Юридические исследования - КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС НЕЗАВИСИМОГО КНЯЖЕСТВА МОНАКО. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС НЕЗАВИСИМОГО КНЯЖЕСТВА МОНАКО. Г. С. ГУРВИЧ.


    Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово­телеграфного управления и в некоторых других отно­шениях (например, в организации народного образова­ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из­рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

    Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми­лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова­нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют­ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста­новления с силой закона по любым вопросам, даже из­меняющие конституцию, для чего в качестве консульта­тивного органа существует назначаемый князем Госу­дарственный Совет.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово­телеграфного управления и в некоторых других отно­шениях (например, в организации народного образова­ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из­рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

    Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми­лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова­нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют­ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста­новления с силби закона по любым вопросам, даже из­меняющие конституцию, для чего в качестве консульта­тивного органа существует назначаемый князем Госу­дарственный Совет.

    Конституция Монако в отличие от других консти­туций предпосылает рассмотрение законопроектов
    правительством рассмотрению их законодательной вла­стью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых кня­зем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчет­ности, ни тем более ответственности правительства пе­ред Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.

    В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о со­блюдении тайны переписки. Особым постановлением за­прещается монакским подданным участвовать в игре в казино.

    Из постановлений конституции о местном самоуправ­лении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государ­ственный министр может отстранить этого мэра от долж­ности, может и вовсе сместить его.

    Конституция учреждает и суды: Верховный, Апел­ляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС

    4 января, 1911 г.[1] (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)

    Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суве­ренную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преем­ников, нижеследующее конституционное устройство:

    Отдел I

    КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

    Статья 1. Княжество Монако образует независи­мое Государство.

    Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными дого­ворами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 фев­раля 1861 г.

    Статья 3. Государственная собственность Княже­ства образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.

    Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые
    будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опублико­вания настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.

    Статья 4. Отменена.

    Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА

    Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.

    Монегасками являются:

    1)   все лица, родившиеся в пределах Кня­жества или за границей от отца монегаска.

    Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия пу­тем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхож­дение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере уста­навливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;

    2)   иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;

    3)   всякий натурализованный иностранец;

    натурализация предоставляется постановлением

    Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.

    Могут быть натурализованы:

    a)   иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;

    b)   иностранец, получивший от Князя разре­шение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разре­шением.

    Этим не должны нарушаться права, ранее приоб­ретенные.

    Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.

    За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аре­сту иначе как на основании мотивированного постановле­ния судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.

    Статья 7. Никакое наказание не может быть уста­новлено и применено иначе как в силу закона.

    Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой до­машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

    Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установлен­ных законом, и при условии справедливого предвари­тельного возмещения.

    Статья 10. Свобода религии и ее публичного испо­ведания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь пра­вонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.

    Статья 11. Никто не может принуждаться к уча­стию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.

    Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испра­шивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.

    Статья 13. Каждый имеет право обращаться к ор­ганам государственной власти с петициями, подписан­ными одним шщ несколькими лицами.

    Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в ка­честве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, уста­новленных настоящим отделом.

    Отдел III

    ПРАВИТЕЛЬСТВО

    Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

    Статья 16. Государственный министр представ­ляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооружен­ными силами; он председательствует в Совете Прави­тельства, где его голос дает перевес.

    Статья 17. Совет Правительства под председатель­ством Государственного министра состоит из трех совет­ников, назначаемых Князем и возглавляющих три сле­дующих департамента:

    1)   Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просве­щение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административ­ное руководство общиной).

    2)   Финансы (государственный бюджет, веде­ние государственных регистров, управление запас­ных фондов, государственные имущества, казна­чейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руко­водство общиной).

    3)     Общественные работы и различные во­просы (дороги и общественные работы, обществен­ная гигиена и санитария, гавань).

    Всякому решению или представлению Совета Прави­тельства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.

    Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.

    Статья 18. Постановлением Князя могут быть уч­реждены палаты или технические комитеты для содей­ствия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.

    Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

    Статья 19. Состав Государственого Совета регу­лируется постановлением Князя.

    Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.

    Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматри­вает проект бюджета Княжества.

    Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.

    Князь издает постановления, необходимые для вы­полнения законов и для применения международных договоров и соглашений.

    В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключе­нием Государственного Совета.

    Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 чле­нов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб­щего голосования по спискам.

    Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избирае­мых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.

    Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.

    Статья 25. Национальный Совет собирается еже­годно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия мо­жет продолжаться не более пятнадцати дней.

    Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.

    Статья 27. Князь может, получив заключение Го­сударственного Совета, распустить Национальный Со­вет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.

    Статья 28. Сношения князя с Национальным Со­ветом производятся путем посланий, которые огла­шаются Государственным министром.

    Статья 29. Государственный министр и правитель­ственные советники имеют доступ в Национальный Со­вет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.

    Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.

    Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности отно­сительно общественных работ, положений, которые дол­жны быть включены в проект, а также средств и спо­собов его осуществления.

    Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.

    Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Нацио­нального Совета.

    Бюджет публикуется в форме закона.

    Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.

    Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.

    Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казна­чейства.

    Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образо­вании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.

    Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предо­ставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.

    Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюд­жет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.

    Отдел VI

    ОБЩИНА

    Статья 37. Княжество составляет единую об­щину.

    Статья 38. Имеются одна муниципальная админи­страция, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.

    Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голо­сованием по спискам.

    Мандаты члена общинного совета и члена Националь­ного Совета не являются несовместимыми.

    Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.

    Статья 41. Кроме того, для рассмотрения спе­циальных вопросов могут созываться чрезвычайные сес­сии по требованию или с разрешения Государственного министра.

    Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.

    Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делега­ции выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.

    Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или совет­ник, следующий по списку.

    Статья 45. Общинный совет разрешает дела об­щины. Его решения, сообщенные Государственному ми­нистру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует воз­ражений.

    Статья 46. Общинный совет выносит постановле­ния указанным в предыдущей статье порядком по сле­дующим вопросам:

    1)   организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муници­пальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;

    2)   проектирование работ по нивелировке и вы­равниванию общественных дорог в пределах об­щины;

    3)  проектировка строительства зданий общины;

    4)   бюджет общины.

    Статья 47. Бюджет общины составляется из дохо­дов от общинного имущества и из сумм, ежегодно пре­доставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.

    Статья 48. Мэр и его заместители выбираются об­щинным советом из числа его членов тайным голосова­нием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.

    Если после двух голосований ни один кандидат не по­лучит требуемого большинства, производится баллоти­ровка между двумя кандидатами, собравшими наиболь­
    шее число голосов. В случае равенства голосов выбран­ным считается старейший по возрасту.

    Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.

    Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он яв­ляется также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муници­пальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.

    В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.

    Статья 50. На имя мэра как такового казначей­ством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.

    Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.

    Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.

    Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в на­чале нового года. Они подлежат передаче на утвержде­ние Государственного министра.

    Статья 53. Если мэр отказывается выполнить ка­кую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Госу­дарственный министр может, предъявив ему соответ­ствующее требование, выполнить эту обязанность в слу­жебном порядке.

    Статья 54. Распоряжением Государственного ми­нистра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.

    Распоряжением Государственного министра, издан­ным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.

    Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не яв­ляются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.

    Статья 55. Предписания изданных ранее постано­влений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципаль­ной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.

    Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избирае­мых в Национальный Совет и в общинный совет, уста­навливается в 25 лет.

    Члены Совета Правительства и члены судебной маги­стратуры не могут быть членами Национального Совета.

    Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае из­брания более трех должностных лиц в результате разде­ления голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.

    Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в об­щинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с при­менением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положе­ния.

    Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.

    Такая же оговорка устанавливается относительно вве­дения системы пропорционального представительства.

    Отдел VII ПРАВОСУДИЕ

    Статья 57. В судоустройство Княжества, действую­щее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вно­сится никаких изменений.

    ] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.

    Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый со­гласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —• по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.

    Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.

    Общие положения

    Постановление Князя, изданное в соответствии с прин­ципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.

    Переходные положения

    Настоящая Конституция вступает в действие немед­ленно после выборов в Национальный Совет и в общин­ный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.

    До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.


    [1] С изменениями, произведенными указами князя Мо­нако в 1917, 1922, 1944, 1945 и 1946 гг.—Прим. ред.