КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
22 декабря 1947 г.
Временный Глава Государства
согласно решению Учредительного собрания, одобрившего в заседании 22 декабря 1947 г. Конституцию Итальянской Республики,
и согласно XVIII заключительному постановлению Конституции
промульгирует
Конституцию Итальянской Республики, текст которой следует:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
: Статья 1. Италия — демократическая Республика, основывающаяся на труде.
Суверенитет принадлежит пароду, который осуществляет его в формах и в границах Конституции.
Статья 2. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность — и требует выполнения ненарушимых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности.
Статья 3. Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и общественного положения.
Задача Республики — устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному
эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны.
Статья 4. Республика признает за всеми граждан нами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным.
Каждый гражданин обязан в меру своих возможностей и согласно своему выбору развивать деятельность или выполнять функцию, способствующую материальному или духовному прогрессу общества.
Статья 5. Республика, единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии; осуществляет в тех сферах деятельности, которые входят в компетенцию госуг дарства, самую широкую административную децентрализацию; координирует принципы и методы своего законодательства с требованиями автономии и децентрализации.
Статья 6. Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства.
Статья 7. Государство и катблическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере.
Их отношения определяются Латеранскими договорами. Изменения этих договоров, принятые обеими сторонами, не требуют пересмотра Конституции.
Статья 8. Все религиозные исповедания равно свободны перед законом.
Религиозные исповедания, отличные от католического, имеют .право создавать свои организации по собственным уставам, поскольку это не противоречит итальянскому правовому порядку.
Их отношения с Государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти исповедания.
Статья 9. Республика поощряет развитие культуры, научные и технические исследования.
Она охраняет природу страны, историческое и художественное наследие нации.
Статья 10. Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.
Правовое положение иностранцев определяется законом согласно нормам международного права и международных договоров.
Иностранец, лишенный в своей стране возможности действительно пользоваться теми демократическими свободами, которые гарантированы итальянской Конституцией, имеет право убежища на территории Республики, с соблюдением установленных законом условий.
Не допускается выдача иностранца за политические преступления.
Статья 11. Италия отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она поощряет международные организации, стремящиеся к этим целям, и благоприятствует им.
Статья 12. Флаг Республики — итальянское трехцветное знамя: зеленое, белое и красное, в трех вертикальных полосах одинаковых размеров.
ЧАСТЬ I
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Глава I ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 13. Свобода личности иенарушима.
Личное задержание, осмотр или обыск, а равно всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме не допускаются иначе как на основании мотивированного акта судебной власти и только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, точно указанных в законе, органы государственной безопасности могут принимать временные предупредительные меры, о которых должно быть в течение 48 часов доведено до сведения судебной власти; если эта власть не утвердит их в течение следующих 48 часов, они считаются отмененными и действие их прекращается.
Всякое физическое и моральное принуждение в отношении лиц, подвергшихся тем или иным ограничениям свободы, подлежит наказанию.
Закон устанавливает максимальный срок предварительного заключения.
Статья 14. Жилище неприкосновенно. Осмотры, обыски или наложение секвестра не могут производиться иначе как в случаях и в порядке, установленных законом, в согласии с гарантиями, установленными для охраны личной свободы.
Проверки и осмотры в целях здравоохранения, и предотвращения общественных бедствий или с экономическими и фискальными целями определяются специальными законами.
Статья 15. Свобода и тайна переписки и всех других видов связи ненарушимы.
Ограничение их может иметь место лишь в силу мотивированного акта судебной власти с соблюдением гарантий, установленных законом.
Статья 16. Каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, с теми ограничениями, которые в общем порядке устанавливаются законом в интересах здравоохранения и безопасности. Никакие ограничения не могут быть установлены по политическим мотивам.
Каждый гражданин волен покинуть территорию Республики и возвратиться при условии выполнения обязанностей, налагаемых законом.
Статья 17. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия.
Для собраний, включая собрания в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется.
О собраниях в общественном месте должны быть уведомлены власти, которые могут запретить собрание только по обоснованным соображениям безопасности.
Статья 18. Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в целях, не запрещенных отдельным лицам уголовным законом.
Запрещаются тайные общества и такие объединения, которые, хотя бы косвенно, преследуют политические цели посредством организаций военного характера.
Статья 19. Все имеют право исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной или коллективной, пропагандировать их и отправлять свой культ, частным образом или публично, за исключением обрядов, противных добрым нравам.
Статья 20. Церковный характер и религиозная или культовая цель общества или учреждения не могут быть поводом ни для специальных законодательных ограничений, ни для специального налогового обложения его личного состава, юридической правоспособности и любой формы деятельности.
Статья 21. Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом распространения мыслей.
Печать не может подлежать разрешению или цензуре.
Конфискация может быть применена лишь на основании мотивированного акта судебной власти в случаях таких правонарушений, при которых закон о печати определенно разрешает конфискацию, или в случае нарушения правил, которые этот закон предписывает для установления ответственных лиц.
В случаях абсолютной безотлагательности и при невозможности своевременного вмешательства судебной власти конфискация периодических изданий может быть произведена должностными лицами судебной полиции, которые должны немедленно и не позднее чем в течение 24 часов довести об этом до сведения судебной власти. Если последняя не утвердит конфискацию в течение следующих 24 часов, то конфискация считается отмененной и утрачивает силу.
Закон может установить с качестве общего правила обязательное представление сведений об источниках финансирования периодической печати.
Запрещаются печатные произведения, зрелища и всякого рода манифестации, противные добрым нравам. Закон устанавливает меры, обеспечивающие предупреждение и пресечение нарушений.
Статья 22. Никто не может быть лишен по политическим мотивам своей право- и дееспособности, гражданства или имени.
Статья 23. Никакая личная повинность, ни имущественный налог не могут быть установлены иначе как на основании закона.
Статья 24. Все могут в судебном порядке действовать для охраны своих прав и законных интересов.
Защита является ненарушимым правом на любой стадии и в любом положении процесса.
Специальными учреждениями обеспечивается возможность для неимущих предъявлять иски и защищаться в любом суде.
Закон определяет условия и способы исправления судебных ошибок.
Статья 25. Никто не может быть изъят из подсудности тому судье, который предусмотрен законом.
Никто не может быть осужден иначе как на основании закона, вошедшего . в силу до совершенного деяния.
Никто не может быть подвергнут мерам обеспечения безопасности иначе как в предусмотренных законом случаях.
Статья 26. Выдача гражданина может состояться только в случаях, точно предусмотренных международными соглашениями.
Ни в каком случае не допускается выдача за политические преступления. ;
Статья 27. Уголовная ответственность имеет личный характер.
Обвиняемый не считается виновным впредь до окон' чательного Осуждения-
Наказания не могут состоять в мерах, противных чувству человечности, и должны быть направлены на перевоспитание осужденного.
Смертная казнь не допускается, кроме случаев, предусмотренных военными законами во время войны.
Статья 28. Должностные лица и служащие государства и общественных учреждений непосредственно отвечают согласно уголовным, гражданским и административным законам за действия, совершенные в нарушение чьих-либо прав. Гражданская ответственность в этих случаях распространяется на государство и общественные учреждения.
Глава II
!
ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 29. Республика признает права семьи как естественного союза, основанного на браке.
Брак покоится на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи.
Статья 30. Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.
В случае недееспособности родителей закон обеспечивает исполнеиие их обязанностей.
Закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю юридическую и социальную охрану, совместимую с правами членов законной семьи.
Закон устанавливает порядок и пределы отыскания отцовства. ;
Статья 31. Республика экономическими и другими мероприятиями способствует образованию семьи и выполнению ею ее задач, уделяя особое внимание большим семьям.
Она покровительствует материнству, младенчеству и молодежи, благоприятствуя необходимым учреждениям.
Статья 32. Республика охраняет здоровье как основное право личности и основной интерес коллектива и гарантирует бесплатное лечение для неимущих.
Никто не может быть обязан подвергнуться определенным санитарным мерам иначе как по постановлению закона. При этом закон не может ни в каком случае нарушить границы, диктуемые уважением к человеческой личности.
Статья 33. Искусство и наука свободны, и преподавание их свободно.
Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней.
Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержимые не за счет Государства,
При закреплении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а для их воспитанников — школьный режим, одинаковый с режимом государственных школ.
Для приема в школы различных родов и ступеней, для окончания их и для доступа к профессиональной деятельности установлены государственные экзамены.
Учреждения высшей культуры, университеты и академии имеют право на автономную организацию в пределах, указанных законами Государства. ^
Статья 34. Школа открыта для всех.
Начальное обучение, обязательное и бесплатное, дается в течение по меньшей мере восьми лет.
Способные и достойные ученики имеют право перехода в высшие ступени школ, хотя бы они и были лишены средств.
Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семье и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу.
Глава III
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 35. Республика охраняет труд во всех его формах и применениях.
Она заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации трудящихся.
Она благоприятствует и содействует международным соглашениям и международным организациям, имеющим целью закрепить и упорядочить права труда.
Она признает свободу эмиграции при условии выполнения эмигрирующими обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей.
Статья 36. Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования.
Наивысшая продолжительность рабочего дня устанавливается законом.
Трудящийся имеет право «а еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться.
Статья 37. Трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять обеспечивать выполнение ее существенных семейных функций и обеспечивать надлежащую охрану интересов матери и ребенка.
Закон устанавливает наименьший возраст для работы по найму.
Республика охраняет специальными нормами труд несовершеннолетних и гарантирует им право на одинаковое вознаграждение при одинаковом труде.
Статья 38. Каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и помощь общества.
Трудящиеся имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены материальные средства, соответствующие их жизненным потребностям, в случаях несчастья, болезни, инвалидности, старости и не зависящей от них безработицы.
Необученные и подростки имеют право на обучение и на получение профессиональной подготовки.
Предписания этой статьи осуществляются органами и учреждениями, установленными 'или организованными Государством.
Частная благотворительность свободна.
Статья 39. Учреждение профсоюзных организаций свободно.
На профсоюзы не может быть возложено иных обязательств, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно предписаниям закона.
При регистрации уставов профсоюзов к ним предъявляется требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на демократической основе.
Зарегистрированные профсоюзы имеют права юридического лица. Они могут представительствовать с числом голосов, пропорциональным числу членов каждого союза,
и заключать коллективные трудовые договоры с обязательной силой для всех лиц, принадлежащих к^ тем категориям трудящихся, к которым относится данный договор.
Статья 40. Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право.
Статья 41. Частная хозяйственная инициатива свободна.
Она не может развиваться в противоречии с общественной пользой или так, чтобы причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.
Закон определяет программы тех мероприятий и контроля, с помощью которых общественная и частная экономическая деятельность может быть направляема и координируема в социальных целях.
Статья 42. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат Государству, обществам или частным лицам.
Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения, пользования ею и границы ее действия с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех.
В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждаема в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки.
Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию и права Государства в отношении наследственных имуществ.
Статья 43. В целях общественной пользы закон может первоначально резервировать или же посредством экспроприации и при условии вознаграждения передать Государству, общественным учреждениям или объединениям трудящихся либо пользователей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или к природным монополиям и составляющие предмет важных общественных интересов.
С т а т ь я 44. В целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на
частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам, поощряет и внедряет мелиорацию почвы, преобразование крупных поместий и реконструкцию производственных объединений, поддерживает мелкую и среднюю собственность.
Закон устанавливает льготы для горных местностей.
Статья 45. Республика признает социальную функцию коопераций, основанных на взаимопомощи и не преследующих целей частной спекуляции. Закон поддерживает и поощряет их наиболее подходящими мерами и обеспечивает посредством надлежащего контроля сохранение ими своего характера и целей.
Закон предусматривает охрану и развитие ремесел.
Статья 46. В целях экономического и социального подъема труда и в согласии с требованиями производства Республика признает право трудящихся принимать участие, в формах и пределах, установленных законами, в управлении предприятиями.
Статья 47. Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах, улучшает, координирует и контролирует кредитное дело.
Она благоприятствует вложению народных сбережений в жилищный фонд, в непосредственное земледельческое хозяйство и, в форме прямых или непрямых акционерных инвестиций, в крупные производственные комплексы страны.
Глава IV
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 48. Избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины.
Голосование является личным, равным, свободным и тайным. Осуществление его является гражданским Долгом.
Право на голосование не может быть ограничено иначе как в силу гражданской неправоспособности, или окончательного уголовного приговора, или в случаях
совершения недостойных поступков, указанных в законе.
Статья 49. Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики.
Статья 50. Все граждане могут направлять в Палаты петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд.
Статья 51. Все граждане обоего пола могутдш одинаковых условиях поступать на службу в государственные и публичные учреждения и занимать выборные должности в согласии с требованиями, установленными законом.
В отношении доступа на государственную и публичную службу и к выборным должностям закон может приравнять к гражданам итальянцев, не принадлежащих к Республике.
Призванные к государственным и публичным выборным должностям получают право располагать необходимым для этого временем, сохраняя за собою место своей работы.
Статья 52. Защита Родины — священный долг гражданина.
Военная служба обязательна в пределах и в видах, установленных законом. Ее несение не должно причинять ущерб трудовому положению гражданина и осуществлению политических прав.
Организация вооруженных сил должна соответствовать демократическому духу Республики.
Статья 53. Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью.
Налоговая система проникнута началами прогрессивности.
Статья 54. Все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и ее законы.
Граждане, которым вверяются государственные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в случаях, установленных законом.
ЧАСТЬ II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ
Глава I
ПАРЛАМЕНТ
Р А 3 Д Е Л I
Палаты
С т а т ь я 55. Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената Республики.
Парламент собирается на совместное заседание членов обеих Палат только в случаях, установленных Конституцией.
Статья 56. Палата депутатов выбирается всеобщим и прямым голосованием из расчета один депутат на восемьдесят тысяч жителей или на часть, превышающую сорок тысяч.
Депутатом может быть избран любой избиратель, которому ко времени выборов исполнилось двадцать пять лет.
С т а т ь я 57. Сенат Республики избирается на базе областей.
На каждую область приходится один сенатор от двухсот тысяч жителей или от части, превышающей сто тысяч.
Ни одна область не может иметь меньше шести сенаторов. Область Валле д’Аоста выбирает лишь одного сенатора.
Статья 58. Сенаторы избираются всеобщим и прямым голосованием избирателей, достигших двадцати пяти лет.
В сенаторы могут быть выбраны избиратели, которым исполнилось сорок лет.
Статья 59. Всякий бывший Президент Республики является сенатором по собственному праву и пожизненно, если не откажется от этого.
Президент Республики может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину
выдающимися заслугами в социальной, научной, художественной и литературной областях.
Статья 60. Палата депутатов избирается на пять лет, Сенат Республики — на шесть.
Полномочия каждой из Палат могут быть отсрочены только в законодательном порядке и лишь в случае войны.
Статья 61. Выборы новых палат имеют место через семьдесят дней по окончании полномочий предыдущих Палат. Первое заседание происходит не позднее чем на двадцатый день после выборов.
Впредь до созыва новых Палат сохраняются полномочия прежних.
Статья 62. Палаты собираются по собственному праву в первый непраздничный день февраля и октября.
Каждая Палата может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе ее Председателя, или Президента Республики, или одной трети ее членов.
Когда одна Палата созывается на чрезвычайную сессию, собирается по собственному праву и другая.
Статья 63. Каждая Палата избирает из своих членов Председателя и бюро.
Когда Парламент собирается на общее заседание, председателем и бюро являются Председатель и бюро Палаты депутатов.
Статья 64. Каждая палата устанавливает свой регламент абсолютным большинством голосов своих членов.
Заседания публичны; однако каждая из Палат и Парламент, составленный из обеих соединенных Палат, могут решить собраться на закрытое заседание.
Решение каждой Палаты и Парламента действительны лишь при наличии большинства их членов и если решения приняты большинством присутствующих членов, кроме случаев, когда Конституция предписывает квалифицированное большинство.
Члены Правительства, даже если они не входят в •состав Палат, имеют право, а ,при наличии запросов обязаны присутствовать на заседаниях. Они должны быть заслушаны каждый раз, как они этого потребуют.
Статья 65. Закон устанавливает случаи, когда кандидат не может быть избран и когда депутат или сенатор лишается своего звания по несовместимости со званием депутата или сенатора.
Никто не может одновременно состоять членом обеих Палат.
Статья 66. Каждая Палата проверяет полномочия своих членов и определяет случаи, подпадающие под понятия неизбираемости или несовместимости.
Статья 67. Каждый член Парламента представляет Нацию и выполняет свои функции без обязывающего мандата.
Статья 68. Члены Парламента не могут подвергаться преследованию за выраженные ими мнения и за то или иное голосование при выполнении своих функций.
Ни один член Парламента не может быть привлечен к уголовной ответственности без санкции Палаты, к которой он принадлежит, а также не может быть арестован или иначе лишен личной свободы или подвергнут личному или домаш'нему обыску, исключая случаи задержания на месте преступления, при каковом задержании выдача поручения или приказа об аресте является обязательной.
Такая же санкция требуется для ареста или содержания в заключении члена Парламента во исполнение даже не подлежащего пересмотру приговора.
Статья 69. Члены Парламента получают установленное законом вознаграждение.
РАЗДЕЛ II
Составление законов
Статья 70. Законодательная функция осуществляется совместно обеими Палатами.
Статья 71. Законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену Палат и тем органам и учреждениям, которые будут ею наделены по конституционному закону.
Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме статей закона.
Статья 72. Каждый законопроект, представленный в Палату, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой Палатой, которая одобряет его постатейно и голосует в целом.
Регламент устанавливает сокращенную процедуру для законопроектов, объявленных срочными.
Регламент может также установить, в каких случаях и в каком порядке рассмотрение и утверждение законопроектов передается комиссиям, в том числе постоянным, образованным пропорционально составу парламентских групп. Но и в этих случаях законопроект до момента его окончательного утверждения возвращается в Палату, если Правительство, или десятая часть членов Палаты, или пятая часть комиссии потребует его обсуждения и голосования в самой Палате или 'передачи его на ее окончательное одобрение путем простого опроса. Регламент устанавливает, в какой форме работы комиссий подлежат опубликованию.
Нормальная процедура рассмотрения и непосредственного утверждения Палатой применяется всегда для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов, делегирующих законодательную власть, санкционирующих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и расходные сметы.
Статья 73. Законы промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения.
Если Палаты, каждая абсолютным большинством голосов своих членов, объявляют закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе.
Законы публикуются немедленно после промульгация и вступают в силу на пятнадцатый день по опубликовании, за исключением случаев, когда сам закон устанавливает другой срок.
Статья 74. Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения.
Если Палаты вновь одобряют закон, он должен быть промульгирован.
Статья 75. Когда того требуют пятьсот тысяч избирателей или пять областных советов, 'назначается
референдум для отмены, 'полностью или частично, закона или акта, имеющего силу закона.
Референдум не допускается в отношении законов
о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях на ратификацию международных договоров.
В референдуме имеют право участвовать все граждане, правомочные на участие в выборах в Палату депутатов.
Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.
Закон подробно определяет порядок проведения референдума.
Статья 76. Осуществление законодательной власти может быть делегировано Правительству с тем условием, что при этом будут определены принципы и руководящие критерии и только на ограниченное .время и по определенному кругу вопросов.
Статья 77. Правительство не может без полномочия Палат издавать декреты, которые имели бы силу общего закона.
Когда >в случаях особой необходимости и срочности Правительство за своей ответственностью одобряет временные распоряжения, имеющие силу закона, — оно должно в тот же день представить их для последующего утверждения в Палаты, которые, если они распущены, специально созываются и собираются в течение пяти дней.
Декреты теряют свою силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течение шестидесяти дней после их опубликования. Палаты могут, однако, регулировать законом юридические отношения, возникшие на основе декретов, которые не получили силы закона.
Статья 78. Палаты объявляют состояние войны и облекают правительство необходимой властью.
Статья 79. Амнистия и помилование производятся Президентом Республики на основании власти, делегированной ему Палатами.
Амнистия и помилование не могут применяться к преступлениям, совершенным после внесения законопроекта о таком делегировании.
Статья 80. Палаты в законодательном порядке ратифицируют международные договоры политического характера, а также договоры, предусматривающие арбитраж или судебное урегулирование, влекущие территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов.
Статья 81. Палаты ежегодно утверждают представляемые Правительством бюджет и отчет о расходах.
Временное исполнение бюджета может быть допущено только в силу специального закона и лишь на периоды, в совокупности не превышающие четырех месяцев;.%
Законом об утверждении бюджета не могут быть установлены новые налоги или новые расходы.
Всякий другой закон, влекущий за собою новые расходы или увеличение прежних, должен содержать указание на средства для их покрытия.
Статья 82. Каждая Палата может проводить расследования по вопросам, представляющим общественный интерес.
Для этой цели она назначает из своих членов комиссию в пропорции, отражающей соотношение различных групп. Комиссия по расследованию ведет следствие или изучение с такими же полномочиями и ограничениями, как судебные власти.
Глава II ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 83. Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.
В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых Областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Область Валле д’Аоста имеет лишь одного делегата.
Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютное большинство.
Статья 84. Президентом Республики может быть избран любой гражданин, которому исполнилось пятьдесят лет и который пользуется гражданскими и политическими правами.
Пост Президента Республики несовместим с какой- либо другой должностью.
Жалованье и иные ассигнования Президенту устанавливаются законом.
Статья 85. Президент Республики избирается на семь лет.
За тридцать дней до истечения этого срока Председатель Палаты депутатов созывает Парламент и делегатов от областей на совместное заседание для избрания нового Президента Республики.
Если Палаты распущены или когда до истечения срока их полномочий остается меньше трех месяцев, выборы проводятся в течение пятнадцати дней после созыва новых Палат. На это время сохраняются полномочия Президента, находящегося на посту.
Статья 86. Обязанности Президента Республики во всех 'случаях, когда он не в состоянии выполнять их, осуществляются Председателем -Сената.
При наличии длящегося препятствия и в случае смерти или отставки Президента Республики Председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента Республики в течение пятнадцати дней; более длительный срок может быть предусмотрен, если Палаты распущены или остается меньше трех месяцев до истечения срока их полномочий.
Статья 87. Президент Республики является Главой Государства и представляет национальное единство.
Он может направлять Палатам послания; назначает выборы новых Палат и определяет день первого заседания;
санкционирует представление Палатам правитель- ственн ых з а кон о пр оектов;
промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления;
назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;
назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц Государства;
аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договору, в соот
ветствующих случаях — с предварительного разрешения Палат;
является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению Палат, состояние войны;
председательствует в Верховном совете магистратуры;
может даровать помилование и изменять приговоры;
жалует знаки отличия Республики.
Статья 88. Президент Республики может, заслушав председателей, распустить обе Палаты или одну из них.
Он не может использовать это право в пчследние шесть месяцев своих полномочий.
Статья 89. Никакой акт Президента Республики не действителен, если он не контрассигнирован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.
Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты скрепляются подписью также Председателя Совета министров.
Статья 90. Президент Республики не ответствен за акты, совершенные во время исполнения своих функций, исключая государственную измену или посягательство на Конституцию.
В таких случаях обвинение предъявляется Парламентом на совместном заседании Палат абсолютным большинством голосов его членов.
Статья 91. Президент Республики до принятия на себя своих функций приносит перед Парламентом на совместном заседании Палат присягу на верность Республике и соблюдение Конституции.
Глава III ПРАВИТЕЛЬСТВО
РАЗДЕЛ I
Совет министров
Статья 92. Правительство Республики состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров.
Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его предложению, министров.
Статья 93. Председатель Совета министров и министры до вступления в должности приносят присягу Президенту Республики.
Статья 94. Правительство должно получить доверие обеих Палат.
Каждая Палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принятой поименным голосованием.
Не позднее десяти дней после сформирования Правительство представляется Палатам для получения доверия.
Голосование одной или обеих Палат против какого- либо предложения Правительства не обязательно влечет его отставку.
Резолюция недоверия должна быть подписана не менее одной десятой членов Палаты и не может быть поставлена на обсуждение ранее чем по истечении трех дней с момента ее внесения.
Статья 95. Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров.
Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров и индивидуально — за действия своих ведомств.
Закон устанавливает организацию Президиума Совета и определяет число, функции и организацию министерств.
Статья 96. За преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, Председатель Совета министров и министры предаются суду Парламентом на совместном заседании Палат.
РАЗДЕЛ II
Государственная администрация
Статья 97. Государственные учреждения организуются согласно постановлениям закона, так чтобы обеспечить правильность работы и беспристрастие администрации.
В положении об учреждении определяются компетенция, функции и личная ответственность должностных лиц.
Должности государственной администрации замещаются по конкурсу, кроме установленных законом случаев.
Статья 98. Государственные служащие находятся исключительно на службе народа.
Если они являются членами Парламента, то могут быть повышаемы в должности только за выслугу лет.
В отношении судей, кадровых военных на действительной службе, служащих и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей законы могут установить ограничения их права состоять в политических партиях.
Р А 3 Д Е Л III
Вспомогательные органы
Статья 99. Национальный совет экономики и труда состоит согласно закону из экспертов и представителей производящих категорий населения, с учетом их количественной и качественной значимости.
Он является консультативным органом Палат и Правительства по тем вопросам и с теми функциями, какие присвоены ему законом.
Совет имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом.
Статья 100. Государственный Совет является консультативным юридически-административным органом, а также органом административной юстиции.
Счетная Палата осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Участвует, в случаях и формах, установленных законом, в контроле за финансовой деятельностью организаций, которым Государство содействует в обыкновенном порядке. Докладывает непосредственно Палатам о результатах проведенного контроля.
Закон обеспечивает независимость от Правительства обоих учреждений и их членов.
: Г л а в а IV
МАГИСТРАТУРА
РАЗДЕЛ I
Судоустройство
Статья 101. Правосудие отправляется именем народа.
Судьи подчиняются только закону.
Статья 102. Судебные функции осуществляются ординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которых регулируется законом о судоустройстве.
Не могут быть учреждаемы должности чрезвычайных судей или судей по особым делам. Могут быть назначаемы лишь специальные сессии по определенным категориям дел в обыкновенных судебных органах, с участием граждан, не принадлежащих к магистратуре, но призываемых к отправлению правосудия.
Закон регулирует случаи и формы прямого участия народа <в отправлении правосудия.
Статья 103. Государственному Совету и другим органам административной юстиции принадлежит юрисдикция по охране законных интересов, а в особых случаях, указанных в законе,— также субъективных прав граждан при разногласиях между административными органами.
Счетная палата осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной отчетности и по другим делам, указанным в законе.
Юрисдикция военных судов во время войны установлена законом. В мирное время их юрисдикция распространяется только на воинские преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил.
Статья 104. Магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти сословие.
В Высшем Совете магистратуры председательствует Президент Республики.
В Совете участвует ех оШсю первый Председатель и Генеральный прокурор Кассационного суда.
Две трети остальных членов избираются всеми ординарными судьями из числа лиц, принадлежащих к
разным категориям магистратуры, и одна треть — Парламентом в совместном заседании Палат из числа ординарных профессоров университетов по юридическим наукам и из адвокатов с 15-летним стажем.
Совет избирает вице-председателя из членов, выбранных Парламентом.
Выборные члены Совета остаются в должности четыре года и не могут быть непосредственно затем вновь избраны. Они не могут, оставаясь в должности, быть включенными в кадровые списки по своей профессии, а также участвовать в Парламенте или в Областном совет&
Статья 105. В Высшем Совете магистратуры согласно закону о судоустройстве рассматриваются повышения, назначения и перемещения, производства я дисциплинарные меры, касающиеся судей.
Статья 106. Назначение судей производится по конкурсу.
Закон о судоустройстве может допустить назначение или избрание почетных судей со всеми функциями, присвоенными судьям, заседающим единолично.
По указанию Высшего Совета магистратуры на должность советников Кассационного суда могут быть избраны за выдающиеся заслуги ординарные профессора университетов по юридическим наукам и адвокаты, имеющие 15-летний стаж и занесенные в специальный список для высших судов.
Статья 107. Судьи несменяемы. Они не могут быть пи увольняемы или отрешаемы от службы, ни назначаемы в другие судебные или иные должности иначе как в силу решения Высшего Совета магистратуры, принятого в мотивированной форме и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия этих судей.
Министр юстиции правомочен возбуждать дисциплинарное производство.
Судьи различаются между собой только по их обязанностям.
Прокуратура пользуется гарантиями, установленными для нее законом о судоустройстве.
Статья 108. Нормы о судоустройстве и о магистратуре установлены законом.
Закон обеспечивает независимость судей специальных судов, прокуратуры при этих судах, а также лиц, привлекаемых к участию в отправлении правосудия.
Статья 109. Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией.
Статья 110. Организация и деятельность учреждений, обслуживающих отправление правосудия, подведомственны министру юстиции, с соблюдением неприкосновенности компетенции Высшего Совета магистратуры.
РАЗДЕЛ II
Нормы судопроизводства
Статья 111. Все судебные мероприятия должны быть мотивированы.
На приговоры и меры, касающиеся личной свободы, вынесенные судебными органами, обыкновенными или специальными, всегда допускается принесение в Кассационный суд жалоб по мотиву нарушения закона. Отступления от этого правила могут быть допущены только в отношении приговоров военных судов во время войны.
На решения Государственного Совета и Счетной палаты принесение жалоб в Кассационный суд допускается только по опорам о подсудности.
Статья 112. Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.
Статья 113. По поводу всех актов публичной администрации всегда допускается судебная защита прав и законных интересов перед органами обыкновенной и административной юстиции.
Такая судебная защита не может быть исключена или ограничена частными средствами оспаривания, а также определенными категориями действий органов управления.
Закон устанавливает, какие судебные акты могут объявлять недействительными акты публичной администрации в случаях и с последствиями, предусмотренными тем же законом.
Глава V
ОБЛАСТИ, ПРОВИНЦИИ И ОБЩИНЫ
Статья 114. Республика разделяется на области, провинции и общины.
Статья 115. Области являются автономными организациями с собственными правами и функциями согласно принципам, установленным в Конституции.
Статья 116. Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Валле д-Аоста имеют особые нормы и условия автономии согласно специальным статутам, одобренным конституционным законом.
Статья 117. По вопросам, указанным ниже и в пределах основных принципов, установленных законами Государства, область издает законодательные нормы, при условии, что они не противоречат национальным интересам и интересам других областей:
организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области; границы общин;
местная городская и сельская полиция; ярмарки и рынки;
общественная благотворительность, санитарная и больничная п&мощь;
ремесленное и профессиональное обучение и школьная помощь;
музей и библиотеки местного значения;
градостроительство;
туризм и гостиничное дело;
трамваи и автомобильные линии областного значения; дорожные, водопроводные и общественные работы областного значения;
озерное судоходство и пристани; минеральные и лечебные воды; карьеры и торфоразработки; охота;
рыбная ловля во внутренних водах; сельское хозяйство и леса; ремесла;
другие вопросы, указанные конституционными законами.
Законы Республики могут наделять области правом издавать нормы для проведения этих законов в жизнь.
Статья 118. Область выполняет административные функции по предметам, перечисленным в предыдущей статье, кроме тех вопросов исключительно местного значения, которые могут быть переданы законами Республики провинциям, общинам или местным учреждениям.
Государство может в законодательном порядке делегировать области осуществление других административных функций.
Область, как правило, осуществляет свои административные функции, поручая их провинциям, общинам или другим местным учреждениям, а также используя их учреждения.
Статья 119. Области пользуются финансовой автономией в формах и пределах, установленных законами Республики, которые приводят ее в соответствие с финансами Государства, провинций и общин.
В распоряжение областей поступают местные налоги и доли государственных налогов, определяемые в зависимости от нужд областей на расходы, необходимые для выполнения их нормальных функций.
На выполнение определенных задач, в частности на развитие Юга и островов, Государство в законодательном порядке отпускает отдельным областям специальные средства.
Область имеет собственное государственное и общественное достояние в соответствии с установленным законом Республики.
Статья 120. Область не может устанавливать пошлин на ввоз, вывоз или транзит между областями.
Не могут приниматься меры, в какой-либо степени препятствующие свободному передвижению лиц и имущества между областями.
Не может быть ограничено право граждан заниматься в любой части национальной территории своей профессией, службой или работой.
Статья 121. Органами области являются Областной совет, Исполнительный -комитет и их председатель.
Областной совет осуществляет законодательную и распорядительную власть, которой наделена область, и другие функции, вверенные ей Конституцией и законами. Он может вносить законодательные предложения в Палаты.
Областной Исполнительный комитет является исполнительным органом области.
Председатель Исполнительного комитета представляет область; ом публикует областные законы и постановления; руководит осуществлением административных функций, делегированных Государством области в соответствии с инструкциями центрального Правительства.
Статья 122. Закон Республики устанавливает систему выборов и указывает, какие обстоятельства служат основанием к лишению права быть избранным на должность областного советника или к признанию поведения избранного лица несовместимым с этим званием.
Никто не может одновременно состоять членом Областного совета и одной из Палат Парламента или Совета другой области.
Совет избирает из своей среды председателя и бюро Для своих работ.
Областные советники не могут быть привлечены к ответственности за выраженные ими мнения и за голосование при осуществлении своих функций.
Председатель и члены Исполнительного комитета избираются Областным советом из его членов.
Статья 123. Каждая область имеет статут, который в соответствии с Конституцией и законами Республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области. Статут регулирует осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных мероприятий области, а также опубликование законов и областных постановлений.
Статут принимается Областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается законом Республики.
Статья 124. Правительственный комиссар, имеющий резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации и коор
динирует ее с административными функциями, осуществляемыми областью.
Статья 125. Контроль за законностью административных актов области осуществляется в децентрализованной форме органом Государства в порядке и в пределах, установленных законами Республики. В определенных случаях закон может допускать контроль по существу с единственной целью вызвать путем мотивированного запроса новое рассмотрение решения Областным советом.
В области учреждаются органы административной юстиции первой ступени в порядке, установленном законом Республики. Могут учреждаться отделения с резиденцией вне главного города области.
Статья 126. Областной совет может быть распущен, если он совершает действия, противоречащие Конституции, или серьезные нарушения закона или не выполняет предложения Правительства сместить Исполнительный комитет или его председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.
Он может быть распущен, если вследствие ряда отставок или за невозможностью образовать большинство он не в состоянии функционировать.
Он может быть распущен также по соображениям национальной безопасности.
Роспуск предписывается мотивированным декретом Президента Республики по заслушании Комиссии депутатов и сенаторов по областным вопросам, учрежденной в соответствии с законом Республики. Декретом о роспуске назначается Комиссия из трех граждан, имеющих право быть выбранными в Областной совет. Комиссия назначает выборы в пределах не позднее трех месяцев и проводит все обычное управление, входящее в компетенцию Исполнительного комитета, и все срочные мероприятия, которые должны быть представлены на утверждение нового Совета.
Статья 127. Каждый закон, принятый Областным советом, сообщается комиссару, который должен завизировать его в течение тридцати дней после сообщения, если только не возникает возражений со стороны Правительства.
Закон публикуется в десятидневный срок после наложения визы и входит в силу не ранее чем через пятнадцать дней после его публикации. Если Областным советом заявлена срочность закона и Правительство Республики с этим соглашается, то закон публикуется и вступает в силу независимо от указанных сроков.
Если Правительство Республики находит, что принятый Областным советом закон превышает компетенцию области или противоречит национальным интересам или интересам других областей, оно возвращает закон в. Областной совет в срок, установленный для визирования.
Если Областной совет вновь одобрит закон абсолютным большинством членов, то Правительство Республики может в течение пятнадцати дней по получении сообщения возбудить вопрос о законности перед Конституционным судом или ввиду противоречия 'интересов поставить вопрос перед Палатами. В случае сомнения Конституционный суд решает, к чьей компетенции относится данное дело.
Статья 128. Провинции и общины являются автономными единицами в пределах основных принципов, установленных общими законами Республики, которые определяют их функции.
Статья 129. Провинции и коммуны Являются также территориальными единицами государственного и областного деления.
Территории провинций могут быть подразделены на округа с исключительно административными функциями для последующей децентрализации.
Статья 130. Областной орган, учреждаемый в порядке, установленном законом Республики, осуществляет, также в децентрализованной форме, контроль законности актов провинций, общин и иных местных учреждений.
В определенных законом случаях такой контроль может осуществляться путем предъявления органу, принявшему решение, мотивированного требования о пересмотре.
Статья 131. Образуются следующие области: Пьемонт, Валле д’Аоста, Ломбардия, Трвнтино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Аб-
руцца и Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.
Статья 132. Конституционным законом по заслушании мнения областных советов может быть решено слияние существующих областей, а также создание новых областей с числом жителей не менее миллиона, если это предлагают муниципальные Советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме большинством того же населения.
Посредством референдума и закона Республики по заслушании областных советов может быть разрешено провинциям и общинам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.
Статья 133. Изменение границ провинций и образование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом Республики по инициативе общин и после консультации с этой областью.
Область, учтя мнение заинтересованного населения, может издать законы, образующие на территории области новые общины, и может также изменять их границы и названия.
Г л а в а VI КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
РАЗДЕЛ I
Конституционный суд
Статья 134. Конституционный суд выносит решения по следующим делам:
споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов Государства и областей;
споры о компетенции между различными властями Государства, между Государством и областями и между областями;
обвинения, выдвигаемые согласно Конституции против Президента Республики и министров,
Статья 135. Конституционный суд состоит из пятнадцати судей, назначаемых по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании Палат и высшей общей и административной магистратурой.
Судьи Конституционного суда избираются из судей, в том числе находящихся в отставке, высших общих и административных судов, ординарных профессоров университетов по юридическим наукам и адвокатов с двадцатилетним стажем.
Суд избирает из своей среды председателя. -»
Судьи назначаются на двенадцать лет, заменяются! по частям в установленном законом порядке и не могут быть непосредственно избраны вновь.
Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью члена Парламента или Областного совета, с профессией адвоката и с какими-либо занятиями и должностями, указанными в законе.
В рассмотрении обвинений против Президента Рес: публики и против министров участвуют, кроме ординарных судей Конституционного суда, шестнадцать членов Суда, избираемых Парламентом на совместном заседании Палат в начале каждой сессии из граждан, отвечающих требованиям избрания в сенаторы.
Статья 136. Если суд объявляет о неконституционное™ какого-либо предписания закона или акта, имеющего силу закона, такое предписание теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда.
Решение Суда публикуется и сообщается Палатам и тем областным советам, которых это касается, для того чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответствующие Конституции меры.
Статья 137. Конституционный закон устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.
Другие правовые нормы, необходимые для образования и деятельности Конституционного суда, устанавливаются общим законом.
Никакие протесты против решений Конституционного суда не допускаются
1‘ А 3 Д Е Л II
Пересмотр Конституции. Конституционные законы
Статья 138. Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из Палат -после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой Палаты при втором голосовании.
Такие законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев по их опубликовании этого потребует пятая часть членов одной из Палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.
Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из Палат закон был принят большинством двух третей их членов.
Статья 139. Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра.
ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
I
Со вступлением в силу Конституции временный Глава Государства осуществляет функции Президента Республики и принимает этот титул.
II
Если ко дню выборов Президента Республики не будут образованы все областные советы, то в выборах участвуют только члены обеих Палат.
III
Для сформирования первого состава Сената Республики декретом Президента Республики назначаются сенаторами депутаты Учредительного собрания, которые отвечают требованиям закона для избрания в сенаторы и которые:
были Председателями Совета министров или законодательных собраний;
состояли членами распущенного Сената; состояли депутатами по меньшей мере трех Законодательных собраний, включая Учредительное собрание;
были лишены звания депутата по решению Палаты депутатов в заседании 9 ноября 1926 г.;
отбыли не менее пяти лет заключения по приговору специального фашистского трибунала для защиты Государства.
Декретом Президента Республики назначаются.-.;сена- торами также члены распущенного Сената, участвовавшие в Национальном совещательном собрании.
От права на назначение сенатором можно отказаться до подписания декрета о назначении. Согласие на выдвижение своей кандидатуры в политических выборах заключает в себе отказ от права быть назначенным сенатором.
IV
При первых выборах Сената Молизе считается отдельной областью с количеством сенаторов, какое полагается по количеству ее населения.
V
Постановление статьи 80 Конституции относительно международных договоров, влекущих за собой финансовые обязательства или изменения законов, имеет силу с момента созыва Палат.
VI
В течение пяти лет с момента вступления в силу Конституции производится пересмотр существующих ныне специальных органов юрисдикции, за исключением юрисдикции Государственного Совета, Счетной палаты н военных трибуналов,
В течение одного года с той же даты реорганизуется в законодательном порядке Высший военный трибунал в соответствии со статьей 111 '.
VII
Впредь до издания в соответствии с Конституцией нового закона о судоустройстве продолжают соблюдаться действующие нормы судоустройства.
Впредь до вступления Конституционного суда в отправление его функций разрешение спорных вопросов, указанных в статье 134, производится в порядке и в пределах норм, существовавших до вступления в силу Конституции.
Первый назначенный состав судей Конституционного суда не подлежит частичному обновлению, и судьи остаются в своих должностях двенадцать лет.
VIII
Выборы областных советов и выборных административных провинциальных органов назначаются в течение года с момента вступления в силу Конституции.
Законы Республики регулируют для каждой отрасли публичной администрации передачу государственных функций, отнесенных к компетенции областей. Впредь до осуществления реорганизации и распределения административных функций между местными учреждениями в ведении провинций и коммун остаются функции, осуществляемые ими ныне, а также и другие, выполнение которых делегировано им областями.
Законы Республики регулируют передачу областям должностных лиц и служащих, не исключая центральной администрации, поскольку такая передача окажется необходимой при новой организации. Для комплектования своих учреждений области должны, исключая случаи особой необходимости, набирать соответствующий персонал из государственных служащих и служащих местных учреждений.
1 Ссылка на ст. 111 Конституции явно ошибочна; надо было, по- виднмому, сослаться на статьи 103 и сл.—Прим. ред.
IX
Республика в течение трех лет по вступлении в силу Конституции приводит свои законы в соответствие с требованиями местной автономии и с объемом законодательной власти, которой наделены области.
X
За областью Фриули-Венеция Джулия, к которой в силу статьи 116 временно применяются общие нормы главы V части второй, сохраняется защита яЗ&ковых меньшинств в соответствии со статьей 6.
XI
До истечения пятилетнего срока с момента вступления в силу Конституции конституционными законами могут быть образованы другие области во изменение перечня, содержащегося в статье 131, хотя бы и без соблюдения условий, требуемых первым абзацем статьи 132, но с сохранением, однако, обязательства опроса заинтересованного населения.
XII
Запрещается восстановление, в какой бы то ни было форме, распущенной фашистской партии.
В отступление от статьи 48 законом устанавливаются временные, на срок не более пяти лет с момента вступления в силу Конституции, ограничения активного и пассивного избирательного права для ответственных руководителей фашистского режима.
XIII
Члены и потомки Савойской династии не являются избирателями и не могут занимать ни официальных должностей, ни выборных постов.
Бывшим королям Савойской династии, их супругам и их потомкам по мужской линии запрещается доступ на национальную территорию и пребывание здесь.
Находящееся на национальной территории имущество бывших королей Савойской династии, их супруг и их потомков по мужской линии переходит к Государству. Передача и установление вещных прав на это имущество, произведенные после 2 июня 1946 года, недействительны.
XIV
Дворянские титулы не признаются.
Приставки титулов, существовавших до 28 октября 1922 года, считаются частью фамилии.
Орден Св. Маврикия сохраняется как общество ухода за больными и функционирует в порядке, установленном законом.
Закон определит упразднение геральдического Совета.
XV
Со вступлением в силу Конституции становится законом наместнический законодательный декрет от 25 июня 1944 года № 151 о временной организации Государства '.
XVI
В течение года со дня вступления в силу Конституции пересматриваются и приводятся в соответствие с ней предшествующие конституционные законы, не отмененные еще прямо или косвенно.
XVII
Учредительное собрание будет созвано его председателем для обсуждения и принятия до 31 января 1948 года закона о выборах Сената Республики, специальных областных статутов и закона о печати.
До выборов новых Палат Учредительное собрание может быть созвано, если окажется необходимым обсуждать вопросы, отнесенные к его компетенции законо-
1 С организацией первого же парламента декрет этот потерял силу.—Прим. ред.
дательным декретом от 16 марта 1946 года №98 (пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3).
В течение этого времени постоянные комиссии продолжают функционировать. Законодательные комиссии возвращают Правительству поступившие к ним законопроекты с замечаниями и предложениями поправок, если они имеются.
Депутаты могут предъявлять Правительству запросы с требованиями письменных ответов.
Учредительное собрание для надобностей, указанных во второй части настоящей статьи, созывается его председателем по мотивированному требованию Правительства .или по меньшей мере двухсот депутатов.
XVIII
Настоящая Конституция промульгируется временным Главой Государства в течение пяти дней со дня ее одобрения Учредительным собранием и вступает в силу
1 января 1948 года.
Текст Конституции хранится в муниципальном зале каждой общины Республики и остается здесь в течение всего 1948 года, чтобы все граждане могли с ним ознакомиться.
Конституция, скрепленная государственной печатью, будет включена в официальный сборник законов и декретов Республики.
Конституция должна соблюдаться с верностью как основной закон Республики всеми гражданами и органами Государства.
Дано в Риме, в 27-й день декабря 1947 года.