Юридические исследования - ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Л.М. Прозументов -

На главную >>>

Судебная система и правоохранительные органы: ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Л.М. Прозументов


    Правовое обеспечение предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

     

     


     

    ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

     

     

     

     

       Сибирский юридический вестник. 2002. № 3.

     

     

     

     

    © 2002 г.  Л.М. Прозументов

     

     

     

     

    ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

     

    ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

     

    ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

     

     

     


    Правовое обеспечение предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

     

     

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Наиболее важными из них являются:

     

     

    1.   «Конвенция ООН и правах ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.).

     

     

    Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

     

     

    К ведению правоохранительных органов государств – участников Конвенции отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушения их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32–40).

     

     

    2. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е года (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.). Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

     

     

    Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы зашиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20).

     

     

    3. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получили название «Пекинские».

     

     

    «Пекинские правила» – основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств – участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

     

     

    В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).

     

     

    4. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., в связи с чем получили название – «Эр-Риядские». В этом документе определено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

     

     

    В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.[1]

     

     

    Прежде всего деятельность ПДН регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции». В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

     

     

    Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.

     

     

    Реализуя положения, закрепленные в ст. 4 Конвенции ООН «О правах ребенка» и ст. 62 Руководящих принципов, в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором были определены новые подходы в решении проблемы предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних с учетом международно-правовых документов. В частности, существовавшая до принятия этого закона система предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних подверглась серьезной реконструкции. В настоящее время новая система имеет прежде всего защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним.

     

     

    Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в законе о профилактике определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Кроме того Приказом Министерства внутренних дел РФ №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несо­вер­шеннолетних органов внутренних дел» от
    26 мая 2000 года, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется законом о профилактике, Приказом МВД и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД.

     

     

    В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:

     

     

    n  употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;

     

     

    n  совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного взыскания;

     

     

    n  совершившими правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

     

     

    n  освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

     

     

    n  не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;

     

     

    n  обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

     

     

    n  условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

     

     

    n  получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

     

     

    n  освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

     

     

    n  осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

     

     

    n  осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

     

     

    n  другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

     

     

    Анализ объекта предупреждения, определенный в действующем законе, позволяет сделать некоторые суждения.

     

     

    Прежде всего ст. 1 закона о профилактике дает слишком широкое понятие несовершеннолетнего: «лицо в возрасте до 18 лет». Поскольку нижняя граница возраста не определена, постольку можно предположить, что речь идет о времени с момента рождения и до достижения 18 лет. Представляется, что применительно к анализируемому закону такой подход к определению несовершеннолетнего возраста неверный, поскольку свидетельствует об имеющей место подмене понятий «несовершеннолетний» и «ребенок». Последнее понятие содержится в семейном кодексе РФ (ст. 54), а также в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (ст. 1). Указанные нормативные акты имеют свой предмет правового регулирования, и задачи, стоящие перед ними. Отметим, что и предмет и задачи, определенные в этих законодательных актах, не являются тождественными предмету и задачам, закрепленным в законе о профилактике. А с учетом специфики некоторых субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних, например, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, было бы целесообразнее закрепить положение, в соответствии с которым выделить две возрастные группы: «малолетние» – лица, не достигшие возраста четырнадцать лет (как это сделано в ч. 1 ст.28 ГК РФ) и «несовершеннолетние» – лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать (ч. 1 ст. 26 ГК РФ, ч. 1 ст. 87 УК РФ). В соответствии с такой градацией следовало бы точно определить субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность с той или иной группой. В частности, необходимо определить нижний возрастной предел, с достижением которого, лицо может быть объектом воздействия со стороны органов внутренних дел. Существующая в настоящее время неопределенность позволяет утверждать, что ПДН могут осуществлять индивидуальную профилактическую работу с любыми возрастными группами лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

     

     

    Представляется, что определение несовершеннолетних, с которыми необходимо осуществлять индивидуальную профилактическую работу, страдает неточностью. В частности, вряд ли можно говорить о несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности, что они совершили правонарушение (п. 6 ст. 5). Очевидно, следует говорить о том, что лица, не достигшие возраста административной ответственности, и, следовательно, не являющиеся субъектами правонарушения, совершили деяния, содержащие признаки конкретного административного правонарушения.

     

     

    Из анализа закона, непонятно, почему в отношении несовершеннолетних, например, совершивших деяние, содержащее признаки конкретного административного правонарушения, но не достигших возраста административной ответственности, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, а в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление и освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), – такую работу проводить не нужно. На наш взгляд, в основу определения необходимости проведения ПДН индивидуальной профилактической работы нужно класть общественную опасность деяния, совершенного конкретным подростком. Это наиболее объективный показатель поведения несовершеннолетнего, а затем учитывать другие показатели: возраст, уровень развития, уровень социализации и т.п.

     

     

    На наш взгляд, законодательное определение столь широкого по возрасту и качественно неодинакового круга несовершеннолетних с которыми ПДН должны осуществлять предупредительную работу, представляется нецелесообразным. Столь широкое определение объекта предупредительной работы во многом предопределяет низкую ее результативность. В современной педагогике не вызывает споров положение, в соответствие с которым, работать сколь-нибудь результативно с большим количеством разных по возрасту и направленности поведения (но в большинстве случаев трудных, педагогически запущенных) подростков крайне сложно и ожидать сколь-нибудь положительный результат от такой деятельности довольно трудно, особенно с учетом многофункционального характера деятельности субъектов воспитания.[2]

     

     

    Все, сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о профилактике. В частности, ПДН:

     

     

    n  проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

     

     

    n  выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

     

     

    n  осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

     

     

    n  рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

     

     

    n  участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

     

     

    n  участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

     

     

    n  вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения
    о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

     

     

    n  информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;

     

     

    n  принимать участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

     

     

    Однако перечень функций, возложенных на ПДН законом о профилактике, расширен ведомственным нормативным актом. Так, в приказе МВД РФ № 569 от 26 мая 2000 г. предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативно-розыскного характера. Представляется, что определение дополнительных, к установленным в законе функций, во-первых, противоречит Федеральному закону, в котором их перечень носит исчерпывающий характер, во-вторых, дает возможность систематического отвлечения сотрудников ПДН от выполнения функций, закрепленных в законе, в пользу осуществления оперативно-розыскной деятельности и превращения ПДН из подразделения по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних в подразделение, у которого определяющими функциями являются оперативно-розыскная деятельность и дознание.

     

     

     

     

     

     



    [1] В дальнейшем – ПДН.

     

     

    [2] См.: Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство/ Под ред. П. Карстанье, К.Ушакова. М., 1995; Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000.  С.51–54.