ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтовотелеграфного управления и в некоторых других отношениях (например, в организации народного образования). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) изрядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.
Конституция 1911 г., исходящая от «божьей милостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосованием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолютное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать постановления с силби закона по любым вопросам, даже изменяющие конституцию, для чего в качестве консультативного органа существует назначаемый князем Государственный Совет.
Конституция Монако в отличие от других конституций предпосылает рассмотрение законопроектов правительством рассмотрению их законодательной властью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых князем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчетности, ни тем более ответственности правительства перед Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.
В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о соблюдении тайны переписки. Особым постановлением запрещается монакским подданным участвовать в игре в казино.
Из постановлений конституции о местном самоуправлении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государственный министр может отстранить этого мэра от должности, может и вовсе сместить его.
Конституция учреждает и суды: Верховный, Апелляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС
4 января, 1911 г.[1] (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)
Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суверенную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преемников, нижеследующее конституционное устройство:
Отдел I
КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Статья 1. Княжество Монако образует независимое Государство.
Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными договорами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 февраля 1861 г.
Статья 3. Государственная собственность Княжества образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.
Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опубликования настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.
Статья 4. Отменена.
Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА
Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.
Монегасками являются:
1) все лица, родившиеся в пределах Княжества или за границей от отца монегаска.
Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия путем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхождение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере устанавливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;
2) иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;
3) всякий натурализованный иностранец;
натурализация предоставляется постановлением
Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.
Могут быть натурализованы:
a) иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;
b) иностранец, получивший от Князя разрешение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разрешением.
Этим не должны нарушаться права, ранее приобретенные.
Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.
За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании мотивированного постановления судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.
Статья 7. Никакое наказание не может быть установлено и применено иначе как в силу закона.
Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой домашний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.
Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения.
Статья 10. Свобода религии и ее публичного исповедания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь правонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.
Статья 11. Никто не может принуждаться к участию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.
Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испрашивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.
Статья 13. Каждый имеет право обращаться к органам государственной власти с петициями, подписанными одним шщ несколькими лицами.
Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в качестве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, установленных настоящим отделом.
Отдел III
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.
Статья 16. Государственный министр представляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооруженными силами; он председательствует в Совете Правительства, где его голос дает перевес.
Статья 17. Совет Правительства под председательством Государственного министра состоит из трех советников, назначаемых Князем и возглавляющих три следующих департамента:
1) Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просвещение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административное руководство общиной).
2) Финансы (государственный бюджет, ведение государственных регистров, управление запасных фондов, государственные имущества, казначейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руководство общиной).
3) Общественные работы и различные вопросы (дороги и общественные работы, общественная гигиена и санитария, гавань).
Всякому решению или представлению Совета Правительства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.
Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.
Статья 18. Постановлением Князя могут быть учреждены палаты или технические комитеты для содействия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.
Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Статья 19. Состав Государственого Совета регулируется постановлением Князя.
Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.
Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматривает проект бюджета Княжества.
Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.
Князь издает постановления, необходимые для выполнения законов и для применения международных договоров и соглашений.
В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключением Государственного Совета.
Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 членов, избираемых на четырехлетний срок путем всеобщего голосования по спискам.
Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избираемых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.
Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.
Статья 25. Национальный Совет собирается ежегодно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия может продолжаться не более пятнадцати дней.
Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.
Статья 27. Князь может, получив заключение Государственного Совета, распустить Национальный Совет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.
Статья 28. Сношения князя с Национальным Советом производятся путем посланий, которые оглашаются Государственным министром.
Статья 29. Государственный министр и правительственные советники имеют доступ в Национальный Совет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.
Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.
Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности относительно общественных работ, положений, которые должны быть включены в проект, а также средств и способов его осуществления.
Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.
Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Национального Совета.
Бюджет публикуется в форме закона.
Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.
Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.
Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казначейства.
Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образовании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.
Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предоставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.
Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюджет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.
Отдел VI
ОБЩИНА
Статья 37. Княжество составляет единую общину.
Статья 38. Имеются одна муниципальная администрация, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.
Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голосованием по спискам.
Мандаты члена общинного совета и члена Национального Совета не являются несовместимыми.
Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.
Статья 41. Кроме того, для рассмотрения специальных вопросов могут созываться чрезвычайные сессии по требованию или с разрешения Государственного министра.
Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.
Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делегации выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.
Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или советник, следующий по списку.
Статья 45. Общинный совет разрешает дела общины. Его решения, сообщенные Государственному министру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует возражений.
Статья 46. Общинный совет выносит постановления указанным в предыдущей статье порядком по следующим вопросам:
1) организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муниципальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;
2) проектирование работ по нивелировке и выравниванию общественных дорог в пределах общины;
3) проектировка строительства зданий общины;
4) бюджет общины.
Статья 47. Бюджет общины составляется из доходов от общинного имущества и из сумм, ежегодно предоставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.
Статья 48. Мэр и его заместители выбираются общинным советом из числа его членов тайным голосованием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.
Если после двух голосований ни один кандидат не получит требуемого большинства, производится баллотировка между двумя кандидатами, собравшими наиболь шее число голосов. В случае равенства голосов выбранным считается старейший по возрасту.
Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.
Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он является также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муниципальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.
В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.
Статья 50. На имя мэра как такового казначейством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.
Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.
Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.
Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в начале нового года. Они подлежат передаче на утверждение Государственного министра.
Статья 53. Если мэр отказывается выполнить какую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Государственный министр может, предъявив ему соответствующее требование, выполнить эту обязанность в служебном порядке.
Статья 54. Распоряжением Государственного министра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.
Распоряжением Государственного министра, изданным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.
Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не являются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.
Статья 55. Предписания изданных ранее постановлений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципальной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.
Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избираемых в Национальный Совет и в общинный совет, устанавливается в 25 лет.
Члены Совета Правительства и члены судебной магистратуры не могут быть членами Национального Совета.
Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае избрания более трех должностных лиц в результате разделения голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.
Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в общинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с применением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положения.
Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.
Такая же оговорка устанавливается относительно введения системы пропорционального представительства.
Отдел VII ПРАВОСУДИЕ
Статья 57. В судоустройство Княжества, действующее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вносится никаких изменений.
] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.
Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый согласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —• по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.
Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.
Общие положения
Постановление Князя, изданное в соответствии с принципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.
Переходные положения
Настоящая Конституция вступает в действие немедленно после выборов в Национальный Совет и в общинный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.
До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.
[1] С изменениями, произведенными указами князя Монако в 1917, 1922, 1944, 1945 и 1946 гг.—Прим. ред.
|