Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИСЛАНДИИ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИСЛАНДИИ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Исландия — остров в Атлантическом океане, вблизи Северного полярного круга; территория — свыше 103 000 кв. км, население— 159 302 человека (по дан­ным на 31 декабря 1955 г.). Больше половины жителей заняты в сельском хозяйстве (овцеводство) и в рыбо­ловстве. Промышленность ничтожна.

    Исландия потеряла свою государственную независи­мость еще в XIII в., чтобы обрести ее вновь лишь в 1918 г. В этом году Исландия, представлявшая собой с XIV в. владение Дании, признана была суверенным государством, связанным с Данией лишь личной унией. В 1920 г. Исландия получила конституцию, в основных чертах мало отличавшуюся от датской.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Исландия — остров в Атлантическом океане, вблизи Северного полярного круга; территория — свыше 103 000 кв. км, население— 159 302 человека (по дан­ным на 31 декабря 1955 г.). Больше половины жителей заняты в сельском хозяйстве (овцеводство) и в рыбо­ловстве. Промышленность ничтожна.

    Исландия потеряла свою государственную независи­мость еще в XIII в., чтобы обрести ее вновь лишь в 1918 г. В этом году Исландия, представлявшая собой с XIV в. владение Дании, признана была суверенным государством, связанным с Данией лишь личной унией. В 1920 г. Исландия получила конституцию, в основных чертах мало отличавшуюся от датской.

    Довольно призрачная связь между двумя государ­ствами просуществовала, однако, до 1944 г., когда была порвана без каких-либо болезненных потрясений, и Исландия объявила себя республикой. В том же году составлена и вошла в силу новая конституция.

    Республиканская конституция сохранила двухпалат­ный парламент — Альтинг, избираемый всеобщим (для мужчин и женщин), равным, прямым и тайным голосова­нием гражданами, достигшими 21 года. Избирательное право одинаково для избирателей и для избираемых. В ок­ругах, избирающих больше одного депутата, применяется пропорциональное представительство; кроме того, каждая партия, помимо списков кандидатов, выдвигаемых в округах, представляет список, для которого округом служит страна в целом («общенациональный список») (ст. 31), причем также применяется пропорциональное представительство. Верхняя падата Альтинга включает
    всех депутатов, избранных по таким спискам, но число ее членов, во всяком случае, должно составлять треть всех членов Альтинга, так что на нижнюю палату при­ходится две трети депутатов (или несколько более) (ст. 32). Таким образом, по крайней мере часть членов верхней палаты представляет всю страну в целом, осталь­ные же, как и члены нижней, представляют округа.

    Тем не менее преимущественное значение придается конституцией нижней палате: законопроекты, относи­тельно которых палаты в отдельности не могут пр.ийти к согласному решению, рассматриваются и голосуются объединенным Альтингом, где, конечно, большинство обеспечено членам нижней палаты. Бюджет обсуждается и принимается только объединенным Альтингом.

    Конституция не содержит вполне четкого и определен­ного указания на политическую ответственность прави­тельства перед парламентом, но практически кабинет должен пользоваться доверием Альтинга и удаляется в отставку в случае потери такого доверия.

    Президент республики, избираемый путем прямых выборов, ничем не отличается по своему положению от президента в других парламентских государствах (зако­нодательная инициатива, санкция законопроектов, досроч­ный роспуск Альтинга, назначение министров). Необычно лишь право Альтинга (объединенного) удалять его до­срочно в отставку. В этом случае соответственная резо­люция Альтинга принимается квалифицированным боль­шинством (три четверти голосов) и ставится на народное голосование (плебисцит). Если резолюция отклонена на х плебисците, это считается выражением недоверия со стороны избирателей Альтингу, и он немедленно рас­пускается (с назначением новых выборов).

    Плебисцит предписывается еще в некоторых других случаях: когда президент отказывает в утверждении за­конопроекта, прошедшего через Альтинг, законопроект подвергается народному голосованию; изменения консти­туции также требуют утверждения на референдуме, но лишь в том случае, если они касаются конституцион­ного положения церкви (ст. 79). Однако Конституция 1944 года была целиком проведена путем народного голосования (ст. 81),

    Конституция провозглашает обычные «права и сво­боды»: свободу от произвольных арестов, неприкосновен­ность жилища, свободу печати, собраний, союзов, непри­косновенность частной собственности, свободу совести. Церковь, однако, не отделена от государства, и все не принадлежащие к государственной или к другой церкви обязаны, несмотря на признанную конституцией свободу совести, вносить в пользу университета сборы, причитающиеся церкви.

    В Альтинге, избранном в 1956 г. (срок легисла­туры 4 года), 52 члена: 17 в верхней палате и 35 в нижней. Они распределяются между следующими партиями: партия независимости — 19, прогрессивная па1ртия—17, Рабочая партия — 7, Социалистическая единая партия Исландии (СЕПИ) — 9. Правительство коалиционное. В 1956 г. прогрессисты вышли из прави­тельства, заявив требование об отказе от договора 1951 года с Соединенными Штатами Америки, предоста­вившего последним право на военные базы в Исландии. В настоящее время против этого договора выступают также социал-демократы.


    КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИСЛАНДИИ

    17 июня 1944 г.

    ГЛАВА I

    Статья 1

    Исландия — Республика с конституционной формой правления.

    Статья 2

    Законодательная власть принадлежит совместно Аль­тингу (Парламент) и Президенту Республики Исландии. Исполнительная власть осуществляется Президентом и другими государственными органами в соответствии с на­стоящей Конституцией и другими законами страны. Судебная власть осуществляется судами.

    ГЛАВА II

    Статья 3

    Президент избирается народом.

    Статья 4

    Всякое лицо в возрасте не менее тридцати пяти лет, обладающее данными, требуемыми для участия в выбо­рах в Альтинг, за исключением условия о местожитель­стве, может быть избрано Президентом.

    С т а т ь я 5

    Президент избирается прямым и тайным голосова­нием лиц, имеющих право участия в выборах в Альтинг. Кандидатура лица, выдвигаемого на должность Прези­
    дента, должна быть официально предложена не менее: чем тысячью пятьюстами избирателями и не более чем тремя тысячами. Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является получивший большин­ство голосов. Если имеется только один кандидат, он считается избранным без голосования.

    ' Законом будут установлены дальнейшие правила от­носительно кандидатуры и выборов Президента, причем может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей.                                                                                      .%

    С т а т ь я 6

    Срок полномочий Президента начинается первого ав­густа и оканчивается через четыре года тридцать первого июля. Выборы Президента производятся в июне или июле того года, в котором истекает срок его полномочий.

    Статья 7

    Если Президент умрет или выйдет в отставку до истечения срока своих полномочий, новый Президент из­бирается на период, оканчивающийся тридцать первого июля четвертого года после выборов.

    Статья 8

    Если должность Президента окажется вакантной или если Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности вследствие пребывания за границей, болезни или по другим причинам, Премьер-министр, Председа­тель Объединенного Альтинга и Главный судья Верхов­ного суда осуществляют полномочия Президента. Пред­седатель Объединенного Альтинга председательствует на их собраниях. В случаях разногласий вопрос решается большинством голосов.

    Статья 9

    Президент не может быть членом Альтинга или полу­чать вознаграждение от какого-либо государственного или частного предприятия.


    Содержание, выплачиваемое из государственного каз­начейства Президенту или лицам, осуществляющим пол­номочия Президента, определяется законом. Снижение этого содержания в течение срока полномочий Прези­дента незаконно.

    Статья 10

    При вступлении в должность Президент приносит присягу или делает заявление о соблюдении Конститу­ции. Этот акт составляется в двух идентичных экземп­лярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает в государственный архив.

    Статья 11

    Президент не несет ответственности за свои официаль­ные действия. Это относится также к тем, кто осуществ­ляет полномочия Президента.

    Уголовное преследование против Президента может быть возбуждено только с согласия Альтинга.

    Президент покидает свой пост досрочно, если это бу­дет одобрено плебисцитом, проведенным согласно резо­люции, принятой тремя четвертями членов Объединен­ного Альтинга. Этот плебисцит должен быть проведен в течение двух календарных месяцев со дня принятия указанной резолюции, и в продолжение этого периода Президент не должен выполнять свои функции.

    В случае отклонения плебисцитом указанной резо­люции Альтинг немедленно распускается и делаются при­готовления к новым выборам.

    С т а т ь я 12

    Резиденция Президента находится в Рейкьявике или в его окрестностях.

    Статья 13

    Президент осуществляет свою власть через своих ми­нистров. Постоянным местонахождением Кабинета яв­ляется Рейкьявик.

    Статья 14

    Кабинет несет ответственность за все действия пра­вительства. Ответственность министров определяется за­коном. Альтинг может возбуждать против министров обвинение в преступлениях, связанных с исполнением их служебных обязанностей. Такие дела подсудны суду по государственным преступлениям.

    С т а т ь я 15

    Президент назначает Кабинет и принимает зайвления министров об отставке. Он устанавливает число мини­стров и определяет их функции.

    Статья 16

    Президент председательствует в Государственном Совете, состоящем из министров.

    Законы и важные государственные мероприятия пред­ставляются на рассмотрение Президента в Совете.

    Статья 17

    Заседания Кабинета созываются для обсуждения но­вых законодательных предложений и важных политиче­ских мероприятий. Кроме того, заседания Кабинета со­зываются по требованию одного из министров. На за­седаниях Кабинета председательствует Премьер-министр.

    Статья 18

    Министр, желающий внести какое-либо предложение, должен, как правило, представить его на рассмотрение Президента.

    Статья 19

    Подпись Президента, контрассигнированная мини­стром, сообщает законную силу законодательному меро­приятию или правительственному акту.

    Статья 20

    Президент производит назначения на все должности, предусмотренные законом. Никто не может занимать ка­кую-либо должность, если он не является гражданином Исландии. Каждое должностное лицо обязано принести присягу или сделать заявление о соблюдении Консти­туции.

    Президент может уволить любое назначенное им должностное лицо. Президент может переводить долж­ностных лиц из одного учреждения в другое при усло­вии, что их официальное содержание не будет снижено и что им будет предоставлено право сделать выбор ме­жду таким переводом и выходом в отставку с пенсией или обеспечением по старости согласно закону.

    В отношении некоторых категорий должностных лиц сверх перечисленных в статье 61 допускаются изъятия согласно закону.

    Статья 21

    Президент заключает договоры с другими государ­ствами. Однако только с согласия Альтинга он может за­ключать такие соглашения, которые содержат отказ от прав на территорию или установление сервитута на тер­риторию или на территориальные воды или предпола­гают изменение Конституции.

    Статья 22

    Президент ежегодно созывает Альтинг и определяет время закрытия его сессии. Альтинг не должен закрывать сессию, пока не будет принят бюджет. Президент может также в случае необходимости созывать Альтинг на чрез­вычайные сессии.

    Статья 23

    Президент может отсрочить на определенный период, но не более чем на две недели и не чаще чем один раз в год, заседания Альтинга. Однако Альтинг может раз­решить Президенту изъятия из этих правил.

    Статья 24

    Президент может распустить Альтинг. Новые выборы должны быть произведены не позднее двух календарных месяцев со дня роспуска. Альтинг должен собраться не позднее восьми календарных месяцев после роспуска.

    Статья 25

    Президент может представлять на рассмотрение Аль­тинга законопроекты и проекты резолюций.

    Статья 26

    Законопроект, принятый Альтингом, должен быть представлен на одобрение Президента не позднее чем через две недели после его принятия и по получении та­кого одобрения становится законом.

    Если Президент не одобрил законопроекта, он тем не менее вступает в силу, но должен быть, как только по­зволят обстоятельства, передан на плебисцит, проводи­мый закрытым голосованием; в случае отклонения зако­нопроекта он становится недействительным, в противном же случае сохраняет законную силу.

    Статья 27

    Все законы подлежат опубликованию. Порядок опу­бликования законов и введения их в действие должен соответствовать законам страны.

    Статья 28

    В случаях крайней необходимости Президент может в промежутках между сессиями Альтинга издавать вре­менные законы; однако такие законы не должны проти­воречить Конституции и немедленно по возобновлении работ Альтинга должны быть представлены на его рас­смотрение. Временный закон, не получивший одобрения Альтинга, теряет силу.

    Издание временного бюджета не допускается, если Альтингом уже принят бюджет на данный финансовый год.

    Статья 29

    Президент может при наличии уважительных причйй принять решение о прекращении преследования за какое- либо правонарушение. Он осуществляет помилование и объявляет амнистию. Он не может без согласия Альтинга освободить министра от судебного преследования или от наказания, наложенного судом по государственным пре­ступлениям.

    Статья 30

    Президент лично или через посредство Правитель­ства допускает изъятия из закона в соответствии с суще­ствующим обычаем.

    ГЛАВА III

    Статья 31

    Альтинг состоит не более чем из 52 членов, избирае­мых народом путем тайного голосования нижеследую­щим порядком:

    a)     восемь членов от Рейкьявика на началах пропорционального представительства. Одновре­менно и таким же порядком избирается такое же число заместителей;

    b)      шесть членов по одному от каждого из сле­дующих городов: Хафнарфьёрдур, Исафьёрдур, Сиглуфьёрдур, Акурейри, Сейдисфьёрдур и Вест- маннаэцяр;

    c)      двадцать семь членов от негородских изби­рательных округов, в настоящее время представ­ленных одним или двумя членами. В округах, по­сылающих двух членов, выборы производятся по системе пропорционального представительства; одновременно и в том же порядке выбирается та­кое же число заместителей. Если член от какого- либо избирательного округа, 'представленного
    только одним членом, умрет в 'период действия его мандата, на оставшийся срок полномочий выби­рается другой член;

    с!) не более одиннадцати членов в целях урав­новешивания партий, с тем чтобы каждая из них была представлена возможно ближе к числу го­лосов, .полученных ею на Общих выборах. Каждая партия может выдвинуть на Общих выборах об­щенациональный список кандидатов, с тем чтобы избиратели могли голосовать или за такой список, или за кандидата, либо кандидатов своего Изби­рательного округа. Кандидаты партии, выдвинув­шей на Общих выборах общенациональный спи­сок и получившей места в порядке уравновешива­ния, по окончании выборов получают эти места в том порядке, в каком они стояли в списке. Не ме­нее одного места из каждых десяти первых мест общенационального списка должно быть предо­ставлено кандидатам избирательных округов вне Рейкьявика. Места, полученные в порядке уравно­вешивания, должны быть в других отношениях рас­пределены согласно Акту о выборах. Одновре­менно и тем же порядком выбирается такое же число заместителей на указанные выше места.

    Члены Альтинга выбираются на четырехлетний срок.

    Статья 32

    Альтинг разделяется на Верхнюю и Нижнюю палаты. Одна треть членов заседает в Верхней палате, а две тре­ти — в Нижней. Если общее число членов Альтинга не делится на три без остатка, оставшиеся заседают в Ниж­ней палате.

    Статья 33

    Все граждане — мужчины и женщины, достигшие ко времени выборов 21 года и более, являющиеся исланд­скими гражданами и имеющие постоянное жительство в стране (в течение пяти лет до выборов, пользуются актив­ным избирательным правом. Никто не может голосовать,
    если он не обладает незапятнанной репутацией 'и лишен права свободно распоряжаться своим имуществом.

    Замужняя женщина считается имеющей такое право, даже если ее имущество числится за ее мужем.

    Подробные постановления о парламентских выборах в Альтинг устанавливаются избирательным законом.

    Статья 34

    Всякий гражданин, обладающий правом голоса, мо­жет быть выбран в Альтинг.

    Судьи, не занимающие административных должно­стей, не могут быть избраны в Альтинг.

    ГЛАВА IV

    Статья 35

    Альтинг созывается на очередную сессию ежегодно 15 февраля или, если это праздник, на следующий день, если Президент не назначил уже более раннего срока открытия сессии в этом году.

    Это правило может быть изменено законом.

    Статья 36

    Альтинг неприкосновенен. Никто не вправе вносить в него смятение, нарушать его свободу.

    Статья 37

    Альтинг заседает в Рейкьявике, но при наличии осо­бых обстоятельств Президент может созвать Альтинг в каком-либо другом месте Исландии.

    Статья 38

    Каждая Палата в отдельности имеет право вносить и принимать законопроекты и проекты резолюций. Каж­дая Палата в отдельности или обе Палаты совместно могут представлять обращения Президенту,          ^

    Статья 39

    Каждая Палата может образовывать комиссии из своих членов для расследования важных дел государ­ственного значения. Палата может предоставить таким комиссиям право требовать от правительственных дол­жностных лиц или от частных лиц письменных или уст­ных докладов.

    Статья 40

    Ни один налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом; равным образом не мо­гут быть заключены никакие обязывающие Государство займы и никакое государственное имущество или доход от него не могут быть отчуждены и 'нельзя ими распоря­жаться иначе как по закону.

    Статья 41

    Никакие расходы не могут быть произведены, если они не предусмотрены бюджетом или дополнительным к нему законом.

    С т а т ь я 42

    Законопроект бюджета на предстоящий финансовый год, содержащий смету государственных доходов и рас­ходов, должен представляться на рассмотрение Альтинга немедленно по его созыве на очередную сессию.

    Законопроекты бюджета и дополнительные финансо­вые законопроекты должны вноситься в Объединенный Альтинг и проходить три чтения.

    Статья 43

    Объединенный Альтинг выбирает на началах пропор­ционального представительства трех платных контроле­ров, которые ежегодно проверяют национальные доходы и расходы в целях установления, все ли доходы включены и не было ли неразрешенных расходов. Контролеры могут, каждый в отдельности или совместно, требовать
    представления всяких докладов и документов, которые они сочтут необходимыми. Отдельные отчеты за данный финансовый год объединяются после этого в одну общую отчетность и вносятся на рассмотрение Альтинга с заме­чаниями контролеров.

    Контролеры вправе, каждый в отдельности или совместно, рассматривать счета и бухгалтерские книги государственного казначейства, а равно министерств за текущий или истекший год. Они представляют свои заме­чания, если таковые имеются, в письменной форме своим преемникам.

    С т а т ь я 44

    Ни один законопроект, за исключением бюджетного или дополнительного финансового, не может быть принят иначе как в трех чтениях в каждой Палате.

    Статья 45

    Палата, первая принявшая какой-либо законопроект, передает его в той редакции, в какой он принят ею, на рассмотрение другой Палаты. Если эта последняя внесет какие-либо изменения, законопроект возвращается в первую Палату; в случае внесения в него вновь измене­ний применяется тот же порядок.

    Если соглашение не достигнуто, обе Палаты соби­раются на совместное заседание и вопрос разрешается Объединенным Альтингом в одном чтении.

    Если Альтинг собирается на совместное заседание, для кворума необходимо присутствие и участие в голосо­вании более половины членов каждой Палаты, причем большинство голосов требуется по каждому отдельному вопросу. Законопроекты, кроме бюджетного и дополни­тельного финансового, требуют для окончательного при­нятия большинства двух третей поданных голосов.

    Статья 46

    Альтингу принадлежит исключительное право про­верки правильности выборов его членов, а также решение вопросов о лишении членства.

    Статья 47

    Каждый новый член Альтинга немедленно по призна­нии правильности его избрания приносит присягу или дает обещание о соблюдении Конституции.

    Статья 48

    Члены Альтинга являются связанными только своими убеждениями, а не какими-либо наказами своих изби­рателей.

    Правительственные должностные лица в случае избрания их в Альтинг не нуждаются в разрешенииПра- вительства для принятия мандата, но должны принять меры к тому, чтобы их должностные функции выполня­лись удовлетворительным, по мнению Правительства, образом и без расходов для казны.

    Статья 49

    Ни один член Альтинга во время его сессии не может быть без разрешения Палаты, к составу которой он при­надлежит, арестован за долги, -или подвергнут лишению свободы, или привлечен к ответственности, за исключе­нием случаев, когда он застигнут с поличным на месте преступления.

    Вне Альтинга члены его те несут ответственности за сделанные в Альтинге заявления, исключая случаи, когда на. это имеется разрешение соответствующей Палаты.

    Статья 50

    Член Альтинга, лишенный полномочий, теряет свое место.

    Статья 51

    Министры по своей должности имеют право присут­ствовать на заседаниях Альтинга и принимать участие в прениях, когда пожелают, при условии соблюдения парламентского регламента; но право голосовать они имеют только в том случае, если они одновременно являются членами Альтинга.

    Статья 52

    Каждая Палата и Объединенный Альтинг избирают своего председателя.

    Статья 53

    Ни одна из Палат не может принять резолюцию, если на ее заседании не ‘присутствует и не участвует в голосо­вании более половины членов.

    Статья 54

    Всякий член Альтинга с разрешения Палаты, к составу которой он принадлежит, может внести в эту Палату запрос общего характера и требовать ответа министра.

    Статья 55

    Никакой вопрос не может рассматриваться той или другой Палатой, если он не поставлен ее членом.

    Статья 56

          Если Палата не находит основания для принятия ре­золюции, она может передать дело министру.

    Статья 57

    Заседания обеих Палат, а также Объединенного Аль­тинга публичны. Однако председатель или известное число членов, определяемое регламентом Палаты, могут потребовать удаления из заседания всех посторонних. Тогда собрание решает, подлежит ли вопрос обсуждению в открытом или закрытом заседании.

    Статья 58

    Регламенты Объединенного Альтинга и обеих Палат устанавливаются законом.

    ГЛАВА V

    Статья 59

    Организация судебной системы Может быть установ­лена только законом.

    Статья 60

    Судьи рассматривают все споры о полномочиях адми­нистративных органов. Однако ни одно лицо, прибегаю­щее к судебному решению вопроса, не может избежать путем обращения в суд предварительного подчинения распоряжению администрации.

    Статья 61

    При выполнении своих должностных функций судьи руководствуются исключительно законом. Судьи, не зани­мающие также административных должностей, могут быть увольняемы исключительно по постановлению суда и не могут быть переведены на другое место против своей воли, за исключением случаев реорганизации судов. Судье, достигшему шестидесяти пяти лет, может быть предложено выйти в отставку, но без уменьшения его содержания.

    ГЛАВА VI

    Статья 62

    Евангелическо-лютеранская церковь является Госу­дарственной Церковью и как таковая пользуется поддер­жкой и покровительством Государства.

    Это положение может быть изменено законом.

    Статья 63

    Народу принадлежит право образовывать религиоз­ные общества согласно личным убеждениям. Однако не допускаются проповеди и действия, противные публич­ному порядку и 'нравственности.


    Статья 64

    Никто не может быть лишен личных и гражданских прав по мотивам религиозных убеждений; никто не может по этим же мотивам отказываться выполнять какие-либо гражданские обязанности.

    Никто не может быть принуждаем присоединяться к какому-либо религиозному исповеданию против своей воли.

    Лицо, не принадлежащее к Государственной Церкви Исландии или к какой-либо другой признанной Церкви, уплачивает Исландскому университету или в какой-либо указанный стипендиальный фонд этого Университета сборы, причитающиеся к уплате Церкви.

    Это может быть изменено законом.

    ГЛАВА VII

    Статья 65

    Всякое задержанное лицо должно быть без какого- либо незаконного промедления доставлено к судье; если это лицо тотчас не подлежит освобождению, судья дол­жен в течение двадцати четырех часов составить мотиви­рованное постановление с указанием, подлежит ли это лицо задержанию. Если данное лицо может быть осво­бождено под поручительство, в постановлении указы­вается, какого рода и размера должно быть такое по­ручительство.

    Постановление судьи может быть немедленно обжа­ловано в высшую инстанцию, причем применяется поря­док заявлений и обжалования, установленный по уголов­ным делам.

    Никто не может быть взят под стражу за правонару­шения, караемые лишь штрафом или арестом.

    Статья 66

    Жилище неприкосновенно. Домашний обыск не может быть произведен и письма или другие документы не могут быть изъяты или рассмотрены иначе как по при­казу судьи или по специальному постановлению закона.

    Статья 67

    Право частной собственности неприкосновенно. Никто не может быть принуждаем к отчуждению своей соб­ственности иначе как в силу общественной необходи­мости, в законодательном порядке и с уплатой полного возмещения.

    Статья 68

    Ни один иностранец не может приобрести граждан­ство иначе как по закону. Право иностранцев владеть недвижимостью регулируется законом.                                                                       - ■

    Статья 69

    Не может быть установлено никаких ограничений свободы профессий иначе как в законодательном по­рядке и в целях общего блага.

    С т а т ь я 70

    Если кто не в состоянии содержать себя и своих близких, он имеет право, с соблюдением, установленных законом условий, на поддержку из государственных средств, если только его содержание не возложено на других.

    Статья 71

    Если родители не в состоянии воспитывать своих де­тей, или если дети не имеют родителей, или они поки­нуты, их воспитание и содержание относится на государ­ственный счет.

    Статья 72

    Всякий имеет право выражать свое мнение в печати, но несет ответственность за такие высказывания в судеб­ном порядке. Цензура и какие-либо другие ограничения свободы печати никогда не могут быть установлены.


    Статья 73

    Могут быть образованы общества для любых закон­ных целей без предварительного разрешения. Ни одно общество не может быть распущено распоряжением Правительства, но деятельность общества может быть временно приостановлена, в этом случае немедленно должен быть предъявлен иск о его роспуске.

    Статья 74

    Граждане имеют право собираться, но без оружия. Полиция вправе присутствовать на всех публичных со­браниях. Собрания под открытым небом могут быть за­прещены, если имеется опасность, что они вызовут беспорядки.

    Статья 75

    Всякий способный носить оружие обязан принимать участие в обороне страны согласно предписаниям, кото­рые могут детально устанавливаться законом.

    Статья 76

    Право самоуправления городских и сельских общин пбд наблюдением Правительства устанавливается в за­конодательном порядке.

    ч                                                  Статья 77

    Налоги устанавливаются в законодательном порядке.

    Статья 78

    ^Закон не может устанавливать каких-либо привиле­гий, связанных с дворянством, титулами или рангами.

    Статья 79

    ^Предложения об изменении или дополнении настоя­щей Конституции могут вноситься как на очередных, так и внеочередных сессиях Альтинга. В случае принятия

    31*
    такого предложения обеими Палатами Альтинг немед­ленно распускается и производятся Общие выборы. В случае принятия обеими Палатами резолюции без изменений она подлежит одобрению Президентом Респуб­лики и вступает в силу как Конституционный закон.

    В случае принятия Альтингом изменения, касающе­гося положения Церкви на основании статьи 62, это изменение ставится на плебисцит для принятия или отклонения тайным голосованием.

    Статья 80

    На основании настоящего Конституционного закона прекращают свое действие и теряют законную силу Конституция королевства Исландии от восемнадцатого мая тысяча девятьсот двадцатого года и Конституцион­ные законы от двадцать четвертого марта тысяча девять­сот тридцать четвертого года, первого сентября тысяча девятьсот сорок второго года и пятнадцатого декабря тысяча девятьсот сорок второго года.

    Статья 81

    Настоящий Конституционный акт” вступит в силу, когда Альтинг постановит об этом, при условии, что он будет принят тайным голосованием большинства изби­рателей страны.

    ВРЕМЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    По вступлении в силу настоящей Конституции Объеди­ненный Альтинг избирает Президента Исландии на первый раз согласно положениям о выборах Предсе­дателя Объединенного Альтинга. Срок занятия Президен­том своей должности истекает тридцать первого июля тысяча девятьсот сорок пятого года.

    Иностранцы, получившие до вступления в силу на­стоящей Конституции активное и пассивное избирательное право в Альтинг или право занимать государственные должности, сохраняют эти права. Датские граждане, которые получают такие права на основании статьи 75

    Конституции от восемнадцатого мая тысяча девятьсот двадцатого года, также приобретают и сохраняют их со дня вступления в силу настоящего Конституционного акта до истечения шести календарных месяцев после начала переговоров о правах таких граждан в Исландии.

    РЕЗОЛЮЦИЯ

    О   ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ конституции ИСЛАНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    (принята Альтингом шестнадцатого июШ тысяча девятьсот сорок четвертого года)

    Ввиду того, что (постановления статьи 81 Конституции Исландской Республики о голосовании всех избирателей страны приведены в исполнение,

    Альтинг согласно упомянутой статье постановляет, что Конституция введена будет в дей­ствие семнадцатого июня тысяча девятьсот сорок четвер­того года декларацией Председателя Объединенного Альтинга, сделанной в ходе заседания.

    В соответствии с условиями декларации Председателя Объединенного Альтинга, собравшегося семнадцатого июня тысяча девятьсот сорок четвертого года, Конститу­ция вступила в силу в два часа пополудни в этот же день.