Юридические исследования - КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ ИСПАНИИ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ ИСПАНИИ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Испания расположена в юго-западной части Европы и занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова на Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Кроме того, в состав собственно Испании включают города Сеута и Мелилья (на средиземноморском побережье государства Марокко).

    Территория Испании составляет 503,7 тыс. кв. км, численность населения — 29,2 млн. человек (на 1956 г.).

    В XVI—XVIII вв. Испания была крупнейшей коло­ниальной державой. Однако в результате национально- освободительного движения в колониях и борьбы между империалистическими державами за раздел и передел мира Испания утратила почти все свои владения. К на­стоящему времени она сохранила лишь очень немногие колонии. Общая площадь колониальных владений Испа­нии (Западная Сахара, Испанская Гвинея и др.) — 328, 5 тыс. кв. км, численность населения 287 тыс. человек.

    До 1931 г. Испания являлась монархией (за исклю­чением краткого периода республики 1873—1874 гг.). 14 апреля 1931 г. монархия была свергнута. Учредитель­ные кортесы приняли республиканскую конституцию, но клерикально-помещичьи круги и реакционная часть воен­ных подняли в 1936 г. мятеж против республики. Опи­раясь на открытую вооруженную интервенцию нацист­ской Германии и фашистской Италии, мятежники после трехлетней вооруженной борьбы одержали победу.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Испания расположена в юго-западной части Европы и занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова на Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Кроме того, в состав собственно Испании включают города Сеута и Мелилья (на средиземноморском побережье государства Марокко).

    Территория Испании составляет 503,7 тыс. кв. км, численность населения — 29,2 млн. человек (на 1956 г.).

    В XVI—XVIII вв. Испания была крупнейшей коло­ниальной державой. Однако в результате национально- освободительного движения в колониях и борьбы между империалистическими державами за раздел и передел мира Испания утратила почти все свои владения. К на­стоящему времени она сохранила лишь очень немногие колонии. Общая площадь колониальных владений Испа­нии (Западная Сахара, Испанская Гвинея и др.) — 328, 5 тыс. кв. км, численность населения 287 тыс. человек.

    До 1931 г. Испания являлась монархией (за исклю­чением краткого периода республики 1873—1874 гг.). 14 апреля 1931 г. монархия была свергнута. Учредитель­ные кортесы приняли республиканскую конституцию, но клерикально-помещичьи круги и реакционная часть воен­ных подняли в 1936 г. мятеж против республики. Опи­раясь на открытую вооруженную интервенцию нацист­ской Германии и фашистской Италии, мятежники после! трехлетней вооруженной борьбы одержали победу.

    В 1939 г. в Испании было создано так называемое корпоративное государство. Главой этого государства и каудильо (вождем) Испании еще в ходе гражданской войны был провозглашен генерал Франко.

    Политические партии и рабочие профсоюзы были за­прещены. Единственной легальной политической органи­зацией в стране является «Испанская фаланга традицио­налистов и хунт национал-синдикалиетского наступле­
    ния», созданная в 1937 г. путем объединения политиче­ских партий и группировок, поддерживавших Франко: фалангистов, традиционалистов (монархистов) и католи­ческих групп. В основу программы единой партии была положена программа (так называемые 26 пунктов) пар­тии Испанская фаланга, созданной в 1932 г. и реоргани­зованной в 1934 г. Многие положения этой программы заимствованы у (итальянского фашизма и немецкого на­цизма. В ней подчеркивались империалистические чаяния фалангистов и их стремление создать в Испании тотали­тарное государство. Высшим руководителем фаЛанги является каудильо, который назначает центральные органы партии: национальный совет (103 человека), по­литическую хунту и генерального секретаря, а также руководителей провинциальных организаций. В соответ­ствии с декретом Франко от 20 июля 1957 г. фаланга рас­сматривается как широкое «национальное движение», ко­торое объединяет «всех испанцев» для проведения в жизнь фалангисгской программы.

    Единой конституции в Испании нет. Конституцию заменяет серия так называемых Основных законов: Хартия труда от 9 марта 1938 г., Закон о создании Кор­тесов от 17 июля 1942 г., Хартия испанцев от 17 июля 1945 г., Закон о национальном референдуме от 22 ок­тября 1945 г. и Закон о наследовании поста главы госу­дарства от 26 июля 1947 г. Для отмены или изменения Основного закона требуется, помимо согласия кортесов (орган, играющий роль парламента), проведение нацио­нального референдума. Основные законы не решают всех важнейших вопросов государственного устройства (о пол­номочиях главы государства, Совете министров и его председателе, о системе местных органов власти, судеб­ной системе и т. д.). Эти вопросы частично регулируются на основе ряда законов, не относящихся к Основным, а в значительной мере — в соответствии с законодатель­ством и практикой времен прежней испанской монархии.

    Вопрос о форме правления в современной Испании является одним из наиболее сложных и неясных вопросов ее государственного строя. В течение восьми лет (с 1939 по 1947 г.) этот вопрос вообще оставался открытым. В марте 1947 г. национальный совет Испанской фаланги
    по предложению Франко принял решение о необходимости восстановления монархии в Испании. Соответствующий законопроект был одобрен референдумом, проведенным 6 июля 1947 г. Декретом Франко от 26 июля того же года указанному законопроекту была придана сила закона. В соответствии с этим Законом о наследовании поста главы государства Испания стала королевством. Однако вопрос о монархе остается неразрешенным. Пост главы государства был пожизненно сохранен за Франко, кото­рый формально не является ни королем, ни регентом. Таким образом, современная Испания — королевство без короля, монархия без монарха.

    Закон 1947 года предоставляет Франко право в любой момент по его усмотрению назначить своего преемника, который и станет королем нли регентом Испании после смерти, добровольной отставки или доказанной недее­способности каудильо. Подчеркивая полную свободу выбора преемника, предоставляемую Франко, Закон о наследовании специально отоваривает его право отме­нить ранее сделанное назначение.

    Законом 1947 года создан Регентский совет в составе президента кортесов (председатель), высшего лица церковной иерархии, высшего представителя вооруженных сил и представителя Совета королевства (совещательный орган при главе государства, созданный тем же законом 1947 года). Регентский совет возьмет в свои руки власть в стране в том случае, если Франко умрет или будет объявлен недееспособным до назначения ему преемника. В этом случае Регентский совет обязан созвать совмест­ное заседание членов правительства и Совета королев­ства; на указанном заседании избирается лицо королев­ского происхождения, которое, по мнению собравшихся, должно стать королем или регентом Испании. Предло­женная кандидатура подлежит утверждению кортесами.

    Существующее в Испании законодательство точно не определяет полномочий главы государства. Принятый 20 июля 1957 г. Закон о юридическом статусе государ­ственной администрации (не относящийся к числу Основ­ных законов) установил, что функции главы государства имеют «сугубо политический характер» и должны стать «во всей своей полноте предметом специального закона».

    Такой.закон может явиться лишь формальным закрепле­нием существующей практики и подтверждением поста­новлений, принятых в 1938—1939 гг., в соответствии с ко­торыми глава государства сосредоточивает в своих руках всю полноту власти в стране, а его полномочия факти­чески неограниченны («каудильо ответственен перед бо­гом и историей»).

    В настоящее время Франко является одновременно главой государства и главой правительства (Совета ми­нистров). Функции Совета министров и его роль-^р си­стеме других органов государственной власти и управле­ния были впервые определены законом от 20 июля 1957 г. Как явствует из этого закона, Совет министров подчинен главе государства. Совет министров направляет деятельность государственной администрации, утвер­ждает проекты законов и распоряжений до передачи их в кортесы или до утверждения их главой государства, уполномочивает своих представителей для ведения пере­говоров и заключения международных договоров, пред­ставляет главе государства предложения о назначениях на высшие государственные посты и т. д. Число мини­стерств законом не установлено. В правительство, сфор­мированное Франко 25 февраля 1957'г., вошло 18 ми­нистров. В соответствии с законом от 20 июля 1957 г. могут создаваться так называемые полномочные прави­тельственные комиссии, каждая из которых направляет деятельность группы министерств.

    Закон о юридическом статусе государственной адми­нистрации предусматривает возможность отделения поста главы государства от поста председателя Совета министров и определяет функции этого последнего: пред­ставлять правительство в его отношениях с главой госу­дарства и кортесами, определять деятельность Совета министров и общие задачи отдельных министерств, пред­седательствовать на заседаниях Совета министров, если на них не председательствует глава государства, и т. д. Однако фактическое разделение указанных постов все еще остается делом будущего, поскольку Франко намерен сохранять за собой роль единственного «вершителя судеб Испании».

    Порядок назначения председателя и членов Совета министров в действующем испанском законодательстве не определен. В настоящее время министры назначаются и смещаются ,по усмотрению Франко и ответственны лишь перед ним.

    Помимо правительства, в Испании имеется при главе государства упоминавшийся выше Совет королевства, наделенный совещательными функциями. В состав этого совета входят высшие представители церкви, армии и го­сударственного аппарата; четыре члена совета изби­раются голосованием в основных группах кортесов. Глава государства выслушивает рекомендации Совета королев­ства перед тем, как вернуть в кортесы для нового рас­смотрения подготовленный ими законопроект, при объ­явлении войны или заключении мира и при назначении своего преемника.

    Представительного органа законодательной власти в прямом смысле в Испании нет. Функции такого органа в известной мере выполняют кортесы, которые были соз­даны в соответствии с законом от 17 июля 1942 г. Однако кортесы являются скорее законосовещательным органом. Их основная задача заключается в подготовке и одобрении законопроектов, тогда как окончательное утверждение и введение законов в силу относится к исключительной компетенции главы государства.

    Во время войны или «по соображениям срочности» глава государства может издавать постановления, имею­щие силу закона, по вопросам, которые обычно регули­руются посредством законов и получают одобрение кортесов. Издавая указанные постановления, глава «госу­дарства обязан лишь довести об этом до сведения кор­тесов.

    Кортесы представляют не нацию, а так называемые «корпорации» (государственные «вертикальные синди­каты», муниципалитеты, университеты, профессиональ­ные объединения). Прямых выборов в кортесы не произ­водится. Часть членов кортесов (прокурадоров) назна­чается непосредственно каудильо за «особые заслуги» перед режимом. Общее число прокурадоров, назначен­ных каудильо, не должно превышать 50 человек. За главой государства сохраняется право отменить в любой
    момент свое назначение. 191 прокурадор получает свой пост в кортесах ех оШсю, то есть в силу занимаемой го­сударственной должности. Сюда относятся: члены пра­вительства (18 человек), члены национального совета Испанской фаланги (103 человека), председатели Госу­дарственного совета, Верховного суда и Верховного совета военной юстиции (3 человека), алькальды 50 провин­циальных центров и алькальды городов Сеуты и Мелильи (52 человека), ректоры университетов (12 человек), президенты Испанского института, Высшего совета научных исследований и Института гражданских тшже- неров (3 человека). Наконец, значительная часть про­курадоров избирается соответствующими «корпорациями» на срок в 3 года (с правом переизбрания). Наиболее многочисленной является группа прокурадоров, избирае­мая государственными «вертикальными синдикатами». В соответствии с законом о создании кортесов от 17 июля 1942 г. количество прокурадоров, избираемых синдика­тами, не должно превышать одной трети общего числа прокурадоров. 100 прокурадоров избирается местными органами власти из числа их членов (по 2 от каждой из 50 провинций). 19 прокурадоров избирают научные и культурно-просветительные учреждения, торговые палаты и профессиональные объединения (коллегии) адвокатов, судебных работников, врачей, фармацевтов, архитекторов и т. д. Специальные постановления регулируют порядок выборов прокурадоров от каждой из корпораций. Общее число прокурадоров — 443 (на 1956 г.).

    Кортесы функционируют в пленарных заседаниях и комиссиях. Существует, кроме того, постоянная комиссия кортесов, работающая в перерывах между сессиями.

    Законодательная инициатива принадлежит в основном правительству, вносящему законопроекты на рассмотре­ние кортесов. Комиссии кортесов имеют право выдвигать свои предложения о рассмотрении тех или иных законо­проектов. Однако в повестку дня кортесов эти предложе­ния включаются лишь с согласия правительства. Законо­проекты и предложения публикуются в бюллетене корте­сов; в течение 15 дней после их опубликования прокура- доры могут предлагать свои поправки. Затем законопро- гкты передаются в соответствующую комиссию. Пленарное
    заседание кортесов проводит три чтения законопроектов, которые на практике сводятся к простому голосованию.

    Помимо участия в разработке законов, кортесы «заслушиваются» также при ратификации главой госу­дарства международных договоров по вопросам, отно­сящимся к компетенции кортесов.

    Два закона, имеющие характер Основных законов, — Хартия труда от 9 марта 1938 г. и Хартия испанцев от 17 июля 1945 г. — провозглашают ряд формальных «свобод» и «гарантий». В частности, предусматривается, что любое подвергшееся аресту лицо должно быть в те­чение 72 часов освобождено или передано компетентным судебным органам (ст. 18 Хартии испанцев). Это поло­жение практически не относится к лицам, задержанным по политическим мотивам, поскольку они подлежат суду военных трибуналов и по году и более содержатся в тюрьмах без предъявления обвинения. «Свобода слова» гарантируется лишь в той мере, в какой она «не является посягательством на основные устои государства» (ст. 12 Хартии испанцев). Статья 35 Хартии испанцев дает пра­вительству право путем издания простого постановления приостановить действие указанной выше статьи 18, а также статей Хартии испанцев, гарантирующих «сво­боду слова, собраний и объединений», «тайну переписки в пределах национальной территории», право «свободного выбора местожительства», «неприкосновенность» жилища испанцев. В феврале 1956 г. испанское правительство в связи с серьезными студенческими волнениями в стране воспользовалось статьей 35 Хартии испанцев для того, чтобы приостановить действие «конституционных гаран­тий» и бросить руководителей студенческого движения в тюрьмы.

    Хартия испанцев объявляет католическую религию официальной религией государства и запрещает предста­вителям других культов проведение каких-либо публич­ных церемоний. Католические священники получают суб­сидии от государства. Брак в соответствии с положе­ниями католицизма признается нерасторжимым.

    Хартия труда была принята еще в ходе гражданской войны 9 марта 1938 г. Ее положения имеют характер декларативных обещаний, а не закрепления существую­
    щего положения. Многие из важнейших положений Хартии остаются обещаниями вплоть до настоящего времени. Одна из основных статей Хартии труда (раз­дел III, ст. 6) гарантировала «непрерывность» процесса труда, то есть воспрещала хозяевам увольнять рабочих. Тем самым рабочие получали известные гарантии против произвола предпринимателей. Однако с декабря 1956 г. действие этой статьи приостановлено.

    Хартия труда излагает важные принципы «корпора­тивного строя» в Испании. Во всех отраслях производства и экономики создаются государственные «вертикальные синдикаты», объединяющие в единой организации 'рабо­чих, предпринимателей и технический персонал. «Верти­кальные синдикаты» являются «орудием на службе у государства», которое через них оказывает свое влия­ние на экономику страны.

    Руководящие посты в синдикатах в «обязательном порядке» занимаются членами правящей Испанской фа­ланги. Правительство назначает «национального деле­гата» (руководителя) и членов «национального совета синдикатов»; этот совет в свою очередь назначает «на­циональных делегатов» (руководителей) отраслевых син­дикатов и представителей центральной организации в провинциях; «провинциальные делегаты» назначают руководителей 'местных отделений синдикатов. Трудя­щимся предоставлено право избирать лишь профсоюзных старост и фабрично-заводские комиссии, которые в свою очередь назначают общественные хунты «вертикальных синдикатов».

    Система местных органов власти в современной Испа-, нии строится в основном в соответствии с положениями декрета об административном и избирательном режиме от 17 июля 1945 г. Вместе с тем большую роль в этом отношении играют традиции и законодательство времен прежней монархии, а также практика, сложившаяся в ходе гражданской войны.

    Территория Испании (включая территорию островов) делится на 50 провинций. Во главе провинций стоят гу­бернаторы, назначаемые правительством. В каждой про­винции имеется так называемая провинциальная депу­тация (провинциальный совет), две трети членов которой
    выделяются муниципалитетами и одна треть — «кор­порациями».

    Каждая провинция объединяет по нескольку десятков муниципалитетов. Во главе муниципальных советов стоят алькальды, назначаемые правительством (в провинциаль­ных центрах) или гражданскими губернаторами провин­ций (в остальных муниципалитетах).

    Муниципальные советы образуются путем выборов по крайне сложной системе. Одна часть муниципальных советников избирается прямым голосованием глав семей, внесенных в избирательный список. Вторую часть изби­рают представители, выделенные «вертикальными синди­катами» каждого округа. Затем муниципальные совет­ники, избранные главами семей и представителями «вертикальных синдикатов», на совместном заседании избирают еше часть советников из списков, представляе­мых «корпорациями».

    Судебная система основывается почти исключительно на прежнем монархическом законодательстве. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, назна­чаемый правительством.

    Дела о военных и важнейших политических престу­плениях подсудны военным трибунала-^ во главе с Высшим советом военной юстиции. По этим делам -суд присяжных не применяется.


    ДЕКРЕТ

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ХАРТИИ ТРУДА» 9 марта 1938 г.

    Утверждается публикуемая ниже «Хартия труда», выработанная Национальным Советом «Испанской фа­ланги традиционалистов и хунт нацианал-синдикалист- ского наступления» по предложению правительства.

    Дано в Бургосе девятого марта тысяча девятьсот тридцать восьмого года — II Победоносный год.

    ВВЕДЕНИЕ

    Возрождая католическую традицию социальной спра­ведливости и высокого понимания человечности, которой руководствовалось наше законодательство времен Импе­рии, Государство — национальное в том отношении,~что оно является тоталитарным орудием, защищающим це­лостность Родины, и синдикалистское в том отношении, что оно представляет реакцию против либерального капи­тализма и марксистского материализма, — ставит перед собой задачу осуществить по-военному, конструктивно и в глубоко религиозном духе Революцию, которая созрела в Испании и должна возвратить испанцам раз и навсегда Родину, Хлеб и Справедливость.

    Для достижения этого и стремясь, с другой стороны, осуществить лозунги единства, свободы и величия Испа­нии, Государство действует в социальной области, желая поставить богатство на службу испанскому народу и подчиняя экономику своей политике.

    Исходя из концепции единства судеб испанцев, Госу­дарство настоящими декларациями объявляет о своем намерении добиться, чтобы производство в Испа­нии— в братском сочетании всех его элементов—также
                                                                                  ^            

    представляло собой единство, служащее укреплению могущества Родины и орудий ее власти.

    Вновь созданное Испанское Государство с непреклон­ностью заявляет, что в своей социально-экономической политике оно будет воодушевляться желаниями и требо­ваниями тех, кто сражается в окопах и чья честь, муже­ство и труд делают их самой высокой аристократией новой национальной эры.

    Перед лицом испанцев, невозвратно сплоченных в жертве и в надежде,

    провозглашаем:

    ХАРТИЯ ТРУДА

    I

    1.     Труд есть участие человека в производстве путем добровольного применения его духовных и физических способностей, в соответствии с личным призванием и ради достоинства и радости жизни и лучшего развития национальной экономики.

    2.   Труд человека вследствие овоей -гуманной сущности не может низводиться до материальной концепции товара или превращаться в предмет сдеЛки, несовместимой с личным достоинством того, кто его предлагает.

    3.      Право на труд является следствием обязанности, возложенной Богом на человека для осуществления его личных целей и для процветания и величия Родины.

    4.   Государство ценит и прославляет труд— плодотвор­ное выражение созидательного духа человека — и в этом смысле защищает его силой Закона, оказывает ему самое! большое уважение и обеспечивает совместимость труда с достижением всех других личных, семейных и общественных целей.

    5.   Труд как социальная обязанность требуется в од­ной из его форм от всех без исключения испанцев, кроме калек, и должен рассматриваться в качестве непремен­ного вклада в национальное достояние.

    6.   Труд является одним из самых благородных атрибу­тов иерархии и чести и основанием, достаточным, чтобы требовать помощи и защиты со стороны Государства.

    7.       Служба — это труд, который выполняется герои­чески, бескорыстно и 'Самоотверженно с готовностью внести свой вклад в то высшее благо, каким является Испания.

    8.   Все испанцы имеют право на труд. Удовлетворение этого права — высший долг Государства.

    II

    1.     Государство обязуется предпринимать неустанные и действенные меры по охране трудящихся, их жизни и труда. Государство соответственно ограничит продолжи­тельность рабочего дня с тем, чтобы она не была чрез­мерной, и предоставит труду все гарантии в интересах его охраны и соблюдения гуманности. В особенности Государство будет запрещать ночной труд женщин и де­тей, будет регулировать работу на дому и оовободит за­мужнюю женщину от мастерской и от фабрики.

    2.    Государство гарантирует воскресный отдых как священное условие осуществления труда.

    3.     Без ущерба для вознаграждения и принимая во внимание технические требования предприятий, законы будут требовать соблюдения религиозных праздников, предписанных традицией, и признанных гражданских празднеств, а также содействия церемониям, проводи­мым по указаниям национальных руководителей Дви­жения.               1

    4.   Установленный Национальный праздник 18 июля — день начала Славного Восстания — будет считаться праздником «Прославления Труда».

    5.      Каждый трудящийся имеет право на один еже­годный оплачиваемый отпуск для заслуженного отдыха; будут созданы соответствующие учреждения, кото­рые обеспечат лучшее осуществление этого постанов­ления.

    6.   Будут созданы учреждения, необходимые для того, чтобы трудящиеся в свободные часы и во время пере­рывов в работе могли пользоваться всеми благами культуры, развлекаться, укреплять здоровье, заниматься военным искусством и спортом.


    III

    1.     Вознаграждение за труд будет, как минимум, до­статочным для того, чтобы обеспечить трудящемуся и его семье возможность вести нравственный и достойный образ жизни.

    2.      Через соответствующие органы будет выплачи­ваться семейное пособие.

    3.    Постепенно и неуклонно будет повышаться уровень жизни трудящихся в той мере, в какой это позволяют высшие интересы Нации.

    4.      Государство установит принципы регулирования труда, которые определят взаимоотношения между тру­дящимися и предпринимателями. Главное содержание та­ких отношений будет заключаться в такой же мере в предоставлении своего труда и в вознаграждении за него, как и во взаимном долге, который требует от .предприни­мателей честности, помощи и защиты, а ог персонала — верности и подчинения.

    5.     Государство будет заботиться о получении через синдикаты сведений о том, справедливы ли для трудяще­гося экономические и иные условия, в которых происхо­дит процесс труда.

    6.    Государство будет заботиться о безопасности и непрерывности труда.

    7.    Предприятие должно информировать свой персонал о ходе прозводства в пределах, необходимых для укреп­ления чувства ответственности персонала за состояние дела, и в форме, устанавливаемой законами.

    IV

    1.     Ремесло — живое наследие славного цехового прошлого — будет поощряться и пользоваться действен­ной защитой, так как оно является полным отражением личности человека в его труде и предполагает форму производства, одинаково чуждую капиталистической кон­центрации и марксистскому обезличиванию.

    V

    1.      Нормы труда на сельскохозяйственном предприя­тии будут приводиться в соответствие со специфическими
    особенностями этого труда и сезонными различиями, зависящими от природы.

    2.    Государство будет уделять особое внимание техни­ческому просвещению сельского производителя, обучая его всем видам работ, которые требуются на каждом возделываемом участке.

    3.     Будут упорядочены и подвергнуты пересмотру цены на основные продукты с тем, чтобы гарантировать сель­скому предпринимателю минимальный доход при нор­мальных условиях и, как следствие, потребовать от него предоставления трудящимся такого заработка, который позволит им улучшить условия своей жизни.

    4.    Будут приняты меры к тому, чтобы семья каждого крестьянина имела небольшой участок земли, семейный сад, который использовался бы для удовлетворения ее элементарных потребностей и на котором крестьянин был бы занят в периоды отсутствия полевых работ.

    5.    Будет преследоваться цель облагораживания сель­ской жизни, совершенствования крестьянских жилищ и улучшения гигиенических условий в деревнях и на хуто­рах Испании.

    6.     Государство обеспечит, чтобы арендатор мог уве­рение возделывать землю, имея долгосрочный конт­ракт, который гарантирует его против неоправданного отказа от аренды и обеспечит возмещение за улучшения, произведенные на арендованном участке. Государство будет стремиться найти средства, ведущие к тому, чтобы земля в условиях справедливости перешла к тем, кто ее непосредственно обрабатывает.

    VI

    1.    Государство будет с максимальной заботой отно­ситься к труженикам моря, создавая необходимые усло­вия для того, чтобы воспрепятствовать обесценению их товаров и облегчить получение в собственность средств, необходимых в их профессии.

    VII

    1.    Будут созданы новые суды по вопросам труда при сохранении принципа, согласно которому эта функция правосудия принадлежит Государству.

    VIII

    1.   Капитал есть инструмент производства.

    2.      Предприятие как производственное целое органи­зует свои составные элементы в единой системе, под­чиняющей материальные ценности человеку, а все вместе — общему благу.

    3.    Глава предприятия осуществляет руководство им, неся ответственность за него перед Государством.

    4.     Доходы предприятия после выделения справедли­вой прибыли на капитал будут использоваться в 'первую очередь для образования резервов, необходимых ' для устойчивости предприятия и для улучшения условий труда и жизни трудящихся.

    IX

    1.     Кредит будет предоставляться в форме, которая, способствуя увеличению 'национального достояния, ,помо­гала бы также созданию и поддержанию мелкой собствен­ности в сельском хозяйстве, рыбном промысле, промыш­ленности и торговле.

    2.    Честность и доверие, основанные на соревновании и на труде, будут считаться достаточными гарантиями для предоставления кредита.

    Государство будет непреклонно преследовать все формы ростовщичества.

    X

    1.    Система обеспечения дает трудящемуся уверенность в помощи при несчастье.

    2.    Будет расширено социальное страхование по ста­рости, инвалидности, материнству, несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, ту­беркулезу и вынужденной безработице. При этом будет преследоваться цель введения всеобщего страхования. В первую очередь будет обращено внимание на предоста­вление достаточной пенсии престарелым трудящимся.

    XI

    1.    Национальное производство составляет эконом,иче- ское целое на службе отечеству. Обязанность каждого
    испанца охранять, улучшать и расширять производство. Все факторы, участвующие в производстве, подчинены высшим интересам Нации.

    2.    Индивидуальные или коллективные акты, которые каким-либо образом подрывают нормальный ход произ­водства или представляют для него угрозу, будут рас­сматриваться как преступление против Отечества.

    3.    Умышленное снижение производительности труда будет подвергаться соответствующему наказанию.

    4.    Государство, как правило, не будет предпринима­телем, за исключением случаев, когда частная инициа­тива недостаточна или этого требуют высшие интересы Нации.

    5.     Государство само или через посредство своих син­дикатов будет препятствовать нечестной конкуренции в области производства, а также всякой деятельности, ко­торая затрудняла бы нормальное создание или развитие национальной экономики; наоборот, оно будет поощрять всякую инициативу, направленную на ее совершенство­вание.

    6.    Государство признает частную инициативу плодо­творным источником экономической жизни Нации.

    XII

    1.     Государство признает и защищает частную соб­ственность как естественное средство осуществления лич­ных, семейных и общественных функций. Все формы собственности подчинены высшим интересам Нации, вы­разителем которых является Государство.

    2.     Государство берет на себя задачу умножать и делать доступными для всех испанцев формы собствен­ности, жизненно связанные с личностью человека: семей­ный очаг, земельный участок, орудия труда или предметы повседневного обихода.

    3.     Семья признается первичной естественной ячейкой и основой общества и в то же время моральным инсти­тутом, наделенным неотчуждаемыми правами, стоящими выше любого писаного закона. В целях лучшего сохра­нения и продолжения семьи имущество семьи будет счи­таться не подлежащим аресту.

    XIII

    1.      Государственная система национал-синдикализма будет вдохновляться принципами Единства, Тоталита­ризма и Иерархии.

    2.    Все элементы экономики будут охвачены — по от­раслям производства или обслуживания — вертикальными синдикатами. Лица свободных профессий и техниче­ских специальностей будут организовываться подобным же образом в соответствии с установлениями законов.

    3.     Вертикальный синдикат является корпорацией публичного трава, которая конституируется 'в качестве единого организма, объединяющего в одно целое все элементы, занятые в экономическом процессе- внутри определенной отрасли производства или обслуживания, и построенного иерархически под руководством Госу­дарства.

    4.     Руководящие посты в синдикате будут в обязатель­ном порядке заниматься членами «Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского на­ступления».

    5.     Вертикальный синдикат является орудием на службе у Государства; экономическая политика Государ­ства осуществляется в первую очередь через синдикаты. Синдикаты должны рассматривать проблемы производ­ства и вносить предложения о их разрешении, подчиняя эти предложения национальным интересам. Вертикальный синдикат имеет право вмешиваться через специальные органы в регулирование, охрану и соблюдение условий труда.

    6.     Вертикальный синдикат может создавать, содер­жать или финансировать учреждения исследовательского характера, морального, физического и профессионального просвещения, самообеспечения и призрения, а также социальные учреждения, которые могут представлять интерес для различных элементов производства.

    7.     Синдикаты создают бюро найма для предоставле­ния трудящимся работы в соответствии с их способно­стями и достоинствами.

    8.    К функциям синдикатов относится предоставление Государству сведений, необходимых для составления статистики производства.

    9.    Закон о синдикатах определит форму включения в эту новую систему существующих экономических и про­фессиональных ассоциаций.

    XIV

    1. Государство примет соответственные меры для за­щиты труда испанцев на национальной территории и через посредство договоров о труде с другими державами будет заботиться об охране профессионального положения испанских трудящихся, проживающих за границей.

    XV

    1. Сейчас, когда провозглашается эта Хартия, Испа­ния вынуждена вести героическую вооруженную борьбу, спасая духовные и культурные ценности мира ценой по­тери значительной части своего материального достояния.

    Великодушию сражающейся молодежи и великоду­шию самой Испании должны самоотверженно служить национальное производство и все его элементы.

    Поэтому в данной Хартии прав и обязанностей мы за­крепляем в качестве самых срочных и неотъемлемых права и обязанности тех участников производства, которые способствуют своим справедливым и решительным вкла­дом делу преобразования родной земли и основ ее могу­щества.

    XVI

    1.    Государство обязуется предоставить молодым бор­цам работу, почетные или руководящие посты, на кото­рые они имеют право как испанцы и которые они за­воевали как герои.

    ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ИСПАНСКИХ КОРТЕСОВ

    /7 июля 1942 г.

    Создание правового режима, упорядочение админи­стративной деятельности Государства, оформление нового порядка ясной и действенной политической системой требуют процесса разработки. Задаче достижения высо­кого качества такого процесса и укоренения в стране его результатов не соответствует отсутствие представитель­ства от элементов, образующих национальное сообще­ство. Столкновение мнений в рамках единого' строя, выслушивание требований, обоснованная и конструктив­ная критика, участие специалистов в области законода­тельной техники — все это должно способствовать жиз­ненности, справедливости и улучшению позитивного права Революции и нового экономического строя испанского народа.

    Опасности, связанные с ненормальным положением, которые очевидны и 'которые излишне объяснять, задер­жали реализацию такого намерения. Однако теперь, после того как осталась позади та фаза Националь­ного Движения, когда его выполнение было неосуще­ствимо, наступило время создать орган для указанных задач.

    Сохраняя за Главой Государства его верховную власть принимать правовые нормы общего характера в соответствии с положениями законов от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г., создаваемый орган является эф­фективным инструментом сотрудничества в указанной функции и одновременно означает самоограничение выс­шего института Власти.

    В соответствии с общим направлением Националь­ного Движения создаваемые Кортесы как по своему названию, так и по способу образования и по полномо­
    чиям являются восстановлением Славных испанских тра­диций.

    В силу этого

    постановляю:

    Статья 1. Кортесы являются высшим органом участия испанского народа в делах Государства. Основ­ная задача Кортесов заключается в подготовке и раз­работке законов без ущерба для полномочий Главы Государства по их утверждению.

    Статья 2. В состав Кортесов входят прокурадоры по должности и выборные прокурадоры, а именно:

    a)     министры;

    b)     национальные советники;

    c)     Председатель Государственного Совета, Председа­тель Верховного суда и Председатель Верховного совета военной юстиции;

    (1) представители национальных синдикатов в коли­честве, не превышающем третьей части общего числа прокурадоров;

    е) алькальды столиц пятидесяти провинций, аль­кальды Сеуты и Мелильи и один представитель от ос­тальных муниципалитетов каждой провинции, избирае­мый самими муниципалитетами из числа их членов. Один представитель от каждой провинциальной депута­ции и Объединения Канарских островов, избираемый из числа их членов;

    О ректоры университетов;

    §) Президент Испанского института и два представи­теля, избираемые из числа членов Королевских академий, входящих в состав Института. Председатель Высшего совета научных исследований и два представителя, изби­раемые из числа членов Совет#;

    К) Президент Института гражданских инженеров и другой представитель Института, избираемый президен­тами Ассоциаций инженеров, входящих в этот Институт. Два представителя коллегий адвокатов, два представи­теля коллегий врачей, один представитель коллегий фар­мацевтов, один представитель коллегий ветеринаров, один представитель коллегий архитекторов, один
    представитель коллегий лицензиатов и докторов наук и искусств, один представитель нотариальных коллегий, один представитель национальной коллегии контролеров и один представитель коллегии судебных прокуроров; эти представители избираются руководящими органами указанных официальных коллегий. Три представителя официальных торговых палат, избираемые их руководя­щими органами;

    О лица, которые по своему положению в церковной, военной, административной или социальной иерархии или в силу своих выдающихся заслуг перед Испанией; назна­чаются Главой Государства в количестве, не превышаю­щем пятидесяти человек'.

    Статья 3. Чтобы быть прокурадором Кортесов, требуется:

    1)     быть испанцем и достигнуть совершеннолетия,

    2)      располагать всеми гражданскими правами и не быть политически 'неправомочным лицом.

    Статья 4. Прокурадоры представляют Президенту Кортесов свидетельства о своем избрании, назначении или должности, которые дают им право на пост в Кор­тесах. Президент Кортесов принимает от них присягу, вводит их в должность и выдает соответствующие до­кументы.

    Статья 5. Прокурадоры не могут быть задержаны без предварительного разрешения Президента Кортесов, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления. В этом случае о задержании дово­дится до сведения Президента Кортесов.

    Статья 6. Прокурадоры Кортесов, являющиеся та­ковыми в силу занимаемой должности, теряют свой пост, переставая занимать эту должность. Прокурадоры, на­значаемые Главой Государства, теряют пост, если Глава Государства аннулирует назначение. Остальные прокура­доры занимают свой пост в течение трех лет, сохраняя право на избрание вновь; однако если в течение этих трех лет представитель от депутации, муниципалитета или корпорации перестает быть их действительным чле­ном, он теряет также и пост прокурадора

    Статья 7. Президент, два вице-президента и че­тыре секретаря Кортесов назначаются декретом Главы Государства.

    Статья 8. Работа Кортесов происходит на пленар­ных заседаниях и в комиссиях. Комиссии устанавли­ваются и назначаются Президентом Кортесов с согласия Правительства. Он же устанавливает, с согласия Прави­тельства, порядок дня как пленарных заседаний, так и комиссий.

    Статья 9. Кортесы собираются на пленарное засе­дание для рассмотрения законов, подлежащих такому рассмотрению, а также всякий раз, ко*гда пленарное за­седание созывается Президентом Кортесов с согласия Правительства.

    Статья 10. Рассмотрению в пленарных заседаниях Кортесов подлежат акты или законы, имеющие предме­том какой-либо из следующих вопросов:

    a)      обычные или чрезвычайные государственные бюд­жеты;

    b)      крупные операции экономического и финансового характера;

    c)     установление или реформа налогового режима;

    (1) банковские и валютные правила;

    е) роль синдикатов в экономике и все законодатель­ные мероприятия, имеющие исключительно важное зна­чение для экономики Нации;

    1) основные законы, регулирующие порядок приоб­ретения и утраты испанского подданства и прав и обязанностей испанцев;

    §) политико-правовое устройство институтов Государ­ства;

    Ь)   основы местного управления;

    1) основы гражданского, торгового, социального, уго­ловного и. процессуального права;

    }) основы судоустройства и государственного управле­ния;

    к) основы аграрной, торговой и промышленной си­стем;

    1) общенациональные планы в области просвещения;

    т) другие законы, которые Правительство само или по предложению соответствующей комиссии решит пере­дать на рассмотрение пленарного заседания Кортесов.

    Правительство может также передавать на рассмотре­ние пленарного заседания вопросы или решения, не имеющие характера закона.

    Статья 11. Законопроекты, подлежащие передаче для рассмотрения на пленарном заседании, предвари­тельно изучаются и получают заключение соответствую­щих комиссий.

    Статья 12. К компетенции комиссий Кортесов от­носятся все другие постановления, которые не охвачены статьей 10, по должны быть облечены ъ форму закона, будь то в силу закона, принятого после опубликования настоящего, или на основании заключения комиссии в составе Президента Кортесов; министра, назначенного Правительством; члена Политической хунты; одного про- курадора Кортесов, имеющего звание юриста; Председа­теля Государственного Совета и Председателя Верхов­ного суда. Эта комиссия дает свое заключение по требо­ванию Правительства, по собственной инициативе или по просьбе Президента Кортесов.

    Статья 13. В случае войны или по соображениям срочности Правительство может регулировать посред­ством декрета-закона предметы, перечисляемые в ста­тьях 10 и 12. Кортесы будут получать сообщение о де­крете-законе тотчас же после его промульгации '.

    Статья 14. Кортесы на пленарном заседании или — в зависимости от каждого отдельного случая — в комис­сиях будут выслушиваться перед ратификацией тех дого­воров, которые касаются вопросов, отнесенных согласно предыдущим статьям к компетенции Кортесов.

    Статья 15. Помимо рассмотрения и выдвижения правительственных законопроектов, законодательные ко­миссии могут представлять предложения о законах Пре­зиденту Кортесов, который с согласия Правительства включает эти предложения в порядок дня.

    Законодательные комиссии могут получать от Прези­дента Кортесов другие поручения, как например изучение вопросов, проведение расследований, разработка хода­тайств или предложений. В этих целях законодательные комиссии могут конституироваться как специальные ко­миссии, не являющиеся законодательными.

    Статья 16. Президент Кортесов передает законо­проект, выработанный Кортесами, Правительству для представления на утверждение Главы Государства.

    Статья 17. Глава Государства может возвратить законы в Кортесы для нового изучения.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    1.     Кортесы с согласия Правительства принимают свой регламент.

    2.      Выборы подлежащих избранию членов Кортесов будут проведены в первой половине октября.

    Так я постановил настоящим законом, данным в Мад­риде 17 июля 1942 года.

    ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ХАРТИИ ИСПАНЦЕВ»[1]

    17 июля 1945 г.

    Я, Франсиско Франко Баамонде, Каудильо Испании, Глава Государства, Генералиссимус вооружённых сил Нации:

    Принимая во внимание, что Испанские Кортесы, являющиеся в соответствии с законом об их создании выс­шим органом участия народа в делах Государства, выра­ботали «Хартию испанцев» — основной документ, опре­деляющий права и обязанности испанцев и обеспечиваю­щий соблюдение предоставленных им гарантий, — решил в полном согласии с предложением, сформулированным Кортесами, постановить следующее:

    Статья единственная: Утверждается в качестве Ос­новного закона, регулирующего права и обязанности испанцев, «Хартия испанцев», приводимая ниже.


    ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Статья 1. Испанское Государство провозглашает руководящим началом своих действий уважение к до­стоинству, неприкосновенности и свободе человеческой личности, признавая человека — носителя извечных цен­ностей и члена национального общения — обладателем обязанностей и прав, осуществление которых гаранти­руется в порядке общего блага.

    РАЗДЕЛ I ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ИСПАНЦЕВ

    ГЛАВА ПЕРВАЯ

    Статья 2. Испанцы обязаны верно служить Родине, быть преданными Главе Государства и повиноваться за­конам.

    Статья 3. Закон одинаково охраняет права всех испанцев независимо от их классового и личного поло­жения.

    Статья 4. Испанцы имеют право на уважение своей личной и семейной чести. Всякий, кто нанесет оскорбле­ние этой чести, будет привлекаться к ответственности, ка­ково бы ни было его положение.

    Статья 5. Все испанцы имеют право на воспитание и образование и обязаны получать их по своему свобод­ному выбору в лоне семьи или же в частных или государ­ственных учебных заведениях. Государство будет забо­титься о том, чтобы ни один талант не погиб из-за недо­статка материальных средств.

    Статья 6. Исповедание и отправление католической религии, являющейся религией Испанского Государства, пользуются его официальным покровительством.

    Никто не будет подвергаться преследованиям за свои религиозные верования или за частное отправление ре­лигиозного культа.

    Не допускаются публичные церемонии или манифе­стации, за исключением церемоний и манифестаций като­лической церкви.

    Статья 7. Долг чести испанцев — служить Родине с оружием в руках.

    Все испанцы обязаны нести эту службу, когда будут призваны в соответствии с законом.

    Статья 8. Законом могут быть установлены личные повинности непременно общего характера, которых тре-; буют интересы Нации и общественная необходимость.

    Статья 9. Испанцы делят бремя государственных: расходов в соответствии со своими экономическими воз-] можностями. Никто не может быть обязан платить на-1 логи, которые не были установлены законом, одобренным > Кортесами.

    Статья 10. Все испанцы имеют право участвовать в государственных функциях представительного харак­тера через посредство Семьи, Муниципалитета и Синди­катов, что не должно наносить ущерба иным формам представительства, устанавливаемым законами.

    Статья 11. Все испанцы могут занимать государ­ственные должности и выполнять государственные функ­ции в соответствии со своими достоинствами и способно­стями.

    Статья 12. Каждый испанец может свободно выра­жать свои идеи, если они не являются посягательством на основные устои Государства.

    Статья 13. В пределах национальной территории Государство обеспечивает свободу и тайну переписки.

    Статья 14. Испанцы имеют право свободно изби­рать свое местожительство в пределах национальной тер­ритории.

    Статья 15. Без согласия испанца никто не может войти в его дом и проводить в нем обыск, не имея на то полномочий от компетентного органа в случаях и форме, устанавливаемых законами.

    Статья 16. Испанцы имеют право свободно соби­раться и объединяться для законных целей и согласно предписаниям закона.

    Государство может создавать и поддерживать орга­низации, которые оно считает необходимыми для дости­жения его целей. Учредительные нормы, облекаемые в форму закона, приводят осуществление этого права в соот­ветствие с тем, что установлено в предыдущем параграфе.

    Статья 17. Испанцы имеют право на юридическую безопасность.

    Все органы Государства действуют в соответствии с системой заранее установленных норм, которые не мо­гут произвольно толковаться или изменяться.

    Статья 18. Ни один испанец не может быть задер­жан иначе как в случаях и форме, предписываемых зако­нами.

    В течение семидесяти двух часов задержанный дол­жен быть освобожден или передан судебному органу.

    Статья 19. Никто не может быть осужден иначе как на основании закона, принятого до правонарушения, и по приговору компетентного трибунала после заслуша­ния и защиты заинтересованного лица.

    Статья 20. Ни один испанец не может быть лишен своего подданства, за исключением случаев измены, опре­деляемой согласно уголовным законам, а также вступления на военную службу или занятия официального поста в ино­странном государстве вопреки прямому запрещению Главы Государства.

    Статья 21. Испанцы могут обращаться в индиви­дуальном порядке с ходатайствами к Главе Государства, Кортесам и Властям.

    Корпорации, государственные служащие и лица, при­надлежащие к вооруженным силам и к военным учреж­дениям, могут пользоваться этим правом лишь в соответ­ствии с нормами, которыми они руководствуются.

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    Статья 22. Государство признает семью и покро­вительствует ей как естественному институту и основе об­щества с правами и обязанностями, сложившимися ранее всяких писаных человеческих законов.

    Брак заключается один раз; он нерасторжим.

    Государство оказывает особое покровительство много­детным семьям.

    Статья 23. Родители обязаны содержать своих де­тей, воспитывать их и давать им образование. Государ­ство будет приостанавливать осуществление родительской
    власти или лишать ее тех, кто использует ее неподобаю­щим образом; защита и воспитание малолетних в таких случаях будет передаваться лицам, указанным в законе.

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

    Статья 24. Все испанцы имеют право на труд и обязаны заниматься какой-либо общественно полезной деятельностью.

    Статья 25. Труд вследствие своей гуманной сущно­сти не может низводиться до материальной концепции товара или превращаться в предмет сделки, • несовме­стимый с достоинством того, кто его предлагает. Труд есть атрибут чести и достаточное основание для того, чтобы требовать защиты и помощи со стороны Государ­ства.

    Статья 26. Государство признает в предприятии общность вкладов техники, рабочей силы и капитала в их различных формах и как следствие провозглашает право каждого из этих элементов на долю в доходах.

    В интересах Нации и общего блага Государство сле­дит за тем, чтобы отношения между указанными элемен­тами строились на основе самого строгого равенства, по­рядка и такой системы, 'которая подчиняет экономиче­ские ценности ценностям гуманитарного порядка.

    Статья 27. Государство защищает право всех тру­дящихся на получение справедливого вознаграждения, достаточного по меньшей мере для обеспечения им и их семьям такого благосостояния, которое позволит им вести нравственный и достойный образ жизни.

    Статья 28. Испанское государство гарантирует тру­дящимся помощь в бедственном положении и признает их право на пособие в случаях старости, смерти, заболе­вания, материнства, при несчастьях на производстве, при инвалидности, при вынужденной безработице и в иных случаях, на которые может распространяться социальное обеспечение.

    Статья 29. Государство поддерживает благотвори­тельные учреждения и оказывает покровительство и по­ощрение таким учреждениям, создаваемым церковью, корпорациями и частными лицами,


    Статья 30. Частная собственность как естественное средство достижения личных, семейных и общественных целей признается и защищается Государством.

    Все формы собственности подчинены нуждам Нации и общему благу.

    Богатство не должно оставаться без применения, оно не должно неоправданно уничтожаться или использо­ваться в недозволенных целях.

    Статья 31. Государство облегчает всем испанцам доступ к формам собственности, наиболее свойственным человеческой личности, каковы семейный очаг, земель­ный участок, орудия труда, предметы обихода.

    Статья 32. Ни в коем случае не может налагаться наказание в форме конфискации имущества.

    Никто не может подвергнуться экспроприации иначе как в публичных интересах или на пользу общества с со­ответствующей предварительной компенсацией и на ос­нове предписаний законов.

    'РАЗДЕЛ II ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ГАРАНТИЯ ПРАВ

    Статья 33. Осуществление прав, признаваемых в этой Хартии, не должно наносить ущерба духовному, на­циональному и социальному единству Испании.

    Статья 34. Кортесы одобряют законы, необходимые для осуществления прав, признаваемых этой Хартией.

    Статья 35. Действие статей 12, 13, 14, 15, 16 и 18 может быть временно приостановлено, полностью или частично, путем издания Правительством декрета-закона, в котором будет дано ограничительное определение сферы и продолжительности данной меры.

    Статья 36. Всякое нарушение любого из прав, про­возглашаемых этой Хартией, карается законами, опреде­ляющими, какие действия для защиты и гарантирования указанных прав могут быть предприняты перед компе­тентными в каждом случае судебными властями.

    Дано в Эль Пардо 17 июля 1945 г.

    ЗАКОН ГЛАВЬЦГОСУДАРСТВА О НАРОДНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

    22 октября 1945 г.

    Принимая во внимание, что перед всеми испанцами открыта возможность сотрудничать в делах Государства через посредство таких естественных организмов, как семья, муниципалитет и синдикат; принимая также во внимание, что провозглашены Основные законы, которые должны придать новую жизнь и большую свободу дей­ствий представительным органам в рамках строя христи­анского сообщества; ставя своей целью гарантировать Нацию против постоянно отмечаемого политической исто­рией народов искажения в особо важных делах и делах, представляющих публичный интерес, воли Нации субъ­ективным суждением ее мандатариев, Глава Государства во исполнение своих полномочий, предоставленных ему законами от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г., счел целесообразным установить прямую консультацию с На­цией путем народного референдума во всех тех случаях, когда ввиду особой важности или неясности обществен­ного мнения Глава Государства полагал бы, что такая консультация является своевременной и полезной.

    В силу этого

    постановляю:

    Статья 1. Когда особая важность определенных законов того требует или когда это необходимо в публич­ных интересах, Глава Государства 'может для лучшего служения Нации передать на референдум законопро­екты, выработанные Кортесами.

    Статья 2. В референдуме участвуют все мужчины и женщины Испании старше двадцати одного года.

    Статья 3. Правительство уполномочивается издать дополнительные постановления, необходимые для уста­новления ценза и исполнения настоящего закона.

    Так я постановил настоящим законом, данным в Мад­риде 22 октября 1945 года.

    ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА О НАСЛЕДОВАНИИ ПОСТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

    26     июля 1947 г.

    Принимая во внимание, что Испанские Кортесы как высший орган участия народа в делах Государства вы­работали Основной закон, который, провозглашая учре­ждение Королевства, создает его Совет и определяет нормы, призванные регулировать наследование поста Главы Государства, а также то, что текст этого закона, вынесенный на народный референдум, был одобрен во­семьюдесятью двумя процентами избирательного кор­пуса, что составляет девяносто три процента участвовав­ших в голосовании,

    В согласии с предложением Кортесов, а также с пря­мым и аутентичным волеизъявлением Нации,

    постановляю:

    Статья 1. Испания как политическое целое яв­ляется католическим, социальным и представительным Государством, которое в соответствии со своей тради­цией провозглашает себя конституированным как Коро­левство.

    Статья 2. Главой Государства является Каудильо Испании и Крестового похода, Генералиссимус вооружен­ных сил дон Франсиско Франко Баамонде.

    Статья 3. Если пост Главы Государства окажется вакантным, полномочия Главы Государства переходят к Регентскому совету в составе Президента Кортесов, ду­ховного лица, занимающего самый высокий пост в цер­ковной иерархии, советника Королевства и генерал-ка­питана сухопутных войск, военно-морских или военно- воздушных сил или, в случае отсутствия таковых, — стар­шего по возрасту генерал-лейтенанта действительной
    службы в том же порядке родов войск. Председателем этого Совета будет Президент Кортесов. Для законной силы решений Регентского совета требуется присутствие по меньшей мере двух из трех его членов и обязательно — Председателя.

    Статья 4. Совет Королевства оказывает помощь- Главе Государства во всех наиболее важных делах и ре­шениях, относящихся к его исключительной компетен­ции. Председателем этого Совета является Президент Кортесов; в состав Совета входят:

    Старшее по иерархии и по возрасту духовное-яицо из числа прокурадоров Кортесов;

    Генерал-капитан сухопутных войск, военно-морских или военно-воздушных сил или старший по (Возрасту ге­нерал-лейтенант действительной службы в том же по­рядке родов войск;

    Начальник Генерального штаба, а за отсутствием та­кового — старший по возрасту из трех генералов, воз­главляющих штабы сухопутных войск, военно-морских или военно-воздушных сил;

    Председатель Государственного Совета;

    Председатель Верховного суда;

    Президент Испанского института;

    Советник, избираемый путем голосования каждой из групп Кортесов: а) группой синдикатов; в) группой местной администрации, с) группой ректоров универси­тетов и (1) группой профессиональных коллегий;

    Три советника, назначаемые Главой Государства: первый — из числа прокурадоров по должности, вто­рой— из числа прокурадоров, назначаемых непосред­ственно Главой Государства, и третий — назначаемый по свободному выбору Главы Государства.

    Пост советника неотделим от причин, обусловивших его избрание или назначение.

    Статья 5. Глава Государства выслушивает реко­мендации Совета Королевства в следующих случаях:

    Первое. Возвращение Кортесам выработанного ими закона для нового изучения.

    Второе. Объявление войны или заключение мира.

    Третье. Предложение Кортесам кандидатуры преем­ника Главы Государства.

    Четвертое. Все другие случаи, устанавливаемые на­стоящим законом.

    Статья 6. Глава Государства может во всякое время предложить Кортесам лицо, которое, по его мне­нию, должно быть призвано — в надлежащий момент и в соответствии с условиями, устанавливаемыми настоя­щим законом, — наследовать ему с титулом Короля или Регента; Глава Государства может также представить на одобрение Кортесов предложение об отмене назначе­ния, даже в том случае, если назначение уже было утверждено Кортесами.

    Статья 7. Если пост Главы Государства окажется вакантным и наследовать этот пост будет призываться лицо, назначенное согласно предыдущей статье, власть от его имени примет Регентский совет, который одновре­менно созовет Кортесы и Совет Королевства, чтобы принять установленную настоящим законом присягу и провозгласить указанное лицо Королем или Реген­том.

    Статья 8. В случае кончины или установления не­дееспособности Главы Государства до назначения преем­ника Регентский совет возьмет власть и в трехдневный срок созовет членов Правительства и Совета Королевства для того, чтобы они, собравшись на непрерывное и за­крытое заседание, избрали большинством по меньшей Мере а две трети голосов лицо королевского происхожде­ния, отвечающее требованиям настоящего закона и от­дающее себе отчет в верховных интересах Отечества, ко­торое они должны предложить Кортесам в качестве Короля.

    В случае если., ио мнению собравшихся, окажется не­возможным найти лицо королевского происхождения, ко­торое отвечало бы указанным требованиям, или если бы Кортесы не одобрили предложенной кандидатуры, Корте­сам будет предложено в качестве Регента лицо, которое по своему престижу и способностям и при вероятной под­держке Нации должно было бы занять этот пост. При Выдвижении такого предложения могут быть установ­лены срок и условия сохранения регентства. Кортесы Должны будут вынести решение по каждому из этих во­просов.

    Пленарное заседание Кортесов должно состояться не позже восьмидневного срока; преемник, получив благо­приятный вотум Кортесов, принесет установленную на­стоящим законом присягу, после чего Регентский совет немедленно передает ему свои полномочия.

    Статья 9. Пост Главы Государства может зани­мать в качестве Короля или Регента лишь лицо мужского пола и испанской национальности, достигшее тридцати лет, исповедующее католическую религию, обладающее качествами, необходимыми для выполнения его высокой миссии, и поклявшееся в верности Основным ''законам Государства, а также принципам Национального Дви­жения.

    Статья 10. Основными законами Государства яв­ляются: Хартия испанцев, Хартия труда, Закон о созда­нии Кортесов, настоящий Закон о наследовании, Закон о народном референдуме и любой другой закон, который впоследствии при его провозглашении будет отнесен к числу основных.

    Для того чтобы отменить или изменить Основной за­кон, требуется, помимо согласия Кортесов, народный ре­ферендум.

    Статья 11. По возложении короны на персону мо­нарха порядок престолонаследования'будет определяться первородством и достоинствами, причем предпочтение от­дается ближайшей линии родства перед последующими: в одной и той же линии — ближайшей степени родства перед более отдаленными; при одной и той же степени родства — лицу мужского пола перед лицом женского пола, причем это последнее не 'имеет -права занимать пре­стол, а может лишь в свою очередь передать это право своим наследникам — лицам мужского пола; при одном и том же поле — лицу, старшему перед лицами, млад­шими по возрасту; при этом всегда остаются в силе исключения и требования, устанавливаемые в предыду­щих статьях.

    Статья 12. Передача прав до вступления на трон, отречения в любых случаях после назначения преемника, отказы от престола, королевские браки, как и браки пря­мых наследников, доводятся Советом Королевства до сведения Национальных Кортесов и утверждаются ими.

    Статья 13. Глава Государства, заслушав Совет Ко­ролевства, может предложить Кортесам лишить права наследования лиц королевского происхождения, которые не обладают способностями, 'необходимыми для занятия престола, или своим явным пренебрежением к основным принципам Государства или своими действиями заслужи­вают лишения >пра© наследования, устанавливаемых на­стоящим законом.

    Статья 14. О недееспособности Главы Государства, установленной Правительством большинством в две трети его членов, сообщается в мотивированном докладе Совету Королевства. Если Совет Королевства таким же большинством выразит свое согласие, то его Председа­тель доложит об этом Кортесам, которые, собравшись с этой целью в восьмидневный срок, одобрят состояв­шееся решение.

    Статья 15. Решения Кортесов, о которых говорится в настоящем законе, вступают в силу, если за них будет подано две трети голосов прокурадоров, присутствующих на заседании, что должно составлять по меньшей мере абсолютное большинство общего числа прокурадоров.

    Дано в Эль Пардо двадцать шестого июля тысяча девятьсот сорок седьмого года.


    ДЕКРЕТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА

    30 декабря 1948 г.

    Поскольку образован Совет Королевства — во испол­нение постановлений Закона о наследовании поста- Главы Государства от 26 июля 1947 г.—и поскольку указанный Совет выработал свой Регламент, в полном соответ­ствии с нормами и содержанием упомянутого выше Основного закона, производится утверждение этого Рег­ламента в форме и выражениях, в которых он был дове­ден до моего сведения Советом Королевства. В силу этого

    постановляю:

    Статья единственная. Утверждается Регламент Со­вета Королевства в следующих формулировках:

    «

    Раздел I УСТРОЙСТВО СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Характер Совета

    Статья 1. Совет Королевства, созданный Законом от 26 июля 1947 г., является высшим Консультативным Корпусом Нации. Его задача заключается в оказании помощи Главе Государства во всех важных делах и решениях, входящих в исключительную компетенцию последнего.

    Статья 2. Совет Королевства имеет приоритет перед любым другим Консультативным Корпусом Госу­дарства.

    часть вторая Состав Совета

    Статья 3. Совет Королевства состоит из следующих членов:

    Первое. Президент Испанских Кортесов.

    Второе. Высшее по сану и по возрасту духовное лицо из прокурадоров Кортесов.

    Третье. Старший по возрасту генерал-капитан сухо­путных в-ойск, военно-морских или военно-воздушных сил, а за отсутствием таковых старший по возрасту генерал- лейтенант действительной службы в том же порядке родов войск.

    Четвертое. Начальник Генерального штаба, а за от­сутствием такового — старший по возрасту из трех гене­ралов, возглавляющих штабы сухопутных войск, военно- морских и военно-воздушных сил.

    Пятое. Председатель Государственного Совета.

    Шестое. Председатель Верховного суда.

    Седьмое. Президент Испанского института.

    Восьмое. Советник, избираемый путем голосования каждой из следующих групп Кортесов:

    a)    группой синдикатов;

    b)     группой местной администрации;

    c)     группой ректоров университетов;

    с1) группой профессиональных коллегий.

    Девятое. Три советника, назначаемые Главой Госу­дарства: первый — из числа прокурадоров по должности, второй — из числа прокурадоров, назначаемых непосред­ственно Главой Государства, и третий — назначаемый по свободному выбору Главы Государства.

    Статья 4. Пост советника неотделим от условий, приведших к его избранию или назначению; пост утрачи­вается при прекращении действия таких условий.

    Статья 5. Председателем Совета Королевства бу­дет Президент Испанских Кортесов.

    В случаях когда Президент Кортесов не может пред­седательствовать в Совете, его замещает вице-президент Кортесов, получающий его полномочия в соответствии с установлениями Регламента Кортесов и после принесения
    присяги на первом заседании Совета, в котором он будет председательствовать.

    Президент Кортесов -может тем не менее делегиро­вать председательствование в Совете Королевства одному из членов этого Совета в том порядке, как они перечис­лены в статье 3 настоящего Регламента, и лишь для председательствования на одном из очередных заседаний Совета.

    С т а т ь я. 6. Всякий раз, когда оказывается вакант­ным пост избираемого советника Королевства, Совет сообщает об этом Президиуму Кортесов для того^чтобы были проведены выборы нового советника прокурадо- рами, к группе которых принадлежал выбывший советник.

    Статья 7. В целях определения результатов выбо­ров советников, подлежащих избранию, во Дворце Корте­сов в день и час, указанный их Президентом, образуется бюро в составе трех выборщиков, достигших самого высокого возраста среди старейших прокурадоров данной группы; председательствует в этом бюро старейший из входящих в него прокурадоров. Однако в группе синдика­тов председателем бюро является национальный делегат синдикатов, если он присутствует на заседании. В группе местной администрации в состав бюро входят по одному представителю от каждого из трех секторов, образующих эту группу: алькальды столиц, муниципалитетов про­винций и председатели провинциальных депутаций. Их назначение производится в соответствии с теми же нормами старшинства в Кортесах и по наиболее высокому возрасту среди старейших, которые были указаны выше для назначения членов и председателя бюро.

    Один из членов Президиума Кортесов будет секрета­рем бюро без права решающего голоса, если он не входит в данную группу.

    Статья 8. Участие в голосовании обязательно для всех прокурадоров каждой группы; при этом прокура­доры, которые не имели бы возможности принять в нем участие в силу непреодолимого препятствия, предста­вляют доказательства этого в Президиум Кортесов или в бюро группы.

    Статья 9. Для действительности выборов требуется, чтобы за кандидата было отдано по меньшей мере на
    один голос больше половины голосов прокурадоров, вхо­дящих в группу, к которой принадлежит кандидат; голосование проводится столько раз, сколько нужно для получения указанного большинства.

    Статья 10. Голосование проводится свернутыми бюллетенями, передаваемыми председателю бюро, произ­водящему в присутствии членов бюро подсчет голосов и составляющему протокол голосования, в котором фикси­руются его результаты и провозглашается избранный кандидат. Сомнения, возникающие в ходе выборов, а также протесты, если бы таковые имели место, разре­шаются бюро, которое заносит в протокол как суть про­теста, так и последовавшее решение.

    Статья 11. Совет Королевства принимает решение о действительности выборов, проведенных в соответствии с вышеизложенными нормами.

    ЧАСТЬ третья Советники

    Статья 12. Советники Королевства титулуются как «превосходительство»; им выделяются ассигнования, соответствующие их положению.

    Статья 13. Советники не могут подвергаться пре­следованиям за свое голосование, а также за мнения, высказанные при отправлении должности.

    Статья 14. Советники Королевства не могут быть задержаны без предварительного разрешения Председа­теля Совета, за исключением случая задержания на месте преступления. В этом случае судебная власть ограничи­вается необходимыми мерами безопасности и первыми шагами для подтверждения преступления, немедленно сообщая об этом Совету Королевства с перечислением осуществленных процессуальных действий. Судебный процесс против советника Королевства не может возбу­ждаться без предварительного согласия Совета; для по­лучения такого согласия в Совет Королевства напра­вляется соответствующий запрос. По получении запроса Совет Королевства принимает по своему усмотрению ре­шение о согласии или отказе. В делах против советника Королевства применяются постановления Закона от
    9 февраля 1912 г. Когда дело касается фактов, подсудных каким-либо специальным органам юстиции, эти органы сохраняют свою компетенцию, причем ее осуществляет высшая инстанция. К советникам Королевства приме­няются также -нормы, предусматриваемые в отношении заявлений <на суде статьей 412 и следующими Закона об уголовном судопроизводстве и статьей 580 и следую­щими Кодекса военной юстиции.

    Раздел II ФУНКЦИИ СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Функции консультативного характера

    Статья 15. Рекомендации Совета Королевства вы­слушиваются в следующих случаях:

    Первое. Возвращение в Кортесы для нового изучения выработанного ими закона.

    Второе. Объявление войны или заключение мира.

    Третье. Представление Главой Государства Кортесам кандидатуры своего преемника.

    Четвертое. Представление Главой Государства Кор­тесам предложения об отмене назначения наследника.

    Пятое. Уступка прав до вступления на трон, а также отречение после назначения наследника.

    Шестое. Отречение от трона в любом случае.

    Седьмое. Бракосочетание Короля и прямых престоло­наследников.

    Восьмое. Представление Главой Государства Корте­сам предложения о лишении права наследования лиц королевского происхождения, которые не обладают способ­ностями, необходимыми для занятия престола, или кото­рые своим явным пренебрежением к основным принци­пам Государства или своими действиями заслуживают лишения прав наследования, устанавливаемых Законом от 26 июля 1947 г.

    Статья 16. Совет Королевства оказывает также помощь Главе Государства во всех наиболее важных делах и решениях, относящихся к его исключительной
    компетенции, в отношении которых он счел бы целесооб­разным проконсультироваться с Советом.

    Статья 17. Поскольку Совет Королевства является совещательным органом исключительно для Главы Госу­дарства, никакое другое государственное учреждение не может обращаться к указанному Совету как к Консуль­тативному Корпусу.

    Статья 18. Совет Королевства может представить Главе Государства предложения, которые он считает необходимыми для устранения компрометирующих или наносящих вред Королевству случаев злоупотреблений и неисполнения законов или каких-либо решений.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    Специальные функции

    Статья 19. Совет Королевства совместно с Испан­скими Кортесами присутствует при присяге, приносимой по предписаниям Закона от 26 июля 1947 г. перед Регентским советом лицом, призванным наследовать в качестве Короля или Регента пост Главы Государства, когда этот пост окажется вакантным.

    Статья 20. В случае недееспособности или кончины Главы Государства до назначения наследника Совет Королевства после созыва его Регентским советом изби­рает совместно с Правительством лицо, которое должно быть представлено Кортесам в качестве Короля или Реген­та, — в форме и при условиях, предусматриваемых стать­ей 8 Закона о наследовании поста Главы Государства.

    Статья 21. Если Правительство устанавливает не­дееспособность Главы Государства, Совет Королевства рассматривает причины, приведшие к такому заключе­нию, до лередачи его Кортесам в соответствии с поста­новлениями статьи 14 вышеприведенного закона.

    Раздел III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА

    Статья 22. Совет Королевства функционирует по­стоянно и должен собираться на заседания — по созыву своего Председателя — всякий раз, когда возникают
    вопросы, требующие его рассмотрения, независимо от особых случаев, упоминаемых в статьях 20 и 21 настоя­щего Регламента.

    Статья 23. Советники приносят присягу Главе Государства в том, что будут соблюдать Основные за­коны Королевства и добиваться соблюдения их другими, сохранять верность и повиновение Главе Государства, исполнять добросовестно и точно возложенные на них обязанности, во всем заботясь о благе Нации. Формула, по которой должна приноситься указанная присяга, сле­дующая: «Клянусь Богом соблюдать Основные законы Королевства и верность Главе Государства, самым точным образом исполнять возложенные на меня обязан­ности, а также хранить тайну наших обсуждений, заботясь во всем о служении делу справедливости и наибольшему благу Родины».

    Статья 24. После своего сформирования Совет избирает секретаря из числа своих членов.

    Статья 25. К функциям Председателя Совета Ко­ролевства относится: Первое. Созыв заседаний Совета. Второе. Установление повестки дня. Третье. Направление обсуждения, предоставление или лишение слова, откры­тие или закрытие заседания. Четвертое. Подписание совместно с секретарем протоколов заседания, а также решений и сообщений. Пятое. Своевременное предложе» ние Совету Королевства проекта его бюджета для про­ведения бюджета по законным инстанциям, а также пере­дача отчета об исполнении бюджета в Счетный трибунал.

    Статья 26. Присутствие на заседаниях Совета обязательно для всех его членов; в случае отсутствия по независящим обстоятельствам причина эта должна быть надлежащим образом засвидетельствована перед Председателем Совета.

    Статья 27. Заключения Совета принимаются боль­шинством голосов присутствующих советников, за исклю­чением случая, когда согласно Закону о наследовании поста Главы Государства от 26 июля 1947 г. требуется установленное большинство. Если голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя.

    Статья 28. Если по вопросам, представленным в Совет, высказываются различные мнения, в протоколе
    заседания и в принимаемом заключении отмечаются го­лоса, поданные против решения большинства, а также мотивы, которыми руководствовались при этом советники, оставшиеся в меньшинстве.

    Статья 29. Председатель Совета Королевства назначает технических и административных служащих, необходимых для успешного функционирования Совета. Совет Королевства вырабатывает и утверждает Регла­мент своего внутреннего устройства.

    Дано в Эль Пардо тридцатого декабря тысяча девятьсот сорок восьмого года.


    [1]  Следствием опубликования «Хартии испанцев» явился Декрет от 18 октября 1945 г. («Официальный Государственный Бюлле­тень» от 22 октября того же года), внесший изменения в опреде­ленные статьи Закона о публичном порядке от 28 июля 1933 г. и установивший, что все содержащиеся в тексте указанного доку­мента ссылки на Конституцию, Правительство Республики, Трибу­нал конституционных гарантий, автономные области и их статуты, а также на отмененные кодексы и законы будут считаться утра­тившими силу, если они касаются упраздненных институтов или, в других случаях, институтов, о которых говорится в «Хартни испанцев» н в действующих законах нового Государства.

    Статья закона, принятого Главой Государства 26 июля 1947 г. («Закон о наследовании») и опубликованного в «Официальном Го­сударственном Бюллетене» 27 июля того же года, устанавливает, что «Хартия испанцев» является одним из основных законов На­ции н для его отмены или изменения необходимо, помимо реше­ния Кортесов, проведение национального референдума.