Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Италия — одно из значительных государств Европы по территории (310 135 кв. км без республики Сан-Марино и государства «Город Ватикан») и по населению (47,3 млн., 1957 г.)

    После воссоединения Италии (1871 г.) в качестве общеитальянской конституции был введен Статут Пье­монтского королевства 1848 г. Он установил ограничен­ную монархию с парламентом, где большинство членов сената назначалось королем, а к выборам палаты депу­татов допускалось не более 3% населения. Политические партии буржуазии (либералы и 'консерваторы) представ­ляли собой скорее клики, группировавшиеся около удач­ливого лидера, а парламент служил ареной беспринцип­ных сделок в -борьбе этих лидеров за власть.

    Лишь в 1919 г. введено было так называемое всеоб­щее избирательное право (то есть упразднен был иму­щественный ценз), женщины же получили избирательные права ко времени принятия конституции.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Италия — одно из значительных государств Европы по территории (310 135 кв. км без республики Сан-Марино и государства «Город Ватикан») и по населению (47,3 млн., 1957 г.)

    После воссоединения Италии (1871 г.) в качестве общеитальянской конституции был введен Статут Пье­монтского королевства 1848 г. Он установил ограничен­ную монархию с парламентом, где большинство членов сената назначалось королем, а к выборам палаты депу­татов допускалось не более 3% населения. Политические партии буржуазии (либералы и 'консерваторы) представ­ляли собой скорее клики, группировавшиеся около удач­ливого лидера, а парламент служил ареной беспринцип­ных сделок в -борьбе этих лидеров за власть.

    Лишь в 1919 г. введено было так называемое всеоб­щее избирательное право (то есть упразднен был иму­щественный ценз), женщины же получили избирательные права ко времени принятия конституции.

    Война 1914—1918 гг., послевоенные события, влияние Великой Октябрьской социалистической революции при­вели к бурному подъему классовой борьбы. Ожили рево­люционные традиции итальянского пролетариата и мелкой буржуазии. Но среди лидеров социалистической партии преобладали оппортунисты, а коммунистическая партия сложилась только в 1921 г. С помощью либералов и народной партии («по-поляри» — клерикальная груп­пировка, находящаяся целиком в распоряжении Вати­кана) в октябре 1922 г. власть захватили фашисты. Конституция не была отменена официально, но рядом фашистских законов практически упразднена.

    После ликвидации фашистского режима произведены были (1946 г.) выборы Учредительного собрания. Из
    545 мандатов 207 имела христианско-демократическая партия (тесно связанная с крупным капиталом и земле­владением, по массовой базе и идеологии — преемница народной партии), 115 мандатов — социалистическая партия (еще в 1934 г. заключившая с коммунистической партией соглашение о едином фронте), 104 мандата — коммунистическая партия. Правые партии, различные мелкие группировки (в том числе либералы) имели 129 мандатов. Одновременно с выборами был произведен референдум, на котором 12,7 млн. голосов подано было за республику и 10,7
    млн.—за монархию.

    Республиканская конституция опубликована была

    26   декабря 1947 г. Из 139 ее статей больше трети (54) отводится общим демократическим правилам и принци­пам, что является крупным завоеванием трудящихся Италии. Принципы эти, однако, не реализованы. Италия объявляется «демократической республикой, основанной на труде» (ст. 1), который признается «правом всех граждан» (ст. 4), к чему присоединяется неопределенное обещание «устранить экономические и социальные пре­пятствия... мешающие полному развитию человеческой личности» (ст. 3). Провозглашаются не только обычные свободы (свобода личности, совести, собраний, союзов), но и такие социального характера нормы, как юридическое равенство супругов в браке, правовая охрана внебрачных детей, забота государства о семье, об общественном здравии, о всеобщем начальном обучении, об охране труда, о социальном страховании и т. п. Специально впрочем гарантируется частная собственность.

    Эта часть конституции — программно-декларативная, но, разумеется, юридически и политически строго обязы­вающая государство — соответствует требованиям, кото­рые предъявляются к буржуазно-демократической кон­ституции. Соответствует таким требованиям и орга­низационная часть конституции. Парламент, правда, двухпалатный — палата депутатов и сенат, но суще­ствование сената до известной степени оправдывается его конструкцией как представительства автономных областей, их специальных интересов в государственном целом. Для избирателей и избираемых в сенат конститу­ция устанавливает, однако, более высокий возраст, чем
    при выборах палаты: не 21 и 25, а 25 и 40 лет. Это очевидная уступка реакционному обычаю суживать круг населения, из которого избирается «верхняя» палата. В основном же он избирается, как и палата, всеобщим и прямым голосованием по пропорциональной системе, но так, что области избирают сенаторов соответственно числу своего населения и не менее 6 каждая. Областей же кон­ституция предусматривает 19. Они автономны, имеют зафиксированные в конституции законодательные пол­номочия (что отчасти приближает их к федерирующим единицам), а также выборные органы, законодательные и -исполнительные. По три делегата от каждого област­ного совета участвуют в выборах парламентом президента республики. Области могут требовать референдума.

    Палаты полноправны и равноправны. По отношению к закону, ими принятому, президент республики имеет отлагательное (на 1 месяц) вето. Парламент может делегировать правительству законодательные функции, но только на ограниченный срок и по определенным вопросам.

    Прогрессивный характер конституции подчеркивается введением референдума. Пятьсот тысяч избирателей или пять областей (точнее, областных советов) врраве потре­бовать постановки на референдум того или иного закона для его отмены или изменения.

    Президент республики занимает в конституции скром­ное положение: представляет государство, имеет, как уже отмечалось, незначительное право вето, может распускать палаты досрочно. Правительство назначается президен­том и должно 'пользоваться доверием той и другой палаты. Практически, как это всегда бывает в буржуаз­ных условиях, роль правительства несравненно шире: оно правит, к чему парламент и <не призван и -не спосо­бен, -оно же большей частью <и законодательствует с предварительной или последующей санкцией парла­мента.

    К тому же итальянская конституция еще не вполне осуществлена: законом не сконструированы автономные области, не созданы их статуты, их выборные учрежде­ния, сенат тем самым не получил еще того органического значения, которое ему приписывает конституция.

    И общая часть конституции (ст. 1—54) еще далеко не целиком воплощена в жизнь.

    На выборах палаты депутатов 1953 г. правящая партия христианских демократов потеряла по сравне­нию с выборами 1948 г. около 2 млн. голосов и получила 261 мандат. Коммунистическая и социалистическая партии выиграли около 1,5 млн. голосов и имеют соот­ветственно 143 и 75 мандатов. Правительственная коа­лиция (христианские демократы, социалисты-демократы, либералы и другие) располагает 302 мандатами (всего мандатов 590). В сенате из 243 мандатов Правитель­ственная коалиция имеет 126 мандатов.









    КОНСТИТУЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    22 декабря 1947 г.

    Временный Глава Государства

    согласно решению Учредительного собрания, одобрив­шего в заседании 22 декабря 1947 г. Конституцию Итальянской Республики,

    и согласно XVIII заключительному постановлению Конституции

    промульгирует

    Конституцию Итальянской Республики, текст которой следует:

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

    : Статья 1. Италия — демократическая Республика, основывающаяся на труде.

    Суверенитет принадлежит пароду, который осущест­вляет его в формах и в границах Конституции.

    Статья 2. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность — и требует выполнения ненарушимых обязан­ностей политической, экономической и социальной соли­дарности.

    Статья 3. Все граждане имеют одинаковое обще­ственное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и общественного положения.

    Задача Республики — устранять препятствия эконо­мического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают пол­ному развитию человеческой личности и действительному
    эффективному участию всех трудящихся в политической и социальной организации страны.

    Статья 4. Республика признает за всеми граждан нами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным.

    Каждый гражданин обязан в меру своих возмож­ностей и согласно своему выбору развивать деятельность или выполнять функцию, способствующую материальному или духовному прогрессу общества.

    Статья 5. Республика, единая и неделимая, при­знает и поощряет местные автономии; осуществляет в тех сферах деятельности, которые входят в компетенцию госуг дарства, самую широкую административную децентрали­зацию; координирует принципы и методы своего законода­тельства с требованиями автономии и децентрализации.

    Статья 6. Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства.

    Статья 7. Государство и катблическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере.

    Их отношения определяются Латеранскими догово­рами. Изменения этих договоров, принятые обеими сто­ронами, не требуют пересмотра Конституции.

    Статья 8. Все религиозные исповедания равно сво­бодны перед законом.

    Религиозные исповедания, отличные от католического, имеют .право создавать свои организации по собственным уставам, поскольку это не противоречит итальянскому правовому порядку.

    Их отношения с Государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти исповедания.

    Статья 9. Республика поощряет развитие куль­туры, научные и технические исследования.

    Она охраняет природу страны, историческое и худо­жественное наследие нации.

    Статья 10. Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.

    Правовое положение иностранцев определяется зако­ном согласно нормам международного права и между­народных договоров.

    Иностранец, лишенный в своей стране возможности действительно пользоваться теми демократическими сво­бодами, которые гарантированы итальянской Конститу­цией, имеет право убежища на территории Республики, с соблюдением установленных законом условий.

    Не допускается выдача иностранца за политические преступления.

    Статья 11. Италия отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных конфликтов; она согла­шается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она поощряет международные организации, стремящиеся к этим целям, и благоприятствует им.

    Статья 12. Флаг Республики — итальянское трех­цветное знамя: зеленое, белое и красное, в трех верти­кальных полосах одинаковых размеров.

    ЧАСТЬ I

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

    Глава I ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    Статья 13. Свобода личности иенарушима.

    Личное задержание, осмотр или обыск, а равно всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме не допускаются иначе как на основании мотивированного акта судебной власти и только в слу­чаях и в порядке, предусмотренных законом.

    В исключительных случаях, не терпящих отлагатель­ства, точно указанных в законе, органы государственной безопасности могут принимать временные предупреди­тельные меры, о которых должно быть в течение 48 часов доведено до сведения судебной власти; если эта власть не утвердит их в течение следующих 48 часов, они счи­таются отмененными и действие их прекращается.

    Всякое физическое и моральное принуждение в отно­шении лиц, подвергшихся тем или иным ограничениям свободы, подлежит наказанию.

    Закон устанавливает максимальный срок предвари­тельного заключения.

    Статья 14. Жилище неприкосновенно. Осмотры, обыски или наложение секвестра не могут производиться иначе как в случаях и в порядке, установленных законом, в согласии с гарантиями, установленными для охраны личной свободы.

    Проверки и осмотры в целях здравоохранения, и пред­отвращения общественных бедствий или с экономиче­скими и фискальными целями определяются специаль­ными законами.

    Статья 15. Свобода и тайна переписки и всех других видов связи ненарушимы.

    Ограничение их может иметь место лишь в силу моти­вированного акта судебной власти с соблюдением гаран­тий, установленных законом.

    Статья 16. Каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории, с теми ограничениями, которые в общем порядке устанавливаются законом в интересах здраво­охранения и безопасности. Никакие ограничения не могут быть установлены по политическим мотивам.

    Каждый гражданин волен покинуть территорию Республики и возвратиться при условии выполнения обязанностей, налагаемых законом.

    Статья 17. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия.

    Для собраний, включая собрания в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется.

    О    собраниях в общественном месте должны быть уведомлены власти, которые могут запретить собрание только по обоснованным соображениям безопасности.

    Статья 18. Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в целях, не запрещен­ных отдельным лицам уголовным законом.

    Запрещаются тайные общества и такие объединения, которые, хотя бы косвенно, преследуют политические цели посредством организаций военного характера.

    Статья 19. Все имеют право исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной или коллективной, пропагандировать их и отправлять свой культ, частным образом или публично, за исключе­нием обрядов, противных добрым нравам.

    Статья 20. Церковный характер и религиозная или культовая цель общества или учреждения не могут быть поводом ни для специальных законодательных ограничений, ни для специального налогового обложения его личного состава, юридической правоспособности и любой формы деятельности.

    Статья 21. Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом распространения мыслей.

    Печать не может подлежать разрешению или цен­зуре.

    Конфискация может быть применена лишь на осно­вании мотивированного акта судебной власти в случаях таких правонарушений, при которых закон о печати определенно разрешает конфискацию, или в случае нару­шения правил, которые этот закон предписывает для установления ответственных лиц.

    В случаях абсолютной безотлагательности и при невозможности своевременного вмешательства судебной власти конфискация периодических изданий может быть произведена должностными лицами судебной полиции, которые должны немедленно и не позднее чем в течение 24 часов довести об этом до сведения судебной власти. Если последняя не утвердит конфискацию в течение следующих 24 часов, то конфискация считается отменен­ной и утрачивает силу.

    Закон может установить с качестве общего правила обязательное представление сведений об источниках фи­нансирования периодической печати.

    Запрещаются печатные произведения, зрелища и вся­кого рода манифестации, противные добрым нравам. Закон устанавливает меры, обеспечивающие предупре­ждение и пресечение нарушений.

    Статья 22. Никто не может быть лишен по поли­тическим мотивам своей право- и дееспособности, гра­жданства или имени.

    Статья 23. Никакая личная повинность, ни иму­щественный налог не могут быть установлены иначе как на основании закона.

    Статья 24. Все могут в судебном порядке действо­вать для охраны своих прав и законных интересов.

    Защита является ненарушимым правом на любой ста­дии и в любом положении процесса.

    Специальными учреждениями обеспечивается воз­можность для неимущих предъявлять иски и защищаться в любом суде.

    Закон определяет условия и способы исправления судебных ошибок.

    Статья 25. Никто не может быть изъят из под­судности тому судье, который предусмотрен законом.

    Никто не может быть осужден иначе как на осно­вании закона, вошедшего . в силу до совершенного деяния.

    Никто не может быть подвергнут мерам обеспечения безопасности иначе как в предусмотренных законом слу­чаях.

    Статья 26. Выдача гражданина может состояться только в случаях, точно предусмотренных международ­ными соглашениями.

    Ни в каком случае не допускается выдача за поли­тические преступления. ;

    Статья 27. Уголовная ответственность имеет лич­ный характер.

    Обвиняемый не считается виновным впредь до окон' чательного Осуждения-

    Наказания не могут состоять в мерах, противных чувству человечности, и должны быть направлены на перевоспитание осужденного.

    Смертная казнь не допускается, кроме случаев, преду­смотренных военными законами во время войны.

    Статья 28. Должностные лица и служащие госу­дарства и общественных учреждений непосредственно отвечают согласно уголовным, гражданским и админист­ративным законам за действия, совершенные в нарушение чьих-либо прав. Гражданская ответственность в этих случаях распространяется на государство и общественные учреждения.

    Глава II

    !

    ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Статья 29. Республика признает права семьи как естественного союза, основанного на браке.

    Брак покоится на моральном и юридическом равен­стве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи.

    Статья 30. Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.

    В случае недееспособности родителей закон обеспе­чивает исполнеиие их обязанностей.

    Закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю юридическую и социальную охрану, совместимую с пра­вами членов законной семьи.

    Закон устанавливает порядок и пределы отыскания отцовства.            ;

    Статья 31. Республика экономическими и другими мероприятиями способствует образованию семьи и вы­полнению ею ее задач, уделяя особое внимание большим семьям.

    Она покровительствует материнству, младенчеству и молодежи, благоприятствуя необходимым учреждениям.

    Статья 32. Республика охраняет здоровье как ос­новное право личности и основной интерес коллектива и гарантирует бесплатное лечение для неимущих.

    Никто не может быть обязан подвергнуться опреде­ленным санитарным мерам иначе как по постановлению закона. При этом закон не может ни в каком случае на­рушить границы, диктуемые уважением к человеческой личности.

    Статья 33. Искусство и наука свободны, и препо­давание их свободно.

    Республика устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные школы всех родов и ступеней.

    Частные организации и лица имеют право учреждать школы и образовательные институты, содержимые не за счет Государства,

    При закреплении прав и обязанностей негосударствен­ных школ, требующих уравнения с государственными, закон должен обеспечить для них полную свободу, а для их воспитанников — школьный режим, одинаковый с ре­жимом государственных школ.

    Для приема в школы различных родов и ступеней, для окончания их и для доступа к профессиональной деятельности установлены государственные экзамены.

    Учреждения высшей культуры, университеты и акаде­мии имеют право на автономную организацию в пре­делах, указанных законами Государства.                                                              ^

    Статья 34. Школа открыта для всех.

    Начальное обучение, обязательное и бесплатное, дает­ся в течение по меньшей мере восьми лет.

    Способные и достойные ученики имеют право пере­хода в высшие ступени школ, хотя бы они и были ли­шены средств.

    Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семье и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу.

    Глава III

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    Статья 35. Республика охраняет труд во всех его формах и применениях.

    Она заботится о подготовке и повышении профессио­нальной квалификации трудящихся.

    Она благоприятствует и содействует международным соглашениям и международным организациям, имеющим целью закрепить и упорядочить права труда.

    Она признает свободу эмиграции при условии выпол­нения эмигрирующими обязанностей, установленных за­коном в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей.

    Статья 36. Трудящийся имеет право на вознаграж­дение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования.

    Наивысшая продолжительность рабочего дня устана­вливается законом.

    Трудящийся имеет право «а еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться.

    Статья 37. Трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять обеспечивать выполнение ее суще­ственных семейных функций и обеспечивать надлежа­щую охрану интересов матери и ребенка.

    Закон устанавливает наименьший возраст для работы по найму.

    Республика охраняет специальными нормами труд несовершеннолетних и гарантирует им право на одина­ковое вознаграждение при одинаковом труде.

    Статья 38. Каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и помощь общества.

    Трудящиеся имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены материальные средства, соответствующие их жизненным потребностям, в случаях несчастья, болезни, инвалидности, старости и не завися­щей от них безработицы.

    Необученные и подростки имеют право на обучение и на получение профессиональной подготовки.

    Предписания этой статьи осуществляются органами и учреждениями, установленными 'или организованными Государством.

    Частная благотворительность свободна.

    Статья 39. Учреждение профсоюзных организаций свободно.

    На профсоюзы не может быть возложено иных обя­зательств, кроме обязанности регистрации в местных или центральных учреждениях согласно предписаниям закона.

    При регистрации уставов профсоюзов к ним предъ­является требование, чтобы внутренняя организация союзов была построена на демократической основе.

    Зарегистрированные профсоюзы имеют права юриди­ческого лица. Они могут представительствовать с числом голосов, пропорциональным числу членов каждого союза,
    и заключать коллективные трудовые договоры с обяза­тельной силой для всех лиц, принадлежащих к^ тем категориям трудящихся, к которым относится данный до­говор.

    Статья 40. Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это право.

    Статья 41. Частная хозяйственная инициатива сво­бодна.

    Она не может развиваться в противоречии с обще­ственной пользой или так, чтобы причинять ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.

    Закон определяет программы тех мероприятий и кон­троля, с помощью которых общественная и частная эко­номическая деятельность может быть направляема и координируема в социальных целях.

    Статья 42. Собственность может быть государ­ственной или частной. Экономические блага принадлежат Государству, обществам или частным лицам.

    Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения, пользования ею и границы ее действия с целью обеспе­чить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех.

    В предусмотренных законом случаях частная собствен­ность может быть отчуждаема в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки.

    Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию и права Государства в отно­шении наследственных имуществ.

    Статья 43. В целях общественной пользы закон может первоначально резервировать или же посредством экспроприации и при условии вознаграждения передать Государству, общественным учреждениям или объедине­ниям трудящихся либо пользователей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам, или к источникам энер­гии, или к природным монополиям и составляющие пред­мет важных общественных интересов.

    С т а т ь я 44. В целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых со­циальных отношений закон налагает обязательства на
    частную земельную собственность, устанавливает пре­дельные размеры этой собственности, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам, поощряет и внедряет мелиорацию почвы, преобразование крупных поместий и реконструкцию производственных объединений, под­держивает мелкую и среднюю собственность.

    Закон устанавливает льготы для горных местностей.

    Статья 45. Республика признает социальную функ­цию коопераций, основанных на взаимопомощи и не пре­следующих целей частной спекуляции. Закон поддержи­вает и поощряет их наиболее подходящими мерами и обеспечивает посредством надлежащего контроля сохра­нение ими своего характера и целей.

    Закон предусматривает охрану и развитие ремесел.

    Статья 46. В целях экономического и социального подъема труда и в согласии с требованиями производ­ства Республика признает право трудящихся принимать участие, в формах и пределах, установленных законами, в управлении предприятиями.

    Статья 47. Республика поощряет и охраняет сбе­режения во всех формах, улучшает, координирует и кон­тролирует кредитное дело.

    Она благоприятствует вложению народных сбереже­ний в жилищный фонд, в непосредственное земледельче­ское хозяйство и, в форме прямых или непрямых акционерных инвестиций, в крупные производственные комплексы страны.

    Глава IV

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    Статья 48. Избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины.

    Голосование является личным, равным, свободным и тайным. Осуществление его является гражданским Долгом.

    Право на голосование не может быть ограничено иначе как в силу гражданской неправоспособности, или окончательного уголовного приговора, или в случаях
    совершения недостойных поступков, указанных в за­коне.

    Статья 49. Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим пу­тем содействовать определению национальной поли­тики.

    Статья 50. Все граждане могут направлять в Па­латы петиции с требованием законодательных мероприя­тий или с изложением общественных нужд.

    Статья 51. Все граждане обоего пола могутдш оди­наковых условиях поступать на службу в государствен­ные и публичные учреждения и занимать выборные должности в согласии с требованиями, установленными законом.

    В отношении доступа на государственную и публич­ную службу и к выборным должностям закон может приравнять к гражданам итальянцев, не принадлежащих к Республике.

    Призванные к государственным и публичным выбор­ным должностям получают право располагать необхо­димым для этого временем, сохраняя за собою место своей работы.

    Статья 52. Защита Родины — священный долг гражданина.

    Военная служба обязательна в пределах и в видах, установленных законом. Ее несение не должно причинять ущерб трудовому положению гражданина и осуществле­нию политических прав.

    Организация вооруженных сил должна соответство­вать демократическому духу Республики.

    Статья 53. Все обязаны участвовать в государствен­ных расходах сообразно со своей налоговой платежеспо­собностью.

    Налоговая система проникнута началами прогрес­сивности.

    Статья 54. Все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и ее законы.

    Граждане, которым вверяются государственные функ­ции, обязаны выполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в случаях, установленных законом.

    ЧАСТЬ II

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ

    Глава I

    ПАРЛАМЕНТ

    Р А 3 Д Е Л I

    Палаты

    С т а т ь я 55. Парламент состоит из Палаты депута­тов и Сената Республики.

    Парламент собирается на совместное заседание членов обеих Палат только в случаях, установленных Консти­туцией.

    Статья 56. Палата депутатов выбирается всеобщим и прямым голосованием из расчета один депутат на во­семьдесят тысяч жителей или на часть, превышающую сорок тысяч.

    Депутатом может быть избран любой избиратель, которому ко времени выборов исполнилось двадцать пять лет.

    С т а т ь я 57. Сенат Республики избирается на базе областей.

    На каждую область приходится один сенатор от двухсот тысяч жителей или от части, превышающей сто тысяч.

    Ни одна область не может иметь меньше шести се­наторов. Область Валле д’Аоста выбирает лишь одного сенатора.

    Статья 58. Сенаторы избираются всеобщим и пря­мым голосованием избирателей, достигших двадцати пяти лет.

    В сенаторы могут быть выбраны избиратели, которым исполнилось сорок лет.

    Статья 59. Всякий бывший Президент Республики является сенатором по собственному праву и пожизненно, если не откажется от этого.

    Президент Республики может назначить пожизненно сенаторами пять граждан, прославивших Родину
    выдающимися заслугами в социальной, научной, художе­ственной и литературной областях.

    Статья 60. Палата депутатов избирается на пять лет, Сенат Республики — на шесть.

    Полномочия каждой из Палат могут быть отсрочены только в законодательном порядке и лишь в случае войны.

    Статья 61. Выборы новых палат имеют место через семьдесят дней по окончании полномочий предыдущих Палат. Первое заседание происходит не позднее чем на двадцатый день после выборов.

    Впредь до созыва новых Палат сохраняются полно­мочия прежних.

    Статья 62. Палаты собираются по собственному праву в первый непраздничный день февраля и октября.

    Каждая Палата может быть созвана на чрезвычай­ную сессию по инициативе ее Председателя, или Прези­дента Республики, или одной трети ее членов.

    Когда одна Палата созывается на чрезвычайную сессию, собирается по собственному праву и другая.

    Статья 63. Каждая Палата избирает из своих членов Председателя и бюро.

    Когда Парламент собирается на общее заседание, председателем и бюро являются Председатель и бюро Палаты депутатов.

    Статья 64. Каждая палата устанавливает свой регламент абсолютным большинством голосов своих членов.

    Заседания публичны; однако каждая из Палат и Пар­ламент, составленный из обеих соединенных Палат, могут решить собраться на закрытое заседание.

    Решение каждой Палаты и Парламента действительны лишь при наличии большинства их членов и если реше­ния приняты большинством присутствующих членов, кроме случаев, когда Конституция предписывает квали­фицированное большинство.

    Члены Правительства, даже если они не входят в •состав Палат, имеют право, а ,при наличии запросов обязаны присутствовать на заседаниях. Они должны быть заслушаны каждый раз, как они этого потре­буют.

    Статья 65. Закон устанавливает случаи, когда кандидат не может быть избран и когда депутат или се­натор лишается своего звания по несовместимости со званием депутата или сенатора.

    Никто не может одновременно состоять членом обеих Палат.

    Статья 66. Каждая Палата проверяет полномочия своих членов и определяет случаи, подпадающие под понятия неизбираемости или несовместимости.

    Статья 67. Каждый член Парламента представляет Нацию и выполняет свои функции без обязывающего мандата.

    Статья 68. Члены Парламента не могут подвер­гаться преследованию за выраженные ими мнения и за то или иное голосование при выполнении своих функций.

    Ни один член Парламента не может быть привлечен к уголовной ответственности без санкции Палаты, к ко­торой он принадлежит, а также не может быть арестован или иначе лишен личной свободы или подвергнут личному или домаш'нему обыску, исключая случаи задержания на месте преступления, при каковом задержании выдача по­ручения или приказа об аресте является обязательной.

    Такая же санкция требуется для ареста или содержа­ния в заключении члена Парламента во исполнение даже не подлежащего пересмотру приговора.

    Статья 69. Члены Парламента получают устано­вленное законом вознаграждение.

    РАЗДЕЛ II

    Составление законов

    Статья 70. Законодательная функция осуще­ствляется совместно обеими Палатами.

    Статья 71. Законодательная инициатива принад­лежит Правительству, любому члену Палат и тем орга­нам и учреждениям, которые будут ею наделены по кон­ституционному закону.

    Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем пятидесяти тысяч избирателей законопроекта, составленного в форме ста­тей закона.

    Статья 72. Каждый законопроект, представленный в Палату, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой Палатой, которая одобряет его постатейно и голосует в целом.

    Регламент устанавливает сокращенную процедуру для законопроектов, объявленных срочными.

    Регламент может также установить, в каких случаях и в каком порядке рассмотрение и утверждение законо­проектов передается комиссиям, в том числе постоянным, образованным пропорционально составу парламентских групп. Но и в этих случаях законопроект до момента его окончательного утверждения возвращается в Палату, если Правительство, или десятая часть членов Палаты, или пятая часть комиссии потребует его обсуждения и голосования в самой Палате или 'передачи его на ее окончательное одобрение путем простого опроса. Регла­мент устанавливает, в какой форме работы комиссий подлежат опубликованию.

    Нормальная процедура рассмотрения и непосредствен­ного утверждения Палатой применяется всегда для законопроектов по вопросам конституционным и избира­тельным, для законопроектов, делегирующих законода­тельную власть, санкционирующих ратификацию между­народных договоров, утверждающих бюджет и расходные сметы.

    Статья 73. Законы промульгируются Президен­том Республики в течение месяца со дня их утверждения.

    Если Палаты, каждая абсолютным большинством голосов своих членов, объявляют закон срочным, то он промульгируется в срок, указанный в этом законе.

    Законы публикуются немедленно после промульгация и вступают в силу на пятнадцатый день по опублико­вании, за исключением случаев, когда сам закон уста­навливает другой срок.

    Статья 74. Президент Республики может до про­мульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения.

    Если Палаты вновь одобряют закон, он должен быть промульгирован.

    Статья 75. Когда того требуют пятьсот тысяч изби­рателей или пять областных советов, 'назначается
    референдум для отмены, 'полностью или частично, закона или акта, имеющего силу закона.

    Референдум не допускается в отношении законов

    о  налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о пол­номочиях на ратификацию международных договоров.

    В референдуме имеют право участвовать все граждане, правомочные на участие в выборах в Палату депутатов.

    Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

    Закон подробно определяет порядок проведения референдума.

    Статья 76. Осуществление законодательной власти может быть делегировано Правительству с тем условием, что при этом будут определены принципы и руководящие критерии и только на ограниченное .время и по определен­ному кругу вопросов.

    Статья 77. Правительство не может без полномочия Палат издавать декреты, которые имели бы силу общего закона.

    Когда >в случаях особой необходимости и срочности Правительство за своей ответственностью одобряет временные распоряжения, имеющие силу закона, — оно должно в тот же день представить их для последующего утверждения в Палаты, которые, если они распущены, спе­циально созываются и собираются в течение пяти дней.

    Декреты теряют свою силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течение шестидесяти дней после их опубликования. Палаты могут, однако, регулировать законом юридические отношения, возникшие на основе декретов, которые не получили силы закона.

    Статья 78. Палаты объявляют состояние войны и облекают правительство необходимой властью.

    Статья 79. Амнистия и помилование производятся Президентом Республики на основании власти, делегиро­ванной ему Палатами.

    Амнистия и помилование не могут применяться к преступлениям, совершенным после внесения законо­проекта о таком делегировании.

    Статья 80. Палаты в законодательном порядке ратифицируют международные договоры политического характера, а также договоры, предусматривающие арбитраж или судебное урегулирование, влекущие терри­ториальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов.

    Статья 81. Палаты ежегодно утверждают предста­вляемые Правительством бюджет и отчет о расходах.

    Временное исполнение бюджета может быть допущено только в силу специального закона и лишь на периоды, в совокупности не превышающие четырех месяцев;.%

    Законом об утверждении бюджета не могут быть установлены новые налоги или новые расходы.

    Всякий другой закон, влекущий за собою новые рас­ходы или увеличение прежних, должен содержать ука­зание на средства для их покрытия.

    Статья 82. Каждая Палата может проводить рас­следования по вопросам, представляющим общественный интерес.

    Для этой цели она назначает из своих членов комис­сию в пропорции, отражающей соотношение различных групп. Комиссия по расследованию ведет следствие или изучение с такими же полномочиями и ограничениями, как судебные власти.

    Глава II ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ

    Статья 83. Президент Республики избирается Пар­ламентом на совместном заседании его членов.

    В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых Областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Область Валле д’Аоста имеет лишь одного делегата.

    Избрание Президента Республики производится тай­ным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютное большинство.

    Статья 84. Президентом Республики может быть избран любой гражданин, которому исполнилось пятьде­сят лет и который пользуется гражданскими и полити­ческими правами.

    Пост Президента Республики несовместим с какой- либо другой должностью.

    Жалованье и иные ассигнования Президенту уста­навливаются законом.

    Статья 85. Президент Республики избирается на семь лет.

    За тридцать дней до истечения этого срока Председа­тель Палаты депутатов созывает Парламент и делега­тов от областей на совместное заседание для избрания нового Президента Республики.

    Если Палаты распущены или когда до истечения срока их полномочий остается меньше трех месяцев, вы­боры проводятся в течение пятнадцати дней после созыва новых Палат. На это время сохраняются полномо­чия Президента, находящегося на посту.

    Статья 86. Обязанности Президента Республики во всех 'случаях, когда он не в состоянии выполнять их, осуществляются Председателем -Сената.

    При наличии длящегося препятствия и в случае смерти или отставки Президента Республики Председа­тель Палаты депутатов назначает выборы нового Пре­зидента Республики в течение пятнадцати дней; более длительный срок может быть предусмотрен, если Палаты распущены или остается меньше трех месяцев до истече­ния срока их полномочий.

    Статья 87. Президент Республики является Главой Государства и представляет национальное единство.

    Он может направлять Палатам послания; назначает выборы новых Палат и определяет день первого заседания;

    санкционирует представление Палатам правитель- ственн ых з а кон о пр оектов;

    промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления;

    назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;

    назначает в случаях, указанных законом, должно­стных лиц Государства;

    аккредитует и принимает дипломатических представи­телей, ратифицирует международные договору, в соот­
    ветствующих случаях — с предварительного разрешения Палат;

    является командующим вооруженными силами, пред­седательствует в созданном согласно закону Верховном совете обороны, объявляет, по решению Палат, состояние войны;

    председательствует в Верховном совете магистратуры;

    может даровать помилование и изменять приговоры;

    жалует знаки отличия Республики.

    Статья 88. Президент Республики может, заслушав председателей, распустить обе Палаты или одну из них.

    Он не может использовать это право в пчследние шесть месяцев своих полномочий.

    Статья 89. Никакой акт Президента Республики не действителен, если он не контрассигнирован предло­жившими его министрами, которые за этот акт ответ­ственны.

    Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты скрепляются подписью также Председателя Совета министров.

    Статья 90. Президент Республики не ответствен за акты, совершенные во время исполнения своих функ­ций, исключая государственную измену или посяга­тельство на Конституцию.

    В таких случаях обвинение предъявляется Парламен­том на совместном заседании Палат абсолютным боль­шинством голосов его членов.

    Статья 91. Президент Республики до принятия на себя своих функций приносит перед Парламентом на сов­местном заседании Палат присягу на верность Респуб­лике и соблюдение Конституции.

    Глава III ПРАВИТЕЛЬСТВО

    РАЗДЕЛ I

    Совет министров

    Статья 92. Правительство Республики состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе об­разуют Совет министров.

    Президент Республики назначает Председателя Со­вета министров и, по его предложению, министров.

    Статья 93. Председатель Совета министров и ми­нистры до вступления в должности приносят присягу Президенту Республики.

    Статья 94. Правительство должно получить дове­рие обеих Палат.

    Каждая Палата оказывает доверие или отказывает в нем путем мотивированной резолюции, принятой по­именным голосованием.

    Не позднее десяти дней после сформирования Прави­тельство представляется Палатам для получения доверия.

    Голосование одной или обеих Палат против какого- либо предложения Правительства не обязательно влечет его отставку.

    Резолюция недоверия должна быть подписана не ме­нее одной десятой членов Палаты и не может быть по­ставлена на обсуждение ранее чем по истечении трех дней с момента ее внесения.

    Статья 95. Председатель Совета министров руко­водит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политиче­ского и административного направления, поощряя и со­гласуя деятельность министров.

    Министры коллегиально ответственны за действия Со­вета министров и индивидуально — за действия своих ве­домств.

    Закон устанавливает организацию Президиума Совета и определяет число, функции и организацию министерств.

    Статья 96. За преступления, совершенные при ис­полнении своих обязанностей, Председатель Совета ми­нистров и министры предаются суду Парламентом на совместном заседании Палат.

    РАЗДЕЛ II

    Государственная администрация

    Статья 97. Государственные учреждения органи­зуются согласно постановлениям закона, так чтобы обес­печить правильность работы и беспристрастие админи­страции.

    В положении об учреждении определяются компетен­ция, функции и личная ответственность должностных лиц.

    Должности государственной администрации заме­щаются по конкурсу, кроме установленных законом случаев.

    Статья 98. Государственные служащие находятся исключительно на службе народа.

    Если они являются членами Парламента, то могут быть повышаемы в должности только за выслугу лет.

    В отношении судей, кадровых военных на действитель­ной службе, служащих и агентов полиции, дипломатиче­ских и консульских представителей за границей законы могут установить ограничения их права состоять в поли­тических партиях.

    Р А 3 Д Е Л III

    Вспомогательные органы

    Статья 99. Национальный совет экономики и труда состоит согласно закону из экспертов и представителей производящих категорий населения, с учетом их количе­ственной и качественной значимости.

    Он является консультативным органом Палат и Пра­вительства по тем вопросам и с теми функциями, какие присвоены ему законом.

    Совет имеет право законодательной инициативы и мо­жет участвовать в разработке законодательства по эко­номическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом.

    Статья 100. Государственный Совет является кон­сультативным юридически-административным органом, а также органом административной юстиции.

    Счетная Палата осуществляет предварительный конт­роль законности актов Правительства, а также последую­щий контроль исполнения государственного бюджета. Участвует, в случаях и формах, установленных законом, в контроле за финансовой деятельностью организаций, которым Государство содействует в обыкновенном по­рядке. Докладывает непосредственно Палатам о резуль­татах проведенного контроля.

    Закон обеспечивает независимость от Правительства обоих учреждений и их членов.

    :                                            Г л а в а IV

    МАГИСТРАТУРА

    РАЗДЕЛ I

    Судоустройство

    Статья 101. Правосудие отправляется именем на­рода.

    Судьи подчиняются только закону.

    Статья 102. Судебные функции осуществляются ординарными судьями, должности которых учреждены и деятельность которых регулируется законом о судо­устройстве.

    Не могут быть учреждаемы должности чрезвычайных судей или судей по особым делам. Могут быть назна­чаемы лишь специальные сессии по определенным кате­гориям дел в обыкновенных судебных органах, с уча­стием граждан, не принадлежащих к магистратуре, но призываемых к отправлению правосудия.

    Закон регулирует случаи и формы прямого участия народа <в отправлении правосудия.

    Статья 103. Государственному Совету и другим ор­ганам административной юстиции принадлежит юрисдик­ция по охране законных интересов, а в особых случаях, указанных в законе,— также субъективных прав граждан при разногласиях между административными органами.

    Счетная палата осуществляет юрисдикцию по вопро­сам публичной отчетности и по другим делам, указанным в законе.

    Юрисдикция военных судов во время войны установ­лена законом. В мирное время их юрисдикция распро­страняется только на воинские преступления, совершен­ные лицами, входящими в состав вооруженных сил.

    Статья 104. Магистратура образует автономное и независимое от всякой другой власти сословие.

    В Высшем Совете магистратуры председательствует Президент Республики.

    В Совете участвует ех оШсю первый Председатель и Генеральный прокурор Кассационного суда.

    Две трети остальных членов избираются всеми ор­динарными судьями из числа лиц, принадлежащих к
    разным категориям магистратуры, и одна треть — Парла­ментом в совместном заседании Палат из числа ординар­ных профессоров университетов по юридическим наукам и из адвокатов с 15-летним стажем.

    Совет избирает вице-председателя из членов, выбран­ных Парламентом.

    Выборные члены Совета остаются в должности четыре года и не могут быть непосредственно затем вновь избра­ны. Они не могут, оставаясь в должности, быть включен­ными в кадровые списки по своей профессии, а также участвовать в Парламенте или в Областном совет&

    Статья 105. В Высшем Совете магистратуры со­гласно закону о судоустройстве рассматриваются повы­шения, назначения и перемещения, производства я дис­циплинарные меры, касающиеся судей.

    Статья 106. Назначение судей производится по конкурсу.

    Закон о судоустройстве может допустить назначение или избрание почетных судей со всеми функциями, при­своенными судьям, заседающим единолично.

    По указанию Высшего Совета магистратуры на долж­ность советников Кассационного суда могут быть избраны за выдающиеся заслуги ординарные профессора универси­тетов по юридическим наукам и адвокаты, имеющие 15-летний стаж и занесенные в специальный список для высших судов.

    Статья 107. Судьи несменяемы. Они не могут быть пи увольняемы или отрешаемы от службы, ни назна­чаемы в другие судебные или иные должности иначе как в силу решения Высшего Совета магистратуры, приня­того в мотивированной форме и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согла­сия этих судей.

    Министр юстиции правомочен возбуждать дисципли­нарное производство.

    Судьи различаются между собой только по их обязан­ностям.

    Прокуратура пользуется гарантиями, установленными для нее законом о судоустройстве.

    Статья 108. Нормы о судоустройстве и о магистра­туре установлены законом.

    Закон обеспечивает независимость судей специальных судов, прокуратуры при этих судах, а также лиц, привле­каемых к участию в отправлении правосудия.

    Статья 109. Судебная власть непосредственно рас­поряжается судебной полицией.

    Статья 110. Организация и деятельность учрежде­ний, обслуживающих отправление правосудия, подве­домственны министру юстиции, с соблюдением непри­косновенности компетенции Высшего Совета магистра­туры.

    РАЗДЕЛ II

    Нормы судопроизводства

    Статья 111. Все судебные мероприятия должны быть мотивированы.

    На приговоры и меры, касающиеся личной свободы, вынесенные судебными органами, обыкновенными или специальными, всегда допускается принесение в Касса­ционный суд жалоб по мотиву нарушения закона. От­ступления от этого правила могут быть допущены только в отношении приговоров военных судов во время войны.

    На решения Государственного Совета и Счетной па­латы принесение жалоб в Кассационный суд допускается только по опорам о подсудности.

    Статья 112. Прокуратура обязана осуществлять уголовное преследование.

    Статья 113. По поводу всех актов публичной ад­министрации всегда допускается судебная защита прав и законных интересов перед органами обыкновенной и административной юстиции.

    Такая судебная защита не может быть исключена или ограничена частными средствами оспаривания, а также определенными категориями действий органов управления.

    Закон устанавливает, какие судебные акты могут объ­являть недействительными акты публичной администра­ции в случаях и с последствиями, предусмотренными тем же законом.

    Глава V

    ОБЛАСТИ, ПРОВИНЦИИ И ОБЩИНЫ

    Статья 114. Республика разделяется на области, провинции и общины.

    Статья 115. Области являются автономными орга­низациями с собственными правами и функциями со­гласно принципам, установленным в Конституции.

    Статья 116. Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Валле д-Аоста имеют особые нормы и условия автономии согласно спе­циальным статутам, одобренным конституционным за­коном.

    Статья 117. По вопросам, указанным ниже и в пре­делах основных принципов, установленных законами Го­сударства, область издает законодательные нормы, при условии, что они не противоречат национальным интере­сам и интересам других областей:

    организация ведомств и административных учрежде­ний, подчиненных области; границы общин;

    местная городская и сельская полиция; ярмарки и рынки;

    общественная благотворительность, санитарная и больничная п&мощь;

    ремесленное и профессиональное обучение и школь­ная помощь;

    музей и библиотеки местного значения;

    градостроительство;

    туризм и гостиничное дело;

    трамваи и автомобильные линии областного значения; дорожные, водопроводные и общественные работы областного значения;

    озерное судоходство и пристани; минеральные и лечебные воды; карьеры и торфоразработки; охота;

    рыбная ловля во внутренних водах; сельское хозяйство и леса; ремесла;

    другие вопросы, указанные конституционными зако­нами.

    Законы Республики могут наделять области пра­вом издавать нормы для проведения этих законов в жизнь.

    Статья 118. Область выполняет административные функции по предметам, перечисленным в предыдущей статье, кроме тех вопросов исключительно местного зна­чения, которые могут быть переданы законами Респуб­лики провинциям, общинам или местным учрежде­ниям.

    Государство может в законодательном порядке деле­гировать области осуществление других административ­ных функций.

    Область, как правило, осуществляет свои админи­стративные функции, поручая их провинциям, общинам или другим местным учреждениям, а также используя их учреждения.

    Статья 119. Области пользуются финансовой авто­номией в формах и пределах, установленных законами Республики, которые приводят ее в соответствие с фи­нансами Государства, провинций и общин.

    В распоряжение областей поступают местные налоги и доли государственных налогов, определяемые в зави­симости от нужд областей на расходы, необходимые для выполнения их нормальных функций.

    На выполнение определенных задач, в частности на развитие Юга и островов, Государство в законодатель­ном порядке отпускает отдельным областям специальные средства.

    Область имеет собственное государственное и обще­ственное достояние в соответствии с установленным зако­ном Республики.

    Статья 120. Область не может устанавливать по­шлин на ввоз, вывоз или транзит между областями.

    Не могут приниматься меры, в какой-либо степени препятствующие свободному передвижению лиц и иму­щества между областями.

    Не может быть ограничено право граждан заниматься в любой части национальной территории своей профес­сией, службой или работой.

    Статья 121. Органами области являются Област­ной совет, Исполнительный -комитет и их председатель.

    Областной совет осуществляет законодательную и рас­порядительную власть, которой наделена область, и дру­гие функции, вверенные ей Конституцией и законами. Он может вносить законодательные предложения в Палаты.

    Областной Исполнительный комитет является испол­нительным органом области.

    Председатель Исполнительного комитета представляет область; ом публикует областные законы и постано­вления; руководит осуществлением административных функций, делегированных Государством области в соот­ветствии с инструкциями центрального Правительства.

    Статья 122. Закон Республики устанавливает си­стему выборов и указывает, какие обстоятельства служат основанием к лишению права быть избранным на долж­ность областного советника или к признанию поведения избранного лица несовместимым с этим званием.

    Никто не может одновременно состоять членом Об­ластного совета и одной из Палат Парламента или Со­вета другой области.

    Совет избирает из своей среды председателя и бюро Для своих работ.

    Областные советники не могут быть привлечены к ответственности за выраженные ими мнения и за го­лосование при осуществлении своих функций.

    Председатель и члены Исполнительного комитета из­бираются Областным советом из его членов.

    Статья 123. Каждая область имеет статут, который в соответствии с Конституцией и законами Республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней органи­зации области. Статут регулирует осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и ад­министративных мероприятий области, а также опубли­кование законов и областных постановлений.

    Статут принимается Областным советом абсолютным большинством голосов его членов и утверждается зако­ном Республики.

    Статья 124. Правительственный комиссар, имею­щий резиденцию в главном городе области, руководит деятельностью государственной администрации и коор­
    динирует ее с административными функциями, осущест­вляемыми областью.

    Статья 125. Контроль за законностью администра­тивных актов области осуществляется в децентрализо­ванной форме органом Государства в порядке и в пре­делах, установленных законами Республики. В опреде­ленных случаях закон может допускать контроль по существу с единственной целью вызвать путем мотивиро­ванного запроса новое рассмотрение решения Област­ным советом.

    В области учреждаются органы административной юстиции первой ступени в порядке, установленном зако­ном Республики. Могут учреждаться отделения с рези­денцией вне главного города области.

    Статья 126. Областной совет может быть распу­щен, если он совершает действия, противоречащие Кон­ституции, или серьезные нарушения закона или не вы­полняет предложения Правительства сместить Исполни­тельный комитет или его председателя, совершивших аналогичные действия или нарушения.

    Он может быть распущен, если вследствие ряда от­ставок или за невозможностью образовать большинство он не в состоянии функционировать.

    Он может быть распущен также по соображениям на­циональной безопасности.

    Роспуск предписывается мотивированным декретом Президента Республики по заслушании Комиссии депу­татов и сенаторов по областным вопросам, учрежденной в соответствии с законом Республики. Декретом о рос­пуске назначается Комиссия из трех граждан, имеющих право быть выбранными в Областной совет. Комиссия назначает выборы в пределах не позднее трех месяцев и проводит все обычное управление, входящее в компетен­цию Исполнительного комитета, и все срочные мероприя­тия, которые должны быть представлены на утверждение нового Совета.

    Статья 127. Каждый закон, принятый Областным советом, сообщается комиссару, который должен зави­зировать его в течение тридцати дней после сообщения, если только не возникает возражений со стороны Пра­вительства.

    Закон публикуется в десятидневный срок после нало­жения визы и входит в силу не ранее чем через пятна­дцать дней после его публикации. Если Областным со­ветом заявлена срочность закона и Правительство Рес­публики с этим соглашается, то закон публикуется и вступает в силу независимо от указанных сроков.

    Если Правительство Республики находит, что приня­тый Областным советом закон превышает компетенцию области или противоречит национальным интересам или интересам других областей, оно возвращает закон в. Об­ластной совет в срок, установленный для визирования.

    Если Областной совет вновь одобрит закон абсолют­ным большинством членов, то Правительство Республики может в течение пятнадцати дней по получении сообще­ния возбудить вопрос о законности перед Конституцион­ным судом или ввиду противоречия 'интересов поставить вопрос перед Палатами. В случае сомнения Конститу­ционный суд решает, к чьей компетенции относится данное дело.

    Статья 128. Провинции и общины являются авто­номными единицами в пределах основных принципов, установленных общими законами Республики, которые определяют их функции.

    Статья 129. Провинции и коммуны Являются также территориальными единицами государственного и обла­стного деления.

    Территории провинций могут быть подразделены на округа с исключительно административными функциями для последующей децентрализации.

    Статья 130. Областной орган, учреждаемый в по­рядке, установленном законом Республики, осуществляет, также в децентрализованной форме, контроль законности актов провинций, общин и иных местных учреждений.

    В определенных законом случаях такой контроль мо­жет осуществляться путем предъявления органу, приняв­шему решение, мотивированного требования о пере­смотре.

    Статья 131. Образуются следующие области: Пьемонт, Валле д’Аоста, Ломбардия, Трвнтино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Аб-
    руцца и Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Кала­брия, Сицилия, Сардиния.

    Статья 132. Конституционным законом по заслу­шании мнения областных советов может быть решено слияние существующих областей, а также создание но­вых областей с числом жителей не менее миллиона, если это предлагают муниципальные Советы, представляющие не менее одной трети заинтересованного населения, и если такое предложение одобрено на референдуме боль­шинством того же населения.

    Посредством референдума и закона Республики по заслушании областных советов может быть разрешено провинциям и общинам по их желанию отделиться от одной области и присоединиться к другой.

    Статья 133. Изменение границ провинций и обра­зование новых провинций в пределах одной и той же области устанавливаются законом Республики по инициативе общин и после консультации с этой об­ластью.

    Область, учтя мнение заинтересованного населения, может издать законы, образующие на территории об­ласти новые общины, и может также изменять их гра­ницы и названия.

    Г л а в а VI КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

    РАЗДЕЛ I

    Конституционный суд

    Статья 134. Конституционный суд выносит реше­ния по следующим делам:

    споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов Государства и областей;

    споры о компетенции между различными властями Государства, между Государством и областями и между областями;

    обвинения, выдвигаемые согласно Конституции про­тив Президента Республики и министров,

    Статья 135. Конституционный суд состоит из пят­надцати судей, назначаемых по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании Палат и высшей общей и административной магистра­турой.

    Судьи Конституционного суда избираются из судей, в том числе находящихся в отставке, высших общих и административных судов, ординарных профессоров уни­верситетов по юридическим наукам и адвокатов с два­дцатилетним стажем.

    Суд избирает из своей среды председателя. -»

    Судьи назначаются на двенадцать лет, заменяются! по частям в установленном законом порядке и не могут быть непосредственно избраны вновь.

    Должность судьи Конституционного суда несовме­стима с обязанностью члена Парламента или Област­ного совета, с профессией адвоката и с какими-либо заня­тиями и должностями, указанными в законе.

    В рассмотрении обвинений против Президента Рес: публики и против министров участвуют, кроме ординар­ных судей Конституционного суда, шестнадцать членов Суда, избираемых Парламентом на совместном заседа­нии Палат в начале каждой сессии из граждан, отвечаю­щих требованиям избрания в сенаторы.

    Статья 136. Если суд объявляет о неконституцион­ное™ какого-либо предписания закона или акта, имею­щего силу закона, такое предписание теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда.

    Решение Суда публикуется и сообщается Палатам и тем областным советам, которых это касается, для того чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответ­ствующие Конституции меры.

    Статья 137. Конституционный закон устанавли­вает условия, формы и сроки возбуждения дел о консти­туционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.

    Другие правовые нормы, необходимые для образо­вания и деятельности Конституционного суда, устанав­ливаются общим законом.

    Никакие протесты против решений Конституционного суда не допускаются

    1‘ А 3 Д Е Л II

    Пересмотр Конституции. Конституционные законы

    Статья 138. Законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из Палат -после двух последовательных обсуждений с про­межутком не менее трех месяцев и одобряются абсолют­ным большинством членов каждой Палаты при втором голосовании.

    Такие законы выносятся на референдум, если в тече­ние трех месяцев по их опубликовании этого потребует пятая часть членов одной из Палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, выне­сенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

    Референдум не проводится, если при втором голо­совании в каждой из Палат закон был принят большин­ством двух третей их членов.

    Статья 139. Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра.

    ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    I

    Со вступлением в силу Конституции временный Глава Государства осуществляет функции Президента Респуб­лики и принимает этот титул.

    II

    Если ко дню выборов Президента Республики не бу­дут образованы все областные советы, то в выборах уча­ствуют только члены обеих Палат.

    III

    Для сформирования первого состава Сената Респуб­лики декретом Президента Республики назначаются сенаторами депутаты Учредительного собрания, ко­торые отвечают требованиям закона для избрания в се­наторы и которые:

    были Председателями Совета министров или законо­дательных собраний;

    состояли членами распущенного Сената; состояли депутатами по меньшей мере трех Законо­дательных собраний, включая Учредительное собрание;

    были лишены звания депутата по решению Палаты депутатов в заседании 9 ноября 1926 г.;

    отбыли не менее пяти лет заключения по приговору специального фашистского трибунала для защиты Госу­дарства.

    Декретом Президента Республики назначаются.-.;сена- торами также члены распущенного Сената, участвовав­шие в Национальном совещательном собрании.

    От права на назначение сенатором можно отказаться до подписания декрета о назначении. Согласие на вы­движение своей кандидатуры в политических выборах заключает в себе отказ от права быть назначенным се­натором.

    IV

    При первых выборах Сената Молизе считается от­дельной областью с количеством сенаторов, какое пола­гается по количеству ее населения.

    V

    Постановление статьи 80 Конституции относительно международных договоров, влекущих за собой финансо­вые обязательства или изменения законов, имеет силу с момента созыва Палат.

    VI

    В течение пяти лет с момента вступления в силу Кон­ституции производится пересмотр существующих ныне специальных органов юрисдикции, за исключением юрис­дикции Государственного Совета, Счетной палаты н военных трибуналов,

    В течение одного года с той же даты реорганизуется в законодательном порядке Высший военный трибунал в соответствии со статьей 111 '.

    VII

    Впредь до издания в соответствии с Конституцией но­вого закона о судоустройстве продолжают соблюдаться действующие нормы судоустройства.

    Впредь до вступления Конституционного суда в от­правление его функций разрешение спорных вопросов, указанных в статье 134, производится в порядке и в пре­делах норм, существовавших до вступления в силу Кон­ституции.

    Первый назначенный состав судей Конституционного суда не подлежит частичному обновлению, и судьи остаются в своих должностях двенадцать лет.

    VIII

    Выборы областных советов и выборных администра­тивных провинциальных органов назначаются в течение года с момента вступления в силу Конституции.

    Законы Республики регулируют для каждой отрасли публичной администрации передачу государственных функций, отнесенных к компетенции областей. Впредь до осуществления реорганизации и распределения админи­стративных функций между местными учреждениями в ведении провинций и коммун остаются функции, осу­ществляемые ими ныне, а также и другие, выполнение которых делегировано им областями.

    Законы Республики регулируют передачу областям должностных лиц и служащих, не исключая центральной администрации, поскольку такая передача окажется необ­ходимой при новой организации. Для комплектования своих учреждений области должны, исключая случаи особой необходимости, набирать соответствующий персонал из государственных служащих и служащих местных учреждений.

    1 Ссылка на ст. 111 Конституции явно ошибочна; надо было, по- виднмому, сослаться на статьи 103 и сл.—Прим. ред.

    IX

    Республика в течение трех лет по вступлении в силу Конституции приводит свои законы в соответствие с тре­бованиями местной автономии и с объемом законода­тельной власти, которой наделены области.

    X

    За областью Фриули-Венеция Джулия, к которой в силу статьи 116 временно применяются общие нормы главы V части второй, сохраняется защита яЗ&ковых меньшинств в соответствии со статьей 6.

    XI

    До истечения пятилетнего срока с момента вступле­ния в силу Конституции конституционными законами могут быть образованы другие области во изменение пе­речня, содержащегося в статье 131, хотя бы и без со­блюдения условий, требуемых первым абзацем статьи 132, но с сохранением, однако, обязательства опроса за­интересованного населения.

    XII

    Запрещается восстановление, в какой бы то ни было форме, распущенной фашистской партии.

    В отступление от статьи 48 законом устанавливаются временные, на срок не более пяти лет с момента вступле­ния в силу Конституции, ограничения активного и пас­сивного избирательного права для ответственных руко­водителей фашистского режима.

    XIII

    Члены и потомки Савойской династии не являются избирателями и не могут занимать ни официальных должностей, ни выборных постов.

    Бывшим королям Савойской династии, их супругам и их потомкам по мужской линии запрещается доступ на национальную территорию и пребывание здесь.

    Находящееся на национальной территории имуще­ство бывших королей Савойской династии, их супруг и их потомков по мужской линии переходит к Государству. Передача и установление вещных прав на это имуще­ство, произведенные после 2 июня 1946 года, недей­ствительны.

    XIV

    Дворянские титулы не признаются.

    Приставки титулов, существовавших до 28 октября 1922 года, считаются частью фамилии.

    Орден Св. Маврикия сохраняется как общество ухода за больными и функционирует в порядке, установленном законом.

    Закон определит упразднение геральдического Со­вета.

    XV

    Со вступлением в силу Конституции становится зако­ном наместнический законодательный декрет от 25 июня 1944 года № 151 о временной организации Государ­ства '.

    XVI

    В течение года со дня вступления в силу Конститу­ции пересматриваются и приводятся в соответствие с ней предшествующие конституционные законы, не отменен­ные еще прямо или косвенно.

    XVII

    Учредительное собрание будет созвано его председа­телем для обсуждения и принятия до 31 января 1948 года закона о выборах Сената Республики, специальных об­ластных статутов и закона о печати.

    До выборов новых Палат Учредительное собрание может быть созвано, если окажется необходимым об­суждать вопросы, отнесенные к его компетенции законо-

    1 С организацией первого же парламента декрет этот потерял силу.—Прим. ред.

    дательным декретом от 16 марта 1946 года №98 (пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3).

    В течение этого времени постоянные комиссии про­должают функционировать. Законодательные комиссии возвращают Правительству поступившие к ним законо­проекты с замечаниями и предложениями поправок, если они имеются.

    Депутаты могут предъявлять Правительству запросы с требованиями письменных ответов.

    Учредительное собрание для надобностей, указанных во второй части настоящей статьи, созывается его пред­седателем по мотивированному требованию Правитель­ства .или по меньшей мере двухсот депутатов.

    XVIII

    Настоящая Конституция промульгируется временным Главой Государства в течение пяти дней со дня ее одо­брения Учредительным собранием и вступает в силу

    1   января 1948 года.

    Текст Конституции хранится в муниципальном зале каждой общины Республики и остается здесь в течение всего 1948 года, чтобы все граждане могли с ним озна­комиться.

    Конституция, скрепленная государственной печатью, будет включена в официальный сборник законов и де­кретов Республики.

    Конституция должна соблюдаться с верностью как основной закон Республики всеми гражданами и орга­нами Государства.

    Дано в Риме, в 27-й день декабря 1947 года.