Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ КНЯЖЕСТВА ЛИХТЕНШТЕЙН. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ КНЯЖЕСТВА ЛИХТЕНШТЕЙН. Г. С. ГУРВИЧ.


    Княжество Лихтенштейн — горная в большей своей части страна (158 кв. км, 14 800 человек населения по данным 1955 г). Расположена по верхнему течению Рейна, между Австрией и Швейцарией, в экономическом и в некоторых других отношениях тесно связана с Швей­царией (таможенный и почтовый союз, швейцарская ва­люта и т. п.).

    До 1866 г. Лихтенштейн входил в Германский союз, с тех пор —независимое государство с наследственным князем во главе.

    По Конституции 1921 г. (на которую оказала весьма заметное влияние Веймарская Конституция 1919 г.) зако­нодательная власть принадлежит князю и ландтагу; последний избирается в составе 15 членов всеобщим, рав­ным, прямым и тайным голосованием с пропорциональ­ным представительством. Избиратели вправе досрочно отозвать члена ландтага. Князь может отказать в утвер­ждении законопроекта, принятого ландтагом, что, однако, на практике бывает весьма редко. Заслуживает внимания широко принятая конституцией система «народного голо­сования законов». Определенное число избирателей мо­жет предложить ландтагу проект закона, («народная инициатива»), который ландтагом обязательно рассмат­ривается, и если им отклоняется, то автоматически выно­сится на референдум. Вообще все законы, принятые ланд­тагом и не объявленные им срочными, подлежат референ­думу — обязательному или же факультативному (то есть по требованию известного числа избирателей). Изменения конституции, подлежат обязательному референдуму.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Княжество Лихтенштейн — горная в большей своей части страна (158 кв. км, 14 800 человек населения по данным 1955 г). Расположена по верхнему течению Рейна, между Австрией и Швейцарией, в экономическом и в некоторых других отношениях тесно связана с Швей­царией (таможенный и почтовый союз, швейцарская ва­люта и т. п.).

    До 1866 г. Лихтенштейн входил в Германский союз, с тех пор —независимое государство с наследственным князем во главе.

    По Конституции 1921 г. (на которую оказала весьма заметное -влияние Веймарская 'конституция 1919 г.) зако­нодательная власть принадлежит кнйзю и ландтагу; последний избирается в составе 15 членов всеобщим, рав­ным, прямым и тайным голосованием с пропорциональ­ным представительством. Избиратели вправе досрочно отозвать члена ландтага. Князь может отказать в утвер­ждении законопроекта, принятого ландтагом, что, однако, на практике бывает весьма редко. Заслуживает внимания широко принятая конституцией система «народного голо­сования законов». Определенное число избирателей мо­жет предложить ландтагу проект закона, («народная инициатива»), который ландтагом обязательно рассмат­ривается, и если им отклоняется, то автоматически выно­сится на референдум. Вообще все законы, принятые ланд­тагом и не объявленные им срочными, подлежат референ­думу — обязательному или же факультативному (то есть по требованию известного числа избирателей). Изменения конституции, подлежат обязательному референдуму.

    Правительство возглавляется премьером, назначае­мым князем по предстарлению ландтага; два других члена
    правительства («советники») даже непосредственно выбираются ландтагом. Все они должны (Пользоваться доверием ландтага.

    В судебной системе конституция предусматривает не только Высший суд, но и Верховный суд и даже Выс­ший государственный трибунал. Первый контролирует действия членов всех нижестоящих судов, второй — чле­нов Высшего суда, а третий «охраняет гарантирован­ные конституцией права».

    Личные права граждан изложены достаточно обстоя­тельно: равенство перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода союзов, собраний; совести. Однако церковь (римско-католическая) не отделена от государства. Имеется особая глава об «обязанностях государства» (в области народного просвещения, здраво­охранения, улучшения народного хозяйства).

    Политическая жизнь Лихтенштейна протекает без особенных потрясений: назначенный в 1945 г. глава пра­вительства правит и поныне.



    КОНСТИТУЦИЯ КНЯЖЕСТВА ЛИХТЕНШТЕЙН

    5 октября 1921 г.[1]

    Мы, Иоганн II, Божьей милостью суверенный князь Лихтенштейна, герцог Троппау, граф Ритберг и т. д., настоящим заявляем, что Конституция 26 сентября 1862 года нами изменена с согласия нашего Ландтага следующим образом:

    Глава I КНЯЖЕСТВО

    Статья 1. Княжество Лихтенштейн составляет пу­тем объединения обеих своих частей Вадуц и Шеллен- берг нераздельное и неотъемлемое целое; Вадуц (гор­ная часть страны) состоит из общин Вадуц, Балцерс, Планхен, Шаан, Тризен и Тризенберг; Шелленберг (низ­менная часть страны) состоит из общин Эшен, Гамприн, Маурен, Рюгель и Шелленберг.

    Вадуц является столицей, резиденцией и местонахо­ждением органов государственной власти.

    Статья 2. Княжество является конституционной наследственной монархией на демократической и парла­ментской основе (статьи 79 и 80); государственная власть воплощена и закреплена в Князе и в народе, исходит от них и осуществляется ими обоими в соответствии с пред­писаниями настоящей Конституции.

    Статья 3. Преемственность трона, наследственного в княжеском доме Лихтенштейн, наступление совершен­нолетия Князя и княжеского наследника, а также усло­вия регентства, если это будет необходимо, определяются законами правящего княжеского дома.

    Статья 4. Какие-либо изменения границ государ­ственной территории или отдельных ее общин, образо­вание новых или слияние существующих общин могут иметь место лишь в силу закона.

    Статья 5. Государственным гербом является герб княжеского дома Лихтенштейн. Национальными цветами являются синий и красный.

    Статья 6. Немецкий язык является государствен­ным и официальным языком.

    Г л а в а II князь

    Статья 7. Князь является Главой Государства и осуществляет свои права государственной власти в со­гласии с постановлениями Конституции и других соот­ветствующих законов.

    Личность его священна и неприкосновенна.

    Статья 8. Князь представляет Государство во всех его сношениях с иностранными государствами при необ­ходимом участии Правительства.

    Для своей действительности требуют одобрения Ланд­тага все договоры, в силу которых уступается часть го­сударственной территории, отчуждается принадлежа­щая Государству собственность, затрагиваются суверен­ные права Государства либо его преимущественные права и привилегии, или возлагается на Княжество или его граждан новый долг, или принимается обязатель­ство, затрагивающее права граждан.

    Статья 9. Закон становится действительным только по одобрении и утверждении его Князем.

    Статья 10. Все распоряжения, необходимые для выполнения и применения законов, как и распоряжения, вытекающие из права управления и контроля, Князь осуществляет без участия Ландтага через посредство Правительства; он издает соответствующие декреты и указы (статья 92). В случаях крайней необходимости он принимает меры, требуемые для безопасности и благо­состояния Государства.

    Статья 11. Князь назначает должностных лиц Го­сударства в соответствии с предписаниями Конституции. Новые постоянные должности могут учреждаться только с согласия Ландтага.

    Статья 12. Князю принадлежит право помилования, а также смягчения и снижения наказаний по вынесен­ным и вошедшим в законную силу приговорам, а равно право приостанавливать уголовное преследование.

    Право помилования или смягчения наказаний члена Правительства, осужденного за должностные преступле­ния, может осуществляться Князем лишь с согласия Ландтага.                     '•191-

    Стать я 13. Каждый преемник Князя обязан до при­нятия им следуемой ему присяги верноподданства в пись­менной форме поручиться своей княжеской честью и достоинством, что он будет управлять княжеством Лих­тенштейн в согласии с его Конституцией и другими за­конами, сохранять его территориальную целостность, а также безраздельно осуществлять все права княже­ства.

    В случае продолжительного нахождения вне страны Князь будет посылать в «ее каждый год на определен­ный срок или в случаях необходимости принца своего дома и поручать, ему как своему 'представителю осу­ществление суверенных прав Князя.

    Глава III

    ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА

    1   Статья 14. Высшей обязанностью Государства яв­ляется способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов и об охране религиозных, нрав­ственных и экономических интересов народа.

    Статья 15. Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они Должны быть организованы таким образом, чтобы моло­дежь путем сотрудничества семьи, школы и церкви по­лучала религиозное и нравственное воспитание, приобре­тала патриотические чувства и профессиональные каче­ства.

    Статья 16. Вся система воспитания и обучения подлежит контролю Государства при условии сохране­ния в неприкосновенности учения церкви.

    Устанавливается система всеобщего обязательного обучения.

    Государство будет наблюдать за тем, чтобы обяза­тельное начальное обучение давалось в государственных школах в достаточной мере и бесплатно.

    Религиозное обучение будет поручаться духовным властям.

    Никто не может оставить подростка, находящегося на его попечении, без обучения в объеме государствен­ной элементарной школы.

    Может быть введено обязательное посещение вечер­них школ.

    Государство будет соблюдать свойственное ему вели­чайшее благоразумие в вопросах воспитания и обучения при посредстве Школьного совета, организация и задачи которого подлежат определению законом.

    Обучение в частных школах допускается при усло­вии их соответствия правилам продолжительности обу­чения, задачам и целям обучения и организации и обо­рудования, установленным законом для государственных школ.

    Статья 17. Государство поддерживает и поощряет систему дополнительных школ и высших школ по специ­альным отраслям знания, а также всю систему воспита­ния и обучения домашнему и сельскому хозяйству и про­изводству.

    Государство облегчает посещение высших школ ода­ренным, но не имеющим средств ученикам путем предо­ставления соответствующих стипендий.

    Статья 18. Государство заботится о системе обще­ственного здравоохранения, оказывает содействие орга­низации помощи больным и стремится законодательными мерами бороться с алкоголизмом и перевоспитать алко­голиков и праздношатающихся.

    Статья 19. ГЪсударство охраняет право гражданина на труд и на использование им его собственной рабочей силы, в частности в отношении женщин и несовершенно­летних, занятых в торговле и промышленности.

    Воскресенья и признанные Государством обществен­ные праздники будут общими днями отдыха, при соблю­дении постановлений закона о воскресеньях и праздни­ках.

    Статья 20. В целях улучшения покупательной спо­собности населения и содействия его экономическим интересам Государство будет поощрять и поддерживать как горное, так и равнинное сельское хозяйство, тор­говлю и промышленность. В частности, оно будет раз­вивать страхование от убытков, угрожающих работам и товарам, а также принимать меры предосторожности против причинения таких убытков.

    Государство будет обращать особое внимание на раз­витие и организацию транспорта, соответствующие со­временным требованиям.

    Оно будет содействовать организации ситемы плотин, облесению, осушке и будет в дальнейшем прилагать все возможные усилия для открытия новых источников за­работка.

    Статья 21. Государству принадлежат верховные суверенные права и прерогативы на все воды согласно действующим и могущим быть изданными законам в этой области. Использование и проведение таких вод, а также защита от иих должны регулироваться и поощряться в законодательном порядке с учетом дости­жений техники. Права, связанные с электрической энер­гией, подлежат урегулированию.

    Статья 22. Государство осуществляет свои верхов­ные суверенные права в области охоты, рыболовства и эксплуатации недр и при издании относящихся к ним законов будет охранять как интересы сельского хозяй­ства, так и финансы общин.

    Статья 23. Организация системы денежного обра­щения и общественного кредита является обязанностью Государства.

    Статья 24. Путем подлежащих изданию законов Государство предусматривает справедливое налогооб­ложение, освобождая от обложения минимум, необхо­димый для существования, и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы.

    Финансовое положение Государства должно быть до­ведено всеми возможными способами до более высокого уровня, причем особое внимание должно быть уделено открытию новых источников доходов для издержек на общественные надобности.

    Статья 25. К ведению общин относится оказание помощи неимущим согласно особым регулирующим этот вопрос законам. Однако Государство должно осуществ­лять высший контроль в этой области. Оно может ока­зывать общинам надлежащую помощь, в частности по соответствующему обеспечению сирот, душевнобольных, неизлечимо больных и престарелых.

    Статья 26. Государство должно поддерживать и поощрять системы страхования по болезни, . старости, инвалидности, а также страхование от огня.

    Статья 27. Государство предусматривает системы быстрого судебного разбирательства споров и исполни­тельного производства и порядка охраны норм матери­ального права, а также систему производства дел, регу­лируемых административным правом, основанную на том же 'принципе.

    Представительство профессиональных интересов сто­рон подлежит регулированию законом.

    Глава IV ОБЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

    Статья 28. Каждый гражданин имеет право при условии соблюдения действующих законоположений сво­бодно избрать для себя местожительство в любом пункте в пределах территории Государства и приобретать лю­бого рода имущество.

    Права на проживание иностранцев определяются договорами Государства на основе взаимности.

    Всякое пребывание на территории Княжества допу­скается при условии соблюдения его законов и дает право на защиту в соответствии с предписаниями Кон­ституции и всех других законов.

    Статья 29. Всякой лицо, являясь гражданином Го­сударства, будет обладать всеми правами гражданства в соответствии с предписаниями Конституции.

    Статья 30. Приобретение и утрата гражданства регулируются законом.

    Статья 31. Все граждане равны перед законом. Они на равных началах допускаются ко всем государственным должностям согласно соответствующим законам.

    Права иностранцев определяются в первую очередь договорами, а за отсутствием договора — на основе взаимности.

    Статья 32. Свобода личности, неприкосновенность жилища, а также переписки и бумаг гарантируются.

    Арест или содержание под стражей, домашний «ли личный обыск, обследование бумаг, изъятие переписки или бумаг может производиться только в случаях и в порядке, предписанных законом.

    Устанавливается право требования лицом, арестован­ным незаконно или без вины, с подтверждением дока­зательствами, либо от имени лица, невинно осужден­ного, полной компенсации от Государства согласно ре­шению суда. Закон установит, вправе ли Государство требовать возмещения расходов от третьих лиц и в ка­ком именно размере.

    Статья 33. Никто не может быть изъят из-под его законной подсудности. Не допускается учреждение чрез­вычайных судов.

    Наказания могут устанавливаться и налагаться только в соответствии с законами.

    Гарантируется право обвиняемого па защитника по всем уголовным делам.

    Статья 34. Гарантируется неприкосновенность част­ной собственности. Конфискация может производиться только в случаях, указанных законом.

    Авторское право будет регламентировано законом.

    Статья 35. Отчуждение частной собственности или ограничение ее могут устанавливаться, если этого тре­буют общие интересы, с уплатой соответствующего воз­мещения, определяемого в случае спора судебным по­рядком.

    Право неприкосновенного владения будет определено

    законом.

    Статья 36. Ремесла, торговля и промышлен­ность свободны в установленных законом рамках.

    Исключительные привилегии в этой области на определен­ный период допускаются только на основании закона.

    Статья 37. Каждому гарантируется свобода веро­исповедания и совести.

    Римско-католическая церковь является государствен­ной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой Государства. Другим религиозным культам гарантируется 'исповедание соответствующих верований и выполнение церковных служб с соблюде­нием публичного порядка и требований нравственности.

    Статья 38. Гарантируется собственность и все дру­гие права собственности религиозных культов и религиоз­ных союзов и обществ в отношении их учреждений и вкладов либо другого имущества, предназначенного для отправления культа, обучения и благотворительных це­лей. Управление принадлежащим церквам имуществом в приходах будет урегулировано особым законом;впредь до его издания должно быть достигнуто дружественное соглашение по этому вопросу с властями соответствую­щей церкви.

    Статья 39. Пользование гражданскими и политиче­скими правами не зависит от принадлежности к какой- либо религии; она не может служить основанием нару­шения каких-либо гражданских обязанностей.

    Статья 40. Каждый имеет право свободно выра­жать свои мнения и излагать свои мысли устно, в письменной форме, в печати или путем изо'бражений в пределах закона и требований нравственности; цен­зура может устанавливаться только в отношении пуб­личных представлений и выставок.

    Статья 41. Свобода союзов и собраний в пределах закона гарантируется.

    Статья 42. Гарантируется право обращения с пе­тициями в Ландтаг илй- в Государственный комитет, причем не только отдельным лицам, права и интересы которых затронуты, но также обществам и корпорациям предоставляется право заявлять о своих желаниях и просьбах через члена Ландтага.

    Статья 43. Гарантируется право жалоб. Каждый гражданин вправе принести жалобу на поведение или действия органа государственной власти, нарушающие
    ^Конституцию, закон или постановление и неблагоприятно (отражающиеся на его правах и интересах. Такие жалобы (подаются непосредственно вышестоящему органу власти 1и в случае необходимости могут быть доведены до выс- (ших органов, если законом не будет установлено огра­ничение для принесения жалобы и ее дальнейшего про­фдвижения в отдельных случаях. Если жалоба отклонена каким-либо органом, он обязан сообщить жалобщику основания своего решения.

    Статья 44. Все способные носить оружие обязаны вплоть до 60-летнего возраста защищать страну в слу­чае необходимости.

    За исключением таких случаев, вооруженные соеди­нения могут быть образованы и содержимы лишь по­стольку, поскольку это необходимо для полицейской службы и внутреннего порядка. Специальные постанов­ления по этому вопросу будут изданы в законодатель­ном порядке.

    Глава V ЛАНДТАГ

    Статья 45. Ландтаг является законным представи­тельным органом всей совокупности граждан и как тако­вой предназначен в соответствии с Конституцией выпол­нять и отстаивать интересы народа в его отношениях с Правительством и содействовать, сколь возможно, благосостоянию княжеского дома и страны, честно при­держиваясь принципов, положенных в основу настоящей Конституции.

    Права, которыми облечен Ландтаг, могут осуще­ствляться только в законно созванных его заседаниях.

    Статья 46. Ландтаг состоит из пятнадцати депута­тов, избираемых народом всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Горная и низменная части страны со­ставляют каждая отдельный избирательный округ. Из пятнадцати депутатов девять избираются горной частью и шесть—низменной. Одновременно каждой группой из­бирателей в обоих избирательных округах избираются за­местители пятнадцати депутатов. Общее число таких
    заместителей по каждому избирательному округу не дол-] жно превышать число депутатов, подлежащих избрани^ в этом округе.

    Заместители депутатов распределяются соответ­ственно численному соотношению партий.

    Все подробности относительно проведения выборов) регулируются особым законом.

    Статья 47. Члены Ландтага выбираются на четыУ рехлетний период. Допускается избрание на новый срок! Собрание групп избирателей, к которым принадлежит тот или иной депутат, имеет право по заявлению преобладаю*- щей политической партии данной группы отозвать такого депутата из Ландтага при наличии серьезных оснований.

    Статья 48. Князь имеет право, с изъятиями, пре­дусмотренными нижеследующим абзацем, созывать Ланд­таг, закрывать его и по серьезным основаниям, которые в каждом случае должны быть сообщены Ландтагу, от­срочивать его заседания на три месяца или распускать его. О всякой отсрочке, закрытии или роспуске непре­менно должно -быть заявлено в собрании Ландтага.

    По требованию не менее четырехсот граждан, поль­зующихся правом голоса, или на основании мотивирован­ной письменной резолюции не менее трех общин Ланд­таг должен быть созван.

    При условиях, предусмотренных предыдущим абза­цем, шестьсот граждан, пользующихся правом голоса, или четыре общины на основании резолюций их собраний могут потребовать референдума по поводу роспуска Ланд­тага.

    Статья 49. Ландтаг созывается на очередные сес­сии в начале каждого года по указу Князя, с назначе­нием места, дня и часа созыва.

    В течение года Ландтаг созывается на сессии его председателем. По окончании отсрочки Ландтаг должен быть вновь созван указом Князя в течение одного месяца.

    В случае отсутствия депутатов, принадлежащих к дан­ной группе избирателей, на одной или нескольких после­довательных сессиях заместители депутатов соответ­ственно заменяют отсутствующих, используя их места и голоса.    ,

    Статья 50. В случае роспуска Ландтага новые вы­боры назначаются не позднее шести недель. Вновь из­бранные депутаты созываются не* позднее двух следую­щих недель.

    Статья 51. В случае перехода трона в порядке пре­столонаследия Ландтаг должен быть созван не позднее тридцати дней на чрезвычайную сессию для принятия предусмотренной статьей 13 декларации наследника трона и принесения присяги верноподданства.

    Если Ландтаг был до этого распущен, новые выборы производятся в таком порядке, чтобы сделать возможным созыв Ландтага не позднее сорока дней после вступления на трон нового Князя.

    Статья 52. Ландтаг под председательством ста­рейшего члена выбирает из своего состава на первом за­конно созванном заседании Председателя и его замести­теля на текущий год для руководства делами Ландтага.

    Протоколы заседаний сессий ведутся согласно резо­люции Ландтага двумя секретарями, выбираемыми из числа членов сейма, либо должностным лицом Государ­ства.

    Статья 53. По созыве Ландтага депутаты обязаны лично явиться по месту резиденции Правительства. Если депутат встречает препятствие своему прибытию, он тот­час сообщает об этом факте и о причинах Правительству в случае первого созыва Ландтага и Председателю Ланд­тага — в позднейших случаях. Когда причины, препят­ствующие его прибытию, носят постоянный характер, про­изводятся дополнительные выборы, если не может быть произведено замещение согласно системе заместительства.

    Статья 54. Первая сессия Ландтага открывается с должной торжественностью лично Князем или его пред­ставителем. Князь или его представитель принимает от всех вновь выбранных в Ландтаг членов нижеследующую присягу:

    «Клянусь соблюдать государственную Консти­туцию и существующие законы и содействовать в Ландтаге благосостоянию страны, без каких-либо личных соображений и намерений, в силу всех моих способностей и знаний. Да поможет мне в этом Бог!»

    заместителей по каждому избирательному округу не дол­жно превышать число депутатов, подлежащих избрания^ в этом округе.

    Заместители депутатов распределяются соотвег-. ственно численному соотношению партий.

    Все подробности относительно проведения выборов) регулируются особым законом.

    Статья 47. Члены Ландтага выбираются на четы?1 рехлетний период. Допускается избрание на новый срок. Собрание групп избирателей, к которым принадлежит тот или иной депутат, имеет право по заявлению преобладаю­щей политической партии данной группы отозвать, такого депутата из Ландтага при наличии серьезных оснований.

    Статья 48. Князь имеет право, с изъятиями, пре­дусмотренными нижеследующим абзацем, созывать Ланд­таг, закрывать его и по серьезным основаниям, которые в каждом случае должны быть сообщены Ландтагу, от­срочивать его заседания на три месяца или распускать его. О всякой отсрочке, закрытии или роспуске непре­менно должно быть заявлено в собрании Ландтага.

    По требованию не менее четырехсот граждан, поль­зующихся правом голоса, или на основании мотивирован­ной письменной резолюции не менее трех общин Ланд­таг должен быть созван.

    При условиях, предусмотренных предыдущим абза­цем, шестьсот граждан, пользующихся правом голоса, или четыре общины на основании резолюций их собраний могут потребовать референдума по поводу роспуска Ланд­тага.

    Статья 49. Ландтаг созывается на очередные сес­сии в начале каждого года по указу Князя, с назначе­нием места, дня и часа созыва.

    В течение года Ландтаг созывается на сессии его председателем. По окончании отсрочки Ландтаг должен быть вновь созван указом Князя в течение одного месяца.

    В случае отсутствия депутатов, принадлежащих к дан­ной группе избирателей, на одной или нескольких после­довательных сессиях заместители депутатов соответ­ственно заменяют отсутствующих, используя их места и голоса.

    Статья 50. В случае роспуска Ландтага новые вы­боры назначаются не позднее шести недель. Вновь из­бранные депутаты созываются не 'позднее двух следую­щих недель.

    Статья 51. В случае перехода трона в порядке пре­столонаследия Ландтаг должен быть созван не позднее тридцати дней на чрезвычайную сессию для принятия предусмотренной статьей 13 декларации наследника трона и принесения присяги верноподданства.

    Если Ландтаг был до этого распущен, новые выборы производятся в таком порядке, чтобы сделать возможным созыв Ландтага не позднее сорока дней после вступления на трон нового Князя.

    Статья 52. Ландтаг под председательством ста­рейшего члена выбирает из своего состава на первом за­конно созванном заседании Председателя и его замести­теля на текущий год для руководства делами Ландтага.

    Протоколы заседаний сессий ведутся согласно резо­люции Ландтага двумя секретарями, выбираемыми из числа членов сейма, либо должностным лицом Государ­ства.

    Статья 53. По созыве Ландтага депутаты обязаны лично явиться по месту резиденции Правительства. Если депутат встречает препятствие своему прибытию, он тот­час сообщает об этом факте и о причинах Правительству в случае первого созыва Ландтага и Председателю Ланд­тага — в позднейших случаях. Когда причины, препят­ствующие его прибытию, носят постоянный характер, про­изводятся дополнительные выборы, если не может быть произведено замещение согласно системе заместительства.

    Статья 54. Первая сессия Ландтага открывается с должной торжественностью лично Князем или его пред­ставителем. Князь или его представитель принимает от всех вновь выбранных в Ландтаг членов нижеследующую присягу:

    «Клянусь соблюдать государственную Консти­туцию и существующие законы и содействовать в . • Ландтаге благосостоянию страны, без каких-либо личных соображений и намерений, в силу всех моих способностей и знаний. Да поможет мне в этом Бог!»

    Члены Ландтага, позже вступающие в его состав, при­носят эту присягу перед Председателем Ландтага.

    Статья 55. Сессии Ландтага закрываются лично Князем или его представителем.

    Статья 56. Ни один депутат Ландтага не может быть арестован в период сессии без согласия Ландтага, за исключением случаев задержания с поличным на ме­сте преступления.

    В этом случае об аресте должно быть немедленно со­общено Ландтагу, с указанием причины ареста, и Ланд­таг решает, должен ли продолжаться арест. По требова­нию Ландтага все дело об аресте немедленно предста­вляется в его распоряжение.

    Если арест депутата произведен в то время, когда Ландтаг не заседает, сообщение об этом без промедления передается Государственному комитету, с указанием при­чин ареста.

    Статья 57. Члены Ландтага голосуют исключи­тельно в соответствии с принесенной ими присягой и в со­гласии со своими собственными убеждениями. Они не подлежат ни в коем случае ответственности за свое голо­сование, а за свои высказывания во время сессий Ланд­тага либо его комиссий они отвечают только перед Ланд­тагом и не подлежат преследованию за 'них в судебном порядке.

    Дисциплинарная власть регулируется регламентом, принимаемым Ландтагом.

    Статья 58. Всякий закон или резолюция Ландтага имеют силу только, если они приняты при наличии кво­рума, состоящего не менее чем из двух третей установ­ленного законом числа депутатов, >и если вотум принят большинством присутствующих членов, при условии, что в настоящей Конституции или в регламенте Ландтага не установлено иное. Это -правило распространяется также на выборы, производимые Ландтагом.

    В случае равенства поданных голосов голос председа­тельствующего дает перевес: при выборах — после трое­кратной, в других случаях — после первой баллоти- ровки.-

    Статья 59. Ландтаг решает о действительности вы­боров его членов.

    /


    Статья 60. Ландтаг утверждает резолюцией ре­гламент своей работы, принимая во внимание предписа­ния, содержащиеся в Конституции и придерживаясь их.

    Статья 61. Депутаты получают за свое участие в сессиях и комиссиях Ландтага из государственного каз­начейства поденное содержание и возмещение дорожных расходов по определению закона.

    Статья 62. К предметам компетенции Ландтага, в частности, относится:

    a)     участие согласно предписаниям Конституции в законодательстве;

    b)     участие в заключении государственных до­говоров;

    c)     утверждение годового бюджета и установле-

    ; ние налогов и других государственных сборов;

    -              с!) разрешение путем голосования кредитов,

    обязательств и займов, налагающих долг на страну, а также приобретения и продажи государ­ственного имущества;

    е) принятие решений по отчетам, подлежащим ежегодно представлению Ландтагу Правитель­ством по общему управлению Государством;

    I) внесение предложений и жалоб по делам общего управления или по отдельным его отрас­лям;

    §) возбуждение обвинений против членов Пра­вительства в Высшем государственном суде за на­рушение Конституции и других законов.

    Статья 63. Ландтаг имеет право наблюдения над всем управлением Государства. Это право он осуще­ствляет через комиссию, выбираемую им для рассмотре­ния всех касающихся Государства дел.

    Ландтаг может в любое время доводить до сведения Князя непосредственно через своих представителей или письменно о всяких недостатках и злоупотреблениях, обнаруженных Ландтагом в управлении Государством, и просить об их устранении. Результаты произведенного в связи с этим расследования должны быть сообщены Ланд­тагу.

    Ландтаг имеет право образовывать комиссии для установления фактических обстоятельств.

    Представитель Правительства должен быть выслушан и обязан отвечать на вносимые депутатами интерпелля­ции.

    Статья 64. Право законодательной инициативы, то есть предложения законопроектов, принадлежит:

    a)      Князю — в форме вносимых Правительством законопроектов;

    b)      самому Ландтагу;

    c)     гражданам, обладающим избирательным правом, при следующих условиях:

    Если не менее четырехсот граждан, обладающие.из­бирательным правом, чьи подписи и избирательные права засвидетельствованы в письменной форме главой местного .органа самоуправления по месту их жительства, или не менее чем три общины путем резолюций одинаковой формы, вынесенных собраниями каждой общины, предъ­являют требование об издании, изменении или отмене ка­кого-либо закона, то такое требование передается на рас­смотрение ближайшей следующей сессии Ландтага.

    Если это требование, предъявленное одним из органов, указанных в пунктах «а» —■ «с», имеет целью издание за­кона, еще не предусмотренного Конституцией, причем принятием этого закона на страну возлагается либо еди­новременное обязательство, не предусмотренное финансо­вым законом, либо обязательство на более длительный срок, — такое требование подлежит передаче на рассмо­трение Ландтага только при наличии в требовании также указания о средствах покрытия таких обязательств.

    Законодательная инициатива, касающаяся самой Кон­ституции, должна исходить не менее чем от шестисот граждан, обладающих избирательным правом, или не менее чем от четырех общин.

    Подробные постановления о такой народной инициа­тиве устанавливаются особым законом.

    Статья 65. Ни один закон не может быть принят, изменен или аутентично истолкован без участия Ланд­тага. Для действительности всякого закона необходима, кроме участия Ландтага, подпись Князя, которая санк­ционирует его, контрассигнироваиие ответственного Главы Правительства или -его заместителя и опубликование в правительственном вестнике.

    Кроме того, может быть произведено согласно поло­жениям следующей статьи народное голосование (рефе­рендум).

    Статья 66. Принятый Ландтагом и не объявленный им срочным закон, как и резолюция Ландтага по финан­совым вопросам, не объявленная им срочной, подлежит, если они вызывают новый единовременный расход в де­сять тысяч франков, референдуму, если Ландтаг вынесет соответствующее решение или же если в течение трид­цати дней после официального опубликования закона или резолюции Ландтага не менее четырехсот граждан Госу­дарства, обладающих избирательным правом, или не ме­нее трех общин потребуют этого в соответствии со ста­тьей 64.

    Если вопрос касается Конституции в целом или от­дельных частей ее, требование референдума должно ис­ходить не менее чем от шестисот граждан Государства, обладающих избирательным правом, или не менее чем от четырех общин.

    Ландтаг вправе назначить референдум для включе­ния в подлежащий изданию закон особых принципиаль­ных положений.

    Референдум производится по общинам. Вопрос, при­нят ли или отклонен закон, решается большинством дей­ствительных голосов, поданных по всей стране.

    Резолюции, затрагивающие закон, подлежащий рефе­рендуму, не должны представляться Князю на подпись и утверждение раньше, чем они будут приняты на рефе­рендуме, или раньше, чем истечет тридцатидневный срок для требования референдума.

    Если Ландтаг отклонил законопроект, предложенный ему в порядке народной инициативы, содержащий, когда это необходимо, также предложения о покрытии финан­совых обязательств, из него вытекающих, этот законо­проект должен быть представлен на референдум. В таком случае принятие законопроекта путем голосования граж­дан, обладающих избирательным правом, заменяет при­нятие его резолюцией Ландтага, требуемой в прочих слу­чаях для принятия закона.

    Подробные постановления о референдуме будут опре­делены законом.

    Статья 67. Закон вступает в силу, если в нем не установлено иное, по истечении восьми дней после его опу­бликования в официальном правительственном вестнике.

    Статья 68. Без согласия Ландтага не могут быть установлены и не могут взиматься никакие прямые или косвенные налоги и никакое другое обложение или обя­зательство, как бы они ни назывались. Согласие Ландтага должно быть специально оговорено при опубликовании устанавливаемых налогов.

    Согласие Ландтага требуется также для размещения и распределения всех государственных пошлин и невин­ностей между лицами и имуществами, а также способов их взимания.    *" -

    Установление пошлин и повинностей производится, как правило, на один административный год.

    Статья 69. На рассмотрение и одобрение Ландтага должен представляться Правительством бюджет вех рас­ходов и доходов на предстоящий административный год по управлению страной. К нему должно быть присоеди­нено представление о подлежащих взиманию налогах.

    По каждому истекшему административному году Пра­вительство сообщает Ландтагу в течение первых шести месяцев следующего года полный отчет об использовании одобренных и поступивших доходов согласно бюджету с правом Ландтага одобрить оправданное превышение расходов и с ответственностью Правительства за неоправ­данное их превышение.

    С указанной оговоркой Правительство имеет право производить срочные расходы, не предусмотренные бюд­жетом.

    Экономия средств, если таковая окажется по отдель­ным статьям бюджета, не может быть использована для покрытия излишков расходов по другим статьям.

    Статья 70. Ландтаг совместно с Князем контроли­рует актив казначейства.

    Глава VI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

    Статья 71. На время между отсрочкой, закрытием или роспуском Ландтага и его открытием учреждается,
    без нарушения предписаний, содержащихся в статьях
    48—57 относительно сроков нового открытия или нового избрания Ландтага, Государственный комитет для за­мены Ландтага по делам, требующим участия его или его комиссий.

    Статья 72. Государственный комитет состоит из бывшего председателя Ландтага, которого в случае от­сутствия заменяет заместитель, и четырех лиц, выбирае­мых Ландтагом из числа его членов при условии рав­ного представительства от горной и низменной частей страны.

    Ландтаг при всех условиях должен иметь возможность принять участие в этих выборах в течение сессии, во время которой было объявлено об отсрочке, закрытии или роспуске Ландтага.

    С т а т ь я 73. Деятельность Государственного комитета прекращается с возобновлением заседаний Ландтага.

    Статья 74. Государственный комитет, в частности, имеет право и обязан:

    a)     следить за соблюдением Конституции, за вы­полнением дел, подлежащих ведению Ландтага, а также за тем, чтобы Ландтаг в случае предшест­вующих роспуска или отсрочки был своевременно вновь созван;

    b)     рассматривать балансы государственного казначейства и передавать Ландтагу свой доклад и предложения;

    c)      подписывать долговые и гарантийные обяза­тельства на государственное казначейство в соот­ветствии с принятыми ранее резолюциями Ланд­тага по этим делам;

    с!) выполнять любые особые указания, полу­ченные от Ландтага по подготовке предстоящего обсуждения дел;

    е) в чрезвычайных случаях доводить о них до • сведения Князя, а если конституционные права находятся под угрозой или нарушаются, входить с представлениями, протестами и жалобами;

    Г) входить с представлениями о созыве Ланд­тага, если этого требуют обстоятельства.

    Статья 75. Государственный комитет не может при­
    нимать какие-либо постоянные обязательства за страну и ответствен перед Ландтагом за свою деятельность.

    С т а т ь я 76. Сессии Государственного комитета будут происходить в месте нахождения Правительства и будут созываться его председателем по мере необходимости.

    Для действительности его решений необходим кворум в составе не менее трех членов.

    Статья 77. Члены Государственного комитета в пе­риод его сессий будут получать такое же суточное возна­граждение и возмещение дорожных расходов, как и депутаты.

    Глава VII ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    А.  Правительство

    Статья 78. Управление всеми делами Государства, за исключением вопросов, касающихся школьного дела, должно осуществляться в соответствии с предписаниями настоящей Конституции и других законов Правительст­вом в Совете, ответственном перед Князем и перед Ланд­тагом.

    Статья 79. Правительство состоит из Главы Пра­вительства, двух административных советников и такого же числа их заместителей, привлекаемых в случаях не­обходимости. Глава Правительства и его заместитель назначаются с согласия Ландтага и по его представлению Князем из числа пользующихся избирательным правом граждан. Они должны быть уроженцами Лихтенштейна. Исключение из этого правила допускается лишь для Главы Правительства с согласия Ландтага, выраженного большинством двух третей голосов.

    Оба административных советника и их заместители выбираются Ландтагом из числа пользующихся избира­тельным правом граждан с равным представительством от обеих частей страны, причем выборы их подлежат утверждению Князем.

    Ландтаг должен произвести выборы административ­ных советников и их заместителей в течение первой сессии.

    Продолжительность занятия должностей Главы Пра­вительства и его заместителя устанавливается в шесть лет; срок занятия должностей административных совет­ников и их заместителей совпадает с периодом, на кото­рый избран Ландтаг. Впредь до нового назначения или новых выборов члены предыдущего Правительства про­должают вести дела по принадлежности за своей ответ­ственностью.

    Если Ландтаг по истечении шести лет исполнения Главой Правительства своих обязанностей выразит ему вотум доверия, это будет считаться предложением о но­вом его назначении Князем. Это действует также и в от­ношении его заместителя.

    Избрание на новый срок административных советни­ков и их заместителей допускается.

    Статья 80. Если какой-либо член Правительства в результате своей деятельности утратит доверие населе­ния и Ландтага, последний независимо от своего права возбудить преследование перед Высшим государственным трибуналом может ходатайствовать перед Князем о сме­щении указанного должностного лица.

    Статья 81. Члены Правительства, за исключением Главы Правительства и постоянно исполняющего обязан­ность заместителя, не получают определенного жало­ванья; в качестве возмещения за выполнение официаль­ной должности они получают из государственного казна­чейства вознаграждение из суточного расчета и оплату дорожных расходов в том же размере, как депутаты Ландтага.

    Статья 82. Законом будет определено, по каким основаниям член Правительства может быть не допущен к совершению официального акта или освобожден от со­вершения его.

    Статья 83. В целях выполнения функций Прави­тельства при нем назначаются подчиненные и состоящие на жалованье должностные лица — специалисты в каче­стве секретаря Правительства, казначея, инженера с не­обходимым составом служащих.

    Для выполнения некоторых определенных дел, напри­мер по здравоохранению, ветеринарии, лесному хозяй­ству, требующих специальных профессиональных знаний,

    Правительством с согласия Ландтага (Финансовой ко­миссии или Государственного комитета по специальности) назначаются специалисты с вознаграждением по согла­шению.

    Статья 84. Разрешение дел Правительством произ­водится частично в Совете, частично через администра­тивный аппарат.

    Статья 85. Глава Правительства является также руководителем Государственного школьного совета. Он председательствует в Правительстве, ведет дела, пору­чаемые ему непосредственно Князем, контрассигнирует законы, а также декреты и указы, издаваемые. Князем или регентством, если таковое учреждено, и пользуется привилегиями, принадлежащими по закону представи­телю Князя на публичных торжествах.

    С т а т ь я 86. Глава Правительства лично докладывает или представляет доклад Князю по всем делам, подлежа­щим ведению суверена.

    Официальные экземпляры резолюций Князя по пред­ставлению Главы Правительства должны иметь собствен­норучную подпись Князя и, кроме того, быть контрассиг­нированы Главой Правительства.

    Статья 87. Подлежащая принятию Главой Прави­тельства торжественная присяга приносится перед Кня­зем или Регентом; прочие члены правительства и долж­ностные лица приводятся к присяге Главой Правительства.

    Статья 88. В случае отсутствия Главы Правитель­ства или каких-либо препятствий для него или если он отстранен от выполнения своих обязанностей на законном основании его заместитель выполняет его обязанности. Если какие-либо препятствия мешают заместителю по одной из вышеуказанных причин выполнять эти обязан­ности, они возлагаются на старейшего по возрасту адми­нистративного советника.

    В случае возникших для административного советника препятствий призывается его заместитель.

    Статья 89. Глава Правительства подписывает все декреты и указы, подлежащие изданию Правительством после обсуждения в Совете; он также осуществляет не­посредственное наблюдение за ведением всех дел Прави­тельства.

    Статья 90. Все серьезные дела, передаваемые на обсуждение Правительства, в частности спорные админи­стративные дела, подлежат обсуждению в Совете и раз­решению Правительством в заседании под председатель­ством Главы Правительства с участием обоих админи­стративных советников, с правом решающего голоса, и секретаря Правительства для ведения протокола.

    Как правило, эти заседания происходят раз в неделю; в случае необходимости они созываются дополнительно. Все решения принимаются большинством голосов.

    Глава Правительства наблюдает за выполнением при­нятых решений. Если он признает, что принятое решение противоречит действующим законам или указам, он мо­жет приостановить выполнение решения. Однако он обя­зан без замедления сообщить об этом органу власти, уполномоченному разбирать возможные протесты или жа­лобы; указанный орган должен, не затрагивая права сто­рон на протест или жалобу, решить вопрос о выполнении.

    Статья 91. Специалисты, упомянутые в статье 83, в случае необходимости принимают участие в заседаниях Правительства в качестве докладчиков или экспертов, с правом совещательного голоса, если обсуждаются во­просы, относящиеся к их специальности.

    С т а т ь я 92. На Правительстве лежит обязанность выполнения всех законов и всех не противных закону ука­зов Князя или Ландтага. Оно издает указы, необходимые для выполнения законов, не могущие, однако, выходить за рамки соответствующих законов и общих руководящих правовых норм.

    Все управление страной во всех случаях должно осу­ществляться в рамках Конституции и других законов, причем даже по делам, решение которых закон предоста­вляет свободному усмотрению администрации, надлежит строго держаться установленных законом рамок.

    Статья 93. К обязанностям, возлагаемым на Пра­вительство, в частности, относятся:

    a)     контроль над всеми органами власти и долж­ностными лицами и осуществление дисциплинарных прав в отношении последних;

    b)      назначение служебного персонала в помощь Правительству и другим органам власти;

    с)  наблюдение за местами заключения и выс­ший контроль над содержанием находящихся под стражей, как в предварительном заключении, так и осужденных;

    с!) управление провинциальными органами; е) наблюдение за законностью и бесперебой­ным функционированием окружных судов с сооб­щением о замеченных неправильностях вышестоя­щему суду;

    {) представление Ландтагу годового отчета о своей деятельности;

    разработка законопроектов, подлежащих представлению Правительством в Ландтаг, и дача заключений по вопросам, направленным ему Ланд­тагом;

    Ь) принятие решений о срочных расходах, не включенных в бюджет.

    Статья 94. Во избежание излишних задержек теку­щие дела не должны откладываться до дня заседания, а разрешаются в соответствующих управлениях обычным порядком Главой Правительства или административными советниками по специальности. Для этого в начале ка­ждого года Правительством после обсуждения в Совете устанавливается план распределения всех отраслей дея­тельности, с тем что окончательное распределение произ­водится в Совете, если это потребуется (статья 90).

    К текущим делам относятся все вопросы, имеющие сами по себе меньшее значение, или касающиеся только подготовительных действий, или требующие докладов, мотивировки или решения комиссий, или устанавливаю­щие, независимо от окончательного решения, лишь усло­вия, в которых должно до этого оставаться дело.

    В.   Государственный школьный совет

    Статья 95. Членство и сфера действия Государст­венного школьного совета регулируются особым за­коном.

    Статья 96. В отношении жалованья членов Школь­ного совета применяются предписания статьи 81 Консти­туции,

    С.   Организация административной юстиции

    Статья 97. Если законом не установлено иное, все решения или декреты Правительства могут быть обжало­ваны перед органом, учрежденным для рассмотрения и разрешения жалоб и протестов по административным делам.

    Указанный орган состоит из судьи, имеющего юриди­ческое образование, в качестве председателя, назначае­мого Князем по представлению Ландтага, и двух асси- стентов-судей, избираемых Ландтагом из числа обладаю­щих избирательным правом граждан, с таким же числом заместителей. Те и другие пользуются соответственно тем же положением, что и члены Ландтага. Решения этого органа окончательны.

    Статья 98. Специальным законом будут устано­влены особые правила для обеспечения судейской неза­висимости членов указанного органа, правила производ­ства дел и юрисдикции, сроки обжалования, а также вознаграждения членов и сборы с участвующих в деле сторон.

    О.   Отправление правосудия

    Статья 99. Отправление правосудия совершается от имени Князя законно признанными судьями.

    Суды, в установленных законом рамках их деятель­ности и в отношении судебного разбирательства, незави­симы от какого-либо вмешательства Правительства. При­говоры и решения их должны быть мотивированы.

    Статья 100. Органы, ведающие государственными доходами, а также доходами княжеского дома, именуемые органами государственных имуществ, подлежат юрисдик­ции общих судов по всякого рода тяжбам.

    Статья 101. Княжеский Окружной суд в Вадуце является судом первой инстанции, княжеский Высший суд в Вадуце — судом апелляционной инстанции, а кня­жеский Верховный суд — судом последней инстанции.

    Правила судоустройства и судопроизводства, а также сборы, взимаемые в связи с судебным производством, устанавливаются законом.

    Статья 102. Производство гражданских дел должно регулироваться на основе принципов устного и непосред­ственного разбирательства и свободной оценки доказа­тельств; в уголовном судопроизводстве обязательна, кроме того, обвинительная процедура.

    Правосудие по гражданским делам в суде первой ин­станции совершается единоличным судьей или несколь­кими судьями, действующими отдельно.

    Высший суд и Верховный суд — суды коллегиальные; члены их назначаются Князем по соглашению с Ландта­гом и по его представлению.

    Уголовные дела разбираются в первой инстанции Окружным судом, с привлечением по возможности непро­фессиональных судей, а также уголовным судом.

    Статья 103. Окружной судья председательствует в Окружном суде и осуществляет в первой инстанции дисциплинарную власть в отношении тех должностных лиц суда, которые не несут судейских функций и не поль­зуются положением судьи.

    Высший суд осуществляет верховный контроль над отправлением правосудия и обладает дисциплинарной властью в отношении судейского персонала окружных судов; по дисциплинарным делам несудейского персонала окружных судов он действует как суд апелляционной инстанции. Он является также судом первой инстанции по делам картелей и трестов.

    Верховный суд осуществляет дисциплинарную власть в отношении членов Высшего суда 'и является судом апелляционной инстанции ш дисциплинарным делам лиц судейского персонала окружных судов. По делам картелей и трестов он является судом последней ин­станции.

    Ё. Высший государственный трибунал

    Статья 104. Особым законом будет учрежден Выс­ший государственный трибунал в качестве суда публич­ного права для охраны гарантированных Конституцией прав, разрешения споров о компетенции между судами и административными властями, а также в качестве дис­циплинарного суда по делам о членах Правительства.

    Кроме того, Высший трибунал компетентен рассматри­вать вопросы о конституционности законов и о законно­сти издаваемых Правительством указов; по этим делам он является кассационной инстанцией. Он действует также в качестве административного трибунала и разре­шает дела по возбуждаемым Ландтагом заявлениям об увольнении членов Правительства и должностных лиц и по вопросам их ответственности за убытки, причиненные нарушением их служебных обязанностей.

    Статья 105. Высший государственный трибунал состоит из председателя и четырех членов, обладающих правом решающего голоса; члены суда выбираются Ландтагом с тем, чтобы большинство их принадлежало к числу уроженцев Лихтенштейна; два члена суда дол­жны быть юристами. Выборы председателя, который должен быть уроженцем Лихтенштейна, подлежат утвер­ждению Князя.

    Статья 106. Члены Высшего государственного три­бунала пользуются привилегией судейской независимости.

    Р. Общие положения

    Статья 107. Для занятия любой государственной должности в Государстве Лихтенштейн необходимо со­стоять в гражданстве Лихтенштейна независимо от дру­гих требований, предусматриваемых Конституцией; исклю­чения из этого правила допускаются лишь с согласия Ландтага.

    Статья 108. Организация государственных властей производится в законодательном порядке. Все органы власти должны иметь пребывание на территории страны; в правительственном органе большинство его членов дол­жно быть уроженцами Лихтенштейна.

    Статья 109. Члены Правительства, государственные служащие, руководители местного самоуправления, соот­ветственно их заместители, а также казначеи общин Должны при вступлении в должность принести следующую присягу:

    «Клянусь в верности Князю, в повиновении за­конам и в строгом соблюдении Конституции. Да поможет мне в этом Бог!».

    Глава VIII ОБЩИНЫ

    Статья 110. Закон учреждает общины, их орга­низацию и их задачи в соответствующих непосредствен­ных сферах деятельности, порученных им.

    Законоположения об общинах должны содержать следующие принципы:

    a)    свободное избрание административных руко­водителей и других органов общин с общинными собраниями;

    b)   самостоятельное управление общин их иму­ществом и осуществление общинами местной поли­цейской власти под наблюдением Правительства;

    c)   регулярная организация помощи бедным под наблюдением Правительства;

    с!) каждой общине присваивается право предо­ставлять гражданство общины и гражданские свободы.

    Глава IX

    КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 111. Настоящая Конституция по ее опубли­ковании будет общеобязательным и основным законом Государства. Для внесения изменений или поправок и для толкования этого основного закона Правительством или Ландтагом или путем народной инициативы (см. ст. 64) необходимо единогласное решение присутствую­щих членов Ландтага или трех четвертей присутствующих членов на двух последовательных сессиях Ландтага.

    Статья 112. Если возникает сомнение в толковании какого-либо предписания Конституции и это сомнение не может быть устранено соглашением между Правитель­ством и Ландтагом, вопрос разрешает Высший государ­ственный трибунал.

    Статья 113. Все законы, указы и статутарные по­становления, явно противоречащие предписанию, содер­жащемуся в Конституции, настоящим отменяются и
    объявляются лишенными законной силы; законодатель­ные постановления, противные духу настоящего основного закона, подлежат пересмотру для приведения в соответ­ствие с настоящей Конституцией.

    Статья 114. Выполнение настоящей Конституции возлагается на Правительство.

    Правительство должно разработать в возможно непро­должительный срок проекты всех законов, подлежащих изданию согласно предписаниям Конституции, и должно приступить согласно Конституции к их проведению в за­конодательном порядке.

    Полномочия Ландтага настоящего созыва продолжены до конца текущего года.

    Вадуц, 5 октября 1921 года.

    УКАЗ ЛАНДТАГА

    Ландтаг на своем заседании 16 мая 1929 года, по со­глашению с Правительством и в соответствии со статьей 112 Конституции, принял для устранения сомне­ний в толковании предписаний Конституции нижесле­дующее постановление:

    1.       Абзац 1 статьи 48 Конституции истолковы- , вается в том смысле, что в случае роспуска

    Ландтага Князем новый четырехлетний срок исчис­ляется со дня сформирования вновь избранного . Ландтага.

    2.  Предписания статьи 97 Конституции о сроке полномочий органа для разрешения жалоб по ад­министративным делам истолковываются в том смысле, что срок полномочий указанного органа кончается не только с истечением нормального четырехлетнего периода полномочий Ландтага, но также и в том случае, если Ландтаг в период дей­ствия его полномочий был распущен Князем или же на основании референдума.

    Вадуц, 6 июня 1929 года.


    [1] С изменениями 1938 и 1939 гг. — Прим. ред.