Юридические исследования - Конституция Греции. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: Конституция Греции. Г. С. ГУРВИЧ.


    Конституционное развитие современной Греции нача­лось в 30-х годах XIX в. в период восстания греческого народа против турецкого ига (с XV до XIX в. Греция находилась под властью Оттоманской империи).

    С этого времени в стране часто менялись конституции и формы правления.

    В ходе восстания против турецкого господства (1821—1829 гг.) Греция была провозглашена республи­кой. Однако Турция не признала независимости Греции и продолжала вооруженную борьбу с восставшими.

    В 1829 г. в результате победы русских войск над Тур­цией в войне 1828—1829 гг. был подписан Адрианополь- ский мир, по которому Турция оказалась вынужденной признать образование самостоятельного греческого госу­дарства.

    Лондонская конференция держав 1830 г. вопреки воле греческого народа приняла решение об установлении в Греции наследственной монархии; державы передали престол баварскому принцу Оттону.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Конституционное развитие современной Греции нача­лось в 30-х годах XIX в. в период восстания греческого народа против турецкого ига (с XV до XIX в. Греция находилась под властью Оттоманской империи).

    С этого времени в стране часто менялись конституции и формы правления.

    В ходе восстания против турецкого господства (1821—1829 гг.) Греция была провозглашена республи­кой. Однако Турция не признала независимости Греции и продолжала вооруженную борьбу с восставшими.

    В 1829 г. в результате победы русских войск над Тур­цией в войне 1828—1829 гг. был подписан Адрианополь- ский мир, по которому Турция оказалась вынужденной признать образование самостоятельного греческого госу­дарства.

    Лондонская конференция держав 1830 г. вопреки воле греческого народа приняла решение об установлении в Греции наследственной монархии; державы передали престол баварскому принцу Оттону.

    В результате вооруженного восстания король вынужден был согласиться на созыв народного собрания и принятие конституции (1844 г.). В 1862 г. король, систематически нарушавший конституцию, был свергнут и Учредительное собрание избрало королем ставленника Англии датского принца Георга.

    Была выработана новая конституция (1864 г.), дей­ствовавшая до 1911 г., когда под давлением офицерской организации, возглавляемой лидером либералов Венизе- лосом, она была пересмотрена в сторону некоторого рас­ширения прав законодательного органа в ущерб преро­гативам короля.

    Участие Греции в ^Балканских войнах (1912—1913 гг.), также в первой мировой войне на стороне Антанты,

    поражение греческой армии в греко-турецкой войне 1919—1922 гг. тяжело отразились на экономическом по­ложении страны и вызвали резкое обострение внутри­политической обстановки. В стране широко развернулось рабочее движение, которое особенно усилилось под влия­нием Великой Октябрьской социалистической револю­ции.

    В 1924 г. король был низложен и Учредительное со­брание провозгласило Грецию республикой. Республикан­ский строй просуществовал 11 лет.

    Следует отметить, что буржуазно-помещичьи круги Греции в этот период не только не расширили прав на­рода, а, наоборот, добились даже отмены части прав, завоеванных при монархии.

    Республиканская конституция от 2 июля 1927 г. («Эл­линская конституция») отражала феодальные пережитки в социально-политическом строе Греции и не пре­дусматривала сколько-нибудь серьезных гарантий фор­мально провозглашенных гражданских и политических свобод.

    После поражения на парламентских выборах партии республиканцев-либералов (1933 г.) власть перешла в руки монархического блока, который подготовил восста­новление монархии. В 1935 г. военщина во главе с ге­нералом Кондилисом совершила государственный пере­ворот и свергла правительство.

    Был инсценирован плебисцит, в результате которого была восстановлена монархия. В 1936 г. произошли вы­боры в палату, имелось в виду «пересмотреть и улуч­шить» восстановленную конституцию 1911 года. Но вместо этого правительство генерала Метаксаса, вовсе отменив конституцию, ввело режим фашистской дикта- туры.

    В годы второй мировой войны попытка Греции сохра­нить нейтралитет потерпела неудачу. Она была одной из первых стран на Балканах, подвергшихся оккупации фа­шистскими войсками.

    Однако народ не примирился с «новым порядком». Во главе его борьбы против оккупантов встал Национально- освободительный фронт (ЭАМ), созданный в 1941 г. по инициативе компартии.

    К концу 1944 г. силами Народно-освободительной ар­мии (ЭЛАС), опиравшейся на широкую поддержку на­рода, Греция была освобождена от оккупантов. Но пра­вящие круги Англии и США развязали войну против ЭЛАС и греческого народа и восстановили монархиче­ское правительство. Была запрещена компартия Греции, а также все организации, входившие в ЭАМ.

    Объявленное в 1946 г. чрезвычайное положение было отменено только накануне выборов в парламент 1950 г., и одновременно была восстановлена конституция 1911 года.

    В 1951 г. были проведены внеочередные парламент­ские выборы, в которых приняла участие созданная в этом же году Единая демократическая левая партия — ЕДА, объединившая в своих рядах прогрессивные силы.

    Вновь избранный парламент принял новую конститу­цию, которая вступила в силу 1 января 1952 г. Она по­строена по образцу конституции 1911 года, однако с более антидемократическими положениями. Так, например, право занимать государственную должность прямо ста­вится в зависимость от политических взглядов претен­дента на должность.

            Впервые в конституцию Греции включено положение, запрещающее забастовки государственных служащих.

    Включение в новую конституцию этих положений стало возможным вследствие реакционного большинства парламента. Наиболее правые круги буржуазии, объеди­ненные в партию «греческий сбор», были представлены в парламенте 1951 г. 114 депутатами из 254. «Греческий сбор» пользовался поддержкой буржуазных партий центра.

    Конституция 1952 года закрепляет конституционную монархию. В статье 108 указывается, что «никогда не подлежат пересмотру постановления настоящей консти­туции, определяющие форму правления как конститу­ционную монархию, а также — основные положения на­стоящей конституции».

    Король является главой государства; он не несет ни­какой ответственности; ответственны назначаемые им ми­нистры.

    Прерогативы королевской власти заключаются в на­значении и смещении премьер-министра и министров;


    утверждении и опубликовании законов, одобренных парламентом; издании указов; верховном командовании вооруженными силами; объявлении войны, заключении мирных и других договоров; праве помилования и амни­стии; назначении судей и некоторых категорий государ­ственных служащих.

    Король обладает правом роспуска парламента при одновременном назначении новых выборов.

    Король имеет право вето: закон, не опубликованный в течение 2 месяцев со дня окончания сессии парламента, считается не вошедшим в силу.

    Конституция наделяет короля довольно широким указным правом. Он может издавать декреты, имеющие силу закона, в случае неотложной необходимости в пе­риод между сессиями парламента или когда он рас­пущен; в последующем эти декреты могут быть отме­нены парламентом.

    Королю принадлежит право приостановить действие ряда статей конституции в случае объявления войны или всеобщей мобилизации и учреждать чрезвычайные суды с последующим утверждением принятых мер парламентом.

    Акты короля скрепляются премьер-министром или министрами.

    Законодательная власть осуществляется королем и однопалатным парламентом. Палата избирается в составе 300 депутатов на 4 года путем прямого, всеобщего и тай­ного голосования. Депутатом может быть греческий граж­данин, достигший 25 лет и не лишенный избирательных прав. Депутаты пользуются парламентским иммунитетом (ст. 62—63). Право выборов в палату предоставлено гражданам, достигшим 21 года.

    Ныне действующая избирательная система была при­нята палатой накануне досрочных выборов 1956 г. Она представляет сочетание трех систем, применяемых в раз­личных округах, в зависимости от количества изби­раемых депутатов: простой мажоритарной, мажоритарной с ограниченным представительством меньшинства (когда депутатские места делятся только между двумя пар­тиями, занявшими в избирательном округе первое и вто­рое места, причем партия, оказавшаяся на первом месте, получает большинство — 70% — мандатов округа) и уси­
    ленной пропорциональной системы. Усиленная пропор­циональная система так же, как и мажоритарная, на­правлена против малых партий; партия, собравшая в окру­ге число голосов, необходимое для получения мандата, должна, кроме того, иметь за собой не менее 15% голосов избирателей, участвовавших в выборах. В случае обра­зования блока партий его представители считаются из­бранными от тех округов, где они получили необходимое количество голосов, при условии, если блок в целом по стране собрал не менее 25% голосов.

    В результате этой избирательной системы на послед­них выборах (1956 г.) правящая ныне партия «нацио­нально-радикальный союз» (образовалась в начале 1956 г. после распада партии «греческий сбор») получила 47,4% голосов избирателей и провела в парламент 165 де­путатов, в то время как блок всех основных оппозицион­ных партий — «демократический союз», собравший 48,1% голосов, получил всего 135 мандатов.

    На выборах 1956 г. женщины впервые пользовались избирательным правом.

    Право законодательной инициативы принадлежит па­лате и королю, который осуществляет его через пра­вительство.

    Исполнительная власть принадлежит королю, кото­рый осуществляет ее через назначаемых им ответствен­ных перед парламентом министров.

    Особый раздел конституции регулирует вопросы ад­министративной юстиции (ст. 82—86). Для разрешения административных споров учреждены постоянные админи­стративные суды. Высшим органом административной юс­тиции является созданный в 1911 г. Государственный совет.

    Судебная система складывается в следующем виде:

    Верховный суд (кассационная палата), апелляцион­ные палаты, суды первой инстанции. Судьи, назначаемые королем, несменяемы.

    Заседания судов публичны. Сохраняется суд присяж­ных заседателей.

    Конституция содержит раздел о публичных правах граждан, в который включен обычный перечень фор­мально предоставляемых буржуазными конституциями пРав: равенство перед законом, личная свобода (непри­
    косновенность личности), неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода союзов, собраний, печати.

    Конституция содержит статьи (1—2), покровительст­вующие господствующей восточноправославной религии. Церковь не отделена от государства.

    Конституция предусматривает выборные муниципаль­ные органы.

    Пересмотр конституции в целом и основных ее поло­жений не допускается; для пересмотра отдельных статей требуется две трети голосов членов палаты. Решение па­латы о пересмотре должно быть обсуждено палатой1 но­вого созыва, которая высказывается по поводу подлежа­щих изменению статей абсолютным большинством голо­сов всех членов.

    Для политической жизни Греции характерно боль­шое количество политических партий и крайняя неустой­чивость правительств (с 1945 по 1957 г. сменилось около 25 правительств).

    В настоящее время наиболее значительными буржуаз­ными партиями, представленными в парламенте, яв­ляются: правящая партия — «национально-радикальный союз» (ЭРЭ), отражающая интересы крупной буржуазии и помещиков, связанных экономическими интересами с иностранным, прежде всего американским, капиталом; оппозиционные партии — либеральная партия, демо­кратическая партия, национально-прогрессивный союз центра, аграрная партия, «народная партия». Буржуаз­ные партии оппозиции не имеют общей программы и до последнего времени действовали, какправило, разрозненно.

    Все большее влияние в народе приобретает созданная в 1951 г. Единая демократическая партия ЕДА—партия трудящихся и прогрессивной интеллигенции, которая за­воевала на последних выборах в 1956 г. 18 мест в пар­ламенте; она выступает за консолидацию всех демокра­тических сил страны в борьбе за национальные интересы Греции и за демократические права народа. Коммунисти­ческая партия Греции с 1947 г. находится на нелегаль­ном положении.


    КОНСТИТУЦИЯ ГРЕЦИИ

    . Во имя святой, единосущной и нераздельной Троицы греческий Парламент постановляет:

    О РЕЛИГИИ

    Статья 1. Господствующей в Греции религией яв­ляется религия восточноправославной Церкви Христовой. Все другие известные религии свободны, и их обряды совершаются беспрепятственно под покровительством за­кона; однако прозелитизм и всякое выступление против господствующей религии воспрещаются.

    Статья 2. Православная греческая Церковь, при­знающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с великой Констан­тинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдающей, как и она, святые апостольские и соборные каноны и священ­ные предания. Она является автокефальной, осущест­вляет свои верховные права независимо от всякой другой Церкви и управляется священным синодом архиереев. Священнослужители всех признанных религий подлежат тому же надзору со стороны Государства, что и священ­нослужители господствующей религии.

    Текст священного писания сохраняется неизменным. Категорически воспрещается воспроизводить его на вся­ком другом языке без предварительного разрешения ав­токефальной греческой Церкви и великой Церкви Христа в Константинополе.

    Свобода совести ненарушима. Свободное отправление религиозных обрядов не должно оскорблять публичный порядок или добрые правы.

    Никто в силу своих религиозных убеждений не может быть освобожден от выполнения своих обязанностей в отношении Государства и не должен уклоняться от вы­полнения законов страны.

    Объяснительное заявление. Положение о Церкви в новых районах не противоречит смыслу настоящей статьи.

    О ПУБЛИЧНЫХ ПРАВАХ ГРЕКОВ

    Статья 3. Греки равны перед законом. Греческие граждане, все без различия, участвуют в выполнении публичных повинностей соответственно своим силам.

    Только греческие граждане допускаются ко всем пуб­личным должностям, за исключением вводимых особыми законами изъятий.

    Гражданами являются все, кто приобрел или приобре­тет качества гражданина в соответствии с законами Го­сударства.

    Греческим гражданам не могут даваться и за ними не могут признаваться дворянские или другие по­четные титулы.

    Все греки, способные носить оружие, обязаны участ­вовать в обороне страны согласно законам.

    Статья 4. Личная свобода ненарушима. Никто не может преследоваться, арестовываться, заключаться в тюрьму или подвергаться какому-либо иному лишению свободы иначе как в случаях и формах, предусмотренных законом.

    Статья 5. Кроме случаев задержания на месте преступления, никто не может быть арестован или заклю­чен в тюрьму без мотивированного приказа, выданного судебной властью и предъявленного в момент ареста или предварительного заключения.

    Всякое лицо, задержанное на месте преступления или на основании приказа об аресте, должно быть доставлено к соответствующему судебному следователю немедленно и, во всяком случае, не позднее 24 часов с момента ареста или же, если арест произведен вне той местности, где имеет пребывание соответствующий судебный следо­ватель, в срок, строго необходимый для доставки за­
    держанного. Судебный следователь обязан самое позд­нее в течение трех дней с момента привода либо освобо­дить арестованного, либо отдать приказ о его заключе­нии в тюрьму. Этот срок может быть продлен до пяти дней либо по ходатайству доставленного лица, либо ввиду непреодолимой силы, факт которой немедленно удостоверяется в решении распорядительного заседания соответствующего суда. Если по прошествии указанных выше сроков не будет принято никакого решения, то всякий тюремщик или всякое другое гражданское или военное должностное лицо, которому поручена охрана арестованного, обязано немедленно освободить его. Нару­шители изложенных выше предписаний будут наказы­ваться в судебном порядке за незаконное задержание; они будут, кроме того, обязаны возместить весь ущерб, причиненный пострадавшему лицу, и выплатить ему де­нежное вознаграждение согласно закону.

    Законом устанавливается максимальный срок пред­варительного заключения, а также условия, согласно ко­торым Государством компенсируется всякий неправильно содержавшийся в предварительном заключении или не­справедливо осужденный.

    Статья 6. По делам о политических преступлениях совет полицейского суда всегда имеет право отдать при­каз по ходатайству лица, содержащегося в предваритель­ном заключении, об освобождении его под залог, размер которого определяется судом. Это решение может быть обжаловано.

    Срок предварительного заключения за политические преступления ни в коем случае не может превышать трех месяцев.

    Объяснительное заявление. Нисколько не исключается введение в будущем общих или специальных законов, упраздняющих или ограничивающих предварительное за­ключение или повелевающих судье в обязательном по­рядке выпускать на свободу под залог всех содержа­щихся в предварительном заключении.

    ^Разумеется также, что в указанный выше максималь­ный трехмесячный срок предварительного заключения Должно быть проведено следствие и вынесено судом окончательное решение по делу.

    Статья 7. Нет преступления и не может быть на­казания, если нет соответствующего закона, действовав­шего до совершения акта.

    Более тяжкое наказание, предусматриваемое новым законом, вступившим в силу после совершения преступ­ления, не налагается.

    Статья 8. Никто не может быть изъят без его со­гласия из подсудности суда, предусмотренного для него законом. Учреждение особых судов и чрезвычайных три­буналов не допускается ни под каким названием.

    Статья 9. Каждый гражданин в отдельности.или несколько граждан совместно имеют право, соблюдая государственные законы, обращаться с петициями в пись­менной форме к государственным властям, которые согласно предписаниям закона обязаны действовать воз­можно быстро и отвечать в письменной форме обратив­шимся к ним лицам. Только после окончательного реше­ния органа власти, которому была подана петиция, и с его разрешения можно привлекать к ответственности лицо, подавшее петицию, за содержащиеся в петиции наруше­ния.

    Объяснительное заявление. Под словом «обращаться» имеется в виду «прибегать к компетентной власти», а не требовать информации, за представление которой несет моральную ответственность всякая власть.

    Статья 10. Греческие граждане имеют право со­бираться мирно и без оружия. Полиция может присут­ствовать только на публичных собраниях. Собрания под открытым небом могут быть запрещены в случае, если они могут нарушить общественную безопасность.

    Статья 11. Греческие граждане имеют право объ­единяться, соблюдая законы Государства; последние, од­нако, ни в коем случае не могут ставить это право в за­висимость от предварительного разрешения Правитель­ства.

    Объединения не могут быть распущены за нарушение законов иначе как по судебному решению.

    Право вступать в объединения для государственных служащих и для лиц, состоящих на службе у юриди­ческих лиц и организаций публичного права, может быть законом подвергнуто определенным ограничениям.

    Забастовки государственных служащих, а также слу­жащих юридических лиц и организаций публичного права запрещаются.

    Статья 12. Жилище каждого гражданина непри­косновенно. Домашние обыски не могут производиться иначе как в случаях и в формах, предусмотренных законом.

    Нарушители этих постановлений наказываются за злоупотребление властью, они, кроме того, обязаны пол­ностью возместить причиненный ущерб, а также упла­тить денежное вознаграждение пострадавшему согласно предписаниям закона-

    Статья 13. Все лица, находящиеся в пределах гре­ческого Государства, пользуются абсолютной защитой их жизни и свободы независимо от их национальности, веро­исповедания или языка. Исключения допускаются лишь в случаях, предусмотренных международным правом.

    Статья 14. Каждый может выражать свои мысли устно, письменно и через печать при условии соблюдения законов Государства. Печать свободна. Цензура, как и всякие другие предупредительные меры, запрещается. Запрещается равным образом конфискация газет и дру­гих печатных изданий, как до, так и после их выхода в свет.

    В виде исключения разрешается конфискация после выхода в свет:

    a)   за оскорбление христианской религии или, в ука­занных законом случаях, за опубликование непристойно­стей, явно оскорбляющих общественную нравственность;

    b)    за оскорбление особы короля, наследника пре­стола, их супруг и детей;

    c)   если содержание опубликованного разглашает имеющие согласно закону важное военное значение сведения о передвижении вооруженных сил или сведения об оборонительных сооружениях страны2), а также если содержание опубликованного явно призывает к бунту, или направлено против целостности Государства, или яв­ляется призывом к совершению государственной измены.

    Однако и в этих случаях прокурор обязан в течение 24 часов передать дело в распорядительное заседание сУда, который в свою очередь обязан в течение 24 часов постановить об оставлении в силе или отмене конфиска­
    ции; при отсутствии такого постановления конфискация отменяется
    1рзо ,]'иге (до закону и без специального по­становления). Обжалование этого постановления о кон­фискации допускается лишь со стороны лица, выпу­стившего конфискованное издание.

    По крайней мере после трех приговоров о конфиска­ции издания за нарушения, совершенные через печать, суд решает вопрос об окончательном или временном за­крытии издания, а в особо тяжких случаях — о запреще­нии осужденному заниматься журналистской деятель­ностью. Решения о закрытии издания или о запрещении заниматься журналистской деятельностью приводятся в исполнение с момента вступления приговора в закон­ную силу.

    Запрещается использование кем бы то ни было на­звания закрытого издания в течение 10 лет с момента окончательного прекращения его выхода в свет.

    К преступлениям путем печати применяются правила о случаях задержания на месте преступления.

    Издание газет разрешается только греческим гражда­нам, не лишенным политических прав.

    Законом будут установлены порядок исправления ложных публикаций, требования и условия для занятия профессией журналиста.

    Разрешается принимать в законодательном порядке особые ограничительные меры в целях борьбы с опас­ной для нравственности молодежи литературой.

    Покровительствующие печати предписания настоящей статьи не распространяются на кинематограф, публичные зрелища, звукозаписи речи, радиопередачи и другие по­добные средства передачи речи или зрелищных пред­ставлений. Издатель газеты и автор предосудительного сообщения, затрагивающего частную жизнь кого-либо, помимо наказания, налагаемого согласно уголовному за­кону, также солидарно обязываются в гражданском по­рядке к полному возмещению ущерба, причиненного по­страдавшему лицу, и к уплате ему денежного вознаграж­дения в сумме, определяемой законом.

    Статья 15. Никакая присяга не может требоваться иначе как по закону, который устанавливает также и ее форму.

    Статья 16. Образование находится под высшим контролем Государства и осуществляется за счет Госу­дарства или органов местного самоуправления.

    Обучение во всех средних и начальных школах пре­следует цель морального и культурного воспитания, а также развития национального самосознания молодежи на основе идеологических принципов греческой христиан­ской культуры.

    Начальное обучение является обязательным и осу­ществляется Государством бесплатно. Законом установ­лен срок посещения начальных школ, который не может быть меньше шести лет.

    Высшие учебные заведения пользуются самоуправ­лением под контролем Государства. Преподаватели их считаются государственными служащими.

    Частные лица, не лишенные политических прав, а также юридические лица могут с разрешения властей основывать школы, действующие в соответствии с Кон­ституцией и законами Государства.

    Статья 17. Никто не может быть лишен своей соб­ственности иначе как ради общественной пользы, долж­ным образом доказанной в предусмотренных законом случаях и условиях, и всегда с предварительным полным возмещением.

    Размер возмещения всегда определяется общими су­дами. В срочных случаях размер возмещений может быть определен временно после заслушания или пригла­шения в суд лица, которому передается отчужденное имущество; суд может возложить на это лицо обязан­ность предоставить соответствующий залог, как предпи­сывает закон. Впредь до уплаты назначенного возме­щения, окончательного или временного, все права собственника сохраняются в силе, а завладение его соб­ственностью не допускается.

    Специальными законами регулируются права собст­венности и распоряжения в отношении рудников и копей, каменоломен, археологических сокровищ, минеральных источников и подземных вод.

    Законом регулируется право собственности и право эксплуатации, а также ведение рыбного хозяйства в за­ливах и крупных озерах^

    Специальными законами регулируется все, что ка­сается реквизиций для нужд вооруженных сил в случае войны или мобилизации или для предотвращения такого экстренного положения, которое угрожает опасностью общественному порядку или здоровью граждан.

    Объяснительное заявление. Под термином «собствен­ность» разумеется также и движимая собственность.

    Статья 18. Пытки и полная конфискация иму­щества воспрещаются. Гражданская казнь упразднена. Смертная казнь за политические преступления отменена, кроме случаев, когда политическое преступление соеди­нено с уголовным.

    Статья 19. Не требуется никакого предваритель­ного разрешения административной власти для предания суду государственных и муниципальных должностных лиц, совершивших наказуемые деяния, за исключением министров, в отношении которых существуют особые постановления.

    Статья 20. Тайна писем, а также тайна иного вида переписки абсолютно неприкосновенна.

    О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

    Статья 21. Государственный строй Греции—де­мократическая монархия. Вся власть исходит от народа н осуществляется в предписанном Конституцией порядке.

    Статья 22. Законодательная власть осуществляется Королем и Палатой.

    Статья 23. Право законодательной инициативы принадлежит Палате и Королю, который осуществляет его через своих министров.

    Статья 24. От Палаты не могут исходить никакие законопроекты, поправки или дополнения к уже сущест­вующему закону, влекущие за собой расходы за счет Го­сударства, органов самоуправления и других юридиче­ских лиц публичного права, или сокращение их доходов и состояния с целью уплаты жалований, пенсий, или во­обще выдачи в пользу какого-либо лица.

    С т а т ь я 25. Законопроект, отклоненный одним из двух носителей законодательной власти, не может вновь вноситься на рассмотрение Палаты в течение той же сессии.

    Статья 26. Право аутентичного толкования законов принадлежит законодательной власти.

    Статья 27. Исполнительная власть принадлежит Королю, который осуществляет ее через назначаемых им ответственных министров.

    Статья 28. Судебная власть осуществляется су­дами, решения которых приводятся в исполнение именем Короля.

    О КОРОЛЕ

    Статья 29. Особа Короля неприкосновенна, он не несет никакой ответственности; его министры ответ; ственны.

    Статья 30. Ни один акт Короля не имеет силы и не подлежит исполнению, если он не скреплен подписью соответствующего министра, который только в силу своей подписи принимает на себя ответственность. Если в слу­чае смены всего кабинета ни один из уходящих в отставку министров не согласится скрепить своей подписью указы об отставке прежнего и назначении нового кабинета, они подписываются Председателем нового Совета министров сразу после того, как он, будучи назначен Королем, при­несет присягу.

    Статья 31. Король назначает и увольняет минист­ров.

    Статья 32. Король является верховным главой Государства. Он возглавляет вооруженные силы страны, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые договоры и сообщает о них Палате с необходимыми разъяснениями, насколько интересы и безопасность Госу­дарства позволяют это. Однако торговые договоры и вся­кие другие соглашения, содержащие уступки, которые со­гласно другим статьям настоящей Конституции не могут быть осуществлены без соответствующего закона, или на­лагающие личное бремя на греков, не имеют силы без согласия Палаты.

    Статья 33. Никакая уступка и никакой обмен тер­риторий не могут иметь места иначе как в силу закона.

    Секретные статьи договора ни в коем случае не могут изменять опубликованные.

    Без соответствующего закона иностранные войска не могут быть приняты на службу в Греции, а также не могут пребывать на территории страны или проследовать через нее.

    Статья 34. Король жалует в соответствии с зако­ном чины служащим вооруженных сил; он также назна­чает и увольняет согласно закону государственных служащих, с теми исключениями, которые предусмотрены законом.

    Служащие вооруженных сил могут быть лишены своих чинов, почетных отличий и пенсий только в соответствии с постановлениями закона.

    Статья 35. Король издает декреты, необходимые для исполнения законов. Он ни в каком случае не может приостановить действие закона или освободить кого-либо от его исполнения-

    Король имеет право в течение срока полномочий Палаты до начала ее сессии или во время перерывов в ее работе издавать декреты-законы для урегулирования исключительно срочных вопросов с согласия специальной депутатской комиссии, назначаемой в начале каждой сессии Палаты и действующей до начала новой сессии.

    Число членов этой комиссии не может быть меньше одной пятой общего числа депутатов; для принятия какого-либо решения требуется присутствие двух третей членов комиссии и относительное большинство голосов.

    Палата всегда имеет право своим решением ограни­чивать издание упомянутых выше декретов-законов.

    Законопроекты, представляемые депутатами в течение первых трех месяцев со дня возобновления работы Палаты и касающиеся изменения, отмены и аннулирова­ния указанных декретов, вносятся вне всякой очереди, по требованию но крайней мере 15 депутатов, в порядок дня законодательной работы Палаты.

    Статья 36. Король утверждает и публикует за­коны, принятые Палатой. Закон, не опубликованный в течение двух месяцев со дня окончания сессии, счита­ется не вошедшим в силу.

    Статья 37. Король созывает Палату раз в год на очередную сессию, а на чрезвычайные сессии столько раз, сколько сочтет необходимым. Он объявляет лично или
    через своего представителя об открытии и закрытии каж­дой сессии и имеет право распускать Палату до окончания ее легислатуры, но указ о роспуске, скрепленный Советом министров, должен содержать в себе одновременно пред­писание о созыве избирателей в течение 45 дней и о со­зыве Палаты в течение трех месяцев.

    Статья 38. Король имеет право только один раз в сессию отсрочить работу Палаты, откладывая ее начало либо приостанавливая ее. Отсрочка не может длиться свыше 30 дней или повториться в течение той же сессии без согласия Палаты.

    Статья 39. Король имеет право помилования, за­мены и смягчения налагаемых судами наказаний, за исключением дел, касающихся министров; кроме того, он имеет право амнистии, но только по политическим преступлениям и под ответственностью Совета министров.

    Статья 40. Король имеет право награждать орде­нами согласно предписаниям соответствующих законов.

    Статья 41. Король имеет право чеканки монеты в соответствии с законом.

    Статья 42. Цивильный лист Короля устанавли­вается каждый раз законом.

    Статья 43. Король по достижении 18-летнего воз­раста становится совершеннолетним. Перед вступлением на престол Король в присутствии министров, священного синода, депутатов, находящихся в столице, и других выс­ших властей приносит присягу следующего содержания: «Клянусь именем святой, единосущной и не­раздельной Троицы защищать господствующую религию греков, соблюдать Конституцию и законы греческой Нации, сохранять и защищать нацио­нальную независимость и целостность греческого Государства».

    Король созывает Палату не позднее чем через два месяца после вступления на престол и повторяет присягу пеРеД депутатами.

    Статья 44. Король не имеет иной власти, кроме той, которая предоставлена ему Конституцией и соответ­ствующими ей законами.

    О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ И РЕГЕНТСТВЕ

    Статья 45. Греческая корона и ее конституцион- ные права наследственны: они переходят к прямым за­конным потомкам Короля Георга I по старшинству, при­чем предпочтение отдается лицам мужского пола.

    Объяснительное заявление. Подлинный смысл статьи 4Е заключается в том, что греческая корона переходит предпочтительно к потомкам царствующего Короля, в порядке первородства, и мужскому полу оказывается предпочтение.

    Статья 46. При отсутствии наследника, отвечаю­щего изложенным выше условиям, Король назначает своего преемника с согласия Палаты, специально созы­ваемой для этой цели; при этом Палата принимает ре­шение большинством двух третей общего числа голосов и открытым голосованием.

    Статья 47. Наследник греческого престола должен исповедовать религию восточноправославной Церкви Хри­стовой.

    Статья 48. Корона Греции и корона какого-либо другого государства никогда не могут вместе венчать одну и ту же главу.

    Статья 49. В случае отъезда Короля за пределы страны регентство вверяется королевским декретом, из­даваемым по предложению Совета министров, совер­шеннолетнему наследнику престола, а в случае отсут­ствия наследника или в случае его несовершеннолетия — Королеве, которая полностью осуществляет полномочия Регента согласно существующим законам от имени Короля. В случае отсутствия наследника или если на­следник несовершеннолетний и нет Королевы, Король назначает королевским декретом, скрепленным Советом министров, наместника престола, который может быть в любой момент отозван. Наместник исполняет королев­ские полномочия от имени Короля. Этим же декретом оп­ределяется компетенция наместника.

    Статья 50. В случае смерти Короля, если совер­шеннолетний наследник находится в отсутствии, до его прибытия и принесения им присяги конституционные правомочия Короля осуществляет Совет министров.

    В случае смерти Короля при несовершеннолетии на­следника конституционные правомочия Короля осуще­ствляет до достижения наследником совершеннолетия вдовствующая Королева.

    В случае вступления Королевы в брак или ее смерти Палата, если даже срок ее полномочий истек или она распущена, собирается без объявления о созыве не позд­нее десятого дня после смерти Короля и избирает Реген­том греческого гражданина восточноправославного веро­исповедания, а конституционные правомочия Короля до принесения присяги Регентом осуществляются Советом министров и под его ответственностью.

    Изложенные выше постановления применяются соот­ветственно и в случае отречения Короля. Особым зако­ном будут установлены подробности, касающиеся регент­ства.

    Статья 51. В случае смерти Короля и при несо­вершеннолетии наследника Палата, если даже истек срок ее полномочий или она была распущена, собирается для избрания опекуна. Опекун избирается только в том случае, если Король не назначил его своим завещатель­ным распоряжением или если у несовершеннолетнего на­следника престола нет вдовствующей матери, которой 1рзо ]иге принадлежит опека над ее ребенком. Опекун несовершеннолетнего Короля, назначенный завещатель­ным распоряжением либо Палатой, должен быть гре­ческим гражданином восточноправославного вероиспове­дания.

    Статья 52. В случае если греческий престол ока­жется вакантным, Палата, даже если срок ее полномо­чий истек или она была распущена, избирает открытым голосованием временным Регентом греческого гражда­нина восточноправославного вероисповедания, а Совет министров под своей ответственностью осуществляет от имени Наций конституционные правомочия Короля впредь до принесения присяги Регентом. Не позже чем в Двухмесячный срок граждане избирают особых пред­ставителей в числе, равном числу депутатов, которые, со- равщись на совместное заседание с Палатой, избирают ^ороля по большинству двух третей общего числа голо- °в и открытым голосованием.

    Статья 53. Если вследствие болезни Король счи-; тает необходимым установление регентства, то он коро­левским декретом назначает Регентом наследника пре­стола, а в случае отсутствия наследника или его несо­вершеннолетия — Королеву. Если Король оказывается не в состоянии править, Совет министров немедленно со­зывает Палату, даже тогда, когда истек срок ее полно­мочий или она была распущена.

    В случае если Палата своим решением, принятым большинством трех четвертей голосов, признает необхо­димость установления регентства, то оно осуществляется совершеннолетним наследником, а в случае отсутствия совершеннолетнего наследника — Королевой.

    В случае смерти Королевы Совет министров созывает Палату, которая при отсутствии наследника принимает специальный закон об осуществлении королевской вла­сти, а если наследник несовершеннолетний, выбирает от­крытым голосованием Регента и в случае надобности — опекуна Короля.

    О ПАЛАТЕ

    Статья 54. Палата по закону собирается каждый год — 15 октября — на очередную сессию для своей еже­годной работы, если только Король не созовет Палату для той же работы ранее в соответствии со статьей 37.

    Продолжительность очередной сессии не может быть менее трех месяцев; при этом не засчитывается время от­срочки, произведенной в силу статьи 38.

    Статья 55. Палата заседает публично в здании пар­ламента, однако она может заседать и при закрытых две­рях по предложению 10 членов Палаты и по решению,, принятому большинством голосов в закрытом заседании; после этого Палата решает, необходимо ли возоб­новление обсуждения данного вопроса в открытом за­седании.

    Статья 56. Палата не может вести обсуждение, если на заседании не присутствует по меньшей мере треть общего числа ее членов, а также принимать решение, если за него не голосовало абсолютное большинство присут­ствующих членов, причем указанное большинство ни в коем случае не может быть меньше одной четверти об­
    щего числа депутатов- В случае если голоса разделятся поровну, предложение считается отклоненным.

    Статья 57. Каждый законопроект должен в обя­зательном порядке сопровождаться изложением мотивов. Законопроект передается соответствующей парламент- | ской комиссии, и после того, как комиссия внесла свой } доклад по законопроекту, или по истечении назначенного ' для комиссии срока он выносится на обсуждение Па- | латы после устного доклада компетентного министра или

      докладчика комиссии, если не было такого доклада при ; самом внесении законопроекта.

    ; Законопроекты, имеющие целью изменение законов о пенсиях или предусматривающие назначение пенсий, а также касающиеся признания заслуг, дающих право на пенсию, вносятся в Палату министром финансов только после отзыва Счетной палаты. Когда же речь идет о пен­сиях за счет бюджета юридических лиц публичного права, законопроекты вносятся совместно компетентным мини­стром и министром финансов.

    В текст законов, регулирующих другие вопросы, не допускается включение статей о пенсиях, для назначе­ния- которых необходимы специальные законы.

    Всякий законопроект, влекущий за собой расходы за счет бюджета, поскольку он вносится Правительством, не ставится на обсуждение Парламента, если он не сопро­вождается докладом Главного управления государствен­ного учета, определяющим размер расхода или сок­ращения дохода. Если законопроект исходит от Палаты, то он перед любым обсуждением передается Главному Управлению государственного учета, которое в пятна­дцатидневный срок обязано представить Палате соот­ветствующий доклад. По истечении этого срока, если до­клад не представлен, законопроект ставится на обсужде­ние и без него.

    Это положение имеет силу и в отношении поправок, поскольку они предлагаются компетентными министрами, о этих случаях Главное управление государственного Учета обязано представить Палате доклад в трех- Дневный срок, после истечения которого обсуждение про­изводится и без доклада.

    Всякий законопроект, вносимый Правительством и влекущий за собой расходы или сокращение доходов го­сударственного бюджета, должен сопровождаться докла­дом о способах покрытия указанных расходов; этот до­клад должен быть подписан соответствующим министром, и министром финансов.

    Вносимые Правительством законопроекты, которыми вводятся местные или специальные налоговые обложе­ния в пользу организаций или юридических лиц, должны' быть скреплены подписью министра финансов. Не ста­вится на обсуждение законопроект, изменяющий статьи уже существующего закона, если, с одной стор'оны, в со­провождающем законопроект докладе не приводится пол­ный текст подлежащей изменению статьи,, а с другой сто­роны, в тексте законопроекта не приводится полностью новая статья в том виде, какой она получила после вне-: сения в нее соответствующего изменения.       '

    Никакие добавления или поправки к законопроекту, не допускаются, если они не имеют непосредственного отношения к его основному содержанию.

    Никакой законопроект не может быть принят, если он не обсуждался и не голосовался Палатой в двух чтениях и в двух отдельных заседаниях с промежутком по край­ней мере в два дня: в принципе и постатейно — в первом чтении, постатейно и в целом — во втором чтении. В слу­чае если при втором чтении в законопроект были вне­сены добавления или поправки, то голосование законо­проекта в целом откладывается на 24 часа с момента раздачи депутатам измененного законопроекта.

    В исключительных случаях допускается обсуждение и голосование Палатой законопроекта в принципе и по­статейно только в одном чтении, если об этом заявит просьбу внесший законопроект до передачи его парла­ментской комиссии, упомянутой в первом абзаце настоя­щей статьи, и при условии, что Палата согласилась с этой просьбой и что против нее не было возражения со сто­роны не менее чем двадцати депутатов с момента вне­сения предложения до окончания его обсуждения.

    Принятие судебных или административных кодексов, составленных специальными комиссиями, учрежденными на основании специальных законов, может производиться
    посредством отдельного закона, утверждающего указан­ные кодексы в целом.

    В том же порядке могут кодифицироваться путем простой систематизации уже существующие постановле­ния и может восстанавливаться комплекс отмененных ранее законов, за исключением законов о налогах.

    Статья 58. Никто не имеет права без вызова яв­ляться в Палату, чтобы излагать перед ней что бы то ни было устно или письменно. Однако петиции могут представляться через посредство депутата или сдаваться в канцелярию Палаты. Палата имеет право пересылать адресованные ей петиции министрам, которые обязаны давать по ним объяснения в тех случаях, когда они запрашиваются об этом. Палата имеет также право назначать из числа своих членов следственные ко­миссии.

    Статья 59. Никакой налог не может быть введен или взыскан без надлежащего закона. В виде исключе­ния разрешается взимание импортных пошлин или до­полнительных сборов на ввозимые товары со дня вне­сения в Палату соответствующего законопроекта при не­непременном условии, чтобы закон был опубликован не позднее чем через 10 дней после окончания сессии Па­латы.

    Такие вопросы, как вопрос об объектах налогового обложения, установлении налоговых ставок и об осво­бождении от налогов или об исключении из обложения, а также вопрос о предоставлении пенсий, не могут быть предметом делегирования законодательных полномочий.

    Статья 60. На очередной ежегодной сессии Палата проводит голосование по государственному бюджету на будущий год и принимает решение по финансовому от­чету; доходы и расходы Государства должны быть ука­заны в бюджете и отчете.

    Бюджет вносится в Палату за два месяца до начала финансового года. После рассмотрения его специальной комиссией из депутатов он принимается поименным го­лосованием в одном чтении, по отдельным главам и ста­лям, такими частями, которые установлены регламентом Палаты, в течение четырех дней и по каждому отдель­ному министерству.

    Не позднее чем через год по окончании финансового года в Палату представляется отчет об исполнении бюд­жета, а также общий государственный баланс, которые проверяются специальной комиссией из депутатов. По отчету Палатой проводится голосование в соответствии с ее регламентом.

    Статья 61. Жалования, пенсии, пособия и денеж­ные вознаграждения не вносятся в государственный бюд­жет и не выплачиваются без надлежащего конституцион­ного или иного специального закона.

    Статья 62. Депутаты не подвергаются ни&а'ким преследованиям или допросам в связи с высказанными ими мнениями или голосованием при исполнений депу­татских обязанностей.

    С тать я 63. Депутаты в течение сессии Палаты не могут подвергаться преследованию, аресту или заключе­нию в тюрьму без разрешения Палаты. Подобного раз­решения не требуется, когда депутат застигнут на месте преступления. Личное задержание не может применяться к депутату ни во время парламентской сесии, ни в тече­ние четырех недель после ее закрытия.

    Если депутат находится под арестом, он освобож­дается безотлагательно за четыре недели до начала сес­сии Палаты.

    Статья 64. Депутаты перед вступлением в исполне­ние своих обязанностей приносят в здании парламента в открытом заседании присягу следующего содержания: «Клянусь именем святой, единосущной и нераз­дельной Троицы быть верным Отечеству и консти­туционному Королю, соблюдать Конституцию и за­коны Государства и добросовестно исполнять свои обязанности».

    Депутаты, исповедующие другую религию, вместо слов «клянусь именем святой, единосущной и нераздель­ной Троицы» приносят присягу по формуле, установ­ленной их религией.

    Статья 65. Палата своим регламентом определяет порядок, в соответствии с которым она желает выполнять свои функции, а также все то, что касается ее личного состава.

    Статья 66. Палата состоит из депутатов, избран­
    ных согласно закону гражданами, имеющими право го­лоса, путем всеобщего, прямого и тайного голосования.

    Парламентские выборы назначаются и проводятся одновременно по всей стране.

    Объяснительное заявление. Может быть издан закон, в силу которого голосование на выборах обязательно.

    Статья 67. Депутаты являются представителями Нации, а не только того избирательного округа, в кото­ром они избраны.

    Статья 68. Число депутатов от каждого избира­тельного округа устанавливается законом в зависимости от численности населения округа. Общее число депута­тов Палаты ни в коем случае не может быть менее ста пятидесяти или более трехсот.

    Законом, принимаемым согласно статье 22 настоящей Конституции, устанавливаются избирательная система и избирательные округа.

    Статья 69. Депутаты избираются на четыре года, считая со дня общих выборов; по истечении этого срока королевским декретом в 45-дневный срок назначаются новые выборы. В течение 45 дней со дня этих выборов новая Палата в обязательном порядке созывается на оче­редную сессию.

    В случае, если освободится депутатское место в те­чение последнего года полномочий Палаты, оно соглас­но предписаниям закона не замещается путем проведе­ния дополнительных выборов, если число вакантных мест не превышает четвертой части общего, числа депу­татов.

    Статья 70. Депутатом может быть избран только греческий гражданин, достигший 25-летнего возраста и пользующийся правом избирать.

    Депутат, лишенный права избирать, лишается своего мандата 1рзо ]иге. В случае спора вопрос решается Па­латой.

    Объяснительное заявление. Законом может быть предоставлено женщинам право избирать и быть избран­ными.

    Статья 71. Лица, занимающие оплачиваемые го­сударственные должности, военные, состоящие на дей­ствительной службе, мэры, нотариусы, хранители ипотек
    и записей ипотечных регистров, служащие юридических: лиц и организаций публичного права, а также члены их административных советов не могут быть избраны депу-< татами или объявлены кандидатами в депутаты, если они- не выйдут в отставку до выдвижения их кандидатур. ‘

    Отставка производится путем подачи письменного за­явления; возвращение на прежнее место службы запре­щается до истечения года со дня выборов.

    Офицеры вооруженных сил и частей безопасности, по­давшие в отставку, чтобы быть избранными в депутаты, не могут выставить свои кандидатуры и баллотироваться] в том избирательном округе, в котором они прослужили] более шести месяцев в течение последних' двух лет перед| выборами, за исключением того округа, в котором они] являлись избирателями; в дальнейшем они не могут воз-| вратиться в армию.         '

    Государственные служащие, занимающие оплачивае­мые должности, не могут выбираться депутатами или выставлять свои кандидатуры в тех избирательных окру­гах, й которых они прослужили три года перед выбо­рами.

    Депутатский мандат несовместим с обязанностями ди­ректора или иного административного лица, платного юрисконсульта или служащего торговых обществ или предприятий, пользующихся особыми привилегиями или постоянными государственными субсидиями в силу спе­циального закона.

    Все лица, входящие в одну из этих категорий, в тече­ние восьми дней с момента признания их депутатами обязаны заявить о своем выборе между депутатским мандатом и указанными выше занятиями. В случае если не будет подобного заявления, они 1рзо ]иге лишаются депутатского мандата.

    Законом может быть установлена несовместимость депутатского мандата с занятием и других должностей.

    Депутаты пе имеют права арендовать земли, прина­длежащие Государству, принимать на себя государствен­ные поставки или подряды на государственные работы, брать на откуп сбор государственных налогов или полу­чать в концессию государственное имущество. Наруше­ние изложенных выше постановлений влечет за собой
    лишение депутатского мандата и признание недействи­тельной сделки, совершенной в нарушение этих постанов­лений. Такие сделки недействительны и в тех случаях, когда они заключаются торговыми обществами или предприятиями, в которых депутат занимает должность директора или иного администратора или юрисконсульта, а также если депутат является компаньоном или пай­щиком.

    Ограничения, содержащиеся в абзацах 3 и 4 настоя­щей статьи, не распространяются на депутатов первых выборов, которые состоятся после вступления в силу на­стоящей Конституции.

    Объяснительные заявления, произнесенные в Парла­менте во время принятия Конституции:

    1.    Препятствия к избранию депутатами членов руко­водящих советов юридических лиц и организаций публич­ного права согласно абзацу 1 статьи 71 вступают в силу с будущих парламентских выборов.

    2.    Когда речь идет о-государственных служащих, за­нимающих оплачиваемые должности, то препятствие к из­бранию их депутатами и к выставлению их кандидатур согласно абзацу 4 статьи 71 имеет силу только в том из­бирательном округе, где они работают.

    Статья 72. Депутаты, принявшие на себя любую из перечисленных в предыдущей статье должностей или служб, лишаются 1рзо .(иге своих мандатов.

    Депутат имеет право подать заявление об отказе от мандата.

    В случаях, которые согласно положениям предыду­щей и настоящей статей влекут за собой потерю депутат­ского мандата, решение выносится Палатой.

    Статья 73. Проверка правильности выборов, оспа­риваемых вследствие нарушений порядка выборов либо за отсутствием у кандидатов требуемых качеств, поручается специальному суду, который должен состоять из Председателя Государственного Совета или его заме­стителя и из равного числа членов Государственного Со- вета и членов Кассационного суда, избираемых по жре­бию. Председательство в этом специальном суде возлагается на Председателя Государственного Совета, а в случае, если он по той или иной причине не может
    занять это место, — на председателя Кассационного суда, поскольку он участвует в этом суде. Все остальные детали, касающиеся деятельности этого суда, а также судопроизводства, определяются законом.

    Статья 74. Палата выбирает из числа депутатов в начале каждой очередной сессии своего Председателя, вице-председателей и секретарей.

    Статья 75. Депутаты получают от казначейства вознаграждение, размер которого определяется каждый раз решением Палаты; они имеют право на бесплатный проезд по железнодорожному, трамвайному, воздушному и автомобильному транспорту, а также на судах, плава­ющих под греческим флагом или принадлежащих грече­ским судовладельцам. Депутаты освобождены от платы за почтовые, телеграфные и телефонные услуги.

    Выдаваемая постоянному Председателю Палаты сум­ма на представительские расходы равна сумме, которая выдается Председателю Совета министров.

    В случае если во время очередной или чрезвычайной сессии депутат пропустил более пяти заседаний в месяц без разрешения Палаты, то из причитающегося ему воз­награждения, предусмотренного настоящей статьей, про­изводится удержание в размере одной двацатой части его месячного вознаграждения за каждое заседание.

    О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

    Статья 76. Совет министров, состоящий из мини­стров под председательством Премьер-министра, пред­ставляет собой Правительство.

    Указом, изданным по инициативе Премьер-министра, могут быть назначены из числа министров один или больше заместителей Председателя Совета министров. В отсутствие заместителя Председателя Совета Предсе­датель Совета в случае надобности назначает своим вре­менным заместителем одного из министров-

    Может быть издан специальный закон о вице-мини­страх, которые также могут входить в состав Совета ми­нистров в качестве его членов.

    Статья 77. Никто из членов королевской семьи не может быть назначен министром.

    Все положения о несовместимости звания депутата с некоторыми занятиями, указанные в абзацах 5—9 ста­тьи 71, имеют силу также и в отношении министров и вице-министров.

    Статья 78. Правительство должно пользоваться до­верием Палаты. Правительство обязано сейчас же после сформирования, а также может в любое другое время потребовать вотума доверия Палаты. Если сформирова­ние Правительства происходит во время перерыва пар­ламентской сессии, то не позднее чем в течение пятна­дцати дней Палата созывается для выражения своего мнения о Правительстве.

    Палата может своим вотумом лишить Правительство или одного из его членов оказанного доверия. Предложе­ние о вотуме недоверия может быть внесено повторно лишь через два месяца с момента отклонения Пала­той аналогичного предложения. Предложение о вотуме недоверия должно быть подписано по меньшей мере двадцатью депутатами и точно указывать вопросы, по которым должны вестись прения в связи с данным пред­ложением.

    Как исключение предложение о вотуме недоверия может быть внесено и до истечения указанного выше двухмесячного срока, если оно подписано половиной об­щего числа депутатов.

    Обсуждение предложения о вотуме -недоверия не может быть начато раньше чем через два дня с мо­мента его внесения и не может длиться свыше пяти дней.

    По требованию двадцати депутатов голосование пред­ложения о вотуме доверия или недоверия может быть от­ложено на 48 часов.

    Вотум доверия или недоверия не может быть принят, если за него не голосовало по меньшей мере две пятых общего числа депутатов.

    В голосовании указанных вотумов имеют право уча­ствовать и министры, являющиеся депутатами.

    Министры имеют свободный доступ на заседания Па­латы; они выслушиваются всякий раз, когда потребуют слова, но участвуют в голосовании только в том случае, если являются членами Палаты.

    Палата и парламентские комиссии могут требовать присутствия министров.

    Статья 79. Приказ Короля, устный или письмен­ный, ни в коем случае не может освобождать министров от ответственности.

    Статья 80. Палата имеет право согласно с за­конами об ответственности министров возбуждать обви­нение против министров перед особым судом, пред­седателем которого является Председатель Верховного суда и который состоит из двенадцати членов, вы­бираемых по жребию Председателем Палаты •'й от­крытом заседании из числа членов Кассационного суда и апелляционных судов и председателей этих судов, назначенных до возбуждения обвинения и согласно пред­писаниям особого закона.

    Объяснительное заявление. Существовавшее до вступ­ления в силу Конституции 3 июня 1927 года законода­тельство сохраняется в силе и регулирует все, что ка­сается ответственности министров.

    Указанное законодательство может быть изменено законодательным путем.

    Статья 81. Король может помиловать министра, осужденного на основании изложенных выше постанов­лений, только с согласия Палаты.

    ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ

    Статья 82. Все административные споры разре­шаются постоянными административными судами.

    Постоянные административные суды учреждаются специальными законами, которыми определяется также категория дел, подсудных им. Постановления статьи 90 применяются также и в отношении членов постоянных административных судов. Высший судебный совет в этом случае образуется из членов Государственного Совета согласно закону, который будет впоследствии издан.

    Статья 83. В компетенцию Государственного Со­вета главным образом входит:

    а)   рассмотрение и контроль законности проектов го­сударственных декретов;

    b)     вынесение решений по спорам между администра­тивными органами, вносимым на его рассмотрение со­гласно закону;

    c)     отмена по жалобе — на основании процедуры, по­дробно определяемой законом, — административных ак­тов, совершенных с превышением власти или в наруше­ние законов;

    й) разбор жалоб на окончательные решения постоян­ных административных судов о превышении власти или нарушении закона.

    Законом могут быть установлены и другие мотивы кассации и отмены.

    В отношении случаев, указанных в пунктах «Ъ», «с», «(Ь>, применяются предписания статей 92 и 93 настоя­щей Конституции.

    Статья 84. Законом устанавливается число членов Государственного Совета, однако оно не может превы­шать 25.

    Государственные советники назначаются декретом, издаваемым по предложению Совета министров и по по­лучении мнения Государственного Совета. Они несме­няемы; их несменяемость охраняется предписаниями ста­тьи 88, и в частности теми ее положениями, которые от­носятся к членам Кассационного суда.

    Должность государственного советника несовместима с какой-либо другой государственной, муниципальной или церковной должностью, за исключением должности про­фессора юридического факультета университета или про­фессора юридических или экономических наук высших учебных заведений, приравненных к университету.

    Особым законом определяются необходимые каче­ства для занятия должностей государственных советни­ков, условия их увольнения в отставку, положение вспо­могательного персонала Государственного Совета и все, что относится к организации и деятельности Государ­ственного Совета.

    Статья 85. Разрешение конфликтов:

    a)      между судебными и административными вла­стями;

    b)      между Государственным Советом и администра­тивными властями;

    с)   между административными и общими судами — производится смешанным судом, состоящим из рав­ного числа членов Кассационного суда и членов Государ­ственного Совета, под председательством министра юсти­ции или замещающего его лица, назначенного в соответ­ствии с законом.

    Статья 86. Административные разногласия вре­менно, до образования постоянных административных су­дов, подсудны общим судам и рассматриваются ими в силу закона в первую очередь; исключения составляют те разногласия, относительно которых специальнее законы предусматривают учреждение административных судов и относительно которых соблюдаются постановления ста­тей 92 и 93 Конституции. Впредь до издания спе­циальных законов остаются в силе существующие за­коны об административной юстиции.

    О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

    Статья 87. Правосудие отправляется судьями, на­значенными Королем в соответствии с законом, который определяет также и требуемые от них качества. Размеры жалованья судебных должностных лиц должны соответ­ствовать занимаемым ими должностям.

    Специальными законами определяются ранги и раз­меры жалованья судебных должностных лиц.

    Статья 88. Члены Кассационного суда и апелля­ционных судов, а также судьи судов первой инстанции несменяемы; прокуроры, помощники прокуроров, миро­вые судьи, судебные приставы, секретари судов и проку­ратур, а также их помощники, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров считаются постоян­ными штатными служащими, пока продолжают существо­вать соответствующие ведомства.

    Несменяемые и штатные судебные должностные лица могут быть уволены только по судебному решению вследствие осуждения по уголовному делу или за дисци­плинарные нарушения либо вследствие болезни или непригодности, удостоверенных согласно предписаниям законов, и при соблюдении статей 92 и 93 Консти­туции.

    Члены Кассационного суда, председатели и проку­роры апелляционных судов в обязательном порядке по­кидают службу по достижении ими семидесятилетнего возраста, а остальные судебные должностные лица, за­нимающие платные должности, — по достижении шести­десятипятилетнего возраста.

    Хранители ипотек и записей ипотечных регистров и нотариусы уходят в отставку по достижении семидесяти пяти лет.

    Статья 89. Законом можно:

    a)     поручить полицейским властям рассмотрение дел

    0    правонарушениях, караемых штрафом;

    b)      поручить сельским органам безопасности рассмот­рение дел о местных нарушениях и возникающих по ним претензиям частных лиц. В обоих случаях принятые ре­шения могут быть обжалованы перед органом судебной власти; обжалование приостанавливает исполнение ре­шения;

    c)      установить порядок деятельности специальных су­дов по делам о несовершеннолетних, каковым судам разрешено не применять предписаний, предусмотренных абзацем 1 статьи 87 и статьями 92, 93 и 95 настоящей Конституции;

    (1)    определить, что в составе судов, рассматриваю­щих всякого рода трудовые споры, могут участвовать и представители народа.

    Статья 90. Судебные должностные лица и служа­щие судов, кроме имеющих чин ниже секретаря в канце­ляриях судов и прокуратур, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров назначаются, переводятся и повышаются по службе по специальному всесторонне мотивированному постановлению Высшего судебного со­вета, состоящего из членов Кассационного суда, как это предусматривает закон. Повышение до поста председа­теля, вице-председателя и прокурора Кассационного суда не входит в компетенцию Высшего судебного совета.

    Решения Высшего судебного совета и Кассационного сУда, содержащие оценку работы объединяемых ими палат, и административные акты, составленные во ис­полнение этих решений, не подлежат обжалованию перед

    1 осударственным Советом,

    Статья 91. В случае войны или общей мобилиза­ции вследствие внешней опасности или ввиду серьезных беспорядков или явной угрозы публичному порядку и безопасности страны, исходящей из внутренних опасно­стей, Король по предложению Совета министров может королевским декретом приостановить действие статей 5,

    6,    8, 10, 11, 12, 14, 20, 95 и 97 Конституции или некото­рых из них по всей стране или части ее и, применив всегда остающийся в силе закон «об осадном положе­нии», учредить чрезвычайные суды. Этот закон не может быть изменен в период работы Палаты, созванной для его применения. О всех мерах, принятых на основании настоящей статьи, безотлагательно доводится- до сведе­ния Палаты на первом же ее заседании после их обна­родования для их утверждения или отмены. Если эти меры приняты в отсутствие Палаты, то тем же королев­ским декретом под страхом его недействительности со­зывается Палата в течение десяти дней, если даже за­кончилась ее легислатура или она распущена. В обоих случаях Палата решает, сохранить или отменить упомя­нутый выше декрет.

    Положения о парламентском иммунитете, установлен­ные статьей 63, вступают в силу с момента опубликова­ния королевского декрета.

    Действие упомянутых выше королевских декретов, если они изданы в связи с войной, прекращаются после ее окончания; во всех других случаях оно прекращается 1рзо ]иге через два месяца после их опубликования, если за это время действие их не будет продлено реше­нием Палаты.

    Статья 92. Заседания судов публичны, за исклю­чением тех случаев, когда гласность заседания может повредить добрым нравам и общественному порядку; в этих случаях суды должны выносить соответствующее определение.

    Статья 93. Каждый судебный приговор должен быть подробно мотивирован и оглашен в открытом засе­дании.

    Статья 94. Суд присяжных сохраняется.

    Статья 95. Суду присяжных подсудны дела об уголовных и политических преступлениях, а также о пре-
    отуплениях печати, если они не касаются частной жизни, и о других правонарушениях, которые законом будут от­несены к компетенции этого суда. Для рассмотрения вышеупомянутых преступлений печати закон может учре­дить смешанные суды из постоянных судей и присяж­ных заседателей, которые должны составлять боль­шинство.

    Преступления, которые специальными законами и декретами до сих пор были отнесены к компетенции апелляционных судов, будут и впредь рассматриваться этими судами, поскольку закон не отнесет их к компе­тенции судов присяжных.

    Статья 96. Судьям не разрешается занимать дру­гие оплачиваемые должности, кроме должности профес­сора университета.

    Статья 97. Вопросы, относящиеся к военным су­дам (армии, флота и авиации) и к призовым судам, к де­лам о пиратстве и морском разбое, регулируются спе­циальными законами. Частные лица могут предаваться военным судам лишь за преступные действия, направлен­ные против безопасности вооруженных сил.

    О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ

    Статья 98. Советники и заседатели Счетной па­латы несменяемы. Они могут быть уволены лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 88. По дости­жении 70-летнего возраста они оставляют службу в обя­зательном порядке. Качества, требующиеся от советни­ков и заседателей, определяются законом. Назначение или повышение по должности советников Счетной палаты •производятся по рекомендации Счетной палаты.

    Положения Конституции о несовместимости должно­сти государственного советника с другими должностями относятся и к несменяемым членам Счетной палаты. Ре­шения Счетной палаты, касающиеся вменения в вину со­ответствующих действий ее персоналу, а также опреде­ления пенсий, не подлежат контролю со стороны Госу­дарственного Совета.

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

    Статья 99. Организация государственной админи­страции базируется на децентрализации и на местном самоуправлении согласно закону. Выборы муниципаль­ных властей и властей общин производятся на основе всеобщего избирательного права.

    Статья 100. Должностное лицо государственной администрации обязано быть верным и преданным Оте­честву и национальным идеалам; оно является исполни­телем воли Государства и служит народу.

    Идеология, ставящая своей целью насильственйое свержение существующего государственного строя й со­циального порядка, абсолютно несовместима с каче­ствами, требующимися от должностного лица.

    Статья 101. Качества, требуемые от должностных лиц государственной администрации, устанавливаются законом.

    Должностные лица считаются в штате, поскольку су­ществуют соответствующие учреждения и должности, на которые они назначены. За исключением случаев уволь­нения по решению суда, они не переводятся с одного места на другое без консультации с ними, не уволь­няются и не понижаются в должности без особого реше­ния совета, создаваемого согласно закону и состоящего по крайней мере на 2/з из штатных должностных лиц. Это решение может быть обжаловано перед Государ­ственным Советом в порядке, установленном за­коном.

    Изложенные выше постановления применяются и к служащим Палаты, положение которых в остальном определяется исключительно ее регламентом.

    Законом могут быть сделаны изъятия из требований, предъявляемых к качествам должностных лиц при заня­тии ими штатных должностей, в отношении непосред­ственно назначаемых полномочных министров (послов) и мииистров-резидентов, генерал-губернаторов, гене­ральных секретарей, номархов, государственного комис­сара при свяшенном синоде, служащих Политической канцелярии и личных канцелярий министров и Предсе­дателя Палаты.

    Постановления настоящей и предшествующей статей соответственно применяются и в отношении муниципаль­ных служащих, занимающих штатные должности со­гласно структуре муниципалитета.

    Эти постановления могут быть распространены зако­ном также и на служащих общин.

    Статья 102. Никто не может назначаться на долж­ность, не установленную законом.

    Никто не может занимать больше одной оплачивае­мой государственной должности или должности в штате юридических лиц публичного права.

    Должностное лицо, занятое на государственной служ­бе, не может участвовать в составе более чем двух сове­тов или комиссий.

    Жалованье или другие виды вознаграждения оплачи­ваемых государственных служащих или служащих юри­дических лиц публичного и частного права, пользую­щихся привилегиями со стороны государства или заклю­чивших с ним соответствующие соглашения, не могут в общей сложности за месяц превышать ежемесячный штатный оклад этого должностного лица под страхом увольнения. Законом будет определен подробно способ контроля за выполнением настоящей статьи.

    В особых случаях специальными законами могут до­пускаться исключения из положений абзацев 2, 3 и 4; однако должностное лицо ни в коем случае не может назначаться более чем на две должности или получать добавочное вознаграждение, превышающее вдвое его оклад, предусмотренный по штатной должности.

    Положения о запрещении совместительства, преду­смотренные в абзацах 5—9 статьи 71, распространяются и на оплачиваемых должностных лиц, состоящих на го­сударственной службе.

    Объяснительное заявление. К числу советов и комис­сий, предусмотренных абзацем 3 настоящей статьи, отно­сятся также советы и комиссии юридических лиц публич­ного права, или с участием в их деятельности государства или банков.

    В то же время к ним не относятся административные советы центрального ведомства того министерства, к ко­торому принадлежит служащий.

    Объяснительное заявление, сделанное во время голо­сования в Палате: к советам и комиссиям, о которых го­ворится в абзаце 3 настоящей статьи, не относятся те со­веты и комиссии, члены которых не получают какого-либо дополнительного вознаграждения за работу в них.

    Это положение относится и к комиссиям по разра­ботке законопроектов.

    О ГОРЕ АФОН

    Статья 103. Афонский полуостров, от „Мегали Вигла и выше, образующий район Святой горы, соста­вляет в соответствии со своим древним привилегирован­ным положением самоуправляющуюся часть греческого Государства, сохраняющего в неприкосновенности свой су­веренитет над этой территорией.

    В духовном отношении Святая гора состоит в непо­средственном ведении Вселенского патриархата. Все лица, ведущие там монашескую жизнь, приобретают греческое подданство, как только они допускаются в качестве по­слушников или монахов, без каких-либо других фор­мальностей.

    Святая гора в соответствии со своим статутом упра­вляется двадцатью святыми монастырями, между кото­рыми поделен весь Афонский полуостров; ее территория не может подлежать отчуждению. Управление осуще­ствляется представителями святых монастырей, образую­щих святую общину.

    Абсолютно запрещается какое бы то ни было измене­ние системы управления или количества монастырей Святой горы, их иерархического строя и взаимоотноше­ний с зависящими от них подчиненными. На ее террито­рии запрещается поселение иноверцев или раскольников.

    Детальный режим Святой горы и его действие опре­деляются конституционной хартией Святой горы, состав­ленной и принятой двадцатью святыми монастырями в сотрудничестве с представителем Государства и утвер­жденной Вселенским патриархатом и Палатой Греции.

    Точное соблюдение статута Святой горы в отношении духовной его части находится под верховным надзором

    Вселенского патриархата, а в отношении административ­ной части — под надзором Государства, которому при­надлежит исключительное право поддержания порядка и общественной безопасности.

    Вышеуказанные полномочия Государства осуще­ствляются Губернатором, права и обязанности которого определяются законом, так же как и судебная власть, осуществляемая монастырскими властями и святой об­щиной, а равно таможенные и налоговые привилегии, предоставляемые Святой горе.

    ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 104. Для хозяйственного устройства беззе­мельных крестьян и мелких скотоводов разрешается в течение трех лет с момента вступления в силу настоящей Конституции принудительное отчуждение земельных участков нижеперечисленных категорий, как это будет определено законом в отступление от статьи 17 Консти­туции:

    a)      невозделываемые земельные участки, принадлежа­щие физическим или юридическим лицам, если их размер превышает минимум в 500 стремм 1 обрабаты­ваемой земли или минимум в 250 стремм необрабаты­ваемой земли, установленный для каждого владельца или совладельца;

    b)      обрабатываемые или пригодные к обработке зе­мельные участки, пастбища или плантации, принадлежа­щие различным юридическим лицам, а также муниципа­литетам или общинам, при условии согласия последних. Не подлежит принудительному отчуждению недвижимая собственность организаций, преследующих просветитель­ные и благотворительные цели;

    c)      пастбищные участки сверх минимума в 1000 стремм или, если собственник является скотоводом, уча­стки, превышающие размер, необходимый владельцу для покрытия его нынешних потребностей или тех по­требностей, какие имели место до 1940 года, как это бу­дет определено законом.

    ! 1 стремм = 0,1 га.— Прим. ред.

    Единый закон должен регулировать порядок отчужде­ния и принудительной сдачи в аренду полевых и лесных участков и пастбищ, принадлежащих Церкви.

    Не подлежат отчуждению и принудительной сдаче в аренду, согласно настоящей статье, оливковые рощи, ви­ноградники, сады, принадлежащие Церкви, а также не­движимая церковная собственность в городах.

    Возмещение определяется судебным порядком в ме­таллических драхмах и ни в коем случае не может быть меньше '/з стоимости отчужденной собственности в мо­мент ее приобретения. Возмещение выплачивается до или после отчуждения, частями или ценными бумагами в зависимости от того, как это будет определено зако­ном.

    Опубликованные до настоящего времени законы о вы­купе земельных участков, сданных в долгосрочную аренду, об освобождении арендаторов от обязанности частичной сдачи урожая и о принудительной сдаче в аренду полей в пользу безземельных крестьян и скотово­дов считаются не противоречащими Конституции.

    Разрешается в отступление от статьи 17 Конституции урегулирование и ликвидация в законодательном по­рядке существующих еще арендных и откупных повин­ностей, отмена и урегулирование имущественно-право- вых отношений зш ^епепз (особого рода) и принятие мер против дробления или для воссоединения чрез­мерно раздробленной мелкой земельной собственности.

    Объяснительное заявление, сделанное в Палате во время голосования: в понятие «плантации» входят также оливковые рощи и оливковые усадьбы.

    Статья 105. Все законы и декреты, противореча­щие настоящей Конституции, отменяются.

    ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 106. Не разрешается изменение Содержа­ния или условий завещания или дарения, если это содер- жание или эти условия касаются распоряжений в пользу Государства или на общественно полезные цели.

    Как исключение разрешается использовать завещан­ное имущество или дар для другой сходной цели, если
    воля дарящего или завещающего оказывается совер­шенно невыполнимой.

    Статья 107. Официальным языком Государства является тот, на котором составлены Конституция и тек­сты греческих законов. Любое действие, направленное на его искажение, запрещается.

    Статья 108. Воспрещается пересмотр Конституции в целом. Никогда не подлежат пересмотру постановле­ния настоящей Конституции, определяющие форму прав­ления как демократическую монархию, а также основ­ные постановления Конституции.

    Разрешается пересмотр неосновных положений Кон­ституции, если этого потребует две трети общего числа членов Палаты, особым актом, указывающим подлежа­щие пересмотру постановления и принятым в результате двух голосований, проводимых с промежутком не менее одного месяца.

    Если пересмотр решен Палатой, то новая Палата на первой же своей сессии высказывается по поводу подле­жащих изменению постановлений и принимает решение абсолютным большинством голосов общего числа своих членов.

    О каждом вотируемом Палатой пересмотре неоснов­ных положений Конституции публикуется сообщение в Правительственной газете в течение десяти дней с мо­мента голосования; пересмотренные постановления в но­вой редакции вводятся в действие специальной резолю­цией Палаты.

    Статья 109. Сельскохозяйственные и городские кооперативные объединения находятся под покровитель­ством Государства, которое систематически заботится об их развитии.

    Объяснительное заявление. Создание на основании закона в принудительном порядке кооператива не проти­воречит Конституции.

    Статья 110. Иски о взыскании убытков в связи с неправильно вынесенным приговором, предъявляемые членам Государственного Совета, Кассационного суда, апелляционных судов, судьям судов первой инстанции, прокурорам, помощникам прокуроров, членам админи­стративных судов и несменяемым членам Счетной па­
    латы, рассматриваются специальным судом, который об­разуется согласно закону из семи членов, путем жребия среди следующих лиц: по одному члену Государственного Совета, Кассационного суда и Счетной палаты, три адво­ката — постоянные или замещающие члены Высшего ди­сциплинарного совета — и два профессора юридического факультета Афинского университета-

    Для возбуждения иска о взыскании убытков не тре­буется никакого разрешения. Из состава суда каждый раз исключается тот его член, который принадлежит к учреждению, о действиях или упущениях которого в лице всех или отдельных его членов должен высказаться суд-

    Статья 111. Дисциплинарная власть в отношении членов Счетной палаты, Кассационного суда и Государ­ственного Совета осуществляется советом, состоящим из двух членов от каждого из этих учреждений и двух про­фессоров юридического факультета университета, изби­раемых всегда путем жребия, под председательством ми­нистра юстиции.

    Каждый раз подлежат отводу из состава совета его члены, принадлежащие к тому учреждению, по поводу действий которого в лице всех или отдельных его чле­нов должен высказаться совет.

    Статья 112. Единым законом будет регулиро­ваться правовая защита капиталов, импортируемых из-за границы с целью их инвестиции.

    Статья 113. Настоящая Конституция вступает в силу немедленно по подписании ее Королем; Совет ми­нистров обязан опубликовать ее в Правительственной га­зете в течение 24 часов по подписании.

    Статья 114. Соблюдение настоящей Конституции вверяется патриотизму греков.

    Афины, 1 января 1952 года.