Юридические исследования - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина -

На главную >>>

Психиатрия: ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина


    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Психологический институт РАО

    ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

    Учебное пособие

    Для студентов средних педагогических учебных заведений

    Под редакцией И.В. Дубровиной

    Рекомендовано

    Ученым советом Психологического института Российской Академии

    образования

    УДК 376.3(075.32)

    ББК 74.3я723 Д79

    Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»

    Руководитель программы З.А.Нефедова

    Авторы книги:

    И. В.Дубровина (гл. I), А.Д.Андреева (гл. П, IV, V),

    Е.Е.Данилова (гл. Ш), Т. В. Вохмянина (гл. VI)

    Рецензент - доктор психологических наук Е. М. Борисова

    Д79

    Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

    ISBN 5-7695-0189-8

    В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    УДК 376.3(075.32) ББК 74.3я723

    Учебное издание

    Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна, Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Учебное пособие

    Редактор Л. И. Хлопова. Серийное оформление: В. И. Феногенов Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка:

    Н. В. Протасова. Корректоры Э. Г. Юрга, И. Н. Голубева

    Подписано в печать 30.10.98. Формат 84 х 108/32. Гарнитура Таймс.

    Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,4.

    Тираж 10000 экз. Заказ № 1367.

    ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

    105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095) 165-46-66, (095)367-07-98. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

    410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

    © Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 1998 © Издательский центр «Академия», 1998

    ISBN 5-7695-0189-8


    ВВЕДЕНИЕ

    Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

    Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования - детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.

    Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

    В данном пособии раскрываются содержание и формы организации одного из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога - психологической коррекции.

    Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми - детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

    В пособии раскрываются основные цели, задачи, принципы и содержание коррекционной работы, представлены конкретные коррекционно-диагностические и коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

    Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно ис­пользовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.

    Коллектив авторов пособия надеется, что оно поможет будущему специалисту овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.


    ЛИТЕРАТУРА

    Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация //Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. - М.,1983.

    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

    Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. - М., 1994.

    Безруких М.М. Прописи для леворуких детей. - М., 1997.

    Болсовт Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

    Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990.

    Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.,1994.

    Винокурова Н. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М., 1994.

    Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». - М.,1995.

    Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. //Собр. соч.: В 6 т. - Т.5. - М., 1983.

    Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1987.

    Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

    Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л., 1990.

    Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996.

    Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М.,

    1998.

    Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.

    -    М., 1971.

    Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

    Дети с отклонениями в развитии //Под ред. М.С. Певзнер. - М.,1966.

    Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 1975.

    Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 1987.

    Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1988.

    Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.. 1993.

    Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной дезадаптации //Школа здоровья. -1994. -№1. -С. 91-104.

    Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся //Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 86-92.

    Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1986.

    Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.,1982.

    Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.

    Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

    Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. - М., 1993.

    Крылов Д.Н., Кулакова Т.П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.

    Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - 1985.

    Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980.

    Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

    Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. - М., 1991.

    Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.. 1994.

    Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - СПб., 1995.

    Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М., 1994.

    Моделирование педагогических ситуаций. - М., 1981.

    Некоторые вопросы диагностики психического развития детей //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981.

    Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

    Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.

    Психогигиена детей и подростков /Под ред. Г.Н. Сердюковской и Г. Гельница. - М., 1985.

    Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.

    Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. - М., 1976.

    Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

    Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. - 1988. - № 3.

    Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - T.I. - М., 1989.

    Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1990.

    Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.

    Семья в психологическом консультировании /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989.

    Славина Л.С. Трудные дети. - М.-Воронеж, 1998.

    Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.

    Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.

    Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М., 1989.

    Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.,

    1990.

    Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М., 1972.

    Успенский Л.В. Культура речи. - М., 1979.

    Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989.

    Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996.

    Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбаха. - М., 1986.

    Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М., 1997.

    Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.

    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

    Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. - М., 1967.

    Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А. Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.




    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                               3

    ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ           3

    1.  ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ                                                                                                3

    2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ                                                                      6

    3.  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙКОРРЕКЦИИ                                               8

    4.       ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ 12 ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА            14

    1.  ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ                                         14

    2.  ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ СТАРШИХ

    ДОШКОЛЬНИКОВ                                                                                                                                                            17

    3.      ДОШКОЛЬНИКИ «ГРУППЫ РИСКА » 21 ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                 29

    1.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                                       29

    2.  РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ                                                                                                                                                     38

    3.  РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ                                                                                                                                           42

    4.  РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ                                                                                                                                      45

    5.  РАЗВИТИЕ РЕЧИ                                                                                                                                                           47

    6.  КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *                                                            52

    1.  КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                                                                               61

    2.      МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ «ГРУППЫ РИСКА» 65 ГЛАВА IV. КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ 79

    ГЛАВА V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ ГОРЕ      83

    1. КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?                                                                                                      84

    ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ    86 ГЛАВА VI. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ