ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Испания расположена в юго-западной части Европы и занимает большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова на Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Кроме того, в состав собственно Испании включают города Сеута и Мелилья (на средиземноморском побережье государства Марокко).
Территория Испании составляет 503,7 тыс. кв. км, численность населения — 29,2 млн. человек (на 1956 г.).
В XVI—XVIII вв. Испания была крупнейшей колониальной державой. Однако в результате национально- освободительного движения в колониях и борьбы между империалистическими державами за раздел и передел мира Испания утратила почти все свои владения. К настоящему времени она сохранила лишь очень немногие колонии. Общая площадь колониальных владений Испании (Западная Сахара, Испанская Гвинея и др.) — 328, 5 тыс. кв. км, численность населения 287 тыс. человек.
До 1931 г. Испания являлась монархией (за исключением краткого периода республики 1873—1874 гг.). 14 апреля 1931 г. монархия была свергнута. Учредительные кортесы приняли республиканскую конституцию, но клерикально-помещичьи круги и реакционная часть военных подняли в 1936 г. мятеж против республики. Опираясь на открытую вооруженную интервенцию нацистской Германии и фашистской Италии, мятежники после! трехлетней вооруженной борьбы одержали победу.
В 1939 г. в Испании было создано так называемое корпоративное государство. Главой этого государства и каудильо (вождем) Испании еще в ходе гражданской войны был провозглашен генерал Франко.
Политические партии и рабочие профсоюзы были запрещены. Единственной легальной политической организацией в стране является «Испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалиетского наступле ния», созданная в 1937 г. путем объединения политических партий и группировок, поддерживавших Франко: фалангистов, традиционалистов (монархистов) и католических групп. В основу программы единой партии была положена программа (так называемые 26 пунктов) партии Испанская фаланга, созданной в 1932 г. и реорганизованной в 1934 г. Многие положения этой программы заимствованы у (итальянского фашизма и немецкого нацизма. В ней подчеркивались империалистические чаяния фалангистов и их стремление создать в Испании тоталитарное государство. Высшим руководителем фаЛанги является каудильо, который назначает центральные органы партии: национальный совет (103 человека), политическую хунту и генерального секретаря, а также руководителей провинциальных организаций. В соответствии с декретом Франко от 20 июля 1957 г. фаланга рассматривается как широкое «национальное движение», которое объединяет «всех испанцев» для проведения в жизнь фалангисгской программы.
Единой конституции в Испании нет. Конституцию заменяет серия так называемых Основных законов: Хартия труда от 9 марта 1938 г., Закон о создании Кортесов от 17 июля 1942 г., Хартия испанцев от 17 июля 1945 г., Закон о национальном референдуме от 22 октября 1945 г. и Закон о наследовании поста главы государства от 26 июля 1947 г. Для отмены или изменения Основного закона требуется, помимо согласия кортесов (орган, играющий роль парламента), проведение национального референдума. Основные законы не решают всех важнейших вопросов государственного устройства (о полномочиях главы государства, Совете министров и его председателе, о системе местных органов власти, судебной системе и т. д.). Эти вопросы частично регулируются на основе ряда законов, не относящихся к Основным, а в значительной мере — в соответствии с законодательством и практикой времен прежней испанской монархии.
Вопрос о форме правления в современной Испании является одним из наиболее сложных и неясных вопросов ее государственного строя. В течение восьми лет (с 1939 по 1947 г.) этот вопрос вообще оставался открытым. В марте 1947 г. национальный совет Испанской фаланги по предложению Франко принял решение о необходимости восстановления монархии в Испании. Соответствующий законопроект был одобрен референдумом, проведенным 6 июля 1947 г. Декретом Франко от 26 июля того же года указанному законопроекту была придана сила закона. В соответствии с этим Законом о наследовании поста главы государства Испания стала королевством. Однако вопрос о монархе остается неразрешенным. Пост главы государства был пожизненно сохранен за Франко, который формально не является ни королем, ни регентом. Таким образом, современная Испания — королевство без короля, монархия без монарха.
Закон 1947 года предоставляет Франко право в любой момент по его усмотрению назначить своего преемника, который и станет королем нли регентом Испании после смерти, добровольной отставки или доказанной недееспособности каудильо. Подчеркивая полную свободу выбора преемника, предоставляемую Франко, Закон о наследовании специально отоваривает его право отменить ранее сделанное назначение.
Законом 1947 года создан Регентский совет в составе президента кортесов (председатель), высшего лица церковной иерархии, высшего представителя вооруженных сил и представителя Совета королевства (совещательный орган при главе государства, созданный тем же законом 1947 года). Регентский совет возьмет в свои руки власть в стране в том случае, если Франко умрет или будет объявлен недееспособным до назначения ему преемника. В этом случае Регентский совет обязан созвать совместное заседание членов правительства и Совета королевства; на указанном заседании избирается лицо королевского происхождения, которое, по мнению собравшихся, должно стать королем или регентом Испании. Предложенная кандидатура подлежит утверждению кортесами.
Существующее в Испании законодательство точно не определяет полномочий главы государства. Принятый 20 июля 1957 г. Закон о юридическом статусе государственной администрации (не относящийся к числу Основных законов) установил, что функции главы государства имеют «сугубо политический характер» и должны стать «во всей своей полноте предметом специального закона».
Такой.закон может явиться лишь формальным закреплением существующей практики и подтверждением постановлений, принятых в 1938—1939 гг., в соответствии с которыми глава государства сосредоточивает в своих руках всю полноту власти в стране, а его полномочия фактически неограниченны («каудильо ответственен перед богом и историей»).
В настоящее время Франко является одновременно главой государства и главой правительства (Совета министров). Функции Совета министров и его роль-^р системе других органов государственной власти и управления были впервые определены законом от 20 июля 1957 г. Как явствует из этого закона, Совет министров подчинен главе государства. Совет министров направляет деятельность государственной администрации, утверждает проекты законов и распоряжений до передачи их в кортесы или до утверждения их главой государства, уполномочивает своих представителей для ведения переговоров и заключения международных договоров, представляет главе государства предложения о назначениях на высшие государственные посты и т. д. Число министерств законом не установлено. В правительство, сформированное Франко 25 февраля 1957'г., вошло 18 министров. В соответствии с законом от 20 июля 1957 г. могут создаваться так называемые полномочные правительственные комиссии, каждая из которых направляет деятельность группы министерств.
Закон о юридическом статусе государственной администрации предусматривает возможность отделения поста главы государства от поста председателя Совета министров и определяет функции этого последнего: представлять правительство в его отношениях с главой государства и кортесами, определять деятельность Совета министров и общие задачи отдельных министерств, председательствовать на заседаниях Совета министров, если на них не председательствует глава государства, и т. д. Однако фактическое разделение указанных постов все еще остается делом будущего, поскольку Франко намерен сохранять за собой роль единственного «вершителя судеб Испании».
Порядок назначения председателя и членов Совета министров в действующем испанском законодательстве не определен. В настоящее время министры назначаются и смещаются ,по усмотрению Франко и ответственны лишь перед ним.
Помимо правительства, в Испании имеется при главе государства упоминавшийся выше Совет королевства, наделенный совещательными функциями. В состав этого совета входят высшие представители церкви, армии и государственного аппарата; четыре члена совета избираются голосованием в основных группах кортесов. Глава государства выслушивает рекомендации Совета королевства перед тем, как вернуть в кортесы для нового рассмотрения подготовленный ими законопроект, при объявлении войны или заключении мира и при назначении своего преемника.
Представительного органа законодательной власти в прямом смысле в Испании нет. Функции такого органа в известной мере выполняют кортесы, которые были созданы в соответствии с законом от 17 июля 1942 г. Однако кортесы являются скорее законосовещательным органом. Их основная задача заключается в подготовке и одобрении законопроектов, тогда как окончательное утверждение и введение законов в силу относится к исключительной компетенции главы государства.
Во время войны или «по соображениям срочности» глава государства может издавать постановления, имеющие силу закона, по вопросам, которые обычно регулируются посредством законов и получают одобрение кортесов. Издавая указанные постановления, глава «государства обязан лишь довести об этом до сведения кортесов.
Кортесы представляют не нацию, а так называемые «корпорации» (государственные «вертикальные синдикаты», муниципалитеты, университеты, профессиональные объединения). Прямых выборов в кортесы не производится. Часть членов кортесов (прокурадоров) назначается непосредственно каудильо за «особые заслуги» перед режимом. Общее число прокурадоров, назначенных каудильо, не должно превышать 50 человек. За главой государства сохраняется право отменить в любой момент свое назначение. 191 прокурадор получает свой пост в кортесах ех оШсю, то есть в силу занимаемой государственной должности. Сюда относятся: члены правительства (18 человек), члены национального совета Испанской фаланги (103 человека), председатели Государственного совета, Верховного суда и Верховного совета военной юстиции (3 человека), алькальды 50 провинциальных центров и алькальды городов Сеуты и Мелильи (52 человека), ректоры университетов (12 человек), президенты Испанского института, Высшего совета научных исследований и Института гражданских тшже- неров (3 человека). Наконец, значительная часть прокурадоров избирается соответствующими «корпорациями» на срок в 3 года (с правом переизбрания). Наиболее многочисленной является группа прокурадоров, избираемая государственными «вертикальными синдикатами». В соответствии с законом о создании кортесов от 17 июля 1942 г. количество прокурадоров, избираемых синдикатами, не должно превышать одной трети общего числа прокурадоров. 100 прокурадоров избирается местными органами власти из числа их членов (по 2 от каждой из 50 провинций). 19 прокурадоров избирают научные и культурно-просветительные учреждения, торговые палаты и профессиональные объединения (коллегии) адвокатов, судебных работников, врачей, фармацевтов, архитекторов и т. д. Специальные постановления регулируют порядок выборов прокурадоров от каждой из корпораций. Общее число прокурадоров — 443 (на 1956 г.).
Кортесы функционируют в пленарных заседаниях и комиссиях. Существует, кроме того, постоянная комиссия кортесов, работающая в перерывах между сессиями.
Законодательная инициатива принадлежит в основном правительству, вносящему законопроекты на рассмотрение кортесов. Комиссии кортесов имеют право выдвигать свои предложения о рассмотрении тех или иных законопроектов. Однако в повестку дня кортесов эти предложения включаются лишь с согласия правительства. Законопроекты и предложения публикуются в бюллетене кортесов; в течение 15 дней после их опубликования прокура- доры могут предлагать свои поправки. Затем законопро- гкты передаются в соответствующую комиссию. Пленарное заседание кортесов проводит три чтения законопроектов, которые на практике сводятся к простому голосованию.
Помимо участия в разработке законов, кортесы «заслушиваются» также при ратификации главой государства международных договоров по вопросам, относящимся к компетенции кортесов.
Два закона, имеющие характер Основных законов, — Хартия труда от 9 марта 1938 г. и Хартия испанцев от 17 июля 1945 г. — провозглашают ряд формальных «свобод» и «гарантий». В частности, предусматривается, что любое подвергшееся аресту лицо должно быть в течение 72 часов освобождено или передано компетентным судебным органам (ст. 18 Хартии испанцев). Это положение практически не относится к лицам, задержанным по политическим мотивам, поскольку они подлежат суду военных трибуналов и по году и более содержатся в тюрьмах без предъявления обвинения. «Свобода слова» гарантируется лишь в той мере, в какой она «не является посягательством на основные устои государства» (ст. 12 Хартии испанцев). Статья 35 Хартии испанцев дает правительству право путем издания простого постановления приостановить действие указанной выше статьи 18, а также статей Хартии испанцев, гарантирующих «свободу слова, собраний и объединений», «тайну переписки в пределах национальной территории», право «свободного выбора местожительства», «неприкосновенность» жилища испанцев. В феврале 1956 г. испанское правительство в связи с серьезными студенческими волнениями в стране воспользовалось статьей 35 Хартии испанцев для того, чтобы приостановить действие «конституционных гарантий» и бросить руководителей студенческого движения в тюрьмы.
Хартия испанцев объявляет католическую религию официальной религией государства и запрещает представителям других культов проведение каких-либо публичных церемоний. Католические священники получают субсидии от государства. Брак в соответствии с положениями католицизма признается нерасторжимым.
Хартия труда была принята еще в ходе гражданской войны 9 марта 1938 г. Ее положения имеют характер декларативных обещаний, а не закрепления существую щего положения. Многие из важнейших положений Хартии остаются обещаниями вплоть до настоящего времени. Одна из основных статей Хартии труда (раздел III, ст. 6) гарантировала «непрерывность» процесса труда, то есть воспрещала хозяевам увольнять рабочих. Тем самым рабочие получали известные гарантии против произвола предпринимателей. Однако с декабря 1956 г. действие этой статьи приостановлено.
Хартия труда излагает важные принципы «корпоративного строя» в Испании. Во всех отраслях производства и экономики создаются государственные «вертикальные синдикаты», объединяющие в единой организации 'рабочих, предпринимателей и технический персонал. «Вертикальные синдикаты» являются «орудием на службе у государства», которое через них оказывает свое влияние на экономику страны.
Руководящие посты в синдикатах в «обязательном порядке» занимаются членами правящей Испанской фаланги. Правительство назначает «национального делегата» (руководителя) и членов «национального совета синдикатов»; этот совет в свою очередь назначает «национальных делегатов» (руководителей) отраслевых синдикатов и представителей центральной организации в провинциях; «провинциальные делегаты» назначают руководителей 'местных отделений синдикатов. Трудящимся предоставлено право избирать лишь профсоюзных старост и фабрично-заводские комиссии, которые в свою очередь назначают общественные хунты «вертикальных синдикатов».
Система местных органов власти в современной Испа-, нии строится в основном в соответствии с положениями декрета об административном и избирательном режиме от 17 июля 1945 г. Вместе с тем большую роль в этом отношении играют традиции и законодательство времен прежней монархии, а также практика, сложившаяся в ходе гражданской войны.
Территория Испании (включая территорию островов) делится на 50 провинций. Во главе провинций стоят губернаторы, назначаемые правительством. В каждой провинции имеется так называемая провинциальная депутация (провинциальный совет), две трети членов которой выделяются муниципалитетами и одна треть — «корпорациями».
Каждая провинция объединяет по нескольку десятков муниципалитетов. Во главе муниципальных советов стоят алькальды, назначаемые правительством (в провинциальных центрах) или гражданскими губернаторами провинций (в остальных муниципалитетах).
Муниципальные советы образуются путем выборов по крайне сложной системе. Одна часть муниципальных советников избирается прямым голосованием глав семей, внесенных в избирательный список. Вторую часть избирают представители, выделенные «вертикальными синдикатами» каждого округа. Затем муниципальные советники, избранные главами семей и представителями «вертикальных синдикатов», на совместном заседании избирают еше часть советников из списков, представляемых «корпорациями».
Судебная система основывается почти исключительно на прежнем монархическом законодательстве. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, назначаемый правительством.
Дела о военных и важнейших политических преступлениях подсудны военным трибунала-^ во главе с Высшим советом военной юстиции. По этим делам -суд присяжных не применяется.
ДЕКРЕТ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ХАРТИИ ТРУДА» 9 марта 1938 г.
Утверждается публикуемая ниже «Хартия труда», выработанная Национальным Советом «Испанской фаланги традиционалистов и хунт нацианал-синдикалист- ского наступления» по предложению правительства.
Дано в Бургосе девятого марта тысяча девятьсот тридцать восьмого года — II Победоносный год.
ВВЕДЕНИЕ
Возрождая католическую традицию социальной справедливости и высокого понимания человечности, которой руководствовалось наше законодательство времен Империи, Государство — национальное в том отношении,~что оно является тоталитарным орудием, защищающим целостность Родины, и синдикалистское в том отношении, что оно представляет реакцию против либерального капитализма и марксистского материализма, — ставит перед собой задачу осуществить по-военному, конструктивно и в глубоко религиозном духе Революцию, которая созрела в Испании и должна возвратить испанцам раз и навсегда Родину, Хлеб и Справедливость.
Для достижения этого и стремясь, с другой стороны, осуществить лозунги единства, свободы и величия Испании, Государство действует в социальной области, желая поставить богатство на службу испанскому народу и подчиняя экономику своей политике.
Исходя из концепции единства судеб испанцев, Государство настоящими декларациями объявляет о своем намерении добиться, чтобы производство в Испании— в братском сочетании всех его элементов—также ^
представляло собой единство, служащее укреплению могущества Родины и орудий ее власти.
Вновь созданное Испанское Государство с непреклонностью заявляет, что в своей социально-экономической политике оно будет воодушевляться желаниями и требованиями тех, кто сражается в окопах и чья честь, мужество и труд делают их самой высокой аристократией новой национальной эры.
Перед лицом испанцев, невозвратно сплоченных в жертве и в надежде,
провозглашаем:
ХАРТИЯ ТРУДА
I
1. Труд есть участие человека в производстве путем добровольного применения его духовных и физических способностей, в соответствии с личным призванием и ради достоинства и радости жизни и лучшего развития национальной экономики.
2. Труд человека вследствие овоей -гуманной сущности не может низводиться до материальной концепции товара или превращаться в предмет сдеЛки, несовместимой с личным достоинством того, кто его предлагает.
3. Право на труд является следствием обязанности, возложенной Богом на человека для осуществления его личных целей и для процветания и величия Родины.
4. Государство ценит и прославляет труд— плодотворное выражение созидательного духа человека — и в этом смысле защищает его силой Закона, оказывает ему самое! большое уважение и обеспечивает совместимость труда с достижением всех других личных, семейных и общественных целей.
5. Труд как социальная обязанность требуется в одной из его форм от всех без исключения испанцев, кроме калек, и должен рассматриваться в качестве непременного вклада в национальное достояние.
6. Труд является одним из самых благородных атрибутов иерархии и чести и основанием, достаточным, чтобы требовать помощи и защиты со стороны Государства.
7. Служба — это труд, который выполняется героически, бескорыстно и 'Самоотверженно с готовностью внести свой вклад в то высшее благо, каким является Испания.
8. Все испанцы имеют право на труд. Удовлетворение этого права — высший долг Государства.
II
1. Государство обязуется предпринимать неустанные и действенные меры по охране трудящихся, их жизни и труда. Государство соответственно ограничит продолжительность рабочего дня с тем, чтобы она не была чрезмерной, и предоставит труду все гарантии в интересах его охраны и соблюдения гуманности. В особенности Государство будет запрещать ночной труд женщин и детей, будет регулировать работу на дому и оовободит замужнюю женщину от мастерской и от фабрики.
2. Государство гарантирует воскресный отдых как священное условие осуществления труда.
3. Без ущерба для вознаграждения и принимая во внимание технические требования предприятий, законы будут требовать соблюдения религиозных праздников, предписанных традицией, и признанных гражданских празднеств, а также содействия церемониям, проводимым по указаниям национальных руководителей Движения. 1
4. Установленный Национальный праздник 18 июля — день начала Славного Восстания — будет считаться праздником «Прославления Труда».
5. Каждый трудящийся имеет право на один ежегодный оплачиваемый отпуск для заслуженного отдыха; будут созданы соответствующие учреждения, которые обеспечат лучшее осуществление этого постановления.
6. Будут созданы учреждения, необходимые для того, чтобы трудящиеся в свободные часы и во время перерывов в работе могли пользоваться всеми благами культуры, развлекаться, укреплять здоровье, заниматься военным искусством и спортом.
III
1. Вознаграждение за труд будет, как минимум, достаточным для того, чтобы обеспечить трудящемуся и его семье возможность вести нравственный и достойный образ жизни.
2. Через соответствующие органы будет выплачиваться семейное пособие.
3. Постепенно и неуклонно будет повышаться уровень жизни трудящихся в той мере, в какой это позволяют высшие интересы Нации.
4. Государство установит принципы регулирования труда, которые определят взаимоотношения между трудящимися и предпринимателями. Главное содержание таких отношений будет заключаться в такой же мере в предоставлении своего труда и в вознаграждении за него, как и во взаимном долге, который требует от .предпринимателей честности, помощи и защиты, а ог персонала — верности и подчинения.
5. Государство будет заботиться о получении через синдикаты сведений о том, справедливы ли для трудящегося экономические и иные условия, в которых происходит процесс труда.
6. Государство будет заботиться о безопасности и непрерывности труда.
7. Предприятие должно информировать свой персонал о ходе прозводства в пределах, необходимых для укрепления чувства ответственности персонала за состояние дела, и в форме, устанавливаемой законами.
IV
1. Ремесло — живое наследие славного цехового прошлого — будет поощряться и пользоваться действенной защитой, так как оно является полным отражением личности человека в его труде и предполагает форму производства, одинаково чуждую капиталистической концентрации и марксистскому обезличиванию.
V
1. Нормы труда на сельскохозяйственном предприятии будут приводиться в соответствие со специфическими особенностями этого труда и сезонными различиями, зависящими от природы.
2. Государство будет уделять особое внимание техническому просвещению сельского производителя, обучая его всем видам работ, которые требуются на каждом возделываемом участке.
3. Будут упорядочены и подвергнуты пересмотру цены на основные продукты с тем, чтобы гарантировать сельскому предпринимателю минимальный доход при нормальных условиях и, как следствие, потребовать от него предоставления трудящимся такого заработка, который позволит им улучшить условия своей жизни.
4. Будут приняты меры к тому, чтобы семья каждого крестьянина имела небольшой участок земли, семейный сад, который использовался бы для удовлетворения ее элементарных потребностей и на котором крестьянин был бы занят в периоды отсутствия полевых работ.
5. Будет преследоваться цель облагораживания сельской жизни, совершенствования крестьянских жилищ и улучшения гигиенических условий в деревнях и на хуторах Испании.
6. Государство обеспечит, чтобы арендатор мог уверение возделывать землю, имея долгосрочный контракт, который гарантирует его против неоправданного отказа от аренды и обеспечит возмещение за улучшения, произведенные на арендованном участке. Государство будет стремиться найти средства, ведущие к тому, чтобы земля в условиях справедливости перешла к тем, кто ее непосредственно обрабатывает.
VI
1. Государство будет с максимальной заботой относиться к труженикам моря, создавая необходимые условия для того, чтобы воспрепятствовать обесценению их товаров и облегчить получение в собственность средств, необходимых в их профессии.
VII
1. Будут созданы новые суды по вопросам труда при сохранении принципа, согласно которому эта функция правосудия принадлежит Государству.
VIII
1. Капитал есть инструмент производства.
2. Предприятие как производственное целое организует свои составные элементы в единой системе, подчиняющей материальные ценности человеку, а все вместе — общему благу.
3. Глава предприятия осуществляет руководство им, неся ответственность за него перед Государством.
4. Доходы предприятия после выделения справедливой прибыли на капитал будут использоваться в 'первую очередь для образования резервов, необходимых ' для устойчивости предприятия и для улучшения условий труда и жизни трудящихся.
IX
1. Кредит будет предоставляться в форме, которая, способствуя увеличению 'национального достояния, ,помогала бы также созданию и поддержанию мелкой собственности в сельском хозяйстве, рыбном промысле, промышленности и торговле.
2. Честность и доверие, основанные на соревновании и на труде, будут считаться достаточными гарантиями для предоставления кредита.
Государство будет непреклонно преследовать все формы ростовщичества.
X
1. Система обеспечения дает трудящемуся уверенность в помощи при несчастье.
2. Будет расширено социальное страхование по старости, инвалидности, материнству, несчастным случаям на производстве, профессиональным заболеваниям, туберкулезу и вынужденной безработице. При этом будет преследоваться цель введения всеобщего страхования. В первую очередь будет обращено внимание на предоставление достаточной пенсии престарелым трудящимся.
XI
1. Национальное производство составляет эконом,иче- ское целое на службе отечеству. Обязанность каждого испанца охранять, улучшать и расширять производство. Все факторы, участвующие в производстве, подчинены высшим интересам Нации.
2. Индивидуальные или коллективные акты, которые каким-либо образом подрывают нормальный ход производства или представляют для него угрозу, будут рассматриваться как преступление против Отечества.
3. Умышленное снижение производительности труда будет подвергаться соответствующему наказанию.
4. Государство, как правило, не будет предпринимателем, за исключением случаев, когда частная инициатива недостаточна или этого требуют высшие интересы Нации.
5. Государство само или через посредство своих синдикатов будет препятствовать нечестной конкуренции в области производства, а также всякой деятельности, которая затрудняла бы нормальное создание или развитие национальной экономики; наоборот, оно будет поощрять всякую инициативу, направленную на ее совершенствование.
6. Государство признает частную инициативу плодотворным источником экономической жизни Нации.
XII
1. Государство признает и защищает частную собственность как естественное средство осуществления личных, семейных и общественных функций. Все формы собственности подчинены высшим интересам Нации, выразителем которых является Государство.
2. Государство берет на себя задачу умножать и делать доступными для всех испанцев формы собственности, жизненно связанные с личностью человека: семейный очаг, земельный участок, орудия труда или предметы повседневного обихода.
3. Семья признается первичной естественной ячейкой и основой общества и в то же время моральным институтом, наделенным неотчуждаемыми правами, стоящими выше любого писаного закона. В целях лучшего сохранения и продолжения семьи имущество семьи будет считаться не подлежащим аресту.
XIII
1. Государственная система национал-синдикализма будет вдохновляться принципами Единства, Тоталитаризма и Иерархии.
2. Все элементы экономики будут охвачены — по отраслям производства или обслуживания — вертикальными синдикатами. Лица свободных профессий и технических специальностей будут организовываться подобным же образом в соответствии с установлениями законов.
3. Вертикальный синдикат является корпорацией публичного трава, которая конституируется 'в качестве единого организма, объединяющего в одно целое все элементы, занятые в экономическом процессе- внутри определенной отрасли производства или обслуживания, и построенного иерархически под руководством Государства.
4. Руководящие посты в синдикате будут в обязательном порядке заниматься членами «Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского наступления».
5. Вертикальный синдикат является орудием на службе у Государства; экономическая политика Государства осуществляется в первую очередь через синдикаты. Синдикаты должны рассматривать проблемы производства и вносить предложения о их разрешении, подчиняя эти предложения национальным интересам. Вертикальный синдикат имеет право вмешиваться через специальные органы в регулирование, охрану и соблюдение условий труда.
6. Вертикальный синдикат может создавать, содержать или финансировать учреждения исследовательского характера, морального, физического и профессионального просвещения, самообеспечения и призрения, а также социальные учреждения, которые могут представлять интерес для различных элементов производства.
7. Синдикаты создают бюро найма для предоставления трудящимся работы в соответствии с их способностями и достоинствами.
8. К функциям синдикатов относится предоставление Государству сведений, необходимых для составления статистики производства.
9. Закон о синдикатах определит форму включения в эту новую систему существующих экономических и профессиональных ассоциаций.
XIV
1. Государство примет соответственные меры для защиты труда испанцев на национальной территории и через посредство договоров о труде с другими державами будет заботиться об охране профессионального положения испанских трудящихся, проживающих за границей.
XV
1. Сейчас, когда провозглашается эта Хартия, Испания вынуждена вести героическую вооруженную борьбу, спасая духовные и культурные ценности мира ценой потери значительной части своего материального достояния.
Великодушию сражающейся молодежи и великодушию самой Испании должны самоотверженно служить национальное производство и все его элементы.
Поэтому в данной Хартии прав и обязанностей мы закрепляем в качестве самых срочных и неотъемлемых права и обязанности тех участников производства, которые способствуют своим справедливым и решительным вкладом делу преобразования родной земли и основ ее могущества.
XVI
1. Государство обязуется предоставить молодым борцам работу, почетные или руководящие посты, на которые они имеют право как испанцы и которые они завоевали как герои.
ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ИСПАНСКИХ КОРТЕСОВ
/7 июля 1942 г.
Создание правового режима, упорядочение административной деятельности Государства, оформление нового порядка ясной и действенной политической системой требуют процесса разработки. Задаче достижения высокого качества такого процесса и укоренения в стране его результатов не соответствует отсутствие представительства от элементов, образующих национальное сообщество. Столкновение мнений в рамках единого' строя, выслушивание требований, обоснованная и конструктивная критика, участие специалистов в области законодательной техники — все это должно способствовать жизненности, справедливости и улучшению позитивного права Революции и нового экономического строя испанского народа.
Опасности, связанные с ненормальным положением, которые очевидны и 'которые излишне объяснять, задержали реализацию такого намерения. Однако теперь, после того как осталась позади та фаза Национального Движения, когда его выполнение было неосуществимо, наступило время создать орган для указанных задач.
Сохраняя за Главой Государства его верховную власть принимать правовые нормы общего характера в соответствии с положениями законов от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г., создаваемый орган является эффективным инструментом сотрудничества в указанной функции и одновременно означает самоограничение высшего института Власти.
В соответствии с общим направлением Национального Движения создаваемые Кортесы как по своему названию, так и по способу образования и по полномо чиям являются восстановлением Славных испанских традиций.
В силу этого
постановляю:
Статья 1. Кортесы являются высшим органом участия испанского народа в делах Государства. Основная задача Кортесов заключается в подготовке и разработке законов без ущерба для полномочий Главы Государства по их утверждению.
Статья 2. В состав Кортесов входят прокурадоры по должности и выборные прокурадоры, а именно:
a) министры;
b) национальные советники;
c) Председатель Государственного Совета, Председатель Верховного суда и Председатель Верховного совета военной юстиции;
(1) представители национальных синдикатов в количестве, не превышающем третьей части общего числа прокурадоров;
е) алькальды столиц пятидесяти провинций, алькальды Сеуты и Мелильи и один представитель от остальных муниципалитетов каждой провинции, избираемый самими муниципалитетами из числа их членов. Один представитель от каждой провинциальной депутации и Объединения Канарских островов, избираемый из числа их членов;
О ректоры университетов;
§) Президент Испанского института и два представителя, избираемые из числа членов Королевских академий, входящих в состав Института. Председатель Высшего совета научных исследований и два представителя, избираемые из числа членов Совет#;
К) Президент Института гражданских инженеров и другой представитель Института, избираемый президентами Ассоциаций инженеров, входящих в этот Институт. Два представителя коллегий адвокатов, два представителя коллегий врачей, один представитель коллегий фармацевтов, один представитель коллегий ветеринаров, один представитель коллегий архитекторов, один представитель коллегий лицензиатов и докторов наук и искусств, один представитель нотариальных коллегий, один представитель национальной коллегии контролеров и один представитель коллегии судебных прокуроров; эти представители избираются руководящими органами указанных официальных коллегий. Три представителя официальных торговых палат, избираемые их руководящими органами;
О лица, которые по своему положению в церковной, военной, административной или социальной иерархии или в силу своих выдающихся заслуг перед Испанией; назначаются Главой Государства в количестве, не превышающем пятидесяти человек'.
Статья 3. Чтобы быть прокурадором Кортесов, требуется:
1) быть испанцем и достигнуть совершеннолетия,
2) располагать всеми гражданскими правами и не быть политически 'неправомочным лицом.
Статья 4. Прокурадоры представляют Президенту Кортесов свидетельства о своем избрании, назначении или должности, которые дают им право на пост в Кортесах. Президент Кортесов принимает от них присягу, вводит их в должность и выдает соответствующие документы.
Статья 5. Прокурадоры не могут быть задержаны без предварительного разрешения Президента Кортесов, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления. В этом случае о задержании доводится до сведения Президента Кортесов.
Статья 6. Прокурадоры Кортесов, являющиеся таковыми в силу занимаемой должности, теряют свой пост, переставая занимать эту должность. Прокурадоры, назначаемые Главой Государства, теряют пост, если Глава Государства аннулирует назначение. Остальные прокурадоры занимают свой пост в течение трех лет, сохраняя право на избрание вновь; однако если в течение этих трех лет представитель от депутации, муниципалитета или корпорации перестает быть их действительным членом, он теряет также и пост прокурадора
Статья 7. Президент, два вице-президента и четыре секретаря Кортесов назначаются декретом Главы Государства.
Статья 8. Работа Кортесов происходит на пленарных заседаниях и в комиссиях. Комиссии устанавливаются и назначаются Президентом Кортесов с согласия Правительства. Он же устанавливает, с согласия Правительства, порядок дня как пленарных заседаний, так и комиссий.
Статья 9. Кортесы собираются на пленарное заседание для рассмотрения законов, подлежащих такому рассмотрению, а также всякий раз, ко*гда пленарное заседание созывается Президентом Кортесов с согласия Правительства.
Статья 10. Рассмотрению в пленарных заседаниях Кортесов подлежат акты или законы, имеющие предметом какой-либо из следующих вопросов:
a) обычные или чрезвычайные государственные бюджеты;
b) крупные операции экономического и финансового характера;
c) установление или реформа налогового режима;
(1) банковские и валютные правила;
е) роль синдикатов в экономике и все законодательные мероприятия, имеющие исключительно важное значение для экономики Нации;
1) основные законы, регулирующие порядок приобретения и утраты испанского подданства и прав и обязанностей испанцев;
§) политико-правовое устройство институтов Государства;
Ь) основы местного управления;
1) основы гражданского, торгового, социального, уголовного и. процессуального права;
}) основы судоустройства и государственного управления;
к) основы аграрной, торговой и промышленной систем;
1) общенациональные планы в области просвещения;
т) другие законы, которые Правительство само или по предложению соответствующей комиссии решит передать на рассмотрение пленарного заседания Кортесов.
Правительство может также передавать на рассмотрение пленарного заседания вопросы или решения, не имеющие характера закона.
Статья 11. Законопроекты, подлежащие передаче для рассмотрения на пленарном заседании, предварительно изучаются и получают заключение соответствующих комиссий.
Статья 12. К компетенции комиссий Кортесов относятся все другие постановления, которые не охвачены статьей 10, по должны быть облечены ъ форму закона, будь то в силу закона, принятого после опубликования настоящего, или на основании заключения комиссии в составе Президента Кортесов; министра, назначенного Правительством; члена Политической хунты; одного про- курадора Кортесов, имеющего звание юриста; Председателя Государственного Совета и Председателя Верховного суда. Эта комиссия дает свое заключение по требованию Правительства, по собственной инициативе или по просьбе Президента Кортесов.
Статья 13. В случае войны или по соображениям срочности Правительство может регулировать посредством декрета-закона предметы, перечисляемые в статьях 10 и 12. Кортесы будут получать сообщение о декрете-законе тотчас же после его промульгации '.
Статья 14. Кортесы на пленарном заседании или — в зависимости от каждого отдельного случая — в комиссиях будут выслушиваться перед ратификацией тех договоров, которые касаются вопросов, отнесенных согласно предыдущим статьям к компетенции Кортесов.
Статья 15. Помимо рассмотрения и выдвижения правительственных законопроектов, законодательные комиссии могут представлять предложения о законах Президенту Кортесов, который с согласия Правительства включает эти предложения в порядок дня.
Законодательные комиссии могут получать от Президента Кортесов другие поручения, как например изучение вопросов, проведение расследований, разработка ходатайств или предложений. В этих целях законодательные комиссии могут конституироваться как специальные комиссии, не являющиеся законодательными.
Статья 16. Президент Кортесов передает законопроект, выработанный Кортесами, Правительству для представления на утверждение Главы Государства.
Статья 17. Глава Государства может возвратить законы в Кортесы для нового изучения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Кортесы с согласия Правительства принимают свой регламент.
2. Выборы подлежащих избранию членов Кортесов будут проведены в первой половине октября.
Так я постановил настоящим законом, данным в Мадриде 17 июля 1942 года.
ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ХАРТИИ ИСПАНЦЕВ»[1]
17 июля 1945 г.
Я, Франсиско Франко Баамонде, Каудильо Испании, Глава Государства, Генералиссимус вооружённых сил Нации:
Принимая во внимание, что Испанские Кортесы, являющиеся в соответствии с законом об их создании высшим органом участия народа в делах Государства, выработали «Хартию испанцев» — основной документ, определяющий права и обязанности испанцев и обеспечивающий соблюдение предоставленных им гарантий, — решил в полном согласии с предложением, сформулированным Кортесами, постановить следующее:
Статья единственная: Утверждается в качестве Основного закона, регулирующего права и обязанности испанцев, «Хартия испанцев», приводимая ниже.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Статья 1. Испанское Государство провозглашает руководящим началом своих действий уважение к достоинству, неприкосновенности и свободе человеческой личности, признавая человека — носителя извечных ценностей и члена национального общения — обладателем обязанностей и прав, осуществление которых гарантируется в порядке общего блага.
РАЗДЕЛ I ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ИСПАНЦЕВ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Статья 2. Испанцы обязаны верно служить Родине, быть преданными Главе Государства и повиноваться законам.
Статья 3. Закон одинаково охраняет права всех испанцев независимо от их классового и личного положения.
Статья 4. Испанцы имеют право на уважение своей личной и семейной чести. Всякий, кто нанесет оскорбление этой чести, будет привлекаться к ответственности, каково бы ни было его положение.
Статья 5. Все испанцы имеют право на воспитание и образование и обязаны получать их по своему свободному выбору в лоне семьи или же в частных или государственных учебных заведениях. Государство будет заботиться о том, чтобы ни один талант не погиб из-за недостатка материальных средств.
Статья 6. Исповедание и отправление католической религии, являющейся религией Испанского Государства, пользуются его официальным покровительством.
Никто не будет подвергаться преследованиям за свои религиозные верования или за частное отправление религиозного культа.
Не допускаются публичные церемонии или манифестации, за исключением церемоний и манифестаций католической церкви.
Статья 7. Долг чести испанцев — служить Родине с оружием в руках.
Все испанцы обязаны нести эту службу, когда будут призваны в соответствии с законом.
Статья 8. Законом могут быть установлены личные повинности непременно общего характера, которых тре-; буют интересы Нации и общественная необходимость.
Статья 9. Испанцы делят бремя государственных: расходов в соответствии со своими экономическими воз-] можностями. Никто не может быть обязан платить на-1 логи, которые не были установлены законом, одобренным > Кортесами.
Статья 10. Все испанцы имеют право участвовать в государственных функциях представительного характера через посредство Семьи, Муниципалитета и Синдикатов, что не должно наносить ущерба иным формам представительства, устанавливаемым законами.
Статья 11. Все испанцы могут занимать государственные должности и выполнять государственные функции в соответствии со своими достоинствами и способностями.
Статья 12. Каждый испанец может свободно выражать свои идеи, если они не являются посягательством на основные устои Государства.
Статья 13. В пределах национальной территории Государство обеспечивает свободу и тайну переписки.
Статья 14. Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство в пределах национальной территории.
Статья 15. Без согласия испанца никто не может войти в его дом и проводить в нем обыск, не имея на то полномочий от компетентного органа в случаях и форме, устанавливаемых законами.
Статья 16. Испанцы имеют право свободно собираться и объединяться для законных целей и согласно предписаниям закона.
Государство может создавать и поддерживать организации, которые оно считает необходимыми для достижения его целей. Учредительные нормы, облекаемые в форму закона, приводят осуществление этого права в соответствие с тем, что установлено в предыдущем параграфе.
Статья 17. Испанцы имеют право на юридическую безопасность.
Все органы Государства действуют в соответствии с системой заранее установленных норм, которые не могут произвольно толковаться или изменяться.
Статья 18. Ни один испанец не может быть задержан иначе как в случаях и форме, предписываемых законами.
В течение семидесяти двух часов задержанный должен быть освобожден или передан судебному органу.
Статья 19. Никто не может быть осужден иначе как на основании закона, принятого до правонарушения, и по приговору компетентного трибунала после заслушания и защиты заинтересованного лица.
Статья 20. Ни один испанец не может быть лишен своего подданства, за исключением случаев измены, определяемой согласно уголовным законам, а также вступления на военную службу или занятия официального поста в иностранном государстве вопреки прямому запрещению Главы Государства.
Статья 21. Испанцы могут обращаться в индивидуальном порядке с ходатайствами к Главе Государства, Кортесам и Властям.
Корпорации, государственные служащие и лица, принадлежащие к вооруженным силам и к военным учреждениям, могут пользоваться этим правом лишь в соответствии с нормами, которыми они руководствуются.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Статья 22. Государство признает семью и покровительствует ей как естественному институту и основе общества с правами и обязанностями, сложившимися ранее всяких писаных человеческих законов.
Брак заключается один раз; он нерасторжим.
Государство оказывает особое покровительство многодетным семьям.
Статья 23. Родители обязаны содержать своих детей, воспитывать их и давать им образование. Государство будет приостанавливать осуществление родительской власти или лишать ее тех, кто использует ее неподобающим образом; защита и воспитание малолетних в таких случаях будет передаваться лицам, указанным в законе.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Статья 24. Все испанцы имеют право на труд и обязаны заниматься какой-либо общественно полезной деятельностью.
Статья 25. Труд вследствие своей гуманной сущности не может низводиться до материальной концепции товара или превращаться в предмет сделки, • несовместимый с достоинством того, кто его предлагает. Труд есть атрибут чести и достаточное основание для того, чтобы требовать защиты и помощи со стороны Государства.
Статья 26. Государство признает в предприятии общность вкладов техники, рабочей силы и капитала в их различных формах и как следствие провозглашает право каждого из этих элементов на долю в доходах.
В интересах Нации и общего блага Государство следит за тем, чтобы отношения между указанными элементами строились на основе самого строгого равенства, порядка и такой системы, 'которая подчиняет экономические ценности ценностям гуманитарного порядка.
Статья 27. Государство защищает право всех трудящихся на получение справедливого вознаграждения, достаточного по меньшей мере для обеспечения им и их семьям такого благосостояния, которое позволит им вести нравственный и достойный образ жизни.
Статья 28. Испанское государство гарантирует трудящимся помощь в бедственном положении и признает их право на пособие в случаях старости, смерти, заболевания, материнства, при несчастьях на производстве, при инвалидности, при вынужденной безработице и в иных случаях, на которые может распространяться социальное обеспечение.
Статья 29. Государство поддерживает благотворительные учреждения и оказывает покровительство и поощрение таким учреждениям, создаваемым церковью, корпорациями и частными лицами,
Статья 30. Частная собственность как естественное средство достижения личных, семейных и общественных целей признается и защищается Государством.
Все формы собственности подчинены нуждам Нации и общему благу.
Богатство не должно оставаться без применения, оно не должно неоправданно уничтожаться или использоваться в недозволенных целях.
Статья 31. Государство облегчает всем испанцам доступ к формам собственности, наиболее свойственным человеческой личности, каковы семейный очаг, земельный участок, орудия труда, предметы обихода.
Статья 32. Ни в коем случае не может налагаться наказание в форме конфискации имущества.
Никто не может подвергнуться экспроприации иначе как в публичных интересах или на пользу общества с соответствующей предварительной компенсацией и на основе предписаний законов.
'РАЗДЕЛ II ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ГАРАНТИЯ ПРАВ
Статья 33. Осуществление прав, признаваемых в этой Хартии, не должно наносить ущерба духовному, национальному и социальному единству Испании.
Статья 34. Кортесы одобряют законы, необходимые для осуществления прав, признаваемых этой Хартией.
Статья 35. Действие статей 12, 13, 14, 15, 16 и 18 может быть временно приостановлено, полностью или частично, путем издания Правительством декрета-закона, в котором будет дано ограничительное определение сферы и продолжительности данной меры.
Статья 36. Всякое нарушение любого из прав, провозглашаемых этой Хартией, карается законами, определяющими, какие действия для защиты и гарантирования указанных прав могут быть предприняты перед компетентными в каждом случае судебными властями.
Дано в Эль Пардо 17 июля 1945 г.
ЗАКОН ГЛАВЬЦГОСУДАРСТВА О НАРОДНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
22 октября 1945 г.
Принимая во внимание, что перед всеми испанцами открыта возможность сотрудничать в делах Государства через посредство таких естественных организмов, как семья, муниципалитет и синдикат; принимая также во внимание, что провозглашены Основные законы, которые должны придать новую жизнь и большую свободу действий представительным органам в рамках строя христианского сообщества; ставя своей целью гарантировать Нацию против постоянно отмечаемого политической историей народов искажения в особо важных делах и делах, представляющих публичный интерес, воли Нации субъективным суждением ее мандатариев, Глава Государства во исполнение своих полномочий, предоставленных ему законами от 30 января 1938 г. и 8 августа 1939 г., счел целесообразным установить прямую консультацию с Нацией путем народного референдума во всех тех случаях, когда ввиду особой важности или неясности общественного мнения Глава Государства полагал бы, что такая консультация является своевременной и полезной.
В силу этого
постановляю:
Статья 1. Когда особая важность определенных законов того требует или когда это необходимо в публичных интересах, Глава Государства 'может для лучшего служения Нации передать на референдум законопроекты, выработанные Кортесами.
Статья 2. В референдуме участвуют все мужчины и женщины Испании старше двадцати одного года.
Статья 3. Правительство уполномочивается издать дополнительные постановления, необходимые для установления ценза и исполнения настоящего закона.
Так я постановил настоящим законом, данным в Мадриде 22 октября 1945 года.
ЗАКОН ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА О НАСЛЕДОВАНИИ ПОСТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
26 июля 1947 г.
Принимая во внимание, что Испанские Кортесы как высший орган участия народа в делах Государства выработали Основной закон, который, провозглашая учреждение Королевства, создает его Совет и определяет нормы, призванные регулировать наследование поста Главы Государства, а также то, что текст этого закона, вынесенный на народный референдум, был одобрен восемьюдесятью двумя процентами избирательного корпуса, что составляет девяносто три процента участвовавших в голосовании,
В согласии с предложением Кортесов, а также с прямым и аутентичным волеизъявлением Нации,
постановляю:
Статья 1. Испания как политическое целое является католическим, социальным и представительным Государством, которое в соответствии со своей традицией провозглашает себя конституированным как Королевство.
Статья 2. Главой Государства является Каудильо Испании и Крестового похода, Генералиссимус вооруженных сил дон Франсиско Франко Баамонде.
Статья 3. Если пост Главы Государства окажется вакантным, полномочия Главы Государства переходят к Регентскому совету в составе Президента Кортесов, духовного лица, занимающего самый высокий пост в церковной иерархии, советника Королевства и генерал-капитана сухопутных войск, военно-морских или военно- воздушных сил или, в случае отсутствия таковых, — старшего по возрасту генерал-лейтенанта действительной службы в том же порядке родов войск. Председателем этого Совета будет Президент Кортесов. Для законной силы решений Регентского совета требуется присутствие по меньшей мере двух из трех его членов и обязательно — Председателя.
Статья 4. Совет Королевства оказывает помощь- Главе Государства во всех наиболее важных делах и решениях, относящихся к его исключительной компетенции. Председателем этого Совета является Президент Кортесов; в состав Совета входят:
Старшее по иерархии и по возрасту духовное-яицо из числа прокурадоров Кортесов;
Генерал-капитан сухопутных войск, военно-морских или военно-воздушных сил или старший по (Возрасту генерал-лейтенант действительной службы в том же порядке родов войск;
Начальник Генерального штаба, а за отсутствием такового — старший по возрасту из трех генералов, возглавляющих штабы сухопутных войск, военно-морских или военно-воздушных сил;
Председатель Государственного Совета;
Председатель Верховного суда;
Президент Испанского института;
Советник, избираемый путем голосования каждой из групп Кортесов: а) группой синдикатов; в) группой местной администрации, с) группой ректоров университетов и (1) группой профессиональных коллегий;
Три советника, назначаемые Главой Государства: первый — из числа прокурадоров по должности, второй— из числа прокурадоров, назначаемых непосредственно Главой Государства, и третий — назначаемый по свободному выбору Главы Государства.
Пост советника неотделим от причин, обусловивших его избрание или назначение.
Статья 5. Глава Государства выслушивает рекомендации Совета Королевства в следующих случаях:
Первое. Возвращение Кортесам выработанного ими закона для нового изучения.
Второе. Объявление войны или заключение мира.
Третье. Предложение Кортесам кандидатуры преемника Главы Государства.
Четвертое. Все другие случаи, устанавливаемые настоящим законом.
Статья 6. Глава Государства может во всякое время предложить Кортесам лицо, которое, по его мнению, должно быть призвано — в надлежащий момент и в соответствии с условиями, устанавливаемыми настоящим законом, — наследовать ему с титулом Короля или Регента; Глава Государства может также представить на одобрение Кортесов предложение об отмене назначения, даже в том случае, если назначение уже было утверждено Кортесами.
Статья 7. Если пост Главы Государства окажется вакантным и наследовать этот пост будет призываться лицо, назначенное согласно предыдущей статье, власть от его имени примет Регентский совет, который одновременно созовет Кортесы и Совет Королевства, чтобы принять установленную настоящим законом присягу и провозгласить указанное лицо Королем или Регентом.
Статья 8. В случае кончины или установления недееспособности Главы Государства до назначения преемника Регентский совет возьмет власть и в трехдневный срок созовет членов Правительства и Совета Королевства для того, чтобы они, собравшись на непрерывное и закрытое заседание, избрали большинством по меньшей Мере а две трети голосов лицо королевского происхождения, отвечающее требованиям настоящего закона и отдающее себе отчет в верховных интересах Отечества, которое они должны предложить Кортесам в качестве Короля.
В случае если., ио мнению собравшихся, окажется невозможным найти лицо королевского происхождения, которое отвечало бы указанным требованиям, или если бы Кортесы не одобрили предложенной кандидатуры, Кортесам будет предложено в качестве Регента лицо, которое по своему престижу и способностям и при вероятной поддержке Нации должно было бы занять этот пост. При Выдвижении такого предложения могут быть установлены срок и условия сохранения регентства. Кортесы Должны будут вынести решение по каждому из этих вопросов.
Пленарное заседание Кортесов должно состояться не позже восьмидневного срока; преемник, получив благоприятный вотум Кортесов, принесет установленную настоящим законом присягу, после чего Регентский совет немедленно передает ему свои полномочия.
• Статья 9. Пост Главы Государства может занимать в качестве Короля или Регента лишь лицо мужского пола и испанской национальности, достигшее тридцати лет, исповедующее католическую религию, обладающее качествами, необходимыми для выполнения его высокой миссии, и поклявшееся в верности Основным ''законам Государства, а также принципам Национального Движения.
Статья 10. Основными законами Государства являются: Хартия испанцев, Хартия труда, Закон о создании Кортесов, настоящий Закон о наследовании, Закон о народном референдуме и любой другой закон, который впоследствии при его провозглашении будет отнесен к числу основных.
Для того чтобы отменить или изменить Основной закон, требуется, помимо согласия Кортесов, народный референдум.
Статья 11. По возложении короны на персону монарха порядок престолонаследования'будет определяться первородством и достоинствами, причем предпочтение отдается ближайшей линии родства перед последующими: в одной и той же линии — ближайшей степени родства перед более отдаленными; при одной и той же степени родства — лицу мужского пола перед лицом женского пола, причем это последнее не 'имеет -права занимать престол, а может лишь в свою очередь передать это право своим наследникам — лицам мужского пола; при одном и том же поле — лицу, старшему перед лицами, младшими по возрасту; при этом всегда остаются в силе исключения и требования, устанавливаемые в предыдущих статьях.
Статья 12. Передача прав до вступления на трон, отречения в любых случаях после назначения преемника, отказы от престола, королевские браки, как и браки прямых наследников, доводятся Советом Королевства до сведения Национальных Кортесов и утверждаются ими.
Статья 13. Глава Государства, заслушав Совет Королевства, может предложить Кортесам лишить права наследования лиц королевского происхождения, которые не обладают способностями, 'необходимыми для занятия престола, или своим явным пренебрежением к основным принципам Государства или своими действиями заслуживают лишения >пра© наследования, устанавливаемых настоящим законом.
Статья 14. О недееспособности Главы Государства, установленной Правительством большинством в две трети его членов, сообщается в мотивированном докладе Совету Королевства. Если Совет Королевства таким же большинством выразит свое согласие, то его Председатель доложит об этом Кортесам, которые, собравшись с этой целью в восьмидневный срок, одобрят состоявшееся решение.
Статья 15. Решения Кортесов, о которых говорится в настоящем законе, вступают в силу, если за них будет подано две трети голосов прокурадоров, присутствующих на заседании, что должно составлять по меньшей мере абсолютное большинство общего числа прокурадоров.
Дано в Эль Пардо двадцать шестого июля тысяча девятьсот сорок седьмого года.
ДЕКРЕТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА
30 декабря 1948 г.
Поскольку образован Совет Королевства — во исполнение постановлений Закона о наследовании поста- Главы Государства от 26 июля 1947 г.—и поскольку указанный Совет выработал свой Регламент, в полном соответствии с нормами и содержанием упомянутого выше Основного закона, производится утверждение этого Регламента в форме и выражениях, в которых он был доведен до моего сведения Советом Королевства. В силу этого
постановляю:
Статья единственная. Утверждается Регламент Совета Королевства в следующих формулировках:
«
Раздел I УСТРОЙСТВО СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Характер Совета
Статья 1. Совет Королевства, созданный Законом от 26 июля 1947 г., является высшим Консультативным Корпусом Нации. Его задача заключается в оказании помощи Главе Государства во всех важных делах и решениях, входящих в исключительную компетенцию последнего.
Статья 2. Совет Королевства имеет приоритет перед любым другим Консультативным Корпусом Государства.
часть вторая Состав Совета
Статья 3. Совет Королевства состоит из следующих членов:
Первое. Президент Испанских Кортесов.
Второе. Высшее по сану и по возрасту духовное лицо из прокурадоров Кортесов.
Третье. Старший по возрасту генерал-капитан сухопутных в-ойск, военно-морских или военно-воздушных сил, а за отсутствием таковых старший по возрасту генерал- лейтенант действительной службы в том же порядке родов войск.
Четвертое. Начальник Генерального штаба, а за отсутствием такового — старший по возрасту из трех генералов, возглавляющих штабы сухопутных войск, военно- морских и военно-воздушных сил.
Пятое. Председатель Государственного Совета.
Шестое. Председатель Верховного суда.
Седьмое. Президент Испанского института.
Восьмое. Советник, избираемый путем голосования каждой из следующих групп Кортесов:
a) группой синдикатов;
b) группой местной администрации;
c) группой ректоров университетов;
с1) группой профессиональных коллегий.
Девятое. Три советника, назначаемые Главой Государства: первый — из числа прокурадоров по должности, второй — из числа прокурадоров, назначаемых непосредственно Главой Государства, и третий — назначаемый по свободному выбору Главы Государства.
Статья 4. Пост советника неотделим от условий, приведших к его избранию или назначению; пост утрачивается при прекращении действия таких условий.
Статья 5. Председателем Совета Королевства будет Президент Испанских Кортесов.
В случаях когда Президент Кортесов не может председательствовать в Совете, его замещает вице-президент Кортесов, получающий его полномочия в соответствии с установлениями Регламента Кортесов и после принесения присяги на первом заседании Совета, в котором он будет председательствовать.
Президент Кортесов -может тем не менее делегировать председательствование в Совете Королевства одному из членов этого Совета в том порядке, как они перечислены в статье 3 настоящего Регламента, и лишь для председательствования на одном из очередных заседаний Совета.
С т а т ь я. 6. Всякий раз, когда оказывается вакантным пост избираемого советника Королевства, Совет сообщает об этом Президиуму Кортесов для того^чтобы были проведены выборы нового советника прокурадо- рами, к группе которых принадлежал выбывший советник.
Статья 7. В целях определения результатов выборов советников, подлежащих избранию, во Дворце Кортесов в день и час, указанный их Президентом, образуется бюро в составе трех выборщиков, достигших самого высокого возраста среди старейших прокурадоров данной группы; председательствует в этом бюро старейший из входящих в него прокурадоров. Однако в группе синдикатов председателем бюро является национальный делегат синдикатов, если он присутствует на заседании. В группе местной администрации в состав бюро входят по одному представителю от каждого из трех секторов, образующих эту группу: алькальды столиц, муниципалитетов провинций и председатели провинциальных депутаций. Их назначение производится в соответствии с теми же нормами старшинства в Кортесах и по наиболее высокому возрасту среди старейших, которые были указаны выше для назначения членов и председателя бюро.
Один из членов Президиума Кортесов будет секретарем бюро без права решающего голоса, если он не входит в данную группу.
Статья 8. Участие в голосовании обязательно для всех прокурадоров каждой группы; при этом прокурадоры, которые не имели бы возможности принять в нем участие в силу непреодолимого препятствия, представляют доказательства этого в Президиум Кортесов или в бюро группы.
Статья 9. Для действительности выборов требуется, чтобы за кандидата было отдано по меньшей мере на один голос больше половины голосов прокурадоров, входящих в группу, к которой принадлежит кандидат; голосование проводится столько раз, сколько нужно для получения указанного большинства.
Статья 10. Голосование проводится свернутыми бюллетенями, передаваемыми председателю бюро, производящему в присутствии членов бюро подсчет голосов и составляющему протокол голосования, в котором фиксируются его результаты и провозглашается избранный кандидат. Сомнения, возникающие в ходе выборов, а также протесты, если бы таковые имели место, разрешаются бюро, которое заносит в протокол как суть протеста, так и последовавшее решение.
Статья 11. Совет Королевства принимает решение о действительности выборов, проведенных в соответствии с вышеизложенными нормами.
ЧАСТЬ третья Советники
Статья 12. Советники Королевства титулуются как «превосходительство»; им выделяются ассигнования, соответствующие их положению.
Статья 13. Советники не могут подвергаться преследованиям за свое голосование, а также за мнения, высказанные при отправлении должности.
Статья 14. Советники Королевства не могут быть задержаны без предварительного разрешения Председателя Совета, за исключением случая задержания на месте преступления. В этом случае судебная власть ограничивается необходимыми мерами безопасности и первыми шагами для подтверждения преступления, немедленно сообщая об этом Совету Королевства с перечислением осуществленных процессуальных действий. Судебный процесс против советника Королевства не может возбуждаться без предварительного согласия Совета; для получения такого согласия в Совет Королевства направляется соответствующий запрос. По получении запроса Совет Королевства принимает по своему усмотрению решение о согласии или отказе. В делах против советника Королевства применяются постановления Закона от 9 февраля 1912 г. Когда дело касается фактов, подсудных каким-либо специальным органам юстиции, эти органы сохраняют свою компетенцию, причем ее осуществляет высшая инстанция. К советникам Королевства применяются также -нормы, предусматриваемые в отношении заявлений <на суде статьей 412 и следующими Закона об уголовном судопроизводстве и статьей 580 и следующими Кодекса военной юстиции.
Раздел II ФУНКЦИИ СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Функции консультативного характера
Статья 15. Рекомендации Совета Королевства выслушиваются в следующих случаях:
Первое. Возвращение в Кортесы для нового изучения выработанного ими закона.
Второе. Объявление войны или заключение мира.
Третье. Представление Главой Государства Кортесам кандидатуры своего преемника.
Четвертое. Представление Главой Государства Кортесам предложения об отмене назначения наследника.
Пятое. Уступка прав до вступления на трон, а также отречение после назначения наследника.
Шестое. Отречение от трона в любом случае.
Седьмое. Бракосочетание Короля и прямых престолонаследников.
Восьмое. Представление Главой Государства Кортесам предложения о лишении права наследования лиц королевского происхождения, которые не обладают способностями, необходимыми для занятия престола, или которые своим явным пренебрежением к основным принципам Государства или своими действиями заслуживают лишения прав наследования, устанавливаемых Законом от 26 июля 1947 г.
Статья 16. Совет Королевства оказывает также помощь Главе Государства во всех наиболее важных делах и решениях, относящихся к его исключительной компетенции, в отношении которых он счел бы целесообразным проконсультироваться с Советом.
Статья 17. Поскольку Совет Королевства является совещательным органом исключительно для Главы Государства, никакое другое государственное учреждение не может обращаться к указанному Совету как к Консультативному Корпусу.
Статья 18. Совет Королевства может представить Главе Государства предложения, которые он считает необходимыми для устранения компрометирующих или наносящих вред Королевству случаев злоупотреблений и неисполнения законов или каких-либо решений.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Специальные функции
Статья 19. Совет Королевства совместно с Испанскими Кортесами присутствует при присяге, приносимой по предписаниям Закона от 26 июля 1947 г. перед Регентским советом лицом, призванным наследовать в качестве Короля или Регента пост Главы Государства, когда этот пост окажется вакантным.
Статья 20. В случае недееспособности или кончины Главы Государства до назначения наследника Совет Королевства после созыва его Регентским советом избирает совместно с Правительством лицо, которое должно быть представлено Кортесам в качестве Короля или Регента, — в форме и при условиях, предусматриваемых статьей 8 Закона о наследовании поста Главы Государства.
Статья 21. Если Правительство устанавливает недееспособность Главы Государства, Совет Королевства рассматривает причины, приведшие к такому заключению, до лередачи его Кортесам в соответствии с постановлениями статьи 14 вышеприведенного закона.
Раздел III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА КОРОЛЕВСТВА
Статья 22. Совет Королевства функционирует постоянно и должен собираться на заседания — по созыву своего Председателя — всякий раз, когда возникают вопросы, требующие его рассмотрения, независимо от особых случаев, упоминаемых в статьях 20 и 21 настоящего Регламента.
Статья 23. Советники приносят присягу Главе Государства в том, что будут соблюдать Основные законы Королевства и добиваться соблюдения их другими, сохранять верность и повиновение Главе Государства, исполнять добросовестно и точно возложенные на них обязанности, во всем заботясь о благе Нации. Формула, по которой должна приноситься указанная присяга, следующая: «Клянусь Богом соблюдать Основные законы Королевства и верность Главе Государства, самым точным образом исполнять возложенные на меня обязанности, а также хранить тайну наших обсуждений, заботясь во всем о служении делу справедливости и наибольшему благу Родины».
Статья 24. После своего сформирования Совет избирает секретаря из числа своих членов.
Статья 25. К функциям Председателя Совета Королевства относится: Первое. Созыв заседаний Совета. Второе. Установление повестки дня. Третье. Направление обсуждения, предоставление или лишение слова, открытие или закрытие заседания. Четвертое. Подписание совместно с секретарем протоколов заседания, а также решений и сообщений. Пятое. Своевременное предложе» ние Совету Королевства проекта его бюджета для проведения бюджета по законным инстанциям, а также передача отчета об исполнении бюджета в Счетный трибунал.
Статья 26. Присутствие на заседаниях Совета обязательно для всех его членов; в случае отсутствия по независящим обстоятельствам причина эта должна быть надлежащим образом засвидетельствована перед Председателем Совета.
Статья 27. Заключения Совета принимаются большинством голосов присутствующих советников, за исключением случая, когда согласно Закону о наследовании поста Главы Государства от 26 июля 1947 г. требуется установленное большинство. Если голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя.
Статья 28. Если по вопросам, представленным в Совет, высказываются различные мнения, в протоколе заседания и в принимаемом заключении отмечаются голоса, поданные против решения большинства, а также мотивы, которыми руководствовались при этом советники, оставшиеся в меньшинстве.
Статья 29. Председатель Совета Королевства назначает технических и административных служащих, необходимых для успешного функционирования Совета. Совет Королевства вырабатывает и утверждает Регламент своего внутреннего устройства.
Дано в Эль Пардо тридцатого декабря тысяча девятьсот сорок восьмого года.
[1] Следствием опубликования «Хартии испанцев» явился Декрет от 18 октября 1945 г. («Официальный Государственный Бюллетень» от 22 октября того же года), внесший изменения в определенные статьи Закона о публичном порядке от 28 июля 1933 г. и установивший, что все содержащиеся в тексте указанного документа ссылки на Конституцию, Правительство Республики, Трибунал конституционных гарантий, автономные области и их статуты, а также на отмененные кодексы и законы будут считаться утратившими силу, если они касаются упраздненных институтов или, в других случаях, институтов, о которых говорится в «Хартни испанцев» н в действующих законах нового Государства.
Статья закона, принятого Главой Государства 26 июля 1947 г. («Закон о наследовании») и опубликованного в «Официальном Государственном Бюллетене» 27 июля того же года, устанавливает, что «Хартия испанцев» является одним из основных законов Нации н для его отмены или изменения необходимо, помимо решения Кортесов, проведение национального референдума.
|