Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА ЛЮКСЕМБУРГ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА ЛЮКСЕМБУРГ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Люксембург занимает территорию в 2586 кв. км с населением около 300 тыс. человек, говорящим на языке, близком к немецкому. Официальными языками считаются немецкий и французский.

    С 1922 г. Люксембург находится в таможенной унии с Бельгией, а с 1944 г. вместе с Бельгией и Нидерлан­дами входит в качестве составной части в межгосудар­ственное объединение указанных стран (Бенилюкс).

    Люксембург по производству чугуна и стали в 1955 г. занимал девятое место среди других капитали­стических стран.

    Сельское хозяйство носит подчиненный характер. Оно является крайне раздробленным: 40% крестьянских хо­зяйств имеют земельный надел менее 1 га.

    Широкое развитие в стране имеет туризм, который люксембуржцы называют своей второй промышлен­ностью. Феодальное владение Люксембург было обра­зовано в 963 году.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Люксембург занимает территорию в 2586 кв. км с населением около 300 тыс. человек, говорящим на языке, близком к немецкому. Официальными языками считаются немецкий и французский.

    С 1922 г. Люксембург находится в таможенной унии с Бельгией, а с 1944 г. вместе с Бельгией и Нидерлан­дами входит в качестве составной части в межгосудар­ственное объединение указанных стран (Бенилюкс).

    Люксембург по производству чугуна и стали в 1955 г. занимал девятое место среди других капитали­стических стран.

    Сельское хозяйство носит подчиненный характер. Оно является крайне раздробленным: 40% крестьянских хо­зяйств имеют земельный надел менее 1 га.

    Широкое развитие в стране имеет туризм, который люксембуржцы называют своей второй промышлен­ностью. Феодальное владение Люксембург было обра­зовано в 963 году.

    С начала XIV в. Люксембург находился под иностран­ным владычеством. Только на Венском конгрессе (1815 г.) была провозглашена независимость Люксембурга, при­чем до 1868 г. он 'входил в состав Германского союза.

    По Конституции 17 октября 1868 года Люксембург независимое государство — великое герцогство. В 1919 и 1948 гг. эта конституция подверглась существенным изме­нениям.

    В 1919 г. в конституцию были внесены дополнения, предусматривающие, что суверенная власть принадлежит народу, что все секретные договоры аннулируются, что депутаты избираются на основе всеобщего избиратель­ного права с пропорциональным представительством.

    В 1948 г. изменения коснулись главным образом второй главы о правах граждан; были провозглашены некоторые социально-экономические права: на труд, на охрану здоровья и отдыха трудящихся, на социальное обеспечение. Следует отметить, что все эти права декла­рировались 'в крайне общей форме, но с указаниями в ряде случаев на ограничения, которые могут быть уста­новлены законодательной властью- В 1948 г. был отменен постоянно 'нейтральный статус страны.

    В новой редакции статьи 51 еще раз подтверждается, что в Великом герцогстве Люксембургском девствует парламентарно-демократический режим. Согласно кон­ституции, суверенитет принадлежит нации и осуще­ствляется великим герцогом.

    Однако в 1954 г. палатой депутатов было принято ре­шение о дополнении конституции новой статьей. Дополне­ния эти дают возможность правительству отказываться от части национального суверенитета в пользу так назы­ваемых «наднациональных» органов и на «законном» основании принимать участие во всех «объединениях» в Западной Европе.

    Люксембург — конституционная наследственная -мо­нархия.

    Глава государства — великий герцог (в настоящее время великая герцогиня Шарлотта).

    Конституция устанавливает, что главе государства принадлежит вся 'исполнительная власть и что министры являются лишь «советниками короны».

    Однако все правительственные акты великого герцога скрепляются подписью министра, который несет за них ответственность. Фактически вся полнота исполнительной власти принадлежит правительству.

    Великая герцогиня принимает также участие в осуще­ствлении законодательной власти (созывает чрезвычай­ные сессии палаты, имеет право законодательной ини­циативы и т. д.), представляет государство во внешних сношениях, пользуется правом помилования и осуществ­ляет ряд других полномочий, предусмотренных консти­туцией.

    Законодательным органом является палата депутатов.

    До 1956 г. палата депутатов избиралась сроком на 6 лет, причем через каждые три года обновлялась.

    Согласно закону, принятому в 1956 г., все депутаты палаты избираются сроком «а 5 лет.

    Право избирать имеют граждане, достигшие 21 года, проживающие на территории великого герцогства и имеющие 'гражданские и политические права.

    Участие в выборах является обязательным.

    Право быть избранным предоставляется с 25 лет.

    Выборы прямые, с пропорциональным представи­тельством.

    Последние выборы в палату происходили в 1954 г. Было избрано 52 депутата.

    Палата ,на своих ежегодных сессиях рассматривает проекты законов, утверждает бюджет, устанавливает на­логи, формирует правительство.

    Правительство Люксембурга состоит из председателя, именуемого государственным министром, министров и ге­нерального комиссара по экономическим вопросам.

    Сформированное в 1954 г. после выборов палаты де­путатов правительство состоит из 8 человек, из которых

    4   человека являются представителями социально-христи­анской (католической) партии, а 4 человека — предста­вителями рабочей социалистической партии.

    Правительство формально ответственно перед пала­той депутатов.

    Важное значение имеет Государственный совет, со­стоящий из 15 советников, назначаемых великой герцо­гиней. На Государственный совет возлагается предвари­тельное обсуждение проектов законов, разрешение в по­рядке административной юстиции спорных дел и дача заключений по всем другим вопросам, которые ему бу­дут переданы великой герцогиней или которые опреде­лены законами.

    Правосудие осуществляется мировыми судьями, окружными судами (их имеется два) и Верховным су­дом.

    Мировые судьи и члены судов назначаются великой герцогиней.

    В административном отношении Люксембург делится на три округа, каждый из которых состоит из нескольких
    кантонов. Всего имеется 12 кантонов, которые в свою очередь разделены на 126 коммун.

    В каждом округе имеется комиссар округа, назначае­мый великой герцогиней и подчиненный правительству, в: частности министру внутренних дел. Он осуществляет руководство коммунальной администрацией.

    Местными органами самоуправления являются ком-, мунальные советы, избираемые жителями коммуны сро-; ком на 6 лет.                                                                :

    Исполнительный орган коммунального совета назы-; ваяется коллегией старейшин. Она состоит из бургоми­стра и его заместителей.

    Бургомистры и члены коллегий старшин городов на-. значаются и смещаются великой герцогиней, а члены кол­легии старшин других коммун — министром внутренних дел.

    В Люксембурге четыре политических партий. Наибо­лее многочисленная и влиятельная социально-христиан­ская (католическая тесно связана с Ватиканом) партия выражает интересы крупных промышленников и зем­левладельцев. На парламентских выборах в 1954 г. эта партия собрала 40% голосов и имеет в парламенте 26 мандатов из 52.

    Рабочая социалистическая партия пользуется влия­нием среди мелкой буржуазии, служащих и части рабо­чих. Руководят партией правые социалисты. Она имеет 17 мандатов в палате депутатов, и ее представители вхо­дят вместе с католиками в состав правительства-

    Демократическая партия объединяет главным обра­зом среднюю и мелкую буржуазию города и деревня. Она располагает в парламенте пятью мандатами и в по­литической жизни страны играет относительно незначи­тельную роль.

    Коммунистическая партия Люксембурга основана в 1921 г. Она имеет 3 мандата в палате депутатов, а также своих представителей в ряде коммунальных советов, осо­бенно в промышленных центрах страны.

    Коммунисты возглавляют объединение свободных профсоюзов Люксембурга, союз люксембургских жен­щин (входит во всемирную федерацию женщин) и неко­торые другие массовые организации трудящихся.



    КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА ЛЮКСЕМБУРГ

    17 октября 1868 г.[1]

    Глава первая ТЕРРИТОРИЯ И ВЕЛИКИЙ ГЕРЦОГ

    Статья 1. Великое Герцогство Люксембургское яв­ляется свободным, независимым и неделимым государ­ством.

    Статья 2. Границы и главные города судебных и административных округов, кантонов и общин не могут быть изменены иначе как на сновании закона.

    Статья 3. Корона Великого Герцогства Люксем­бургского является наследственной в семье Нассау в соответствии с договором 30 июня 1783 г., со статьей 71 Венского трактата 9 июня 1815 г. и статьей 1 Лондон­ского трактата 11 мая 1867 г.

    Статья 4. Особа Великого Герцога священна и не­прикосновенна.

    Статья 5. Совершеннолетие Великого Герцога Лю ксембургского наступает по достижении им полных восемнадцати лет. Принимая бразды правления, он по возможности немедленно приносит в присутствии Палаты депутатов или выбранной его депутации нижеследующую присягу:

    «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Великого Герцогства Люксембургского, поддержи­вать национальную независимость и целостность его территории, равно как публичные и личные свободы, а также права всех и каждого из моих подданных, и употреблять все средства, предо- ; ставленные законами в мое распоряжение, для со­хранения и развития общего и частного благосо­стояния, как подобает доброму государю. Да поможет мне в этом Бог!»

    Статья 6. Если в случае смерти Великого Герцога наследник его является несовершеннолетним, осущест­вляется регентство согласно фамильному пакту.           , Статья 7. Если Великий Герцог оказывается не в состоянии править страной, назначается регентство, как при несовершеннолетии наследника.

    В случае вакантности трона Палата назначает вре­менно регентство. Новая Палата, созываемая в течение тридцати дней в двойном составе членов, выносит окон­чательное решение о вакантном троне.

    Статья 8. Регент при вступлении в должность-, при­носит следующую присягу:

    «Клянусь в верности Великому Герцогу; кля­нусь соблюдать Конституцию и законы страны. Да поможет мне в этом Бог!»

    Глава вторая ЛЮКСЕМБУРЖЦЫ И ИХ ПРАВА

    Статья 9. Квалификация люксембуржца приобре-' тается, сохраняется и утрачивается на основании поло­жений гражданских законов.

    Настоящая Конституция, как и другие законы, отно­сящиеся к политическим правам, определяют условия, необходимые, кроме указанной выше квалификаций, для осуществления этих прав.

    Статья 10. 1) Натурализация предоставляется за­конодательной властью;

    2) закон определяет результаты натурализации.

    Статья 11. 1) В Государстве нет никаких сослов­ных различий;

    2)   люксембуржцы равны перед законом; только они могут занимать гражданские и военные должности, за исключением особых случаев, которые могут быть пред­усмотрены законом;

    3)   Государство гарантирует естественные права чело­века и семьи;

    4)   Закон гарантирует право на труд и обеспечивает каждому гражданину осуществление этого права;

    5)   Закон организует социальное обеспечение, охрану здоровья и отдых трудящихся и гарантирует свободу профессиональных организаций;

    6)   закон гарантирует свободу торговли и промыш­ленности, занятия свободными профессиями и сельско­хозяйственным трудом, с ограничениями, которые могут быть установлены законодательной властью.

    Статья 12. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в случаях, лредусмотрен'ных законом, и в установленной им форме.

    За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как по мотивированному постановлению судьи, предъявленному в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов после него.

    Статья 13. Никто не может быть против воли изъят из подсудности определенного ему законом судьи.

    ! Статья 14. Никакое наказание не может назна­чаться и применяться иначе как на основании за­кона.

    Статья 15. Жилище неприкосновенно. Никакой до­машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

    Статья 16. Никто не может быть лишен своей соб­ственности иначе как в интересах общества, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.

    Статья 17. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.

    Статья 18. Смертная казнь по политическим де­лам, гражданская смерть и клеймение преступников от­меняются.

    Статья 19. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных обрядов, как и свобода выра­жения своих религиозных убеждений, гарантируется с сохранением ответственности за правонарушения, со­вершенные при пользовании этими свободами.

    Статья 6. Если в случае смерти Великого Герцога наследник его является несовершеннолетним, осущест­вляется регентство согласно фамильному пакту.           , Статья 7. Если Великий Герцог оказывается не в состоянии править страной, назначается регентство, как при несовершеннолетии наследника.

    В случае вакантности трона Палата назначает вре­менно регентство. Новая Палата, созываемая в течение тридцати дней в двойном составе членов, выносит окон­чательное решение о вакантном троне.

    Статья 8. Регент при вступлении в должность-, при­носит следующую присягу:

    «Клянусь в верности Великому Герцогу; кля­нусь соблюдать Конституцию и законы страны. Да поможет мне в этом Бог!»

    Глава вторая ЛЮКСЕМБУРЖЦЫ И ИХ ПРАВА

    Статья 9. Квалификация люксембуржца приобре-' тается, сохраняется и утрачивается на основании поло­жений гражданских законов.

    Настоящая Конституция, как и другие законы, отно­сящиеся к политическим правам, определяют условия, необходимые, кроме указанной выше квалификаций, для осуществления этих прав.

    Статья 10. 1) Натурализация предоставляется за­конодательной властью;

    2)   закон определяет результаты натурализации.

    Статья 11. 1) В Государстве нет никаких сослов­ных различий;

    2)   люксембуржцы равны перед законом; только они могут занимать гражданские и военные должности, за исключением особых случаев, которые могут быть пред­усмотрены законом;

    3)   Государство гарантирует естественные права чело­века и семьи;

    4)   Закон гарантирует право на труд и обеспечивает каждому гражданину осуществление этого права;

    5)   Закон организует социальное обеспечение, охрану здоровья и отдых трудящихся и гарантирует свободу профессиональных организаций;

    6)   закон гарантирует свободу торговли и промыш­ленности, занятия свободными профессиями и сельско­хозяйственным трудом, с ограничениями, которые могут быть установлены законодательной властью.

    Статья 12. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в установленной им форме.

    За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как по мотивированному постановлению судьи, предъявленному в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов после него.

    Статья 13. Никто не может быть против воли изъят из подсудности определенного ему законом судьи.

    '■ Статья 14. Никакое наказание не может назна­чаться и применяться иначе как на основании за­кона.

    Статья 15. Жилище неприкосновенно. Никакой до­машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

    Статья 16. Никто не может быть лишен своей соб­ственности иначе как в интересах общества, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.

    Статья 17. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.

    Статья 18. Смертная казнь по политическим де­лам, гражданская смерть и клеймение преступников от­меняются.

    Статья 19. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных обрядов, как и свобода выра­жения своих религиозных убеждений, гарантируется с сохранением ответственности за правонарушения, со­вершенные при пользовании этими свободами.

    Статья 20. Никто не может принуждаться к ка­кому-либо участию в религиозных актах и обрядах и к соблюдению религиозных дней отдыха.

    Статья 21. Гражданская регистрация брака дол­жна всегда предшествовать церковному браку.

    Статья 22. Участие Государства в назначении и допущении к должности глав религиозных культов, порядок назначения и отозвания других служителей культов, права тех и других сноситься с их вышестоя­щими властями и опубликовывать их акты, а .также отношения церкви с Государством являются предме­том соглашений, подлежащих представлению в Палату депутатов по тем вопросам, которые требуют ее уча­стия.

    Статья 23. Государство заботится о том, чтобы каждый люксембуржец получил начальное образование, которое является обязательным и бесплатным. Оказание медицинской и социальной помощи регулируется за­коном.

    Государство открывает средние учебные заведения и необходимые курсы высшего образования. Оно учре­ждает также бесплатные профессиональные курсы.

    Закон устанавливает способы содействия народному образованию и условия наблюдения з*а ним со стороны Правительства и общин; он регламентирует, кроме того, все, что касается народного образования, и учреждает фонд для особо одаренных.

    Каждый люксембуржец вправе получать образование в Великом Герцогстве или за границей и посещать уни­верситеты но своему выбору, с соблюдением предписаний закона об условиях поступления на службу и о занятии определенными профессиями.

    Статья 24. Свобода устного выражения мне­ний по всяким вопросам и свобода печати гаранти­руются, с сохранением ответственности за правонаруше­ния, совершенные при пользовании этими свободами.

    Цензура никогда не может быть установлена.

    Требование залога от авторов, издателей или типо­графов не допускается.

    Гербовый сбор на отечественные журналы и периоди­ческие издания отменяется.

    Против издателей, типографов или распространителей печатных произведений не может быть возбуждено пре­следование, если автор известен, если он люксембуржец и домицилирован в Великом Герцогстве.

    Статья 25. Люксембуржцы имеют право собираться мирно и без. оружия, подчиняясь законоположениям, ре­гулирующим пользование этим правом, без получения предварительного разрешения.

    Это положение не распространяется на политиче­ские, религиозные или другие собрания под открытым небом.

    Такие собрания всецело подчиняются законам и поли­цейским правилам.

    Статья 26. Люксембуржцы имеют право союзов. Осуществление этого права не требует никакого пред­варительного разрешения.

    Учреждение любой религиозной корпорации должно быть разрешено законом.

    Статья 27. Каждый имеет право обращаться к органам государственной власти с петициями, подписан­ными одним или несколькими лицами.

    Петиции от имени коллективов могут подаваться только установленными властями.

    Статья 28. Тайна переписки неприкосновенна.

    Закон определяет, какие должностные лица отвечают за нарушение тайны корреспонденции, доверенной поч­товым учреждениям.

    Гарантия тайны телеграфной корреспонденции будет установлена законом.

    Статья 29. Закон определит порядок употребле­ния языков в административном и судебном производ­ствах.

    Статья 30. Для возбуждения преследования против Должностных лиц за их служебные действия не требуется предварительного разрешения, кроме предусмотренных в отношении членов Правительства случаев.

    Статья 31. Должностные лица, к какой бы катего­рии они ни принадлежали, за исключением членов Прави­тельства, не могут быть освобождены от должностей, лишены отличий и пенсий иначе как в установленном законом порядке.


    Глава третья

    СУВЕРЕНИТЕТ

    Статья 32. Суверенитет принадлежит нации.

    Великий Герцог осуществляет этот суверенитет в соот­ветствии с настоящей Конституцией и с законами страны.

    Он не пользуется никакой другой властью, кроме официально присвоенной ему этой Конституцией, а также особыми законами, принятыми на основании Конституции, без ущерба для статьи 3 настоящей Конституции.

    § 1. Прерогативы Великого Герцога

    Статья 33. Великий Герцог один осуществляет исполнительную власть.

    Статья 34. Великий Герцог утверждает и обнаро­дует законы. Он сообщает о своем решении в течение трех месяцев после голосования в Палате.

    Статья 35. Великий Герцог производит назначения на гражданские и военные должности в соответствии с законом, за исключениями, установленными законом.

    Никакая оплачиваемая Государством должность не может быть учреждена иначе как в законодательном порядке.

    Статья 36. Великий Герцог издает решения и постановления, необходимые для выполнения законов, но без права приостанавливать действие законов или осво­бождать от их выполнения.

    Статья 37. Великий Герцйг командует вооружен­ными силами. Он заключает договоры. Ни один договор не может получить силы без одобрения его Палатой. Тайные договоры отменяются. Никакая уступка, обмен или приращение территории не могут иметь место иначе как на основании закона.

    Статья 38. Великий Герцог вправе освобождать от налагаемых судом наказаний или смягчать их, за исклю­чением наказаний, которые налагаются на членов Правительства.

    Статья 39. Великий Герцог пользуется правом чеканить монету согласно закону.

    Статья 40. Великий Герцог вправе жаловать дво­рянские титулы, отнюдь не связывая их с какими-либо привилегиями.

    Статья 41. Великий Герцог вправе награждать гражданскими и военными орденами, с соблюдением установленных законом правил.

    Статья 42. Великий Герцог может назначить своего представителя в лице принца королевской крови, который будет носить звание наместника Великого Герцога и иметь резиденцию в Великом Герцогстве.

    Перед вступлением в должность указанный предста­витель должен принести присягу в соблюдении Консти­туции.

    Статья 43. Цивильный лист устанавливается в сумме 300 тысяч золотых франков в год. Он может быть изменен законом в начале каждого царствования. Бюд­жетным законом могут быть ежегодно ассигнуемы царствующему дому суммы, необходимые для расходов по представительству.

    Статья 44. Великому Герцогу предоставляются в качестве резиденции великогерцогский дворец в Люксембурге и замок Берг.

    Статья 45. Распоряжения Великого Герцога должны быть контрассигнированы ответственным санов­ником короны, за исключением распоряжений, предметом которых является награждение иностранцев орденами не за услуги, оказанные Великому Герцогству.

    § 2. Законодательство

    Статья 46. Каждый закон должен быть одобрен Палатой депутатов.

    Статья 47. Великий Герцог обращается к Палате с предложениями или законопроектами, которые он же­лает представить на ее одобрение. Палата имеет право предлагать Великому Герцогу законопроекты.

    Статья 48. Официальное толкование законов может производиться не иначе как посредством закона.

    § 3. Правосудие

    Статья 49. Правосудие осуществляется судами и судебными палатами от имени Великого Герцога. При­говоры и решения приводятся в действие от имени Ве­ликого Герцога.

    Глава четвертая ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ

    Статья 50. Палата депутатов представляет страну.

    Депутаты голосуют независимо от своих избирателей, руководствуясь лишь общими интересами Великого Гер­цогства.

    Статья 51. В Великом Герцогстве Люксембургском действует парламентарно-демократический режим.

    Организация Палаты регулируется законом.

    Число депутатов устанавливается избирательным за­коном в зависимости от численности населения. Число депутатов определяется из расчета не свыше одного де­путата на 4000 жителей и -не менее одного —на 5500 жи­телей.

    Выборы прямые.

    Депутаты выбираются на основе безусловного всеоб­щего избирательного права, по спискам, согласно системе пропорционального 'представительства, по принципу наименьшего избирательного частного, в соответствии с подлежащими установлению законом предписаниями.

    Страна делится на четыре избирательных округа: южный (Эш и Капллан), центральный (город Люксем­бург, пригороды Люксембурга и Мерш), северный (Дикирх, Реданж, Вильц, Клерво и Виандан) и восточ­ный (Гревенмахер, Ремих и Эхтернах).

    В случаях и на условиях, устанавливаемых законом, избиратели могут быть призваны высказаться путем ре­ферендума.

    Статья 52. Для права быть избирателем требуется:

    1)    быть люксембуржцем или люксембуржкой; 2) обла­дать политическими и гражданскими правами; 3) иметь
    не менее 21 года от роду; 4) иметь домицилий в Вели­ком Герцогстве.

    Кроме этих четырех условий, необходимо еще соответ­ствие требованиям, установленным законом. Никакое требование имущественного ценза не допускается.

    Для права быть избранным необходимо иметь не менее 25 лет от роду и удовлетворять трем вышепоиме­нованным .условиям.

    Не допускаются какие-либо другие условия избирае­мости.

    Статья 53. Не имеют права выбирать и быть из­бранными:

    1)   осужденные за уголовные преступления;

    2)   присужденные к тюремному заключению за кражу, мошенничество, злоупотребление до­верием;

    3)   объявленные недееспособными, несостоя­тельные должники, банкроты, состоящие под за­прещением, а также под опекой по судебному решению.

    Однако лииам, присужденным к тюремному заключе­нию за кражу, мошенничество или злоупотребление до­верием, может быть в случае помилования предоставлено право голоса.

    С т а т ь я 54. 1. Мандат депутата несовместим со следующими должностями:

    1)  члена Правительства;

    2)   члена Государственного Совета;

    3)    магистрата судебного ведомства,

    4)   члена Счетной палаты,

    5)   окружного комиссара,

    6)   сборщика налогов или счетовода государ­ственной службы,

    7)  кадрового военнослужащего на действитель­ной службе.

    2.  Должностные лица, подлежащие действию правил о несовместимости, имеют право (выбора между депу­татским мандатом и своей должностью.

    3.  Депутат, призванный на должность члена Пра­вительства и затем оставивший эту должность, автома­тически вносится в качестве первого заместителя в список,
    по которому он был выбран. Это действительно также в отношении заместителя депутата, призванного на долж­ность члена Правительства и отказавшегося от депутат­ского мандата, полученного им в период занятия этой должности.

    Если несколько лиц имеют такое право, в список вно­сится лицо, получившее <на выборах наибольшее число голосов.

    Статья 55. Предусмотренные в предыдущей статье случаи несовместимости не являются препятствием для установления законом в будущем других условий неоов- местимости.

    Статья 56. Депутаты избираются на шесть "лёт. Половина состава Палаты обновляется каждые три года в порядке, установленном законом о выборах.

    В случае роспуска Палаты обновляется весь ее состав.

    Статья 57. Палата проверяет полномочия своих членов и разрешает возникающие в связи с этим споры.

    При вступлении в должность депутаты приносят сле­дующую присягу:

    «Клянусь в верности Великому Герцогу, в со­блюдении Конституции и законов Государства. Да поможет мне в этом Бог!»

    Эта присяга приносится в открытом заседании Палаты перед ее председателем.

    Статья 58. Депутат, назначенный Правительством на платную должность, которую он согласился принять, немедленно прекращает выполнение обязанностей депу­тата и может вернуться к ним только в случае нового избрания.

    Статья 59. Все законопроекты подлежат повтор­ному голосованию, если только Палата в открытом засе­дании по соглашению с Государственным Советом не постановит иного.

    Между двумя голосованиями должно пройти не менее трех месяцев.

    Статья 60. На каждой сессии Палата выбирает председателя и вице-председателя и образует свое бюро.

    Статья 61. Заседания Палаты открытые, за исклю­чением установленных регламентом случаев.

    Статья 62. Все резолюции принимаются абсолют­ным большинством голосов. В случае разделения голосов поровну обсуждаемое предложение считается откло­ненным.

    Резолюция может быть принята Палатой только при наличии на ее заседании большинства депутатов.

    Статья 63. Голосование производится ответом вслух или вставанием. Голосование по законопроекту в целом всегда производится поименно и вслух.

    С т а т ь я 64. Палата имеет право производить рас­следования. Осуществление этого права регулируется законом.

    Статья 65. Законопроект может быть принят Пала­той не иначе как путем постатейного голосования.

    Статья 66. Палата вправе изменять и разделять статьи и внесенные поправки.

    Статья 67. Запрещается лично представлять пети­ции в Палату.

    Палата вправе отсылать членам Правительства адре­сованные ей петиции. По требованию Палаты члены Правительства обязаны давать по петициям объяс­нения.

    Палата не рассматривает никаких петиций, имеющих предметом личные интересы, если только эти петиции не касаются возмещения ущерба, вытекающего из неза­конных действий Правительства либо властей, или если решение о вмешательстве может вынести только Палата.

    Статья 68. Депутат не может быть подвергнут пре­следованию -или допросу по поводу его мнений и голосо­ваний при выполнении его обязанностей.

    Статья 69. Во время сессии депутат не может быть подвергнут преследованию или лишению свободы в виде наказания без разрешения Палаты, за исключением слу­чаев задержания с поличным на месте преступления. За­ключение под стражу за долги во время сессии допус­кается также только с разрешения Палаты.

    По требованию Палаты лишение свободы или пре­следование депутата во время сессии приостанавливается на все время сессии.

    Статья 70. Палата устанавливает своим регламен­том порядок осуществления своих полномочий.

    Статья 71. Заседания Палаты происходят в месте нахождения администрации Великого Герцогства.

    Статья 72. 1. Палата собирается ежегодно на очередные сессии в сроки, установленные регламен­том.

    2.  Великий Герцог может созвать Палату на чрезвы­чайную сессию. Он обязан это сделать по требованию одной третьей части депутатов.

    3.  Сессии Палаты открываются и закрываются лич^о Великим Герцогом или от его имени законно уполномо­ченным на это лицом.

    Статья 73. Великий Герцог может отсрочить сес­сию Палаты. Однако отсрочка «е может превышать один месяц или повториться во время той же сессии без согла­сия Палаты.

    Статья 74. Великий Герцог может распустить Па­лату. Новые выборы производятся не позднее трех меся­цев со дня роспуска.

    Статья 75. Члены Палаты депутатов получают, помимо оплаты расходов за переезд, вознаграждение, размер и условия которого устанавливаются законом.

    Глава пятая

    ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГСТВА

    Статья 76. Великий Герцог определяет организацию своего Правительства, состоящего ие менее чем из трех членов.

    Наряду с Правительством должен быть Совет, да ко­торый возлагается обсуждение предлагаемых законо­проектов и изменений их, разрешение в порядке админи­стративной юстиции спорных дел и дача заключений по всем другим вопросам, передаваемым в Совет Великим Герцогом или подлежащим ведению Совета в силу за­кона.

    Организация Совета и порядок осуществления им его полномочий устанавливаются законом.

    Статья 77. Великий Герцог назначает и увольняет членов Правительства.

    Статья 78. Члены Правительства ответственны.

    Статья 79. Между членами Правительства и Вели­ким Герцогом нет никакого посредствующего органа власти.

    Статья 80. Члены Правительства или заменяющие их уполномоченные имеют доступ в Палату и должны быть заслушаны по их требованию. Палата может потре­бовать их присутствия.

    Статья 81. Устный или письменный приказ Вели­кого Герцога ни в коем случае не может освободить члена Правительства от ответственности.

    Статья 82. Палата имеет право возбудить пресле­дование против членов Пр авительства.

    Законом устанавливаются случаи их ответственности, требующие наложения наказания и порядок производ­ства дел по преследованию, возбужденному как Палатой, так и потерпевшими.

    Статья 83. Великий Герцог может даровать поми­лование осужденному члену Правительства только по ходатайству Палаты.

    Глава шестая ПРАВОСУДИЕ

    Статья 84. Споры, предметом которых являются гражданские права, подсудны исключительно судам.

    С т а т ья 85. Споры, предметом которых являются политические права, подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.

    Статья 86. Никакой суд, никакое разбирательство спорного дела не могут быть установлены иначе как по закону. Не могут быть учреждаемы под каким бы то ни бы­ло названием какие-либо комиссии и чрезвычайные суды.

    С т а т ь я 87. Особым законом определяется органи­зация Высшей судебной палаты.

    Статья 88. Заседания судов публичны, если это не является опасным для общественного порядка и нрав­
    ственности; в таком случае суд объявляет об этом в своем решении.

    Статья 89. Всякое судебное решение должно быть мотивировано. Оно объявляется в публичном заседа­нии.

    Статья 90. Мировые судьи и члены судов назна­чаются непосредственно Великим Герцогом.

    Члены судебной палаты и председатели и вице-пред­седатели окружных судов назначаются Великим Герцо­гом по представлению Высшей судебной палаты.

    Статья 91. Члены окружных судов и судебной гй,- латы назначаются пожизненно.     ». .

    Они не могут быть лишены своей должности или вре­менно отстранены от нее иначе как по судебному решению.

    Перемещение каждого из таких судей может иметь место только путем нового назначения и с его со­гласия.

    Однако в случае болезни, а также в случае недостой­ного поведения судьи могут быть временно отстранены от должности, отозваны или перемещены, с соблюдением условий, установленных законом.

    Статья 92. Жалобанье членов судебного ведомства устанавливается законом.

    Статья 93. За исключением предусмотренных зако­ном случаев, ни один судья не может принять от Прави­тельства платную должность, если только он не имеет ее безвозмездно и при условии, что этим не нарушаются установленные законом условия несовместимости.

    Статья 94. Особые законы определяют устройство военных судов, их компетенцию, права и обязанности их членов и сроки их должностей.

    В указанных законом местах могут быть учреждаемы коммерческие суды. Законом определяются их устройство, компетенция, порядок назначения их членов и сроки их должностей.

    Статья 95. Судебные палаты и суды применяют общие и местные постановления и правила, лишь по­скольку они соответствуют законам.

    Высшая судебная палата решает споры о подсудности в порядке, установленном законом.

    Глава седьмая ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

    Статья 96. Закон регулирует все, что относится к вооруженным силам.

    Статья 97. Организация и функции жандармерии составляют предмет закона.

    Статья 98. Допускается формирование гражданской гвардии, организация которой определяется законом.

    Глава восьмая ФИНАНСЫ

    Статья 99. Никакой налог в пользу государства не может быть установлен иначе как законом. Никакой заем за счет Государства не может быть заключен иначе как с согласия Палаты.

    Никакая принадлежащая Государству недвижимая собственность не может быть отчуждена, если отчужде­ние не разрешено законом.

    Никакое строительство для Государства дороги, ка­нала, желез.ной дороги, крупного моста или других зна­чительных сооружений не может быть разрешено иначе как на основании особого закона.

    Никакое обязательство, обременяющее государствен­ный бюджет более чем на один бюджетный год, не мо­жет быть установлено иначе как на основании особого закона.

    Никакое обязательство или обложение общины не мо­гут быть установлены без согласия совета общины.

    Закон определяет в области налогообложения об­щины исключения, необходимость которых будет устано­влена опытом.

    Статья 100. Налоги в пользу Государства воти­руются ежегодно. Устанавливающие их законы действи­тельны только на один год, если они не возобновлены.

    Статья 101. Не могут устанавливаться никакие привилегии в области налогообложения. Всякое освобо­ждение от налогов или снижение их допускаются не иначе как на основании закона.

    Статья 102. За исключением случаев, точно ука­занных в законе, никакие платежи не могут быть тре­буемы от граждан и общественных учреждений иначе как в форме налогов в пользу Государства или общины.

    Статья 103. Никакая пенсия, никакие платежи за услуги, никакое вознаграждение за счет казны не могут быть предоставлены иначе как по зашну.

    Статья 104. Палата ежегодно утверждает отчет о выполнении бюджета и вотирует бюджет.

    Все доходы и расходы Государства подлежат вклю­чению в бюджет и в отчет об исполнении бюджета.

    Статья 105. Проверка и ликвидация счетов общей администрации и всех учреждений, обязанных отчетом казне, возлагаются на Счетную палату.

    Закон определяет организацию этой Палаты, порядок осуществления ее полномочий и назначения ее членов.

    Счетная палата наблюдает, чтобы ни одна статья расходного бюджета не была превышена.

    Никакой трансферт из одного раздела бюджета в другой не может быть произведен иначе как на осно­вании закона.

    Однако члены Правительства могут производить в пределах их ведомства трансферт излишков из одной статьи в другую того же раздела с обязательством оправдать это перед Палатой депутатов.

    Счетная палата утверждает отчеты различных госу­дарственных учреждений и обязана собирать в связи с этим всякие сведения и всю необходимую счетную доку­ментацию. Общий по Государству отчет представляется Палате депутатов с замечаниями Счетной палаты.

    Статья 106. Жалованье и пенсия служителей рели­гиозных культов относятся за счет Государства и уста­навливаются законом.

    Глава девятая ОБЩИНЫ

    Статья 107. В каждой общине образуется совет общины, выбираемый прямым голосованием жителями, обладающими избирательным правом; состав, орга­
    низация, полномочия этих советов определяются за­коном.

    Бургомистры назначаются и увольняются Великим Герцогом, который может избирать их не из состава советов.

    Совет общины решает все вопросы чисто местного значения, при условии утверждения его актов в случаях и в порядке, определяемых законом.

    Служащие и агенты общинных учреждений, муници­пальной, лесной и сельской полиции назначаются и увольняются в порядке, определяемом законом.

    Ни один общинный налог не может быть установлен или отменен без разрешения Великого Герцога.

    Бюджеты и отчетность публичны.

    Великий Герцог может приостановить или отменить акты общинных властей, превышающие их полномочия или противоречащие законам либо общественным инте­ресам. Закон устанавливает последствия такого при­остановления или такой отмены.

    Великий Герцог вправе распускать советы.

    Статья 108. Ведение актов гражданского состоя­ния и хранение реестров входят в исключительную обя­занность общинных властей.

    Глава десятая ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 109. Город Люксембург является столицей Великого Герцогства и местопребыванием Прави­тельства.

    Местопребывание Правительства может быть изме­нено лишь временно и по серьезным основаниям.

    Статья 110. Никакая присяга не допускается ина­че как в силу закона; формула ее определяется за­коном.

    Все гражданские должностные лица перед вступле­нием в должность приносят следующую присягу:

    «Клянусь в верности Великому Герцогу, в под­чинении Конституции и законам Государства. Да поможет мне в этом Бог!»

    Статья 111. Каждый иностранец, находящийся на территории Великого Герцогства, пользуется защитой личности и имущества, за исключениями, устанавли­ваемыми законами.

    Статья 112. Ни один закон, ни одно постановление или предписание, общегосударственное или общинное, не являются обязательными иначе как по опубликова­нии в установленной законом форме.

    Статья 113. Ни одно предписание Конституции не может быть приостановлено.

    Статья 114. Законодательная власть вправе";объ- явить, что необходимо приступить к пересмотру того или иного указываемого ею предписания Конституции.

    После этого заявления Палата распускается силою закона. Новая Палата должна быть созвана в соответ­ствии со статьей 74 настоящей Конституции.

    Эта Палата постановляет в согласии с Великим Гер­цогом по вопросам, подлежащим пересмотру.

    В этом случае Палата может заседать только при наличии не менее трех четвертей ее членов, причем никакое изменение не может быть принято иначе как по меньшей мере двумя третями голосов.

    Статья 115. Никакое изменение ^Конституции не допускается во время регентства.

    Глава одиннадцатая

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 116. Впредь до издания соответствующего закона Палата депутатов пользуется по своему усмотре­нию властью возбуждать преследования против члена Правительства. Общее собрание Верховного суда раз­бирает дело, квалифицируя правонарушение и опреде­ляя наказание.

    Однако наказание не может быть более тяжким, чем лишение свободы, кроме особо предусмотренных уго­ловными законами случаев.

    Члены Верховного суда, состоящие депутатами, обязаны воздержаться от всякого участия в разбира­тельстве дела и вынесении приговора.

    Статья 117. Все законы, декреты, постановления, правила и другие акты, противоречащие Конституции, счи­таются отмененными со дня вступления ее в действие.

    Статья 118. Смертная казнь, отмененная по поли­тическим делам, заменяется непосредственно нижестоя­щей мерой наказания впредь до того, как наказание будет установлено новым законом.

    Статья 119. Впредь до заключения соглашений, предусмотренных статьей 22, остаются в силе действую­щие постановления о религиозных культах.

    Статья 120. Впредь до обнародования законов и постановлений, предусмотренных Конституцией, подле­жат применению действующие законы и постановления.

    Статья 121. Конституция 12 октября 1841 года от­меняется.

    Все власти сохраняют и осуществляют свои права и обязанности до тех пор, пока согласно Конституции не будет установлено иное.


    ДЕКЛАРАЦИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ

    29 апреля 1954 г.

    Конституция подлежит пересмотру путем изменения статьи 37 и эвентуально включением новой статьи в главу III «Суверенитет» после статьи 32 или вклю­чением пункта или новой главы, имеющих целью допу­стить осуществление власти международными или над­государственными органами и регулировать в общем ведение международных отношений.

    Конституция подлежит пересмотру путем изменения абзацев 2 и 5 статьи 11.

    Конституция подлежит пересмотру путем изменения статьи 56.




    [1] С изменениями 15 мая 1919 г., 28 апреля, 6, 15 и 21 мая 1948 г. — Прим. ред.