Батаршев А. В.
Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2004. - 320 с.
В первой части пособия рассматривается состояние проблем пограничных невротических расстройств, расстройств личности и поведения.
Во второй части приводятся основные психодиагностические методики по определению психических состояний, позволяющих с определенной долей вероятности судить об отграничении норм от патологии.
В книге автор придерживался терминологии в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10.
Книга предназначена для клинических и практических психологов, преподавателей и студентов вузов - пользователей психодиагностических методик, а также для широкого круга читателей.
ISBN 5-89939-082-4
© А. В. Батаршев, 2003 © Изд-во Института Психотерапии, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................... 5 Часть I. ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1.Общие сведения о пограничных расстройствах личности............................................................................... 9
1.2. Невротические расстройства................................................................................................................................. 16
1.2.1. Психотравмирующее факторы как источник невротических состояний 16
1.2.2. Психологическая защита и ее роль в устранении отрицательного воздействия психологической травмы 19
1.2.3. Тревожно-фобические: расстройства (F 40) 22
1.2.4. Тревожные расстройства (F41) 23
1.2.5. Обессивно-компульсивное импульсивное расстройство (F42) 25
1.2.6. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44) 27
1.2.7. Неврастения (F48.0) 30
1.3. Акцентуация характера............................................................................................................................................ 33
1.3.1. Характерологические особенности личности 33
1.3.2. Акцентуация характера и акцентуированная личность. 36
1.3.3. Разграничение акцентуаций характера и расстройств личности 40
1.4. Расстройства личности и поведения.................................................................................................................. .45
1.4.1. Расстройства личности как патология характера 45
1.4.2. Параноидное расстройство личности (F60.0) 47
1.4.3. Шизоидное расстройство личности (F 60.I) 48
1.4.4. Диссоциальное расстройство личности (F 60.2) .49
1.4.5. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (F 60.3) 50
Импульсный подтип (F 60.30) 50
Пограничный подтип (F 60.31) 51
1.4.6. Истерическое расстройство личности (F 60.4) 52
1.4.7. Ананкастное (обессивно-компульсивное) расстройство личности (F 60.5) 53
1.4.8. Тревожное («уклоняющееся», «избегающее») расстройство личности (F 60.6) 54
1.4.9. Зависимое расстройство личности (F60.7) .56
1.4.10. Другие специфические расстройства личности (F 60.8) 56
Нарцистическое расстройство личности .56
Пассивно-агрессивное расстройство личности .57
1.4.11. Психические расстройства личности 58
Циклоидная психопатия 58
Гипертимная психопатия .59
Астеническая психопатия 61
Гипотимная психопатия 61
Лабильная психопатия 62
Элилептоидная психопатия 63
1.4.12. Поведенческие и эмоциональные расстройства личности у детей и подростков... 64
Гиперкинетическое расстройство личности (F 90) .64
Расстройства социального поведения (F 91) 65
1.4.13. Соотношение международной и традиционной классификаций пограничных расстройств 67
1.5. Этические и правовые аспекты психологической диагностики................................................................. 69
1.6. Требования к пользователям психодиагностических методик.................................................................. 73
1.7. Особенности работы психолога в шкоде при диагностике расстройств личности
и поведения у детей 77
1.7.1. Психодиагностический метод обследования детей с отклоняющимся поведением... 77
1.7.2. Проективная методика «Незаконченные предложения» 79
1.7.3. Проективный рисуночный тест «Дом - дерево - человек» 85
1.7.4. Рисованный апперцептивный тест. 89
1.7.5. Тест-пиктограмма «Вы и ваше окружение» 93
ЛИТЕРАТУРА к части 1...... 96
Часть II. ДИАГНОСТИКА ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 99
2.1. Многофакторные личностные опросники.................................................................................................... 101
2.1.1. Многофакторный личностный опросник Р. Кзпелла 16PF - версия А (187 вопросов)... 101
2.1.2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэгтелла 16PF - версия С (105 вопросов)... 131
2.1.3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF. 149
2.1.4. Многофакторный личностный опросник FPI 159
2.2. Многомерные личностные опросники............................................................................................................ 167
2.2.1. Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI 167
2.2.2. Личностный опросник «Мини-мульт» 200
2.3. Психологическая диагностика расстройств личности............................................................................... 208
2.4. Социально-психологическая характеристика типов акцентуаций характера
по А. Е. Личко. 229
2.5. Определение акцентуации характера с помощью опросника
ПДОА. Е. Личко. 234
2.6. Определение акцентуации характера по тесту Леонгарда-Шмишека............................................... 251
2.7. Методика определения характерологических акцентуаций личности
и нервно-психологической неустойчивости 257
2.8. Методика определения уровня тревожности.............................................................................................. 267
2.8.1. Диагностика уровня тревожности по тест-опроснику Спилбергера-Ханина 267
2.8.2. Диагностика уровня тревожности для школьников (Филлипс) 271
2.9. Дифференцированная диагностика депрессивных состояний по В. А. Жмурову........................... 276
2.10. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)........................................................... 281
2.11. Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки.................................................................................. 286
2.12. Оценка психической активации и эмоционального тонуса
(Н. А. Курганский, Т. А. Немчин) 290
2.13. Оценка нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин)..................................................................... 294
2.14. Экспресс-диагностика психических состояний.......................................................................................... 299
2.14.1. Диагностика самооценки психических состояний (Г. Айзенк) 299
2.14.2. Методика измерения ригидности .301
2.14.3. Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества 303
2.14.4. Торонтская алекситимическая шкала .304
2.14.5. Диагностика состояния фрустрированности Вассермана-Бойко .307
2.14.6. Диагностика уровня невротизации Л. И. Вассермана 309
2.14.7. Экспресс-диагностика невроза Хека-Хесса .310
2.14.8. Диагностика функциональных состояний САН .312
ЛИТЕРАТУРА к части II 314 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ основных психологических и медицинских терминов 315
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, которые произошли в Международной классификации болезней (10-й пересмотр - МКБ-10), по сравнению с предыдущей версией весьма значительны. Это требует пересмотра традиционного разделения психических заболеваний на неврозы и психопатии.
Синонимом понятия «психопатии» в МКБ-10 служит понятие «расстройства личности и поведения». А краткое «неврозы» следует называть «невротическими расстройствами». Конечно, употребление новых терминов вместо прежних, «апробированных» может показаться несколько непривычным, особенно тем и там, кто изучает психиатрию по старым, традиционным учебникам и учебным пособиям. Кроме того, следует иметь в виду, что в некоторых учебных заведениях придерживаются классификации расстройств личности, известной как DSM-W, опубликованной еще в 1994 г. Американской психиатрической ассоциацией.
Сразу следует оговориться, что данное учебное пособие написано в основном для практических и клинических психологов, а также для учителей, обращающих внимание на отклонения в психическом развитии детей, школьников. Переход на употребление новой терминологии в соответствии с МКБ-10 для них не имеет особого значения, чего нельзя сказать о врачах, специалистах в области психиатрии, трудовая деятельность которых проходила в условиях употребления терминов из классификаций прежних версий. О теории и практике перехода к новой классификации в соответствии с МКБ-10 см. [14; 50; 51; 57; 58; 66; 68].
Психика человека ранима. Отрицательное воздействие на нее происходит на протяжении всей его жизни (огорчения и обиды в семье, конфликтные ситуации в трудовых коллективах, стрессовые ситуации, личностные трагедии и потрясения). Воздействие психогенных факторов может привести к пограничным расстройствам личности - пограничным заболеваниям, стоящим на рубеже между нормой и патологией (невротическим расстройствам, расстройствам личности и поведения). При определенных условиях не исключены пограничные заболевания у акцентуированных личностей (при высоких показателях отдельных черт характера по тестам Леонгарда - Шмишека, А. Е. Личко).
При определении психической нормы возникают значительные трудности. Б. Д. Лысков отмечает: «...реально наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояний психики, где однозначно определить их отношение к норме или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах - даже невозможным» [53, с. 423]. Действительно, психически здоровый человек может нарушать социальные и правовые нормы, в то время как при психической патологии зачастую наблюдается вполне законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение.
При исследовании пограничных расстройств особое внимание следует обратить на подростков. В этот период происходит первичная социализация личности, наблюдается бурный процесс перехода личности в новое качество, обостряются поведенческие реакции (группирование со сверстниками, эмансипация, оппозиция, отказ, декомпенсация и др.). В отношении подростков с отклоняющимся поведением возникает вопрос, имеем ли мы дело с акцентуацией характера как вариантом нормы или с расстройством личности как болезненным состоянием. Даже при выраженной аномалии характера подросткам до 16-17 лет не рекомендуется ставить диагноз расстройства личности, учитывая потенциальную возможность коррекции их поведения.
Следует иметь в виду, что многие невротические расстройства и расстройства личности сопровождаются общим расстройством здоровья и вегетативными симптомами (приступы
сердцебиения, повышенное или пониженное артериальное давление, потливость, нарушение деятельности внутренних органов - желудка, кишечника, пищевода и т. п.). Именно поэтому больные обращаются чаще всего не к психиатру, а к врачам общемедицинской практики (терапевтам, невропатологам, эндокринологам и др.). Попытки не устранять причины, а лечить последствия, как правило, не дают результатов. Расстройства личности остаются нераспознанными. Своевременное установление диагноза очень важно при пограничных заболеваниях, то есть тех, что стоят на границе нормы и патологии.
Классификации расстройств личности и акцентуаций характера во многом схожи. И в том и в другом случае речь идет о чрезвычайно выраженных - по сравнению со среднестатистическими нормами - особенностях (чертах) характера, во многом определяющих поведение личности (вспыльчивость, эмоциональная несдержанность, замкнутость в др.). Однако только при расстройствах личности и поведения эти особенности достигают степени болезненного состояния, являющегося причиной социальной дезадаптации, в то время как при акцентуации они выражены в меньшей степени и затрудняют адаптацию лишь в отдельных случаях.
Расстройство личности и поведения - это результат неправильного, искаженного процесса развития личности. Оно бывает врожденным или приобретенным в раннем возрасте и приводит к дисгармоничному формированию личности, к нарушению социальной адаптации.
Напротив, при невротических расстройствах личности мы имеем дело в основном со здоровыми людьми, прошедшими этап нормального развития и вступившими в жизнь без признаков дисгармоничности. Деформация личности при невротических расстройствах наступает вследствие продолжительного воздействия неблагоприятных психогенных факторов. Возникновению невротических расстройств способствуют такие негативные характерологические черты личности, как неустойчивое поведение, повышенная утомляемость, капризность, эгоизм, депрессия и другие.
Пользователям психодиагностических методик важно иметь четкое представление о классификации расстройств личности в соответствии с МКБ-10. Если медицинскому персоналу (особенно психиатрам, психотерапевтам, невропатологам) эта классификация достаточно хорошо известна, то, например, психологи, учителя, социологи и др. нуждаются в предварительном изучении аномалий в развития личности.
Исходя из описанных выше положений, автор считает целесообразным в одном учебном пособии изложить краткие сведения о некоторых пограничных расстройствах личности и поведения и описать методики по их определению.
Пособие рассчитано на студентов-гуманитариев, медицинских (клинических) и практических психологов (специальности 02.27.00 и 02.04.00 соответственно), на врачей общемедицинской практики, других пользователей психодиагностических методик. Оно будет полезным учителям, социологам, а также родителям, обратившим внимание на отклонения в психическом развитии своих детей.