Эмиль Дюркгейм.
Самоубийство: социологический этюд.
ББК 60.5 Д97 ISBN 5-244-00574-Х
Печатается с некоторыми сокращениями по изданию: СПб., 1912
Пер. с французского А. Н. ИЛЬИНСКОГО
Под редакцией В. А. БАЗАРОВА
Издание Н. П. КАРБАСНИКОВА СПб. 1912
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399, [1] с.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — классик западной социологии, профессор университетов Бордо и Сорбонны. В своем творчестве обосновывал идею общественной солидарности, зависимости людей друг от друга. Данная работа написана на обширном фактическом материале, охватывающем как продолжительный временной интервал, так и многие страны Европы. Это позволило автору проанализировать феномен самоубийства с самых различных сторон: социальной, морально-психологической, религиозной, этнической и др.
© Издательство «Мысль». 1994
С некоторого времени социология вошла в моду; самое слово «социология» стало теперь употребляться очень часто, а еще десять лет назад оно было малоизвестно и почти осуждено наукой. Социология находит себе все новых и новых сторонников, и в публике слагается какое-то предвзято благосклонное отношение к этой новой науке, на которую возлагаются самые большие надежды. Нельзя, однако, не признать, что полученные до сих пор результаты не вполне оправдывают ни большого количества опубликованных по этому вопросу трудов, ни затраченного на них интереса читателей.
Прогрессивное развитие какой-либо отрасли науки выражается главным образом в том, что трактуемые ею вопросы не остаются в стационарном состоянии; лишь тогда говорят про данную науку, что она двигается вперед, если ею устанавливается дотоле неизвестная законообразность явлений или по крайней мере открывается ряд новых факторов, которые, не позволяя делать окончательных выводов, способны изменить самую точку зрения на затрагиваемую проблему. К несчастью, в силу того что социология в большинстве случаев не ставит себе точно определенных проблем, она не может тем самым служить таким примером. Она не прошла еще через периоды построений и синтезов. Вместо того чтобы поставить себе целью осветить своими лучами определенную часть необъятного социального поля, социология в большинстве случаев ищет блестящих выводов, причем все вопросы только подвергаются общему обзору, но отнюдь не исследуются по-настоящему; такой метод легко ведет к злоупотреблениям, давая читающей публике так называемое «представление» о всякого рода вещах, но не приходя при этом ни к какому объективному результату. Законы бесконечно сложной действительности не могут быть открыты путем таких кратких обсуждений и мимолетных интуиций; особенною же бездоказательностью отличаются широкие и поспешные обобщения. Все, что можно сделать при таком понимании задач социологии,— это привести при случае несколько подтверждающих предлагаемую гипотезу примеров; но одни иллюстрации еще не могут служить доказательством чего бы то ни было; к тому же если затрагивается такая масса различных вопросов, то ни в одном из них нельзя быть компетентным. И приходится пользоваться чисто случайными сведениями, без всякого критического к ним отношения. Таким образом, книги по чистой социологии не могут быть полезны тому, кто поставил себе правилом иметь дело лишь с вопросами строго определенными, так как большинство из них не входит в рамки какой-либо особой отрасли исследования и, кроме того, чрезвычайно бедно сколько-нибудь авторитетными документальными данными.
Каждый человек, верующий в будущее социологии, должен всеми силами души стремиться к тому, чтобы положить конец такому положению вещей. Если социология-будет и дальше пребывать в таком состоянии, то она быстро впадет в прежнюю немилость, к немалой радости всех врагов знания. Для человеческого разума было бы в высшей степени плачевно, если бы часть действительности, представляемая социологией,— единственная, отказывающаяся ему до сих пор покориться, единственная, о которой ведутся еще горячие пререкания,— хотя бы только на время ускользнула из-под его власти. Неопределенность полученных до сих пор результатов отнюдь не должна нас обескураживать: это аргумент в пользу того, чтобы употребить новые усилия, а не в пользу того, чтобы отказаться от усилий. Наука, только еще вчера зародившаяся, имеет право ошибаться и идти ощупью, если только она сама сознает свои ошибки и колебания и тем самым предохраняет себя от возможности их повторения. Социология не должна отказываться ни от одной из своих высоких задач, но если она хочет оправдать возлагающиеся на нее надежды, то она должна стремиться к тому, чтобы стать чем-либо иным, а не только своеобразной разновидностью философской литературы.
Вместо того чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на которые можно было бы указать, что называется, пальцем, у которых можно было бы точно отметить начало и конец — и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью. Пусть он старательно рассмотрит все вспомогательные дисциплины— историю, этнографию, статистику, без помощи которых социология совершенно бессильна. Если при таком методе работы можно чего-либо опасаться, так это только того, что при всей добросовестности социолога данные, добытые социологом, не будут исчерпывать изученного им материала, так как сам материал настолько богат и разнообразен, что хранит в себе неистощимую возможность самого неожиданного, самого нечаянного стечения обстоятельств. Но не надо, конечно, придавать этому преувеличенного значения. Раз социолог пойдет указанным нами путем, то даже в том случае, если фактический инвентарь его будет не полон, а формулы слишком узки, работа его будет, бесспорно, полезна — и будущее поколение продолжит ее, потому что каждая концепция, имеющая какое-нибудь объективное основание, не связана неразрывно с личностью автора; в ней есть нечто безличное, благодаря чему она переходит к другим людям и воспринимается ими; она способна к передаче. Благодаря этому в научной работе создается возможность известной преемственности, а в этой непрерывности лежит залог прогресса.
Именно в этой надежде написана предлагаемая нами работа. И если среди различных вопросов, которые разбирались нами на всем протяжении нашего курса, мы выбрали темой настоящей книги самоубийство, то поступили мы так главным образом потому, что самоубийство принадлежит к числу явлений наиболее легко определяемых и может служить для нас исключительно удачным примером; но и тут для точного определения очертаний нашей темы нам понадобилось немало предварительной работы. Зато, сосредоточиваясь таким образом на одном каком-нибудь вопросе, нам удается открывать законы, которые лучше всякой диалектической аргументации доказывают возможность существования социологии как науки. В дальнейшем изложении читатель познакомится с теми из этих законов, которые, как мы надеемся, нам удалось доказать. Без всякого сомнения, нам не раз случалось ошибаться, чрезмерно увлекаться в своей индукции и отдаляться от наблюдаемых фактов; во всяком случае, каждое из своих положений мы подкрепляли возможно большим количеством доказательств; особенное внимание мы обращали на то, чтобы как можно тщательнее отделить рассуждение по поводу данного положения и нашу субъективную интерпретацию его от самих рассматриваемых фактов. Таким образом, читатель может сам оценить, насколько основательны предлагаемые ему объяснения, имея под руками все данные для обоснованного суждения.
Поставив точные границы своим изысканиям, необходимо, кроме того, категорически воздержаться от изложения общих взглядов на изучаемый предмет и от так называемого краткого общего обозрения темы. Мы думаем, что достигнутые нами результаты, а именно установление известного количества положений относительно брака, вдовства, семьи, религиозной общины и т. д., дают нам возможность, разумеется при правомерном пользовании этим материалом, научиться гораздо большему, чем изучая заурядные теории моралистов о природе и качестве этих явлений и учреждений.
В нашей книге читатель найдет также несколько указаний на причины общего недуга, заразившего в настоящее время все европейское общество, и на те средства, которыми этот недуг может быть ослаблен. Никогда не надо думать, что общее положение вещей можно объяснить при помощи обобщений. Можно говорить об определенных причинах только после тщательного наблюдения и изучения не менее определенного внешнего их проявления. Самоубийства в том виде, в каком они сейчас наблюдаются, являются именно одной из тех форм, в которых передается наша коллективная болезнь, и они помогут нам добраться до ее сути.
Предлагаемый нами метод целиком зиждется на том основном принципе, что социальные явления должны изучаться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивиду реальности. Для нас это столь оспариваемое положение является основным. В конце концов, для того чтобы существование социологии было возможным, раньше всего нужно, чтобы у нее был специальный, только ей принадлежащий объект изучения, чтобы она поставила своей задачей изучение реальности и не была зависима ни от какой другой отрасли знания. Но если нет ничего реального за пределами единичного сознания, то социология как таковая должна исчезнуть за неимением материала.
Единственный предмет, к которому тогда может применяться наблюдение, это состояние ума индивидов, ибо ничто иное не существует; но это — задача психологии. С этой точки зрения все, что есть существенного в браке, или в семье, или в религии, заключается в тех индивидуальных потребностях, которым предназначены служить эти институты, а именно: отцовская и сыновняя любовь, половое влечение, то, что называется религиозным инстинктом, и т. д. Что же касается самих институтов с их исторически выработанными формами, столь сложными и разнообразными, то этой стороной дела можно пренебречь: она представляется малоинтересной. Будучи только внешним и случайным выражением общих свойств природы индивидуума, вышеназванные институты являются лишь одним из ее проявлений и не требуют специального исследования. Конечно, при случае любопытно заняться изучением того, какое внешнее выражение получали в различные исторические эпохи эти вечные человеческие чувства; но так как каждое такое внешнее выражение несовершенно, то им нельзя придавать слишком большого значения. В некотором отношении бывает даже полезно вовсе отбросить их, чтобы лучше проникнуть в глубь оригинального подлинника, в котором чувства эти черпают свой смысл и истинная природа которого искажается внешней передачей.
Таким образом, под предлогом того, чтобы дать науке более глубокую подпочву, основывая ее на психологическом строении индивида, ее отделяют от единственного свойственного ей предмета. Обыкновенно в таких случаях не замечают того, что социологии не может быть там, где нет общества, а общества нет там, где есть только индивиды. К тому же эта концепция является одной из главных причин, поддерживающих в социологии вкус к неясным обобщениям. Вполне естественно, что если за конкретными формами социальной жизни не признается самостоятельного существования, то нет и желания заниматься их описанием.
Мы твердо надеемся, что, читая нашу книгу, каждый согласится с нами в том, что над индивидом стоит высшая духовная реальность, а именно коллектив. Когда станет очевидно, что у каждого народа существует свой особый процент самоубийства, что процент этот более постоянен, чем общая смертность, что если он вообще эволюционирует, то — следуя коэффициенту ускорения, свойственному каждому обществу, что все его колебания в различные моменты дня, месяца, года только воспроизводят ритм общей социальной жизни; когда убедятся, что брак, развод, семья, религиозная община, армия и т. д. влияют на него по точно определенным законам, из которых некоторые могут быть выражены даже цифрами; когда убедятся во всем этом, то откажутся видеть в этих состояниях и институтах какие-то идеологические установления, не имеющие ни силы, ни значения. Тогда почувствуют, что это—реальные, живые действующие силы, которые, определяя собою индивида, тем самым ясно доказывают, что они не зависят от него, по крайней мере тогда, когда он входит в качестве элемента в те комбинации, результатом которых они являются. По мере того как вышеназванные силы формируются, они налагают свою власть на индивида. Приняв это во внимание, легче понять, каким образом социология может и должна быть объективной, ведь она имеет перед собой столь же определенные и столь же прочные реальности, как предмет изучения психолога или биолога*.
* Далее мы укажем, что эта точка зрения, далекая от того, чтобы исключать всякую свободу, является единственным средством примирения ее с детерминизмом, непосредственно вытекающим из данных статистики.
Нам остается выразить свою благодарность нашим бывшим ученикам г-ну Феррану, преподавателю Высшей первоначальной школы в Бордо, и г-ну Марселю Моссу, приват-доценту философии, за ту готовность помочь нам, которую они проявили, и за те незаменимые услуги, которые они нам оказали.
Оглавление:
Предисловие
Введение
I. Необходимо установить путем объективного определения предмет исследования. Объективное определение самоубийства. Оно предохраняет как от произвольных изъятий, так и от ошибочных сближений: самоубийства животных устраняются. Объективное определение намечает связь между самоубийством и обычными формами поведения
II. Разница между самоубийством как индивидуальным актом и самоубийством как коллективным явлением. Социальная норма числа самоубийств. Своим постоянством и своей специфичностью она превосходит норму общей смертности
III Социальный процент самоубийств есть, таким образом, явление sui generis; оно-то и составляет предмет настоящего исследования
Книга I ФАКТОРЫ ВНЕСОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Глава I Самоубийство и психопатические состояния
Главные внесоциальные факторы, способные иметь влияние на социальный процент самоубийств: индивидуальные стремления достаточной общности, состояние физической среды
I. Теория, согласно которой самоубийство является лишь следствием сумасшествия. Два способа ее защиты: 1) самоубийство есть мономания; 2) самоубийство есть явление, сопутствующее сумасшествию и встречающееся исключительно в связи с этим последним
II. Верно ли, что самоубийство есть мономания? Существование мономаний вообще уже более не признается. Клинические и психологические основания, противоречащие этой гипотезе
III. Можно ли рассматривать самоубийство, как специфическое проявление сумасшествия? Сведение всех видов психопатического самоубийства к четырем типам. Наличность вполне разумных самоубийств, не уменьшающихся в эти рамки
IV. Но быть может, самоубийство, не будучи продуктом сумасшествия, находится в тесной связи с неврастенией? Основания, заставляющие думать, что неврастеник представляет наиболее распространенный среди самоубийц психологический тип. Необходимость точно установить, в какой степени это условие индивидуального порядка влияет на процент самоубийств. Метод, ведущий к этой цели: выяснение вопроса, изменяется ли процент самоубийств параллельно проценту сумасшествий. Отсутствие всякой связи между колебаниями этих двух величин в зависимости от пола, возраста, религии, страны, уровня цивилизации. Чем объясняется это отсутствие связи: неопределенность последствий, к которым приводит неврастения
V. Нет ли более тесного соотношения между процентом самоубийц и процентом алкоголиков? Сопоставление процента самоубийств с географическим распределением проступков, совершаемых на почве алкоголизма, помешательств алкоголического характера и потребления алкоголя. Отрицательные результаты такого сопоставления
Глава II Самоубийство и нормальные психические состояния. Раса. Наследственность
I. Необходимость определить понятие расы. Единственным ее признаком может служить наличность унаследованного типа; но в таком случае слово это принимает совершенно неопределенный смысл. Необходимость величайшей осторожности в обращении с ним
II. Три главные расы, различаемые Морселли. Весьма крупные различия в наклонности к самоубийству среди славян, кельто-романских народов и народов германского происхождения. Одни только немцы имеют обыкновенно интенсивную склонность к самоубийству, но они теряют ее вне пределов Германии. Мнимая связь между числом самоубийств и высотою роста есть результат простого совпадения
III. Раса могла бы быть фактором самоубийства лишь в том случае, если бы это последнее представляло собой явление, коренным образом наследственное; недостаточность доказательств в пользу этого наследственного характера самоубийства: 1) частота случаев, приписываемых наследственности, не выяснена; 2) возможность другого объяснения; влияние мании и подражания. Соображения, говорящие против существования этого специального вида наследственности: 1) непонятно, почему женщины в меньшей степени наследуют наклонность к самоубийству, чем мужчины; 2) изменение процента самоубийств с возрастом не согласуется с этой гипотезой
Глава III Самоубийство и космические факторы
I. Климат не оказывает на самоубийство никакого влияния
II. Температура. Сезонные колебания числа самоубийств; их общность. Попытки итальянской школы объяснить их влиянием температуры
III. Спорные представления о характере самоубийства, лежащие в основе этой теории. Исследование фактов; влияние чрезмерной жары или чрезмерного холода ничего не доказывает; отсутствие связи между процентом самоубийств и сезонной или месячной температурой; самоубийства редки в большинстве жарких стран. Гипотеза, согласно которой лишь первые проявления жары оказывают в данном случае вредоносное действие. Она не согласуется: 1) с непрерывным характером кривой самоубийств как на восходящей, так и на нисходящей ветви, 2) с тем фактом, что первые холода, которые должны были бы оказывать то же самое влияние, в действительности никакого влияния не оказывают
IV. Каковы же действительные причины сезонных колебаний числа самоубийств? Полный параллелизм между месячными колебаниями числа самоубийств и изменениями долготы дня; подтверждением ему служит тот факт, что самоубийства всегда совершаются днем. Источник этого параллелизма: дело в том, что в течение дня социальная жизнь достигает своего полного напряжения. Объяснение это подтверждается тем фактом, что самоубийство достигает максимума в те дни и часы, когда достигает максимума и социальная активность. Объяснение с этой точки зрения сезонных колебаний числа самоубийств; различные данные, подтверждающие установленную нами связь. Итак, месячные колебания процента самоубийств зависят от социальных причин
Глава IV Подражание
I Подражание есть явление индивидуальной психологии. Важность выяснения вопроса о том, оказывает ли оно известное влияние на социальный процент самоубийств. I. Различие между подражанием и некоторыми другими явлениями, с которыми его смешивают. Определение подражания.
II. Многочисленные случаи, в которых самоубийство передается от индивидуума к индивидууму посредством заражения; различия между фактами заражения и эпидемиями. Проблема о возможном влиянии подражания на процент самоубийств остается нерешенной
III. Влияние это должно изучаться на почве географического распределения самоубийств. Критерии, посредством которых оно может быть установлено. Приложение этого метода к карте распределения самоубийств во Франции по округам, в департаменте Sene-et-Marne по коммунам и в Европе вообще. В результате никаких видимых следов подражания на географическом распределении самоубийств не оказывается. Растет ли процент самоубийств с увеличением числа читателей газет? Соображения, заставляющие склониться к отрицательному ответу на этот вопрос
IV. Причина того, что подражание не оказывает заметного действия на процент самоубийств: оно не представляет собою первичного фактора, но лишь усиливает влияние других факторов. Практический вывод из рассмотрения этого вопроса: нет основания ограничивать гласность судебных процессов.
Теоретический вывод: подражание не играет в социальной жизни той важной роли, которая ему приписывается.
Книга II СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ
Глава I Метод их определения
I. Чрезвычайную важность представляла бы морфологическая классификация типов самоубийства, дающая возможность спуститься затем к его причинам; неосуществимость такой классификации. Единственный практически возможный метод — это классифицировать самоубийства по их причинам. Почему этот последний более, чем всякий другой, приг оден для социологического изучения самоубийства
II. Как установить причины? Сведения, даваемые статистикой относительно предполагаемых мотивов самоубийства, 1) подозрительны, 2) не дают возможности узнать истинные причины. Единственный надежный метод — это исследовать, как изменяется процент самоубийства в связи с различными сопровождающими явлениями социального порядка.
Глава II Эгоистическое самоубийство
I. Самоубийство и религия. Общее повышение процента самоубийств, вызываемое протестантизмом; иммунитет католиков и в особенности евреев
II. Иммунитет католиков зависит не от того, что они составляют меньшинство в протестантских странах, но от того, что им в меньшей степени свойствен религиозный индивидуализм и что вследствие этого католическая церковь является более сплоченной. Применение этого объяснения к евреям.
III. Обоснование этого объяснения: 1) иммунитет Англии по сравнению с другими протестантскими странами, связанный с большей сплоченностью англиканской церкви;
2) религиозный индивидуализм растет параллельно развитию вкуса к знаниям; но а) вкус к знаниям сильнее выражен у народов протестантских, чем у народов католических, б) вкус к знаниям растет вместе с процентом самоубийств во всех тех случаях, когда он соединяется с прогрессом религиозного индивидуализма. Евреи, представляя кажущееся исключение, в действительности дают новое подтверждение этому закону.
IV. Выводы из этой главы: Г) наука есть лекарство против той болезни, симптомом которой является развитие самоубийств, а не причина ее; 2) если религиозное общество предохраняет от самоубийств, то просто потому, что оно есть общество крепко сплоченное
Глава III Эгоистическое самоубийство (продолжение)
I. Общий иммунитет лиц, состоящих в браке, по вычислению Бертильона. Недостатки того метода, которым он, по-видимому, пользовался. Необходимость более тщательно выделять влияние возраста и семейного положения.
II. Объяснение этих законов. Коэффициент предохранения супругов не зависит от брачного подбора. Доказательства этого: 1) соображения априорного характера; 2) фактические доказательства, опирающиеся а) на колебания коэффициента в различных возрастах, 6) различия в степени того иммунитета, которым пользуются состоящие в браке мужчины и женщины.
Чему этот иммунитет обязан своим существованием: браку или семье? Соображения, противоречащие первой гипотезе: 1) контраст между стационарным состоянием брачности и непрерывным возрастанием процента самоубийств; 2) слабый иммунитет бездетных супругов; 3) возрастание числа самоубийств у бездетных супругов
III. Вызывается ли брачным подбором тот слабый иммунитет, которым пользуются бездетные женатые мужчины? Возрастание процента самоубийств среди бездетных замужних женщин говорит против этого. Каким образом можно объяснить, не прибегая к брачному подбору, тот факт, что у бездетных вдовцов коэффициент предохранения частично сохраняется. Общая теория вдовства
IV. Почти весь иммунитет мужа и безусловно весь иммунитет жены обязан своим существованием влиянию семьи. Он растет с увеличением состава семьи, т. е. с повышением степени ее интеграции
V. Самоубийство и кризисы политического и национального характера. Понижение процента самоубийств под влиянием этих последних есть явление действительное и всеобщее. Оно вызывается тем, что на почве этих кризисов социальная группа приобретает более высокую степень интеграции
VI. Общие выводы этой главы. Прямая зависимость между процентом самоубийств и степенью интеграции социальных групп, каковы бы они ни были. Причина этой зависимости; почему и при каких условиях общество необходимо индивидууму. С ослаблением связей между индивидом и обществом возрастает число самоубийств. Доказательства этого положения. Природа эгоистического самоубийства
Глава IV. Альтруистическое самоубийство
I. Самоубийство у низших обществ: по своим отличительным признакам оно противоположно эгоистическому самоубийству. Природа обязательного эгоистического самоубийства. Другие формы этого типа
II. Самоубийства в европейских армиях; повсеместное увеличение процента самоубийств под влиянием военной службы. Увеличение это не может быть объяснено ни холостым состоянием, ни алкоголизмом. Оно не вызвано отвращением к службе. Доказательства: оно становится больше по мере того, как возрастает количество лет, проведенных на военной службе; оно сильнее а) у вольноопределяющихся и сверхсрочных, б) у офицеров и унтер-офицеров, чем у простых солдат. Оно создается духом армии и тем альтруизмом, который этому последнему свойствен. Доказательства: 1) оно тем значительнее, чем менее склонен народ к эгоистическому самоубийству; 2) оно достигает максимума в избранных войсках; 3) оно ослабляется с развитием эгоистического самоубийства
III. Полученные результаты оправдывают избранный нами метод.
Глава V Аномичное самоубийство
I. Число самоубийств возрастает под влиянием экономических кризисов. Возрастание это наблюдается и во время внезапного экономического процветания: примеры Друссии, Италии. Всемирные выставки. Самоубийство и богатство
II. Объяснение этой зависимости. Человек может жить лишь в том случае, если его нужды находятся в соответствии со средствами их удовлетворения, а это подразумевает ограниченность последних. Ограничивает их общество; способ, каким оно в нормальных случаях оказывает это умеряющее влияние. Всякий кризис мешает обществу выполнять эту функцию,--- отсюда дезорганизация, аномия, самоубийства. Подтверждение этого, основанное на связи, наблюдаемой между самоубийством и богатством
III. Аномия представляет в настоящее время хроническое состояние экономического мира. Обусловленные этим самоубийства. Природа анемичного самоубийства
IV. Самоубийства, создаваемые брачной аномией. Вдовство. Развод. Параллелизм между разводами и самоубийствами. Он создается природой брака, которая оказывает противоположное действие на мужей и жен; аргументы, подтверждающие это. В чем состоит эта природа брака. Ослабление брачной дисциплины, подразумеваемое разводом, усиливает наклонность к самоубийству у мужчин, ослабляет ее у женщин. Причина этого антагонизма. Доказательства, подтверждающие наше объяснение. Воззрение на брак, вытекающее из этой главы
Глава VI Индивидуальные формы различных типов самоубийства
Важность и возможность дополнения предыдущей этиологической классификации классификацией морфологической.
I. Основные формы, принимаемые тремя порождающими самоубийства течениями, когда они воплощаются в индивидах. Смешанные формы, являющиеся результатом сочетания этих основных форм
II. Следует ли при этой классификации принимать во внимание то орудие, которое самоубийца избирает, чтобы покончить с собой? Выбор этот зависит от социальных причин. Но эти причины не зависят от тех, которыми определяется самый факт самоубийства. Они не входят, таким образом, в рамки настоящего исследования.
Книга III О САМОУБИЙСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ ВООБЩЕ
Глава I Социальный элемент в самоубийстве
I. Итоги предыдущих изысканий. Отсутствие связи между процентом самоубийств и явлениями космического или биологического порядка. Определенная взаимозависимость между социальными фактами. Таким образом, социальный процент самоубийств соответствует коллективной наклонности общества.
II. Постоянство и определенность этого процента не могут быть объяснены иным способом. Теория, посредством которой Кетле пытался объяснить эти особенности процента самоубийств: средний человек. Несостоятельность теории Кетле: правильность статистических данных наблюдается даже в области таких фактов, которые выходят за пределы средней. Необходимость допустить такую силу или группу таких социальных сил, интенсивность которых выражается социальным процентом самоубийств
III. Под такой коллективной силой можно подразумевать лишь одно: реальность внешнюю по отношению к индивиду и высшую, чем индивид. Изложение и разбор возражений, сделанных против такого взгляда:
1. Возражение, состоящее в том, что социальный факт не может передаваться иначе как посредством межиндивидуальных традиций. Ответ: процент самоубийств не может передаваться таким образом.
2. Возражение, состоящее в том, что индивид есть единственно реальное в обществе. Ответ: а) бывают слу-чаи, когда материальные, внешние для индивида вещи возводятся в степень социальных фактов и в этом качестве играют роль sui generis; б) те социальные факты, которые не объективируются этим способом, выходят из рамок какого бы то ни было индивидуального сознания. Субстратом их является совокупность индивидуальных сознаний, объединенных в общество. При этом только что изложенная концепция не заключает в себе ничего онтологического
IV. Приложение этих идей к самоубийству
Глава II Соотношения между самоубийством и другими социальными явлениями
Метод для определения того, следует ли самоубийство отнести к категории нравственных или же к категории безнравственных поступков
I. Исторический очерк различных юридических и моральных квалификаций самоубийства у различных обществ. Историческое развитие сопровождается все более и более энергичным осуждением самоубийства, за исключением эпох упадка. Смысл этого осуждения; в современных обществах, при нормальном их устройстве, оно обосновано более, чем когда бы то ни было
II. Соотношение между самоубийством и другими формами безнравственности. Самоубийство и преступления против собственности; отсутствие всякой связи между ними. Самоубийство и убийство; теория, согласно которой оба они являются выражением одного и того же психоорганического состояния, но зависят от противоположных социальных условий
III. Разбор первой части этого положения. Пол, возраст, температура оказывают совершенно неодинаковое воздействие на эти два явления
IV. Разбор второй его части. Случаи, когда противоположность социальных условий не имеет места. Более многочисленные случаи, когда она имеет место. Объяснение этого кажущегося противоречия: существование различных типов самоубийства, из которых одни исключают убийство, тогда как другие зависят от тех же социальных условий, что и оно. Природа этих типов; почему первые фактически более многочисленны, чем вторые.
Вышеизложенное выясняет вопрос об историческом взаимоотношении эгоизма и альтруизма
Глава III Практические выводы
I. Решение практического вопроса меняется в зависимости от того, признается ли современный уровень самоубийств нормальным или ненормальным явлением. Как должен быть поставлен.вопрос, несмотря на имморальную природу самоубийства. Основания, по которым в умеренном проценте самоубийств не следует видеть ничего болезненного. Но во всяком случае, в том проценте самоубийств, который в настоящее время господствует среди европейских народов, приходится видеть признак патологического состояния
II. Средства, предложенные для врачевания этого зла: 1) Меры репрессивные; какие из этих мер применимы на практике; почему они могут иметь лишь ограниченное значение. 2) Воспитание. Оно не может реформировать морального состояния общества, ибо само является лишь отражением последнего. Необходимо воздействовать на самые причины, порождающие самоубийства; можно, однако, игнорировать альтруистическое самоубийство, которое по природе своей не заключает в себе ничего ненормального.
Средство борьбы с эгоистическим самоубийством: надо сделать более сплоченными группы, окружающие индивидуума. Какие из них наиболее пригодны для этой роли? Для этого не годится ни политическое общество, которое слишком далеко отстоит от индивида, ни религиозное общество, которое в состоянии социализировать индивидуумов, лишь отнимая у них свободу мысли, ни семья, которая мало-помалу сводится к брачной паре. Самоубийства супругов численно возрастают, совершенно так же, как и самоубийства лиц, не состоящих в браке.
III. Профессиональная группа. Почему только она одна в состоянии выполнить вышеуказанную функцию? Чем она должна стать в этих видах? Каким путем она может создать моральную среду? Каким образом она может послужить тормозом также и для аномичного самоубийства? Случай брачной аномии. Антиномия этой проблемы: антагонизм полов. Средства к его устранению
IV. Заключение. Современный уровень числа самоубийств есть признак морального бедствия. Что следует понимать под моральным сознанием общества? Предлагаемая реформа требуется всею совокупностью нашей исторической эволюции. Исчезновение всех социальных групп, промежуточных между индивидом и государством; необходимость их восстановления. Профессиональная децентрализация противоположна децентрализации территориальной,— она есть необходимый базис социальной организации.
Важность вопроса о самоубийстве; его связь с самыми крупными практическими проблемами текущего времени
Монография Э. ДЮРКГЕЙМ. САМОУБИЙСТВО.
Художественный редактор Г. М. ЧЕХОВСКИЙ
Технический редактор Л. П. ГРИШИНА
Корректор О.П. КУЛЬКОВА
Сдано в набор 29.08.91. Подписано в печать 04.01.92. Формат 60x88/16. Бумага типогр. № 2. Офсетная печать. Гарнитура «Тайме». Усл.-печ. л. 24,50. Усл. кр.-огт. 24,87. Уч.-шд. л. 21,70. Тираж 5000 экз. Заказ 149.
Издательство «Мысль». 117071, В-71, Москва, Лешшсюш пр., 15. Набрано в Государственном ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени Московском предприятии «Первая Образцовая типография». 113054, Москва, Валовая, 28. Отпечатано с готовых диапозитивов в Московской типографии № 11 Комитета Российской Федерации по печати. 113105, Москва, Пагатшгасая ул., 1.
|