ВВОДНАЯ СТАТЬЯ
Бельгия — одна из небольших стран Европы. Ее территория равна всего 30,5 тыс. кв. км. Она граничит с Нидерландами, Федеративной Республикой Германии, Люксембургом и Францией.
Население Бельгии — 8896 тыс. человек. Северная часть населена фламандцами (около 4,5 млн.), которые говорят на языке, близком к голландскому. Южная — населена валлонами, говорящими на близком к французскому языке. Государственными языками считаются оба языка.
Бельгия имеет самую высокую в капиталистических странах плотность населения — 280 человек на один квадратный километр. 80% населения проживает в городах.
Выгодное географическое положение на перекрестках важных европейских и мировых путей сообщения, наличие в стране большого количества рабочих рук, а главное, значительные запасы минеральных ресурсов (уголь, фосфориты, каолин, в меньшем размере железная руда) обусловили высокий уровень промышленного развития Бельгии. Она является высокоразвитой индустриальной страной, сельское же хозяйство занимает второстепенное место.
Как самостоятельное государство Бельгия возникла в
к-1'-’ после отделения от Нидерландов.
Конституция была принята 7 февраля 1831 г. Объявляя, что «все власти исходят от народа» (ст. 25), конституция предусмотрела, однако, высокий имущественный Ценз, лишавший пролетариат и мелкую буржуазию индустриальных городов возможности участвовать в выборах парламента.
В конце XIX в. и в начале XX в. бельгийский пролетариат развернул борьбу против ограничений избирательного права трудящихся. В результате этой борьбы в конституцию были внесены некоторые изменения, направленные на расширение избирательного права. Однако эти изменения были незначительны, так как оставлялся в силе ряд ограничений.
Лишь после первой мировой войны, в условиях мощного подъема революционного движения в Европе, парламент (в 1918 г.) отменил имущественный ценз и множественный вотум. Было введено всеобщее избирательное право для мужчин и предоставлено право голоса некоторым категориям женщин. Только в 1948 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.
Конституция провозглашает основные демократические права и свободы: ликвидацию сословных различий, равенство всех бельгийцев перед законом, свободу личности, совести, печати, собраний, союзов, а также право петиций.
Фактически же господствующие классы всегда, когда это нужно, ограничивали . и ограничивают формально декларированные конституцией права путем исключительных законов или произвольного толкования отдельных статей конституции.
В 1954 г. были запроектированы изменения конституции, связанные с предполагавшимся присоединением Бельгии к агрессивному договору о Европейском оборонительном сообществе. Этот договор, вызвавший в стране широкое движение протеста, ограничивал национальный суверенитет Бельгии, так как предусматривал передачу некоторых суверенных прав надгосударственным органам Европейского оборонительного со общества.
•Бельгия — конституционная монархия. Главе государства — королю принадлежит исполнительная власть. Он назначает и увольняет министров, заключает международные договоры, утверждает и промульгирует законы, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право досрочного роспуска парламента и т. д.
Акты короля недействительны без контрасеигнирова- ния соответствующего министра, который несет за них
ответственность.
Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Парламент состоит из палаты депутатов и сената. Палаты равноправны. Палата депутатов избирается в количестве 200 человек на 4 года. Правом выборов в эту палату пользуются лица, достигшие 21 года, прожившие не менее 6 месяцев в одном и том же избирательном округе. Избранными могут быть лица не моложе 25 лет. Выборы проводятся по системе пропорционального представительства.
Сенат избирается также на 4 года. Для сенаторов устанавливается возрастной ценз в 40 лет. Выборы происходят по весьма сложной системе: непосредственно избирателями избирается число сенаторов, равное половине числа членов палаты депутатов. Часть сенаторов избирается советами провинций (органы местного самоуправления) из расчета один сенатор на 200 000 жителей. Каждая провинция избирает не менее трех сенаторов. Наконец, сенат избирает число сенаторов, равное половине числа, избранного провинциями, из среды бывших министров, депутатов, сенаторов, губернаторов, бургомистров, из духовенства, профессоров, руководителей крупных финансовых и промышленных предприятий и т. д. В конституции перечисляется 21 категория таких лиц.
Таким образом, по способу избрания и по составу в сенате обеспечивается прочное большинство представителям господствующих классов.
Н апреля 1954 г. в Бельгии проходили парламентские выборы до истечения срока полномочий парламента, •это объясняется тем, что были предложены, как мы упоминали, конституционные поправки, ограничивавшие, по существу, суверенитет государства. Всякое же измене-
конституции, как это записано в ее тексте, автомати- воГ влечет за собой роспуск парламента и выборы но- голосоКОТТМу пРеД°ставляется вынести (двумя третями конституции^ Палат) Решение относительно изменения
ская пагРЛЬТЗТе ВЬ1^0Р10В правящая социально-христиан- ртия (главная опора реакции) потеряла значи тельное число голосов и утратила большинство в парламенте. В нынешнем составе палаты представителей из 212 депутатов к социально-христианской партии принадлежит 95, к социалистической — 86, к либеральной — 25, к коммунистической — 4. В сенате социально-христианская партия имеет 79 мест, социалистическая — 72, либеральная — 22 и коммунистическая — 2.
Бельгийская избирательная система предусматривает возможность блокирования партий. Коммунистическая партия неоднократно предлагала создать блок коммунистической и социалистической партий. Однако.-..правое руководство социалистической партии отвергло это предложение и шло в ряде случаев на блок с либеральной партией. ЦК КП Бельгии предложил на местах создавать избирательные блоки с местными организациями социалистической партии.
Совет министров назначается королем. Он имеет широкие полномочия в области внешней и внутренней политики. Он ответствен перед парламентом, практически — перед палатой депутатов.
4 .После парламентских выборов было сформировано во главе с Ван-Акером (социалист) коалиционное правительство из 9 социалистов и 7 либералов.
Коммунистическая партия мобилизует массы па борьбу за улучшение условий жизни и труда, против монополистического капитала, за сохранение и укрепление м^ра.
Бельгия разделена на 9 провинций, провинции — на городские и сельские коммуны.
Органы местного самоуправления избираются на
5 лет по системе пропорционального представительства. В выборах принимают участие граждане, достигшие
20 года, проживающие не менее 6 месяцев в соответствующем избирательном округе.
Бельгия имеет в Центральной Африке крупную колонию Конго, территория которой в 77 раз превышает территорию метрополии. В Конго более 10 млн. коренного населения (главным образом негры племени банту), подвергающегося жестокой эксплуатации. Колония управляется министром колоний через посредство генерал- губернатора.
Коренное население Конго не имеет своих представителей в бельгийском парламенте; нет представительных учреждений и в самом Конго.
С 1921 г. Бельгия состоит в экономической унии с Люксембургом.
В 1947 г. был заключен договор о тройственном бельгийско-люксембургско:голландском таможенном с^юзе.
КОНСТИТУЦИЯ-БЕЛЬГИИ
7 февраля 1831 г.
(с изменениями 7 сентября 1893 г., 15 ноября 1920 г.,
6 февраля, 24 августа и 15 октября 1921 г.)
ОТДЕЛ I ТЕРРИТОРИЯ И ЕЕ ДЕЛЕНИЕ
Статья 1. Бельгия разделяется на провинции. Этими провинциями являются: Антверпен, Брабант, Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Эно, Лье, Лимбург, Люксембург, Намюр. В случае необходимости территория может быть на.основании закона разделена на большее число провинций.
Колонии, заморские владения и протектораты, которые Бельгия может приобрести, управляются на основании особых законов. Бельгийские войска, необходимые для их защиты, могут комплектоваться только на основе добровольности.
Статья 2. Подразделения провинций могут устанавливаться не иначе как на основании закона.
Статья 3. Границы Государства, провинций и общин могут подвергаться изменениям и исправлениям не иначе как на основании закона.
ОТДЕЛ II БЕЛЬГИЙЦЫ И ИХ ПРАВА
Статья 4. Бельгийское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, установленных гражданскими законами.
Настоящая Конституция и другие законы, относящиеся к политическим правам, определяют другие условия, необходимые, кроме гражданства, для осуществления этих прав.
Статья 5. Натурализация предоставляется законодательной властью. Только полная натурализация приравнивает иностранца к бельгийцу в осуществлении политических прав.
Статья 6. В Государстве нет никаких сословных различий.
Бельгийцы равны перед законом; только они допускаются к занятию гражданских и военных должностей, с исключениями, которые могут быть установлены законом в отдельных случаях.
Статья 7. Личная свобода гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.
Никто не может быть задержан иначе как на основании мотивированного приказа судьи, предъявленного в момент задержания или не позднее двадцати четырех часов после этого, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.
Статья 8. Никто не может быть против своей воли изъят из подсудности судье, назначенному ему законом.
Статья 9. Никакое наказание не может быть установлено или применено иначе как на основании закона.
С т а т ь я 10. Жилище неприкосновенно; никакой домашний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.
Статья 11. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения.
Статья 12. Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.
Статья 13. Наказание гражданской смертью отменяется; оно не может быть восстановлено.
Статья 14. Свобода вероисповедания и публичного отправления религиозных культов, равно как и право свободного выражения своих мнений по любому вопросу, гарантируются, с условием пресечения правонарушений, совершенных при осуществлении этих свобод.
Статья 15. Никто не может принуждаться к участию каким-либо образом в религиозных актах и обрядах какого бы то ни было культа и к соблюдению устанавливаемых им дней отдыха.
Статья 16. Государство не имеет права вмешиваться ни в назначения, ни в допущение к должности служителей какого-либо культа, а также запрещать им сноситься с их вышестоящими властями и публиковать их акты; в последнем случае сохраняется обычная для печати и публикаций ответственность.
Гражданский брак должен всегда предшествовать церковному, за исключением случаев, устанавливаемых при необходимости законом.
Статья 17. Обучение свободно; запрещаются всякие предупредительные в этом отношении меры; правонарушения караются только законом. Народное образование, организуемое на государственный счет, также регламентируется законом.
Статья 18. Печать свободна; цензура никогда не может быть установлена, не допускается требование залога от авторов, издателей, типографов.
Когда автор известен и домицилирован в Бельгии, против издателя, типографа и распространителя печатных произведений не может быть возбуждено преследование.
Статья 19. Бельгийцы имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законы, которые могут регулировать осуществление этого права, и во всяком случае без предварительного разрешения.
Это право не распространяется на собрания под открытым небом, которые всецело подчиняются полицейской регламентации.
Статья 20, Бельгийцы имеют право союзов; это право не может подвергаться каким-либо предупредительным. мероприятиям.
Статья 21. Каждый имеет право обращаться к государственным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами. Только установленные власти имеют право обращаться с петициями от общего имени.
Статья 22. Тайна переписки неприкосновенна.
^акон устанавливает, какие должностные лица от- почтеВеННЫ 33 наРУшение тайны писем, доверенных
БельТ а т ь я 23. Употребление языков, принятых в Гии, не является обязательным; оно может быть
^ За*. 2358
регламентировано только законом и только в отношении актов государственной власти и для судопроизводства.
Статья 24. Для возбуждения преследования против должностных лиц за их служебные действия не требуется предварительного разрешения; в отношении министров имеют место особые постановления закона.
ОТДЕЛ III ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Статья 25. Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порйДком.
Статья 26. Законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом.
Статья 27. Каждой из трех ветвей законодательной власти принадлежит законодательная инициатива.
Статья 28. Обязательное для всех толкование законов принадлежит только законодательной власти.
Статья 29. Исполнительная власть, как она уста- . новлена Конституцией, принадлежит Королю.
Статья 30. Судебная власть осуществляется судами и трибуналами.
Приговоры и решения приводятся в исполнение именем Короля.
Стать я 31. Интересы, касающиеся исключительно общин или провинций, подлежат регулированию советами общин или провинций согласно принципам, установленным Конституцией.
Глава I ПАРЛАМЕНТ
Статья 32. Члены обеих Палат Парламента представляют народ, а не только провинцию или ее подразделение, которыми они выбраны.
Статья 33. Заседания Палат открытые.
Однако каждая Палата может превратиться по предложению ее председателя или 10 членов в закрытое собрание. В дальнейшем она решает абсолютным большин-
ством голосов, продолжать ли обсуждение вопроса в открытом заседании.
Статья 34. Каждая Палата проверяет полномочия своих членов и разрешает возникающие в связи с этим споры.
Статья 35. Нельзя быть одновременно членом обеих Палат.
Статья 36. Член той или другой Палаты, назначенный Правительством на любую платную должность, кроме должности министра, и принявший ее, немедленно выбывает из состава Палаты и возвращается в нее лишь в случае нового избрания.
Статья 37. Каждая Палата выбирает на каждой сессии своего Председателя и вице-председателя и образует свое Бюро.
Статья 38. Всякое решение принимается абсолютным большинством голосов, если регламентом Палаты не будет установлено иное в отношении выборов и представлений кандидатур.
При разделении голосов поровну обсуждаемое предложение отклоняется.
Каждая Палата может принять решения только при наличии большинства своих членов.
Статья 39. Голосование производится вслух или путем вставания; голосование закона в целом всегда производится поименно и вслух.
^Выборы и представление кандидатур производятся тайным голосованием.
Статья 40. Каждая Палата обладает правом расследования.
Статья 41. Каждый законопроект может быть принят той и другой Палатой только постатейным голосованием.
Статья 42. Палаты имеют право изменять и разделять статьи и предложенные поправки.
С^т а т ь я 43. Запрещается личное представление петиции в Палаты.
Каждая Палата вправе передавать министрам адре- нениННЫе 6Й петиции- Министры обязаны давать объясняй П° с°ДеРжанию таких петиций каждый раз, когда Палата потребует этого.
Статья 44. Ни один из членов той или другой Палаты не может быть подвергнут преследованию или допросу за свои мнения и за голосования при исполнении своих обязанностей.
Статья 45. Ни один из членов той или другой Палаты не может быть во время сессии подвергнут преследованию или лишению свободы за наказуемые деяния без разрешения Палаты, членом которой он является, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.
Взятие под стражу за долги не может быть применено к члену той или другой Палаты в течение сессий-иначе, как с ее разрешения.
Задержание или преследование члена той или другой Палаты приостанавливается на все время сессии, если этого потребует Палата.
Статья 46. Каждая Палата определяет своим регламентом порядок осуществления ею своих полномочий.
РАЗДЕЛ I
Палата представителей
Статья 47. Депутаты Палаты представителей избираются путем прямого голосования гражданами, достигшими 21 года, проживающими не менее шести месяцев в данной общине и не подпадающими ни под один из предусмотренных законом случаев лишения избирательного права.
Каждый избиратель имеет право только на один голос.
Закон может предоставить избирательное право женщинам на тех же условиях. Этот закон должен быть принят большинством в две трети голосов.
Статья 48. Организация избирательных коллегий устанавливается законом для каждой провинции.
Выборы производятся по системе пропорционального представительства, определяемой законом.
Голосование обязательное и тайное. Оно производится в общине с исключениями, устанавливаемыми законом.
Статья 49. Избирательный закон определяет число депутатов соответственно численности населения; это число устанавливается из расчета не свыше одного депутата на 40 тыс. жителей. Законом устанавливаются условия, необходимые для того, чтобы быть избирателем, а также порядок выборов.
Статья 50. Для права быть избранным необходимо: 1) быть бельгийцем по рождению или на основании полной натурализации; 2) пользоваться гражданскими и политическими правами; 3) достигнуть 25-летнего возраста; 4) обладать домицилием в Бельгии. Никаких других условий для избираемости не требуется.
Статья 51. Члены Палаты представителей избираются на четыре года. Состав Палаты обновляется каждые четыре года.
Статья 52. Каждый член Палаты представителей получает вознаграждение в 12 тыс. франков в год.
Кроме того, он пользуется правом свободного передвижения по всем государственным или предоставленным государством в концессию путям сообщения.
Закон устанавливает, какими средствами транспорта, кроме вышеуказанных, представители могут пользоваться бесплатно.
Председателю Палаты представителей может быть присвоено годовое вознаграждение из средств, предназначенных на покрытие расходов Палаты.
Палата определяет суммы, подлежащие удержанию из вознаграждения в виде взносов в инвалидный или пенсионный фонд, который она признает необходимым учредить.
РАЗДЕЛ II
Сенат
Статья 53. Сенат состоит: 1) из членов, избранных согласно статье 47, соответственно численности населе- п™кажД°й провинции. На выборы этих сенаторов рас- ны тРаняются правила статьи 48; 2) из членов, избран- 20(?тС°ВеТаМи ^РовинЦий из расчета один сенатор на на ЛС' ЖИтелей- Излишек не менее 127 тыс. дает право
3 Ра11ие еще одного сенатора. Во всяком случае, каждый совет провинции выбирает не менее трех сенаторов; 3) из членов, выбранных Сенатом в числе, равном половине сенаторов, избираемых советами провинций. Если это число нечетное, прибавляется единица. Эти члены выбираются сенаторами, избранными на основании пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
Выборы сенаторов на основании пунктов 2 и 3 производятся по системе пропорционального представительства, устанавливаемой законом.
Статья 54. Число сенаторов, выбираемых избирателями, непосредственно равняется половине числа членов Палаты представителей.
Статья 55. Сенаторы избираются на четыре года. Состав Сената обновляется полностью каждые четыре года.
Статья 56. Для избрания сенатором необходимо: 1) быть бельгийцем по рождению или на основании полной натурализации; 2) пользоваться гражданскими и политическими правами; 3) быть домицилированным в Бельгии; 4) иметь не менее 40 лет от роду.
Статья 56а. Для права быть избранным сенатором на основании пункта 1 статьи 53 необходимо, кроме того, принадлежать к одной из следующих категорий: 1) министры, бывшие министры, государственные министры; 2) члены и бывшие члены Палаты представителей и Сената; 3) владельцы диплома об окончании высшего учебного заведения, включенного в установленный законом список; 4) бывшие высшие офицеры армии и флота; 5) действительные члены и бывшие действительные члены комерческих трибуналов, получав- шие мандат не менее двух раз; 6) лица, в течение не менее десяти лет выполнявшие обязанности служителя одного из религиозных культов, члены которого получают содержание от государства; 7) действительные члены и бывшие действительные члены одной из королевских академий и профессора и бывшие профессора одного из высших учебных заведений, включенного в установленный законом список; 8) бывшие губернаторы провинций, члены и бывшие члены постоянных депутаций, бывшие окружные комиссары; 9) члены и бывшие члены советов провинций, избиравшиеся не менее двух раз; 10) бургомистры и бывшие бургомистры, старшины общин, окружных центров и пунктов с населением свыше
4 тыс.'жителей; 11) бывшие губернаторы и вице-губернаторы Бельгийского Конго, члены и бывшие члены Совета по делам колоний; 12) бывшие генеральные директора, бывшие директора и бывшие генеральные инспектора различных министерств; 13) собственники недвижимостей и пользующиеся доходами с недвижимостей, расположенных в Бельгии, кадастровый доход которых достигает не менее 12 тыс. франков; налогоплательщики, уплачивающие государству ежегодно не менее 3 тыс. франков прямых налогов; 14) лица, в течение пяти лет состоявшие в качестве выборных администраторов, директоров или по другому основанию во главе текущего управления какого-либо бельгийского акционерного торгового общества со свободным капиталом не менее одного миллиона франков; 15) руководители промышленных предприятий с числом постоянных рабочих не менее 100 и сельскохозяйственных предприятий размером не менее 50 га; 16) лица, в течение трех лет состоявшие в качестве ответственных директоров или в аналогичном звании во главе текущего управления какого-либо бельгийского кооперативного общества, насчитывавшего в течение пяти лет не менее 500 членов; 17) лица, в качестве действительных членов осуществлявшие в течение пяти лет обязанности председателя или секретаря общества взаимного страхования или союза таких обществ, насчитывавших в течение последних пяти лет по меньшей мере 1000 членов; 18) лица, в качестве действительных членов в течение пяти лет выполнявшие обязанности председателя или секретаря какой-либо профессиональной, промышленной или сельскохозяйственной ассоциации, включавшей не менее 500 членов; 19) лица, в течение пяти лет выполнявшие обязанности председателя торговой или промышленной палаты, насчитывавшей за последние пять лет по крайней мере 300 членов; 20) члены советов промышленности и труда, сельскохозяйственных комиссий провинций и опекунских, советов, получивших мандат не менее Двух раз; 21) выборные члены одного из консультатив- ьтх советов, учрежденных при департаментах мини-
Законом, принятым большинством не менее двух третей голосов, могут быть установлены другие категории лиц, обладающих избираемостью.
Статья 56Ь. Сенаторы, избираемые советами провинций, не могут ни принадлежать к избравшему их собранию, ни принимать в нем участие в течение года избрания или двух предшествующих лет.
Статья 56с. В случае роспуска Сената Король может распустить советы провинций. Акт о роспуске должен содержать постановление о созыве избирателей провинций в течение сорока дней и советов провинций в течение двух месяцев.
Статья 57. Сенаторы не получают содержания.
Однако они имеют право на возмещение своих расходов, устанавливаемое в сумме четыре тыс. франков в год.
Кроме того, они пользуются правом свободного передвижения по всем государственным и предоставленным Государством в концессию путям сообщения.
Законом устанавливается, какими средствами транспорта, кроме вышеуказанных, сенаторы могут пользоваться бесплатно.
Статья 58. Сыновья Короля или за их отсутствием бельгийские принцы правящей ветви королевской фамилии являются сенаторами по праву по достижении ими 18-летнего возраста; однако они имеют решающий голос лишь по достижении двадцатипятилетнего возраста.
Статья 59. Всякое собрание сенаторов, которое состоится не во время сессии Палаты представителей, является недействительным.
Глава II КОРОЛЬ И МИНИСТРЫ
раздел I Король
Статья 60. Конституционные полномочия Короля являются наследственными в прямом, природном и законном потомстве Его Величества Леопольда-Георга- Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского по мужской
линии, в порядке первородства и с исключением навсегда женщин и их потомства.
Лишается своих прав на корону принц, который вступит в брак без согласия Короля или тех, кто за отсутствием Короля осуществляет его полномочия в предусмотренных Конституцией случаях. Однако он может быть восстановлен в своих правах Королем или теми, кто в его отсутствие осуществляет его полномочия в предусмотренных Конституцией случаях, но при условии согласия обеих Палат.
Статья 61. При отсутствии мужского потомства у Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Ко- бургского Король может назначить себе преемника с согласия Палат, выраженного в порядке следующей статьи.
Если назначение вышеупомянутым способом не сделано, трон считается вакантным.
Статья 62. Король не может быть без согласия обеих Палат одновременно главой другого государства.
Ни одна из палат не может обсуждать этот вопрос, если не присутствуют по меньшей мере две трети составляющих ее членов; решение считается принятым, если оно соберет не менее двух третей голосов.
Статья 63. Особа Короля неприкосновенна; его министры ответственны.
Статья 64. Ни один акт Короля 'не может иметь силу, если он не контрассигнирован министром, который лишь в силу этого делается ответственным за данный акт.
Статья 65. Король назначает и увольняет своих министров.
Статья 66. Король жалует чины в армии.
Он назначает на должности по общему управлению и внешним сношениям, с исключениями, установленными законами.
На другие должности он назначает лишь на основании определенного предписания закона.
Статья 67. Он издает постановления и предписания, необходимые для выполнения законов, не имея, днако, права ни приостанавливать действие самих за- нов, ни освобождать от их выполнения.
Статья 68. Король командует сухопутными и морскими вооруженными силами, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые переговоры. Он доводит о них до сведения обеих Палат, как только это позволяют интересы и безопасность Государства, сопровождая их соответствующими объяснениями.
Торговые договоры, а также договоры, которые могут налагать на Государство обязательство или лично обязывать бельгийцев, имеют силу только по одобрении обеими Палатами.
Никакая уступка, обмен и присоединение территории не могут иметь место иначе как на оснований закона. Секретные статьи договоров ни в коем случае не могут расходиться с опубликованными статьями.
Статья 69. Король утверждает и промульгирует законы.
Статья 70. Палаты собираются по собственному праву ежегодно во второй вторник ноября, если только они не были созваны Королем ранее.
Сессии Палат должны продолжаться не менее сорока дней в году.
Король объявляет о закрытии сессии.
Король имеет право созывать Палаты на чрезвычайные сессии.
Статья 71. Король имеет право роспуска Палат, либо обеих одновременно, либо каждой в отдельности. Акт о роспуске должен содержать предписание о созыве избирателей в течение сорока дней и Палат — в течение двух месяцев.
Статья 72. Король может отсрочить заседания Палат. Однако эта отсрочка не может превышать одного месяца или быть возобновлена в ту же сессию без согласия Палат.
Статья 73. Король имеет право снижать или смягчать наложенные судами наказания, за исключением тех, которые определены законом в отношении министров.
Статья 74. Он имеет право во исполнение закона чеканить монету.
Статья 75. Он имеет право жаловать дворянские титулы, не связывая их, однако, с какими-либо привилегиями.
Статья 76. Он награждает военными орденами, соблюдая в этом отношении предписания закона.
Статья 77. Закон устанавливает цивильный лист на время каждого царствования.
Статья 78. Король не имеет других полномочий, кроме официально присвоенных ему Конституцией и особыми законами, изданными на основании Конституции.
Статья 79. В случае смерти Короля Палаты собираются без созыва не позднее десятого дня после его кончины. Если Палаты были ранее распущены и если в акте о роспуске созыв был назначен на более поздний, чем десятидневный, срок, прежние Палаты снова вступают в исполнение своих обязанностей впредь до собрания тех, которые должны их заменить.
Если распущена только одна Палата, настоящие правила применяются к ней.
Со дня смерти Короля и впредь до принесения присяги наследником его престола или регентом конституционные полномочия Короля осуществляются от имени бельгийского народа Советом министров под их ответственностью.
Статья 80. Король является совершеннолетним по достижении им восемнадцати лет. Он вступает на престол лишь после торжественного принесения в совместном заседании Палат следующей присяги:
«Клянусь соблюдать Конституцию и законы бельгийского народа, охранять национальную независимость и целостность территории».
Статья 81. Если по смерти Короля его преемник не достиг совершеннолетия, обе Палаты составляют единое Собрание для назначения регентства и опеки.
Статья 82. Если Король оказывается неспособным царствовать, министры, констатировав эту неспособность, немедленно созывают Палаты. Объединенными Палатами назначаются опека и регентство.
Статья 83. Регентство может быть возложено только на одно лицо.
Регент вступает в исполнение своих обязанностей только по принесении предусмотренной статьей 80 присяги.
Статья 84. Во время регентства не может иметь место никакое изменение Конституции.
Статья 85. В случае вакантности трона Палаты в совместном заседании устанавливают регентство временно, до созыва Палат в полностью обновленном составе; это заседание должно состояться не позднее чем через два месяца. Палаты нового созыва в совместном заседании принимают окончательное решение о вакантном троне.
РАЗДЕЛ II
Министры
Статья 86. Никто не может быть министром, е<уш он «е является бельгийцем по рождению или на основании полной натурализации.
Статья 87. Никто из членов королевской фамилии не может быть министром.
Статья 88. Министры пользуются решающим голосом в той и другой Палате, если только они состоят ее членами.
Министры имеют доступ в каждую Палату и должны быть заслушаны по их требованию.
Палаты могут требовать присутствия министров.
С т а т ь я 89. Ни устный, ни письменный приказ Короля ни в коем случае не могут освободить министра от ответственности.
Статья 90. Палата представителей имеет право возбуждать обвинение против министров и предавать их суду Кассационной палаты, которая одна только имеет право судить их в соединенном присутствии; исключением являются случаи, подлежащие определению законом по делам о гражданских исках, возбуждаемых потерпевшими лицами, а также о преступлениях и правонарушениях, совершенных министрами не при исполнении своих обязанностей.
Закон определит случаи ответственности министров, налагаемые на них наказания и порядок производства дел против них либо по возбужденному Палатой представителей обвинению, либо по жалобе потерпевших лиц.
Статья 91. Король может даровать помилование осужденному Кассационной палатой министру только по ходатайству одной из Палат.
Глава III СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
С т а т ь я 92. Споры о гражданских правах подсудны исключительно судам.
Статья 93. Споры о политических правах подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.
Статья 94. Никакой суд, никакая юрисдикция по спорным делам не могут быть установлены иначе как на основании закона. Не могут быть учреждены под каким бы то ни было названием чрезвычайные комиссии и чрезвычайные суды.
Статья 95. Для всей Бельгии имеется един Кассационный суд.
Этот суд не разбирает дел по существу, за исключением дел о министрах.
Статья 96. Заседания судов открытые, если только этим не создается угроза общественному порядку и нравам; в таком случае суд объявляет об этом в своем решении. По политическим делам и по делам о печати закрытие дверей может быть допущено только единогласным определением суда.
Статья 97. Всякое судебное решение объявляется в открытом заседании и должно быть мотивировано.
Статья 98. Суд присяжных устанавливается для всех уголовных дел, для дел о правонарушениях политических и о печати.
Статья 99. Мировые судьи и члены судов назначаются непосредственно Королем.
Члены апелляционных судов и председатели и вице- председатели судов первой инстанции данной подсудности назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — указанными судами, а другой — советами провинций.
Члены Кассационного суда назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — Сенатом а другой — Кассационным судом.
В обоих случаях кандидаты, внесенные в один список, могут быть включены и в другой. Все представления кандидатов опубликовываются не позднее пятнадцати дней до назначения.
Статья 85. В случае вакантное™ трона Палаты в совместном заседании устанавливают регентство временно, до созыва Палат в полностью обновленном составе; это заседание должно состояться не позднее чем через два месяца. Палаты нового созыва в совместном заседании принимают окончательное решение о вакантном троне.
РАЗДЕЛ II
Министры
Статья 86. Никто не может быть министром, е<уш он не является бельгийцем по рождению или на основании полной натурализации.
Статья 87. Никто из членов королевской фамилии не может быть министром.
Статья 88. Министры пользуются решающим голосом в той и другой Палате, если только они состоят ее членами.
Министры имеют доступ в каждую Палату и должны быть заслушаны по их требованию.
Палаты могут требовать присутствия министров.
С т а т ь я 89. Ни устный, ни письменный приказ Короля ни в коем случае не могут освободить министра от ответственности.
Статья 90. Палата представителей имеет право возбуждать обвинение против министров и предавать их суду Кассационной палаты, которая одна только имеет право судить их в соединенном присутствии; исключением являются случаи, подлежащие определению законом по делам о гражданских исках, возбуждаемых потерпевшими лицами, а также о преступлениях и правонарушениях, совершенных министрами не при исполнении своих обязанностей.
Закон определит случаи ответственности министров, налагаемые на них наказания и порядок производства дел против них либо по возбужденному Палатой представителей обвинению, либо по жалобе потерпевших лиц.
Статья 91. Король может даровать помилование осужденному Кассационной палатой министру только по ходатайству одной из Палат.
Глава III СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 92. Споры о гражданских правах подсудны исключительно судам.
Статья 93. Споры о политических правах подсудны судам, за исключением установленных законом случаев.
Статья 94. Никакой суд, никакая юрисдикция по спорным делам не могут быть установлены иначе как на основании закона. Не могут быть учреждены под каким бы то ни было названием чрезвычайные комиссии и чрезвычайные суды.
Статья 95. Для всей Бельгии имеется един Кассационный суд.
Этот суд не разбирает дел по существу, за исключением дел о министрах.
Статья 96. Заседания судов открытые, если только этим не создается угроза общественному порядку и нравам; в таком случае суд объявляет об этом в своем решении. По политическим делам и по делам о печати закрытие дверей может быть допущено только единогласным определением суда.
Статья 97. Всякое судебное решение объявляется в открытом заседании и должно быть мотивировано.
Статья 98. Суд присяжных устанавливается для всех уголовных дел, для дел о правонарушениях политических и о печати.
Статья 99. Мировые судьи и члены судов назначаются непосредственно Королем.
Члены апелляционных судов и председатели и вице- председатели судов первой инстанции данной подсудности назначаются Королем по двум двойным спискам, представленным: первый — указанными судами, а другой — советами провинций.
Члены Кассационного суда назначаются Королем по Двум двойным спискам, представленным: первый — Сенатом а другой — Кассационным судом.
В обоих случаях кандидаты, внесенные в один список, могут быть включены и в другой. Все представления кандидатов опубликовываются не позднее пятнадцати дней до назначения.
Суды выбирают из своего состава председателей и вице-председателей.
Статья 100. Судьи назначаются пожизненно. Ни один судья не может быть лишен своей должности или отстранен от нее иначе как по судебному решению.
Перемещение судьи может иметь место только путем нового назначения и с его согласия.
Статья 101. Король назначает и отзывает должностных лиц прокуратуры при судах и трибуналах.
Статья 102. Жалованье членов судебного ведомства устанавливается законом.
Статья 103. Ни один судья не может принять^от Правительства платную, должность, если только он не выполняет ее безвозмездно и лишь в случаях, не предусмотренных законом о несовместимости.
Статья 104. В Бельгии имеется три апелляционных суда. Законом определяется их подсудность и местонахождение.
Статья 105. Особые законы определяют устройство военных трибуналов, их компетенцию, а также права и обязанности их членов и продолжительность занятия ими их должностей.
В указанных законом местах имеются коммерческие трибуналы. Законом определяется их устройство, компетенция, порядок назначения их членов и продолжительность занятия ими их должностей.
Статья 106. Кассационная палата решает споры между судами о подсудности в порядке, установленном законом.
Статья 107. Суды и трибуналы применяют постановления и предписания — общие, провинциальные и местные — только в порядке, установленном законами.
Глава IV
УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИЛИ ОБЩИННЫЕ
Статья 108. Учреждения провинциальные и общинные регламентируются законами.
Эти законы устанавливают следующие принципы:
1) прямые выборы, с исключениями, которые могут быть установлены законом в отношении глав общинных управлений и правительственных комиссаров при советах провинций; 2) предоставление советам провинций и общин компетенции во всем, что относится к интересам провинций и общин, при условии утверждения их актов ■в случаях и порядке, установленных законами. Несколько провинций или общин могут договориться или объединиться на условиях и в порядке, установленных законом, в целях регулирования и совместного управления объектов, касающихся интересов этих провинций или общин. Однако не допускается совместное обсуждение и решение вопросов несколькими советами провинций или общин; 3) публичность заседаний советов провинций и общин в установленных законом пределах; 4) публичность бюджетов и отчетов; 5) вмешательство Короля или законодательной власти для воспрепятствования советам провинций и общин выходить за пределы их компетенции и действовать во вред общим интересам.
Статья 109. Составление актов гражданского состояния и регистрация метрических книг является исключительно компетенцией общинных властей.
ОТДЕЛ IV ФИНАНСЫ
Статья 110. Никакой налог в пользу Государства не может быть установлен иначе как законом.
Никакой провинциальный налог или повинность не могут быть установлены иначе как с согласия совета провинции.
Никакой общинный налог или повинность не могут быть установлены иначе как с согласия совета об- ЩИны.
Закон определит исключения, необходимость которых удет установлена опытом в отношении провинциальных общинных налогов.
Статья 111. Налоги в пользу Государства вотируются ежегодно.
Устанавливающие их законы действительны только на один год, если они не возобновлены.
Статья 112. Не могут устанавливаться никакие привилегии в области налогообложения. Всякие освобождения от налогов или снижения их допускаются не иначе как на основании закона.
Статья 113. За исключением случаев, точно указанных в законе, от граждан не могут быть требуемы никакие взносы, кроме налогов в пользу Государства, провинций и общин. В ныне действующий режим польдеров и ватерингенов [1] не вносится ничего нового, и он остается подчиненным общему законодательству.
Статья 114. Никакая пенсия, никакая награда из государственных средств не могут предоставляться иначе как на основании закона.
Статья 115. Палаты ежегодно утверждают государственный финансовый отчет и вотируют бюджет. Все доходы и расходы Государства подлежат включению в бюджет и в государственный финансовый отчет.
Статья 116. Члены Счетной палаты назначаются Палатой представителей на установленный законом срок.
На эту Палату возложены проверка и утверждение счетов общего управления и всех обязанных отчетом казне. Счетная палата наблюдает, чтобы ни одна статья расходного бюджета не была превышена и чтобы не было никаких переносов из одной статьи в другую. Счетная палата проверяет отчеты различных административных учреждений и обязана собирать в связи с этим всякие сведения и все необходимые оправдательные документы. Общий по государству отчет представляется Палатам с замечаниями Счетной палаты. Организация этой Палаты устанавливается законом.
Статья 117. Жалованье и пенсии служителей религиозных культов относятся за счет государства; необходимые для покрытия таких расходов суммы ежегодно вносятся в бюджет.
ОТДЕЛ V ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 118. Порядок комплектования армии определяется законом. Он устанавливает также правила продвижения по службе и права и обязанности военнослужащих.
Статья 119. Контингент армии вотируется ежегодно. Устанавливающий его закон действителен только на один год, если он не возобновлен.
Статья 120. Организация и функции жандармерии составляют предмет отдельного закона.
Статья 121. Никакая иностранная воинская часть не может быть принята на службу Государства и не может занять его территорию или проходить через нее иначе как на основании закона.
Статья 122. Допускается учреждение гражданской гвардии, организация которой определяется законом.
Статья 123. (Отменена законом 24 августа 1921 г.)
Статья 124. Военнослужащие могут быть лишены своих почетных отличий, чинов и пенсий не иначе как в порядке, установленном законом.
ОТДЕЛ VI
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 125. Национальными цветами Бельгии являются красный, желтый и черный; герб королевства изображает бельгийского льва с надписью: «В единении — сила».
Статья 126. Город Брюссель является столицей Ьельгии и местом нахождения правительства.
Статья 127. Никакая присяга не может быть предписана иначе как на основании закона. Он определяет ее формулу.
Статья 128. Любой иностранец, находящийся на ерритории Бельгии, пользуется защитой личности и имущества, с исключениями, установленными законом.
8 Зак. 2358.
Статья 129. Ни один закон, ни одно постановление или предписание администрации — общей, провинциальной или общинной — не являются обязательными, пока они не опубликованы в установленной законом форме.
Статья 130. Действие Конституции не мажет быть приостановлено ни в целом, ни в какой-либо части.
ОТДЕЛ VII ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ
Статья 131. Законодательная власть имеет ^раво заявить, что указываемое ею предписание Конституции подлежит пересмотру.
После этого заявления обе Палаты распускаются согласно закону. В соответствии со статьей 71 созываются две новые Палаты. Они по соглашению с Королем выносят решения по вопросам, предложенным к пересмотру.
Палаты в этом случае не могут обсуждать вопрос, если в заседаниях каждой из них не присутствуют по меньшей мере две трети составляющих их членов; никакое изменение не может быть принято, если оно не соберет по меньшей мере две трети голосов.
ОТДЕЛ VIII ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 132. Для первых выборов главы Государства допускается отступление от первого правила статьи 80.
Статья 133. Иностранцы, поселившиеся в Бельгии до 1 января 1814 года и продолжающие проживать в ее пределах, рассматриваются как бельгийцы по рождению при условии заявления, что они намерены воспользоваться преимуществами настоящего постановления.
Это заявление должно быть сделано совершеннолетними в течение шести месяцев со дня вступления в действие настоящей Конституции и несовершеннолетними в течение одного года по достижении ими совершеннолетия. Заявление должно быть сделано властям провинции, в пределах которой находится местожительство заявителя. Оно
должно быть сделано лично или через представителя, располагающего специальной доверенностью в подлиннике.
Статья 134. Впредь до издания соответствующего закона Палата представителей будет обладать дискреционной властью для возбуждения обвинения против министров, а Кассационная палата — для суда над ними, с правом квалификации преступления и наложения наказания.
Однако наказание не может быть выше лишения свободы, с исключениями, особо предусмотренными уголовными законами.
Статья 135. Личный состав судебных палат и судов сохраняется в том виде, в каком он сейчас существует, впредь до издания соответствующего закона. Такой закон должен быть издан в течение первой законодательной сессии.
Статья 136. Законом, принятым в первую законодательную сессию, должен быть установлен порядок первого назначения членов Кассационной палаты.
Статья 137. Основной закон 24 августа 1815 г. отменяется, равно как и провинциальные и местные статуты. Однако провинциальные и местные власти сохраняют свои полномочия, пока законом не будет введен другой порядок.
Статья 138. Со дня вступления в действие Конституции все противоречащие ей законы, декреты, постановления, предписания и другие акты отменяются.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 139. Национальный конгресс заявляет, что необходимо издание отдельных законов в возможно краткий срок по следующим вопросам: 1) печать; 2) организация ^суда присяжных; 3) финансы; 4) устройство провинций и общин; 5) ответственность министров и других представителей власти; 6) судоустройство; 7) пересмотр списка пенсий; 8) меры предупреждения совместительства; 9) пересмотр законодательства о несостоятельности и о мораториях; 10) организация армии; правила продвижения по службе и выхода в отставку, Военно-уголовный кодекс; Ц) пересмотр кодексов.
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ
Мы, Бодуэн, Король бельгийцев, настоящим объявляем.
Подлежат пересмотру:
Статья 1, абзац 1 Конституции.
Статья 22 Конституции.
Отдел III Конституции путем включения статьи 25а относительно осуществления полномочий наднациональных и международных властей.
Отдел III, глава I Конституции путем включения в нее постановлений, в силу которых члены Сената и Палаты представителей, призванные выполнять министерские функции, должны допускаться к участию в собраниях, публичных наднациональных и международных организаций, или принесению присяги, или к делегированию каким-либо другим членам [Сената или Палаты представителей] для участия вместо них в совещаниях Собрания.
Статья 36 Конституции.
Статья 39 Конституции, за исключением второй фразы.
Статья 47, абзац 1 Конституции, путем изменения слов: «домицилированными в течение не менее шести месяцев в одной и той же общине».
Статья 47, абзац 3 Конституции.
Переходные постановления к статье 47 Конституции.
Статья 52 Конституции.
Переходные постановления к статье 52 Конституции.
Переходные постановления к статье 53 Конституции.
Статья 56а Конституции.
Переходные постановления к статье 56а Конституции.
Статья 57 Конституции.
Статья 68 Конституции.
Статья 70, абзац 1 Конституции.
Статья 132 Конституции путем ее отмены.
Статья 135 Конституции путем ее отмены.
Статья 136 Конституции путем ее отмены.
Отдел VIII Конституции путем добавления статьи 140, которая определила бы, что Бельгийская Конституция установлена на французском и голландском языках и что оба текста считаются подлинными.
Все статьи Конституции, но исключительно с точки зрения установления ее голландского текста.
Брюссель 12 марта 1954 года.
[1] Польдеры и ватерингены — термины, относящиеся к осушению и использованию затопленных морем низменностей. Прим. ред.
|