страны. Особенной активностью отличается католическое духовенство, создавшее множество клерикальных организаций и широкую сеть школ. Имея в виду прежде всего католическую и протестантскую религии, конституция провозглашает равенство церковных объединений и предоставляет им одинаковую защиту.
Особенность конституции — глава о водном хозяйстве. Необходимость подобных конституционных положений обусловливается исторической «борьбой с морем», у которого население Голландии отвоевывает почву.
Для изменения конституции требуется прежде всего закон, объявляющий о необходимости такого изменения. По оглашении этого закона палаты распускаются. Вновь избранный парламент рассматривает предложение об изменении в соответствии с указанным законом и не может принять его иначе как двумя третями голосов.
УКАЗ ОБ ОПУБЛИКОВАНИИ ТЕКСТА ПЕРЕСМОТРЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ
11 сентября 1956 г.
Мы, Юлиана, милостью Божьей Королева Нидерландов, Принцесса Оранская-Нассау и -пр., и пр., и пр.
По совместному представлению наших министров —
и. о. министра внутренних дел и и. о. министра заморских государственных территорий от 10 сентября 1956 года [Юридический советник, № 18356],
в соответствии со статьей 213 Конституции одобрили и повелели:
опубликовать текст пересмотренной Конституции в том виде, в каком он приложен к настоящему указу, вместе с настоящим указом в Государственных ведомостях, в Правительственных ведомостях Суринама, в Ведомостях Нидерландских Антильских островов и в Правительственных ведомостях Нидерландской Новой Гвинеи.
Исполнение этого указа возлагается на наших министров внутренних дел и заморских государственных территорий.
Сустдэйк, 11 сентября 1956 года.
КОНСТИТУЦИЯ
КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДОВ
[Текст, как он гласит после позднейших изменений, предусмотренных государственными законами от 23 августа 1956 г. (Государственные ведомости № 435—438; Правительственные ведомости Суринама № 75—78; Ведомости Нидерландских Антильских островов № 90—93; Правительственные ведомости Нидерландской Новой Гвинеи № 54—57; Государственные ведомости № 439—445).]
Глава первая ГОСУДАРСТВО И ЕГО НАСЕЛЕНИЕ
Статья 1. Территория Королевства Нидерландов включает Нидерланды, Суринам, Нидерландские Антильские острова и Нидерландскую Новую Гвинею.
Статья 2. Конституция обязательна л'ишь для европейской части Королевства, поскольку противное не вытекает из ее текста.
Везде, где в следующих статьях говорится о Государстве, имеется в виду только европейская часть Королевства.
Государственное устройство Нидерландской Новой Гвинеи устанавливается Законом.
Статья 3. Законом могут быть объединены и раз-, делены, а также образованы новые провинции и общины.;
Границы Государства, провинций и общин могут быть изменены законом.
Статья 4. Все лица, находящиеся на территории Государства, имеют равное право на защиту личности и имущества.
Законом предусматриваются доступ в страну и высылка иностранцев и общие условия, на которых могут заключаться соглашения с иностранными государствами
об их выдаче.
Статья 5. Всякий Нидерландец может быть назначен на любые государственные должности.
Ни один иностранец не может быть назначен на эти должности, кроме как на основании предписаний закона.
Статья 6. Закон устанавливает, кто является Нидерландцем и кто — постоянным жителем страны.
Натурализация производится законом или на основании закона.
Законом предусматриваются последствия натурализации для супруги и для несовершеннолетних детей натурализованного.
Статья 7. Никто не нуждается в каком-либо предварительном разрешении для опубликования в печати своих мыслей или мнения, но каждый ответствен за них по закону.
Статья 8. Каждый имеет право обращаться к соответствующим властям с петициями, если только они изложены в письменной форме.
Каждая петиция должна быть подписана просителем. Подписываться за других можно только на основании приложенной к петиции письменной доверенности.
Законно существующие органы могут направлять петиции соответствующим властям, но только по вопросам, входящим в их ведение.
Статья 9. За постоянными жителями признается право союзов и собраний.
Закон определяет и ограничивает пользование этим правом в интересах публичного порядка.
Глава вторая КОРОЛЬ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Престолонаследие
Статья 10. Корона Нидерландов вверена Его Величеству Виллему Фредерику, Принцу Оранскому-Нассау, И остается за ним, с тем чтобы Он и Его законные потомки владели ею по наследству в соответствии со следующими постановлениями.
Статья 11. Корона переходит преемственно к Его сыновьям й другим прямым нисходящим по мужской линии по праву первородства в том смысле, что в случае кончины лица, имеющего право на нее, прежде чем лицо это вступило в свои права, Его место тем же порядком будет занято Его сыновьями или другими прямыми нисходящими по мужской линии и что Корона никогда не перейдет в младшую линию или младшую ветвь, пока по старшей линии или старшей ветви имеется нисходящий по мужской линии.
Статья 12. При отсутствии наследников, указанных в предыдущей статье, Корона переходит к старшей из оставшихся в живых дочерей последнего скончавшегося Короля.
Статья 13. При отсутствии и дочерей последнего скончавшегося Короля Корона переходит к старшей из живущих дочерей старшего из его ранее скончавшихся сыновей, от которых остались в живых дочери; при отсутствии таких дочерей — к старшему из живущих сыновей старшей из ранее скончавшихся дочерей, от которых остались в живых сыновья, а в случае отсутствия и таких сыновей — к старшей из живущих дочерей его старших скончавшихся ранее дочерей, от которых остались в живых дочери.
Статья 14. При отсутствии наследника, имеющего право на Корону в силу одной из трех предыдущих статей, она переходит к тому мужчине или к той женщине, которые находятся в ближайшей степени родства к последнему скончавшемуся Королю по линии потомства Ее Величества Королевы Вильгельмины, Принцессы Оран- ской-Нассау, но не далее третьей степени кровного родства.
При равной степени кровного родства мужчины имеют преимущество перед женщинами, а затем преимущество имеет тот, кто является первородным.
Статья 15. Отречение от престола имеет те же последствия по отношению наследования, что и смерть. Дети, рожденные после отречения, лишены права наследования, кроме случая, предусмотренного р следующей статье.
Статья 16. В отношении прав на Корону ребенок, которым беременна женщина в момент кончины Короля, рассматривается как уже родившийся. Если этот ребенок рождается мертвым, он считается никогда не существовавшим.
Статья 17. Дети, рожденные в браке, в который вступили Король или Королева без согласования с Генеральными Штатами, либо Принц или Принцесса правящего Дома без разрешения, предоставленного законом, устраняются от преемства, как они лично, так и их потомки.
Вступая в такой брак, Королева отрекается от Короны, а Принцесса теряет право на нее.
Если Корона перешла к другому Дому, в порядке преемства или согласно статье 18 или 19, то настоящие положения действительны лишь для браков, заключенных после этого перехода.
Статья 18. Если не предвидится наследника, имеющего право на престол согласно Конституции, таковой может быть назначен по закону, проект которого вносится Королем.
Генеральные Штаты, созванные для этой цели в двойном составе, обсуждают и решают этот вопрос на совме-, стном заседании.
Статья 19. Если ко времени кончины Короля нет наследника, имеющего право на престол согласно Конституции, Генеральные Штаты созываются Государственным Советом в двойном составе до истечения четырехмесячного срока после кончины Короля, с тем чтобы назначить Короля на совместном заседании.
Статья 20. Все положения о наследовании будут применимы к потомку Короля, к которому перейдет Корона согласно одной из статей 12, 13, 14, 18 или 19, с тем что, поскольку это касается наследования, новый Дом будет иметь своим родоначальником его в том же порядке. и с теми же последствиями, что и Дом Оранских- Нассау, имеющий своим родоначальником согласно статье 10 покойного Короля Виллема Фредерика, Принца Оранского-Нассау.
Статья 21. Король не может носить никакой иностранной Короны.
Местопребывание Правительства ни в коем случае не может быть перенесено за пределы Государства.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Доходы Короны
Статья 22. Помимо доходов от государственных владений, уступленных Законом от 26 августа 1822 года и возвращенных Государству в качестве Владений Короны покойным Королем Виллемом II в 1848 году, Король пользуется годовым доходом в размере 1 ООО ООО флоринов за счет Государственной казны.
Статья 23. В личное пользование Короля предоставляется летняя и зимняя резиденции, на содержание которых Государство, однако, не может тратить более чем 100 000 ф. ежегодно.
Статья 24. Король и все члены Королевского дома, упомянутые в статьях 26, 28 и 29, освобождены от всех личных налогов.
Никакими другими изъятиями от налогов они не пользуются.
Статья 25. Король управляет своим Двором по своему собственному усмотрению.
Статья 26. Супруг правящей Королевы пользуется годовым доходом в размере 200 000 ф. из Государственной казны; по кончине Королевы он пользуется этим доходом, пока остается вдовцом и сохраняет статус Нидерландца.
По кончине Короля Королева пользуется годовым доходом в размере 200 000 ф. из Государственной казны, пока она остается вдовствующей.
Королю или Королеве, отрекшимся от Престола, может быть согласно закону назначен годовой доход из Государственной казны.
Статья 27. Старший из сыновей Короля или из других его мужских потомков — вероятный наследник Короны — является первым подданным Короля и носит титул Принца Оранского.
Статья 28. Принц Оранский пользуется годовым доходом из Государственной казны в размере 200 000 ф. со дня достижения им восемнадцатилетнего возраста.
После заключени разрешенного законом брака этот доход повышается до 400 ООО ф.
По кончине Принца Оранского вдовствующая Принцесса пользуется годовым доходом из Государственной казны в размере 200 ООО ф., пока остается вдовствующей.
Статья 29. Дочь Короля, вероятная наследница Короны, пользуется годовым доходом из Государственной казны в размере 200 000 ф. со дня достижения ею восемнадцати лет.
При вступлении в разрешенный законом брак ее супруг также пользуется годовым доходом из Государственной казны в размере 200 000 ф.; по кончине Принцессы он продолжает пользоваться этим доходом, пока остается вдовцом и сохраняет статус Нидерландца.
По кончине своего супруга Принцесса до следующего брака пользуется годовым доходом в размере 400 000 ф.
Доходы, установленные этой статьей, сохраняются при рождении Принца Оранского.
Статья 30. Установленные в этом разделе суммы могут быть изменены законом.
Палаты Генеральных Штатов не могут принять подобный закон или закон об изменении или отмене подобного закона иначе как большинством двух третей голосов каждой Палаты.
раздел т р ет и й Опека над Королем
Статья 31. Король совершеннолетен, когда ему исполнится восемнадцать лет.
То же относится к Принцу Оранскому и к дочери Короля — вероятной наследнице Короны — в том случае, если они становятся Регентами.
Статья 32. Опека над несовершеннолетним Королем устанавливается, а опекун или опекуны назначаются законом.
Проект этого закона обсуждается и принимается Генеральными Штатами на объединенном заседании.
Статья 33. Этот закон издается еще при жизни Короля на случай несовершеннолетия его наследника. Если это не было сделано, го по мере возможности заслушивается мнение некоторых ближайших родственников несовершеннолетнего Короля относительно порядка опеки.
Статья 34. Перед принятием на себя опеки каждый из опекунов на объединенном заседании Генеральных Штатов приносит перед Председателем присягу или обещание следующего содержания:
«Клянусь (обещаю) быть верным Королю; клянусь (обещаю) свято блюсти все обязанности, возложенные на меня опекунством, и особенно усердно стараться внушить Королю преданность Конституции и любовь к своему народу.
Да поможет мне всемогущий Бог! (Я обещаю это!)»
Статья 35. Если Король не в состоянии править, то необходимое попечение над его персоной осуществляется согласно предписаниям, предусмотренным статьей 32 для опеки над несовершеннолетним Королем.
Закон устанавливает присягу или обещание назначенных с этой целью опекуна или опекунов.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Регентство
Статья 36. Во время несовершеннолетия Короля власть осуществляется Регентом.
Статья 37. Регент назначается законом, которым может быть установлен также порядок преемственности регентства впредь до совершеннолетия Короля. Закон обсуждается и принимается Генеральными Штатами на объединенном заседании.
Закон издается еще при жизни Короля на случай несовершеннолетия его наследника.
Статья 38. Королевская власть вверяется Регенту и в том случае, если Король оказывается не в состоянии править.
Если министры на своем совете признают, что имеется такой случай, они ставят в известность о своем мнении Государственный Совет с просьбой дать в определенный срок свое заключение.
Статья 39. Если по истечении установленного сроки они продолжают оставаться при своем мнении, они созы вают объединенное заседание Генеральных Штатов для доклада им о создавшемся положении, с учетом заключения Государственного Совета, если таковое было получено.
Статья 40. Если Генеральные Штаты на своем объединенном заседании считают, что налицо случай, предусмотренный абзацем первым статьи 38, они заявляют об этом решении, которое оглашается по указанию Председателя, упомянутого в абзаце втором статьи 118, и вступает в силу в день опубликования.
В случае отсутствия Председателя он назначается собранием.
Статья 41. В случае, предусмотренном статьей 40, законным Регентом является Принц Оранский или дочь Короля — вероятная наследница Короны, если каждому из них исполнилось восемнадцать лет.
Статья 42. Если нет Принца Оранского и дочери Короля, являющейся вероятной наследницей Короны, или если им не исполнилось восемнадцати лет, то регентство обеспечивается согласно статье 37; в последнем случае — до .достижения тем или другим восемнадцати лет.
Статья 43. Королевская власть осуществляется Регентом и в том случае, если Король в силу закона, проект которого им внесен, временно сложил с себя осуществление Королевской власти. Проект этого закона, предусматривающего также назначение Регента, обсуждается и принимается Генеральными Штатами на объединенном заседании.
Статья 44. Принимая на себя регентство, Регент на объединенном заседании Генеральных Штатов приносит перед Председателем присягу или дает обещание следующего содержания:
«Клянусь (обещаю) быть верным Королю; клянусь (обещаю), что, осуществляя Королевскую власть, пока Король несовершеннолетен (пока Король не в состоянии править или отказывается от Королевской власти), я всегда буду поддерживать и соблюдать Конституцию.
Клянусь (обещаю) всеми силами отстаивать и сохранять независимость и территориальную целостность Государства; оберегать общественную и личную свободу, а также права всех и каждого из подданных Короля и употреблять все средства, предоставленные мне законами, для сохранения и поощрения общественного и частного благосостояния, как то подобает хорошему и верному Регенту.
Да поможет мне всемогущий Бог! (Я обещаю это!)»
Статья 45. Если Регент оказывается не в состоянии осуществлять регентство, то применяются статья 38, абзац второй, статьи 39 и 40.
Если порядок преемственности регентства не установлен, то применяется абзац первый статьи 37.
Статья 46. Королевская власть осуществляется Государственным Советом:
1. В случае кончины Короля, пока не обеспечено наследование престола согласно статье 19, пока не назначен Регент ввиду несовершеннолетия Престолонаследника или пока отсутствует Престолонаследник или Регент.
2. В случаях, предусмотренных статьями 40 и 45, поскольку нет Регента или он отсутствует, и в случае кончины Регента, пока его преемник не назначен и не принял на себя регентства.
3. В случае, когда вопрос о престолонаследии еще не выяснен, Регента нет или он отсутствует.
Осуществление Королевской власти Государственным Советом прекращается согласно закону, как только Престолонаследник или Регент приняли на себя это звание.
В случае необходимости учредить регентство Государственный Совет вносит соответствующий законопроект:
в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2, — в месячный срок после принятия на себя Королевс'кой власти;
в случае, предусмотренном пунктом 3, — в месячный срок после того, как решился вопрос о престолонаследии.
Статья 47. В случае назначения Регента или когда регентство принял на себя Принц Оранской или дочь Короля, являющаяся вероятной наследницей Короны, законом устанавливается сумма, ассигнуемая из годового дохода Короны на издержки по регентству.
Это постановление не может быть изменено в течение регентства.
Статья 48. Как только окончилось состояние, предусмотренное статьей 38, Генеральные Штаты заявляют об этом на объединенном заседании решением, которое публикуется по указанию Председателя, упомянутого в статье 40.
Статья 49. Это решение принимается по предложению Регента или не менее двадцати членов Генеральных Штатов.
Эти депутаты вносят свое предложение Председателю Первой палаты, который немедленно созывает объединенное заседание обеих Палат.
Если сессия Палат закрыта, то члены их сами уполномочены созвать заседание Палат.
Статья 50. Министры и опекун или опекуны лично обязаны докладывать Палатам Генеральных Штатов о состоянии Короля или Регента всякий раз, как это от них требуется.
В этом отношении абзац третий статьи 104 применим также к опекунам.
Статья 51. Немедленно после опубликования решения, предусмотренного статьей 48, Король возобновляет Правление.
раздел пятый Вступление Короля на престол
Статья 52. Король по принятии правления в возможно краткий срок торжественно приводится к присяге и провозглашается вступившим на престол в городе Амстердаме на публичном и объединенном заседании Генеральных Штатов.
Статья 53. В этом заседании Король присягает Конституции или дает обещание следующего содержания:
«Клянусь (обещаю) Нидерландскому народу всегда охранять и соблюдать Конституцию.
Клянусь (обещаю) защищать и охранять независимость и территориальную целостность Государства; всей своей властью оберегать общественную и личную свободу и права всех своих под-
- Данных и употреблять все средства, предоставленные
Мне законами, для сохранения и поощрения общественного и частного благосостояния, как то подобает хорошему Королю.
Да поможет Мне всемогущий Бог! (Я обещаю это!)»
Статья 54. После этой присяги или обещания на том же заседании Король провозглашается вступившим па престол Генеральными Штатами, Председатель которых провозглашает следующее торжественное заявление, закрепленное присягой или подтвержденное затем им и поименно каждым из депутатов:
«От имени Нидерландского народа и согласно Конституции принимаем и провозглашаем Вас Королем; клянемся (обещаем) охранять Вашу неприкосновенность и права Вашей Короны; клянемся (обещаем) сделать все, что подобает делать хорошим и верным Генеральным Штатам.
Да поможет нам всемогущий Бог! (Мы обещаем это!)»
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
Власть Короля
Статья 55. Король неприкосновенен; министры ответственны.
Статья 56. Исполнительная власть принадлежит Королю.
Статья 57. Король устанавливает нормы общегосударственного управления.
Решения, несоблюдение которых влечет за собой наказание, могут включаться в эти нормы не иначе как в силу закона.
Закон устанавливает применяемые меры наказания.
Статья 58. Королю принадлежит высшее руководство внешними сношениями.
Он способствует развитию международного правопорядка.
Статья 59. Король объявляет состояние войны между Королевством и другой Державой только с предварительного одобрения Генеральных Штатов. Это одобрение не требуется, если получение совета Генеральных
Штатов оказывается невозможным из-за фактически наступившего состояния войны.
Генеральные Штаты обсуждают и решают данный вопрос на объединенном заседании.
Король объявляет о прекращении состояния войны между Королевством и другой Державой только с предварительного одобрения Генеральных Штатов.
Статья 60. Соглашения с другими державами и международно-правовыми организациями заключаются и утверждаются Королем или по его полномочию, если это требуется соглашением.
Соглашения передаются в возможно короткий срок в Генеральные Штаты; они не утверждаются и не вступают в силу до одобрения их Генеральными Штатами.
Судья не компетентен решать о конституционности соглашений.
Статья 61. Одобрение может быть выраженным или молчаливым.
Выраженное одобрение оформляется законом.
Молчаливое одобрение считается данным, если в течение тридцати дней после представления соглашения обеим Палатам Генеральных Штатов не выражено было одной из Палат, или от ее имени, или по меньшей мере одной пятой частью конституционного числа членов одной из Палат желания, чтобы соглашение подверглось выраженному одобрению.
Указанный в предыдущем абзаце срок временно прерывается, пока сессия Генеральных Штатов закрыта.
Статья 62. За исключением, предусмотренным статьей 63, не нуждается в одобрении соглашение:
a) если оно не подлежит согласно закону одобрению;
b) если касается исключительно выполнения одобренного соглашения, поскольку в законе об одобрении не сделана оговорка в этом отношении;
c) если оно не накладывает на Королевство важных финансовых обязательств и заключено не более чем на год;
(1) если в исключительных случаях экстренного характера вступление в силу соглашения лишь после его одобрения явно противоречило бы интересам Королевства.
Соглашение, о котором идет речь в пункте «й» данной статьи, однако, в возможно короткий срок передается на одобрение Генеральных Штатов. При этом применима статья 61. Соглашение, не получившее одобрения, подлежит отмене в кратчайший предусмотренный законом срок.
Кроме случаев, явно противоречащих интересам Королевства, соглашение заключается с условием его отмены при воздержании от одобрения.
Статья 63. В интересах, требуемых развитием международного правопорядка, соглашение может содержать отступление от положений Конституции. В этом случае одобрение может быть только выраженным; Палаты Генеральных Штатов могут принять соответствующий законопроект большинством не менее чем двух третей поданных голосов.
Статья 64. По вопросам о присоединении к соглашениям и их отмене применяются соответствующие положения четырех предыдущих статей.
Статья 65. Положения соглашений, которые по своему содержанию могут быть общеобязательными, приобретают обязывающую силу после того, как они опубликованы.
Законом предусматривается порядок опубликования соглашений.
Статья 66. Постановления, имеющие законную силу в пределах Королевства, неприменимы в случае несоответствия их общеобязательным положениям соглашений, заключенных до либо после оформления этих постановлений.
Статья 67. С соблюдением в случае необходимости положения статьи 63 международно-правовые организации на основании или в силу соглашений могут быть облечены законодательными, административными и судебными полномочиями.
К решениям международно-правовых организаций . применяются соответственно статьи 65 и 66.
Статья 68. Королю принадлежит верховное командование вооруженными силами.
Он назначает офицеров. Он производит их в высший ранг, отзывает их или увольняет в отставку, согласно предписаниям, устанавливаемым законом.
Пенсии предусматриваются законом.
Статьи 69, 70 и 71. Отменены.
Статья 72. Королю принадлежит высшее управление общегосударственными финансами. Он устанавливает денежное вознаграждение всем коллегиям и служащим, оплачиваемым Государственной казной.
Закон устанавливает денежное вознаграждение членам Государственного Совета, Общегосударственной счетной палате и судебным властям.
Король включает денежные вознаграждения в бюджет государственных расходов.
Пенсии государственным служащим устанавливаются законом.
Статья 73. Королю принадлежит право чеканки монеты. Он может помещать свое изображение на монетах.
Статья 74. Король жалует дворянство.
Никто из Нидерландцев не может принять иностранное дворянство.
Статья 75. Рыцарские ордена учреждаются законом по предложению Короля.
Статья 76. Иностранные ордена, не связанные с обязательствами, могут быть приняты Королем и с его разрешения — Принцами его Дома.
Другие Нидерландцы либо иностранцы, состоящие на нидерландской службе, ни в коем случае не могут принимать иностранные ордена, титулы, чины или звания без особого разрешения Короля.
Статья 77. Королю принадлежит право помилова- вания в случаях наказаний, наложенных судами.
Он осуществляет это право по получении заключения судьи, назначенного согласно нормам общегосударственного управления.
Амнистия или освобождение от наказания могут объявляться только законом.
Статья 78. Король может предоставить освобождение от выполнения закона только с разрешения закона.
В законе, предоставляющем такое освобождение, перечисляются постановления, на которые оно распространяется.
Освобождение от действия норм общегосударственного управления разрешается лишь постольку, поскольку Король сохранил за собой это право в особом пункте соответствующей нормы.
Статья 79. Споры между провинциями, между провинциями и общинами, между общинами, а также между провинциями либо общинами и управлениями по делам водного хозяйства, по делам торфоразработок, по делам освоения выработанных торфяников разрешаются Королем, если они не подпадают под действие статьи 167 или относятся к таким, разрешение которых на основании статьи 168 поручается обычному судье либо коллегии, на которую возложено рассмотрение административных споров.
Статья 80. Король по своему усмотрению вносит на обсуждение Генеральных Штатов законопроекты и другие предложения.
Он имеет право одобрить или не одобрить законопроекты, принятые Генеральными Штатами.
Статья 81. Порядок опубликования законов и норм общегосударственного управления, как и время вступления их в силу, устанавливаются законом.
Формула опубликования законов следующая:
«Мы» и т. д. «Король Нидерландов» и т. д. — «Всем, кто увидит или услышит это, привет!
Да будет известно»
«Приняв во внимание, что» и т. д.
(Мотивы закона)
«По этим мотивам Мы, заслушав мнение Государственного Совета и посоветовавшись с Генеральными Штатами, одобрили и повелели, как Мы одобряем и повелеваем при сем» и т. д.
(Содержание закона)
«Дано» и т. д.
Если правит Королева или если Королевская власть осуществляется Регентом либо Государственным Советом, то эта формула соответствующим образом изменяется.
Статья 82. Король имеет право роспуска Палат Генеральных Штатов, каждой в отдельности или обеих вместе.
Указ о роспуске содержит также распоряжение о назначении выборов в новые Палаты в течение сорока дней и о созыве Палат нового состава в течение трех месяцев.
Для Палат, избранных после роспуска, законом может быть установлен срок полномочий иной, чем установленный статьями 95 и 101.
Государственный Совет, осуществляя Королевскую власть, не имеет права роспуска.
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ
Государственный Совет, министры, государственные секретари и постоянные совещательные и вспомогательные коллегии
Статья 83. Существует Государственный Совет, состав и полномочия которого устанавливаются законом.
Король является Председателем Совета и назначает его членов.
Принц Оранский и дочь Короля — вероятная наследница Короны входят по праву в состав Совета по достижении ими восемнадцати лет.
Статья 84. Король вносит на рассмотрение Государственного Совета все предложения, которые представляются им Генеральным Штатам или которые они представили ему, а также все нормы общегосударственного управления.
В вводной части издаваемых указов упоминается, что по данному вопросу было заслушано мнение Государственного Совета.
Король заслушивает также мнение Государственного Совета о договорах с другими государствами и международно-правовыми организациями, подлежащее одобрению Генеральными Штатами, а также по всем вопросам, по которым он сочтет нужным.
Король решает единолично и всякий раз уведомляет о принятом им решении Государственный Совет.
Статья 85. Закон может поручпть Государственному Совету или отделу этого Совета принятие решения по спорным вопросам.
Статья 86. Король учреждает министерства.
Он назначает и увольняет министров по своему усмотрению. Он может назначать министров без возложения на них руководства министерством. Он может назначать для какого-либо министерства одного или нескольких государственных секретарей, которые во всех случаях, когда сочтет это нужным министр — глава данного министерства и следуя его указаниям, выступают вместо него. На основании этого государственный секретарь несет ответственность, нисколько не уменьшая ответственности министра — главы соответствующего министерства. Предписание о министрах настоящей статьи, равно как статей 55, 104, 106, 107, 120 и 178 соответственно, применимо к государственному секретарю.
Министры заботятся о соблюдении Конституции и других законов, поскольку это зависит от Короны.
Их ответственность устанавливается законом.
Принимая должность, они приносят перед Королем присягу или дают обещание следующего содержания:
«Клянусь (обещаю) быть верным Королю и Конституции; клянусь (обещаю) выполнять неукоснительно все обязанности, возлагаемые на меня должностью министра.
Да поможет мне Всемогущий Бог! (Я обещаю это!)»
Прежде чем быть допущенным к этой присяге или к этому обещанию, они дают очистительную присягу (заявление и обещание) следующего содержания:
«Клянусь (заявляю), что ради моего назначения министром я не обещал и не давал ни прямо, ни косвенно кому бы то ни было ни под каким названием или предлогом каких бы то ни было даров или приношений.
Клянусь (обещаю), что не приму ни прямо, ни косвенно от кого бы то ни было каких бы то ни было обещаний или подарков для совершения или несовершения чего бы то ни было в этой должности.
Да поможет мне Всемогущий Бог! (Я заявляю и обещаю это!)»
Все королевские указы и распоряжения подписываются также одним или несколькими министрами.
Статья 87. Учреждение постоянных совещательных и вспомогательных коллегий при Правительстве производится в силу закона, который также содержит правила их назначения, состава, порядка работы и полномочий.
Главатретья ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Состав Генеральных Штатов
Статья 88. Генеральные Штаты представляют весь Нидерландский народ.
Статья 89. Генеральные Штаты разделены на Первую и Вторую палаты.
Статья 90. Члены Второй палаты избираются непосредственно постоянными жителями, являющимися в то же время Нидерландцами или лицами, признанными законом Нидерландскими подданными, и достигшими устанавливаемого законом возраста, который не может быть ниже двадцати трех лет. Каждый избиратель подает лишь один голос.
Закон устанавливает, в какой мере осуществление избирательного права приостанавливается для военных, призванных в свои части.
Не имеют права участия в выборах те, кто лишен избирательного права окончательным судебным решением, кто по суду лишен свободы, кто по окончательному судебному решению вследствие душевной болезни или телесной немощи потерял право распоряжения и управления своим имуществом, а также те, кто лишен родительской власти или опеки над своими детьми, одним или несколькими. Окончательное присуждение к лишению свободы сроком более чем на год за нищенство или бродяжничество, а также более чем два окончательных судебных решения, принятые в течение предусмотренного законом срока, установившие факт пьянства в общественном месте, влекут за собой согласно закону временное или окончательное лишение избирательных прав.
Статья 91. Вторая палата состоит из ста пятидесяти членов, избранных на основе пропорционального представительства в пределах, предусматриваемых законом.
Остальные положения относительно избирательного права и порядка избрания предусматриваются законом.
Статья 92. Первая палата состоит из семидесяти пяти членов.
Они избираются членами провинциальных штатов на основе пропорционального представительства в пределах, предусмотренных законом.
Статья 93. Когда Генеральные Штаты созываются в двойном составе, то к обычным членам каждой из Палат присоединяется такое же число чрезвычайных членов, избираемых в том же порядке.
Решение о созыве устанавливает одновременно день выборов.
раздел второй Вторая палата Генеральных Штатов
Статья 94. Членом Второй палаты может быть Нидерландец или признанный законом Нидерландским подданным, достигший тридцати лет, не лишенный ни права быть избранным, ни права избирать согласно соответствующим предписаниям третьего абзаца статьи 90, исключая лишения свободы по суду и присуждения к наказанию, сопряженному с лишением свободы, за нищенство или бродяжничество либо за пьянство в общественном месте.
Статья 95. Члены Второй палаты избираются на четыре года.
Они оставляют свои места одновременно и могут быть избраны вновь вслед за этим.
Статья 96. Депутаты голосуют, не будучи связаны наказами или советами своих избирателей.
Статья 97. Вступая в свою должность, они приносят присягу или дают обещание следующего содержания:
«Клянусь (обещаю) быть верным Конституции. Да поможет мне всемогущий Бог! (Я обещаю это!)»
Прежде чем быть допущенными к присяге или обещанию, они приносят очистительную присягу (заявление и обещание) следующего содержания:
«Клянусь (заявляю), что ради моего назначения членом Генеральных Штатов я не обещал и не давал ни прямо, ни косвенно кому бы то ни было ни под каким названием или предлогом каких бы то ни было даров или приношений.
Клянусь (обещаю), что не приму ни прямо, ни косвенно от кого бы то ни было никаких обещаний или подарков для совершения или несовершения чего-либо в этой должности.
Да поможет мне всемогущий Бог! (Я заявляю и обещаю это!)»
Эти присяги (обещания и заявления) приносятся перед Королем или на заседании Второй палаты перед Председателем, уполномоченным на это Королем.
Статья 98. Председатель назначается Королем на срок одной сессии по представляемому Палатой списку из трех депутатов.
Статья 99. По правилам, устанавливаемым законом, депутаты получают вознаграждение и возмещение расходов, связанных с исполнением депутатских обязанностей. Председатель пользуется, помимо этого, ежегодным вознаграждением, сумма которого устанавливается законом.
К упомянутым в предыдущем абзаце законам применяются положения последней части статьи 30.
Пенсия депутатам устанавливается законом. Этим законом могут устанавливаться также правила о временном пособии по уходе в отставку при оставлении Депутатской должности.
Пенсии вдовам и сиротам депутатов или бывших депутатов устанавливаются законом.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Первая палата Генеральных Штатов
Статья 100. Чтобы быть членом Первой палаты, нужно удовлетворять условиям, требуемым для членства во Второй палате.
Статья 101. Члены Первой палаты избираются на шесть лет.
Вступая в должность, они принимают такую же присягу (обещания и заявления), что и члены Второй палаты, либо перед Королем, либо на заседании Первой палаты перед Председателем, уполномоченным на это Королем.
Каждые три года поочередно покидают свои депутатские места тридцать восемь и тридцать семь депутатов. Уходящие депутаты могут быть избраны вновь немедленно.
Депутатам согласно закону возмещаются расходы, связанные с исполнением депутатских обязанностей. Председатель пользуется, помимо этого, ежегодным вознаграждением, сумма которого устанавливается законом. Положения последней части статьи 30 относятся также к закону о вознаграждении.
Статья 102. Председатель назначается Королем из числа депутатов на срок одной сессии.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
Постановления, общие для обеих Палат
Статья 103. Никто не может одновременно быть членом обеих Палат.
Избранный одновременно членом обеих Палат заявляет, какое из этих назначений он принимает.
Статья 104. Министры заседают в обеих Палатах. Они пользуются лишь совещательным голосом. Они могут привлекать на заседания для консультации должностных лиц, назначаемых для этой цели.
Они дают Палатам устно или письменно требуемые сведения, если сообщение их не может рассматриваться как противоречащее интересам Государства.
С этой целью они могут приглашаться каждой из Палат на заседания.
Статья 105. Обе Палаты, каждая в отдельности и обе вместе, на совместном заседании имеют право обследований, устанавливаемое законом.
Статья 106. Член Генеральных Штатов не может являться одновременно министром, вице-президентом или членом Государственного Совета, президентом, вице-президентом или членом, генеральным прокурором или главным юрисконсультом Верховного суда, президентом или членом Общегосударственной счетной палаты, Комиссаром Короля одной из провинций.
Однако министр, избранный на выборах членом Генеральных Штатов, в течение не более трех месяцев после этого может совмещать должность министра с членством в Генеральных Штатах.
Закон устанавливает, поскольку в этом есть необходимость, последствия совмещения членства в одной из Палат с другими оплачиваемыми из Государственной казны должностями, помимо исключенных в первом абзаце.
Военные, состоящие на действительной службе, приняв членство в одной из Палат, считаются согласно закону в запасе на срок их мандата. По окончанию депутатских мандатов они возвращаются на действительную службу.
Статья 107. Члены Генеральных Штатов, а также министры, комиссары, указанные в абзаце втором статьи 120, и чиновники, указанные в абзаце первом статьи 104, не подлежат судебному преследованию за сказанное ими на заседании или представленное заседанию в письменной форме.
Статья 108. Поскольку законом не установлен иной порядок, каждая Палата проверяет мандаты своих вновь прибывающих членов и решает споры, возникающие относительно этих мандатов или относительно самих выборов, согласно установленным законом предписаниям.
Статья 109. Каждая Палата назначает своего секретаря. Он не может являться членом какой-либо из Палат.
Статья 110. Генеральные Штаты собираются не менее одного раза в год.
Очередная сессия открывается в третий вторник сентября.
Король созывает чрезвычайную сессию всякий раз, как сочтет это необходимым.
Статья 111. Раздельные заседания обеих Палат, так же как и объединенные заседания, проводятся публично.
Заседание объявляется закрытым по требованию десятой части присутствующих депутатов или если Председатель сочтет нужным.
Собрание решает, будет ли обсуждение закрытым.
По вопросам, обсужденным на закрытом заседании, решение также может быть принято.
Статья 112. Если при кончине Короля или при отречении от престола сессия закрыта, Генеральные Штаты собираются без предварительного созыва.
Эта чрезвычайная сессия открывается на пятый день после кончины или отречения. Если Палаты распущены, исчисление срока начинается с окончания новых выборов.
Статья 113. Сессия Генеральных Штатов открывается на объединенном заседании обеих Палат Королем или комиссией от его имени. Она закрывается тем же порядком, если Король считает, что интересы Государства не требуют ее продолжения.
Очередная ежегодная сессия длится не менее двадцати дней, если только Король не воспользуется правом, упомянутым в статье 82.
Статья 114. При роспуске одной или обеих Палат Король закрывает в то же время сессию Генеральных Штатов.
Статья 115. Палаты не могут ни вести обсуждение, ни принимать каких-либо решений ни порознь, ни на объединенном заседании, если не присутствует более половины членов.
Статья 116. Все решения по делам принимаются абсолютным большинством депутатов, участвующих в голосовании.
При разделении голосов поровну решение откладывается до одного из следующих заседаний.
На этом заседании, а также на заседании, где присутствуют все депутаты, предложение считается не принятым, если голоса разделились поровну.
По требованию одного из членов голосование должно проходить поименно и в этом случае устно.
Статья 117. Голосование по поводу предусмотренных Конституцией назначений или представлений производится закрытыми и неподписанными записками.
Решает абсолютное большинство депутатов, приняв- . ших участие в голосовании; при разделении голосов поровну решает жребий.
Статья 118. При объединенном заседании обе Палаты рассматриваются как одна и ее члены занимают любые места по своему усмотрению.
Председатель Первой палаты руководит собранием.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
О законодательной власти
Статья 119. Законодательная власть осуществляется совместно Королем и Генеральными Штатами.
Статья 120. Король передает свои предложения о законах или иные Второй палате в виде письменного послания или через посредство комиссии.
Он может уполномочивать особо назначаемых им комиссаров содействовать министрам при обсуждении этих предложений на заседаниях Генеральных Штатов.
Статья 121. Публичному обсуждению представленного Королем предложения всегда предшествует рассмотрение этого предложения.
Палата определяет в своем Регламенте по процедурным вопросам порядок такого рассмотрения.
Статья 122. Вторая палата, а также объединенное заседание Генеральных Штатов имеют право вносить изменения в предложение Короля.
Статья 123. Если Вторая палата решает принять предложение с изменениями или без них, она направляет его в Первую палату со следующей формулировкой:
«Вторая палата Генеральных Штатов направ- х ляет Первой палате прилагаемое при сем предложение Короля и считает, что оно должно быть принято в этом виде Генеральными Штатами».
Если Вторая палата высказывается за отклонение предложения, она сообщает об этом Королю в следующей формулировке:
«Вторая палата Генеральных Штатов свидетельствует Королю свою признательность за Его рвение в соблюдении интересов Государства и почтительно просит Его подвергнуть внесенное предложение дополнительному рассмотрению».
Статья 124. Согласно статье 121 Первая палата рассматривает предложение в том виде, в котором оно принято Второй палатой.
В случае решения принять предложение она ставит об этом в известность Короля и Вторую палату в следующей формулировке:
«Королю.
Генеральные Штаты свидетельствуют Королю свою признательность за Его рвение в соблюдении интересов Государства и присоединяются к предложению в том виде, в котором оно прилагается».
«Второй палате.
Первая палата Генеральных Штатов ставит в известность Вторую палату о том, что она присоединилась к предложению о... направленному ей... Второй палатой».
Если Первая палата высказывается за отклонение предложения, она ставит об этом в известность Короля и Вторую палату в следующих формулировках:
«Королю.
Первая палата Генеральных Штатов свидетельствует Королю свою признательность за Его рвение в соблюдении интересов Государства я почтительно просит Его подвергнуть внесенное предложение дополнительному рассмотрению».
«Второй палате.
Первая палата Генеральных Штатов ставит в известность Вторую палату о том, что она почтительно просила Короля подвергнуть дополнительному рассмотрению предложение о... направленное ей... Второй палатой...»
Статья 125. Пока Первая палата не приняла еще решения, за Королем сохраняется право взять обратно представленное предложение.
Статья 126. Генеральные Штаты имеют право представлять Королю законодательные предложения.
Статья 127. Право делать такие предложения принадлежит исключительно Второй палате, которая рассматривает предложение в том же порядке, какой установлен по отношению к предложениям Короля, и направляет его после принятия Первой палате со следующей формулировкой:
«Вторая палата Генеральных Штатов направляет Первой палате прилагаемое при сем предложение, считая, что Генеральные Штаты должны просить Короля о его утверждении».
Она уполномочена поручить одному или нескольким из своих членов защищать в письменной или устной форме свое предложение в Первой палате.
Статья 128. Если Первая палата после обычного для этого обсуждения одобряет предложение, она направляет его Королю со следующей формулировкой:
«Генеральные Штаты, считая, что прилагаемое при сем предложение могло бы служить интересам Государства, почтительно испрашивают Королевское согласие на него».
Далее она ставит об этом в известность Вторую палату в следующей формулировке:
«Первая палата Генеральных Штатов ставит в известность Вторую палату о том, что она присоединилась к полученному от нее... предложению > о... и испрашивает от имени Генеральных Штатов Королевское согласие на него».
Если Первая палата не одобряет предложения, то она ставит об этом в известность Вторую палату со следую- ' Щей формулировкой:
«Первая палата Генеральных Штатов не нашла достаточных оснований, чтобы просить Королевское согласие на возвращаемое при сем предложение».
Статья 129. Каждая Палата в отдельности может направлять Королю и другие предложения, помимо законодательных.
Статья 130. Король в возможно короткий срок ставит в известность Генеральные Штаты о том, одобряет ли он или не одобряет принятый ими законопроект. Это извещение производится в одной из следующих формулировок:
«Король согласен с предложением» или
«Король оставляет за собой рассмотрение предложения».
Статья 131. Все законодательные предложения, принятые Генеральными Штатами и одобренные Королем, входят в законную силу и промульгируются Королем.
Законы ненарушимы.
Статья 132. Законы обязательны только для Государства, поскольку в них не выражено, что они обязательны для Нидерландской Новой Гвинеи.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
О бюджете
Статья 133. Закон устанавливает бюджет всех расходов Государства и указывает средства их покрытия.
Статья 134. Проект общего бюджетного закона представляется Королем Второй палате сразу же по открытии очередной сессии Генеральных Штатов, до наступления срока, к которому относится бюджет. Этот срок не может превышать два года.
Статья 135. Каждая статья расходного бюджета может включать бюджет только одного ведомства общей администрации.
Каждая статья бюджета может быть изложена в виде одного или нескольких законопроектов.
Законом может быть разрешена передвижка кредитов.
Статья 136. Роспись расходов и доходов Государства по каждому ведомству представляется в указанной законом форме законодательным властям с приложением отчета, одобренного Счетной палатой.
Глава четвертая
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ШТАТЫ И ОБЩИННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
О составе провинциальных штатов
Статья 137. Члены провинциальных штатов избираются прямыми выборами на срок, устанавливаемый законом, постоянными жителями провинции — Нидерландцами или лицами, признанными законом Нидерландскими поданными и достигшими указанного законом возраста, который не может быть ниже двадцати трех лет. Выборы производятся на основе пропорционального представительства в пределах, устанавливаемых законом.
Применимы последнее предложение абзаца первого, абзацы второй и третий статьи 90.
Они одновременно освобождают свои депутатские места и немедленно могут быть избраны вновь.
Членом провинциальных штатов может быть Нидерландец или признанный законом Нидерландским подданным, являющийся постоянным жителем провинции, достигший двадцати пяти лет, не лишенный ни права быть избранным, ни избирать в силу соответствующего предписания абзаца третьего статьи 90, исключая лишение свободы по суду и присуждение к наказанию, сопряженному с лишением свободы, не связанные с нищенством или бродяжничеством либо с фактом, свидетельствующим о пьянстве в общественном месте.
Выборы членов провинциальных штатов происходят в установленном законом порядке.
Статья 138. Отменена.
Статья 139. Заседания штатов публичны, с теми же изъятиями, которые установлены статьей 111 для заседаний Палат Генеральных Штатов.
Статья 140. Члены штатов голосуют, не будучи связаны наказом избирателей и не обращаясь к ним за Указаниями.
Статья 141. К обсуждениям и голосованиям применяются предписания абзаца первого статей 115, 116 и 117 о Палатах Генеральных Штатов.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Правомочия провинциальных штатов
Статья 142. Власть и правомочия штатов устанавливаются законом в соответствии с предписаниями следующих статей этого раздела.
Статья 143. Устройство провинций и управление ими вверяются штатам.
Они издают постановления, которые считают необходимыми в интересах провинции.
Статья 144. Штаты оказывают содействие при исполнении законов или норм государственного управления, когда в них это предписывается.
Статья 145. Все решения штатов о введении, изменении или отмене провинциальных налогов подлежат1 утверждению Короля.
Закон может установить, что и другие решения по правилам, предусматриваемым в законе, подлежат утверждению Короля; в утверждении этих решений не может быть отказано иначе как мотивированным решением по заслушании мнения Государственного Совета.
Закон устанавливает общие правила относительно провинциальных налогов.
Эти налоги не должны препятствовать транзиту, вывозу в другие провинции и ввозу из них.
Статья 146. Бюджет провинциальных доходов и расходов, составляемый ежегодно штатами, подлежит утверждению Короля.
Закон устанавливает порядок отчетности провинции.
Статья 147. Штаты могут отстаивать интересы своих провинций и их постоянных жителей перед Королем и Генеральными Штатами.
Статья 148. Штаты назначают из среды своих депутатов комиссию, которой по правилам, предусматриваемым законом, поручается повседневное руководство и исполнение дел независимо от того, заседают ли штаты или нет.
Статья 149. Власть Короля приостанавливать или отменять решения провинциальных штатов и их комиссии, противоречащие закону или общегосударственным интересам, регулируется законом.
Статья 150. Король назначает в каждую провинцию Комиссара, которому поручается выполнение его приказов.
Комиссар является Председателем собрания провинциальных штатов и комиссии штатов, пользуясь в последней правом голоса.
Его годовое жалованье и расходы по его дому включаются в бюджет государственных расходов. Закон устанавливает лежащие на Королевстве другие расходы провинциального управления.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Общинное управление
Статья 151. Состав, устройство и полномочия общинного управления устанавливаются законом, с соблюдением предписаний следующих статей этого раздела.
Статья 152. Во главе общины стоит совет, члены которого избираются на определенное число лет прямыми выборами постоянными жителями общины — Нидерландцами или лицами, признанными законом Нидерландскими подданными, достигшими установленного законом возраста, который не может быть ниже двадцати трех лет. Выборы проводятся на основе пропорционального представительства в пределах, устанавливаемых законом.
Применимы последнее предложение абзаца первого, абзацы второй и третий статьи 90..
Членом совета может быть Нидерландец или признанный законом Нидерландским подданным, являющийся постоянным жителем общины, достигший двадцатитрехлетнего возраста, не лишенный ни права быть избранным, ни избирать согласно соответствующим предписаниям абзаца третьего статьи 90, исключая лишение свободы по суду и присуждение к наказанию, сопряженному с лишением свободы, не связанному с нищенством или бродяжничеством либо с фактом пьянства в общественном месте.
Выборы совета происходят в порядке, устанавливаемом законом.
Председатель назначается Королем, притом не только из числа членов совета, и отзывается им.
Статья 153. Устройство общины и управление ее внутренними делами вверяются совету. В подлежащих определению случаях он может в соответствии с правилами, которые должны быть установлены, поручить в целом или частично другим органам руководство под его надзором отраслями хозяйства общины, которые должны быть определены.
Совет издает постановления, которые считает необходимыми в интересах общины.
Если этого требуют законы, мероприятия общегосударственного управления или провинциальные постановления, общинное управление содействует их выполнению.
Закон определяет, каким образом обеспечивается управление общиной в отступление от абзацев первого и второго этой статьи в случаях грубого пренебрежения устроением общинных дел и их управлением.
Закон устанавливает власть, заменяющую общинное управление в случае его неспособности обеспечить выполнение законов или провинциальных норм общегосударственного управления.
Статья 154. Власть Короля приостанавливать или отменять решения общинных управлений, противоречащие закону или общегосударственным интересам, регулируется законом.
Статья 155. Решения общинных управлений, касающиеся распоряжения общинной собственностью или иных указанных законом гражданско-правовых актов, а также бюджеты доходов и расходов подлежат одобрению комиссии штатов.
Составление бюджета и порядок отчетности устанавливает закон.
Статья 156. Решения общинных управлений о введении, изменении или отмене местного налога подлежат утверждению Короля.
Закон устанавливает общие правила о местных налогах.
Эти налоги не должны препятствовать транзиту, вывозу и ввозу в другие общины.
Статья 157. Упомянутые общинные управления могут отстаивать интересы своих общин и их постоянных жителей перед Королем, Генеральными Шта тами и перед штатами провинции, к которой они принадлежат.
Статья 158. Закон устанавливает порядок ведения дел, интересов, устройств или работ, относящихся к двум или более общинам.
Глава пятая
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
Статья 159. Для определенных профессий и производств и их объединений, а также для профессиональной и производственной деятельности вообще закон может учредить органы с посредническими функциями.
Состав, устройство и полномочия этих органов устанавливает закон.
Статья 160. Эти органы могут быть уполномочены законом на издание регулирующих постановлений.
Статья 161. Решения этих органов, противоречащие закону или общегосударственным интересам, могут быть приостановлены или отменены согласно правилам, устанавливаемым законом.
Глава шестая
ДРУГИЕ ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ИЗДАВАТЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 162. Закон может уполномочить на издание постановлений другие органы, помимо упомянутых в Конституции.
Главаседьмая ,
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Общие постановления
Статья 163. Во всем Королевстве правосудие отправляется именем Короля.
Статья 164. Гражданское и торговое право, уголовное и военно-уголовное право, судопроизводство и судо устройство устанавливаются законом в общегосударственных кодексах, без нарушения права законодательной власти регулировать известные вопросы в отдельных законах.
Статья 165. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как на основании предварительно изданного закона о том, что общегосударственные интересы требуют отчуждения, и не иначе как за предварительное или гарантированное вознаграждение; то и другое — в соответствии с предписаниями закона.
Закон устанавливает случаи, для которых не требуется предварительного издания закона.
Предварительная выплата или гарантия вознаграждения не являются необходимыми тогда, когда немедленного завладения требуют война, угроза войны, восстание, пожар или наводнение.
Эта статья неприменима к реквизиции земли и дерна для восстановления дамб, если право на такую реквизицию существовало в 1886 году.
Статья 166. Если общественные интересы требуют уничтожения либо окончательного или временного приведения в негодность собственности, то это производится за вознаграждение, если только закон не постановит иначе.
Использование собственности для подготовки и проведения затопления в военных целях в случае необходимости, вызванной войной или опасностью войны, устанавливается законом.
Статья 167. Все споры о собственности или вытекающих из нее правах, о долговых требованиях и других гражданских правах относятся исключительно к компетенции суда.
Статья 168. Решение по спорам, не относящимся к упомянутым в статье 167, может быть поручено законом либо обычному судье, либо коллегии, на которую возложено судопроизводство по административным спорам; закон предусматривает порядок ведения дел и последствия этих решений.
Статья 169. Судебной властью пользуются только судьи, указанные законом. Законом может быть установлено, что в судебном разбирательстве по указываемым им спорам из означенных в статье 167 будут участвовать также лица, не принадлежащие к судебным властям.
Статья 170. Никто не может быть изъят против своей воли из подсудности тому судье, который указан ему законом.
Законом предусматривается порядок решения споров о компетенции, возникающих между административными и судебными властями.
Статья 171. Кроме установленных законом случаев, никто не может быть арестован иначе как по мотивированному приказу судьи. Этот приказ должен быть в момент ареста или в возможно короткий срок предъявлен лицу, которое он имеет в виду.
Закон устанавливает форму этого приказа и срок, в который всякий арестованный должен подвергнуться допросу.
Статья 172. Проникнуть в жилище против воли занимающего его разрешается лишь в случаях, установленных законом, по специальному или общему приказу указанных в законе властей.
Закон устанавливает порядок осуществления этих полномочий.
Статья 173. Тайна переписки, доверенной почте или другим государственным транспортным учреждениям связи, ненарушима, кроме как по решению судьи в случаях, указанных законом.
Статья 174. Ни за какое преступление не может быть установлено наказание в виде общей конфискации имущества, принадлежащего виновному.
Статья 175. Все судебные постановления должны быть обоснованы, а в уголовных делах содержать указание на законы, на которых основывается осуждение.
Приговор выносится в публичном заседании.
За указанными законом исключениями судебные заседания публичны.
Судья может отступать от этого правила в интересах общественного порядка и нравственности.
В отношении таких наказуемых деяний, которые будут Указаны в законе, также может делаться отступление от Установленного в первой и второй частях.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Судебная власть
Статья 176. Существует высшая судебная палата, именуемая Верховным судом Нидерландов, члены которой назначаются Королем согласно следующей статье.
Статья 177. Об открывшейся вакансии Верховный суд ставит в известность Вторую палату Генеральных Штатов, которая для ее заполнения представляет Королю на выбор трех лиц.
Король назначает председателя и заместителя председателя из числа членов Верховного суда.
Статья 178. Члены Генеральных Штатов, министры, губернаторы Суринама, Нидерландских Антильских островов и Нидерландской Новой Гвинеи, члены Государственного Совета и комиссары Короля в провинциях до и после сложения ими своих полномочий в случае должностных преступлений, совершенных ими, подлежат суду Верховного суда по судебному преследованию, возбужденному либо от имени Короля, либо от имени Второй палаты.
Закон может установить, что и другие должностные лица и члены высших учреждений могут быть судимы за должностные преступления Верховным судом.
Статья 179. Верховный суд осуществляет надзор за правильностью судебных следствий и приговоров, а также за соблюдением законов членами суда и лицами, указанными в конце статьи 169.
Верховный суд может кассировать и аннулировать акты, постановления и приговоры, когда они противоречат законам в соответствии с предписанием, которое будет установлено по данному вопросу законом, и с теми исключениями, которые законом будут установлены.
Остальные полномочия Верховного суда устанавливаются законом.
Статья 180. Члены суда назначаются Королем.
Члены суда, которым поручены административные функции, и генеральный прокурор при Верховном суде назначаются пожизненно.
Закон может установить, что они удаляются в отставку по достижении определенного возраста.
Они могут быть смещены или уволены по решению Верховного Суда в указанных законом случаях.
Они могут по собственному желанию быть уволены в отставку Королем. Если какой-либо коллегии вверяется разрешение административных споров в высшей инстанции Королевства, к членам этой коллегии применимы абзацы первый, второй, третий и пятый этой статьи.
Они могут быть смещены или уволены в порядке и случаях, установленных законом.
Эта статья не применяется к тем, кто наделен юрисдикцией исключительно над лицами, состоящими в вооруженных силах или имеющими право решения дисциплинарных дел.
Глава восьмая РЕЛИГИЯ
Статья 181. Каждый пользуется полной свободой религиозных убеждений без ущерба для защиты общества и его членов от нарушения уголовных законов.
Статья 182. Все религиозные общества Королевства пользуются равной защитой.
Статья 183. Все исповедующие различные религии пользуются равными гражданскими и политическими правами и имеют , одинаковое право на почетные звания, чины и должности.
Статья 184. Разрешается всякое публичное богослужение в зданиях и огороженных местах при условии соблюдения необходимых мер обеспечения публичного порядка и спокойствия.
Публичное богослужение вне зданий и огороженных мест при том же условии по-прежнему разрешено, где это допускается в настоящее время законами и постановлениями.
Статья 185. Жалованья, пенсии и любые иные доходы, коими пользуются в настоящее время различные религиозные общества или их служители, по-прежнему* гарантируются.
Тем служителям культов, которые в настоящее время не получают жалованья или получают недостаточное жалованье, оно может быть назначено или увеличено.
Статья 186. Король наблюдает за тем, чтобы все религиозные общества держались в границах повиновения законам Государства.
Статья 187. Посредничества Правительства не требуется ни при сношениях с главами различных религиозных обществ, ни для опубликования религиозных предписаний, с соблюдением законной ответственности.
Глава девятая ФИНАНСЫ
Статья 188. Ни один налог в пользу казны Королевства не может взиматься иначе как в силу закона.
Это предписание применимо равным образом к сборам за пользование государственными объектами и сооружениями, если только регламентация этих сборов не сохранена за Королем.
Статья 189. Никакие привилегии не могут предоставляться в области налогов.
Статья 190. Обязательства Государства перед его кредиторами гарантируются. В целях обеспечения интересов кредиторов Государства ежегодно должен учитываться долг.
Статья 191. Вес, содержание и ценность монет устанавливаются законом.
Статья 192. Закон устанавливает контроль над чеканкой монет и управление ею, а также порядок решения споров о содержании, пробах и подобных вопросах.
Статья 193. Существует Общая счетная палата, состав и задачи которой устанавливаются законом.
Когда открывается вакансия в этой Палате, Вторая палата Генеральных Штатов представляет список трех лиц Королю, из которых Король делает выбор.
Члены Счетной палаты назначаются пожизненно.
Абзацы третий, четвертый и пятый статьи 180 применимы к ним.
Глава десятая ОБОРОНА
Статья 194. Сохранению независимости Государства и защите его территории обязаны содействовать все способные к тому Нидерландцы.
Эта обязанность может быть возложена и на постоянных жителей, не являющихся Нидерландцами.
Статья 195. Для защиты интересов Государства существуют вооруженные силы, состоящие из добровольцев и из военнообязанных.
• Закон устанавливает обязательную военную службу. Он устанавливает также обязанности, которые могут быть возложены в целях обороны страны на тех, кто не состоит в вооруженных силах.
Статья 196. Закон устанавливает условия, на которых может быть предоставлено освобождение от военной службы по важным основаниям, рассматриваемым как дело совести.
Статья 197. Иностранные войска могут быть приняты на службу только в силу закона.
Статьи 198 и 199. Отменены.
Статья 200. Если в случае войны, угрозы войны или других чрезвычайных обстоятельств все военнообязанные, не состоящие на действительной военной службе или состоящие частично, экстренно призываются под ружье Королем, то в Генеральные Штаты незамедлительно вносится законопроект, с тем чтобы установить необходимый срок дальнейшего оставления военнообязанных под ружьем.
Статья 201. Все расходы по армии Государства несет Государственная казна.
Возложенные на Государство постои и содержание военных, транспортировки и снабжения любого вида для армий или укреплений не могут быть возложены на одного или более жителей либо на одну или более общин иначе как по общим правилам, устанавливаемым законом, и с выплатой возмещения.
Исключения из этих общих правил на случай войны, Угрозы войны или других чрезвычайных обстоятельств Устанавливаются законом.
Король решает, существует ли опасность войны в том смысле, в котором это выражение употребляется в законах страны.
Статья 202. В целях сохранения внешней и внутренней безопасности любая часть Государства может быть объявлена Королем или от его имени на военном или осадном положении. Закон устанавливает порядок и случаи этого объявления и предусматривает его последствия.
В этих случаях может быть установлено, что конституционные полномочия гражданских властей в отношении публичного порядка и полиции переходят полностью или частично к военным властям и что гражданские власти подчиняются военным.
Могут, кроме того, делаться отступления от статей 7, 9, 172 и 178 Конституции.
В случае войны могут также делаться отступления от абзаца первого статьи 170.
Статья 203. В целях защиты внешней и внутренней безопасности любой части Государства в случае чрезвычайных обстоятельств Королем или от его имени может быть установлено, что конституционные полномочия одних органов гражданской и полицейской власти в отношении публичного порядка полностью или частично переходят к другим органам гражданской власти. Закон устанавливает порядок и случаи, когда это может быть сделано, и предусматривает последствия.
При этом применимо положение абзаца третьего статьи 202.
Глава одиннадцатая ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Статья 204. Закон устанавливает правила об управлении водным хозяйством, включая высший надзор и надзор с соблюдением предписаний, содержащихся в следующих статьях данной главы.
Статья 205. Король осуществляет высший надзор за всем, что относится к водному хозяйству, независимо от того, оплачиваются ли соответствующие расходы из
Государственной казны или же в каком-либо ином порядке.
Статья 206. Штаты провинций осуществляют надзор за всеми гидротехническими объектами и за территориальными управлениями по делам водного хозяйства, по делам торфоразработок и по делам освоения выработанных торфяников. Однако закон может поручить надзор за определенными объектами другим органам.
Штаты уполномочены с утверждения Короля вносить изменения в существующие устройства и уставы управлений по делам водного хозяйства, по делам торфоразработок, по делам освоения выработанных торфяников, упразднить управления по делам водного хозяйства, по делам торфоразработок и по делам освоения выработанных торфяников, создать новые управления и учредить новые уставы для них. В целях изменения устройства или устава руководство этих органов может войти с предло-. жениями в штаты провинций.
Статья 207. Руководство управлений по делам водного хозяйства, по делам торфоразработок, по делам освоения выработанных торфяников может издать согласно установленным законом предписаниям постановления в интересах внутреннего управления этих органов.
Глава двенадцатая ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ
Статья 208. Образование является предметом постойной заботы Пр авительства.
Преподавание свободно, но находится под контролем властей, и, поскольку дело касается общего образования, начального и среднего, опыт и нравственность учителей подлежат проверке; как то, так и другое — согласно закону.
Государственное преподавание устанавливается законом при условии уважения к религиозным чувствам каждого.
В каждой общине власти обеспечивают в достаточном объеме государственное общее начальное образование при достаточном количестве школ. По правилам, устана-
вливаемым законом, может допускаться отступление от этого положения, если предоставлена возможность получения такого образования.
Требования, предъявляемые к качеству обучения, которое финансируется полностью или частично из государственных средств, устанавливаются законом, с соблюдением по отношению к частному обучению свободы преподавания.
В отношении общего начального обучения эти требования определяются так, чтобы в равной мере обеспечивалось качество как частного обучения, финансируемого полностью из государственных средств, так и государственного обучения. При таком порядке, в частности, отдается должное свободе частного обучения в выборе учебных пособий и в назначении учителей.
Расходы на частное общее начальное обучение, удовлетворяющее требованиям, которые должны быть установлены законом, оплачиваются из государственных средств в том же размере, что и государственное обучение. Закон устанавливает условия предоставления из государственных средств пособий для частного общего среднего образования и для частного общего обучения по подготовке в высшие учебные заведения.
Король обеспечивает ежегодное представление Генеральным Штатам отчета о состоянии дела образования.
Статья 209. Общественное призрение является предметом постоянной заботы Правительства и регулируется законом. Король обеспечивает ежегодное представление Генеральным Штатам подробного отчета о деятельности в этой области.
Глава тринадцатая ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 210. Всякое предложение об изменении Конституции точно указывает предполагаемое изменение. Закон объявляет, что имеется основание принять к рассмотрению предложение в том виде, в каком он его излагает.
Статья 211. По опубликовании этого закона Па • латы распускаются. Новые Палаты рассматривают пред ложение и могут принять его в соответствии с вышеупомянутым законом не иначе как двумя третями поданных голосов.
Статья 212. Изменения Конституции, установленные Королем и Генеральными Штатами, торжественно публикуются и прилагаются к Конституции.
Статья 213. Текст Конституции законом может быть приведен в соответствие со Статутом Королевства Нидерландов в его современной или будущей редакции.
Статьи 210, 211 и 212 при этом неприменимы.
Статья 214. Текст пересмотренной Конституции публикуется Королем. Главы, разделы каждой главы и абзацы могут обозначаться Им последовательными номерами; Он изменяет, если есть в этом необходимость,
ССЫЛКИ.
Статья 215. Власти, действующие постановления, правила и решения, существующие в момент опубликования какого-либо изменения в Конституции, остаются в силе, пока они не заменены согласно Конституции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Статья I. Сеньориальные права на представление к государственным или церковным должностям или на назначение на такие должности отменены.
Отмена остальных сеньориальных прав и возмещение за них владельцам могут быть установлены и предусмотрены законом.
Статья II. Абзац первый статьи 166 не применяется, пока не вступил в силу закон, предусматривающий случаи, в которых не предоставляется компенсация при уничтожении либо постоянном или временном приведении в негодность собственности.
Статья III. Указываемый в абзаце четвертом статьи 99 закон не может гарантировать пенсию вдовам и сиротам бывших депутатов, сложивших свои полномочия или умерших до 1 января 1921 года.
Статья IV. 1. Компенсацией, указываемой в статье 99, на которую можно претендовать на основе предписаний, оставшихся в силе согласно статье 215 Конституции, не пользуются ни депутаты, находящиеся в долж ности министра, ни те, кто на основе регламента Палаты лишен права присутствовать на ее заседании.
2. По отношению к пенсии, которую получают сложившие или слагающие свои полномочия члены Второй палаты Генеральных Штатов на основе предписаний, оставшихся в силе согласно статье 215 Конституции, впредь до вступления в действие закона, указываемого в первой фразе абзаца третьего статьи 99, действительны предписания, приводимые в следующих пунктах.
3. Такая пенсия не полагается сложившему свои полномочия депутату, пока он исполняет должность министра или пока он, после нового избрания, получает компенсацию, указываемую в статье 99.
4. Р&змеры пенсий и установленный для них максимум могут быть изменены законом. До момента вступления в действие закона, указываемого в первой фразе абзаца третьего статьи 99*, Палаты Генеральных Штатов не могут принять соответствующий законопроект, а также законопроект об изменении или отмене соответствующего закона иначе как двумя третями голосов членов, образующих каждую из Палат.
5. В законе, указываемом в первой фразе абзаца третьего статьи 99, устанавливается, что содержащаяся в нем регламентация-не будет применяться и что вместо этого сохранят свое действие положения относительно пенсии, указываемой во втором пункте этого абзаца, по отношению к тому:
a) кто в день, предшествующий вступлению в силу этого закона, имел право на пенсию как сложивший свои полномочия член Второй палаты Генеральных Штатов и не позже трех месяцев по вступлении в действие закона письменно изъявил желание этого;
b) кто в день, предшествующий вступлению в силу этого закона, являлся членом Второй палаты Генеральных Штатов и не позже трех месяцев после сложения своих депутатских полномочий, не будучи избран вновь и допущен, изъявил желание этого.
Статья V. Если Вторая палата Генеральных Штатов не распущена, то не позже двух месяцев после торжественного опубликования изменения Конституции, касающегося увеличения числа членов Палаты, Центральная избирательная комиссия по выборам во Вторую палату- Генеральных Штатов заявляет в соответствии с нижеследующими положениями в день, устанавливаемый Королем, о назначении пятидесяти новых членов на вновь образовавшиеся места.
Центральная избирательная комиссия определяет на. основании итогов последних выборов во Вторую палату количество мест, которое должно быть предоставлено каждому списку в связи с увеличением числа членов Палаты, о том, чтобы группе списков, ряду одноимен- ных списков или отдельному списку, которым на послед- них выборах не было предоставлено место, не предоставлялось бы место и сейчас. Затем из числа признанных таким образом за каждым списком мест вычитается число мест, уже ранее признававшихся за этим списком. Остающиеся места распределяются с применением соответственно положению главы V Избирательного закона после того, как в соответствии с необходимостью изменен указываемый в статье N19 порядок расположения означенных в списке кандидатов, с учетом образовавшегося вновь избирательного метра, необходимого для получения одного места. Если кандидат подлежит утверждению более чем по одному списку, то применяется соответственно установленное в статье N18 Избирательного закона.
С наступлением двадцать первого дня после объявления о назначении новых членов Палата считается образованной согласно статье 91.
Вновь назначенные члены выходят одновременно с назначенными до них.
Статья VI. Если Первая палата Генеральных Штатов тем временем не распущена, то не позже двух месяцев после торжественного опубликования изменения Конституции, касающегося увеличения числа членов Палаты, состоятся выборы в новую Первую палату Генеральных Штатов.
С наступлением двадцать первого дня подведения итогов этих выборов заседающие члены выходят и вступают новые.
Соответственное применение имеют статья Р2, статья Р5 и статья 51, абзац второй Избирательного закона.
Пока по данному вопросу не последовало уточнение, законом вносятся следующие изменения в Избирательный закон:
a) Во втором пункте статьи Р1 цифры 13, 13, 12 и 12 заменяются цифрами 21, 19, 17 и 18.
b) Пункт четвертый статьи Р1 надо читать:
4. Каждые три года поочередно выходят тридцать восемь и тридцать семь членов Первой палаты, а именно: поочередно тридцать восемь членов, избранных в провинциях Северный Брабант, Зейланд, Утрехт, Лимбург, Северная Голландия и Фрисландия, и тридцать семь членов, избранных в провинциях Хелдерланд, Оверэйсел, Гронинген, Дренте и Южная Голландия. Выходящие могут быть избраны вновь.
c) Статью Р2 надо читать:
При роспуске Первой палаты решает жребий, выйдут ли с наступлением третьего вторника сентября третьего календарного года после ближайшего третьего вторника сентября означенные в четвертом пункте статьи Р1 тридцать восемь или тридцать семь депутатов. Уходящие могут быть избраны вновь.
с!) Во второй части статьи (^3 вместо слов «десять кандидатов» надо читать:
пятнадцать кандидатов.
Статья VII. Закон устанавливает порядок контроля за общинами на территориях, отвоеванных от воды в виде польдеров и еще не являющихся частью какой-либо провинции.
Относится к Нашему указу от 11 сентября 1956 года (Государственные ведомости № 742).
|