Юридические исследования - Органы местной публичной администрации в Республике Молдова. -

На главную >>>

Административное право: Органы местной публичной администрации в Республике Молдова.


    Под местной публичной администрацией с точки зрения административного права следует понимать создание государством административно-территориальных единиц, с помощью которых, государство могло бы проще управлять обществом, наделённых особым статусом юридического лица, а так же специальными полномочиями, осуществляющиеся лишь на территории данной единицы.


    Органы местной  публичной администрации в Республике Молдова.

     

     

    1)Общие положения о местной публичной администрации.

    Под местной публичной администрацией с точки зрения административного права следует понимать создание государством административно-территориальных единиц, с помощью которых, государство могло бы проще управлять обществом, наделённых особым статусом юридического лица, а так же специальными полномочиями, осуществляющиеся лишь на территории данной единицы.

     

    Из вышесказанного следует, что лишь государство в лице высшего представительного органа народа, Парламента, вправе организовывать, реорганизовывать и совершенствовать деятельность своих административно-территориальных единиц, в отдельности, обладая собственными органами публичного управления на местах, которые в совокупности формируют систему местных органов публичного управления.

    Местное публичное управление, как выражение власти народа, является одной их основополагающих основ конституционного строя РМ.

     

    В своей деятельности органы местного публичного управления руководствуются следующими нормативными актами:

    -Конституция РМ.

    -Кодекс о выборах.

    -Закон о местном публичном управлении.

    -Закон об административно-территориальном устройстве РМ.

    -другими законами и международными договорами одной из сторон которой является РМ.

    Все вышеперечисленные нормативные акты устанавливают и регламентируют порядок организации и функционирования органов публичного управления в административно-территориальных единицах, а так же роль и компетенцию.

     

    Согласно положениям Конституции – местным публичным управлением является представительный орган, созданный населением административно-территориальной единицы, для рассмотрения вопросов местного значения.

     

    Согласно закону о местном публичном управлении под местным публичным управлением понимается: совокупность местных органов публичной власти, созданная в соответствии с законом, для удовлетворения основных интересов населения АТЕ.

     

    Органы местного публичного управления имеют следующие признаки:

    -обладают статусом юридического лица.

    -имеют наименование.

    -обладают собственной автономией в управлении финансами.

    -имеют имущество.

     

    Решения органов местной публичной администрации могут быть оспорены путём подачи искового заявления или апелляционной жалобы в соответствующие инстанции, в зависимости от уровня, принявшего их органа.

     

     

     

    2)Основные принципы местной публичной администрации.

    Согласно положениям КРМ публичное управление в АТЕ основывается на следующих 4 принципах:

    -местной автономии.

    -децентрализации общественных служб.

    -выборности властей местного публичного управления.

    -консультации с гражданами по важнейшим вопросам местного значения.

     

    -Принцип местной автономии подразумевает под собой свободу управлять на основе собственных законов. Существует два вида автономий:

    -законодательная – когда некоторым группам людей разрешается издавать законы с высшей юридической слой (федеративные государства).

    -административная – когда некоторым группам людей позволяется издавать подзаконные юридические акты, подчиняющиеся законам и непротиворечащие им.(унитарные государства).

    Местная автономия – это право и способность местных сообществ решать в соответсвии с законом под свою ответсвенность и для своего блага значительную часть общественных дел и управлять ими.

    Органы местного публичного управления кроме местной автономии обладают так же и финансовой автономией. Таким образом для обеспечения местной автономии, ОМПУ разрабатывают и утверждают бюджеты АТЕ, обладают правом определять размер местного налога, выполняют функции главного распределителя кредитов АТЕ, а так же проводят инвентаризацию и управляют в пределах своей компетенции имуществом АТЕ.

     

    -Принцип децентрализации общественных служб

    В любом государстве могут существовать две системы - централизованная или децинтрализованная система гос управления.

    В централизованной системе государство само участвует во всех отраслях жизни общества, а так же органы местного публичного управления находятся в тесной зависимости с центральными органами.

    В децентрализованной системе государство не учавствует само в управлении, а предоставляет это право органам местного публичного управления.

     

    -Принцип выборности властей ОМПУ

    Данный принцип является основопологающим потому что посредством прямого волеизъявления народа образуются представительные органы власти на местах, через которые народ осуществляет местное публичное управление. Очень важно, что данные органы формируются через выборы непосредственно на местах, а не назначаются центральной публичной властью.

     

    -Принцип консультации с гражданами по важнейшим вопросам местного значения.

    Данный принцип является конституционно закреплённым, он предписывает вести управление органам местного публичного управления не изолировано от общества, а в форме сотрудничества.

    Могут проводиться публичные слушанья, собеседования, консультации посредством местных референдумов.

     

    3)Система органов местной публичной администрации.

    Согласно закону об административно-территориальном устройстве РМ, территория РМ в административном отношении подраздяеляется на административно-территориальные единицы такие как:

    -районы

    -города

    -муниципии

    -сёлы

    -коммуны

    Местное публичное управление функционирует на двух уровнях:

    -1 уровень – представляют собой совокупность органов публичной власти, созданных и действующих на территории сёл, коммун, городов, муниципиев для защиты интересов и решения проблем местного населения.

    -2 уровень – представляют собой совокупность органов публичной власти, созданных и действующих на территории районов муниципия Кишинэу и и автономно-территориального образования Гагаузия.

     

    В РМ органами местного публичного управления посредством которых осуществляется местная автономия в сёлах, коммунах, городах, муниципиях Бэлць, Бендеры, Комрат, Тирасполь первого уровня являются местные советы, как представительные органы власти и примары, как исполнительная власть.

     

    Местный совет – это представительная и правомочная власть населения АТЕ первого уровня, избранная в целях решения вопросов местного значения.

     

    Примар – это исполнительная власть местного совета, избранная на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном, равном и свободном голосовании.

    Село – является административно-территориальной единицей, объединяющая сельское население на основе общности территорий, географических условий, экономических и социально-культурных связей, традиций и обычаев.

     

    Два и более села, в зависимости от экономических, социально-культурных условий, могут объеденяться в территорию именуемую - коммуной.

    Село в котором расположен местный совет является селом резидентом, а коммуна носит название села резиденции.

     

    Город - является более развитым по сравнению с селом в экономическом и социально-культурном плане, объединяет городское население, имеет соответствующую инфраструктуру, большая часть населения которой занята в промышленном производстве, сфере обслуживания населения в различных областях интеллектуальной деятельности, культурной и политической жизни.

    В соответсвии с законом некоторые города могут быть признаны муниципиями.

     

    Муниципий – город, играющий особую роль в экономической, социальной, культурной, научной, политической и административной жизни страны, имеющий важные промышленные и торговые структуры, учереждения образования, здравоохранения и культуры.

    Согласно закону статус муниципия предоставдляеться городам: Тирасполь, Бэлць, Комрат, Бендеры.

     

    3.1)Местный совет.

    Местные советы в АТЕ первого уровня состоят из советников избранных в соответствии с законодательством.

     

    Их численность устанавливается из численности АТЕ по следующим критериям на данный момент:

    -до1500 – 9 советников

    - 1500-2500 – 11 советников

    -свыше 200 000 – 43 советника.

     

    Члены местного совета осуществляют свои полномочия на основании мандата. Если признаны действительными не менее 2/3 от числа советников, местный совет считается законно образованным.

    Местный совет осуществляет свои полномочия со дня признания его законно-образованным до дня избрания нового местного совета. Срок полномочий местного совета 4 года, но может быть продлён в случаях предусмотренных законом, войны, катастрофы.

     

    Согласно статье 20 «Закона о местном публичном управлении от 18 марта 20003 года», заседания местного совета проходят открыто согласно повестке дня предложенной примаром или советниками и считается правомочным, если на нём присутствует большинство избранных советников.

    Из этого следуеь, что местный совет созывается примаром, той или йной АТЕ, где проводятся заседания местного совета. Местный совет созывается примаром на очередное заседание один раз в 3 месяца.

    В случае необходимости по требованию примара или 1/3 избранных советников, местный совет может быть создан на внеочередное заседание согласно повестке дня.О созывае местного совета на очередное заседание объявляется не менее, чем за 5 дней. А о созыве на внеочередное заседание, не менее, чем за 3 дня. Созывается по инициативе примара, а если он не имеет возможности – его заместителем. В извещении о созыве заседания местного совета указывается повестка дня, дата, время и место проведения.

    Повестка дня доводится до населения села, коммуны, города или муниципия, через местную печать или иные информационные каналы.

     

    Примар и заместители примара.

    Все сёла, коммуны и города имеют по одному примару и по одному заместителю примара.

    Муниципии имеют по одному примару и по три заместителя примара.

    Города с численностью населения свыше 15 000 могут иметь по два заместителя примара.

     

    Примар является выбоным органом исполнительной власти местного совета, осуществляя свои полномочия со дня признания мандата и до признания мандата следующего примара. Примэрия является рабочим аппаратом примара, осуществляющим свою деятельность на основе положения утверждённого местным советом.

    Срок полномочий примара: 4 года, может быть продлён органическим законом, только в случае войны или катастрофы.

     

    Мандат примара может быть прекращён в следующих случаях:

    -подача в отставку

    -несовместимость должностей

    -вступление в силу в отношении него обвинительного приговора

    -в случае смерти

    В этих случаях полномочия примара возлагаются по праву на его заместителя.

     

    Заместители примара избираются по предложению примара большинством голосов избранных советников местного совета. Если предложение примара по поводу кандидатуры не было поддержано необходим количеством голосов, на двух заседаниях подряд, то примар предлагает совету другую кандидатуру.

    Исходя из компетенции административно-территориальной единицы первого уровня, примар осуществляет на территории следующие полномочия:

     

    1)В области обеспечения правопорядка

    -обеспечивает исполнение решений местного совета.

    -обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение положений законов и других нормативных актов.

    -обеспечивает общественный порядок через сотрудников полиции, народных дружин, аварийно спасательных служб.

    -информирует проведение местного референдума

    -принимает предусмотренные законом меры по проведению собраний общественности

    -осуществляет обзор за ярмарками, рынками, парками.

     

    2)В экономической и финансово-бюджетной области:

    -представляет местному совету ежегодно отчёты о социально-экономическом положении села, коммуны, города, муниципия.

    -координирует разработку проекта местного бюджета и составляет отчёт по его исполнению.

    -выполняет функции главного распределителя кредитов села, коммуны, города, муниципия.

    -организует представление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и других услуг.

    -проводит инвентаризацию и управляет в пределах компетенции, имуществом села, коммуны, города, муниципия.

     

    3)В области кадровой политики:

    -устанавливает полномочия своих заместителей и служащих примэрии.

    -назначает, освобождает от должности служащих примэрии, кооридинирует их действия.

     

    4)В области образования социальной защиты и здравоохранения:

    -содействует обеспечению условий для нормального функционирования учереждений образовательных, культурных, здравоохранения.

    -координирует деятельность по социальной защите детей, многодетных семей, престарелых инвалидов и других категорий лиц.

    -обеспечивает реализацию национальных и местных программ по созданию новых рабочих мест.

     

    5)В области экологии и обустройства территории:

    -обеспечивает разработку генерального градостраительного плана и документацию обустройства территории представляет рассмотрение местному совету.

    -принимает в соответствии с законом меры по обеспечению охраны окружающей среды.

     

    6)В области  обороны и чрезвычайных ситуаций.

    -осуществляет совместно с военным центром меру по созыву граждан на срочную военную службу и военные сборы.

    -является председателем комитета по чрезвычайным ситуациям, принимает меры по предотвращению стихийных бедствий, пожаров, эпидемий.

     

     

    7)В других областях:

    -поддерживает отношение сотрудничества с другими странами, рекомендует местному совету кандидатуру отечественных и зарубежных физических лиц для присвоения им звания почётного гражданина села, коммуны, города, или муниципия.

     

    Примар может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законом. Примар при осуществлении своих полномочий издаёт распоряжение нормативного или индивидидуального характера. Распоряжение нормативного характера в пятидневный срок после его подписания направляется территориальному управлению административного контроля и вступает в силу с момента его обнародования, распоряжение становится обязательным после доведения его до лиц, которым оно адресовано.