ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Люксембург занимает территорию в 2586 кв. км с населением около 300 тыс. человек, говорящим на языке, близком к немецкому. Официальными языками считаются немецкий и французский.
С 1922 г. Люксембург находится в таможенной унии с Бельгией, а с 1944 г. вместе с Бельгией и Нидерландами входит в качестве составной части в межгосударственное объединение указанных стран (Бенилюкс).
Люксембург по производству чугуна и стали в 1955 г. занимал девятое место среди других капиталистических стран.
Сельское хозяйство носит подчиненный характер. Оно является крайне раздробленным: 40% крестьянских хозяйств имеют земельный надел менее 1 га.
Широкое развитие в стране имеет туризм, который люксембуржцы называют своей второй промышленностью. Феодальное владение Люксембург было образовано в 963 году.
С начала XIV в. Люксембург находился под иностранным владычеством. Только на Венском конгрессе (1815 г.) была провозглашена независимость Люксембурга, причем до 1868 г. он 'входил в состав Германского союза.
По Конституции 17 октября 1868 года Люксембург независимое государство — великое герцогство. В 1919 и 1948 гг. эта конституция подверглась существенным изменениям.
В 1919 г. в конституцию были внесены дополнения, предусматривающие, что суверенная власть принадлежит народу, что все секретные договоры аннулируются, что депутаты избираются на основе всеобщего избирательного права с пропорциональным представительством.
В 1948 г. изменения коснулись главным образом второй главы о правах граждан; были провозглашены некоторые социально-экономические права: на труд, на охрану здоровья и отдыха трудящихся, на социальное обеспечение. Следует отметить, что все эти права декларировались 'в крайне общей форме, но с указаниями в ряде случаев на ограничения, которые могут быть установлены законодательной властью- В 1948 г. был отменен постоянно 'нейтральный статус страны.
В новой редакции статьи 51 еще раз подтверждается, что в Великом герцогстве Люксембургском девствует парламентарно-демократический режим. Согласно конституции, суверенитет принадлежит нации и осуществляется великим герцогом.
Однако в 1954 г. палатой депутатов было принято решение о дополнении конституции новой статьей. Дополнения эти дают возможность правительству отказываться от части национального суверенитета в пользу так называемых «наднациональных» органов и на «законном» основании принимать участие во всех «объединениях» в Западной Европе.
Люксембург — конституционная наследственная -монархия.
Глава государства — великий герцог (в настоящее время великая герцогиня Шарлотта).
Конституция устанавливает, что главе государства принадлежит вся 'исполнительная власть и что министры являются лишь «советниками короны».
Однако все правительственные акты великого герцога скрепляются подписью министра, который несет за них ответственность. Фактически вся полнота исполнительной власти принадлежит правительству.
Великая герцогиня принимает также участие в осуществлении законодательной власти (созывает чрезвычайные сессии палаты, имеет право законодательной инициативы и т. д.), представляет государство во внешних сношениях, пользуется правом помилования и осуществляет ряд других полномочий, предусмотренных конституцией.
Законодательным органом является палата депутатов.
До 1956 г. палата депутатов избиралась сроком на 6 лет, причем через каждые три года обновлялась.
Согласно закону, принятому в 1956 г., все депутаты палаты избираются сроком «а 5 лет.
Право избирать имеют граждане, достигшие 21 года, проживающие на территории великого герцогства и имеющие 'гражданские и политические права.
Участие в выборах является обязательным.
Право быть избранным предоставляется с 25 лет.
Выборы прямые, с пропорциональным представительством.
Последние выборы в палату происходили в 1954 г. Было избрано 52 депутата.
Палата ,на своих ежегодных сессиях рассматривает проекты законов, утверждает бюджет, устанавливает налоги, формирует правительство.
Правительство Люксембурга состоит из председателя, именуемого государственным министром, министров и генерального комиссара по экономическим вопросам.
Сформированное в 1954 г. после выборов палаты депутатов правительство состоит из 8 человек, из которых
4 человека являются представителями социально-христианской (католической) партии, а 4 человека — представителями рабочей социалистической партии.
Правительство формально ответственно перед палатой депутатов.
Важное значение имеет Государственный совет, состоящий из 15 советников, назначаемых великой герцогиней. На Государственный совет возлагается предварительное обсуждение проектов законов, разрешение в порядке административной юстиции спорных дел и дача заключений по всем другим вопросам, которые ему будут переданы великой герцогиней или которые определены законами.
Правосудие осуществляется мировыми судьями, окружными судами (их имеется два) и Верховным судом.
Мировые судьи и члены судов назначаются великой герцогиней.
В административном отношении Люксембург делится на три округа, каждый из которых состоит из нескольких
кантонов. Всего имеется 12 кантонов, которые в свою очередь разделены на 126 коммун.
В каждом округе имеется комиссар округа, назначаемый великой герцогиней и подчиненный правительству, в: частности министру внутренних дел. Он осуществляет руководство коммунальной администрацией.
Местными органами самоуправления являются ком-, мунальные советы, избираемые жителями коммуны сро-; ком на 6 лет. :
Исполнительный орган коммунального совета назы-; ваяется коллегией старейшин. Она состоит из бургомистра и его заместителей.
Бургомистры и члены коллегий старшин городов на-. значаются и смещаются великой герцогиней, а члены коллегии старшин других коммун — министром внутренних дел.
В Люксембурге четыре политических партий. Наиболее многочисленная и влиятельная социально-христианская (католическая тесно связана с Ватиканом) партия выражает интересы крупных промышленников и землевладельцев. На парламентских выборах в 1954 г. эта партия собрала 40% голосов и имеет в парламенте 26 мандатов из 52.
Рабочая социалистическая партия пользуется влиянием среди мелкой буржуазии, служащих и части рабочих. Руководят партией правые социалисты. Она имеет 17 мандатов в палате депутатов, и ее представители входят вместе с католиками в состав правительства-
Демократическая партия объединяет главным образом среднюю и мелкую буржуазию города и деревня. Она располагает в парламенте пятью мандатами и в политической жизни страны играет относительно незначительную роль.
Коммунистическая партия Люксембурга основана в 1921 г. Она имеет 3 мандата в палате депутатов, а также своих представителей в ряде коммунальных советов, особенно в промышленных центрах страны.
Коммунисты возглавляют объединение свободных профсоюзов Люксембурга, союз люксембургских женщин (входит во всемирную федерацию женщин) и некоторые другие массовые организации трудящихся.
КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА ЛЮКСЕМБУРГ
17 октября 1868 г.[1]
Глава первая ТЕРРИТОРИЯ И ВЕЛИКИЙ ГЕРЦОГ
Статья 1. Великое Герцогство Люксембургское является свободным, независимым и неделимым государством.
Статья 2. Границы и главные города судебных и административных округов, кантонов и общин не могут быть изменены иначе как на сновании закона.
Статья 3. Корона Великого Герцогства Люксембургского является наследственной в семье Нассау в соответствии с договором 30 июня 1783 г., со статьей 71 Венского трактата 9 июня 1815 г. и статьей 1 Лондонского трактата 11 мая 1867 г.
Статья 4. Особа Великого Герцога священна и неприкосновенна.
Статья 5. Совершеннолетие Великого Герцога Лю ксембургского наступает по достижении им полных восемнадцати лет. Принимая бразды правления, он по возможности немедленно приносит в присутствии Палаты депутатов или выбранной его депутации нижеследующую присягу:
«Клянусь соблюдать Конституцию и законы Великого Герцогства Люксембургского, поддерживать национальную независимость и целостность его территории, равно как публичные и личные свободы, а также права всех и каждого из моих подданных, и употреблять все средства, предо- ; ставленные законами в мое распоряжение, для сохранения и развития общего и частного благосостояния, как подобает доброму государю. Да поможет мне в этом Бог!»
Статья 6. Если в случае смерти Великого Герцога наследник его является несовершеннолетним, осуществляется регентство согласно фамильному пакту. , Статья 7. Если Великий Герцог оказывается не в состоянии править страной, назначается регентство, как при несовершеннолетии наследника.
В случае вакантности трона Палата назначает временно регентство. Новая Палата, созываемая в течение тридцати дней в двойном составе членов, выносит окончательное решение о вакантном троне.
Статья 8. Регент при вступлении в должность-, приносит следующую присягу:
«Клянусь в верности Великому Герцогу; клянусь соблюдать Конституцию и законы страны. Да поможет мне в этом Бог!»
Глава вторая ЛЮКСЕМБУРЖЦЫ И ИХ ПРАВА
Статья 9. Квалификация люксембуржца приобре-' тается, сохраняется и утрачивается на основании положений гражданских законов.
Настоящая Конституция, как и другие законы, относящиеся к политическим правам, определяют условия, необходимые, кроме указанной выше квалификаций, для осуществления этих прав.
Статья 10. 1) Натурализация предоставляется законодательной властью;
2) закон определяет результаты натурализации.
Статья 11. 1) В Государстве нет никаких сословных различий;
2) люксембуржцы равны перед законом; только они могут занимать гражданские и военные должности, за исключением особых случаев, которые могут быть предусмотрены законом;
3) Государство гарантирует естественные права человека и семьи;
4) Закон гарантирует право на труд и обеспечивает каждому гражданину осуществление этого права;
5) Закон организует социальное обеспечение, охрану здоровья и отдых трудящихся и гарантирует свободу профессиональных организаций;
6) закон гарантирует свободу торговли и промышленности, занятия свободными профессиями и сельскохозяйственным трудом, с ограничениями, которые могут быть установлены законодательной властью.
Статья 12. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в случаях, лредусмотрен'ных законом, и в установленной им форме.
За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как по мотивированному постановлению судьи, предъявленному в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов после него.
Статья 13. Никто не может быть против воли изъят из подсудности определенного ему законом судьи.
! Статья 14. Никакое наказание не может назначаться и применяться иначе как на основании закона.
Статья 15. Жилище неприкосновенно. Никакой домашний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.
Статья 16. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.
Статья 17. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.
Статья 18. Смертная казнь по политическим делам, гражданская смерть и клеймение преступников отменяются.
Статья 19. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных обрядов, как и свобода выражения своих религиозных убеждений, гарантируется с сохранением ответственности за правонарушения, совершенные при пользовании этими свободами.
Статья 6. Если в случае смерти Великого Герцога наследник его является несовершеннолетним, осуществляется регентство согласно фамильному пакту. , Статья 7. Если Великий Герцог оказывается не в состоянии править страной, назначается регентство, как при несовершеннолетии наследника.
В случае вакантности трона Палата назначает временно регентство. Новая Палата, созываемая в течение тридцати дней в двойном составе членов, выносит окончательное решение о вакантном троне.
Статья 8. Регент при вступлении в должность-, приносит следующую присягу:
«Клянусь в верности Великому Герцогу; клянусь соблюдать Конституцию и законы страны. Да поможет мне в этом Бог!»
Глава вторая ЛЮКСЕМБУРЖЦЫ И ИХ ПРАВА
Статья 9. Квалификация люксембуржца приобре-' тается, сохраняется и утрачивается на основании положений гражданских законов.
Настоящая Конституция, как и другие законы, относящиеся к политическим правам, определяют условия, необходимые, кроме указанной выше квалификаций, для осуществления этих прав.
Статья 10. 1) Натурализация предоставляется законодательной властью;
2) закон определяет результаты натурализации.
Статья 11. 1) В Государстве нет никаких сословных различий;
2) люксембуржцы равны перед законом; только они могут занимать гражданские и военные должности, за исключением особых случаев, которые могут быть предусмотрены законом;
3) Государство гарантирует естественные права человека и семьи;
4) Закон гарантирует право на труд и обеспечивает каждому гражданину осуществление этого права;
5) Закон организует социальное обеспечение, охрану здоровья и отдых трудящихся и гарантирует свободу профессиональных организаций;
6) закон гарантирует свободу торговли и промышленности, занятия свободными профессиями и сельскохозяйственным трудом, с ограничениями, которые могут быть установлены законодательной властью.
Статья 12. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в установленной им форме.
За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как по мотивированному постановлению судьи, предъявленному в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов после него.
Статья 13. Никто не может быть против воли изъят из подсудности определенного ему законом судьи.
'■ Статья 14. Никакое наказание не может назначаться и применяться иначе как на основании закона.
Статья 15. Жилище неприкосновенно. Никакой домашний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.
Статья 16. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.
Статья 17. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.
Статья 18. Смертная казнь по политическим делам, гражданская смерть и клеймение преступников отменяются.
Статья 19. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных обрядов, как и свобода выражения своих религиозных убеждений, гарантируется с сохранением ответственности за правонарушения, совершенные при пользовании этими свободами.
Статья 20. Никто не может принуждаться к какому-либо участию в религиозных актах и обрядах и к соблюдению религиозных дней отдыха.
Статья 21. Гражданская регистрация брака должна всегда предшествовать церковному браку.
Статья 22. Участие Государства в назначении и допущении к должности глав религиозных культов, порядок назначения и отозвания других служителей культов, права тех и других сноситься с их вышестоящими властями и опубликовывать их акты, а .также отношения церкви с Государством являются предметом соглашений, подлежащих представлению в Палату депутатов по тем вопросам, которые требуют ее участия.
Статья 23. Государство заботится о том, чтобы каждый люксембуржец получил начальное образование, которое является обязательным и бесплатным. Оказание медицинской и социальной помощи регулируется законом.
Государство открывает средние учебные заведения и необходимые курсы высшего образования. Оно учреждает также бесплатные профессиональные курсы.
Закон устанавливает способы содействия народному образованию и условия наблюдения з*а ним со стороны Правительства и общин; он регламентирует, кроме того, все, что касается народного образования, и учреждает фонд для особо одаренных.
Каждый люксембуржец вправе получать образование в Великом Герцогстве или за границей и посещать университеты но своему выбору, с соблюдением предписаний закона об условиях поступления на службу и о занятии определенными профессиями.
Статья 24. Свобода устного выражения мнений по всяким вопросам и свобода печати гарантируются, с сохранением ответственности за правонарушения, совершенные при пользовании этими свободами.
Цензура никогда не может быть установлена.
Требование залога от авторов, издателей или типографов не допускается.
Гербовый сбор на отечественные журналы и периодические издания отменяется.
Против издателей, типографов или распространителей печатных произведений не может быть возбуждено преследование, если автор известен, если он люксембуржец и домицилирован в Великом Герцогстве.
Статья 25. Люксембуржцы имеют право собираться мирно и без. оружия, подчиняясь законоположениям, регулирующим пользование этим правом, без получения предварительного разрешения.
Это положение не распространяется на политические, религиозные или другие собрания под открытым небом.
Такие собрания всецело подчиняются законам и полицейским правилам.
Статья 26. Люксембуржцы имеют право союзов. Осуществление этого права не требует никакого предварительного разрешения.
Учреждение любой религиозной корпорации должно быть разрешено законом.
Статья 27. Каждый имеет право обращаться к органам государственной власти с петициями, подписанными одним или несколькими лицами.
Петиции от имени коллективов могут подаваться только установленными властями.
Статья 28. Тайна переписки неприкосновенна.
Закон определяет, какие должностные лица отвечают за нарушение тайны корреспонденции, доверенной почтовым учреждениям.
Гарантия тайны телеграфной корреспонденции будет установлена законом.
Статья 29. Закон определит порядок употребления языков в административном и судебном производствах.
Статья 30. Для возбуждения преследования против Должностных лиц за их служебные действия не требуется предварительного разрешения, кроме предусмотренных в отношении членов Правительства случаев.
Статья 31. Должностные лица, к какой бы категории они ни принадлежали, за исключением членов Правительства, не могут быть освобождены от должностей, лишены отличий и пенсий иначе как в установленном законом порядке.
Глава третья
СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 32. Суверенитет принадлежит нации.
Великий Герцог осуществляет этот суверенитет в соответствии с настоящей Конституцией и с законами страны.
Он не пользуется никакой другой властью, кроме официально присвоенной ему этой Конституцией, а также особыми законами, принятыми на основании Конституции, без ущерба для статьи 3 настоящей Конституции.
§ 1. Прерогативы Великого Герцога
Статья 33. Великий Герцог один осуществляет исполнительную власть.
Статья 34. Великий Герцог утверждает и обнародует законы. Он сообщает о своем решении в течение трех месяцев после голосования в Палате.
Статья 35. Великий Герцог производит назначения на гражданские и военные должности в соответствии с законом, за исключениями, установленными законом.
Никакая оплачиваемая Государством должность не может быть учреждена иначе как в законодательном порядке.
Статья 36. Великий Герцог издает решения и постановления, необходимые для выполнения законов, но без права приостанавливать действие законов или освобождать от их выполнения.
Статья 37. Великий Герцйг командует вооруженными силами. Он заключает договоры. Ни один договор не может получить силы без одобрения его Палатой. Тайные договоры отменяются. Никакая уступка, обмен или приращение территории не могут иметь место иначе как на основании закона.
Статья 38. Великий Герцог вправе освобождать от налагаемых судом наказаний или смягчать их, за исключением наказаний, которые налагаются на членов Правительства.
Статья 39. Великий Герцог пользуется правом чеканить монету согласно закону.
Статья 40. Великий Герцог вправе жаловать дворянские титулы, отнюдь не связывая их с какими-либо привилегиями.
Статья 41. Великий Герцог вправе награждать гражданскими и военными орденами, с соблюдением установленных законом правил.
Статья 42. Великий Герцог может назначить своего представителя в лице принца королевской крови, который будет носить звание наместника Великого Герцога и иметь резиденцию в Великом Герцогстве.
Перед вступлением в должность указанный представитель должен принести присягу в соблюдении Конституции.
Статья 43. Цивильный лист устанавливается в сумме 300 тысяч золотых франков в год. Он может быть изменен законом в начале каждого царствования. Бюджетным законом могут быть ежегодно ассигнуемы царствующему дому суммы, необходимые для расходов по представительству.
Статья 44. Великому Герцогу предоставляются в качестве резиденции великогерцогский дворец в Люксембурге и замок Берг.
Статья 45. Распоряжения Великого Герцога должны быть контрассигнированы ответственным сановником короны, за исключением распоряжений, предметом которых является награждение иностранцев орденами не за услуги, оказанные Великому Герцогству.
§ 2. Законодательство
Статья 46. Каждый закон должен быть одобрен Палатой депутатов.
Статья 47. Великий Герцог обращается к Палате с предложениями или законопроектами, которые он желает представить на ее одобрение. Палата имеет право предлагать Великому Герцогу законопроекты.
Статья 48. Официальное толкование законов может производиться не иначе как посредством закона.
§ 3. Правосудие
Статья 49. Правосудие осуществляется судами и судебными палатами от имени Великого Герцога. Приговоры и решения приводятся в действие от имени Великого Герцога.
Глава четвертая ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ
Статья 50. Палата депутатов представляет страну.
Депутаты голосуют независимо от своих избирателей, руководствуясь лишь общими интересами Великого Герцогства.
Статья 51. В Великом Герцогстве Люксембургском действует парламентарно-демократический режим.
Организация Палаты регулируется законом.
Число депутатов устанавливается избирательным законом в зависимости от численности населения. Число депутатов определяется из расчета не свыше одного депутата на 4000 жителей и -не менее одного —на 5500 жителей.
Выборы прямые.
Депутаты выбираются на основе безусловного всеобщего избирательного права, по спискам, согласно системе пропорционального 'представительства, по принципу наименьшего избирательного частного, в соответствии с подлежащими установлению законом предписаниями.
Страна делится на четыре избирательных округа: южный (Эш и Капллан), центральный (город Люксембург, пригороды Люксембурга и Мерш), северный (Дикирх, Реданж, Вильц, Клерво и Виандан) и восточный (Гревенмахер, Ремих и Эхтернах).
В случаях и на условиях, устанавливаемых законом, избиратели могут быть призваны высказаться путем референдума.
Статья 52. Для права быть избирателем требуется:
1) быть люксембуржцем или люксембуржкой; 2) обладать политическими и гражданскими правами; 3) иметь
не менее 21 года от роду; 4) иметь домицилий в Великом Герцогстве.
Кроме этих четырех условий, необходимо еще соответствие требованиям, установленным законом. Никакое требование имущественного ценза не допускается.
Для права быть избранным необходимо иметь не менее 25 лет от роду и удовлетворять трем вышепоименованным .условиям.
Не допускаются какие-либо другие условия избираемости.
Статья 53. Не имеют права выбирать и быть избранными:
1) осужденные за уголовные преступления;
2) присужденные к тюремному заключению за кражу, мошенничество, злоупотребление доверием;
3) объявленные недееспособными, несостоятельные должники, банкроты, состоящие под запрещением, а также под опекой по судебному решению.
Однако лииам, присужденным к тюремному заключению за кражу, мошенничество или злоупотребление доверием, может быть в случае помилования предоставлено право голоса.
С т а т ь я 54. 1. Мандат депутата несовместим со следующими должностями:
1) члена Правительства;
2) члена Государственного Совета;
3) магистрата судебного ведомства,
4) члена Счетной палаты,
5) окружного комиссара,
6) сборщика налогов или счетовода государственной службы,
7) кадрового военнослужащего на действительной службе.
2. Должностные лица, подлежащие действию правил о несовместимости, имеют право (выбора между депутатским мандатом и своей должностью.
3. Депутат, призванный на должность члена Правительства и затем оставивший эту должность, автоматически вносится в качестве первого заместителя в список,
по которому он был выбран. Это действительно также в отношении заместителя депутата, призванного на должность члена Правительства и отказавшегося от депутатского мандата, полученного им в период занятия этой должности.
Если несколько лиц имеют такое право, в список вносится лицо, получившее <на выборах наибольшее число голосов.
Статья 55. Предусмотренные в предыдущей статье случаи несовместимости не являются препятствием для установления законом в будущем других условий неоов- местимости.
Статья 56. Депутаты избираются на шесть "лёт. Половина состава Палаты обновляется каждые три года в порядке, установленном законом о выборах.
В случае роспуска Палаты обновляется весь ее состав.
Статья 57. Палата проверяет полномочия своих членов и разрешает возникающие в связи с этим споры.
При вступлении в должность депутаты приносят следующую присягу:
«Клянусь в верности Великому Герцогу, в соблюдении Конституции и законов Государства. Да поможет мне в этом Бог!»
Эта присяга приносится в открытом заседании Палаты перед ее председателем.
Статья 58. Депутат, назначенный Правительством на платную должность, которую он согласился принять, немедленно прекращает выполнение обязанностей депутата и может вернуться к ним только в случае нового избрания.
Статья 59. Все законопроекты подлежат повторному голосованию, если только Палата в открытом заседании по соглашению с Государственным Советом не постановит иного.
Между двумя голосованиями должно пройти не менее трех месяцев.
Статья 60. На каждой сессии Палата выбирает председателя и вице-председателя и образует свое бюро.
Статья 61. Заседания Палаты открытые, за исключением установленных регламентом случаев.
Статья 62. Все резолюции принимаются абсолютным большинством голосов. В случае разделения голосов поровну обсуждаемое предложение считается отклоненным.
Резолюция может быть принята Палатой только при наличии на ее заседании большинства депутатов.
Статья 63. Голосование производится ответом вслух или вставанием. Голосование по законопроекту в целом всегда производится поименно и вслух.
С т а т ь я 64. Палата имеет право производить расследования. Осуществление этого права регулируется законом.
Статья 65. Законопроект может быть принят Палатой не иначе как путем постатейного голосования.
Статья 66. Палата вправе изменять и разделять статьи и внесенные поправки.
Статья 67. Запрещается лично представлять петиции в Палату.
Палата вправе отсылать членам Правительства адресованные ей петиции. По требованию Палаты члены Правительства обязаны давать по петициям объяснения.
Палата не рассматривает никаких петиций, имеющих предметом личные интересы, если только эти петиции не касаются возмещения ущерба, вытекающего из незаконных действий Правительства либо властей, или если решение о вмешательстве может вынести только Палата.
Статья 68. Депутат не может быть подвергнут преследованию -или допросу по поводу его мнений и голосований при выполнении его обязанностей.
Статья 69. Во время сессии депутат не может быть подвергнут преследованию или лишению свободы в виде наказания без разрешения Палаты, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления. Заключение под стражу за долги во время сессии допускается также только с разрешения Палаты.
По требованию Палаты лишение свободы или преследование депутата во время сессии приостанавливается на все время сессии.
Статья 70. Палата устанавливает своим регламентом порядок осуществления своих полномочий.
Статья 71. Заседания Палаты происходят в месте нахождения администрации Великого Герцогства.
Статья 72. 1. Палата собирается ежегодно на очередные сессии в сроки, установленные регламентом.
2. Великий Герцог может созвать Палату на чрезвычайную сессию. Он обязан это сделать по требованию одной третьей части депутатов.
3. Сессии Палаты открываются и закрываются лич^о Великим Герцогом или от его имени законно уполномоченным на это лицом.
Статья 73. Великий Герцог может отсрочить сессию Палаты. Однако отсрочка «е может превышать один месяц или повториться во время той же сессии без согласия Палаты.
Статья 74. Великий Герцог может распустить Палату. Новые выборы производятся не позднее трех месяцев со дня роспуска.
Статья 75. Члены Палаты депутатов получают, помимо оплаты расходов за переезд, вознаграждение, размер и условия которого устанавливаются законом.
Глава пятая
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА
Статья 76. Великий Герцог определяет организацию своего Правительства, состоящего ие менее чем из трех членов.
Наряду с Правительством должен быть Совет, да который возлагается обсуждение предлагаемых законопроектов и изменений их, разрешение в порядке административной юстиции спорных дел и дача заключений по всем другим вопросам, передаваемым в Совет Великим Герцогом или подлежащим ведению Совета в силу закона.
Организация Совета и порядок осуществления им его полномочий устанавливаются законом.
Статья 77. Великий Герцог назначает и увольняет членов Правительства.
Статья 78. Члены Правительства ответственны.
Статья 79. Между членами Правительства и Великим Герцогом нет никакого посредствующего органа власти.
Статья 80. Члены Правительства или заменяющие их уполномоченные имеют доступ в Палату и должны быть заслушаны по их требованию. Палата может потребовать их присутствия.
Статья 81. Устный или письменный приказ Великого Герцога ни в коем случае не может освободить члена Правительства от ответственности.
Статья 82. Палата имеет право возбудить преследование против членов Пр авительства.
Законом устанавливаются случаи их ответственности, требующие наложения наказания и порядок производства дел по преследованию, возбужденному как Палатой, так и потерпевшими.
Статья 83. Великий Герцог может даровать помилование осужденному члену Правительства только по ходатайству Палаты.
Глава шестая ПРАВОСУДИЕ
Статья 84. Споры, предметом которых являются гражданские права, подсудны исключительно судам.
С т а т ья 85. Споры, предметом которых являются политические права, подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.
Статья 86. Никакой суд, никакое разбирательство спорного дела не могут быть установлены иначе как по закону. Не могут быть учреждаемы под каким бы то ни было названием какие-либо комиссии и чрезвычайные суды.
С т а т ь я 87. Особым законом определяется организация Высшей судебной палаты.
Статья 88. Заседания судов публичны, если это не является опасным для общественного порядка и нрав
ственности; в таком случае суд объявляет об этом в своем решении.
Статья 89. Всякое судебное решение должно быть мотивировано. Оно объявляется в публичном заседании.
Статья 90. Мировые судьи и члены судов назначаются непосредственно Великим Герцогом.
Члены судебной палаты и председатели и вице-председатели окружных судов назначаются Великим Герцогом по представлению Высшей судебной палаты.
Статья 91. Члены окружных судов и судебной гй,- латы назначаются пожизненно. ». .
Они не могут быть лишены своей должности или временно отстранены от нее иначе как по судебному решению.
Перемещение каждого из таких судей может иметь место только путем нового назначения и с его согласия.
Однако в случае болезни, а также в случае недостойного поведения судьи могут быть временно отстранены от должности, отозваны или перемещены, с соблюдением условий, установленных законом.
Статья 92. Жалобанье членов судебного ведомства устанавливается законом.
Статья 93. За исключением предусмотренных законом случаев, ни один судья не может принять от Правительства платную должность, если только он не имеет ее безвозмездно и при условии, что этим не нарушаются установленные законом условия несовместимости.
Статья 94. Особые законы определяют устройство военных судов, их компетенцию, права и обязанности их членов и сроки их должностей.
В указанных законом местах могут быть учреждаемы коммерческие суды. Законом определяются их устройство, компетенция, порядок назначения их членов и сроки их должностей.
Статья 95. Судебные палаты и суды применяют общие и местные постановления и правила, лишь поскольку они соответствуют законам.
Высшая судебная палата решает споры о подсудности в порядке, установленном законом.
Глава седьмая ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 96. Закон регулирует все, что относится к вооруженным силам.
Статья 97. Организация и функции жандармерии составляют предмет закона.
Статья 98. Допускается формирование гражданской гвардии, организация которой определяется законом.
Глава восьмая ФИНАНСЫ
Статья 99. Никакой налог в пользу государства не может быть установлен иначе как законом. Никакой заем за счет Государства не может быть заключен иначе как с согласия Палаты.
Никакая принадлежащая Государству недвижимая собственность не может быть отчуждена, если отчуждение не разрешено законом.
Никакое строительство для Государства дороги, канала, желез.ной дороги, крупного моста или других значительных сооружений не может быть разрешено иначе как на основании особого закона.
Никакое обязательство, обременяющее государственный бюджет более чем на один бюджетный год, не может быть установлено иначе как на основании особого закона.
Никакое обязательство или обложение общины не могут быть установлены без согласия совета общины.
Закон определяет в области налогообложения общины исключения, необходимость которых будет установлена опытом.
Статья 100. Налоги в пользу Государства вотируются ежегодно. Устанавливающие их законы действительны только на один год, если они не возобновлены.
Статья 101. Не могут устанавливаться никакие привилегии в области налогообложения. Всякое освобождение от налогов или снижение их допускаются не иначе как на основании закона.
Статья 102. За исключением случаев, точно указанных в законе, никакие платежи не могут быть требуемы от граждан и общественных учреждений иначе как в форме налогов в пользу Государства или общины.
Статья 103. Никакая пенсия, никакие платежи за услуги, никакое вознаграждение за счет казны не могут быть предоставлены иначе как по зашну.
Статья 104. Палата ежегодно утверждает отчет о выполнении бюджета и вотирует бюджет.
Все доходы и расходы Государства подлежат включению в бюджет и в отчет об исполнении бюджета.
Статья 105. Проверка и ликвидация счетов общей администрации и всех учреждений, обязанных отчетом казне, возлагаются на Счетную палату.
Закон определяет организацию этой Палаты, порядок осуществления ее полномочий и назначения ее членов.
Счетная палата наблюдает, чтобы ни одна статья расходного бюджета не была превышена.
Никакой трансферт из одного раздела бюджета в другой не может быть произведен иначе как на основании закона.
Однако члены Правительства могут производить в пределах их ведомства трансферт излишков из одной статьи в другую того же раздела с обязательством оправдать это перед Палатой депутатов.
Счетная палата утверждает отчеты различных государственных учреждений и обязана собирать в связи с этим всякие сведения и всю необходимую счетную документацию. Общий по Государству отчет представляется Палате депутатов с замечаниями Счетной палаты.
Статья 106. Жалованье и пенсия служителей религиозных культов относятся за счет Государства и устанавливаются законом.
Глава девятая ОБЩИНЫ
Статья 107. В каждой общине образуется совет общины, выбираемый прямым голосованием жителями, обладающими избирательным правом; состав, орга
низация, полномочия этих советов определяются законом.
Бургомистры назначаются и увольняются Великим Герцогом, который может избирать их не из состава советов.
Совет общины решает все вопросы чисто местного значения, при условии утверждения его актов в случаях и в порядке, определяемых законом.
Служащие и агенты общинных учреждений, муниципальной, лесной и сельской полиции назначаются и увольняются в порядке, определяемом законом.
Ни один общинный налог не может быть установлен или отменен без разрешения Великого Герцога.
Бюджеты и отчетность публичны.
Великий Герцог может приостановить или отменить акты общинных властей, превышающие их полномочия или противоречащие законам либо общественным интересам. Закон устанавливает последствия такого приостановления или такой отмены.
Великий Герцог вправе распускать советы.
Статья 108. Ведение актов гражданского состояния и хранение реестров входят в исключительную обязанность общинных властей.
Глава десятая ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 109. Город Люксембург является столицей Великого Герцогства и местопребыванием Правительства.
Местопребывание Правительства может быть изменено лишь временно и по серьезным основаниям.
Статья 110. Никакая присяга не допускается иначе как в силу закона; формула ее определяется законом.
Все гражданские должностные лица перед вступлением в должность приносят следующую присягу:
«Клянусь в верности Великому Герцогу, в подчинении Конституции и законам Государства. Да поможет мне в этом Бог!»
Статья 111. Каждый иностранец, находящийся на территории Великого Герцогства, пользуется защитой личности и имущества, за исключениями, устанавливаемыми законами.
Статья 112. Ни один закон, ни одно постановление или предписание, общегосударственное или общинное, не являются обязательными иначе как по опубликовании в установленной законом форме.
Статья 113. Ни одно предписание Конституции не может быть приостановлено.
Статья 114. Законодательная власть вправе";объ- явить, что необходимо приступить к пересмотру того или иного указываемого ею предписания Конституции.
После этого заявления Палата распускается силою закона. Новая Палата должна быть созвана в соответствии со статьей 74 настоящей Конституции.
Эта Палата постановляет в согласии с Великим Герцогом по вопросам, подлежащим пересмотру.
В этом случае Палата может заседать только при наличии не менее трех четвертей ее членов, причем никакое изменение не может быть принято иначе как по меньшей мере двумя третями голосов.
Статья 115. Никакое изменение ^Конституции не допускается во время регентства.
Глава одиннадцатая
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 116. Впредь до издания соответствующего закона Палата депутатов пользуется по своему усмотрению властью возбуждать преследования против члена Правительства. Общее собрание Верховного суда разбирает дело, квалифицируя правонарушение и определяя наказание.
Однако наказание не может быть более тяжким, чем лишение свободы, кроме особо предусмотренных уголовными законами случаев.
Члены Верховного суда, состоящие депутатами, обязаны воздержаться от всякого участия в разбирательстве дела и вынесении приговора.
Статья 117. Все законы, декреты, постановления, правила и другие акты, противоречащие Конституции, считаются отмененными со дня вступления ее в действие.
Статья 118. Смертная казнь, отмененная по политическим делам, заменяется непосредственно нижестоящей мерой наказания впредь до того, как наказание будет установлено новым законом.
Статья 119. Впредь до заключения соглашений, предусмотренных статьей 22, остаются в силе действующие постановления о религиозных культах.
Статья 120. Впредь до обнародования законов и постановлений, предусмотренных Конституцией, подлежат применению действующие законы и постановления.
Статья 121. Конституция 12 октября 1841 года отменяется.
Все власти сохраняют и осуществляют свои права и обязанности до тех пор, пока согласно Конституции не будет установлено иное.