Юридические исследования - Центральные отраслевые органы публичной администрации Республики Молдова. -

На главную >>>

Административное право: Центральные отраслевые органы публичной администрации Республики Молдова.


    Центральными отраслевыми органами государства являются министерства, службы, правительственные комиссии, а так же другие государственные органы публичной администрации как: Счётная палата, Национальный банк.


    1)Министерства как основные центральные отраслевые органы публичной администрации.

     

    Центральными отраслевыми органами государства являются министерства, службы, правительственные комиссии, а так же другие государственные органы публичной администрации как: Счётная палата, Национальный банк.

     

    Основным является министерство, которые основываясь на законе проводят в жизнь политику Правительства, его постановления, распоряжения. Будучи отраслевыми органами они осуществляют руководство вверенным им областям на все6й территории РМ и несут ответственность за свою деятельность.

     

    В компетенцию министерств входит:

    -развитие вверенных им отраслей согласно нормам международной практики;

    -разработка программ научно-технического и социально-экономического развития.

    -финансовое обеспечение реализации программ социальной защиты работников;

    -обеспечение подготовки кадров высокой квалификации, в том числе и за рубежом.

     

    Министерства являются единоличными органами в управлении, так как во главе министерств находится министр, назначенный президентом РМ и одобренный Парламентом. Министр несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач.

     

    Единоличное управление министерства сочетается с коллегиальным управлением. Во внутренней структуре каждого министерства может быть создана Коллегия Министерства, включающая 9-11 членов, из которых министр как председатель Коллегии, заместители министра и главы подразделений министерства. Данная коллегия должна быть утверждена правительством, носит консультативный характер, так как её решения не имеют юридической силы до тех пор пока не будут  утверждены приказом министра.

    Министерства осуществляют свою деятельность на основе регламента, утверждённого Правительством.

     

    С организационной точки зрения весь персонал министерств делится на отделы, дирекции, секции – являющиеся структурой министерств.

     

    Исходя из компетенции министерств, министерства имеют право заключать новые трудовые договора, с целью обновления министерских кадров, проводить постоянные аттестации для служащих министерств.

     

    Согласно ст. 97 КРМ  можно сделать вывод, что все министерства находятся в подчинении правительства, и будучи уполномочены в той или иной сфере жизни общества, могут издавать такие нормативные акты, как приказы.

     

    В настоящее время существуют такие министерства как:

    -министерство финансов.

    -министерство сельского хоз-ва и пищевой промышленности.

    -министерство здравоохранения и социальной защиты.

    -министерство образования молодёжи и спорта.

    -министерство обороны.

    -министерство юстиции.

    -министерство внутренних дел.

    -министерство иностранных дел.

     

    2)Структура органов государственного управления.

    В юридической литературе определено, что центральные отраслевые органы управления государства полностью подчинены Правительству, и действуют на основании КРМ и других нормативных актов.

     

    Согласно ст.107 КРМ в РМ можно создавать отраслевые органы публичной администрации, которые выполняют функции, которые непосредственно не входят в компетенцию министерств. Согласно этому положению в РМ были созданы:

    -центральные административные органы.

    -центральные организации и институты.

    -центральные отраслевые органы, обладающие автономией.

     

    Все эти органы в своей совокупности являются единым механизмом, функцией которого является обеспечение законности проводимой политики управления государством.

     

    Кроме того, правительство может создавать комиссии, постоянные или временные, для изучения некоторых проблем и разработки решений в области развития экономики, культуры и т.д. Деятельность данных комиссий возглавляется самим премьер министром непосредственно или лицом уполномоченным на это Правительством.

     

    Правительство осуществляет контроль за деятельностью министерств и других отраслевых органов центральной публичной администрации. Обладает правом аннулирования нормативных актов изданных ими, если они противоречат закону или являются незаконными. Глава Правительства может потребовать от министерств отчёта о проделанной работе.

     

    Действующая структура органов центральной публичной администрации выглядит следующим образом:

    1)Министерства.

     

    2)Центральные административные органы.

    - Таможенная служба

    -Пограничная служба

    -Национальное бюро статистики

    -Бюро межэтнических отношений.

    -Лицензионная палата.

    -Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией.

    -Национальное бюро по миграции (осуществляющее так же помощь в получении патента на работу).

    Агентство по региональному развития.

     

    3)Центральные организации, либо институты:

    -Академия наук Молдовы

    -Национальное агентство по телекоммуникации и информатике.

    -Национальное агентство по регулированию в энергетике.

    -Государственная администрация гражданской авиации.

    -Государственное агентство интеллектуальной собственности.

    -Торгово-промышленная палата РМ.

     

    4)Центральные отраслевые органы, обладающие автономией:

    -Счётная палата.

    -Национальный банк.

    -Парламентский адвокат.

     

    3)Службы и другие отраслевые органы публичной администрации.

    Среди центральных отраслевых органов публичной администрации особое место занимают государственные службы (таможенная служба, служба по ревизии).

     

    Государственные службы организуются при Правительстве РМ, для осуществления компетенции в различных областях жизни государства, которая прямо не входит в компетенцию министерств.

    Гос службы осуществляют менее обширные функции, чем министерства, соответственно они обладают меньшей сложностью структуры и численностью персонала.

    Гос службы организуются Правительством РМ по предоставлению Премьер Министра.

     

    Так же как и министерства гос службы являются органами единоличного управления и возглавляются генеральным директором, который назначается и снимается с должности Правительством. Единоличное управление службой может сочетаться и с коллегиальным управлением. Во внутренней  структуре каждой гос службы может быть создан совет численностью 9-11 человек, из которых генеральный директор, как председатель коллегиального совета, его заместители и главы подразделений.

     

    Данный коллегиальный совет должен быть утверждён Правительством. В функции коллегиального совета входит обсуждение вопросов, касающихся деятельности данной службы. Решения данного совета носят консультативный характер и не имеют высшей юридической силы. Решения совета вступают в свою полную юридическую силу после утверждения генеральным директором.

     

    В пределах своей компетенции генеральный директор служб издаёт инструкции, которые являются подзаконными нормативными актами.

     

    Таким образом, в юридической литературе министерства именуют центральными отраслевыми органами публичной администрации, а службы центральными межотраслевыми органами публичной администрации.

     

    Согласно закону Правительству разрешено создавать и другие органы центральной администрации, которые следят за исполнением законов, указов президента, и постановлений правительства.

    Согласно данному закону Правительство может создавать такие органы центральной публичной администрации, как государственное агентство интеллектуальной собственности, налоговая инспекция.