Юридические исследования - Проект реформы, приня­том в Долинах Андорры 31 мая 1866 гг. Г. С. ГУРВИЧ. -

На главную >>>

Государственное право: Проект реформы, приня­том в Долинах Андорры 31 мая 1866 гг. Г. С. ГУРВИЧ.


    Республика Андорра (в Пиренеях, между Францией и Испанией) занимает окруженную горами долину пло­щадью 453 кв. км с населением свыше 6 тыс. человек (по данным 1956 г.), говорящим на каталонском диалекте испанского языка; находится под совместным верховен­ством Франции и епископства Урхельского (Испания).


    ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

    Республика Андорра (в Пиренеях, между Францией и Испанией) занимает окруженную горами долину пло­щадью 453 кв. км с населением свыше 6 тыс. человек (по данным 1956 г.), говорящим на каталонском диалекте испанского языка; находится под совместным верховен­ством Франции и епископства Урхельского (Испания).

    Писаной республиканской конституции нет (хотя как самостоятельная община Андорра известна еще в IX в.). Общегосударственным органом является Генеральный со­вет долины, — состоящий из 24 членов, избираемый на 4 года и обновляемый наполовину каждые 2 года. Совет избирает председателя — «первый синдик», который руко­водит заседаниями Совета, а также его заместителя. Оба синдика облечены исполнительной властью.

    Каждая из шести деревень, составляющих респуб­лику, избирает (кроме 4 членов Генерального совета)«об­щинный совет», который в свою очередь избирает двух «консулов» в качестве исполнительной власти общины. В общинах избираются, кроме того, «народные уполно­моченные», которые обязаны ревизовать финансовую от­четность консулов. Во всех этих выборах призваны участвовать лишь главы семейств, хотя с 1933 г. это правило соблюдается ме особенно строго и к выборам допускаются и другие совершеннолетние жители общин.

    Контроль Франции над управлением Андорры имеет вполне реальный характер и осуществляется через пре­фекта французского департамента Восточных Пиренеев; префекту в отношении Андорры присвоено звание «по­стоянного делегата», и ему граждане Андорры вправе приносить жалобы на решения Генерального совета и Других местных властей. Вопросы, вызывающие в Гене­
    ральном совете разногласия, тоже передаются на разре­шение «постоянного делегата». Кроме того, французское правительство и епископ Урхельский назначают своих представителей (викариев), которые отправляют в Ан­дорре правосудие (в присутствии консулов или предста­вителей Генерального совета, приводящих решение суда в исполнение). На решения викариев допускается апел­ляция соответственно во французский суд (в Перпиньяне) и в епископальный суд.

    Большинство приведенных выше положений отра­жено в публикуемом ниже «Проекте реформы, приня­том в Долинах Андорры 31 мая 1866 гг.». Закон этот ре­гулирует почти исключительно порядок выборов • долж­ностных лиц республики, но из его формулировок, очень тщательных и обстоятельных, рисуются все основные линии государственного устройства Андорры, с ее об­щинным самоуправлением, ее судами, ее чужеземными «суверенами». Должность консула или члена Генераль­ного совета ответственна, хлопотлива и... безвозмездна. Охотников на эти должности, как видно, немного. По­этому избирательный закон предупреждает, что «лица, избранные общиной в установленном порядке», обязаны принять избрание, если только они не несут «другой пер­сональной общественной обязанности» или если еще не минуло 4 лет с тех пор, как они, так сказать, отслужи­лись в последний раз. Поэтому же так мелочно подробны и оттого довольно запутанны детали выборов и голосова­ния: избранные желают, как видно, иметь гарантию, что «воля народа» — неподдельная, подлинная воля его.



    ПРОЕКТ РЕФОРМЫ, ПРИНЯТЫЙ В ДОЛИНАХ АНДОРРЫ

    31 мая 1866 г.

    1.     Право участия в выборах имеет каждый андоррец, живущий в определенном приходе, глава семьи, совер^- шеннолетний и в здравом уме. Иностранец, вступивший в брак с женщиной, которая является единственной до­черью и наследницей, также может участвовать в голо­совании, при условии, что он прожил в стране не менее трех лет и не был уличен в пренебрежительном или без­различном отношении к интересам и делам страны, со­гласно решению достопочтенной Общины, принятому в связи с возникшим в том сомнением, причем всегда допускается обжалование решения перед Сувереном.

    2.     Получившие большинство голосов на выборах, упомянутых в статье 1, и оформленные согласно правилам статьи 5, могут быть избраны уполномоченными народа.

    3.     Чтобы быть избранным на должность в Общине или в члены Генерального Совета, необходимо, во-пер­вых, удовлетворять требованиям статьи 1, быть челове­ком хорошего поведения и добрых нравов, обладать та­ким семейным имуществом и средствами, которые соответ­ствовали бы заинтересованности в том, чтобы управление велось пригодными для того властями. Однако, даже если кандидат соединяет в своем лице все качества под­линного гражданина, он не может быть избран членом муниципалитетов или Генерального Совета, если он со­стоял должником Общины и не погасил своей задолжен­ности.

    4.     Выборы проводятся в каждом приходе главного населенного пункта в день, объявленный и назначенный по соглашению между местными властями и народом.

    осле того как будут назначены день, час и место голо- в ния, местные власти должны собраться, чтобы

    председательствовать на выборах. Избирательная колле­гия должна состоять из председателя, двух советников и секретаря. Председательствовать должен старший или младший консул, а в случае отсутствия обоих — лицо, ими назначенное. Другие члены Общины и четыре члена Генерального Совета также имеют право помогать пред­седателю.

    Избранными считаются получившие большинство го­лосов присутствующих избирателей независимо от того, будет ли их мало или много.

    В состав Избирательной коллегии могут входить представители кварталов, образующих каждый приход. При первых выборах членами Избирательной коллегии должны быть люди наиболее состоятельные в каждом приходе.

    5.    При назначении уполномоченных по проверке от­четности председательствует соответствующее должност­ное лицо, а голосует только народ. При первых выбо­рах Избирательная коллегия образуется в порядке, ука­занном в статье 4.

    Голосующие удостоверяют перед Избирательной кол­легией, в письменной форме или устно, свою личность и избирательный бюллетень. Если некоторые кварталы одного прихода выдвигают одну кандидатуру в комис­сары, а другие кварталы — другую кандидатуру, то по этим кандидатурам может быть проведено раздельное голосование в случае согласия на такой порядок выбо­ров; точно так же могут быть проведены и другие голо­сования.

    Как только голосование закончится, подсчитываются голоса. Получившие абсолютное большинство объяв­ляются имеющими законные полномочия. Если ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов, то на новое голосование должны быть поставлены кан­дидатуры тех, кто получил относительно наибольшее число голосов; избиратели голосуют только за одного из кандидатов, и тот, кто получил абсолютное большинство, объявляется имеющим законные полномочия.

    Если при первом голосовании какой-либо один кан­дидат получает такое же число голосов, как два наиболее выделившиеся кандидата вместе, то на второе голосова-
    няе ставятся все три кандидатуры и вопрос об избрании решается в пользу того из кандидатов, кто получит абсо­лютное большинство, как это было предусмотрено выше.

    Если случайно ни один кандидат не получит абсолют­ного большинства, то отбираются две кандидатуры, по­лучившие наибольшее число голосов, и в следующем голосовании избрание определяется получением абсолют­ного большинства, как это предусмотрено выше; если же и в дальнейшем голоса опять разделяются поровну, то две записки с фамилиями кандидатов кладутся в урну, и избранным признается кандидат, чья фамилия ока­жется в той записке, которая будет вынута из урны первой.

    Те избранные, которые получили большинство голо­сов и приняли избрание, должны считаться имеющими законные полномочия на двухлетний срок, по истечении которого они могут быть вновь избраны, если вновь по­лучат большинство голосов, при непременном условии их согласия принять полномочия.

    На их обязанности лежит участие в проверке отчет­ности; с этой целью консулы Общины заблаговременно передают им отчетный доклад. Если отчет вызывает раз­ногласия, то вопрос решается Генеральным Советом, если же и в Совете не будет достигнуто соглашение, вопрос представляется на разрешение Суверена.

    6.     Год консулата оканчивается 31 декабря; консулы должны сдать отчет между этой датой и 2 февраля сле­дующего года.

    Для избрания властей, образующих Общину, в голо­совании вправе участвовать все избиратели каждого прихода. Избирательная коллегия должна быть назна­чена в соответствии со статьей 4. За кандидатов, наме­ченных для сформирования Общины, голосуют сначала избиратели, затем должностные лица, с соблюдением условий статьи 3, причем голосование производится в порядке статьи 5. Если в первом голосовании никто не получил абсолютного большинства голосов, то прово­дится второе голосование, в соответствии со статьей 5, и из ранными объявляются получившие абсолютное боль- инство голосов присутствующих избирателей.

    6 Зак, 2358.

    Вновь избранная Община большинством голосов из­бирает старшего и младшего консулов в соответствии с постановлениями статьи 8. Затем образуется общинная корпорация со всеми теми должностными функциями, обязанностями и правами, какие принадлежали предше­ствующим общинным властям, исключая прерогативы Генерального Совета и представительство в нем.

    При избрании старшего и младшего консулов соблю­дается применявшаяся до настоящего времени очеред­ность между кварталами, образующими каждый приход. Все должности исполняются безвозмездно.

    7.    При выборах четырех членов Генерального Совета в голосовании также участвуют все избиратели каждого прихода. Председательствовать на выборах должны об­щинные власти, как это предусмотрено выше; при первых выборах должны быть соблюдены постановления статьи 4.

    За кандидатов, удовлетворяющих требованиям ста­тьи 3, голосуют сначала избиратели, затем должност­ные лица. О каждом избранном должно быть опове­щено согласно статье 5; если при первом голосовании никто не получил абсолютного большинства, то прово­дится второе в порядке, указанном выше, в статье 5; получившие большинство голосов присутствующих изби­рателей объявляются членами Генерального Совета.

    Генеральный Совет должен иметь прежние прерога­тивы как в отношении назначения синдиков, так и всех других начальствующих лиц, причем члены его освобождаются от работ по приходам, находящимся на попечении общинных властей. Участие в Совете должно быть также безвозмездным.

    Для того чтобы полномочия общинных властей и чле­нов Генерального Совета имели одинаковый четырехлет­ний срок, одна половина членов Совета должна после первых выборов служить четыре года, а другая поло­вина— два года; при отборе той половины членов, пол­номочия которой истекают раньше, должны соблюдаться постановления статьи 8.

    8.   Лица, избранные консулами, служат четыре года, как и другие члены Общины, первые два года в ранге консула, а остальные два года в ранге советника. В связи с этим члены Общины каждые два года выби-


    рают упомянутых выше двух консулов из числа пяти но­вых членов, с тем что вновь избранные будут, подобно их предшественникам, точно так же состоять два года консулами и два года советниками.

    Консулы избираются абсолютным большинством голосов членов Общины, а при отсутствии такого боль­шинства — относительным большинством, с соблюдением очередности, в силу которой старший консул должен быть один раз из одной группы кварталов, а младший — из другой группы, а при следующих выборах — наобо­рот.

    В течение первых двух лет старший по возрасту член от одной группы кварталов и старший по возрасту от другой группы должны быть советниками. В дальнейшем при обновлении половины членов Общины соблюдается правило, что группы кварталов, образующие каждый приход, должны иметь причитающееся им число пред­ставителей.

    Замена указанной выше половины членов должна быть произведена в первый раз с соблюдением установ­ленного ниже порядка; в дальнейшем получится, что одна половина членов уже отбыла все четыре года своей службы, тогда как другая прослужила только два года; в этом случае окажется необходимым заменить пять членов, закончивших четырехлетний срок своей службы. Для замены в первый раз той половины членов, которая покидает свои должности, в урну опускаются бюллетени с именами всех членов Общины, за исключением имен двух консулов, заканчивающих свое консульство и остаю­щихся в составе Общины, как было указано выше, в ка­честве советников до окончания четырехлетнего срока их полномочий. Из восьми бюллетеней, опущенных в урну, должны быть вынуты пять, с тем что должности лиц, чьи имена указаны на этих бюллетенях, должны быть замещены путем выборов согласно статье 6.

    Если приход состоит из двух групп кварталов, то в одну урну опускаются четыре бюллетеня с именами кан­дидатов от первой группы, а в другую — четыре от вто­рой группы; из первой урны должны быть вынуты три бюллетеня, из второй — два, так чтобы всего было вы­нуто пять бюллетеней, что составит половину числа членов

    Общины. Избрание преемников выбывающих членов производится так, что трое из этих преемников выдви­гаются от той группы, из урны которой было вынуто три бюллетеня, а двое — от другой группы, из урны ко­торой было вынуто два бюллетеня.

    Для определения в первый раз той половины членов Генерального Совета, которая подлежит замене по исте­чении двух лет, в урну опускаются бюллетени с именами четырех членов от каждого прихода и вынимаются два бюллетеня; определенные таким образом лица заме­щаются путем выборов согласно статье 7.

    9.     Лида, избираемые в установленном порядке .Об­щиной, обязаны нести службу, если они не достигли воз­раста, дающего право на отставку, или если на нйх не возложена другая общественная или персональная обя­занность. Однако лица, бывшие членами Генерального Совета, мэрами или синдиками, не обязаны служить кон­сулами даже по настоянию Общины, если со времени оставления ими указанных должностей до нового их при­звания к власти решением большинства еще не прошло четырех лет.

    10.     Равным образом лица, избранные в Генеральный Совет, обязаны нести службу, если они не достигли воз­раста, дающего право на отставку, или если на них не возложена какая-либо другая общественная или персо­нальная обязанность и если со времени, когда они были членами Генерального Совета, мэрами или синдиками, до нового их избрания на должность уже’ прошло четыре года.

    В случае смерти одного из четырех членов Генераль­ного Совета оставшиеся три члена должны прежде всего позаботиться о преемнике, который избирается из среды соответствующей группы кварталов и должен слу­жить только до истечения срока полномочий своего предшественника, — а затем уведомить Генеральный Совет.

    В случае смерти члена Общины последняя должна позаботиться о преемнике, который избирается из среды соответствующей группы кварталов и должен служить лишь до истечения срока полномочий своего предше­ственника, причем он избирается абсолютным большин­


    ством голосов избирателей, а за отсутствием его — отно­сительным большинством.

    В случае смерти уполномоченного народа его преем­ник должен быть избран из среды той группы кварталов, которой был избран покойный. Для того чтобы этот преемник рассматривался как законно уполномоченный, достаточно довести до общего сведения посредством объ­явления, что преемник был избран большинством голо­сов избирателей, участвовавших в последних выборах.

    11.     Если при применении приведенных выше статей встретится затруднение, то следует обратиться за помощью к Генеральному Совету, который должен из­дать декларацию о порядке исполнения, обязательную для всех приходов в целом и для каждого в отдельности,' с соблюдением права на обжалование перед Сувереном.

    12.     После конституирования властей Общины и Гене­рального Совета консулы каждого из шести приходов должны вручить по двадцать четыре дуро соответствую­щим членам Генерального Совета, обязанным принять эти деньги в качестве фонда на свои расходы, по кото­рым они представляют письменный отчет консулам; по­следние, приняв отчет, должны сделать упомянутым должностным лицам новый взнос в двадцать четыре дуро, причем в получении каждого такого взноса вы­дается расписка. Сверх того, консулы обязаны предостав­лять в распоряжение соответствующих членов Генераль­ного Совета денежную субсидию от Франции, дар и суб­сидию Епископа, жалованье для врачей и остальные суммы, подлежащие освоению в течение четырех или пяти ежегодных сессий Совета.

    13.    Для подготовки и обеспечения наилучших резуль­татов рассмотрения судебных дел в заседаниях суда первой инстанции должны участвовать два консула соот­ветствующих приходов вместе с двумя советниками, чтобы вынести первое решение. Если на решение подана апелляция, то в заседании суда второй инстанции Должны присутствовать два консула других приходов, участвующие в рассмотрении и решении дела; если по­дана вторичная апелляционная жалоба, то в заседании сУДа должен участвовать Генеральный Совет в лице своего советника; сообразно с тем, что будет предложено
    этим последним, Совет выносит свое решение. Обяза­тельно также присутствие секретаря, ведущего протокол.

    Решение суда первой инстанции передается старшему или младшему консулу, а в случае их отсутствия или болезни — ^ицу, назначенному их заместителем; во вто­рой и в третьей инстанциях решение передается синдику или его заместителю.

    14.    Синдику принадлежит, как и ранее, право в ка­честве представителя Генерального Совета отдавать над­лежащие распоряжения, придерживаясь, однако, доброго обычая при первой возможности консультироваться с Советом по поводу осуществления этих распоряжений, чтобы обеспечить себе одобрение Совета.

    15.   Равным образом в случае, если в Долине возник­нет какой-либо трудный и серьезный вопрос, будет целе­сообразно в точности придерживаться доброго обычая, состоящего в том, что Генеральный Совет назначает от каждого прихода по три или четыре человека из наи­более состоятельных и способных, чтобы они сообща рекомендовали наилучшее решение как в смысле веде­ния переговоров с обоими Суверенами, так и в отноше­нии других дел.

    16.     К общинным властям и к властям Генерального Совета может быть предъявлено частными лицами требо­вание отчитаться перед компетентными судебными орга­нами в займах, сделанных этими властями в качестве частных лиц у заявителей, причем для предъявления та­кой претензии не требуется предварительного разреше­ния; только в отношении тех займов, которые сделаны властями как таковыми, необходимо разрешение син­дика для предъявления консулам и членам Генераль­ного Совета требования о сдаче отчета и разрешение Генерального Совета — для предъявления такого же требования синдику.

    Указанное разрешение Генеральный Совет и синдики обязаны выдать, как только истец представит доказа­тельство, что обязательство уплаты долга не выполнено. В случае отказа в выдаче разрешения отказ этот может быть обжалован перед Сувереном.