Юридические исследования - КОНСТИТУЦИЯ БЕЛЬГИИ. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: КОНСТИТУЦИЯ БЕЛЬГИИ. Г. С. ГУРВИЧ.


    Бельгия — одна из небольших стран Европы. Ее тер­ритория равна всего 30,5 тыс. кв. км. Она граничит с Ни­дерландами, Федеративной Республикой Германии, Люк­сембургом и Францией.

    Население Бельгии — 8896 тыс. человек. Северная часть населена фламандцами (около 4,5 млн.), которые го­ворят на языке, близком к голландскому. Южная — насе­лена валлонами, говорящими на близком к французскому языке. Государственными языками считаются оба языка.


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Бельгия — одна из небольших стран Европы. Ее тер­ритория равна всего 30,5 тыс. кв. км. Она граничит с Ни­дерландами, Федеративной Республикой Германии, Люк­сембургом и Францией.

    Население Бельгии — 8896 тыс. человек. Северная часть населена фламандцами (около 4,5 млн.), которые го­ворят на языке, близком к голландскому. Южная — насе­лена валлонами, говорящими на близком к французскому языке. Государственными языками считаются оба языка.

    Бельгия имеет самую высокую в капиталистических странах плотность населения — 280 человек на один квадратный километр. 80% населения проживает в го­родах.

    Выгодное географическое положение на перекрестках важных европейских и мировых путей сообщения, нали­чие в стране большого количества рабочих рук, а глав­ное, значительные запасы минеральных ресурсов (уголь, фосфориты, каолин, в меньшем размере железная руда) обусловили высокий уровень промышленного развития Бельгии. Она является высокоразвитой индустриальной страной, сельское же хозяйство занимает второстепенное место.

    Как самостоятельное государство Бельгия возникла в

    к-1'-’ после отделения от Нидерландов.

    Конституция была принята 7 февраля 1831 г. Объяв­ляя, что «все власти исходят от народа» (ст. 25), консти­туция предусмотрела, однако, высокий имущественный Ценз, лишавший пролетариат и мелкую буржуазию индустриальных городов возможности участвовать в вы­борах парламента.

    В конце XIX в. и в начале XX в. бельгийский пролета­риат развернул борьбу против ограничений избирательно­го права трудящихся. В результате этой борьбы в консти­туцию были внесены некоторые изменения, направленные на расширение избирательного права. Однако эти изме­нения были незначительны, так как оставлялся в силе ряд ограничений.

    Лишь после первой мировой войны, в условиях мощ­ного подъема революционного движения в Европе, пар­ламент (в 1918 г.) отменил имущественный ценз и мно­жественный вотум. Было введено всеобщее избирательное право для мужчин и предоставлено право голоса неко­торым категориям женщин. Только в 1948 г. жен­щины были уравнены в избирательных правах с мужчи­нами.

    Конституция провозглашает основные демократиче­ские права и свободы: ликвидацию сословных различий, равенство всех бельгийцев перед законом, свободу лич­ности, совести, печати, собраний, союзов, а также право петиций.

    Фактически же господствующие классы всегда, когда это нужно, ограничивали . и ограничивают формально декларированные конституцией права путем исключи­тельных законов или произвольного толкования отдель­ных статей конституции.

    В 1954 г. были запроектированы изменения консти­туции, связанные с предполагавшимся присоединением Бельгии к агрессивному договору о Европейском оборо­нительном сообществе. Этот договор, вызвавший в стране широкое движение протеста, ограничивал нацио­нальный суверенитет Бельгии, так как предусматривал передачу некоторых суверенных прав надгосудар­ственным органам Европейского оборонительного со общества.

    •Бельгия — конституционная монархия. Главе госу­дарства — королю принадлежит исполнительная власть. Он назначает и увольняет министров, заключает между­народные договоры, утверждает и промульгирует законы, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право досрочного роспуска парламента и т. д.

    Акты короля недействительны без контрасеигнирова-
    ния соответствующего министра, который несет за них

    ответственность.

    Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Парламент состоит из палаты депутатов и сената. Палаты равноправны. Палата депутатов изби­рается в количестве 200 человек на 4 года. Правом выбо­ров в эту палату пользуются лица, достигшие 21 года, прожившие не менее 6 месяцев в одном и том же избира­тельном округе. Избранными могут быть лица не моложе 25 лет. Выборы проводятся по системе пропорциональ­ного представительства.

    Сенат избирается также на 4 года. Для сенаторов устанавливается возрастной ценз в 40 лет. Выборы про­исходят по весьма сложной системе: непосредственно из­бирателями избирается число сенаторов, равное половине числа членов палаты депутатов. Часть сенаторов изби­рается советами провинций (органы местного самоуправ­ления) из расчета один сенатор на 200 000 жителей. Каждая провинция избирает не менее трех сенаторов. Наконец, сенат избирает число сенаторов, равное поло­вине числа, избранного провинциями, из среды бывших министров, депутатов, сенаторов, губернаторов, бурго­мистров, из духовенства, профессоров, руководителей крупных финансовых и промышленных предприятий и т. д. В конституции перечисляется 21 категория таких лиц.

    Таким образом, по способу избрания и по составу в сенате обеспечивается прочное большинство представите­лям господствующих классов.

    Н апреля 1954 г. в Бельгии проходили парламентские выборы до истечения срока полномочий парламента, •это объясняется тем, что были предложены, как мы упоминали, конституционные поправки, ограничивавшие, по существу, суверенитет государства. Всякое же измене-

    конституции, как это записано в ее тексте, автомати- воГ влечет за собой роспуск парламента и выборы но- голосоКОТТМу пРеД°ставляется вынести (двумя третями конституции^ Палат) Решение относительно изменения

    ская пагРЛЬТЗТе ВЬ1^0Р10В правящая социально-христиан- ртия (главная опора реакции) потеряла значи­
    тельное число голосов и утратила большинство в парла­менте. В нынешнем составе палаты представителей из 212 депутатов к социально-христианской партии принад­лежит 95, к социалистической — 86, к либеральной — 25, к коммунистической — 4. В сенате социально-христиан­ская партия имеет 79 мест, социалистическая — 72, либе­ральная — 22 и коммунистическая — 2.

    Бельгийская избирательная система предусматривает возможность блокирования партий. Коммунистическая партия неоднократно предлагала создать блок коммуни­стической и социалистической партий. Однако.-..правое руководство социалистической партии отвергло это пред­ложение и шло в ряде случаев на блок с либеральной партией. ЦК КП Бельгии предложил на местах созда­вать избирательные блоки с местными организациями социалистической партии.

    Совет министров назначается королем. Он имеет ши­рокие полномочия в области внешней и внутренней поли­тики. Он ответствен перед парламентом, практически — перед палатой депутатов.

    4 .После парламентских выборов было сформировано во главе с Ван-Акером (социалист) коалиционное прави­тельство из 9 социалистов и 7 либералов.

    Коммунистическая партия мобилизует массы па борьбу за улучшение условий жизни и труда, против мо­нополистического капитала, за сохранение и укрепление м^ра.

    Бельгия разделена на 9 провинций, провинции — на городские и сельские коммуны.

    Органы местного самоуправления избираются на

    5    лет по системе пропорционального представительства. В выборах принимают участие граждане, достигшие

    20    года, проживающие не менее 6 месяцев в соответ­ствующем избирательном округе.

    Бельгия имеет в Центральной Африке крупную коло­нию Конго, территория которой в 77 раз превышает тер­риторию метрополии. В Конго более 10 млн. коренного населения (главным образом негры племени банту), подвергающегося жестокой эксплуатации. Колония управ­ляется министром колоний через посредство генерал- губернатора.

    Коренное население Конго не имеет своих представи­телей в бельгийском парламенте; нет представительных учреждений и в самом Конго.

    С 1921 г. Бельгия состоит в экономической унии с Люксембургом.

    В 1947 г. был заключен договор о тройствен­ном бельгийско-люксембургско:голландском таможенном с^юзе.





    КОНСТИТУЦИЯ-БЕЛЬГИИ

    7 февраля 1831 г.

    (с изменениями 7 сентября 1893 г., 15 ноября 1920 г.,

    6   февраля, 24 августа и 15 октября 1921 г.)

    ОТДЕЛ I ТЕРРИТОРИЯ И ЕЕ ДЕЛЕНИЕ

    Статья 1. Бельгия разделяется на провинции. Этими провинциями являются: Антверпен, Брабант, За­падная Фландрия, Восточная Фландрия, Эно, Лье, Лим­бург, Люксембург, Намюр. В случае необходимости тер­ритория может быть на.основании закона разделена на большее число провинций.

    Колонии, заморские владения и протектораты, кото­рые Бельгия может приобрести, управляются на основа­нии особых законов. Бельгийские войска, необходимые для их защиты, могут комплектоваться только на основе добровольности.

    Статья 2. Подразделения провинций могут устанав­ливаться не иначе как на основании закона.

    Статья 3. Границы Государства, провинций и об­щин могут подвергаться изменениям и исправлениям не иначе как на основании закона.

    ОТДЕЛ II БЕЛЬГИЙЦЫ И ИХ ПРАВА

    Статья 4. Бельгийское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, установленных гражданскими законами.

    Настоящая Конституция и другие законы, относя­щиеся к политическим правам, определяют другие условия, необходимые, кроме гражданства, для осуще­ствления этих прав.

    Статья 5. Натурализация предоставляется законо­дательной властью. Только полная натурализация при­равнивает иностранца к бельгийцу в осуществлении по­литических прав.

    Статья 6. В Государстве нет никаких сословных различий.

    Бельгийцы равны перед законом; только они допус­каются к занятию гражданских и военных должностей, с исключениями, которые могут быть установлены зако­ном в отдельных случаях.

    Статья 7. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в пре­дусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.

    Никто не может быть задержан иначе как на основа­нии мотивированного приказа судьи, предъявленного в момент задержания или не позднее двадцати четырех ча­сов после этого, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.

    Статья 8. Никто не может быть против своей воли изъят из подсудности судье, назначенному ему законом.

    Статья 9. Никакое наказание не может быть уста­новлено или применено иначе как на основании закона.

    С т а т ь я 10. Жилище неприкосновенно; никакой до­машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.

    Статья 11. Никто не может быть лишен своей соб­ственности иначе как для общественной пользы, в слу­чаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения.

    Статья 12. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.

    Статья 13. Наказание гражданской смертью отме­няется; оно не может быть восстановлено.

    Статья 14. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных культов, равно как и право свободного выражения своих мнений по любому во­просу, гарантируются, с условием пресечения право­нарушений, совершенных при осуществлении этих свобод.

    Статья 15. Никто не может принуждаться к уча­стию каким-либо образом в религиозных актах и обрядах какого бы то ни было культа и к соблюдению устанав­ливаемых им дней отдыха.

    Статья 16. Государство не имеет права вмеши­ваться ни в назначения, ни в допущение к должности служителей какого-либо культа, а также запрещать им сноситься с их вышестоящими властями и публиковать их акты; в последнем случае сохраняется обычная для печати и публикаций ответственность.

    Гражданский брак должен всегда предшествовать церковному, за исключением случаев, устанавливаемых при необходимости законом.

    Статья 17. Обучение свободно; запрещаются вся­кие предупредительные в этом отношении меры; право­нарушения караются только законом. Народное образо­вание, организуемое на государственный счет, также рег­ламентируется законом.

    Статья 18. Печать свободна; цензура никогда не может быть установлена, не допускается требование залога от авторов, издателей, типографов.

    Когда автор известен и домицилирован в Бельгии, против издателя, типографа и распространителя печатных произведений не может быть возбуждено преследование.

    Статья 19. Бельгийцы имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законы, которые могут регулировать осуществление этого права, и во всяком случае без предварительного разрешения.

    Это право не распространяется на собрания под от­крытым небом, которые всецело подчиняются полицей­ской регламентации.

    Статья 20, Бельгийцы имеют право союзов; это право не может подвергаться каким-либо предупреди­тельным. мероприятиям.

    Статья 21. Каждый имеет право обращаться к го­сударственным властям с петициями, подписанными од­ним или несколькими лицами. Только установленные власти имеют право обращаться с петициями от общего имени.

    Статья 22. Тайна переписки неприкосновенна.

    ^акон устанавливает, какие должностные лица от- почтеВеННЫ 33 наРУшение тайны писем, доверенных

    БельТ а т ь я 23. Употребление языков, принятых в Гии, не является обязательным; оно может быть

    ^ За*. 2358

    регламентировано только законом и только в отношении актов государственной власти и для судопроизводства.

    Статья 24. Для возбуждения преследования про­тив должностных лиц за их служебные действия не тре­буется предварительного разрешения; в отношении ми­нистров имеют место особые постановления закона.

    ОТДЕЛ III ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

    Статья 25. Все власти исходят от народа. Они осу­ществляются установленным Конституцией порйДком.

    Статья 26. Законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом.

    Статья 27. Каждой из трех ветвей законодательной власти принадлежит законодательная инициатива.

    Статья 28. Обязательное для всех толкование за­конов принадлежит только законодательной власти.

    Статья 29. Исполнительная власть, как она уста- . новлена Конституцией, принадлежит Королю.

    Статья 30. Судебная власть осуществляется су­дами и трибуналами.

    Приговоры и решения приводятся в исполнение име­нем Короля.

    Стать я 31. Интересы, касающиеся исключительно общин или провинций, подлежат регулированию сове­тами общин или провинций согласно принципам, уста­новленным Конституцией.

    Глава I ПАРЛАМЕНТ

    Статья 32. Члены обеих Палат Парламента пред­ставляют народ, а не только провинцию или ее подраз­деление, которыми они выбраны.

    Статья 33. Заседания Палат открытые.

    Однако каждая Палата может превратиться по пред­ложению ее председателя или 10 членов в закрытое соб­рание. В дальнейшем она решает абсолютным большин-


    ством голосов, продолжать ли обсуждение вопроса в открытом заседании.

    Статья 34. Каждая Палата проверяет полномочия своих членов и разрешает возникающие в связи с этим споры.

    Статья 35. Нельзя быть одновременно членом обеих Палат.

    Статья 36. Член той или другой Палаты, назна­ченный Правительством на любую платную должность, кроме должности министра, и принявший ее, немедленно выбывает из состава Палаты и возвращается в нее лишь в случае нового избрания.

    Статья 37. Каждая Палата выбирает на каждой сессии своего Председателя и вице-председателя и обра­зует свое Бюро.

    Статья 38. Всякое решение принимается абсолют­ным большинством голосов, если регламентом Палаты не будет установлено иное в отношении выборов и пред­ставлений кандидатур.

    При разделении голосов поровну обсуждаемое пред­ложение отклоняется.

    Каждая Палата может принять решения только при наличии большинства своих членов.

    Статья 39. Голосование производится вслух или путем вставания; голосование закона в целом всегда про­изводится поименно и вслух.

    ^Выборы и представление кандидатур производятся тайным голосованием.

    Статья 40. Каждая Палата обладает правом рас­следования.

    Статья 41. Каждый законопроект может быть при­нят той и другой Палатой только постатейным голосова­нием.

    Статья 42. Палаты имеют право изменять и раз­делять статьи и предложенные поправки.

    С^т а т ь я 43. Запрещается личное представление пе­тиции в Палаты.

    Каждая Палата вправе передавать министрам адре- нениННЫе 6Й петиции- Министры обязаны давать объяс­няй П° с°ДеРжанию таких петиций каждый раз, когда Палата потребует этого.

    Статья 44. Ни один из членов той или другой Па­латы не может быть подвергнут преследованию или до­просу за свои мнения и за голосования при исполнении своих обязанностей.

    Статья 45. Ни один из членов той или другой Па­латы не может быть во время сессии подвергнут пресле­дованию или лишению свободы за наказуемые деяния без разрешения Палаты, членом которой он является, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.

    Взятие под стражу за долги не может быть применено к члену той или другой Палаты в течение сессий-иначе, как с ее разрешения.

    Задержание или преследование члена той или дру­гой Палаты приостанавливается на все время сессии, если этого потребует Палата.

    Статья 46. Каждая Палата определяет своим рег­ламентом порядок осуществления ею своих полномочий.

    РАЗДЕЛ I

    Палата представителей

    Статья 47. Депутаты Палаты представителей из­бираются путем прямого голосования гражданами, до­стигшими 21 года, проживающими не менее шести ме­сяцев в данной общине и не подпадающими ни под один из предусмотренных законом случаев лишения избира­тельного права.

    Каждый избиратель имеет право только на один голос.

    Закон может предоставить избирательное право жен­щинам на тех же условиях. Этот закон должен быть принят большинством в две трети голосов.

    Статья 48. Организация избирательных коллегий устанавливается законом для каждой провинции.

    Выборы производятся по системе пропорционального представительства, определяемой законом.

    Голосование обязательное и тайное. Оно произво­дится в общине с исключениями, устанавливаемыми за­коном.

    Статья 49. Избирательный закон определяет число депутатов соответственно численности населения; это число устанавливается из расчета не свыше одного де­путата на 40 тыс. жителей. Законом устанавливаются условия, необходимые для того, чтобы быть избирате­лем, а также порядок выборов.

    Статья 50. Для права быть избранным необходимо: 1) быть бельгийцем по рождению или на основании полной натурализации; 2) пользоваться гражданскими и политическими правами; 3) достигнуть 25-летнего воз­раста; 4) обладать домицилием в Бельгии. Никаких дру­гих условий для избираемости не требуется.

    Статья 51. Члены Палаты представителей изби­раются на четыре года. Состав Палаты обновляется каждые четыре года.

    Статья 52. Каждый член Палаты представителей получает вознаграждение в 12 тыс. франков в год.

    Кроме того, он пользуется правом свободного пере­движения по всем государственным или предоставлен­ным государством в концессию путям сообщения.

    Закон устанавливает, какими средствами транспорта, кроме вышеуказанных, представители могут пользо­ваться бесплатно.

    Председателю Палаты представителей может быть присвоено годовое вознаграждение из средств, предна­значенных на покрытие расходов Палаты.

    Палата определяет суммы, подлежащие удержанию из вознаграждения в виде взносов в инвалидный или пенсионный фонд, который она признает необходимым учредить.

    РАЗДЕЛ II

    Сенат

    Статья 53. Сенат состоит: 1) из членов, избранных согласно статье 47, соответственно численности населе- п™кажД°й провинции. На выборы этих сенаторов рас- ны тРаняются правила статьи 48; 2) из членов, избран- 20(?тС°ВеТаМи ^РовинЦий из расчета один сенатор на на ЛС' ЖИтелей- Излишек не менее 127 тыс. дает право

    3         Ра11ие еще одного сенатора. Во всяком случае,
    каждый совет провинции выбирает не менее трех сенато­ров; 3) из членов, выбранных Сенатом в числе, равном половине сенаторов, избираемых советами провинций. Если это число нечетное, прибавляется единица. Эти члены выбираются сенаторами, избранными на основа­нии пунктов 1 и 2 настоящей статьи.

    Выборы сенаторов на основании пунктов 2 и 3 про­изводятся по системе пропорционального представитель­ства, устанавливаемой законом.

    Статья 54. Число сенаторов, выбираемых избира­телями, непосредственно равняется половине числа чле­нов Палаты представителей.

    Статья 55. Сенаторы избираются на четыре года. Со­став Сената обновляется полностью каждые четыре года.

    Статья 56. Для избрания сенатором необходимо: 1) быть бельгийцем по рождению или на основании пол­ной натурализации; 2) пользоваться гражданскими и политическими правами; 3) быть домицилированным в Бельгии; 4) иметь не менее 40 лет от роду.

    Статья 56а. Для права быть избранным сенато­ром на основании пункта 1 статьи 53 необходимо, кроме того, принадлежать к одной из следующих категорий: 1) министры, бывшие министры, государственные ми­нистры; 2) члены и бывшие члены Палаты представите­лей и Сената; 3) владельцы диплома об окончании высшего учебного заведения, включенного в установ­ленный законом список; 4) бывшие высшие офицеры армии и флота; 5) действительные члены и бывшие дей­ствительные члены комерческих трибуналов, получав- шие мандат не менее двух раз; 6) лица, в течение не менее десяти лет выполнявшие обязанности служителя одного из религиозных культов, члены которого полу­чают содержание от государства; 7) действительные члены и бывшие действительные члены одной из коро­левских академий и профессора и бывшие профессора одного из высших учебных заведений, включенного в установленный законом список; 8) бывшие губернаторы провинций, члены и бывшие члены постоянных депута­ций, бывшие окружные комиссары; 9) члены и бывшие члены советов провинций, избиравшиеся не менее двух раз; 10) бургомистры и бывшие бургомистры, старшины
    общин, окружных центров и пунктов с населением свыше

    4     тыс.'жителей; 11) бывшие губернаторы и вице-губерна­торы Бельгийского Конго, члены и бывшие члены Совета по делам колоний; 12) бывшие генеральные директора, бывшие директора и бывшие генеральные инспектора различных министерств; 13) собственники недвижимо­стей и пользующиеся доходами с недвижимостей, рас­положенных в Бельгии, кадастровый доход которых до­стигает не менее 12 тыс. франков; налогоплательщики, уплачивающие государству ежегодно не менее 3 тыс. франков прямых налогов; 14) лица, в течение пяти лет состоявшие в качестве выборных администраторов, ди­ректоров или по другому основанию во главе текущего управления какого-либо бельгийского акционерного тор­гового общества со свободным капиталом не менее одного миллиона франков; 15) руководители промыш­ленных предприятий с числом постоянных рабочих не менее 100 и сельскохозяйственных предприятий разме­ром не менее 50 га; 16) лица, в течение трех лет со­стоявшие в качестве ответственных директоров или в аналогичном звании во главе текущего управления ка­кого-либо бельгийского кооперативного общества, на­считывавшего в течение пяти лет не менее 500 членов; 17) лица, в качестве действительных членов осуществ­лявшие в течение пяти лет обязанности председателя или секретаря общества взаимного страхования или союза таких обществ, насчитывавших в течение послед­них пяти лет по меньшей мере 1000 членов; 18) лица, в качестве действительных членов в течение пяти лет выполнявшие обязанности председателя или секретаря какой-либо профессиональной, промышленной или сель­скохозяйственной ассоциации, включавшей не менее 500 членов; 19) лица, в течение пяти лет выполнявшие обязанности председателя торговой или промышленной палаты, насчитывавшей за последние пять лет по край­ней мере 300 членов; 20) члены советов промышленно­сти и труда, сельскохозяйственных комиссий провинций и опекунских, советов, получивших мандат не менее Двух раз; 21) выборные члены одного из консультатив- ьтх советов, учрежденных при департаментах мини-

    Законом, принятым большинством не менее двух тре­тей голосов, могут быть установлены другие категории лиц, обладающих избираемостью.

    Статья 56Ь. Сенаторы, избираемые советами про­винций, не могут ни принадлежать к избравшему их собранию, ни принимать в нем участие в течение года избрания или двух предшествующих лет.

    Статья 56с. В случае роспуска Сената Король мо­жет распустить советы провинций. Акт о роспуске дол­жен содержать постановление о созыве избирателей провинций в течение сорока дней и советов провинций в течение двух месяцев.

    Статья 57. Сенаторы не получают содержания.

    Однако они имеют право на возмещение своих расхо­дов, устанавливаемое в сумме четыре тыс. франков в год.

    Кроме того, они пользуются правом свободного пе­редвижения по всем государственным и предоставлен­ным Государством в концессию путям сообщения.

    Законом устанавливается, какими средствами транс­порта, кроме вышеуказанных, сенаторы могут пользо­ваться бесплатно.

    Статья 58. Сыновья Короля или за их отсутствием бельгийские принцы правящей ветви королевской фами­лии являются сенаторами по праву по достижении ими 18-летнего возраста; однако они имеют решающий го­лос лишь по достижении двадцатипятилетнего возраста.

    Статья 59. Всякое собрание сенаторов, которое со­стоится не во время сессии Палаты представителей, является недействительным.

    Глава II КОРОЛЬ И МИНИСТРЫ

    раздел I Король

    Статья 60. Конституционные полномочия Короля являются наследственными в прямом, природном и за­конном потомстве Его Величества Леопольда-Георга- Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского по мужской


    линии, в порядке первородства и с исключением на­всегда женщин и их потомства.

    Лишается своих прав на корону принц, который всту­пит в брак без согласия Короля или тех, кто за отсут­ствием Короля осуществляет его полномочия в преду­смотренных Конституцией случаях. Однако он может быть восстановлен в своих правах Королем или теми, кто в его отсутствие осуществляет его полномочия в предусмотренных Конституцией случаях, но при усло­вии согласия обеих Палат.

    Статья 61. При отсутствии мужского потомства у Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Ко- бургского Король может назначить себе преемника с со­гласия Палат, выраженного в порядке следующей статьи.

    Если назначение вышеупомянутым способом не сде­лано, трон считается вакантным.

    Статья 62. Король не может быть без согласия обеих Палат одновременно главой другого государства.

    Ни одна из палат не может обсуждать этот вопрос, если не присутствуют по меньшей мере две трети со­ставляющих ее членов; решение считается принятым, если оно соберет не менее двух третей голосов.

    Статья 63. Особа Короля неприкосновенна; его министры ответственны.

    Статья 64. Ни один акт Короля 'не может иметь силу, если он не контрассигнирован министром, кото­рый лишь в силу этого делается ответственным за дан­ный акт.

    Статья 65. Король назначает и увольняет своих министров.

    Статья 66. Король жалует чины в армии.

    Он назначает на должности по общему управлению и внешним сношениям, с исключениями, установленными законами.

    На другие должности он назначает лишь на основа­нии определенного предписания закона.

    Статья 67. Он издает постановления и предписа­ния, необходимые для выполнения законов, не имея, днако, права ни приостанавливать действие самих за- нов, ни освобождать от их выполнения.

    Статья 68. Король командует сухопутными и мор­скими вооруженными силами, объявляет войну, заклю­чает мирные, союзные и торговые переговоры. Он до­водит о них до сведения обеих Палат, как только это позволяют интересы и безопасность Государства, сопро­вождая их соответствующими объяснениями.

    Торговые договоры, а также договоры, которые мо­гут налагать на Государство обязательство или лично обязывать бельгийцев, имеют силу только по одобрении обеими Палатами.

    Никакая уступка, обмен и присоединение террито­рии не могут иметь место иначе как на оснований за­кона. Секретные статьи договоров ни в коем случае не могут расходиться с опубликованными статьями.

    Статья 69. Король утверждает и промульгирует законы.

    Статья 70. Палаты собираются по собственному праву ежегодно во второй вторник ноября, если только они не были созваны Королем ранее.

    Сессии Палат должны продолжаться не менее со­рока дней в году.

    Король объявляет о закрытии сессии.

    Король имеет право созывать Палаты на чрезвы­чайные сессии.

    Статья 71. Король имеет право роспуска Палат, либо обеих одновременно, либо каждой в отдельности. Акт о роспуске должен содержать предписание о созыве избирателей в течение сорока дней и Палат — в течение двух месяцев.

    Статья 72. Король может отсрочить заседания Па­лат. Однако эта отсрочка не может превышать одного месяца или быть возобновлена в ту же сессию без со­гласия Палат.

    Статья 73. Король имеет право снижать или смяг­чать наложенные судами наказания, за исключением тех, которые определены законом в отношении министров.

    Статья 74. Он имеет право во исполнение закона чеканить монету.

    Статья 75. Он имеет право жаловать дворянские титулы, не связывая их, однако, с какими-либо приви­легиями.

    Статья 76. Он награждает военными орденами, со­блюдая в этом отношении предписания закона.

    Статья 77. Закон устанавливает цивильный лист на время каждого царствования.

    Статья 78. Король не имеет других полномочий, кроме официально присвоенных ему Конституцией и осо­быми законами, изданными на основании Конституции.

    Статья 79. В случае смерти Короля Палаты со­бираются без созыва не позднее десятого дня после его кончины. Если Палаты были ранее распущены и если в акте о роспуске созыв был назначен на более поздний, чем десятидневный, срок, прежние Палаты снова всту­пают в исполнение своих обязанностей впредь до собра­ния тех, которые должны их заменить.

    Если распущена только одна Палата, настоящие пра­вила применяются к ней.

    Со дня смерти Короля и впредь до принесения при­сяги наследником его престола или регентом консти­туционные полномочия Короля осуществляются от имени бельгийского народа Советом министров под их ответ­ственностью.

    Статья 80. Король является совершеннолетним по достижении им восемнадцати лет. Он вступает на пре­стол лишь после торжественного принесения в совме­стном заседании Палат следующей присяги:

    «Клянусь соблюдать Конституцию и законы бельгий­ского народа, охранять национальную независимость и целостность территории».

    Статья 81. Если по смерти Короля его преемник не достиг совершеннолетия, обе Палаты составляют единое Собрание для назначения регентства и опеки.

    Статья 82. Если Король оказывается неспособным царствовать, министры, констатировав эту неспособность, немедленно созывают Палаты. Объединенными Пала­тами назначаются опека и регентство.

    Статья 83. Регентство может быть возложено только на одно лицо.

    Регент вступает в исполнение своих обязанностей только по принесении предусмотренной статьей 80 присяги.

    Статья 84. Во время регентства не может иметь место никакое изменение Конституции.

    Статья 85. В случае вакантности трона Палаты в совместном заседании устанавливают регентство вре­менно, до созыва Палат в полностью обновленном со­ставе; это заседание должно состояться не позднее чем через два месяца. Палаты нового созыва в совместном заседании принимают окончательное решение о вакант­ном троне.

    РАЗДЕЛ II

    Министры

    Статья 86. Никто не может быть министром, е<уш он «е является бельгийцем по рождению или на основа­нии полной натурализации.

    Статья 87. Никто из членов королевской фамилии не может быть министром.

    Статья 88. Министры пользуются решающим го­лосом в той и другой Палате, если только они состоят ее членами.

    Министры имеют доступ в каждую Палату и должны быть заслушаны по их требованию.

    Палаты могут требовать присутствия министров.

    С т а т ь я 89. Ни устный, ни письменный приказ Ко­роля ни в коем случае не могут освободить министра от ответственности.

    Статья 90. Палата представителей имеет право возбуждать обвинение против министров и предавать их суду Кассационной палаты, которая одна только имеет право судить их в соединенном присутствии; исключе­нием являются случаи, подлежащие определению за­коном по делам о гражданских исках, возбуждаемых потерпевшими лицами, а также о преступлениях и право­нарушениях, совершенных министрами не при исполне­нии своих обязанностей.

    Закон определит случаи ответственности министров, налагаемые на них наказания и порядок производства дел против них либо по возбужденному Палатой пред­ставителей обвинению, либо по жалобе потерпевших лиц.

    Статья 91. Король может даровать помилование осужденному Кассационной палатой министру только по ходатайству одной из Палат.

    Глава III СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

    С т а т ь я 92. Споры о гражданских правах подсудны исключительно судам.

    Статья 93. Споры о политических правах подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.

    Статья 94. Никакой суд, никакая юрисдикция по спорным делам не могут быть установлены иначе как на основании закона. Не могут быть учреждены под ка­ким бы то ни было названием чрезвычайные комиссии и чрезвычайные суды.

    Статья 95. Для всей Бельгии имеется един Кас­сационный суд.

    Этот суд не разбирает дел по существу, за исключе­нием дел о министрах.

    Статья 96. Заседания судов открытые, если только этим не создается угроза общественному порядку и нра­вам; в таком случае суд объявляет об этом в своем реше­нии. По политическим делам и по делам о печати за­крытие дверей может быть допущено только единоглас­ным определением суда.

    Статья 97. Всякое судебное решение объявляется в открытом заседании и должно быть мотивировано.

    Статья 98. Суд присяжных устанавливается для всех уголовных дел, для дел о правонарушениях полити­ческих и о печати.

    Статья 99. Мировые судьи и члены судов назна­чаются непосредственно Королем.

    Члены апелляционных судов и председатели и вице- председатели судов первой инстанции данной подсуд­ности назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — указанными судами, а дру­гой — советами провинций.

    Члены Кассационного суда назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — Сена­том а другой — Кассационным судом.

    В обоих случаях кандидаты, внесенные в один спи­сок, могут быть включены и в другой. Все представле­ния кандидатов опубликовываются не позднее пятна­дцати дней до назначения.

    Статья 85. В случае вакантное™ трона Палаты в совместном заседании устанавливают регентство вре­менно, до созыва Палат в полностью обновленном со­ставе; это заседание должно состояться не позднее чем через два месяца. Палаты нового созыва в совместном заседании принимают окончательное решение о вакант­ном троне.

    РАЗДЕЛ II

    Министры

    Статья 86. Никто не может быть министром, е<уш он не является бельгийцем по рождению или на основа­нии полной натурализации.

    Статья 87. Никто из членов королевской фамилии не может быть министром.

    Статья 88. Министры пользуются решающим го­лосом в той и другой Палате, если только они состоят ее членами.

    Министры имеют доступ в каждую Палату и должны быть заслушаны по их требованию.

    Палаты могут требовать присутствия министров.

    С т а т ь я 89. Ни устный, ни письменный приказ Ко­роля ни в коем случае не могут освободить министра от ответственности.

    Статья 90. Палата представителей имеет право возбуждать обвинение против министров и предавать их суду Кассационной палаты, которая одна только имеет право судить их в соединенном присутствии; исключе­нием являются случаи, подлежащие определению за­коном по делам о гражданских исках, возбуждаемых потерпевшими лицами, а также о преступлениях и право­нарушениях, совершенных министрами не при исполне­нии своих обязанностей.

    Закон определит случаи ответственности министров, налагаемые на них наказания и порядок производства дел против них либо по возбужденному Палатой пред­ставителей обвинению, либо по жалобе потерпевших лиц.

    Статья 91. Король может даровать помилование осужденному Кассационной палатой министру только по ходатайству одной из Палат.

    Глава III СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

    Статья 92. Споры о гражданских правах подсудны исключительно судам.

    Статья 93. Споры о политических правах подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.

    Статья 94. Никакой суд, никакая юрисдикция по спорным делам не могут быть установлены иначе как на основании закона. Не могут быть учреждены под ка­ким бы то ни было названием чрезвычайные комиссии и чрезвычайные суды.

    Статья 95. Для всей Бельгии имеется един Кас­сационный суд.

    Этот суд не разбирает дел по существу, за исключе­нием дел о министрах.

    Статья 96. Заседания судов открытые, если только этим не создается угроза общественному порядку и нра­вам; в таком случае суд объявляет об этом в своем реше­нии. По политическим делам и по делам о печати за­крытие дверей может быть допущено только единоглас­ным определением суда.

    Статья 97. Всякое судебное решение объявляется в открытом заседании и должно быть мотивировано.

    Статья 98. Суд присяжных устанавливается для всех уголовных дел, для дел о правонарушениях полити­ческих и о печати.

    Статья 99. Мировые судьи и члены судов назна­чаются непосредственно Королем.

    Члены апелляционных судов и председатели и вице- председатели судов первой инстанции данной подсуд­ности назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — указанными судами, а дру­гой — советами провинций.

    Члены Кассационного суда назначаются Королем по Двум двойным спискам, представленным: первый — Сена­том а другой — Кассационным судом.

    В обоих случаях кандидаты, внесенные в один спи­сок, могут быть включены и в другой. Все представле­ния кандидатов опубликовываются не позднее пятна­дцати дней до назначения.

    Суды выбирают из своего состава председателей и вице-председателей.

    Статья 100. Судьи назначаются пожизненно. Ни один судья не может быть лишен своей должности или отстранен от нее иначе как по судебному реше­нию.

    Перемещение судьи может иметь место только путем нового назначения и с его согласия.

    Статья 101. Король назначает и отзывает долж­ностных лиц прокуратуры при судах и трибуналах.

    Статья 102. Жалованье членов судебного ведом­ства устанавливается законом.

    Статья 103. Ни один судья не может принять^от Правительства платную, должность, если только он не выполняет ее безвозмездно и лишь в случаях, не пред­усмотренных законом о несовместимости.

    Статья 104. В Бельгии имеется три апелляцион­ных суда. Законом определяется их подсудность и место­нахождение.

    Статья 105. Особые законы определяют устройство военных трибуналов, их компетенцию, а также права и обязанности их членов и продолжительность занятия ими их должностей.

    В указанных законом местах имеются коммерческие трибуналы. Законом определяется их устройство, компе­тенция, порядок назначения их членов и продолжитель­ность занятия ими их должностей.

    Статья 106. Кассационная палата решает споры между судами о подсудности в порядке, установленном законом.

    Статья 107. Суды и трибуналы применяют поста­новления и предписания — общие, провинциальные и местные — только в порядке, установленном законами.

    Глава IV

    УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИЛИ ОБЩИННЫЕ

    Статья 108. Учреждения провинциальные и общин­ные регламентируются законами.

    Эти законы устанавливают следующие принципы:

    1) прямые выборы, с исключениями, которые могут быть установлены законом в отношении глав общинных управлений и правительственных комиссаров при сове­тах провинций; 2) предоставление советам провинций и общин компетенции во всем, что относится к интересам провинций и общин, при условии утверждения их актов ■в случаях и порядке, установленных законами. Несколько провинций или общин могут договориться или объеди­ниться на условиях и в порядке, установленных законом, в целях регулирования и совместного управления объек­тов, касающихся интересов этих провинций или общин. Однако не допускается совместное обсуждение и реше­ние вопросов несколькими советами провинций или об­щин; 3) публичность заседаний советов провинций и об­щин в установленных законом пределах; 4) публичность бюджетов и отчетов; 5) вмешательство Короля или за­конодательной власти для воспрепятствования советам провинций и общин выходить за пределы их компетенции и действовать во вред общим интересам.

    Статья 109. Составление актов гражданского со­стояния и регистрация метрических книг является исключительно компетенцией общинных властей.

    ОТДЕЛ IV ФИНАНСЫ

    Статья 110. Никакой налог в пользу Государства не может быть установлен иначе как законом.

    Никакой провинциальный налог или повинность не могут быть установлены иначе как с согласия совета про­винции.

    Никакой общинный налог или повинность не могут быть установлены иначе как с согласия совета об- ЩИны.

    Закон определит исключения, необходимость которых удет установлена опытом в отношении провинциальных общинных налогов.

    Статья 111. Налоги в пользу Государства воти­руются ежегодно.

    Устанавливающие их законы действительны только на один год, если они не возобновлены.

    Статья 112. Не могут устанавливаться никакие при­вилегии в области налогообложения. Всякие освобожде­ния от налогов или снижения их допускаются не иначе как на основании закона.

    Статья 113. За исключением случаев, точно ука­занных в законе, от граждан не могут быть требуемы никакие взносы, кроме налогов в пользу Государства, провинций и общин. В ныне действующий режим поль­деров и ватерингенов [1] не вносится ничего нового, и он остается подчиненным общему законодательству.

    Статья 114. Никакая пенсия, никакая награда из государственных средств не могут предоставляться иначе как на основании закона.

    Статья 115. Палаты ежегодно утверждают государ­ственный финансовый отчет и вотируют бюджет. Все до­ходы и расходы Государства подлежат включению в бюд­жет и в государственный финансовый отчет.

    Статья 116. Члены Счетной палаты назначаются Палатой представителей на установленный законом срок.

    На эту Палату возложены проверка и утверждение счетов общего управления и всех обязанных отчетом казне. Счетная палата наблюдает, чтобы ни одна статья расходного бюджета не была превышена и чтобы не было никаких переносов из одной статьи в другую. Счет­ная палата проверяет отчеты различных административ­ных учреждений и обязана собирать в связи с этим всякие сведения и все необходимые оправдательные доку­менты. Общий по государству отчет представляется Па­латам с замечаниями Счетной палаты. Организация этой Палаты устанавливается законом.

    Статья 117. Жалованье и пенсии служителей рели­гиозных культов относятся за счет государства; необхо­димые для покрытия таких расходов суммы ежегодно вно­сятся в бюджет.

    ОТДЕЛ V ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

    Статья 118. Порядок комплектования армии опре­деляется законом. Он устанавливает также правила про­движения по службе и права и обязанности военнослу­жащих.

    Статья 119. Контингент армии вотируется еже­годно. Устанавливающий его закон действителен только на один год, если он не возобновлен.

    Статья 120. Организация и функции жандармерии составляют предмет отдельного закона.

    Статья 121. Никакая иностранная воинская часть не может быть принята на службу Государства и не мо­жет занять его территорию или проходить через нее иначе как на основании закона.

    Статья 122. Допускается учреждение гражданской гвардии, организация которой определяется законом.

    Статья 123. (Отменена законом 24 августа 1921 г.)

    Статья 124. Военнослужащие могут быть лишены своих почетных отличий, чинов и пенсий не иначе как в порядке, установленном законом.

    ОТДЕЛ VI

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 125. Национальными цветами Бельгии яв­ляются красный, желтый и черный; герб королевства изо­бражает бельгийского льва с надписью: «В единении — сила».

    Статья 126. Город Брюссель является столицей Ьельгии и местом нахождения правительства.

    Статья 127. Никакая присяга не может быть пред­писана иначе как на основании закона. Он определяет ее формулу.

    Статья 128. Любой иностранец, находящийся на ерритории Бельгии, пользуется защитой личности и иму­щества, с исключениями, установленными законом.

    8 Зак. 2358.

    Статья 129. Ни один закон, ни одно постановление или предписание администрации — общей, провинциаль­ной или общинной — не являются обязательными, пока они не опубликованы в установленной законом форме.

    Статья 130. Действие Конституции не мажет быть приостановлено ни в целом, ни в какой-либо части.

    ОТДЕЛ VII ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

    Статья 131. Законодательная власть имеет ^раво заявить, что указываемое ею предписание Конституции подлежит пересмотру.

    После этого заявления обе Палаты распускаются со­гласно закону. В соответствии со статьей 71 созываются две новые Палаты. Они по соглашению с Королем вы­носят решения по вопросам, предложенным к пересмотру.

    Палаты в этом случае не могут обсуждать вопрос, если в заседаниях каждой из них не присутствуют по меньшей мере две трети составляющих их членов; ника­кое изменение не может быть принято, если оно не собе­рет по меньшей мере две трети голосов.

    ОТДЕЛ VIII ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 132. Для первых выборов главы Госу­дарства допускается отступление от первого правила статьи 80.

    Статья 133. Иностранцы, поселившиеся в Бельгии до 1 января 1814 года и продолжающие проживать в ее пределах, рассматриваются как бельгийцы по рождению при условии заявления, что они намерены воспользо­ваться преимуществами настоящего постановления.

    Это заявление должно быть сделано совершеннолет­ними в течение шести месяцев со дня вступления в дей­ствие настоящей Конституции и несовершеннолетними в течение одного года по достижении ими совершеннолетия. Заявление должно быть сделано властям провинции, в пре­делах которой находится местожительство заявителя. Оно


    должно быть сделано лично или через представителя, рас­полагающего специальной доверенностью в подлиннике.

    Статья 134. Впредь до издания соответствующего закона Палата представителей будет обладать дискре­ционной властью для возбуждения обвинения против ми­нистров, а Кассационная палата — для суда над ними, с правом квалификации преступления и наложения нака­зания.

    Однако наказание не может быть выше лишения сво­боды, с исключениями, особо предусмотренными уголов­ными законами.

    Статья 135. Личный состав судебных палат и судов сохраняется в том виде, в каком он сейчас существует, впредь до издания соответствующего закона. Такой закон должен быть издан в течение первой законодательной сессии.

    Статья 136. Законом, принятым в первую законо­дательную сессию, должен быть установлен порядок пер­вого назначения членов Кассационной палаты.

    Статья 137. Основной закон 24 августа 1815 г. отменяется, равно как и провинциальные и местные ста­туты. Однако провинциальные и местные власти сохра­няют свои полномочия, пока законом не будет введен другой порядок.

    Статья 138. Со дня вступления в действие Консти­туции все противоречащие ей законы, декреты, постанов­ления, предписания и другие акты отменяются.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

    Статья 139. Национальный конгресс заявляет, что необходимо издание отдельных законов в возможно крат­кий срок по следующим вопросам: 1) печать; 2) органи­зация ^суда присяжных; 3) финансы; 4) устройство про­винций и общин; 5) ответственность министров и других представителей власти; 6) судоустройство; 7) пересмотр списка пенсий; 8) меры предупреждения совместитель­ства; 9) пересмотр законодательства о несостоятельности и о мораториях; 10) организация армии; правила продви­жения по службе и выхода в отставку, Военно-уголовный кодекс; Ц) пересмотр кодексов.

    ДЕКЛАРАЦИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ

    Мы, Бодуэн, Король бельгийцев, настоящим объявляем.

    Подлежат пересмотру:

    Статья 1, абзац 1 Конституции.

    Статья 22 Конституции.

    Отдел III Конституции путем включения статьи 25а от­носительно осуществления полномочий наднациональных и между­народных властей.

    Отдел III, глава I Конституции путем включения в нее поста­новлений, в силу которых члены Сената и Палаты представителей, призванные выполнять министерские функции, должны допускаться к участию в собраниях, публичных наднациональных и междуна­родных организаций, или принесению присяги, или к делегированию каким-либо другим членам [Сената или Палаты представителей] для участия вместо них в совещаниях Собрания.

    Статья 36 Конституции.

    Статья 39 Конституции, за исключением второй фразы.

    Статья 47, абзац 1 Конституции, путем изменения слов: «доми­цилированными в течение не менее шести месяцев в одной и той же общине».

    Статья 47, абзац 3 Конституции.

    Переходные постановления к статье 47 Конституции.

    Статья 52 Конституции.

    Переходные постановления к статье 52 Конституции.

    Переходные постановления к статье 53 Конституции.

    Статья 56а Конституции.

    Переходные постановления к статье 56а Конституции.

    Статья 57 Конституции.

    Статья 68 Конституции.

    Статья 70, абзац 1 Конституции.

    Статья 132 Конституции путем ее отмены.

    Статья 135 Конституции путем ее отмены.

    Статья 136 Конституции путем ее отмены.

    Отдел VIII Конституции путем добавления статьи 140, кото­рая определила бы, что Бельгийская Конституция установлена на французском и голландском языках и что оба текста считаются подлинными.

    Все статьи Конституции, но исключительно с точки зрения установления ее голландского текста.

    Брюссель 12 марта 1954 года.




    [1]  Польдеры и ватерингены — термины, относящиеся к осушению и использованию затопленных морем низменностей. Прим. ред.