Юридические исследования - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Л.Б. ШНЕЙДЕР. -

На главную >>>

Психиатрия: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Л.Б. ШНЕЙДЕР.


    В настоящей книге указаны причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и подростков;  раскрываются  возрастные  особенности  взаимосвязей  между  уровнями  развития смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также определяются и намечаются условия и особенности формирования социально ориентированного поведения детей и подростков. Книга  адресована  прежде  всего  студентам,  может  быть  полезна  преподавателям-психологам  и социальным работникам.


    Л.Б. ШНЕЙДЕР



    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ






    Москва
    Академический Проект
    2005
    УДК 159.9 ББК88
    Ш76
    В оформлении обложки использована работа Дениса Минаева
    Шнейдер Л.Б.
    Ш76 Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. —
    336 с. — (Психологические технологии).
    ISBN 5-8291-0578-0 (Академический Проект) ISBN 5-902358-52-3 (Трикста)
    В настоящей книге указаны причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и
    подростков;  раскрываются  возрастные  особенности  взаимосвязей  между  уровнями  развития
    смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также
    определяются и намечаются условия и особенности формирования социально ориентированного
    поведения детей и подростков.
    Книга  адресована  прежде  всего  студентам,  может  быть  полезна  преподавателям-психологам  и
    социальным работникам.
    УДК 159.9 ББК 88
    © Шнейдер Л.Б., 2005 ISBN 5-8291-0578-0                       ® Академический Проект, ориги-
    KRN Ч РП9358 S9 3                          нал-макет, оформление, 2005
    © Трикста, 2005




    ВВЕДЕНИЕ
    Современными  психологами  подмечено  и  отражено  в  публикациях,  что  проблемы  девиантного
    поведения  и  исследование  психологических  аспектов  этого  явления  имеют  свою  динамику,
    определяемую  далеко  не  однозначно  условиями  жизни  и  воспитания.  Процессы  разрушения
    родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений
    по  воспитанию  несовершеннолетних;  противоречия  между  субъективным  стремлением
    подростков  к  самостоятельности  и  объективным  сужением  ее  реальных  границе  помощью  мер,
    применяемых  институтами  социализации (семьей,  школой  и  другими);  противоречия  между
    духовными  и  материальными  потребностями  подростков,  их  родителей  и  реальными
    возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам
    создают  на  макроуровне  негативные  условия  для  их  жизни  и  воспитания  и  тем  самым  могут
    способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье,
    в школе отреагиру-ются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и
    даже антисоциальными поступками»1.
    В  настоящее  время  среди  исследователей  наблюдается  повышенный  интерес  к  проблеме
    отклоняющегося  поведения.  В  стадии  становления  находится  новая  научная  дисциплина —
    психология девиантного поведения (В.Д. Менделевич, 2001).
    Проблема девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует
    успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
    1 Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.  С. 132.



    4 •
    Введение
    В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к
    достижению  материального  благополучия  любой  ценой,  к  наживе  любыми  способами.  Труд  и
    учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер —
    больше  получать  благ,  привилегий  и  меньше  работать  и  учиться.  Такая  позиция  подростков
    приобретает  все  более  открытые  и  воинствующие  формы,  порождая  новую  волну
    потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими
    девиациями  усугубляется  еще  больше  экономической  ситуацией  в  стране.  В  последние  годы  в
    России  значительно  возрос  уровень  подростковой  преступности  в  сфере  социально-
    экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее
    исключительное  значение  в  жизнедеятельности  граждан,  общества,  государства.  Для  многих
    подростков  характерна  ориентация  на  личное  материальное  благополучие,  на  действие  по  его
    обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми
    средствами.  В  этих  случаях  ими  руководит  не  корысть  и  стремление  удовлетворить  свои
    потребности  преступным  путем,  а  привлекает  сам  процесс  совершения  преступления,  участия
    ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.
    Девиантное  поведение  подростков — распространенный  феномен,  сопровождающий  процесс
    социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается
    после 18 лет.  Девиантное  поведение  осознается  далеко  не  каждым  подростком,  прочная
    возможность  противостоять  негативным  влияниям  окружения  формируется  у  них  уже  за
    пределами 18-летия.
    В  современных  условиях,  когда  возрастает  роль  личности  и  анализа  факторов  ее  становления,
    большое  значение  приобретает  изучение  проблемы  девиантного  поведения  в  контексте
    саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.
    Интерес  к  обозначенной  теме  обусловлен  как  теоретическими,  так  и  практическими
    потребностями. «Шок будущего» (А. Тоффлер) — не выдумка науки, в наше время он хорошо
    известен и взрослым, и детям, и целому обществу. Подростки



    Введение
    • 5
    с  девиантным  поведением  не  умеют  организовывать  свое  время,  более  того,  у  них  не  развито
    смыслообразование  и  целеполага-ние,  не  сформировано  ценностное  отношение  ко  времени.
    Особую  остроту  эта  проблема  приобретает  в  настоящее  время — время  кризиса  официальных
    структур,  традиционно  организующих  досуг  молодежи.  Перевод  этой  проблематики  в  план
    саморегуляции  и  самоорганизации  представляется  практически  наиболее  важным.  Научный
    анализ  условий  формирования  ценностного  отношения  ко  времени,  развития  установки  на
    сознательное  построение  собственной  жизни  детьми  и  подростками  могут  обогатить  и
    педагогический  процесс.  В  работе  обосновывается  положение,  характеризующее
    самоорганизацию  времени  жизни  как  необходимое  новообразование, способствующее  развитию
    личности как субъекта своей жизнедеятельности. По нашему мнению, профилактика девиантного
    поведения должна строиться на конструктивном формировании самоорганизации времени жизни
    детей  и  подростков,  что,  в  свою  очередь,  требует  развернутого  процесса  актуализации  смыс-
    лообразования.
    Цель  настоящей  книги,  адресованной  студентам, — выявление  и  описание  причин  и  истоков
    девиантного  поведения  детей  и  подростков,  раскрытие  возрастных  особенностей  взаимосвязи
    между  уровнями  развития  смысловой  сферы,  уровнями  самоорганизации  времени  жизни  и
    факторами девиантного поведения, а также в определении условий и особенностей формирования
    социально ориентированного поведения детей и подростков.
    С нашей точки зрения, девиантное поведение есть результат неуспешного личностно-сценарного
    построения  жизнедеятельности,  рассматриваемого  в  контексте  времени,  основанного  на
    социопатической  системе  убеждений.  Профилактика  девиантного  поведения  может  быть
    организована в подростковом возрасте путем инициации смысло- и целеполагания в развернутом
    процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов социально приемлемого и
    желаемого будущего и адекватных профессиональных проекций. Формирование просоциального
    поведения  возможно  при  опережающем  развитии  смысловой  сферы  личности  подростков  через
    систему решения личностно-значимых задач, становле-


    6 •
    Введение
    ния ценностного отношения к времени жизни и последовательное овладение соответствующими
    уровнями  самоорганизации.  Самоорганизация  рассматривается  как  продукт  становления
    субъективного  отношения  к  пространству  личностно-времен-ного  развития,  требующего
    овладения действиями организации времени жизни для реализации личностно-значимых целей и
    смыслов.
    В предлагаемом пособии выполнен обзор основных положений девиантологии и проведен анализ
    еще  не  решенных  проблем  психологии  девиантного  поведения,  рассмотрены  теории
    самоорганизации  времени  жизни,  подтверждена  на  юношеском  возрасте  ее  связь  со  смысловой
    сферой,  зависимость  от  осознания  прошлого,  настоящего  и  будущего,  определены  особенности
    становления  самоорганизации  времени  в  связи  с  возрастными  периодами  и  индивидуальными
    особенностями личности, показана роль смыслоообразования и целеполагания в качестве основы
    классификации способов самоорганизации.
    Пути  формирования  самоорганизации  времени  жизни  подростков,  испытывающих  воздействие
    социально неблагоприятных факторов, видятся следующим образом:
    1.  Актуализация  и  формирование  индивидуально-личностных  смыслов  жизнедеятельности,  их
    соотнесение  с  планами  организации  наличного  бытия,  построение  иерархической  системы
    уровней самоорганизации, включающей: а) моти-вационно-смысловое отношение ко времени; б)
    предметно-практическую  ориентацию  на  время («чувство  времени»);  в)  смысловое
    преобразование целей и временных затрат в системе задач повседневной жизнедеятельности.
    2.  Функционирование  рефлексивного  плана  сознания  по  отношению  к  реальному  времени  и
    способности прогнозировать будущее в соответствии с разумной мотивацией своих действий.
    3.  Обучение  совершенному  владению  действиями  организации  времени  жизни  по  мере
    становления временной организации внутренних схем деятельности личности, их координации с
    динамикой целей и смыслов.
    4.  Поэтапное  формирование  самоорганизации  времени  жизни (этапы:  диагностический,
    мобилизационно-побудительный, обучающий, организационный, коммуникативный, продук-


    Введение
    • 7
    тивный,  контрольный).  Основу  для  формирования  составляет  начальный  этап,  связанный  с
    конкретной инициацией сценарного построения жизнедеятельности, созданием образов будущего
    и  профессиональных  проекций,  изменением  отношения  личности  к  своему  времени  и
    трансформацию  ее  смысловых  позиций.  Механизм  формирования  самоорганизации  времени
    жизни (СОВЖ) у подростков предполагает специальное развертывание смысловой перспективы,
    формирование  намерений,  сопоставление  ихс  собственными  возможностями  и  смысловыми
    значениями, обнаружение противоречий между ними и их разрешением.


    Содержание
    Введение..............................................................................3
    ГЛАВА 1
    Какое поведение называют девиантным?
    Общие понятия.................................................................8
    ГЛАВА 2
    Основные  подходы  к  объяснению  девиантного
    поведения.........................................................................24
    2.1. Теория аномии........................................................24
    2.2. Теория клеймения...................................................28
    2.3. Теория девиантного поведения Г. Кэплана...............30
    2.4. Теория социализации..............................................33
    2.5.  Деформации  идентичности  как  источник  девиаций  личностного
    развития....................................................51
    ГЛАВА 3
    Личность подростка и дёвиантное поведение...............67
    Диагностическое приложение.............................................82
    ГЛАВА 4
    Феномен  детской  агрессивности  как  социально-психологическая
    проблема.............................................89
    ГЛАВА 5
    Основные виды девиантного поведения.....................105
    5.1.  Подростковая  преступность  как  вид  девиантного
    поведения....................................................................105
    5.2. Алкоголизм как вид девиантного поведения..........125
    5.3. Наркомания как вид девиантного поведения..........141
    Диагностическое приложение....................................162
    5.4. Суицидальное поведение детей и подростков.........165
    Особенности суицидального поведения детей
    и подростков.....................................................................172
    334 •
    Содержание
    Психологическая  помощь  в  случаях  суицидально-ориентированного  поведения
    ............................................176
    Диагностическое приложение...........................................188
    ГЛАВА 6
    Самоорганизация  времени  жизни  и  девиантное  поведение  подростков
    ...............................................................194
    Общефилософские  и  педагогические  подходы  к  организации  времени
    жизни..................................................................194
    ГЛАВА 7
    Семья и истоки девиантного поведения детей
    и подростков...................................................................268
    ГЛАВА 8
    Психотерапия и психокоррекция девиантного
    поведения.......................................................................297
    Экокарта ребенка.............................................................301
    Сосредоточенное мечтание...............................................308
    Библиография (список использованной
    и/или рекомендуемой литературы)..................................310

     
    Научно-популярное издание
    ШНЕЙДЕР Лидия Бернгардовна
    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    Компьютерная верстка И. Белюсенко Корректор О. Наумова Обложка А. Пурескина
    ООО «Академический Проект»
    Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01.
    111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
    Санитарно-эпидемиологическое заключение
    Департамента государственного
    эпидемиологического надзора
    №77.99.02.953.Д.007176.12.04от24.12.2004г.
    По вопросам приобретения книги просим обращаться
    в ООО «Трикста»:
    111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
    Тел.: (095) 305 3702; 305 6092; факс: 305 6088
    E-mail: [email protected]
    www.aprogect.ru
    Подписано в печать 27.05.05. Формат 84 х 108/32.
    Гарнитура Quant Antiqua С. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 17,64. Тираж 3000 экз. Заказ № 2755.
    Отпечатано в полном соответствии с качеством
    предоставленных диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА»
    610033, г. Киров, ул. Московская, 122