ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Конституционное развитие современной Греции началось в 30-х годах XIX в. в период восстания греческого народа против турецкого ига (с XV до XIX в. Греция находилась под властью Оттоманской империи).
С этого времени в стране часто менялись конституции и формы правления.
В ходе восстания против турецкого господства (1821—1829 гг.) Греция была провозглашена республикой. Однако Турция не признала независимости Греции и продолжала вооруженную борьбу с восставшими.
В 1829 г. в результате победы русских войск над Турцией в войне 1828—1829 гг. был подписан Адрианополь- ский мир, по которому Турция оказалась вынужденной признать образование самостоятельного греческого государства.
Лондонская конференция держав 1830 г. вопреки воле греческого народа приняла решение об установлении в Греции наследственной монархии; державы передали престол баварскому принцу Оттону.
В результате вооруженного восстания король вынужден был согласиться на созыв народного собрания и принятие конституции (1844 г.). В 1862 г. король, систематически нарушавший конституцию, был свергнут и Учредительное собрание избрало королем ставленника Англии датского принца Георга.
Была выработана новая конституция (1864 г.), действовавшая до 1911 г., когда под давлением офицерской организации, возглавляемой лидером либералов Венизе- лосом, она была пересмотрена в сторону некоторого расширения прав законодательного органа в ущерб прерогативам короля.
Участие Греции в ^Балканских войнах (1912—1913 гг.), также в первой мировой войне на стороне Антанты,
поражение греческой армии в греко-турецкой войне 1919—1922 гг. тяжело отразились на экономическом положении страны и вызвали резкое обострение внутриполитической обстановки. В стране широко развернулось рабочее движение, которое особенно усилилось под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1924 г. король был низложен и Учредительное собрание провозгласило Грецию республикой. Республиканский строй просуществовал 11 лет.
Следует отметить, что буржуазно-помещичьи круги Греции в этот период не только не расширили прав народа, а, наоборот, добились даже отмены части прав, завоеванных при монархии.
Республиканская конституция от 2 июля 1927 г. («Эллинская конституция») отражала феодальные пережитки в социально-политическом строе Греции и не предусматривала сколько-нибудь серьезных гарантий формально провозглашенных гражданских и политических свобод.
После поражения на парламентских выборах партии республиканцев-либералов (1933 г.) власть перешла в руки монархического блока, который подготовил восстановление монархии. В 1935 г. военщина во главе с генералом Кондилисом совершила государственный переворот и свергла правительство.
Был инсценирован плебисцит, в результате которого была восстановлена монархия. В 1936 г. произошли выборы в палату, имелось в виду «пересмотреть и улучшить» восстановленную конституцию 1911 года. Но вместо этого правительство генерала Метаксаса, вовсе отменив конституцию, ввело режим фашистской дикта- туры.
В годы второй мировой войны попытка Греции сохранить нейтралитет потерпела неудачу. Она была одной из первых стран на Балканах, подвергшихся оккупации фашистскими войсками.
Однако народ не примирился с «новым порядком». Во главе его борьбы против оккупантов встал Национально- освободительный фронт (ЭАМ), созданный в 1941 г. по инициативе компартии.
К концу 1944 г. силами Народно-освободительной армии (ЭЛАС), опиравшейся на широкую поддержку народа, Греция была освобождена от оккупантов. Но правящие круги Англии и США развязали войну против ЭЛАС и греческого народа и восстановили монархическое правительство. Была запрещена компартия Греции, а также все организации, входившие в ЭАМ.
Объявленное в 1946 г. чрезвычайное положение было отменено только накануне выборов в парламент 1950 г., и одновременно была восстановлена конституция 1911 года.
В 1951 г. были проведены внеочередные парламентские выборы, в которых приняла участие созданная в этом же году Единая демократическая левая партия — ЕДА, объединившая в своих рядах прогрессивные силы.
Вновь избранный парламент принял новую конституцию, которая вступила в силу 1 января 1952 г. Она построена по образцу конституции 1911 года, однако с более антидемократическими положениями. Так, например, право занимать государственную должность прямо ставится в зависимость от политических взглядов претендента на должность.
■ Впервые в конституцию Греции включено положение, запрещающее забастовки государственных служащих.
Включение в новую конституцию этих положений стало возможным вследствие реакционного большинства парламента. Наиболее правые круги буржуазии, объединенные в партию «греческий сбор», были представлены в парламенте 1951 г. 114 депутатами из 254. «Греческий сбор» пользовался поддержкой буржуазных партий центра.
Конституция 1952 года закрепляет конституционную монархию. В статье 108 указывается, что «никогда не подлежат пересмотру постановления настоящей конституции, определяющие форму правления как конституционную монархию, а также — основные положения настоящей конституции».
Король является главой государства; он не несет никакой ответственности; ответственны назначаемые им министры.
Прерогативы королевской власти заключаются в назначении и смещении премьер-министра и министров;
утверждении и опубликовании законов, одобренных парламентом; издании указов; верховном командовании вооруженными силами; объявлении войны, заключении мирных и других договоров; праве помилования и амнистии; назначении судей и некоторых категорий государственных служащих.
Король обладает правом роспуска парламента при одновременном назначении новых выборов.
Король имеет право вето: закон, не опубликованный в течение 2 месяцев со дня окончания сессии парламента, считается не вошедшим в силу.
Конституция наделяет короля довольно широким указным правом. Он может издавать декреты, имеющие силу закона, в случае неотложной необходимости в период между сессиями парламента или когда он распущен; в последующем эти декреты могут быть отменены парламентом.
Королю принадлежит право приостановить действие ряда статей конституции в случае объявления войны или всеобщей мобилизации и учреждать чрезвычайные суды с последующим утверждением принятых мер парламентом.
Акты короля скрепляются премьер-министром или министрами.
Законодательная власть осуществляется королем и однопалатным парламентом. Палата избирается в составе 300 депутатов на 4 года путем прямого, всеобщего и тайного голосования. Депутатом может быть греческий гражданин, достигший 25 лет и не лишенный избирательных прав. Депутаты пользуются парламентским иммунитетом (ст. 62—63). Право выборов в палату предоставлено гражданам, достигшим 21 года.
Ныне действующая избирательная система была принята палатой накануне досрочных выборов 1956 г. Она представляет сочетание трех систем, применяемых в различных округах, в зависимости от количества избираемых депутатов: простой мажоритарной, мажоритарной с ограниченным представительством меньшинства (когда депутатские места делятся только между двумя партиями, занявшими в избирательном округе первое и второе места, причем партия, оказавшаяся на первом месте, получает большинство — 70% — мандатов округа) и уси ленной пропорциональной системы. Усиленная пропорциональная система так же, как и мажоритарная, направлена против малых партий; партия, собравшая в округе число голосов, необходимое для получения мандата, должна, кроме того, иметь за собой не менее 15% голосов избирателей, участвовавших в выборах. В случае образования блока партий его представители считаются избранными от тех округов, где они получили необходимое количество голосов, при условии, если блок в целом по стране собрал не менее 25% голосов.
В результате этой избирательной системы на последних выборах (1956 г.) правящая ныне партия «национально-радикальный союз» (образовалась в начале 1956 г. после распада партии «греческий сбор») получила 47,4% голосов избирателей и провела в парламент 165 депутатов, в то время как блок всех основных оппозиционных партий — «демократический союз», собравший 48,1% голосов, получил всего 135 мандатов.
На выборах 1956 г. женщины впервые пользовались избирательным правом.
Право законодательной инициативы принадлежит палате и королю, который осуществляет его через правительство.
Исполнительная власть принадлежит королю, который осуществляет ее через назначаемых им ответственных перед парламентом министров.
Особый раздел конституции регулирует вопросы административной юстиции (ст. 82—86). Для разрешения административных споров учреждены постоянные административные суды. Высшим органом административной юстиции является созданный в 1911 г. Государственный совет.
Судебная система складывается в следующем виде:
Верховный суд (кассационная палата), апелляционные палаты, суды первой инстанции. Судьи, назначаемые королем, несменяемы.
Заседания судов публичны. Сохраняется суд присяжных заседателей.
Конституция содержит раздел о публичных правах граждан, в который включен обычный перечень формально предоставляемых буржуазными конституциями пРав: равенство перед законом, личная свобода (непри косновенность личности), неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода союзов, собраний, печати.
Конституция содержит статьи (1—2), покровительствующие господствующей восточноправославной религии. Церковь не отделена от государства.
Конституция предусматривает выборные муниципальные органы.
Пересмотр конституции в целом и основных ее положений не допускается; для пересмотра отдельных статей требуется две трети голосов членов палаты. Решение палаты о пересмотре должно быть обсуждено палатой1 нового созыва, которая высказывается по поводу подлежащих изменению статей абсолютным большинством голосов всех членов.
Для политической жизни Греции характерно большое количество политических партий и крайняя неустойчивость правительств (с 1945 по 1957 г. сменилось около 25 правительств).
В настоящее время наиболее значительными буржуазными партиями, представленными в парламенте, являются: правящая партия — «национально-радикальный союз» (ЭРЭ), отражающая интересы крупной буржуазии и помещиков, связанных экономическими интересами с иностранным, прежде всего американским, капиталом; оппозиционные партии — либеральная партия, демократическая партия, национально-прогрессивный союз центра, аграрная партия, «народная партия». Буржуазные партии оппозиции не имеют общей программы и до последнего времени действовали, какправило, разрозненно.
Все большее влияние в народе приобретает созданная в 1951 г. Единая демократическая партия ЕДА—партия трудящихся и прогрессивной интеллигенции, которая завоевала на последних выборах в 1956 г. 18 мест в парламенте; она выступает за консолидацию всех демократических сил страны в борьбе за национальные интересы Греции и за демократические права народа. Коммунистическая партия Греции с 1947 г. находится на нелегальном положении.
КОНСТИТУЦИЯ ГРЕЦИИ
. Во имя святой, единосущной и нераздельной Троицы греческий Парламент постановляет:
О РЕЛИГИИ
Статья 1. Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной Церкви Христовой. Все другие известные религии свободны, и их обряды совершаются беспрепятственно под покровительством закона; однако прозелитизм и всякое выступление против господствующей религии воспрещаются.
Статья 2. Православная греческая Церковь, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдающей, как и она, святые апостольские и соборные каноны и священные предания. Она является автокефальной, осуществляет свои верховные права независимо от всякой другой Церкви и управляется священным синодом архиереев. Священнослужители всех признанных религий подлежат тому же надзору со стороны Государства, что и священнослужители господствующей религии.
Текст священного писания сохраняется неизменным. Категорически воспрещается воспроизводить его на всяком другом языке без предварительного разрешения автокефальной греческой Церкви и великой Церкви Христа в Константинополе.
Свобода совести ненарушима. Свободное отправление религиозных обрядов не должно оскорблять публичный порядок или добрые правы.
Никто в силу своих религиозных убеждений не может быть освобожден от выполнения своих обязанностей в отношении Государства и не должен уклоняться от выполнения законов страны.
Объяснительное заявление. Положение о Церкви в новых районах не противоречит смыслу настоящей статьи.
О ПУБЛИЧНЫХ ПРАВАХ ГРЕКОВ
Статья 3. Греки равны перед законом. Греческие граждане, все без различия, участвуют в выполнении публичных повинностей соответственно своим силам.
Только греческие граждане допускаются ко всем публичным должностям, за исключением вводимых особыми законами изъятий.
Гражданами являются все, кто приобрел или приобретет качества гражданина в соответствии с законами Государства.
Греческим гражданам не могут даваться и за ними не могут признаваться дворянские или другие почетные титулы.
Все греки, способные носить оружие, обязаны участвовать в обороне страны согласно законам.
Статья 4. Личная свобода ненарушима. Никто не может преследоваться, арестовываться, заключаться в тюрьму или подвергаться какому-либо иному лишению свободы иначе как в случаях и формах, предусмотренных законом.
Статья 5. Кроме случаев задержания на месте преступления, никто не может быть арестован или заключен в тюрьму без мотивированного приказа, выданного судебной властью и предъявленного в момент ареста или предварительного заключения.
Всякое лицо, задержанное на месте преступления или на основании приказа об аресте, должно быть доставлено к соответствующему судебному следователю немедленно и, во всяком случае, не позднее 24 часов с момента ареста или же, если арест произведен вне той местности, где имеет пребывание соответствующий судебный следователь, в срок, строго необходимый для доставки за держанного. Судебный следователь обязан самое позднее в течение трех дней с момента привода либо освободить арестованного, либо отдать приказ о его заключении в тюрьму. Этот срок может быть продлен до пяти дней либо по ходатайству доставленного лица, либо ввиду непреодолимой силы, факт которой немедленно удостоверяется в решении распорядительного заседания соответствующего суда. Если по прошествии указанных выше сроков не будет принято никакого решения, то всякий тюремщик или всякое другое гражданское или военное должностное лицо, которому поручена охрана арестованного, обязано немедленно освободить его. Нарушители изложенных выше предписаний будут наказываться в судебном порядке за незаконное задержание; они будут, кроме того, обязаны возместить весь ущерб, причиненный пострадавшему лицу, и выплатить ему денежное вознаграждение согласно закону.
Законом устанавливается максимальный срок предварительного заключения, а также условия, согласно которым Государством компенсируется всякий неправильно содержавшийся в предварительном заключении или несправедливо осужденный.
Статья 6. По делам о политических преступлениях совет полицейского суда всегда имеет право отдать приказ по ходатайству лица, содержащегося в предварительном заключении, об освобождении его под залог, размер которого определяется судом. Это решение может быть обжаловано.
Срок предварительного заключения за политические преступления ни в коем случае не может превышать трех месяцев.
Объяснительное заявление. Нисколько не исключается введение в будущем общих или специальных законов, упраздняющих или ограничивающих предварительное заключение или повелевающих судье в обязательном порядке выпускать на свободу под залог всех содержащихся в предварительном заключении.
^Разумеется также, что в указанный выше максимальный трехмесячный срок предварительного заключения Должно быть проведено следствие и вынесено судом окончательное решение по делу.
Статья 7. Нет преступления и не может быть наказания, если нет соответствующего закона, действовавшего до совершения акта.
Более тяжкое наказание, предусматриваемое новым законом, вступившим в силу после совершения преступления, не налагается.
Статья 8. Никто не может быть изъят без его согласия из подсудности суда, предусмотренного для него законом. Учреждение особых судов и чрезвычайных трибуналов не допускается ни под каким названием.
Статья 9. Каждый гражданин в отдельности.или несколько граждан совместно имеют право, соблюдая государственные законы, обращаться с петициями в письменной форме к государственным властям, которые согласно предписаниям закона обязаны действовать возможно быстро и отвечать в письменной форме обратившимся к ним лицам. Только после окончательного решения органа власти, которому была подана петиция, и с его разрешения можно привлекать к ответственности лицо, подавшее петицию, за содержащиеся в петиции нарушения.
Объяснительное заявление. Под словом «обращаться» имеется в виду «прибегать к компетентной власти», а не требовать информации, за представление которой несет моральную ответственность всякая власть.
Статья 10. Греческие граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Полиция может присутствовать только на публичных собраниях. Собрания под открытым небом могут быть запрещены в случае, если они могут нарушить общественную безопасность.
Статья 11. Греческие граждане имеют право объединяться, соблюдая законы Государства; последние, однако, ни в коем случае не могут ставить это право в зависимость от предварительного разрешения Правительства.
Объединения не могут быть распущены за нарушение законов иначе как по судебному решению.
Право вступать в объединения для государственных служащих и для лиц, состоящих на службе у юридических лиц и организаций публичного права, может быть законом подвергнуто определенным ограничениям.
Забастовки государственных служащих, а также служащих юридических лиц и организаций публичного права запрещаются.
Статья 12. Жилище каждого гражданина неприкосновенно. Домашние обыски не могут производиться иначе как в случаях и в формах, предусмотренных законом.
Нарушители этих постановлений наказываются за злоупотребление властью, они, кроме того, обязаны полностью возместить причиненный ущерб, а также уплатить денежное вознаграждение пострадавшему согласно предписаниям закона-
Статья 13. Все лица, находящиеся в пределах греческого Государства, пользуются абсолютной защитой их жизни и свободы независимо от их национальности, вероисповедания или языка. Исключения допускаются лишь в случаях, предусмотренных международным правом.
Статья 14. Каждый может выражать свои мысли устно, письменно и через печать при условии соблюдения законов Государства. Печать свободна. Цензура, как и всякие другие предупредительные меры, запрещается. Запрещается равным образом конфискация газет и других печатных изданий, как до, так и после их выхода в свет.
В виде исключения разрешается конфискация после выхода в свет:
a) за оскорбление христианской религии или, в указанных законом случаях, за опубликование непристойностей, явно оскорбляющих общественную нравственность;
b) за оскорбление особы короля, наследника престола, их супруг и детей;
c) если содержание опубликованного разглашает имеющие согласно закону важное военное значение сведения о передвижении вооруженных сил или сведения об оборонительных сооружениях страны2), а также если содержание опубликованного явно призывает к бунту, или направлено против целостности Государства, или является призывом к совершению государственной измены.
Однако и в этих случаях прокурор обязан в течение 24 часов передать дело в распорядительное заседание сУда, который в свою очередь обязан в течение 24 часов постановить об оставлении в силе или отмене конфиска ции; при отсутствии такого постановления конфискация отменяется 1рзо ,]'иге (до закону и без специального постановления). Обжалование этого постановления о конфискации допускается лишь со стороны лица, выпустившего конфискованное издание.
По крайней мере после трех приговоров о конфискации издания за нарушения, совершенные через печать, суд решает вопрос об окончательном или временном закрытии издания, а в особо тяжких случаях — о запрещении осужденному заниматься журналистской деятельностью. Решения о закрытии издания или о запрещении заниматься журналистской деятельностью приводятся в исполнение с момента вступления приговора в законную силу.
Запрещается использование кем бы то ни было названия закрытого издания в течение 10 лет с момента окончательного прекращения его выхода в свет.
К преступлениям путем печати применяются правила о случаях задержания на месте преступления.
Издание газет разрешается только греческим гражданам, не лишенным политических прав.
Законом будут установлены порядок исправления ложных публикаций, требования и условия для занятия профессией журналиста.
Разрешается принимать в законодательном порядке особые ограничительные меры в целях борьбы с опасной для нравственности молодежи литературой.
Покровительствующие печати предписания настоящей статьи не распространяются на кинематограф, публичные зрелища, звукозаписи речи, радиопередачи и другие подобные средства передачи речи или зрелищных представлений. Издатель газеты и автор предосудительного сообщения, затрагивающего частную жизнь кого-либо, помимо наказания, налагаемого согласно уголовному закону, также солидарно обязываются в гражданском порядке к полному возмещению ущерба, причиненного пострадавшему лицу, и к уплате ему денежного вознаграждения в сумме, определяемой законом.
Статья 15. Никакая присяга не может требоваться иначе как по закону, который устанавливает также и ее форму.
Статья 16. Образование находится под высшим контролем Государства и осуществляется за счет Государства или органов местного самоуправления.
Обучение во всех средних и начальных школах преследует цель морального и культурного воспитания, а также развития национального самосознания молодежи на основе идеологических принципов греческой христианской культуры.
Начальное обучение является обязательным и осуществляется Государством бесплатно. Законом установлен срок посещения начальных школ, который не может быть меньше шести лет.
Высшие учебные заведения пользуются самоуправлением под контролем Государства. Преподаватели их считаются государственными служащими.
Частные лица, не лишенные политических прав, а также юридические лица могут с разрешения властей основывать школы, действующие в соответствии с Конституцией и законами Государства.
Статья 17. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как ради общественной пользы, должным образом доказанной в предусмотренных законом случаях и условиях, и всегда с предварительным полным возмещением.
Размер возмещения всегда определяется общими судами. В срочных случаях размер возмещений может быть определен временно после заслушания или приглашения в суд лица, которому передается отчужденное имущество; суд может возложить на это лицо обязанность предоставить соответствующий залог, как предписывает закон. Впредь до уплаты назначенного возмещения, окончательного или временного, все права собственника сохраняются в силе, а завладение его собственностью не допускается.
Специальными законами регулируются права собственности и распоряжения в отношении рудников и копей, каменоломен, археологических сокровищ, минеральных источников и подземных вод.
Законом регулируется право собственности и право эксплуатации, а также ведение рыбного хозяйства в заливах и крупных озерах^
Специальными законами регулируется все, что касается реквизиций для нужд вооруженных сил в случае войны или мобилизации или для предотвращения такого экстренного положения, которое угрожает опасностью общественному порядку или здоровью граждан.
Объяснительное заявление. Под термином «собственность» разумеется также и движимая собственность.
Статья 18. Пытки и полная конфискация имущества воспрещаются. Гражданская казнь упразднена. Смертная казнь за политические преступления отменена, кроме случаев, когда политическое преступление соединено с уголовным.
Статья 19. Не требуется никакого предварительного разрешения административной власти для предания суду государственных и муниципальных должностных лиц, совершивших наказуемые деяния, за исключением министров, в отношении которых существуют особые постановления.
Статья 20. Тайна писем, а также тайна иного вида переписки абсолютно неприкосновенна.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ
Статья 21. Государственный строй Греции—демократическая монархия. Вся власть исходит от народа н осуществляется в предписанном Конституцией порядке.
Статья 22. Законодательная власть осуществляется Королем и Палатой.
Статья 23. Право законодательной инициативы принадлежит Палате и Королю, который осуществляет его через своих министров.
Статья 24. От Палаты не могут исходить никакие законопроекты, поправки или дополнения к уже существующему закону, влекущие за собой расходы за счет Государства, органов самоуправления и других юридических лиц публичного права, или сокращение их доходов и состояния с целью уплаты жалований, пенсий, или вообще выдачи в пользу какого-либо лица.
С т а т ь я 25. Законопроект, отклоненный одним из двух носителей законодательной власти, не может вновь вноситься на рассмотрение Палаты в течение той же сессии.
Статья 26. Право аутентичного толкования законов принадлежит законодательной власти.
Статья 27. Исполнительная власть принадлежит Королю, который осуществляет ее через назначаемых им ответственных министров.
Статья 28. Судебная власть осуществляется судами, решения которых приводятся в исполнение именем Короля.
О КОРОЛЕ
Статья 29. Особа Короля неприкосновенна, он не несет никакой ответственности; его министры ответ; ственны.
Статья 30. Ни один акт Короля не имеет силы и не подлежит исполнению, если он не скреплен подписью соответствующего министра, который только в силу своей подписи принимает на себя ответственность. Если в случае смены всего кабинета ни один из уходящих в отставку министров не согласится скрепить своей подписью указы об отставке прежнего и назначении нового кабинета, они подписываются Председателем нового Совета министров сразу после того, как он, будучи назначен Королем, принесет присягу.
Статья 31. Король назначает и увольняет министров.
Статья 32. Король является верховным главой Государства. Он возглавляет вооруженные силы страны, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры и сообщает о них Палате с необходимыми разъяснениями, насколько интересы и безопасность Государства позволяют это. Однако торговые договоры и всякие другие соглашения, содержащие уступки, которые согласно другим статьям настоящей Конституции не могут быть осуществлены без соответствующего закона, или налагающие личное бремя на греков, не имеют силы без согласия Палаты.
Статья 33. Никакая уступка и никакой обмен территорий не могут иметь места иначе как в силу закона.
Секретные статьи договора ни в коем случае не могут изменять опубликованные.
Без соответствующего закона иностранные войска не могут быть приняты на службу в Греции, а также не могут пребывать на территории страны или проследовать через нее.
Статья 34. Король жалует в соответствии с законом чины служащим вооруженных сил; он также назначает и увольняет согласно закону государственных служащих, с теми исключениями, которые предусмотрены законом.
Служащие вооруженных сил могут быть лишены своих чинов, почетных отличий и пенсий только в соответствии с постановлениями закона.
Статья 35. Король издает декреты, необходимые для исполнения законов. Он ни в каком случае не может приостановить действие закона или освободить кого-либо от его исполнения-
Король имеет право в течение срока полномочий Палаты до начала ее сессии или во время перерывов в ее работе издавать декреты-законы для урегулирования исключительно срочных вопросов с согласия специальной депутатской комиссии, назначаемой в начале каждой сессии Палаты и действующей до начала новой сессии.
Число членов этой комиссии не может быть меньше одной пятой общего числа депутатов; для принятия какого-либо решения требуется присутствие двух третей членов комиссии и относительное большинство голосов.
Палата всегда имеет право своим решением ограничивать издание упомянутых выше декретов-законов.
Законопроекты, представляемые депутатами в течение первых трех месяцев со дня возобновления работы Палаты и касающиеся изменения, отмены и аннулирования указанных декретов, вносятся вне всякой очереди, по требованию но крайней мере 15 депутатов, в порядок дня законодательной работы Палаты.
Статья 36. Король утверждает и публикует законы, принятые Палатой. Закон, не опубликованный в течение двух месяцев со дня окончания сессии, считается не вошедшим в силу.
Статья 37. Король созывает Палату раз в год на очередную сессию, а на чрезвычайные сессии столько раз, сколько сочтет необходимым. Он объявляет лично или через своего представителя об открытии и закрытии каждой сессии и имеет право распускать Палату до окончания ее легислатуры, но указ о роспуске, скрепленный Советом министров, должен содержать в себе одновременно предписание о созыве избирателей в течение 45 дней и о созыве Палаты в течение трех месяцев.
Статья 38. Король имеет право только один раз в сессию отсрочить работу Палаты, откладывая ее начало либо приостанавливая ее. Отсрочка не может длиться свыше 30 дней или повториться в течение той же сессии без согласия Палаты.
Статья 39. Король имеет право помилования, замены и смягчения налагаемых судами наказаний, за исключением дел, касающихся министров; кроме того, он имеет право амнистии, но только по политическим преступлениям и под ответственностью Совета министров.
Статья 40. Король имеет право награждать орденами согласно предписаниям соответствующих законов.
Статья 41. Король имеет право чеканки монеты в соответствии с законом.
Статья 42. Цивильный лист Короля устанавливается каждый раз законом.
Статья 43. Король по достижении 18-летнего возраста становится совершеннолетним. Перед вступлением на престол Король в присутствии министров, священного синода, депутатов, находящихся в столице, и других высших властей приносит присягу следующего содержания: «Клянусь именем святой, единосущной и нераздельной Троицы защищать господствующую религию греков, соблюдать Конституцию и законы греческой Нации, сохранять и защищать национальную независимость и целостность греческого Государства».
Король созывает Палату не позднее чем через два месяца после вступления на престол и повторяет присягу пеРеД депутатами.
Статья 44. Король не имеет иной власти, кроме той, которая предоставлена ему Конституцией и соответствующими ей законами.
О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ И РЕГЕНТСТВЕ
Статья 45. Греческая корона и ее конституцион- ные права наследственны: они переходят к прямым законным потомкам Короля Георга I по старшинству, причем предпочтение отдается лицам мужского пола.
Объяснительное заявление. Подлинный смысл статьи 4Е заключается в том, что греческая корона переходит предпочтительно к потомкам царствующего Короля, в порядке первородства, и мужскому полу оказывается предпочтение.
Статья 46. При отсутствии наследника, отвечающего изложенным выше условиям, Король назначает своего преемника с согласия Палаты, специально созываемой для этой цели; при этом Палата принимает решение большинством двух третей общего числа голосов и открытым голосованием.
Статья 47. Наследник греческого престола должен исповедовать религию восточноправославной Церкви Христовой.
Статья 48. Корона Греции и корона какого-либо другого государства никогда не могут вместе венчать одну и ту же главу.
Статья 49. В случае отъезда Короля за пределы страны регентство вверяется королевским декретом, издаваемым по предложению Совета министров, совершеннолетнему наследнику престола, а в случае отсутствия наследника или в случае его несовершеннолетия — Королеве, которая полностью осуществляет полномочия Регента согласно существующим законам от имени Короля. В случае отсутствия наследника или если наследник несовершеннолетний и нет Королевы, Король назначает королевским декретом, скрепленным Советом министров, наместника престола, который может быть в любой момент отозван. Наместник исполняет королевские полномочия от имени Короля. Этим же декретом определяется компетенция наместника.
Статья 50. В случае смерти Короля, если совершеннолетний наследник находится в отсутствии, до его прибытия и принесения им присяги конституционные правомочия Короля осуществляет Совет министров.
В случае смерти Короля при несовершеннолетии наследника конституционные правомочия Короля осуществляет до достижения наследником совершеннолетия вдовствующая Королева.
В случае вступления Королевы в брак или ее смерти Палата, если даже срок ее полномочий истек или она распущена, собирается без объявления о созыве не позднее десятого дня после смерти Короля и избирает Регентом греческого гражданина восточноправославного вероисповедания, а конституционные правомочия Короля до принесения присяги Регентом осуществляются Советом министров и под его ответственностью.
Изложенные выше постановления применяются соответственно и в случае отречения Короля. Особым законом будут установлены подробности, касающиеся регентства.
Статья 51. В случае смерти Короля и при несовершеннолетии наследника Палата, если даже истек срок ее полномочий или она была распущена, собирается для избрания опекуна. Опекун избирается только в том случае, если Король не назначил его своим завещательным распоряжением или если у несовершеннолетнего наследника престола нет вдовствующей матери, которой 1рзо ]иге принадлежит опека над ее ребенком. Опекун несовершеннолетнего Короля, назначенный завещательным распоряжением либо Палатой, должен быть греческим гражданином восточноправославного вероисповедания.
Статья 52. В случае если греческий престол окажется вакантным, Палата, даже если срок ее полномочий истек или она была распущена, избирает открытым голосованием временным Регентом греческого гражданина восточноправославного вероисповедания, а Совет министров под своей ответственностью осуществляет от имени Наций конституционные правомочия Короля впредь до принесения присяги Регентом. Не позже чем в Двухмесячный срок граждане избирают особых представителей в числе, равном числу депутатов, которые, со- равщись на совместное заседание с Палатой, избирают ^ороля по большинству двух третей общего числа голо- °в и открытым голосованием.
Статья 53. Если вследствие болезни Король счи-; тает необходимым установление регентства, то он королевским декретом назначает Регентом наследника престола, а в случае отсутствия наследника или его несовершеннолетия — Королеву. Если Король оказывается не в состоянии править, Совет министров немедленно созывает Палату, даже тогда, когда истек срок ее полномочий или она была распущена.
В случае если Палата своим решением, принятым большинством трех четвертей голосов, признает необходимость установления регентства, то оно осуществляется совершеннолетним наследником, а в случае отсутствия совершеннолетнего наследника — Королевой.
В случае смерти Королевы Совет министров созывает Палату, которая при отсутствии наследника принимает специальный закон об осуществлении королевской власти, а если наследник несовершеннолетний, выбирает открытым голосованием Регента и в случае надобности — опекуна Короля.
О ПАЛАТЕ
Статья 54. Палата по закону собирается каждый год — 15 октября — на очередную сессию для своей ежегодной работы, если только Король не созовет Палату для той же работы ранее в соответствии со статьей 37.
Продолжительность очередной сессии не может быть менее трех месяцев; при этом не засчитывается время отсрочки, произведенной в силу статьи 38.
Статья 55. Палата заседает публично в здании парламента, однако она может заседать и при закрытых дверях по предложению 10 членов Палаты и по решению,, принятому большинством голосов в закрытом заседании; после этого Палата решает, необходимо ли возобновление обсуждения данного вопроса в открытом заседании.
Статья 56. Палата не может вести обсуждение, если на заседании не присутствует по меньшей мере треть общего числа ее членов, а также принимать решение, если за него не голосовало абсолютное большинство присутствующих членов, причем указанное большинство ни в коем случае не может быть меньше одной четверти об щего числа депутатов- В случае если голоса разделятся поровну, предложение считается отклоненным.
Статья 57. Каждый законопроект должен в обязательном порядке сопровождаться изложением мотивов. Законопроект передается соответствующей парламент- | ской комиссии, и после того, как комиссия внесла свой } доклад по законопроекту, или по истечении назначенного ' для комиссии срока он выносится на обсуждение Па- | латы после устного доклада компетентного министра или
■ докладчика комиссии, если не было такого доклада при ; самом внесении законопроекта.
; Законопроекты, имеющие целью изменение законов о пенсиях или предусматривающие назначение пенсий, а также касающиеся признания заслуг, дающих право на пенсию, вносятся в Палату министром финансов только после отзыва Счетной палаты. Когда же речь идет о пенсиях за счет бюджета юридических лиц публичного права, законопроекты вносятся совместно компетентным министром и министром финансов.
В текст законов, регулирующих другие вопросы, не допускается включение статей о пенсиях, для назначения- которых необходимы специальные законы.
Всякий законопроект, влекущий за собой расходы за счет бюджета, поскольку он вносится Правительством, не ставится на обсуждение Парламента, если он не сопровождается докладом Главного управления государственного учета, определяющим размер расхода или сокращения дохода. Если законопроект исходит от Палаты, то он перед любым обсуждением передается Главному Управлению государственного учета, которое в пятнадцатидневный срок обязано представить Палате соответствующий доклад. По истечении этого срока, если доклад не представлен, законопроект ставится на обсуждение и без него.
Это положение имеет силу и в отношении поправок, поскольку они предлагаются компетентными министрами, о этих случаях Главное управление государственного Учета обязано представить Палате доклад в трех- Дневный срок, после истечения которого обсуждение производится и без доклада.
Всякий законопроект, вносимый Правительством и влекущий за собой расходы или сокращение доходов государственного бюджета, должен сопровождаться докладом о способах покрытия указанных расходов; этот доклад должен быть подписан соответствующим министром, и министром финансов.
Вносимые Правительством законопроекты, которыми вводятся местные или специальные налоговые обложения в пользу организаций или юридических лиц, должны' быть скреплены подписью министра финансов. Не ставится на обсуждение законопроект, изменяющий статьи уже существующего закона, если, с одной стор'оны, в сопровождающем законопроект докладе не приводится полный текст подлежащей изменению статьи,, а с другой стороны, в тексте законопроекта не приводится полностью новая статья в том виде, какой она получила после вне-: сения в нее соответствующего изменения. '
Никакие добавления или поправки к законопроекту, не допускаются, если они не имеют непосредственного отношения к его основному содержанию.
Никакой законопроект не может быть принят, если он не обсуждался и не голосовался Палатой в двух чтениях и в двух отдельных заседаниях с промежутком по крайней мере в два дня: в принципе и постатейно — в первом чтении, постатейно и в целом — во втором чтении. В случае если при втором чтении в законопроект были внесены добавления или поправки, то голосование законопроекта в целом откладывается на 24 часа с момента раздачи депутатам измененного законопроекта.
В исключительных случаях допускается обсуждение и голосование Палатой законопроекта в принципе и постатейно только в одном чтении, если об этом заявит просьбу внесший законопроект до передачи его парламентской комиссии, упомянутой в первом абзаце настоящей статьи, и при условии, что Палата согласилась с этой просьбой и что против нее не было возражения со стороны не менее чем двадцати депутатов с момента внесения предложения до окончания его обсуждения.
Принятие судебных или административных кодексов, составленных специальными комиссиями, учрежденными на основании специальных законов, может производиться посредством отдельного закона, утверждающего указанные кодексы в целом.
В том же порядке могут кодифицироваться путем простой систематизации уже существующие постановления и может восстанавливаться комплекс отмененных ранее законов, за исключением законов о налогах.
Статья 58. Никто не имеет права без вызова являться в Палату, чтобы излагать перед ней что бы то ни было устно или письменно. Однако петиции могут представляться через посредство депутата или сдаваться в канцелярию Палаты. Палата имеет право пересылать адресованные ей петиции министрам, которые обязаны давать по ним объяснения в тех случаях, когда они запрашиваются об этом. Палата имеет также право назначать из числа своих членов следственные комиссии.
Статья 59. Никакой налог не может быть введен или взыскан без надлежащего закона. В виде исключения разрешается взимание импортных пошлин или дополнительных сборов на ввозимые товары со дня внесения в Палату соответствующего законопроекта при ненепременном условии, чтобы закон был опубликован не позднее чем через 10 дней после окончания сессии Палаты.
Такие вопросы, как вопрос об объектах налогового обложения, установлении налоговых ставок и об освобождении от налогов или об исключении из обложения, а также вопрос о предоставлении пенсий, не могут быть предметом делегирования законодательных полномочий.
Статья 60. На очередной ежегодной сессии Палата проводит голосование по государственному бюджету на будущий год и принимает решение по финансовому отчету; доходы и расходы Государства должны быть указаны в бюджете и отчете.
Бюджет вносится в Палату за два месяца до начала финансового года. После рассмотрения его специальной комиссией из депутатов он принимается поименным голосованием в одном чтении, по отдельным главам и сталям, такими частями, которые установлены регламентом Палаты, в течение четырех дней и по каждому отдельному министерству.
Не позднее чем через год по окончании финансового года в Палату представляется отчет об исполнении бюджета, а также общий государственный баланс, которые проверяются специальной комиссией из депутатов. По отчету Палатой проводится голосование в соответствии с ее регламентом.
Статья 61. Жалования, пенсии, пособия и денежные вознаграждения не вносятся в государственный бюджет и не выплачиваются без надлежащего конституционного или иного специального закона.
Статья 62. Депутаты не подвергаются ни&а'ким преследованиям или допросам в связи с высказанными ими мнениями или голосованием при исполнений депутатских обязанностей.
С тать я 63. Депутаты в течение сессии Палаты не могут подвергаться преследованию, аресту или заключению в тюрьму без разрешения Палаты. Подобного разрешения не требуется, когда депутат застигнут на месте преступления. Личное задержание не может применяться к депутату ни во время парламентской сесии, ни в течение четырех недель после ее закрытия.
Если депутат находится под арестом, он освобождается безотлагательно за четыре недели до начала сессии Палаты.
Статья 64. Депутаты перед вступлением в исполнение своих обязанностей приносят в здании парламента в открытом заседании присягу следующего содержания: «Клянусь именем святой, единосущной и нераздельной Троицы быть верным Отечеству и конституционному Королю, соблюдать Конституцию и законы Государства и добросовестно исполнять свои обязанности».
Депутаты, исповедующие другую религию, вместо слов «клянусь именем святой, единосущной и нераздельной Троицы» приносят присягу по формуле, установленной их религией.
Статья 65. Палата своим регламентом определяет порядок, в соответствии с которым она желает выполнять свои функции, а также все то, что касается ее личного состава.
Статья 66. Палата состоит из депутатов, избран ных согласно закону гражданами, имеющими право голоса, путем всеобщего, прямого и тайного голосования.
Парламентские выборы назначаются и проводятся одновременно по всей стране.
Объяснительное заявление. Может быть издан закон, в силу которого голосование на выборах обязательно.
Статья 67. Депутаты являются представителями Нации, а не только того избирательного округа, в котором они избраны.
Статья 68. Число депутатов от каждого избирательного округа устанавливается законом в зависимости от численности населения округа. Общее число депутатов Палаты ни в коем случае не может быть менее ста пятидесяти или более трехсот.
Законом, принимаемым согласно статье 22 настоящей Конституции, устанавливаются избирательная система и избирательные округа.
Статья 69. Депутаты избираются на четыре года, считая со дня общих выборов; по истечении этого срока королевским декретом в 45-дневный срок назначаются новые выборы. В течение 45 дней со дня этих выборов новая Палата в обязательном порядке созывается на очередную сессию.
В случае, если освободится депутатское место в течение последнего года полномочий Палаты, оно согласно предписаниям закона не замещается путем проведения дополнительных выборов, если число вакантных мест не превышает четвертой части общего, числа депутатов.
Статья 70. Депутатом может быть избран только греческий гражданин, достигший 25-летнего возраста и пользующийся правом избирать.
Депутат, лишенный права избирать, лишается своего мандата 1рзо ]иге. В случае спора вопрос решается Палатой.
Объяснительное заявление. Законом может быть предоставлено женщинам право избирать и быть избранными.
Статья 71. Лица, занимающие оплачиваемые государственные должности, военные, состоящие на действительной службе, мэры, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров, служащие юридических: лиц и организаций публичного права, а также члены их административных советов не могут быть избраны депу-< татами или объявлены кандидатами в депутаты, если они- не выйдут в отставку до выдвижения их кандидатур. ‘
Отставка производится путем подачи письменного заявления; возвращение на прежнее место службы запрещается до истечения года со дня выборов.
Офицеры вооруженных сил и частей безопасности, подавшие в отставку, чтобы быть избранными в депутаты, не могут выставить свои кандидатуры и баллотироваться] в том избирательном округе, в котором они прослужили] более шести месяцев в течение последних' двух лет перед| выборами, за исключением того округа, в котором они] являлись избирателями; в дальнейшем они не могут воз-| вратиться в армию. '
Государственные служащие, занимающие оплачиваемые должности, не могут выбираться депутатами или выставлять свои кандидатуры в тех избирательных округах, й которых они прослужили три года перед выборами.
Депутатский мандат несовместим с обязанностями директора или иного административного лица, платного юрисконсульта или служащего торговых обществ или предприятий, пользующихся особыми привилегиями или постоянными государственными субсидиями в силу специального закона.
Все лица, входящие в одну из этих категорий, в течение восьми дней с момента признания их депутатами обязаны заявить о своем выборе между депутатским мандатом и указанными выше занятиями. В случае если не будет подобного заявления, они 1рзо ]иге лишаются депутатского мандата.
Законом может быть установлена несовместимость депутатского мандата с занятием и других должностей.
Депутаты пе имеют права арендовать земли, принадлежащие Государству, принимать на себя государственные поставки или подряды на государственные работы, брать на откуп сбор государственных налогов или получать в концессию государственное имущество. Нарушение изложенных выше постановлений влечет за собой лишение депутатского мандата и признание недействительной сделки, совершенной в нарушение этих постановлений. Такие сделки недействительны и в тех случаях, когда они заключаются торговыми обществами или предприятиями, в которых депутат занимает должность директора или иного администратора или юрисконсульта, а также если депутат является компаньоном или пайщиком.
Ограничения, содержащиеся в абзацах 3 и 4 настоящей статьи, не распространяются на депутатов первых выборов, которые состоятся после вступления в силу настоящей Конституции.
Объяснительные заявления, произнесенные в Парламенте во время принятия Конституции:
1. Препятствия к избранию депутатами членов руководящих советов юридических лиц и организаций публичного права согласно абзацу 1 статьи 71 вступают в силу с будущих парламентских выборов.
2. Когда речь идет о-государственных служащих, занимающих оплачиваемые должности, то препятствие к избранию их депутатами и к выставлению их кандидатур согласно абзацу 4 статьи 71 имеет силу только в том избирательном округе, где они работают.
Статья 72. Депутаты, принявшие на себя любую из перечисленных в предыдущей статье должностей или служб, лишаются 1рзо .(иге своих мандатов.
Депутат имеет право подать заявление об отказе от мандата.
В случаях, которые согласно положениям предыдущей и настоящей статей влекут за собой потерю депутатского мандата, решение выносится Палатой.
Статья 73. Проверка правильности выборов, оспариваемых вследствие нарушений порядка выборов либо за отсутствием у кандидатов требуемых качеств, поручается специальному суду, который должен состоять из Председателя Государственного Совета или его заместителя и из равного числа членов Государственного Со- вета и членов Кассационного суда, избираемых по жребию. Председательство в этом специальном суде возлагается на Председателя Государственного Совета, а в случае, если он по той или иной причине не может занять это место, — на председателя Кассационного суда, поскольку он участвует в этом суде. Все остальные детали, касающиеся деятельности этого суда, а также судопроизводства, определяются законом.
Статья 74. Палата выбирает из числа депутатов в начале каждой очередной сессии своего Председателя, вице-председателей и секретарей.
Статья 75. Депутаты получают от казначейства вознаграждение, размер которого определяется каждый раз решением Палаты; они имеют право на бесплатный проезд по железнодорожному, трамвайному, воздушному и автомобильному транспорту, а также на судах, плавающих под греческим флагом или принадлежащих греческим судовладельцам. Депутаты освобождены от платы за почтовые, телеграфные и телефонные услуги.
Выдаваемая постоянному Председателю Палаты сумма на представительские расходы равна сумме, которая выдается Председателю Совета министров.
В случае если во время очередной или чрезвычайной сессии депутат пропустил более пяти заседаний в месяц без разрешения Палаты, то из причитающегося ему вознаграждения, предусмотренного настоящей статьей, производится удержание в размере одной двацатой части его месячного вознаграждения за каждое заседание.
О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 76. Совет министров, состоящий из министров под председательством Премьер-министра, представляет собой Правительство.
Указом, изданным по инициативе Премьер-министра, могут быть назначены из числа министров один или больше заместителей Председателя Совета министров. В отсутствие заместителя Председателя Совета Председатель Совета в случае надобности назначает своим временным заместителем одного из министров-
Может быть издан специальный закон о вице-министрах, которые также могут входить в состав Совета министров в качестве его членов.
Статья 77. Никто из членов королевской семьи не может быть назначен министром.
Все положения о несовместимости звания депутата с некоторыми занятиями, указанные в абзацах 5—9 статьи 71, имеют силу также и в отношении министров и вице-министров.
Статья 78. Правительство должно пользоваться доверием Палаты. Правительство обязано сейчас же после сформирования, а также может в любое другое время потребовать вотума доверия Палаты. Если сформирование Правительства происходит во время перерыва парламентской сессии, то не позднее чем в течение пятнадцати дней Палата созывается для выражения своего мнения о Правительстве.
Палата может своим вотумом лишить Правительство или одного из его членов оказанного доверия. Предложение о вотуме недоверия может быть внесено повторно лишь через два месяца с момента отклонения Палатой аналогичного предложения. Предложение о вотуме недоверия должно быть подписано по меньшей мере двадцатью депутатами и точно указывать вопросы, по которым должны вестись прения в связи с данным предложением.
Как исключение предложение о вотуме недоверия может быть внесено и до истечения указанного выше двухмесячного срока, если оно подписано половиной общего числа депутатов.
Обсуждение предложения о вотуме -недоверия не может быть начато раньше чем через два дня с момента его внесения и не может длиться свыше пяти дней.
По требованию двадцати депутатов голосование предложения о вотуме доверия или недоверия может быть отложено на 48 часов.
Вотум доверия или недоверия не может быть принят, если за него не голосовало по меньшей мере две пятых общего числа депутатов.
В голосовании указанных вотумов имеют право участвовать и министры, являющиеся депутатами.
Министры имеют свободный доступ на заседания Палаты; они выслушиваются всякий раз, когда потребуют слова, но участвуют в голосовании только в том случае, если являются членами Палаты.
Палата и парламентские комиссии могут требовать присутствия министров.
Статья 79. Приказ Короля, устный или письменный, ни в коем случае не может освобождать министров от ответственности.
Статья 80. Палата имеет право согласно с законами об ответственности министров возбуждать обвинение против министров перед особым судом, председателем которого является Председатель Верховного суда и который состоит из двенадцати членов, выбираемых по жребию Председателем Палаты •'й открытом заседании из числа членов Кассационного суда и апелляционных судов и председателей этих судов, назначенных до возбуждения обвинения и согласно предписаниям особого закона.
Объяснительное заявление. Существовавшее до вступления в силу Конституции 3 июня 1927 года законодательство сохраняется в силе и регулирует все, что касается ответственности министров.
Указанное законодательство может быть изменено законодательным путем.
Статья 81. Король может помиловать министра, осужденного на основании изложенных выше постановлений, только с согласия Палаты.
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья 82. Все административные споры разрешаются постоянными административными судами.
Постоянные административные суды учреждаются специальными законами, которыми определяется также категория дел, подсудных им. Постановления статьи 90 применяются также и в отношении членов постоянных административных судов. Высший судебный совет в этом случае образуется из членов Государственного Совета согласно закону, который будет впоследствии издан.
Статья 83. В компетенцию Государственного Совета главным образом входит:
а) рассмотрение и контроль законности проектов государственных декретов;
b) вынесение решений по спорам между административными органами, вносимым на его рассмотрение согласно закону;
c) отмена по жалобе — на основании процедуры, подробно определяемой законом, — административных актов, совершенных с превышением власти или в нарушение законов;
й) разбор жалоб на окончательные решения постоянных административных судов о превышении власти или нарушении закона.
Законом могут быть установлены и другие мотивы кассации и отмены.
В отношении случаев, указанных в пунктах «Ъ», «с», «(Ь>, применяются предписания статей 92 и 93 настоящей Конституции.
Статья 84. Законом устанавливается число членов Государственного Совета, однако оно не может превышать 25.
Государственные советники назначаются декретом, издаваемым по предложению Совета министров и по получении мнения Государственного Совета. Они несменяемы; их несменяемость охраняется предписаниями статьи 88, и в частности теми ее положениями, которые относятся к членам Кассационного суда.
Должность государственного советника несовместима с какой-либо другой государственной, муниципальной или церковной должностью, за исключением должности профессора юридического факультета университета или профессора юридических или экономических наук высших учебных заведений, приравненных к университету.
Особым законом определяются необходимые качества для занятия должностей государственных советников, условия их увольнения в отставку, положение вспомогательного персонала Государственного Совета и все, что относится к организации и деятельности Государственного Совета.
Статья 85. Разрешение конфликтов:
a) между судебными и административными властями;
b) между Государственным Советом и административными властями;
с) между административными и общими судами — производится смешанным судом, состоящим из равного числа членов Кассационного суда и членов Государственного Совета, под председательством министра юстиции или замещающего его лица, назначенного в соответствии с законом.
Статья 86. Административные разногласия временно, до образования постоянных административных судов, подсудны общим судам и рассматриваются ими в силу закона в первую очередь; исключения составляют те разногласия, относительно которых специальнее законы предусматривают учреждение административных судов и относительно которых соблюдаются постановления статей 92 и 93 Конституции. Впредь до издания специальных законов остаются в силе существующие законы об административной юстиции.
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 87. Правосудие отправляется судьями, назначенными Королем в соответствии с законом, который определяет также и требуемые от них качества. Размеры жалованья судебных должностных лиц должны соответствовать занимаемым ими должностям.
Специальными законами определяются ранги и размеры жалованья судебных должностных лиц.
Статья 88. Члены Кассационного суда и апелляционных судов, а также судьи судов первой инстанции несменяемы; прокуроры, помощники прокуроров, мировые судьи, судебные приставы, секретари судов и прокуратур, а также их помощники, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров считаются постоянными штатными служащими, пока продолжают существовать соответствующие ведомства.
Несменяемые и штатные судебные должностные лица могут быть уволены только по судебному решению вследствие осуждения по уголовному делу или за дисциплинарные нарушения либо вследствие болезни или непригодности, удостоверенных согласно предписаниям законов, и при соблюдении статей 92 и 93 Конституции.
Члены Кассационного суда, председатели и прокуроры апелляционных судов в обязательном порядке покидают службу по достижении ими семидесятилетнего возраста, а остальные судебные должностные лица, занимающие платные должности, — по достижении шестидесятипятилетнего возраста.
Хранители ипотек и записей ипотечных регистров и нотариусы уходят в отставку по достижении семидесяти пяти лет.
Статья 89. Законом можно:
a) поручить полицейским властям рассмотрение дел
0 правонарушениях, караемых штрафом;
b) поручить сельским органам безопасности рассмотрение дел о местных нарушениях и возникающих по ним претензиям частных лиц. В обоих случаях принятые решения могут быть обжалованы перед органом судебной власти; обжалование приостанавливает исполнение решения;
c) установить порядок деятельности специальных судов по делам о несовершеннолетних, каковым судам разрешено не применять предписаний, предусмотренных абзацем 1 статьи 87 и статьями 92, 93 и 95 настоящей Конституции;
(1) определить, что в составе судов, рассматривающих всякого рода трудовые споры, могут участвовать и представители народа.
Статья 90. Судебные должностные лица и служащие судов, кроме имеющих чин ниже секретаря в канцеляриях судов и прокуратур, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров назначаются, переводятся и повышаются по службе по специальному всесторонне мотивированному постановлению Высшего судебного совета, состоящего из членов Кассационного суда, как это предусматривает закон. Повышение до поста председателя, вице-председателя и прокурора Кассационного суда не входит в компетенцию Высшего судебного совета.
Решения Высшего судебного совета и Кассационного сУда, содержащие оценку работы объединяемых ими палат, и административные акты, составленные во исполнение этих решений, не подлежат обжалованию перед
1 осударственным Советом,
Статья 91. В случае войны или общей мобилизации вследствие внешней опасности или ввиду серьезных беспорядков или явной угрозы публичному порядку и безопасности страны, исходящей из внутренних опасностей, Король по предложению Совета министров может королевским декретом приостановить действие статей 5,
6, 8, 10, 11, 12, 14, 20, 95 и 97 Конституции или некоторых из них по всей стране или части ее и, применив всегда остающийся в силе закон «об осадном положении», учредить чрезвычайные суды. Этот закон не может быть изменен в период работы Палаты, созванной для его применения. О всех мерах, принятых на основании настоящей статьи, безотлагательно доводится- до сведения Палаты на первом же ее заседании после их обнародования для их утверждения или отмены. Если эти меры приняты в отсутствие Палаты, то тем же королевским декретом под страхом его недействительности созывается Палата в течение десяти дней, если даже закончилась ее легислатура или она распущена. В обоих случаях Палата решает, сохранить или отменить упомянутый выше декрет.
Положения о парламентском иммунитете, установленные статьей 63, вступают в силу с момента опубликования королевского декрета.
Действие упомянутых выше королевских декретов, если они изданы в связи с войной, прекращаются после ее окончания; во всех других случаях оно прекращается 1рзо ]иге через два месяца после их опубликования, если за это время действие их не будет продлено решением Палаты.
Статья 92. Заседания судов публичны, за исключением тех случаев, когда гласность заседания может повредить добрым нравам и общественному порядку; в этих случаях суды должны выносить соответствующее определение.
Статья 93. Каждый судебный приговор должен быть подробно мотивирован и оглашен в открытом заседании.
Статья 94. Суд присяжных сохраняется.
Статья 95. Суду присяжных подсудны дела об уголовных и политических преступлениях, а также о пре- отуплениях печати, если они не касаются частной жизни, и о других правонарушениях, которые законом будут отнесены к компетенции этого суда. Для рассмотрения вышеупомянутых преступлений печати закон может учредить смешанные суды из постоянных судей и присяжных заседателей, которые должны составлять большинство.
Преступления, которые специальными законами и декретами до сих пор были отнесены к компетенции апелляционных судов, будут и впредь рассматриваться этими судами, поскольку закон не отнесет их к компетенции судов присяжных.
Статья 96. Судьям не разрешается занимать другие оплачиваемые должности, кроме должности профессора университета.
Статья 97. Вопросы, относящиеся к военным судам (армии, флота и авиации) и к призовым судам, к делам о пиратстве и морском разбое, регулируются специальными законами. Частные лица могут предаваться военным судам лишь за преступные действия, направленные против безопасности вооруженных сил.
О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
Статья 98. Советники и заседатели Счетной палаты несменяемы. Они могут быть уволены лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 88. По достижении 70-летнего возраста они оставляют службу в обязательном порядке. Качества, требующиеся от советников и заседателей, определяются законом. Назначение или повышение по должности советников Счетной палаты •производятся по рекомендации Счетной палаты.
Положения Конституции о несовместимости должности государственного советника с другими должностями относятся и к несменяемым членам Счетной палаты. Решения Счетной палаты, касающиеся вменения в вину соответствующих действий ее персоналу, а также определения пенсий, не подлежат контролю со стороны Государственного Совета.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Статья 99. Организация государственной администрации базируется на децентрализации и на местном самоуправлении согласно закону. Выборы муниципальных властей и властей общин производятся на основе всеобщего избирательного права.
Статья 100. Должностное лицо государственной администрации обязано быть верным и преданным Отечеству и национальным идеалам; оно является исполнителем воли Государства и служит народу.
Идеология, ставящая своей целью насильственйое свержение существующего государственного строя й социального порядка, абсолютно несовместима с качествами, требующимися от должностного лица.
Статья 101. Качества, требуемые от должностных лиц государственной администрации, устанавливаются законом.
Должностные лица считаются в штате, поскольку существуют соответствующие учреждения и должности, на которые они назначены. За исключением случаев увольнения по решению суда, они не переводятся с одного места на другое без консультации с ними, не увольняются и не понижаются в должности без особого решения совета, создаваемого согласно закону и состоящего по крайней мере на 2/з из штатных должностных лиц. Это решение может быть обжаловано перед Государственным Советом в порядке, установленном законом.
Изложенные выше постановления применяются и к служащим Палаты, положение которых в остальном определяется исключительно ее регламентом.
Законом могут быть сделаны изъятия из требований, предъявляемых к качествам должностных лиц при занятии ими штатных должностей, в отношении непосредственно назначаемых полномочных министров (послов) и мииистров-резидентов, генерал-губернаторов, генеральных секретарей, номархов, государственного комиссара при свяшенном синоде, служащих Политической канцелярии и личных канцелярий министров и Председателя Палаты.
Постановления настоящей и предшествующей статей соответственно применяются и в отношении муниципальных служащих, занимающих штатные должности согласно структуре муниципалитета.
Эти постановления могут быть распространены законом также и на служащих общин.
Статья 102. Никто не может назначаться на должность, не установленную законом.
Никто не может занимать больше одной оплачиваемой государственной должности или должности в штате юридических лиц публичного права.
Должностное лицо, занятое на государственной службе, не может участвовать в составе более чем двух советов или комиссий.
Жалованье или другие виды вознаграждения оплачиваемых государственных служащих или служащих юридических лиц публичного и частного права, пользующихся привилегиями со стороны государства или заключивших с ним соответствующие соглашения, не могут в общей сложности за месяц превышать ежемесячный штатный оклад этого должностного лица под страхом увольнения. Законом будет определен подробно способ контроля за выполнением настоящей статьи.
В особых случаях специальными законами могут допускаться исключения из положений абзацев 2, 3 и 4; однако должностное лицо ни в коем случае не может назначаться более чем на две должности или получать добавочное вознаграждение, превышающее вдвое его оклад, предусмотренный по штатной должности.
Положения о запрещении совместительства, предусмотренные в абзацах 5—9 статьи 71, распространяются и на оплачиваемых должностных лиц, состоящих на государственной службе.
Объяснительное заявление. К числу советов и комиссий, предусмотренных абзацем 3 настоящей статьи, относятся также советы и комиссии юридических лиц публичного права, или с участием в их деятельности государства или банков.
В то же время к ним не относятся административные советы центрального ведомства того министерства, к которому принадлежит служащий.
Объяснительное заявление, сделанное во время голосования в Палате: к советам и комиссиям, о которых говорится в абзаце 3 настоящей статьи, не относятся те советы и комиссии, члены которых не получают какого-либо дополнительного вознаграждения за работу в них.
Это положение относится и к комиссиям по разработке законопроектов.
О ГОРЕ АФОН
Статья 103. Афонский полуостров, от „Мегали Вигла и выше, образующий район Святой горы, составляет в соответствии со своим древним привилегированным положением самоуправляющуюся часть греческого Государства, сохраняющего в неприкосновенности свой суверенитет над этой территорией.
В духовном отношении Святая гора состоит в непосредственном ведении Вселенского патриархата. Все лица, ведущие там монашескую жизнь, приобретают греческое подданство, как только они допускаются в качестве послушников или монахов, без каких-либо других формальностей.
Святая гора в соответствии со своим статутом управляется двадцатью святыми монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров; ее территория не может подлежать отчуждению. Управление осуществляется представителями святых монастырей, образующих святую общину.
Абсолютно запрещается какое бы то ни было изменение системы управления или количества монастырей Святой горы, их иерархического строя и взаимоотношений с зависящими от них подчиненными. На ее территории запрещается поселение иноверцев или раскольников.
Детальный режим Святой горы и его действие определяются конституционной хартией Святой горы, составленной и принятой двадцатью святыми монастырями в сотрудничестве с представителем Государства и утвержденной Вселенским патриархатом и Палатой Греции.
Точное соблюдение статута Святой горы в отношении духовной его части находится под верховным надзором
Вселенского патриархата, а в отношении административной части — под надзором Государства, которому принадлежит исключительное право поддержания порядка и общественной безопасности.
Вышеуказанные полномочия Государства осуществляются Губернатором, права и обязанности которого определяются законом, так же как и судебная власть, осуществляемая монастырскими властями и святой общиной, а равно таможенные и налоговые привилегии, предоставляемые Святой горе.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 104. Для хозяйственного устройства безземельных крестьян и мелких скотоводов разрешается в течение трех лет с момента вступления в силу настоящей Конституции принудительное отчуждение земельных участков нижеперечисленных категорий, как это будет определено законом в отступление от статьи 17 Конституции:
a) невозделываемые земельные участки, принадлежащие физическим или юридическим лицам, если их размер превышает минимум в 500 стремм 1 обрабатываемой земли или минимум в 250 стремм необрабатываемой земли, установленный для каждого владельца или совладельца;
b) обрабатываемые или пригодные к обработке земельные участки, пастбища или плантации, принадлежащие различным юридическим лицам, а также муниципалитетам или общинам, при условии согласия последних. Не подлежит принудительному отчуждению недвижимая собственность организаций, преследующих просветительные и благотворительные цели;
c) пастбищные участки сверх минимума в 1000 стремм или, если собственник является скотоводом, участки, превышающие размер, необходимый владельцу для покрытия его нынешних потребностей или тех потребностей, какие имели место до 1940 года, как это будет определено законом.
! 1 стремм = 0,1 га.— Прим. ред.
Единый закон должен регулировать порядок отчуждения и принудительной сдачи в аренду полевых и лесных участков и пастбищ, принадлежащих Церкви.
Не подлежат отчуждению и принудительной сдаче в аренду, согласно настоящей статье, оливковые рощи, виноградники, сады, принадлежащие Церкви, а также недвижимая церковная собственность в городах.
Возмещение определяется судебным порядком в металлических драхмах и ни в коем случае не может быть меньше '/з стоимости отчужденной собственности в момент ее приобретения. Возмещение выплачивается до или после отчуждения, частями или ценными бумагами в зависимости от того, как это будет определено законом.
Опубликованные до настоящего времени законы о выкупе земельных участков, сданных в долгосрочную аренду, об освобождении арендаторов от обязанности частичной сдачи урожая и о принудительной сдаче в аренду полей в пользу безземельных крестьян и скотоводов считаются не противоречащими Конституции.
Разрешается в отступление от статьи 17 Конституции урегулирование и ликвидация в законодательном порядке существующих еще арендных и откупных повинностей, отмена и урегулирование имущественно-право- вых отношений зш ^епепз (особого рода) и принятие мер против дробления или для воссоединения чрезмерно раздробленной мелкой земельной собственности.
Объяснительное заявление, сделанное в Палате во время голосования: в понятие «плантации» входят также оливковые рощи и оливковые усадьбы.
Статья 105. Все законы и декреты, противоречащие настоящей Конституции, отменяются.
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 106. Не разрешается изменение Содержания или условий завещания или дарения, если это содер- жание или эти условия касаются распоряжений в пользу Государства или на общественно полезные цели.
Как исключение разрешается использовать завещанное имущество или дар для другой сходной цели, если воля дарящего или завещающего оказывается совершенно невыполнимой.
Статья 107. Официальным языком Государства является тот, на котором составлены Конституция и тексты греческих законов. Любое действие, направленное на его искажение, запрещается.
Статья 108. Воспрещается пересмотр Конституции в целом. Никогда не подлежат пересмотру постановления настоящей Конституции, определяющие форму правления как демократическую монархию, а также основные постановления Конституции.
Разрешается пересмотр неосновных положений Конституции, если этого потребует две трети общего числа членов Палаты, особым актом, указывающим подлежащие пересмотру постановления и принятым в результате двух голосований, проводимых с промежутком не менее одного месяца.
Если пересмотр решен Палатой, то новая Палата на первой же своей сессии высказывается по поводу подлежащих изменению постановлений и принимает решение абсолютным большинством голосов общего числа своих членов.
О каждом вотируемом Палатой пересмотре неосновных положений Конституции публикуется сообщение в Правительственной газете в течение десяти дней с момента голосования; пересмотренные постановления в новой редакции вводятся в действие специальной резолюцией Палаты.
Статья 109. Сельскохозяйственные и городские кооперативные объединения находятся под покровительством Государства, которое систематически заботится об их развитии.
Объяснительное заявление. Создание на основании закона в принудительном порядке кооператива не противоречит Конституции.
Статья 110. Иски о взыскании убытков в связи с неправильно вынесенным приговором, предъявляемые членам Государственного Совета, Кассационного суда, апелляционных судов, судьям судов первой инстанции, прокурорам, помощникам прокуроров, членам административных судов и несменяемым членам Счетной па латы, рассматриваются специальным судом, который образуется согласно закону из семи членов, путем жребия среди следующих лиц: по одному члену Государственного Совета, Кассационного суда и Счетной палаты, три адвоката — постоянные или замещающие члены Высшего дисциплинарного совета — и два профессора юридического факультета Афинского университета-
Для возбуждения иска о взыскании убытков не требуется никакого разрешения. Из состава суда каждый раз исключается тот его член, который принадлежит к учреждению, о действиях или упущениях которого в лице всех или отдельных его членов должен высказаться суд-
Статья 111. Дисциплинарная власть в отношении членов Счетной палаты, Кассационного суда и Государственного Совета осуществляется советом, состоящим из двух членов от каждого из этих учреждений и двух профессоров юридического факультета университета, избираемых всегда путем жребия, под председательством министра юстиции.
Каждый раз подлежат отводу из состава совета его члены, принадлежащие к тому учреждению, по поводу действий которого в лице всех или отдельных его членов должен высказаться совет.
Статья 112. Единым законом будет регулироваться правовая защита капиталов, импортируемых из-за границы с целью их инвестиции.
Статья 113. Настоящая Конституция вступает в силу немедленно по подписании ее Королем; Совет министров обязан опубликовать ее в Правительственной газете в течение 24 часов по подписании.
Статья 114. Соблюдение настоящей Конституции вверяется патриотизму греков.
Афины, 1 января 1952 года.
|